Почему царственных страстотерпцев причислили к лику святых: канонизация николая ii и его семьи

Царственные страстотерпцы: народное почитание

В православных кругах отношение к убитым как к мученикам начало распространяться сразу после их казни. Спустя три дня после трагедии патриарх Тихон в своей проповеди осудил убийц. Он подчеркнул, что отречение от престола было совершено царем из благих побуждений. Патриарх также добавил, что царственные страстотерпцы до ареста могли уехать за границу. Но они остались вместе с Россией и безропотно приняли крест страданий. Глава Церкви благословил духовенство совершать панихиды об убиенных Романовых.

Народное почитание царской семьи было обусловлено отношением к государю как к убитому Божьему помазаннику. Также люди были поражены жестокостью преступления. Ведь не пощадили даже детей, среди которых больной и слабый 13-летний царевич Алексей. В русском эмигрантском сообществе почитание было особенно явным. Появлялись различные свидетельства чудес, совершенных по молитвам царской семье. Например, в 40-х годах в эмигрантской печати распространилась история о чудесном спасении во времена Гражданской войны казаков, молящихся царевичу Алексею.

В 1989 году в день памяти царской семьи на месте казни верующими впервые читались «самописные» молитвы. Также там был установлен деревянный крест. В 1990 году при замене креста на металлический произошло чудесное знамение. В дождливую погоду на него с неба упал яркий луч света. По свидетельствам очевидцев, знамение продолжалось около 20 минут. Долгое время крест оставался единственным в городе видимым знаком почитания убиенной царской семьи. В 1991 году в Екатеринбурге впервые был проведен Крестный ход и молебен в честь царской семьи. Почитание становилось всё более очевидным и массовым.

Миф 5

Гибель императора Николая II и членов
его семьи не была мученической смертью за Христа, а…
(далее варианты): политической репрессией; убийством,
совершенным большевиками; ритуальным убийством,
совершенным евреями, масонами, сатаниста-ми (на выбор);
кровной местью Ленина за смерть брата; следствием
заговора мирового масштаба, ставившего целью
антихристианский переворот. Еще одна версия: Царскую
Семью не расстреляли, а тайно переправили заграницу;
комната же расстрела в Ипатьевском доме – преднамеренная
инсценировка.

Собственно, согласно любой из
перечисленных версий гибели Царской Семьи (за
исключением совсем уж невероятной о ее спасении)
неоспоримым фактом остается тот, что обстоятельствами
кончины Царской Семьи были физические и нравственные
страдания и смерть от рук противников, что это было
убийство, сопряженное с невероятным человеческим
мучением: длительное, долгое и изуверское.

Царевны Мария, Ольга, Татьяна и
Анастасия и царевич Алексей

В «Деянии о соборном прославлении
новомучеников и исповедников Российских ХХ века»
записано: «Император Николай Александрович часто
уподоблял свою жизнь испытаниям страдальца Иова, в день
церковной памяти которого родился. Приняв свой крест так
же, как библейский праведник, он перенес все
ниспосланные ему испытания твердо, кротко и без тени
ропота. Именно это долготерпение с особенной ясностью
открывается в последних днях жизни Императора».
Большинство свидетелей последнего периода жизни
Царственных мучеников говорят об узниках Тобольского
губернаторского и Екатеринбургского Ипатьевского домов
как о людях страдавших и, несмотря на все издевательства
и оскорбления, ведших благочестивую жизнь. Их истинное
величие проистекало не из их царского достоинства, а от
той удивительной нравственной высоты, на которую они
постепенно поднялись.

Те, кто желают внимательно и непредвзято
ознакомиться с опубликованными материалами о жизни и
политической деятельности Николая II, следствия по делу
убийства Царской Семьи, может посмотреть следующие
работы в разных изданиях:

  • Роберт Вильтон. «Последние дни Романовых» 1920 г.;
  • Михаил Дитерихс. «Убийство Царской Семьи и Членов Дома Романовых на Урале» 1922;
  • Николай Соколов. «Убийство Царской Семьи», 1925;
  • Павел Пагануцци. «Правда об убийстве Царской Семьи», 1981
  • Николай Росс. «Гибель Царской Семьи», 1987г.
  • Мультатули П.В. «Николай II. Дорога на Голгофу». -М., 2010
  • Мультатули П.В. «Свидетельствуя о Христе даже до смерти», 2008
  • Мультатули П.В. «Господь да благословит решение мое». Николай II и заговор генералов,2002

Юлия Комлева,

доцент кафедры новой и новейшей истории

Уральского госуниверситета им. Горького

 Православие.Ru — 13.10.2010.

Миф 2

Неудачная государственная и церковная
политика Императора. В поражении в русско-японской войне
1904-1905 гг. виноват именно Император, не сумевший
обеспечить эффективность и боеспособность российской
армии и флота. Своим упорным нежеланием проводить
необходимые экономические и политические реформы, а
также вести диалог с представителями граждан России всех
сословий, император «вызвал» революцию 1905-1907 гг.,
которая, в свою очередь, привела к сильнейшей
дестабилизации российского общества и государственной
системы. Он же втянул Россию в Первую мировую войну, в
которой потерпел поражение.

На самом деле, при Николае II Россия
переживала небывалый период материального расцвета,
накануне Первой мировой войны ее экономика процветала и
росла самыми быстрыми темпами в мире. За 1894-1914 гг.
госбюджет страны вырос в 5,5 раза, золотой запас – в 3,7
раза, российская валюта была одной из сильнейших в мире.
При этом государственные доходы росли без малейшего
увеличения налогового бремени. Общий рост российской
экономики даже в тяжелые годы Первой мировой войны
составлял 21,5%. Профессор Эдинбургского университета
Чарльз Саролеа, посещавший Россию до и после революции,
полагал, что русская монархия была самым прогрессивным
правительством в Европе.

Император много сделал для подъема
обороноспособности страны, усвоив тяжелые уроки
русско-японской войны. Одним из наиболее значимых его
деяний было возрождение русского флота, которое
произошло против воли военных чиновников, но спасло
страну в начале Первой мировой войны. Самым трудным и
самым забытым подвигом Императора Николая II было то,
что он в невероятно тяжелых условиях довел Россию до
порога победы в Первой мировой войне, однако, его
противники не дали ей переступить через этот порог.
Генерал Н.А. Лохвицкий писал: «Девять лет понадобилось
Петру Великому, чтобы Нарвских побежденных обратить в
Полтавских победителей. Последний Верховный
Главнокомандующий Императорской Армии – Император
Николай II сделал ту же великую работу за полтора года,
но работа его была оценена и врагами, и между Государем
и его Армией и победой «стала революция». Военные
таланты Государя были в полной мере раскрыты на посту
Верховного главнокомандующего. Россия определенно стала
выигрывать войну, когда наступил триумфальный 1916 год
Брусиловского прорыва, с планом которого были не
согласны многие военачальники, и на котором настоял
именно Государь.

Следует отметить, что Николай II
относился к несению обязанностей монарха как к своему
священному долгу и сделал все от него зависящее: сумел
подавить страшную по мощи революцию 1905 г. и оттянуть
триумф «бесов» на целых 12 лет. Благодаря его личным
усилиям был достигнут коренной перелом в ходе
русско-германского противостояния. Будучи уже в плену у
большевиков, он отказался одобрить Брестский мир и тем
самым спасти себе жизнь. Он достойно жил и достойно
принял смерть.

В отношении церковной политики
Императора, необходимо учесть, что она не вышла за рамки
традиционной синодальной системы управления Церковью, и
именно в царствование Императора Николая II прежде
официально безмолвствовавшая в течение двух столетий по
вопросу о созыве Собора церковная иерархия получила
возможность не только широко обсуждать, но и практически
подготовить созыв Поместного Собора.

Популярное за 7 дней

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33

Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01

Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10

Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07

Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54

Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54

Дела семейные
30.09.21 10:41

Как распознать в себе гордыню?
01.10.21 10:24

Благоверный великий князь Андрей Боголюбский

Активная деятельность великого князя Владимирского Андрея Боголюбского, которая привела к усилению авторитета и влияния великокняжеской власти, вызвала недовольство бояр, поскольку их «самочиние» терпело ущерб. В 1174 году великий князь пал жертвой заговора, главную роль в котором сыграл боярский род Кучковичей: князь был убит ночью в своём Боголюбском дворце. Заговорщики ворвались в покои князя, ударили его мечом; уже уходя, вернулись, услышав, что князь ещё жив, и довершили своё злодейство. Рассказ современника «О убьении Андрееве» свидетельствует о ненависти бояр к князю: тело его два дня лежало брошенным на огородах, а затем — в притворе Рождественской церкви без отпевания. Хотя убийство князя Андрея было политическим, Церковь прославила его как страстотерпца. Поводом к почитанию и последующей канонизации стала невинная смерть князя и его труды по политическому и духовному возвышению Владимиро-Суздальского княжества, поддержанные Божией Матерью рядом чудесных явлений.

Икос 2

Разумеша людие Российстии, яко избранием
на царство новаго рода благочестиваго, утиши Господь
нестроения и смуты в Земли нашей, принесоша обет вернаго
служения роду сему. Мы же, любви и ревности тех
подражающе, к вам, царственнии страстотерпцы, яко
наследником сего избрания со умилением вопием:

Радуйтеся, венец и похвало рода царскаго
и священнаго.

Радуйтеся, корене благочестиваго
преславныя отрасли.

Радуйтеся, Патриарха Российскаго
Филарета святое прозябение.

Радуйтеся, попечению его о Церкви и
отечестве подражавшии.

Радуйтеся, великия старицы инокини Марфы
благословенное наследие.

Радуйтеся, покорность воли Божией от нея
восприимшии.

Радуйтеся, пред иконою Божия Матере
Феодоровския молитвы присно возносившии.

Радуйтеся, все упование на помощь
Богородицы с верою возлагавшии.

Радуйтеся, царственнии страстотерпцы,
земли Российския хранителие и молитвенницы.

О почитании иконы

Икона царя Николая, творившая чудеса исцеления и источавшая миро, получила широкую известность. С литографическим образом царя был совершен облет территории России, а также всего земного шара. Космический крестный ход вокруг Земли (2018), подготовленный по инициативе Войсковой Православной Миссии, посвятили столетию убиения государя и его семьи, а также их светлой памяти.

После этого святыни (литографии) передали в наиболее значимые монастыри и храмы, связанные с судьбой династии: Московские обители, храмы Санкт – Петербурга, Ипатьевский Костромской монастырь, Храм на Крови в Екатеринбурге, в монастырь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме, а также в храмы русского зарубежья. Дважды образ государя побывал на афонской Святой Горе.

Днем почитания иконы Николая II считается 17 июля (дата казни царской семьи в Ипатьевском доме). В этот день все верующие молятся о судьбе России и вымаливают прощение за мученическую смерть государя и его семьи.

Царствование Николая Второго можно оценивать по-разному, но высота его морального облика никогда ни у кого не вызывала сомнений. Его помнят как замечательного семьянина, прекрасного мужа и отца, человека благочестивого и верного заповедям Христа, занимающегося благотворительностью и щедро вносящего пожертвования на строительство храмов.

Поэтому иконе последнего русского царя молятся о покровительстве и сбережении мира в семье, о разрешении семейных проблем, о защите детей и близких. Святого императора просят защитить от внешних и внутренних врагов страны, от тех, кто пытается расшатать устои православия, об укреплении патриотических чувств. Перед мироточащим образом царя молятся об исцелении от болезней.

О чудесных исцелениях

Фактов о чудесных исцелениях от болезней в результате обращения за помощью к иконе Николая 2 зафиксировано огромное множество. Рассказы свидетелей передавались из уст в уста, слава бежала впереди самого образа.

Первое исцеление от иконы было у полковника в отставке Александра Михайловича Вытягова. Он впервые по радио услышал об иконе Николая II, и попросил своих родственников отвезти его в этот храм, к этой иконе. Дело в том, что Александр Михайлович сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, у него было много ранений, и через какое-то время он потерял зрение. Уже 15 лет он был слеп.

Когда икона была принята в храме Троицы Живоначальной, его привезли к протоиерею Алексию Уминскому, в то время настоятель храма. Обратившись к настоятелю за помощью, тот привел его к чудотворной иконе, накрыл рушником, который был весь пропитан миррой и стал молиться. Проснувшись утром Александр Михайлович, осмотрел свою комнату и громко закричал, что он видит. К нему сбежались все домочадцы и не могли нарадоваться чуду.

Стало известно также о чудесном исцелении мужчины, которому заболевание не позволяло кормить семью. Не помогали никакие доктора. Когда же он стал ревностно молиться перед иконой государя Николая Второго, к нему возвратилось здоровье.

Зафиксирован также случай на Украине, когда получила облегчение от мук женщина, страдавшая асцитом. Ее живот был таких огромных размеров, что не давал дышать. Когда женщина стала молиться царю Николаю, живот опал, боли прекратились и страдалица скончалась спокойно и тихо.

Исцелений от болезней зафиксировано большое количество. Рассказы людей, передаваемые из уст в уста, гнали славу вперед самой иконы. Люди стремились скорее попасть к образу, дабы получить помощь в решении своих проблем.

Один мужчина рассказывал о том, как он получил благодать от иконы Государя. Как то он заболел, у него была высокая температура, которая нечем не сбивалась, лекарства не помогали, и у него даже началась отниматься рука. Он не мог работать, а семью кормить надо. Однажды он пришел в храм и стал молиться мученику Николаю II об исцелении, а после приложился к святыне. Сразу же он почувствовал облегчение и на следующий день уже мог работать.

Есть еще один зафиксированный случай уже на Украине. Одна женщина очень долго болела асцитом, вся жидкость скапливалась у нее в животе. Живот был огромных размеров, поэтому бедная женщина очень страдала от болей и тяжелого дыхания. Когда она приехала в храм она долго молилась. После того как она припала к чудотворному образу ее живот опал. Врачи были шокированы и не могли этого объяснить. Женщина молилась и благодарила Бога и Николая II за облегчение ее страданий и вскоре она тихо и спокойно скончалась.

День почитания иконы Николая II – 17 июля. В этот день все молятся о судьбе России, а также вымаливают прощение за смерть Государя и всей его семьи.

Царица Александра

Принцесса Алиса Дармштадская была внучкой королевы Виктории. Она родилась в 1872 году в Дармштадте, крещена в лютеранской церкви. Мать была очень набожная, стремилась творить заповеди Божии, помогать людям, больным и нищим, из-за чего получила смертельную болезнь. После смерти матери в семье осталось семеро детей. Вскоре скончался и отец, герцог Людвиг Четвертый.

Мать привила детям веру во Христа, благочестие и стремление помогать людям. Эти качества прослеживаются в Алисе. На свадьбе старшей сестры (будущей княгини Елизаветы) и князя Сергея она познакомилась с юным Николаем. Он признавался позже, что влюбился в нее с первого взгляда. Княгиня Елизавета помогала их переписке. Спустя несколько лет Николай сделал предложение Алисе. Их любовь была похожа на сказку. Чувства их оставались свежими, несмотря на четверть века совместной жизни. Их трогательная переписка сохранилась до сих пор.

После открывшейся болезни младшего сына императрица получила тяжелый сердечный недуг. Она с трудом могла ходить, у нее была сильная отдышка. Но, несмотря на свою тяжелую болезнь, императрица во время войны работала в госпитале, ухаживала за раненными и помогала сестре (княгине Елизавете) делать тяжелые операции.

Александра Федоровна обладала великой силой духа. Она не
только не отчаялась в трудные времена, но и умела поддержать своего супруга. В
тяжелое время отречения государя от престола, она с детьми тяжело болела. Но
она не пала духом, утешая детей и супруга.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Быть сегодня христианином трудно. Но можно спросить: а когда было легко? Было ли легко нашим отцам и матерям в страшное безбожное лихолетие, во времена репрессий? Было ли легко в древности, во времена гонений на христиан? Быть христианином всегда трудно, потому что наш путь – это узкий путь, который требует значительного напряжения душевных и физических сил, знаний, умений, опыта, твердых убеждений. Легко идти по широкому пути, но такой путь – это путь страстей, путь бездумного отношения к окружающей действительности, путь, ведущий человека к духовной гибели. Господь же учит нас идти узким путем, ведущим в Царствие Небесное.

День памяти и канонизация царской семьи

Передовица газеты «Уральский рабочий»

Сообщение о казни Романовых впервые опубликовали 22 июля 1918 г. в газете «Уральский рабочий». Московский патриарх Тихон сразу же выразил отношение церкви к этому событию, осуждая палачей и возвеличивая подвиг императора: «Он мог бы… найти безопасность за границей, но не сделал этого, желая страдать вместе с Россией. Он ничего не предпринимал для улучшения своего состояния, безропотно покорился судьбе». Во многих храмах прошли панихиды о монаршей семье.

В 1928 г. Катакомбная церковь (представители духовенства, которые из-за своей антисоветской позиции находились в нелегальном положении) внесла владык в перечень чтимых святых. Те же настроения бытовали среди эмигрантов – в 1947 г. зафиксированы первые сообщения о чудесах, случавшихся после молитвы к царям, а их фотографии вешали рядом с образами. В 1981 г. Романовых и их слуг канонизировала Русская зарубежная церковь.

В 1990 г. на месте Ипатьевского дома (разрушенного в 1977 г.) поставили деревянный крест, к которому немедленно потянулись паломники. Сейчас там возведён Храм на Крови во имя Всех святых, с особой криптой (усыпальницей) на месте комнаты, где произошла казнь.

Храм на Крови на месте дома Ипатьева. Екатеринбург

День памяти царской семьи 17 июля (к дате смерти) и 7 февраля – в праздник Собора новомучеников. В этот день служат особые молебны, читая акафист Царственным страстотерпцам. А в Екатеринбурге от места расстрела до Ганиной Ямы следует многолюдный крестный ход.

Икона царственных страстотерпцев из янтаря

Отречение от престола

Намереваясь лично узнать положение в столице, Николай Александрович выехал из ставки и отправился в Петроград. В Пскове к нему, совершенно отрезанному от всего мира, явилась делегация от Государственной думы. Делегаты стали просить государя отречься от престола для успокоения мятежа. К ним присоединились и генералы Северного фронта. К ним вскоре присоединились и командующие другими фронтами. 

С этой просьбой коленопреклоненно обратились к Царю и его ближайшие родственники. Не нарушая присяги Помазанника Божьего и не упраздняя Самодержавной Монархии, Император Николай II передал Царскую власть старшему из рода — брату Михаилу. Согласно последним исследованиям, т.н. «манифест» об отречении (подписанный карандашом!), составленный вопреки законам Российской Империи был телеграммой, из которой следовало, что Государь предан в руки врагов. Чтущий да разумеет!

Лишенный возможности связаться со ставкой, с семьей, с теми, кому еще доверял, царь надеялся, что эта телеграмма будет воспринята войсками как призыв к действию — освобождению Помазанника Божия. К величайшему сожалению русский народ не смог объединиться в священном порыве: «За Веру, Царя и Отечество». Свершилось страшное…

О том, насколько правильно Государь оценивал создавшееся положение и окружавших Его людей, свидетельствует короткая запись, ставшая исторической, сделанная Им в своем дневнике в этот день: «Кругом измена, и трусость, и обман». Великий князь Михаил отказался принять корону, и монархия в России пала.

Икона Божией Матери «Державная»

Именно в тот роковой день 15 марта 1917 года в селе Коломенское, под Москвой, произошло чудесное явление иконы Божией Матери, названной «Державная». Царица Небесная изображена на ней в царской порфире, с короной на голове, со Скипетром и Державою в руках. Пречистая приняла на Себя бремя Царской власти над народом России.

Прощание с конвоем

Во время отречения государя в течение нескольких дней императрица не получала от него известий. Муки ее в эти дни смертельной тревоги, без известий и у постелей пяти тяжело больных детей, превзошли все, что можно себе вообразить. Подавив в себе немощь женскую и все телесные недуги свои, геройски, самоотверженно, посвятила себя уходу за больными, с полным упованием на помощь Царицы Небесной.

Императорская семья

Последний российский монарх Николай II родился в 1868 году. На престол он взошел в возрасте 26 лет, после внезапной смерти отца – Александра III. Женился на немецкой принцессе Алисе Гессенской, которая крестилась в Православие с именем Александра и отчеством Федоровна. Такое отчество при Крещении получали многие иностранные принцессы и Великие княгини. Оно давалось в честь чудотворной Федоровской иконы Божьей матери, особо почитаемой родом Романовых. Основатель династии, Михаил Романов, был благословлен матерью на правление именно этой иконой. В 1896 году Николая II и его супругу официально венчали на царство. В историю они вошли как царственные страстотерпцы.

Памятник царственным страстотерпцам в Дивеевском монастыре

У царской четы было четыре дочери (Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия) и сын-наследник Алексей. Он родился с тяжелым наследственным недугом – гемофилией (несвертываемость крови). Даже незначительная физическая травма могла привести Алексея к кровотечению и смерти. Например, в восьмилетнем возрасте царевич ушиб ногу при неудачном прыжке в лодку. Образовалась гематома, которая долго не рассасывалась. Наследник был в состоянии, опасном для жизни. Николай в письме матери отмечал, что из-за высокой температуры и боли Алексей не мог спать. Мальчик только стонал и молился. 

Царская семья была дружной и сплоченной. Она вела благочестивую христианскую жизнь. Не было свидетелей ссор царственных супругов или даже повышения голоса друг на друга. Дочери императора не были изнежены и избалованы. Они занимались рукоделием и стремились творить добрые дела. Например, во время войны княжны с матерью ухаживали за ранеными солдатами.

Особое внимание в семье уделялось молитве и церковной жизни. Даже находясь под арестом, княжны пели на клиросе во время богослужений

Протоиерей Афанасий Беляев в своем дневнике писал:

Россия при Николае II

Несмотря на экономический рост России в годы правления Николая II, в стране нарастала внутренняя напряженность. У значительной части населения империи отсутствовали политические свободы. Несмотря на упразднение крепостного права, проблемным оставалось положение крестьян. У рабочих были тяжелые условия труда. Также Российская империя потерпела поражение в русско-японской войне. Всё это спровоцировало первую русскую революцию 1905 года. Император ограничил свою власть и дал народу больше гражданских свобод. Также под давлением либералов Николаем была учреждена Государственная дума.

В 1914 году началась Первая Мировая война. Она привела к экономическому ослаблению России и усугублению внутриполитической нестабильности. В феврале 1917 года в столице вспыхнуло новое восстание. Одним из главных итогов Февральской революции стало отречение Николая II от престола. Однако достоверность этого поступка и его законность среди историков нередко подвергаются сомнению. Власть перешла к Временному правительству. Царская семья была арестована и позднее отправлена в ссылку в Тобольск, а затем в Екатеринбург.

В октябре 1917 года экономический, военный и политический кризис привел к государственному перевороту (Октябрьская революция). Большевики во главе с Владимиром Лениным свергли Временное правительство и взяли власть в свои руки. В ночь с 16 на 17 июля 1918 года Николай II, его семья и оставшиеся члены свиты были расстреляны большевиками в Екатеринбурге. 

Ещё задолго до Октябрьской революции святой праведный Иоанн Кронштадский сказал:

О судьбе иконы

Икона с изображением русского царя сегодня хранится дома у Ии Шмидт. Литографии же, сделанные с образа, женщина стала продавать, чтобы они помогали россиянам, претерпевающим трудности за границей. Несколько литографий оказались у родного брата Ии Дмитревны, игумена Германа, служившего в Рязанской Свято-Никольской богадельне.

Он привез их в Россию. Одну из них в Свято-Никольской богадельне (Рязань) увидел О. И. Бельченко, ставший ее хранителем. А случилось это спустя восемьдесят лет после отречения, 15 марта 1997-го. С тех пор по его инициативе образ государя стал кочевать по храмам России, нигде подолгу не задерживаясь.

Одним из чудес, связанных с образом императора, по заявлениям свидетелей, является мироточение его иконы, происходящее в дни особых торжеств или памятных исторических событий, сопровождающееся необыкновенным неземным благоуханием. Образ, перед которым читались акафисты, мироточил в продолжение нескольких месяцев.

Например, 28 февраля 1999-го, в праздник Торжества Православия, литографию передали в находящийся в Пыжах храм святителя Николая Чудотворца. Икона была здесь принята с особой торжественностью: перед ней постелили ковровую дорогу, звонили во все колокола, а прихожане в это время совершали молитвы. По свидетельствам очевидцев, образ Государя в этот день сильно мироточил.

Царская семья

Первые 20 лет супружества царской четы были самыми счастливыми в их личной семейной жизни. Царская Чета являла собой образец подлинно христианской семейной жизни. Отношения Августейших Супругов отличались искренней любовью, сердечным взаимопониманием и глубокой верностью.

Осенью 1895 года родилась первая дочь — Великая Княжна Ольга. Она обладала очень живым умом и рассудительностью. Неудивительно, что отец часто советовался с ней, даже по самым важным вопросам. Святая княжна Ольга очень любила Россию и так же, как и ее отец, любила простой русский народ. Когда заходила речь о том, что она может выйти замуж за одного из иностранных принцев, то она не хотела и слышать об этом, говоря: «Я не хочу покидать Россию. Я — русская и хочу остаться русской».

Через два года родилась вторая девочка, названная во святом Крещении Татьяной, еще через два года — Мария, а еще через два года — Анастасия.

С появлением детей Александра Феодоровна отдала им все свое внимание: кормила, ежедневно сама купала, неотступно бывала в детской, не доверяя своих детей никому. Государыня не любила ни минуты оставаться праздной, и своих детей она приучила к труду

Две старшие дочери — Ольга и Татьяна — во время войны работали с матерью в лазарете, исполняя обязанности хирургических сестер.

Императрица Александра Федоровна подает инструменты во время операции. Позади стоят Вел. княжны Ольга и Татьяна.

Но заветным желанием Царской четы было рождение Наследника. Долгожданное событие произошло 12 августа 1904 года, через год после паломничества Царской семьи в Саров, на торжества прославления преподобного Серафима. Но уже через несколько недель после рождения Царевича Алексия выяснилось, что он болен гемофилией. Жизнь ребенка все время висела на волоске: малейшее кровотечение могло стоить ему жизни. Близкие отмечали благородство характера Царевича, доброту и отзывчивость его сердца. «Когда я буду Царем, не будет бедных и несчастных, — говорил он. — Я хочу, чтобы все были счастливы».

Царь и Царица воспитывали детей в преданности русскому народу и тщательно готовили их к предстоящему труду и подвигу. «Дети должны учиться самоотречению, учиться отказываться от собственных желаний ради других людей», — считала Государыня. Царевич и Великие Княжны спали на жестких походных кроватях без подушек; одевались просто; платье и обувь переходили от старших к младшим. Еда была самая простая. Любимой пищей Царевича Алексея были щи, каша и черный хлеб, «которые, — как говорил он, — едят все мои солдаты».

Удивительно искренний взгляд Государя всегда светился неподдельной добротой. Однажды Царь посетил крейсер «Рюрик», где находился революционер, давший клятву убить его. Матрос не выполнил обета. «Я не смог этого сделать, — объяснил он. — Эти глаза смотрели на меня так кротко, так ласково».

Лица, стоявшие близко ко двору, отмечали живой ум Николая II— он всегда быстро схватывал существо докладываемых ему вопросов, прекрасную память, особенно на лица, благородство образа мыслей. Но Николай Александрович своей мягкостью, тактичностью в обращении, скромными манерами на многих производил впечатление человека, не унаследовавшего сильной воли своего отца.

Государь был бессребреником. Нуждающимся он щедро помогал из своих собственных средств, не задумываясь о величине просимой суммы. «Он скоро все раздаст, что имеет», — говорил управляющий кабинетом Его Величества. Он не любил мотовства и роскоши, а платья его были часто чинены.

В чем помогает икона царской семьи Романовых

Для каждого человека, носящего имя одного из царственных страстотерпцев, он (или она) станут их святыми покровителями. Вот эти имена: Николай, Александра, Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

Молитва перед такой иконой помогает поддерживать взаимоуважение поколений и близкие отношения между родными, воспитывать детей в благочестии, верности православным устоям и патриотизме, а молитва перед чудотворной мироточащей иконой Николая II помогает обрести исцеление.

Тропарь, кондак, величание

Днесь, благове́рнии лю́дие, све́тло почти́м / седмери́цу честну́ю ца́рственных страстоте́рпец, / Христо́ву еди́ну дома́шнюю Це́рковь: / Никола́я и Алекса́ндру, / Алекси́я, О́льгу, Татиа́ну, Мари́ю и Анастаси́ю. / Ти́и бо, уз и страда́ний многоразли́чных не убоя́вшеся, / от богобо́рных смерть и поруга́ние теле́с прия́ша / и дерзнове́ние ко Го́споду в моли́тве улучи́ша. / Сего́ ра́ди к ним с любо́вию возопии́м: / о святи́и страстоте́рпцы, / гла́су покая́ния и стена́нию наро́да на́шего вонми́те, / зе́млю Росси́йскую в любви́ к Правосла́вию утверди́те, / от междоусо́бныя бра́ни сохрани́те, / мир ми́рови у Бо́га испроси́те // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Ин тропарь, глас 5:

Ца́рства земна́го лише́ние,/ у́зы и страда́ния многоразли́чныя/ кро́тко претерпе́л еси́,/ свиде́тельствовав о Христе́ да́же до сме́рти от богобо́рцев,/ страстоте́рпче вели́кий Боговенча́нный царю́ Нико́лае,/ сего́ ра́ди му́ченическим венце́м на Небесе́х,/ венча́ тя с цари́цею и ча́ды и слуги́ твои́ми Христо́с Бог,/ Его́же моли́ поми́ловати страну́ Росси́йскую// и спасти́ ду́ши на́ша.

Избра́ннии Царе́м ца́рствующих и Го́сподем госпо́дствующих / от ро́да царе́й Росси́йских, / благове́рнии му́ченицы, / му́ки душе́вныя и смерть теле́сную за Христа́ прии́мшии / и венцы́ Небе́сными увенча́вшиися, / к вам, я́ко покрови́телем на́шим ми́лостивым, / с любо́вию благода́рне вопие́м: / ра́дуйтеся, ца́рственнии страстоте́рпцы, // за Русь Святу́ю пред Бо́гом усе́рднии моли́твенницы.

Ин кондак, глас 6:

Наде́жда царя́ му́ченика/ с цари́цею и ча́ды и слуги́ укрепи́,/ и к Твое́й любви́ окрыли́, бу́дущий им поко́й предвозвести́вши,// тех моли́твами, Го́споди, поми́луй нас.

Велича́ем вас,/ святи́и ца́рственнии страстоте́рпцы,/ и чтим честна́я страда́ния ва́ша,/ я́же за Христа́// претерпе́ли есте́.

Молитва

О святы́й страстоте́рпче, царю́ му́чениче Нико́лае! Госпо́дь тя избра́ пома́занника Своего́, во е́же ми́лостивно и пра́во суди́ти лю́дем твои́м и храни́телем Це́ркве Правосла́вныя бы́ти. Сего́ ра́ди со стра́хом Бо́жиим ца́рское служе́ние и о душа́х попече́ние соверша́л еси́. Госпо́дь же, испыту́я тя, я́ко И́ова Многострада́льнаго, попусти́ ти поноше́ния, ско́рби го́рькия, изме́ну, преда́тельство, бли́жних отчужде́ние и в душе́вных му́ках земна́го ца́рства оставле́ние. Вся сия́ ра́ди бла́га Росси́и, я́ко ве́рный сын ея́, претерпе́в и, я́ко и́стинный раб Христо́в, му́ченическую кончи́ну прие́м, Небе́снаго Ца́рства дости́гл еси́, иде́же наслажда́ешися Вы́шния сла́вы у Престо́ла всех Царя́, ку́пно со свято́ю супру́жницею твое́ю, цари́цею Алекса́ндрою, и ца́рственными ча́ды Алекси́ем, О́льгою, Татия́ною, Мари́ею и Анастаси́ею. Ны́не, име́я дерзнове́ние ве́лие у Христа́ Царя́, моли́, да прости́т Госпо́дь грех отступле́ния наро́да на́шего, и пода́ст грехо́в проще́ние, и на вся́кую доброде́тель наста́вит нас, да стяжи́м смире́ние, кро́тость и любо́вь и сподо́бимся Небе́сного Ца́рствия, иде́же ку́пно с тобо́ю и все́ми святы́ми новому́ченики и испове́дники Росси́йскими просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Јкосъ в7

Разумёша лю1діе рwссjйстіи, ћкw и3збрaніемъ на цaрство н0вагw р0да бlгочести1вагw, ўтиши2 гDь нестроє1ніz и3 см{ты въ земли2 нaшей, принес0ша nбётъ вёрнагw служeніz р0ду семY. Мh же любви2 и3 рeвности тёхъ подражaюще, къ вaмъ, цaрственніи стrтотeрпцы, ћкw наслёдникwмъ сегw2 и3збрaніz со ўмилeніемъ вопіeмъ:

Рaдуйтесz, вэнeцъ и3 похвало2 р0да цaрскагw и3 сщ7eннагw. Рaдуйтесz, к0рене бlгочести1вагw пресл†вныz tрасли. Рaдуйтесz, патріaрха рwссjйскагw філарeта с0е прозzбeніе рaдуйтесz, попечeнію є3гw2 њ цRкви и3 nтeчествэ подражaвшіи. Рaдуйтесz, вели1кіz стaрицы и4нокини мaрfы бlгословeнное наслёдіе. Рaдуйтесz, пок0рность в0ли б9іей t неS воспріи1мшіи. Рaдуйтесz, пред8 їкHною б9іz мре fе0дwровскіz мlтвы при1снw возноси1вшіи. Рaдуйтесz, всЁ ўповaніе на п0мощь бцdы съ вёрою возлагaвшіи.

Рaдуйтесz, цaрственніи стrтотeрпцы, земли2 рwссjйскіz храни1теліе и3 мlтвєнницы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector