Канонизация царской семьи

Иконография

Первые иконы царской семьи появились задолго до акта канонизации, известно, что уже в двадцатых годах прошлого века существовала традиция особого поминовения невинно убиенного царя Николая II на богослужениях, она была установлена Патриархом Тихоном. В домах верующих, в «красных углах» рядом с иконами вешали фотопортреты царственных страстотерпцев. Иконография зачастую повторяет собой литургическую практику.

Написание икон царской семьи интересно тем, что по сути представляет собой стихийное явление.

Интересный факт

На данный момент, сложившегося канона не существует, каждый иконописец волен взять житийный сюжет или портрет, коих множество, и, создать на его основе, абсолютно новый образ. Можно сказать, что происходит процесс становления иконографии царственных страстотерпцев.

Поясная икона святого страстотерпца Николая II, очень часто встречающаяся в наших храмах, была создана в США, на ней царь изображен в русских княжеских одеждах семнадцатого, восемнадцатого века. Глава его покрыта традиционной царской шапкой «Мономаха», в руке крест — атрибут мученичества. Икона прославляет царское и мученическое достоинство монарха. Ещё один вариант изображает св. Николая в короне Российской империи, в руках он держит державу и скипетр. Такая интерпретация считается не совсем каноничной, так как отстоит от исторической правды.

Когда святой царь Николай II короновался, он был одет совершенно иначе. Художник Валентин Серов, присутствовавший на торжестве, запечатлел момент миропомазания царя в своих акварелях. На монархе был надет военный мундир и коронационная, возможно, горностаевая мантия.

Существует ряд житийный икон Семьи царственных страстотерпцев. В первую очередь это икона, содержащаяся в себе житийную сцену мученичества, — убиения царской семьи большевиками.

Ещё одна расхожая икона «Собор новомучеников и исповедников Российских за Христа пострадавших явленных и неявленных», находится в Храме Христа Спасителя. Икона изображает царскую семью, композиционно в центре, в окружении новомученников. Часто, из этой иконы берется именно средник и используется для написания отдельного образа. Это очень известная, широка растиражированная иконография.

Повествование о Чудотворной Феодоровской Иконе

Благодать Божией Матери ныне привлекает всех силой Своей Чудотворной Феодоровской Иконы в Богоявленско-Анастаси́ин женский монастырь, где люди радостным взором видят эту Великую Святыню.
Чудотворная Феодоровская Икона, по преданию, написана Святым Апостолом и Евангелистом Лукой1). С древних времен Икона почиталась как Чудотворная и была сходна по иконописанию с Владимирской Иконой Божией Матери.
В описании старинной Нижегородской летописи свидетельствуется о том, что основатель города Городца Нижегородской губернии, князь Георгий Владимирович Долгорукий, желая перенести древнюю Икону из часовни в городскую только что построенную церковь Архангела Михаила, вместе с духовенством во время молебного пения не смогли поднять Икону, удерживаемую сверхъестественной силой на своем месте.
Такое чудесное событие Князь принял как указание Божие построить на этом месте монастырь. Основание в Городце стариннейшей обители во имя Феодоровской Иконы Божией Матери последовало в 1154 году, а Образ, укрепленный в алтаре за Святым Престолом, продолжал источать великие чудеса. Слух об этом распространялся по всем селениям.
В 1238 году город Городец был захвачен войсками Батыя и разорен до основания. Не словами, а слезами летописцы описывали это небывалое нашествие. Городской вал не мог сдержать стремительного натиска варваров. Немногие из уцелевших  жителей  Городца  спаслись в лесах, и только после ухода татар, собрались на пепелище, на котором они не нашли своего древнего сокровища – Святой Иконы. Но по Всемогущей Воле Господней Икона оказалась невредимой.

По преданию, этот Образ был впоследствии «молельным образом» у Великого Князя Александра Невского, который благодаря своим горячим молитвам перед ним одерживал многочисленные победы: особенно Невскую (15 июля 1240 г.) и Чудскую (5 апреля 1242 г.).
Русская история переживала тогда опасные и тяжелые времена, множество различных перемен, ордынскую месть и кончину славного и Великого Князя Александра Невского (14 ноября 1263 г.), а также и многочисленные волнения на Руси, вызвавшие безотрадную тревогу – вновь утрату Чудотворной Феодоровской Иконы. Но Господь и здесь явил Чудо.
Следующий период истории нахождения Феодоровского Образа связан с младшим братом Святого Князя Александра Невского – Василием Ярославичем2), прибывшим по своем совершеннолетии в Кострому на княжение3).
16 августа (29 августа) 1264 года, 23-летний молодой князь решил поехать на охоту. Это было на второй день Успения Пресвятой Богородицы. Охота за пробежавшим зверем завела его незаметным образом в неприступную чащу. Здесь, остановив коня, князь осмотрелся и вдруг с изумлением увидел на дереве Икону Богоматери. С благоговейным трепетом, преклонив колена, Князь стал молиться. С молебным пением прибывшие духовенство и народ с крестным ходом приняли Икону и перенесли Святыню в Соборный храм.
Слух о явлении Чудотворной Иконы разнёсся по всем окрестностям Костромской земли. Между тем костромичи объявили  князю  Василию,  что  накануне, в самый день праздника
Успения Пресвятой Богородицы они видели воина в древней воинской одежде, проносившего по городу эту Икону. В этом воине они узнали по изображению на Иконе Святого Феодора Стратилата, а сама Икона Божией Матери оказалась именно той Явленной Чудотворной Феодоровской Иконой, бывшей ранее в Городецком монастыре, о чем засвидетельствовали прибывшие Нижегородские купцы.
Таким знаменательным событием Пресвятая Дева Мария явила Свою Милость нашему древнему городу.
В 1613 году Феодоровская Икона прославилась как Усмирительница встревоженной России и Великая Помощница на избрании Первому Русскому Царю Михаилу Феодоровичу Романову.
Ныне Феодоровская Чудотворная Икона Божией Матери уже более 30 лет пребывает в нашем Богоявленско-Анастаси́ином женском монастыре. К Чудотворному Образу ежедневно приходит множество людей – ищущих, надеющихся, кающихся и просящих Материнской защиты, исцеления и благодатной помощи Царицы Небесной.
Да хранит Божия Матерь всех нас в здравии, благополучии, в мире и благоденствии.

Игумения Инокентия (Травина) 12 марта 2021 г. Кострома Богоявленско-Анастасиин Монастырь

1) Древние источники и современная книга: «Александр Невский и древний Городецкий Феодоровский монастырь», 2009 г., Нижний Новгород, стр. 145.
Минея август, 2011 г., стр. 177.2) Родился в 1241 г.3) Удел в Кострому был утвержден в 1246 г. после смерти его отца – Великого Князя Владимирского – Ярослава Всеволодовича.

Икона Николая 2: история создания

История иконописного увековечения российского царя-мученика удивительна и похожа на легенду. В ней отразился один из печальных парадоксов 20-го века. Икона Николая 2, последнего российского императора, была написана еще до его канонизации в России — по другую сторону океана, в США. В 1997-м русской эмигрантке Ие Шмит (в девичестве Подмошенской) приснился сон, в котором она увидела икону с изображением императора — мученика в великокняжеских одеждах.

Немногим ранее женщиной было получено небольшое наследство, и она намеревалась пожертвовать его на какое-нибудь благое дело. Проснувшись, она уже знала, что будет делать с деньгами. Ия Шмит обратилась к иконописцу Павлу Тихомирову, живущему в Калифорнии, с просьбой написать икону Николая 2, увиденную ею во сне. Они стали изучать фото царя, надеясь найти подходящий сюжет и выражение лица, сходное с привидевшимся женщине.

Икона многострадального российского императора была написана за несколько лет до того, как мучеников царской семьи прилучили к лику святых. Справа от государя изображен Николай Чудотворец, его небесный покровитель, а слева — праведный Иова Многострадальный. Надпись внизу гласит о том, что «сия святая икона» создана для прославления Царя-мученика в России.

Использованные материалы

  • Максимова Л. Б. «Александра Феодоровна» // Православная энциклопедия, т. 1, с. 553-558:

  • Житие по изданию «Московские епархиальные ведомости», 2000, № 10-11, 20-33:

  • Минея. Июль, ч. 1, изд. Московской Патриархии, с. 596-597, 602:

  В 1981 году были прославлены Русской Православной Церковью Заграницей как мученики; в 2000 году Московским Патриархатом — как страстотерпцы.

  «Служба святому благовѣрному страстотерпцу Царю Мученику Николаю II, святѣй благовѣрнѣй Царицѣ Мученицѣ Александрѣ, святому благовѣрному царевичу мученику Алексію, святымъ благовѣрнымъ царевнамъ мученицамъ Ольгѣ, Татіанѣ, Маріи и Анастасіи, святѣй благовѣрнѣй книгинѣ преподобномученицѣ Елисаветѣ, святымъ благовѣрнымъ мученикомъ царскаго рода, св. преп.-муч. инокинѣ Варварѣ и вѣрнымъ царскимъ слугамъ съ ними убіеннымъ» (Монреаль, 1982). Сегодня в официальном календаре РПЦЗ эта память именуется так: «Свв. Царственныхъ мучениковъ — Царя-муч. Николая II-го, царицы-мучц. Александры, царевича-муч. Алексія, царевен-мучцц: Ольги, Татіаны, Маріи, Анастасіи и иже с ними убіенныхъ: мучч. Евгенія («белокриницкий» старообрядец, лейб-медик. — Прим. «Древа».), Анны, Іоанна, Климента, Іоанна, Анастасии, Екатерины (немка, лютеранка гофлектриса Екатерина Адольфовна Шнейдер. — Прим. «Древа».), Александра, Ілии и Алексія (чех, католик лакей Алоизий Трупп. — Прим. «Древа».)» (Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. — Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018. — С. 81, . См. также: Плякин Максим, диакон. Агиологические и канонические последствия воссоединения с РПЦЗ // Церковь, образование, наука: православная культура – основа духовно-нравственного здоровья общества: Сб. / Под ред. прот. Димитрия Полохова. Саратов, 2009. С. 172–183, , с. 10.)

  Тайны Коптяковской дороги, 3.

  ЖМП, 1998, № 4, 31.

  ЖМП, 1998, № 4, 10.

  «Доклад митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия… по вопросу о мученической кончине царской семьи, предложенный на заседании Священного Синода РПЦ 10 окт. 1996 г.»

  «Архиерейский Юбилейный Собор Русской Православной Церкви 13 — 16 августа 2000 г.» // Православная энциклопедия, т. 3, с. 563-566 —

  Из интервью митр. Нижегородского Николая Кутепова (Независимая газета, раздел Фигуры и лица, 26.4.2001, с. 11) —

  Подробнее см.: Стародубцев Олег. Иконография образа «Царственных страстотерпцев» // Портал Православие.Ru (28.10.2003), .

Как защищают иконы царя и царственной семьи

Можно по-разному оценивать царствование Николая II, но его высокие моральные устои никогда не подвергались сомнению. Он был замечательным семьянином, жил сам и воспитывал  своих детей в духе благочестия и верности Христовым заповедям, занимался благотворительностью и вносил щедрые пожертвования на постройку храмов. Поэтому иконе Николая Второго молятся о защите и сохранении мира в семье, об избавлении от семейных проблем, от проблем с детьми и близкими, но не только. Ее просят защитить от врагов нашей Родины, в том числе пытающихся расшатать ее православные устои; укрепить патриотические чувства.

Широкую известность получила икона царя Николая, источавшая миро и творившая чудеса исцеления, поэтому у верующих часто возникает вопрос: где находится сейчас мироточивая икона царя Николая? В настоящее время эта чудотворная икона находится в московском храме Святителя Николая в Пыжах.

Легенда 5: Где сердце Кутузова?

Фельдмаршал русской армии Михаил Кутузов скончался в прусском городе Бунцлау в 1813 году. Император Александр I скомандовал доставить тело Кутузова в Санкт-Петербург и захоронить в Казанском соборе. Похороны состоялись только через два месяца после смерти полководца. Сначала долго ехали, потом гроб стоял две с половиной недели в Троице-Сергиевой пустыни, и в конце-концов, в Петербурге не успели подготовить и оформить место погребения. Пошли слухи, что сердце Кутузова было похоронено в Бунцлау, якобы такова последняя воля фельдмаршала – тело захоронить на Родине, а сердце пусть останется с его солдатами на кладбище Тиллендорф. Долгие годы люди гадали над этой историей, пока в 1933 году руководитель Ленинградского обкома ВКП(б) Сергей Киров не распорядился создать комиссию, вскрыть склеп в Казанском соборе, чтобы окончательно убедиться – где находится сердце Михаила Кутузова? После вскрытия исследователи увидели рядом с головой Кутузова металлический сосуд, в котором лежало забальзамированное сердце. Говорят, что церковь отказалась хоронить в храме тело без сердца, поэтому пришлось извлечь уже погребенное сердце полководца и вместе с телом доставить в Петербург.

Фото: ТАСС

Жена — Алиса Гессен-Дармштадстская


Императрица Александра Федоровна, фото 1908 года

Четвёртая дочь великого герцога Гессенского Людвига IV и герцогини Алисы, дочери британской королевы Виктории. В 1894 году стала супругой Николая II, хотя изначально родители будущего императора были против этого брака. Когда ее сын Алексей заболел гемофилией и традиционная медицина оказалась бессильна, она обратилась за помощью к Григорию Распутину. Близость царской семьи к Распутину стала поводом многочисленных слухов, в том числе непристойных. Считается, что деятельность императрицы и влияние её на мужа ускорили крах Российской Империи.

Подробнее

Как защищают иконы царя и царственной семьи

Можно по-разному оценивать царствование Николая II, но его высокие моральные устои никогда не подвергались сомнению. Он был замечательным семьянином, жил сам и воспитывал своих детей в духе благочестия и верности Христовым заповедям, занимался благотворительностью и вносил щедрые пожертвования на постройку храмов. Поэтому иконе Николая Второго молятся о защите и сохранении мира в семье, об избавлении от семейных проблем, от проблем с детьми и близкими, но не только. Ее просят защитить от врагов нашей Родины, в том числе пытающихся расшатать ее православные устои; укрепить патриотические чувства.

О почитании иконы

Икона царя Николая, творившая чудеса исцеления и источавшая миро, получила широкую известность. С литографическим образом царя был совершен облет территории России, а также всего земного шара. Космический крестный ход вокруг Земли (2018), подготовленный по инициативе Войсковой Православной Миссии, посвятили столетию убиения государя и его семьи, а также их светлой памяти.

После этого святыни (литографии) передали в наиболее значимые монастыри и храмы, связанные с судьбой династии: Московские обители, храмы Санкт – Петербурга, Ипатьевский Костромской монастырь, Храм на Крови в Екатеринбурге, в монастырь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной Яме, а также в храмы русского зарубежья. Дважды образ государя побывал на афонской Святой Горе.

Днем почитания иконы Николая II считается 17 июля (дата казни царской семьи в Ипатьевском доме). В этот день все верующие молятся о судьбе России и вымаливают прощение за мученическую смерть государя и его семьи.

Царствование Николая Второго можно оценивать по-разному, но высота его морального облика никогда ни у кого не вызывала сомнений. Его помнят как замечательного семьянина, прекрасного мужа и отца, человека благочестивого и верного заповедям Христа, занимающегося благотворительностью и щедро вносящего пожертвования на строительство храмов.

Поэтому иконе последнего русского царя молятся о покровительстве и сбережении мира в семье, о разрешении семейных проблем, о защите детей и близких. Святого императора просят защитить от внешних и внутренних врагов страны, от тех, кто пытается расшатать устои православия, об укреплении патриотических чувств. Перед мироточащим образом царя молятся об исцелении от болезней.

О чудесных исцелениях

Фактов о чудесных исцелениях от болезней в результате обращения за помощью к иконе Николая 2 зафиксировано огромное множество. Рассказы свидетелей передавались из уст в уста, слава бежала впереди самого образа.

Первое исцеление от иконы было у полковника в отставке Александра Михайловича Вытягова. Он впервые по радио услышал об иконе Николая II, и попросил своих родственников отвезти его в этот храм, к этой иконе. Дело в том, что Александр Михайлович сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, у него было много ранений, и через какое-то время он потерял зрение. Уже 15 лет он был слеп.

Когда икона была принята в храме Троицы Живоначальной, его привезли к протоиерею Алексию Уминскому, в то время настоятель храма. Обратившись к настоятелю за помощью, тот привел его к чудотворной иконе, накрыл рушником, который был весь пропитан миррой и стал молиться. Проснувшись утром Александр Михайлович, осмотрел свою комнату и громко закричал, что он видит. К нему сбежались все домочадцы и не могли нарадоваться чуду.

Стало известно также о чудесном исцелении мужчины, которому заболевание не позволяло кормить семью. Не помогали никакие доктора. Когда же он стал ревностно молиться перед иконой государя Николая Второго, к нему возвратилось здоровье.

Зафиксирован также случай на Украине, когда получила облегчение от мук женщина, страдавшая асцитом. Ее живот был таких огромных размеров, что не давал дышать. Когда женщина стала молиться царю Николаю, живот опал, боли прекратились и страдалица скончалась спокойно и тихо.

Исцелений от болезней зафиксировано большое количество. Рассказы людей, передаваемые из уст в уста, гнали славу вперед самой иконы. Люди стремились скорее попасть к образу, дабы получить помощь в решении своих проблем.

Один мужчина рассказывал о том, как он получил благодать от иконы Государя. Как то он заболел, у него была высокая температура, которая нечем не сбивалась, лекарства не помогали, и у него даже началась отниматься рука. Он не мог работать, а семью кормить надо. Однажды он пришел в храм и стал молиться мученику Николаю II об исцелении, а после приложился к святыне. Сразу же он почувствовал облегчение и на следующий день уже мог работать.

Есть еще один зафиксированный случай уже на Украине. Одна женщина очень долго болела асцитом, вся жидкость скапливалась у нее в животе. Живот был огромных размеров, поэтому бедная женщина очень страдала от болей и тяжелого дыхания. Когда она приехала в храм она долго молилась. После того как она припала к чудотворному образу ее живот опал. Врачи были шокированы и не могли этого объяснить. Женщина молилась и благодарила Бога и Николая II за облегчение ее страданий и вскоре она тихо и спокойно скончалась.

День почитания иконы Николая II – 17 июля. В этот день все молятся о судьбе России, а также вымаливают прощение за смерть Государя и всей его семьи.

Иконография царственных мучеников

Прежде всего, следует подчеркнуть, что иконография семьи Романовых основана на подлинных фотографиях царской семьи. Николай II, как известно, любил фотографировать, и многие фотографии его семьи хранились в архивах.

Русская православная церковь за пределами России в 1981 году классифицировала царскую семью как святых мучеников, и сразу же стали появляться иконы царственных мучеников с портретом, напоминающим фотографии. Таким образом, на иконе царя-мученика Николая II изображен хорошо известный нам по фотографии лик царя.

однако нельзя забывать, что вместе с царем была замучена вся его семья, включая невинных детей, поэтому икона царской семьи получила не меньшее распространение. Канон написания таких изображений еще не сложился, поэтому иконописцы пошли двумя путями. На некоторых изображена королевская семья, запечатленная на фотографиях.

Другие следуют традициям православной иконописи и изображают царственных мучеников так, как принято изображать святых: в соответствующей одежде и с ликами, хотя и имеют сходство с портретом, но все же немного стилизованы в иконографическом стиле.

На иконе, созданной заграницей, увековечены не только царственные мученики, но и все те, кто остался им верен до смертного часа, а также другие страстотерпцы, пострадавшие за свою верность учению Христа и Христу. Православная Церковь.

Роковая страсть и кража

Но увы, война не охладила пылких чувств. Попав домой, Николай первым делом увиделся с Фанни Лир и даже отправился с ней в турне по европейским странам.

Все это стоило огромных денег. Родители же ограничили Николаю доступ к состоянию, чтобы он не пошел по миру.

Но страсть была настолько болезненной, что князя ничего не останавливало. Он готов был содержать Фанни любой ценой.

В результате в 1874 году случилось немыслимое — с оклада иконы в Мраморном дворце пропали бриллианты. Икона служила для благословения и была дорога самому Николаю I.

Разразился скандал. Тем более когда стало понятно, что доступ к реликвии имели лишь члены монаршей семьи и проверенные слуги.

Последние дни монархии Романовых

1917 г. стал тревожным временем для Российской империи. Усугубился распад власти, начавшийся ещё в 1915 г.: хлебные бунты, вооружённые забастовки, митинги и демонстрации переросли в Февральскую революцию. С восстанием боролись, но протесты не смогли смирить ни расстрелы вольнодумцев, ни ввод войск. 10 марта без ведома царя была распущена Государственная дума и Совет министров, а бразды правления перешли к Временному комитету и Исполкому Петроградского совета рабочих депутатов.

Тогда Николай II находился в Ставке Верховного главнокомандующего в Могилёве (город в восточной части Белоруссии) и о кризисе узнал из срочной телеграммы. Император приказал своему доверенному генерал-адъютанту Н. И. Иванову выдвинуться к столице, взять под охрану царскую семью и восстановить порядок в городе. Однако план завершился неудачей: генералы Н. В. Рузский и М. В. Алексеев остановили бойцов, предоставив им неверные сведения о положении дел. А затем они обманом заставили владыку заверить манифест об учреждении ответственного правительства.

Отречение от престола Николая II 2 марта (15 марта) 1917 г. В царском вагоне

Это событие оказалось переломным – сразу после него царя начали склонять к отречению от трона. О необходимости подобного шага говорил и один из лидеров Февральской революции М. В. Родзянко, и великий князь Николай Николаевич, и командующие фронтами. Наконец, в ночь с 15 на 16 марта нужный акт был подписан – император отказался от права на престол, причём как от своего имени, так и от лица малолетнего сына. Позже владыка с горечью утверждал, что у него не имелось иного выхода: «А что мне оставалось делать – меня все предали…».

Царская семья во время ареста в Царском селе

21 марта Николай II попытался в последний раз обратиться к солдатам, но его усилия были заведомо обречены на неудачу – Временное правительство даже не опубликовало приказ. В тот же день император простился с матерью Марией Фёдоровной и выехал из Могилёва, и уже через сутки встретился с женой и детьми в Царском Селе. Согласно распоряжению исполкома Петросовета, их, вместе с немногими оставшимися слугами, лишили гражданских прав и взяли под домашний арест в Александровском дворце.

Палач Царской Семьи признал их людьми «простыми и не заносчивыми»

Даже Юровский, который стал палачом царской семьи, и тот в своих воспоминаниях писал: «Если бы это была не ненавистная царская семья, выпившая столько крови из народа, можно было бы их считать, как простых и не заносчивых людей. Одевались все просто, никаких нарядов».

В ночь на 17 июля 1918 года вся семья приняла мученическую смерть в «Доме особого назначения». До самого конца их сопровождал образ Божией Матери Феодоровская, список с иконы, сопровождавшей дом Романовых на протяжении 300 лет. От восшествия на престол первого царя из рода Романовых до мученической кончины последнего.

Икона Романовых — Феодоровский образ Божией МатериДом инженера Ипатьева, в котором провел свои последние дни Николай Александрович с семьёй

В 1981 году Русская Церковь за рубежом причислила царскую семью к лику святых. В 1992 году по решению Архиерейского Собора Русская Православная Церковь начала исследовать материалы по канонизации в России.

На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года был рассмотрен вопрос о канонизации государя Николая Александровича и его семьи, а также многих сотен клириков и мирян, которые пострадали за веру в то страшное время разделения русского народа.

Икона Николая II Страстотерпца

Результатом многолетней кропотливой работы, которую проводила Синодальная Комиссия по канонизации, стало постановление, которое завершалось такими словами:


Ювеналий
Российский епископ

(«Основания для канонизации Царской Семьи» доклад Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия)

Как защищают иконы царя и царственной семьи

Можно по-разному оценивать царствование Николая II, но его высокие моральные устои никогда не подвергались сомнению. Он был замечательным семьянином, жил сам и воспитывал своих детей в духе благочестия и верности Христовым заповедям, занимался благотворительностью и вносил щедрые пожертвования на постройку храмов. Поэтому иконе Николая Второго молятся о защите и сохранении мира в семье, об избавлении от семейных проблем, от проблем с детьми и близкими, но не только. Ее просят защитить от врагов нашей Родины, в том числе пытающихся расшатать ее православные устои; укрепить патриотические чувства.

Широкую известность получила икона царя Николая, источавшая миро и творившая чудеса исцеления, поэтому у верующих часто возникает вопрос: где находится сейчас мироточивая икона царя Николая? В настоящее время эта чудотворная икона находится в московском храме Святителя Николая в Пыжах.

В чем помогает икона царской семьи Романовых

Для каждого человека, носящего имя одного из царственных страстотерпцев, он (или она) станут их святыми покровителями. Вот эти имена: Николай, Александра, Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия.

Молитва перед такой иконой помогает поддерживать взаимоуважение поколений и близкие отношения между родными, воспитывать детей в благочестии, верности православным устоям и патриотизме, а молитва перед чудотворной мироточащей иконой Николая II помогает обрести исцеление.

Тропарь, кондак, величание

Днесь, благове́рнии лю́дие, све́тло почти́м / седмери́цу честну́ю ца́рственных страстоте́рпец, / Христо́ву еди́ну дома́шнюю Це́рковь: / Никола́я и Алекса́ндру, / Алекси́я, О́льгу, Татиа́ну, Мари́ю и Анастаси́ю. / Ти́и бо, уз и страда́ний многоразли́чных не убоя́вшеся, / от богобо́рных смерть и поруга́ние теле́с прия́ша / и дерзнове́ние ко Го́споду в моли́тве улучи́ша. / Сего́ ра́ди к ним с любо́вию возопии́м: / о святи́и страстоте́рпцы, / гла́су покая́ния и стена́нию наро́да на́шего вонми́те, / зе́млю Росси́йскую в любви́ к Правосла́вию утверди́те, / от междоусо́бныя бра́ни сохрани́те, / мир ми́рови у Бо́га испроси́те // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Ин тропарь, глас 5:

Ца́рства земна́го лише́ние,/ у́зы и страда́ния многоразли́чныя/ кро́тко претерпе́л еси́,/ свиде́тельствовав о Христе́ да́же до сме́рти от богобо́рцев,/ страстоте́рпче вели́кий Боговенча́нный царю́ Нико́лае,/ сего́ ра́ди му́ченическим венце́м на Небесе́х,/ венча́ тя с цари́цею и ча́ды и слуги́ твои́ми Христо́с Бог,/ Его́же моли́ поми́ловати страну́ Росси́йскую// и спасти́ ду́ши на́ша.

Избра́ннии Царе́м ца́рствующих и Го́сподем госпо́дствующих / от ро́да царе́й Росси́йских, / благове́рнии му́ченицы, / му́ки душе́вныя и смерть теле́сную за Христа́ прии́мшии / и венцы́ Небе́сными увенча́вшиися, / к вам, я́ко покрови́телем на́шим ми́лостивым, / с любо́вию благода́рне вопие́м: / ра́дуйтеся, ца́рственнии страстоте́рпцы, // за Русь Святу́ю пред Бо́гом усе́рднии моли́твенницы.

Ин кондак, глас 6:

Наде́жда царя́ му́ченика/ с цари́цею и ча́ды и слуги́ укрепи́,/ и к Твое́й любви́ окрыли́, бу́дущий им поко́й предвозвести́вши,// тех моли́твами, Го́споди, поми́луй нас.

Велича́ем вас,/ святи́и ца́рственнии страстоте́рпцы,/ и чтим честна́я страда́ния ва́ша,/ я́же за Христа́// претерпе́ли есте́.

Молитва

О святы́й страстоте́рпче, царю́ му́чениче Нико́лае! Госпо́дь тя избра́ пома́занника Своего́, во е́же ми́лостивно и пра́во суди́ти лю́дем твои́м и храни́телем Це́ркве Правосла́вныя бы́ти. Сего́ ра́ди со стра́хом Бо́жиим ца́рское служе́ние и о душа́х попече́ние соверша́л еси́. Госпо́дь же, испыту́я тя, я́ко И́ова Многострада́льнаго, попусти́ ти поноше́ния, ско́рби го́рькия, изме́ну, преда́тельство, бли́жних отчужде́ние и в душе́вных му́ках земна́го ца́рства оставле́ние. Вся сия́ ра́ди бла́га Росси́и, я́ко ве́рный сын ея́, претерпе́в и, я́ко и́стинный раб Христо́в, му́ченическую кончи́ну прие́м, Небе́снаго Ца́рства дости́гл еси́, иде́же наслажда́ешися Вы́шния сла́вы у Престо́ла всех Царя́, ку́пно со свято́ю супру́жницею твое́ю, цари́цею Алекса́ндрою, и ца́рственными ча́ды Алекси́ем, О́льгою, Татия́ною, Мари́ею и Анастаси́ею. Ны́не, име́я дерзнове́ние ве́лие у Христа́ Царя́, моли́, да прости́т Госпо́дь грех отступле́ния наро́да на́шего, и пода́ст грехо́в проще́ние, и на вся́кую доброде́тель наста́вит нас, да стяжи́м смире́ние, кро́тость и любо́вь и сподо́бимся Небе́сного Ца́рствия, иде́же ку́пно с тобо́ю и все́ми святы́ми новому́ченики и испове́дники Росси́йскими просла́вим Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Дети Николая II

Ольга Николаевна


Великая княжна Ольга Николаевна, 1910 год (1895—1918)

Старшая из детей императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. Единственная из четырёх сестёр могла открыто возражать отцу с матерью и очень неохотно покорялась родительской воле, если этого требовали обстоятельства. Учитель французского языка и друг императорской семьи Пьер Жильяр отмечал, что Ольга лучше и быстрее сестёр усваивала материал уроков. Император зачитывал дочери телеграммы, приходящие с фронта, и совещался с ней.

Ночью 16-17 июля 1918 года расстреляна вместе со своей семьёй в Екатеринбурге.

Читать подробнее

Татьяна Николаевна


Великая княжна Татьяна Николаевна, 1915 год (1897 — 1918)

Вторая дочь императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. Из Великих княжон была самой близкой к матери. Во время Первой мировой войны княжна вместе со старшей сестрой Ольгой и матерью регулярно работала в госпиталях и лазаретах, занималась сбором пожертвований на оказание помощи раненым и пострадавшим.

Ночью 16-17 июля 1918 года расстреляна вместе со своей семьёй в Екатеринбурге.

Читать подробнее

Мария Николаевна


Великая княжна Мария Николаевна, 1914 год (1899 — 1918)

Третья дочь императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. Была гораздо более спокойным ребенком, чем её старшие сестры. Характером, по воспоминаниям очевидцев, более походила на мать. Вместе с сестрами Мария горько плакала в день объявления первой мировой войны. Ей невозможно было понять — почему Германия, где правил любимый «дядя Вилли» (император Германии Вильгельм II), вдруг стала врагом.

Ночью 16-17 июля 1918 года расстреляна вместе со своей семьёй в Екатеринбурге.

Читать подробнее

Анастасия Николаевна


Великая княжна Анастасия Николаевна (1901 — 1918)

Четвёртая и самая младшая дочь императора Николая II и Александры Фёдоровны. Была достаточно активным, и даже шумным ребёнком, за что получила прозвище «шибздик». Прилежанием в учёбе не отличалась, не любила грамматику, писала с множеством ошибок, а арифметику с детской непосредственностью называла «свинством». Вместе с сестрой Марией стала патронессой госпиталя после начала первой мировой войны. Ночью 16-17 июля 1918 года расстреляна вместе со своей семьёй в Екатеринбурге.

После её смерти около 30 женщин объявляли себя «чудом спасшейся великой княжной», но все рано или поздно были разоблачены как самозванки.

Читать подробнее

Алексей Николаевич


Царевич Алексей Николаевич (1904 — 1918)

Самый младший из детей императора Николая II и его единственный сын. Долгожданному наследнику по линии матери передалась очень тяжелая болезнь гемофилия, носительницами которой были некоторые дочери и внучки английской королевы Виктории. Именно на почве борьбы с болезнью Алексея с царской семьёй сблизился Григорий Распутин, отношения с которым служили причиной многочисленных слухов и неодобрения, как среди дворян, так и у простого народа. Ночью 16-17 июля 1918 года расстрелян вместе со своей семьёй в Екатеринбурге. Слухи о возможном спасении царевича от расстрела стали ходить почти сразу. На данный момент число «якобы спасшихся» наследников Николая II более 80.

История чудотворного списка

В Казани после случившегося пожара в 1579 году чудесным образом явился святой лик. Обнаружила его маленькая девочка Матрона – дочь купца, которая во сне увидела Богоматерь, велевшую ей вместе с матерью отправиться на пожарище и достать икону из-под завалов. Впоследствии найденный образ Святой к удивлению людей, был очень ярким и красивым, а краски свежими.

На том же месте где была обнаружена ценная находка возвели монастырь для женщин, а саму Божественную картину перевезли в Успенский собор (Казань). Однако из-за ее драгоценности в 1904 году чудотворный лик был украден, а затем и уничтожен. На сегодняшний же день сохранились лишь копии Святого образа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector