За что николая ii причислили к лику святых
Содержание:
Икона Николая 2: история создания
История иконописного увековечения российского царя-мученика удивительна и похожа на легенду. В ней отразился один из печальных парадоксов 20-го века. Икона Николая 2, последнего российского императора, была написана еще до его канонизации в России — по другую сторону океана, в США. В 1997-м русской эмигрантке Ие Шмит (в девичестве Подмошенской) приснился сон, в котором она увидела икону с изображением императора — мученика в великокняжеских одеждах.
Немногим ранее женщиной было получено небольшое наследство, и она намеревалась пожертвовать его на какое-нибудь благое дело. Проснувшись, она уже знала, что будет делать с деньгами. Ия Шмит обратилась к иконописцу Павлу Тихомирову, живущему в Калифорнии, с просьбой написать икону Николая 2, увиденную ею во сне. Они стали изучать фото царя, надеясь найти подходящий сюжет и выражение лица, сходное с привидевшимся женщине.
Икона многострадального российского императора была написана за несколько лет до того, как мучеников царской семьи прилучили к лику святых. Справа от государя изображен Николай Чудотворец, его небесный покровитель, а слева — праведный Иова Многострадальный. Надпись внизу гласит о том, что «сия святая икона» создана для прославления Царя-мученика в России.
Небесный сан и земные реликвии – поклонение правителям
Чина страстотерпцев, к которому отнесли Николая II и его семью, удостаиваются те, кто не противился насилию, безропотно снося горести и обиды. Они пострадали, выполняя Божьи Заповеди – прощать врагов и не отвечать злом на зло. Таких святых умертвили не язычники или безбожники, а жестокие и алчные единоверцы.
Храм на Крови в Екатеринбурге
В честь Романовых возведены Храм на Крови в Екатеринбурге, обитель на Ганиной Яме (место погребения казнённых), женский Домнинский скит Костромской и Галичской епархии, часовня-памятник в Загребе (Хорватия). Подобные церкви есть в Украине, Беларуси, Франции, Китае, Аргентине.
За и против
Между тем раздавалось немало голосов и против канонизации, особенно Николая II. В качестве аргументов приводились его неудачная государственная политика, в том числе трагедия на Ходынке, Кровавое Воскресенье, Ленский расстрел, а также контакты с Распутиным. В 1992 году определением Архиерейского Собора была инициирована Синодальная комиссия, которой было поручено исследовать
материалы, связанные с мученической кончиной царской семьи. В результате политическая деятельность Николая II была отделена Церковью от периода духовных и физических страданий, которые последний российский император перенес в конце жизни. В конце концов было дано следующее заключение: «В страданиях, перенесенных царской
семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в
жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке.
Именно в осмыслении этого подвига царской семьи комиссия в полном единомыслии и с одобрения Священного Синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и исповедников российских в лике страстотерпцев императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих Княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию».
14 августа 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Церкви царская семья была причислена к лику святых в составе Собора новомучеников и исповедников российских, явленных и неявленных.
Для церковных деятелей также имело большое значение, что Николай II вел порядочную и благочестивую жизнь: уделял большое внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал средства на постройку храмов. Все члены царской семьи, по мнению РПЦ, жили в соответствии с традициями православия
Почитание
Как полагают русские церковные деятели, характерное для русского народа благоговейное уважение к миропомазаннику, трагические обстоятельства его смерти, а также жалость, которую вызвала гибель ни в чем не повинных детей, способствовали отношению к царской семье не как к жертвам политических репрессий, а как к христианским мученикам. Поэтому практически сразу же началось почитание Романовых, продолжавшееся в течение всего советского периода нашей истории. Особенно сильными были эти настроения и в эмигрантских кругах. Так, в эмигрантской прессе появлялись сообщения о чудесах, совершенных царственными мучениками, например, о мироточении икон с их изображениями.
В чем помогает икона царской семьи Романовых
Для каждого человека, носящего имя одного из царственных страстотерпцев, он (или она) станут их святыми покровителями. Вот эти имена: Николай, Александра, Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.
Молитва перед такой иконой помогает поддерживать взаимоуважение поколений и близкие отношения между родными, воспитывать детей в благочестии, верности православным устоям и патриотизме, а молитва перед чудотворной мироточащей иконой Николая II помогает обрести исцеление.
Тропарь, кондак, величание
Днесь, благове́рнии лю́дие, све́тло почти́м / седмери́цу честну́ю ца́рственных страстоте́рпец, / Христо́ву еди́ну дома́шнюю Це́рковь: / Никола́я и Алекса́ндру, / Алекси́я, О́льгу, Татиа́ну, Мари́ю и Анастаси́ю. / Ти́и бо, уз и страда́ний многоразли́чных не убоя́вшеся, / от богобо́рных смерть и поруга́ние теле́с прия́ша / и дерзнове́ние ко Го́споду в моли́тве улучи́ша. / Сего́ ра́ди к ним с любо́вию возопии́м: / о святи́и страстоте́рпцы, / гла́су покая́ния и стена́нию наро́да на́шего вонми́те, / зе́млю Росси́йскую в любви́ к Правосла́вию утверди́те, / от междоусо́бныя бра́ни сохрани́те, / мир ми́рови у Бо́га испроси́те // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Ин тропарь, глас 5:
Ца́рства земна́го лише́ние,/ у́зы и страда́ния многоразли́чныя/ кро́тко претерпе́л еси́,/ свиде́тельствовав о Христе́ да́же до сме́рти от богобо́рцев,/ страстоте́рпче вели́кий Боговенча́нный царю́ Нико́лае,/ сего́ ра́ди му́ченическим венце́м на Небесе́х,/ венча́ тя с цари́цею и ча́ды и слуги́ твои́ми Христо́с Бог,/ Его́же моли́ поми́ловати страну́ Росси́йскую// и спасти́ ду́ши на́ша.
Избра́ннии Царе́м ца́рствующих и Го́сподем госпо́дствующих / от ро́да царе́й Росси́йских, / благове́рнии му́ченицы, / му́ки душе́вныя и смерть теле́сную за Христа́ прии́мшии / и венцы́ Небе́сными увенча́вшиися, / к вам, я́ко покрови́телем на́шим ми́лостивым, / с любо́вию благода́рне вопие́м: / ра́дуйтеся, ца́рственнии страстоте́рпцы, // за Русь Святу́ю пред Бо́гом усе́рднии моли́твенницы.
Ин кондак, глас 6:
Наде́жда царя́ му́ченика/ с цари́цею и ча́ды и слуги́ укрепи́,/ и к Твое́й любви́ окрыли́, бу́дущий им поко́й предвозвести́вши,// тех моли́твами, Го́споди, поми́луй нас.
Велича́ем вас,/ святи́и ца́рственнии страстоте́рпцы,/ и чтим честна́я страда́ния ва́ша,/ я́же за Христа́// претерпе́ли есте́.
Молитва
О святы́й страстоте́рпче, царю́ му́чениче Нико́лае! Госпо́дь тя избра́ пома́занника Своего́, во е́же ми́лостивно и пра́во суди́ти лю́дем твои́м и храни́телем Це́ркве Правосла́вныя бы́ти. Сего́ ра́ди со стра́хом Бо́жиим ца́рское служе́ние и о душа́х попече́ние соверша́л еси́. Госпо́дь же, испыту́я тя, я́ко И́ова Многострада́льнаго, попусти́ ти поноше́ния, ско́рби го́рькия, изме́ну, преда́тельство, бли́жних отчужде́ние и в душе́вных му́ках земна́го ца́рства оставле́ние. Вся сия́ ра́ди бла́га Росси́и, я́ко ве́рный сын ея́, претерпе́в и, я́ко и́стинный раб Христо́в, му́ченическую кончи́ну прие́м, Небе́снаго Ца́рства дости́гл еси́, иде́же наслажда́ешися Вы́шния сла́вы у Престо́ла всех Царя́, ку́пно со свято́ю супру́жницею твое́ю, цари́цею Алекса́ндрою, и ца́рственными ча́ды Алекси́ем, О́льгою, Татия́ною, Мари́ею и Анастаси́ею. Ны́не, име́я дерзнове́ние ве́лие у Христа́ Царя́, моли́, да прости́т Госпо́дь грех отступле́ния наро́да на́шего, и пода́ст грехо́в проще́ние, и на вся́кую доброде́тель наста́вит нас, да стяжи́м смире́ние, кро́тость и любо́вь и сподо́бимся Небе́сного Ца́рствия, иде́же ку́пно с тобо́ю и все́ми святы́ми новому́ченики и испове́дники Росси́йскими просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О почитании иконы
Икона царя Николая, творившая чудеса исцеления и источавшая миро, получила широкую известность. С литографическим образом царя был совершен облет территории России, а также всего земного шара. Космический крестный ход вокруг Земли (2018), подготовленный по инициативе Войсковой Православной Миссии, посвятили столетию убиения государя и его семьи, а также их светлой памяти.
После этого святыни (литографии) передали в наиболее значимые монастыри и храмы, связанные с судьбой династии: Московские обители, храмы Санкт – Петербурга, Ипатьевский Костромской монастырь, Храм на Крови в Екатеринбурге, в монастырь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме, а также в храмы русского зарубежья. Дважды образ государя побывал на афонской Святой Горе.
Днем почитания иконы Николая II считается 17 июля (дата казни царской семьи в Ипатьевском доме). В этот день все верующие молятся о судьбе России и вымаливают прощение за мученическую смерть государя и его семьи.
Царствование Николая Второго можно оценивать по-разному, но высота его морального облика никогда ни у кого не вызывала сомнений. Его помнят как замечательного семьянина, прекрасного мужа и отца, человека благочестивого и верного заповедям Христа, занимающегося благотворительностью и щедро вносящего пожертвования на строительство храмов.
Поэтому иконе последнего русского царя молятся о покровительстве и сбережении мира в семье, о разрешении семейных проблем, о защите детей и близких. Святого императора просят защитить от внешних и внутренних врагов страны, от тех, кто пытается расшатать устои православия, об укреплении патриотических чувств. Перед мироточащим образом царя молятся об исцелении от болезней.
О чудесных исцелениях
Фактов о чудесных исцелениях от болезней в результате обращения за помощью к иконе Николая 2 зафиксировано огромное множество. Рассказы свидетелей передавались из уст в уста, слава бежала впереди самого образа.
Первое исцеление от иконы было у полковника в отставке Александра Михайловича Вытягова. Он впервые по радио услышал об иконе Николая II, и попросил своих родственников отвезти его в этот храм, к этой иконе. Дело в том, что Александр Михайлович сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, у него было много ранений, и через какое-то время он потерял зрение. Уже 15 лет он был слеп.
Когда икона была принята в храме Троицы Живоначальной, его привезли к протоиерею Алексию Уминскому, в то время настоятель храма. Обратившись к настоятелю за помощью, тот привел его к чудотворной иконе, накрыл рушником, который был весь пропитан миррой и стал молиться. Проснувшись утром Александр Михайлович, осмотрел свою комнату и громко закричал, что он видит. К нему сбежались все домочадцы и не могли нарадоваться чуду.
Стало известно также о чудесном исцелении мужчины, которому заболевание не позволяло кормить семью. Не помогали никакие доктора. Когда же он стал ревностно молиться перед иконой государя Николая Второго, к нему возвратилось здоровье.
Зафиксирован также случай на Украине, когда получила облегчение от мук женщина, страдавшая асцитом. Ее живот был таких огромных размеров, что не давал дышать. Когда женщина стала молиться царю Николаю, живот опал, боли прекратились и страдалица скончалась спокойно и тихо.
Исцелений от болезней зафиксировано большое количество. Рассказы людей, передаваемые из уст в уста, гнали славу вперед самой иконы. Люди стремились скорее попасть к образу, дабы получить помощь в решении своих проблем.
Один мужчина рассказывал о том, как он получил благодать от иконы Государя. Как то он заболел, у него была высокая температура, которая нечем не сбивалась, лекарства не помогали, и у него даже началась отниматься рука. Он не мог работать, а семью кормить надо. Однажды он пришел в храм и стал молиться мученику Николаю II об исцелении, а после приложился к святыне. Сразу же он почувствовал облегчение и на следующий день уже мог работать.
Есть еще один зафиксированный случай уже на Украине. Одна женщина очень долго болела асцитом, вся жидкость скапливалась у нее в животе. Живот был огромных размеров, поэтому бедная женщина очень страдала от болей и тяжелого дыхания. Когда она приехала в храм она долго молилась. После того как она припала к чудотворному образу ее живот опал. Врачи были шокированы и не могли этого объяснить. Женщина молилась и благодарила Бога и Николая II за облегчение ее страданий и вскоре она тихо и спокойно скончалась.
День почитания иконы Николая II – 17 июля. В этот день все молятся о судьбе России, а также вымаливают прощение за смерть Государя и всей его семьи.
За и против
Между тем раздавалось немало голосов и против канонизации, особенно Николая II. В качестве аргументов приводились его неудачная государственная политика, в том числе трагедия на Ходынке, Кровавое Воскресенье, Ленский расстрел, а также контакты с Распутиным. В 1992 году определением Архиерейского Собора была инициирована Синодальная комиссия, которой было поручено исследовать
материалы, связанные с мученической кончиной царской семьи. В результате политическая деятельность Николая II была отделена Церковью от периода духовных и физических страданий, которые последний российский император перенес в конце жизни. В конце концов было дано следующее заключение: «В страданиях, перенесенных царской
семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры, подобно тому, как он воссиял в
жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в XX веке.
Именно в осмыслении этого подвига царской семьи комиссия в полном единомыслии и с одобрения Священного Синода находит возможным прославить в Соборе новомучеников и исповедников российских в лике страстотерпцев императора Николая II, императрицу Александру, царевича Алексия, великих Княжен Ольгу, Татьяну, Марию и Анастасию».
14 августа 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Церкви царская семья была причислена к лику святых в составе Собора новомучеников и исповедников российских, явленных и неявленных.
Для церковных деятелей также имело большое значение, что Николай II вел порядочную и благочестивую жизнь: уделял большое внимание нуждам Православной Церкви, щедро жертвовал средства на постройку храмов. Все члены царской семьи, по мнению РПЦ, жили в соответствии с традициями православия
Роковая кисть Репина
Сразу после коронации Николая II живописец Илья Репин создал знаменитый парадный портрет императора. Перед этим он написал и картину «Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны».
Сегодня известно, что все натурщики Репина после написания полотна скоропостижно умирали. Так, «жертвами» художника стали композитор Мусоргский, известный литератор Писемский, знаменитый врач Пирогов. Замечательный поэт Федор Тютчев скончался сразу, как только Репин начал писать его портрет. После того, как Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, его застрелили в Киеве. «Жертв» репинской кисти настолько много, что это действительно ужасает.
Интересы большевиков
В 1918 году большевистское руководство не представляло собой однородную силу. Некоторые из его членов примкнули к большевизму не потому, что разделяли партийные положения РСДРП (б), а потому, что эта партия была наиболее боеспособной для осуществления радикальной революции в России. Разными были и силы, стоящие за спиной представителей руководства большевиков. Очевидно, что царская семья стала объектом борьбы интересов между ними.
Вопрос о причастности к убийству царской семьи Владимира Ульянова (Ленина) не раз менялся в зависимости от политической конъюнктуры. Между тем, несмотря на значительную роль, которую Ленин играл в большевистском правительстве, нельзя объяснять тяжкое злодеяние, каким является убийство царской семьи, волей одного или даже нескольких человек.
В руководстве большевистской партии сплелись интересы самых разных политических и экономических группировок. В начале 1918-го Ленин более всего зависел от немцев — стратегические интересы кайзеровской Германии и большевистского руководства совпадали. К июлю 1918 года ежемесячные расходы немцев на пропаганду в России достигли 3 млн рейхсмарок. В свою очередь, Ленин неизменно выполнял все германские требования. По дополнительному соглашению, подписанному в Берлине, в счет репараций большевиками было отправлено в Германию 2,5 млрд золотых рублей по курсу 1913 года, вывезено 2 млн пудов сахара, 9132 вагона хлеба, 2 млн пудов льноволокна, 1218 вагонов мяса и 294 вагона пушнины.
Совет народных комиссаров. Владимир Ульянов (Ленин) посередине
Между тем силы, которые делали ставку на Свердлова и Троцкого, не являлись покровителями Ленина. Более того, эти же силы не исключали возможности отстранения Троцкого, если тот вдруг будет вести себя «неправильно». Офицер английской разведки Уильям Вайсман писал 1 мая 1918 года американскому дипломату Эдварду М. Хаузу, известному как «полковник Хаус»: «Если мы решим, что Троцкий не хочет или не может пригласить нас, то мы можем призвать Керенского и других деятелей первоначальной республиканской революции, побудить их образовать правительственный комитет… и делать то, чего Троцкий не пожелал или не смог бы сделать».
В этих условиях Ленин не мог быть независимой фигурой, а власть его в стране и партии не была абсолютной. Злейший враг самодержавия и лично императора Николая II, Ленин в конкретной политической обстановке весны — лета 1918-го страшился расправы над царской семьей. И руководило им не чувство сострадания или человеколюбия, а физиологический страх за свою судьбу. Ленину угрожали представители другого клана, главным представителем которого был председатель ВЦИК Яков Свердлов. Он, как и Троцкий, рассматривал большевистскую партию как действенный инструмент для осуществления поставленной ему определенными силами задачи. Свердлов сыграл ведущую роль в организации главных преступлений красного террора. Эмигрантский исследователь Павел Пагануци писал: «У нас нет никаких сомнений, что чудовищные преступления большевиков в 1918 году, превзошедшие все меры жестокости, были совершены по приказанию из центра, Москвы, и главная ответственность за них лежала на Свердлове».
Председатель ВЦИК Яков Свердлов
Возможности двух направлений — ленинского и свердловского — по влиянию на судьбу царской семьи были примерно равны. Несмотря на то что Ленин обладал большим авторитетом в партии, Свердлов имел поддержку мощных и влиятельных структур как в России, так и за границей. Екатеринбург задолго до того, как в него была доставлена царская семья, был выбран Свердловым в качестве своей опорной базы.
В первой половине 1918 года Свердлов не мог не учитывать значение германского фактора и авторитета, какой имел в партии Ленин. Поэтому при решении вопроса о царской семье председатель ВЦИК вынужден был проявлять изощренную хитрость и скрытность. Не вызывает сомнений, что Свердлов разъяснил Яковлеву, что он должен придавать всей операции особую таинственность, но таким образом, чтобы у всех в Тобольске сложилось уверенность, что царскую семью вывозят в Москву, а затем за границу. На самом деле Яковлев должен был доставить семью Николая II в Екатеринбург и сдать местным властям. Яковлев должен был играть роль человека, всеми силами стремившегося выполнить задание Свердлова, но не сумевшего этого сделать из-за противодействия «своевольных» уральцев. Свердлов изначально создавал миф о якобы самостоятельных действиях уральских властей в отношении царской семьи, чтобы объяснить ими остановку ее в Екатеринбурге. Этим «своеволием» будет объясняться и злодеяние 17 июля 1918 года.
Длинный путь к канонизации
Все более открытое почитание Николая Второго за границей привело к тому, что уже в 1981 году вся Царская семья была канонизирована в Русской зарубежной церкви. В России при этом на официальном уровне вопрос еще не стоял, но событие привело к активизации внимания к личности Николая Второго.
Так, на месте Ипатьевского дома начали собираться верующие люди и молиться Царской семье. Стали появляться первые, не благословленные еще, самописные иконы. Примечательно, что на первых иконах пытались изобразить только убитых детей, поскольку их невиновность и чистота души ни у кого не вызывала сомнения.
Официально вопрос о канонизации в Русской православной церкви был поднят самым последним — канонизация уже совершилась в Зарубежной церкви, а также Царские страстотерпцы считались местночтимыми святыми в некоторых отдельных областях.
В 1992 году синодальной комиссией РПЦ начался процесс изучения и сбора данных для решения вопроса о причислении к лику святых царя Николая и его семьи. Во главе комиссии стоял митрополит Ювеналий, который почти 5 лет, до 1997 года, посвятил скрупулезной и методичной работе по изучению жизни последнего императора.
Итогами длительной работы комиссии стал доклад, на основании которого Синодом РПЦ было сформулировано решение о причислении Царской семьи к лику святых
Особое внимание было уделено тому факту, что Царская семья безропотно несла свой крест страданий, не пыталась бежать и скрываться, полностью покорилась судьбе и разделила боль России того времени
Интересно! При этом подчеркивалось, что канонизация царя никоим образом не несет никаких политических целей, таких как призывы к монархическому строю или почитание царя за сам факт его правления.
Царь Николай Второй заслужил свой лик святого не столько во время своего правления, сколько за время своего заключения, ареста и сопровождавших страданий. Понимая, что он может погибнуть вместе со всей своей семьей, царь не бежал, не бросил Россию, но страдал и погибал вместе с ней. Другими словами, причисление к лику святых стало возможным не столько за образ жизни государя, но за его смирение, покорность воле Божьей и за его смерть.
Икона Царя-мученика Николая II
Официальное решение было вынесено на Архиерейском соборе, 14 августа 2000 года. До последнего часа было непонятно, состоится канонизация или нет, поскольку были несогласные. Тем не менее решением собора царь Николай Второй вместе со своей супругой Александрой Федоровной и пятью детьми были прославлены как страстотерпцы среди новомучеников и исповедников Российских.
Восхождение на престол
В 1894 году после смерти Александра III Николай Второй вступил на престол и торжественно пообещал охранять самодержавие также твердо и неуклонно, как его покойный родитель. Коронация последнего русского императора состоялась в 1896 году в Москве. Эти торжественные мероприятия ознаменовались трагическими событиями на Ходынском поле, где во время раздачи царских подарков произошли массовые беспорядки, забравшие жизни тысячи граждан.
Восхождение на престол императора Николая II
Из-за массовой давки пришедший к власти монарх хотел даже отменить вечерний бал по случаю своего восхождения на престол, но позже решил, что Ходынская катастрофа является настоящим несчастьем, но не стоит того, чтобы омрачать праздник коронации. Эти события образованное общество восприняло как вызов, что стало закладкой фундамента в создание освободительного движения в России от царя-диктатора.
Коронация императора Николая II
На фоне этого императором в стране ввелась жесткая внутренняя политика, согласно которой преследовалось любое инакомыслие среди народа. В первые несколько лет царствования Николая Второго в России была проведена перепись населения, а также осуществлена денежная реформа, установившая золотой стандарт рубля. Золотой рубль Николая II приравнивался к 0,77 граммам чистого золота и был вполовину «тяжелее» марки, но в два раза «легче» доллара по курсу международных валют.
Николай II на коне
В тот же период в России были проведены «столыпинские» аграрные реформы, введено фабричное законодательство, принято несколько законов об обязательном страховании рабочих и всеобщем начальном образовании, а также отменен налоговый сбор с землевладельцев польского происхождения и отменена мера наказания, такая как ссылка в Сибирь.
В Российской империи во времена Николая Второго прошла масштабная индустриализация, повысились темпы сельскохозяйственного производства, стартовала добыча угля и нефти. При этом благодаря последнему русскому императору в России было построено более 70 тысяч километров железной дороги.
Почитание
См. также статью об иконах Николая 2 и царственных страстотерпцев.
Благоговейное отношение к императору и его родным не прекращалось на протяжении всего существования советского государства. Священники и прихожане ежегодно тайно проводили молебны о поминовении убитых страдальцев 18 мая — в день рождения Николая II и 17 июля в день его расстрела. Невзирая на беспощадное гонение безбожной власти, многие местные жители отваживались помещать фотографии Царственных страстотерпцев в качестве икон в свой домашний иконостас, подвергая опасности свою жизнь. Церковь еще не прославила подвиг Императорской семьи, но всеобщая любовь уже предвещала скорую канонизацию.
Православное понимание миссии искупителя
После революции в обществе русских эмигрантов зародилось убеждение, что пролитие крови царя Николая II стало искупительной жертвой за Россию и всего русского населения. По утверждению сторонников этой идеи, не только те, кто предал государя и одобрил его расстрел, будут подвержены наказанию Божию, но и весь русский народ. Они требовали от людей всеобщего покаяния за совершенное злодеяние над последним российским царем. Святейший Патриарх Кирилл по поводу всенародного покаяния сказал:
В России эта идея начала распространяться в 90-е годы. «Царебожники» делали упор на сомнительное «пророчество Авеля», в котором говорится, что Николай II «на венец терновый сменит корону царскую», а также придают особое значение клятве, которую от лица народа произнесли в 1613 г. на Земском соборе. В 2008 г. некоторые поборники этого движения объединились в «Царскую православную церковь». Они поклоняются Богородице прежде Иисуса Христа, создавая её неканонические образы. «Царебожниками» были составлены богослужебные тексты, акафист «святому царю искупителю», символ веры и другие молитвы, в которых прославляется царь-искупитель.