Церковь андрея критского

Труды святителя Андрея Критского

Святитель Андрей самый прославленный христианский песнописец, непревзойденный больше никем. По глубине и прочувственности покаянных мотивов, а также поэтичности самих песен святому нет равных. Он стал основателем особенного жанра в православной гимнографии — канона, т. е. богослужебного порядка в пении стихов на различные случаи и праздники.

Святой Андрей стал автором следующих богослужебных текстов, которые широко применяются в Церкви и сейчас:

  • канон в Вербную Неделю;
  • трипеснцы для всех дней Страстной недели;
  • четверопеснец в Великую Субботу;
  • каноны на все недели после Св. Пасхи до Пятидесятницы;
  • канон на Преполовение Пятидесятницы.

Помимо этого святой Андрей написал каноны многим святым Церкви. Но самое главное его творение — это великий покаянный канон Андрея Критского, который читается в первую неделю Великого Поста. Он состоит из девяти песен, содержащих 250 тропарей. В нем воплощены все основные идеи христианства, и он до сих пор является непревзойденным произведением христианского духа.

В Покаянном каноне Андрея Критского содержится 250 песен (тропарей)

У него есть некоторые особенности.

  1. Тропари это припевы к библейским текстам.
  2. Ирмосы, т. е. первые строфы, также содержат библейские тексты.
  3. Это единственный канон, который содержит в своем составе вторую песнь.
  4. В каждой песни канона содержится две части, в первой обращение к собственной душе с призывом покаяться, во второй раскрывается библейский сюжет.

Интересно! Некоторые исследователи считают, что сам канон изначально не был предназначен для общецерковного употребления. Это было личное произведение великого поэта, плачь его души о великих прегрешениях. Но с X века канон стал общеупотребительным и сложилась традиция читать его в первую неделю Великого Поста. Это один из самых длинных православных канонов. Тропари — это поэтические строфы, в которых заключается суть события или праздника. Так сложилось, что канон поется и читается:

  • на повечерии Первой недели Великого Поста, с понедельника по четверг, время, когда верующие специально приходят вечером в храм, чтобы услышать умилительные и пронзительные песни канона, которые не могут оставить равнодушными даже самого черствого человека;
  • и еще раз в течении Четыредесятницы читается канон на пятой седмице на утрени четверга, т. е. это вечер среды;
  • чтение это называется стояние прп. Марии Египетской и предваряется изложением диаконом или причетником жития святой.

Если говорить о внешних проявлениях благочестия, то на каждый тропарь положено совершать земной поклон, но в современной молитвенной практике, на каждую славу или молитвенное воззвание совершают крестное знамение и поясной поклон.

Покаянный канон Андрея Критского читают в начале Великого поста

Стояние Марии Египетской, когда читается канон святого Андрея Критского, полностью занимает по времени около пяти часов. У старообрядцев с их протяжным Знаменным распевом на это уходит семь часов. Чтение канона вечером Первой Седмицы занимает не больше часа. Но участие в этой службе, которая проводится в особой великопостной атмосфере, производит на душу очень благотворное влияние.

Кроме того, после окончания чтения канона следуют отпускные вечерние молитвы, заканчивающиеся земными поклонами с чтением молитвы св. Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего». Все великопостные службы требуют от их участников полной самоотдачи и полного погружения в мир молитвы и покаяния.

Интересный факт! Святой Андрей Критский написал каноны всех двунадесятых праздников Православной Церкви. Но без Введения во храм Пресвятой Богородицы, так как во времена святого Введение не относилось к двунадесятым праздникам.

Кавалерский статус собора

С 1845 г. Князь-Владимирский собор получил статус кавалерского, он стал считаться капитульным храмом ордена Святого равноапостольного князя Владимира. Традицию назначать церкви, закрепленные за определенным орденом, ввел в конце ⅩⅧ в. Павел Ⅰ. На фасаде собора, ставшего капитульным, помещалось изображение ордена, а в престольный праздник святого, чье имя носил орден, в храме собирались на торжественную трапезу кавалеры в особых костюмах.

Кавалерами ордена Св. Владимира с первых лет его учреждения становились известные государственные чины и военноначальники. Среди них Александр Голицын, Григорий Орлов, Григорий Потемкин-Таврический, Александр Суворов, адмирал Ф. Ф. Ушаков, император Николай Ⅱ. Во второй половине ⅩⅨ в. орден выдавался за выслугу (35 лет) многим военным и гражданским чинам России. Знак ордена Св. Владимира размещен над входом в Князь-Владимирский собор. Композиция изображает двух ангелов, держащих орден заключенный в массивный позолоченный медальон, увенчанный императорской короной.

Monoklon

Интересно, что в годы советской власти Князь-Владимирский собор практически не прекращал богослужений, выстоял во время гонений на церковь и был открыт для прихожан даже во время блокады. В годы войны в нем служил митрополит Ленинградский, ставший впоследствии Патриархом Московским и всея Руси Алексием Ⅰ, награжденный медалью «За оборону Ленинграда».

На официальном сайте храма можно совершить 3D-прогулку по всему собору, рассмотреть иконы и внутреннее убранство и даже подняться на колокольню.

3D тур по Князь-Владимирскому собору

Благодарность за спасение

Своим появлением храм обязан спасению в железнодорожной аварии у населенного пункта Борки в 1888 году всей императорской семьи. Именно в день почитания Андрея Критского шедший со скоростью около 70 км/ч состав неожиданно скатился с рельсов на насыпь и перевернулся. Несмотря на то, что количество жертв составило 21 человек, семейство Александра III в полном составе, включая 5 детей, не пострадало.  

Это событие настолько потрясло сотрудников Экспедиции по изготовлению денег и ценных бумаг, что они решили на территории своего предприятия на собранные у рабочих (а их трудилось здесь около 4 тысяч человек) средства построить церковь в память о милости божьей. Однако пожертвованных около 32 тысяч рублей и полученных по подписке 36,5 тысячи не хватило, чтобы возвести отдельное здание на фабричном дворе, да и площадь самого двора была невелика. Поэтому академик архитектуры Карл Маевский создал проект для внутреннего размещения храма, предназначенного для одновременного нахождения там 1 500 верующих. 

Это интересно: Храм святителя Алексия на Рогожской слободе: рассматриваем все нюансы

МОЛИТВА

В богадельне ежедневно читается молитвенное правило сестрами для проживающих насельниц. Ежедневно на молитвенном правиле прочитывается синодик богадельни. Мы молимся о здравии наших подопечных, а так же и о упокоении тех, которые жили у нас и стали нам близкими и родными. Молимся мы и о тех кто нам помогает, благотворит и жертвует на богадельню. Слава Богу!

Контактная информация:  Телефон: 8-921-901-90-95 Электронная почта: Написать в Покровскую богадельню В интернете: Сайт Покровской богадельни

Храмы, осуществляющие данную деятельность:Храм преподобномученика Андрея Критского в пос.Володарский (Сергиево)

Постсоветское время

В день памяти преподобного мученика Андрея Критского 17 октября 1998 года в церкви после длительного перерыва прошел первый молебен. После реставрации ее заново освятили 13 июня 2007 года . Ныне сооружение имеет статус городского подворья Константино-Еленинского женского монастыря. Его сокровищница включает более 70 святынь: это и образцы афонского письма, и сакральный образ Божией Матери «Всецарица».

На первом этаже работает Музей христианского искусства, где экспонируются уникальные византийские и древнерусские иконы, предметы религиозной живописи XIX века и прикладного творчества. В помещении храма также размещаются мастерская «Покров» и воскресная школа – Народное училище благочестия, имеющее теоретическое и прикладное направления.

Благодарность за спасение

Своим появлением храм обязан спасению в железнодорожной аварии у населенного пункта Борки в 1888 году всей императорской семьи. Именно в день почитания Андрея Критского шедший со скоростью около 70 км/ч состав неожиданно скатился с рельсов на насыпь и перевернулся. Несмотря на то, что количество жертв составило 21 человек, семейство Александра III в полном составе, включая 5 детей, не пострадало.  

Это событие настолько потрясло сотрудников Экспедиции по изготовлению денег и ценных бумаг, что они решили на территории своего предприятия на собранные у рабочих (а их трудилось здесь около 4 тысяч человек) средства построить церковь в память о милости божьей. Однако пожертвованных около 32 тысяч рублей и полученных по подписке 36,5 тысячи не хватило, чтобы возвести отдельное здание на фабричном дворе, да и площадь самого двора была невелика. Поэтому академик архитектуры Карл Маевский создал проект для внутреннего размещения храма, предназначенного для одновременного нахождения там 1 500 верующих. 

История

История постройки церкви Андрея Критского приручена к интересному событию, связанному с царской семьей. 17 октября 1888 года произошла авария на железнодорожных путях. В поезде ехала вся семья Романовых вместе с императором Александром III. Неожиданно послышался ужасный шум и стало очевидно, что поезд падает, он сошел с рельсов на скорости в 70 км/ч. Казалось, что гибель царской семьи неизбежна, но чудом стала их невредимость. Все отделались лишь легким испугом и парой царапин, хотя при катастрофе погиб 21 человек.


Храм преподобномученика Андрея Критского, Санкт-Петербург

17 октября — это день памяти Андрея Критского. Именно в честь него позже и был возведен одноименный храм.

Стоит знать! Андрей Критский — выдающийся христианский богослов, автор духовных песен и гимнов, а также проповедник. Стал архиепископом на острове Крит, в честь чего потом и получил такое имя. Проповедник был канонизирован в лике святителя. Именно Андрей Критский написал «Великий покаянный канон».

Это событие сильно удивило сотрудников Экспедиции, связанной с созданием бумаг и денег. Тогда было принято решение построить храм, который вечно будет нести в своих стенах память о тех событиях. Эти события более подробно стали развиваться уже в 1891 году.

Церковь было решено возводить во дворе фабрики. Был объявлен специальный сбор со всех рабочих, коих было более 4 тысяч. По его результатам было собрано 36 тысяч рублей, плюс пожертвования в размере 32 тысяч. Однако этого оказалось мало, да и двор не совсем подходил для постройки храма.

Тогда, согласно проекту Карла Моевского, было решено создать внутренний храм, который мог разместить в себе 1500 человек. Работы начались 15 августа 1891 года. Уже 26 августа 1892 был назначен первый настоятель церкви, которым стал Философ Орнатский.

Храм продолжал свою деятельность вплоть до 1923 года. Тогда советское руководство решило его закрыть, а в здании организовать сначала общежитие для рабочих фабрики, а потом клуб. В небольшой, рядом расположенной часовне организовали медпункт.


Храмовый образ над входом в церковь Андрея Критского

Прошло много лет и в день памяти того же Андрея Критского в 1998 году в этом храме прошел первый за последние десятилетия молебен.

Церковь до 1923 года

В 1891 году в день Успения Божией Матери, приходящийся на 15 августа, строительные работы начались на третьем этаже складского особняка Экспедиции, выходившего фасадной частью на проспект. Вытянутое вверх сооружение, внешне органично вписавшееся в русскую стилистику здания, включало позолоченную луковичную главку и разместившуюся над входом звонницу. 

Освящение новой домовой церкви проводилось епископом Антонием Выборгским 18 октября 1892 года. Ее первым настоятелем вплоть до 1913 года стал один из членов комиссии по постройке культового сооружения отец Философ Николаевич Орнатский. 

Внутри монументальные колонны, сверкавшие блеском полированного гранита, делили помещение на три нефа. Арочные проемы были выполнены в характерной технике энкаустики. Роспись восковыми красками как нельзя более подчеркивала остальной декор. Над святыми элементами интерьера работали видные мастера своего времени. Для резного иконостаса из дуба образА создавались Дмитрием Труновым, а иконы в Царских вратах –  Адольфом Шарлеманем. Большинство других икон, в том числе «Нерукотворный Спас», принадлежат кисти Виктора Боброва.

Снаружи во входной арке установили авторскую копию картины Ивана Макарова, посвященную крушению императорского поезда. По информации экспертов Третьяковской галереи, сегодня местонахождение самого эскиза неизвестно.     

В 1923 году православный храм был закрыт и стал использоваться как общежитие для престарелых сотрудников фабрики Госзнака, а потом как клуб. В часовне расположился медпункт. Внешне храм также претерпел изменения: были сняты главка и крест.

БОГАДЕЛЬНЯ ПРИ ХРАМЕ

Главная особенность заключается в том, что в одном здании с богадельней находится храм, службы в котором совершаются несколько раз в неделю. Жизнь Покровской богадельни и храма Андрея Критского тесно переплетена. Пожилые люди, которые в силу своего возраста и состояния здоровья уже не могут посещать храм самостоятельно, здесь, благодаря такому сочетанию храма и богадельни имеют возможность не прекращать свою духовную жизнь и на её закате.

В основном молитвенное правило читают сестры в микрофон, чтобы слышали и лежащие в другой спальне болящие, но некоторые из насельниц, кто умеет читать внятно и грамотно, в слух, просят у сестер почитать молитвы, назначенные духовником богадельни, и с радостью это исполняют. Духовник богадельни, настоятель прихода протоиерей Валерий Швецов, часто заходит в богадельню, он живо интересуется каждой насельницей, обязательно к каждой подойдет, поговорит по душам, успокоит и словом и улыбкой.

Как добраться

Князь-Владимирский собор находится на Петроградской стороне в Успенском сквере, образующем треугольник на пересечении улицы Блохина, проспекта Добролюбова и переулка Талалихина. Вход в храм находится в непосредственной близости от станции метро «Спортивная», фиолетовой ветки метро М5, со стороны проспекта Добролюбова.

Интерактивная схема Санкт-петербургского метрополитена

На панораме Яндекс Князь-Владимирский собор

Рядом на проспекте Добролюбова находятся остановки трамвая № 6, 40, Т1; троллейбуса № 7 и автобуса № 191. С тыльной стороны собора в Талалихинском переулке останавливаются автобусы № 5 М, 10, 128, троллейбусы № 1, 9, 31 и маршрутные такси № К-10, К-30, К-32, К-127, К-149, К-175.

Поиск проезда на городском транспортном сайте Петербурга

Можно доехать до Князь-Владимирского собора на такси. В городе работает большое количество различных перевозчиков, в том числе Яндекс. Такси, Gett и Maxim. Машину можно вызвать через мобильное приложение, заказать по телефону или просто проголосовать на улице.

Совсем рядом на ул. Блохина, д. 15 расположен Музей-клуб Котельная «Камчатка», тот самый, где работал кочегаром в 1986—1988 гг. Виктор Цой. А в 10 мин ходьбы в восточном направлении находятся Министерская и Кронверкская набережные Невы, откуда рукой подать до Ленинградского зоопарка и Петропавловской крепости.

На видео Литургия в Санкт-Петербургском соборе Святого равноапостольного князя Владимира

6 удивительных фактов о каноне Андрея Критского

Великий покаянный канон — бесконечный повод для удивления. А вы знаете, что раньше его читали совсем не в те дни поста, что сейчас? Более того, что с Великим постом его создание вообще не связано? И еще — вы представляете, сколько длилась церковная служба в VII веке?

1. Великий покаянный канон — не единственное сочинение святого Андрея Критского, ему также принадлежат каноны на главные византийские церковные праздники. Всего канонов, приписываемых перу святого Андрея Критского — более семидесяти.

2. Святой Андрей Критский был не только проповедником (ему принадлежит целый ряд «слов»-проповедей) и гимнографом, но и мелодом. То есть распевы, на которые исполнялись слова канона, тоже изначально были придуманы им.

3. Святого Андрея Критского считают изобретателем самой формы девятичастного канона — жанра церковной поэзии, своеобразной поэмы-гимна. Как жанр канон пришел на смену кондаку, который в древности также был многострофной поэмой.

Вообще же богослужения того времени отличались гораздо большей протяженностью. Так, Великий покаянный канон — отнюдь не самый пространный в творчестве Андрея Критского. И, например, только в том же VII веке, когда святитель начал проповедовать, предположительно сложилась форма Шестопсалмия. До того же во время службы Псалтирь прочитывалась полностью.

4. До XIV столетия на Руси придерживались Студийского устава, который предписывал петь Великий покаянный канон на Пятой седмице Великого поста. Иногда канон при этом дробили на части, иногда — он целиком входил в состав воскресной церковной службы. Традиция петь канон частями в первые четыре дня Великого поста предусмотрена в Иерусалимском уставе.

Когда в XIV веке Русская Церковь перешла на Иерусалимский устав, она восприняла, соответственно, и эту традицию. Традиция читать канон в четверг пятой седмицы имеет позднее происхождение.

5. Изначально же Великий покаянный канон вообще не связан со временем и богослужениями Четыредесятницы. Часть исследователей считает, что это сочинение святого Андрея возникло как его предсмертная автобиография, как покаяние за участие в лжесоборе 712 года. Тогда под давлением императора-ересиарха в числе других участников святитель подписал осуждение решений VI Вселенского Собора.

Уже через год император сменился, и все участники собрания принесли покаяние, особо поставив свои подписи под документами Вселенского Собора. Но, видимо, прошлый поступок не давал святому покоя. И тогда он создает свою обширную поэму о человеческом покаянии и пути человека к Богу.

6. Части, на которые делится Великий покаянный канон при исполнении на первой седмице Великого поста, по-гречески называются «мефимоны». Однако в русском обиходе это слово часто произносили как «ефимоны». Поездка героя на «ефимоны» описана в романе И.С. Шмелёва «Лето Господне».

Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского

Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах их около 30).

Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней.

В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию.

Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского.

Покаянный великий канон — сочинение святителя Андрея Критского, жившего в конце седьмого века от Р.Х. По своему содержанию канон — сокровенная беседа с собственной душой. По форме — античная ритмическая проза. Он изобилует примерами из Ветхого и Нового Заветов, имеющими целью показать не только губительные последствия греховного состояния, но и бесконечное милосердие Божие, хотя и к падшему, но Его любимому творению.

Чтение Покаянного Великого Канона — это, своего рода, словесное паломничество в духовный мир святого Андрея Критского, в мир восточной монашеской мистики и православной византийской антропологии. Покаянный Великий Канон знакомит читателя и слушателя с духовным измерением бытия: жизнь как стояние перед вечным Богом в сердечном молчании и творческой созидающей деятельности, как умственное богосозерцание, как восхождение к вершинам святости через отсечение слабой греховной воли и утверждение последней в добре через исполнение двуединой заповеди о любви к Богу и человеку.

О чем просят в молитве святителя Андрея Критского?

Великий иерарх, богослов, учитель и гимнотворец. Ему молятся о даровании покаянного чувства, смирения, молитвенности, и также об исцелении от немоты, так как будучи нем от рождения, получил в семь лет исцеление после Причастия. Можно в молитве к  святителю попросить даровать познание священных текстов, а так же помощь в учительской и преподавательской деятельности.

Тропарь святителю Андрею, архиепископу Критскому

глас 4

Христову Церковь цевницею языка твоего, песнословя умильно, возвеселил еси, богословием же Препетыя Троицы славу всем сказал еси ясно, тем тя, яко тайноглагольника, поем, Андрее, пастырю Критский, и величаем память твою, Христа славяще дивнаго во святых Своих.

Кондак  святителю Андрею, архиепископу Критскому

глас 2

Вострубив ясно Божественная сладкопения, явился еси светильник мира светлейший, светом сияя Троицы, Андрее преподобне. Темже вси вопием ти: не престай моляся о всех нас.

Молитва святителю Андрею, архиепископу Критскому

О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Андрее! Предстоя у престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со Ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующия к подвигом добраго течения укрепи, град сей и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старые утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою притекающия к тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас (имена) всещедраго и человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

История

История постройки церкви Андрея Критского приручена к интересному событию, связанному с царской семьей. 17 октября 1888 года произошла авария на железнодорожных путях. В поезде ехала вся семья Романовых вместе с императором Александром III. Неожиданно послышался ужасный шум и стало очевидно, что поезд падает, он сошел с рельсов на скорости в 70 км/ч. Казалось, что гибель царской семьи неизбежна, но чудом стала их невредимость. Все отделались лишь легким испугом и парой царапин, хотя при катастрофе погиб 21 человек.

Храм преподобномученика Андрея Критского, Санкт-Петербург

17 октября — это день памяти Андрея Критского. Именно в честь него позже и был возведен одноименный храм.

Стоит знать! Андрей Критский — выдающийся христианский богослов, автор духовных песен и гимнов, а также проповедник. Стал архиепископом на острове Крит, в честь чего потом и получил такое имя. Проповедник был канонизирован в лике святителя. Именно Андрей Критский написал «Великое покаяние канону».

Это событие сильно удивило сотрудников Экспедиции, связанной с созданием бумаг и денег. Тогда было принято решение построить храм, который вечно будет нести в своих стенах память о тех событиях. Эти события более подробно стали развиваться уже в 1891 году.

Церковь было решено возводить во дворе фабрики. Был объявлен специальный сбор со всех рабочих, коих было более 4 тысяч. По его результатам было собрано 36 тысяч рублей, плюс пожертвования в размере 32 тысяч. Однако этого оказалось мало, да и двор не совсем подходил для постройки храма.

Тогда, согласно проекту Карла Моевского, было решено создать внутренний храм, который мог разместить в себе 1500 человек. Работы начались 15 августа 1891 года. Уже 26 августа 1892 был назначен первый настоятель церкви, которым стал Философ Орнатский.

Храм продолжал свою деятельность вплоть до 1923 года. Тогда советское руководство решило его закрыть, а в здании организовать сначала общежитие для рабочих фабрики, а потом клуб. В небольшой, рядом расположенной часовне организовали медпункт.

Храмовый образ над входом в церковь Андрея Критского

Прошло много лет и в день памяти того же Андрея Критского в 1998 году в этом храме прошел первый за последние десятилетия молебен.

Литература

  • BHG, N 113–114c;
  • Памятники старинной русской литературы, издаваемые гр. Г. Кушелевым-Безбородко / Под ред. Н. Костомарова. СПб., 1860. С. 415–417;
  • Papadopoulos-Kerameus. Analekta. T. 5. S. 169–179;
  • ЖСв. Июль. С. 69–72;
  • Лопарев Х. Описание некоторых греческих житий святых, III: Житие св. Андрея Критского // ВВ. 1897. Т. 4. С. 345–348;
  • Latysev. Menolog. Fasc. 2. P. 136–137;
  • Гудзий Н. К. К легендам об Иуде предателе и Андрее Критском // РФВ. 1915. № 1;
  • Лихачев Н. П. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики. Л., 1928;
  • Книга хожений: Зап. рус. путешественников XI–XV вв. М., 1984;
  • Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 248–261;
  • Повесть об Андрее Критском // ПЛДР: XVII в. М., 1988. Кн. 1. С. 270–274, 640–641;
  • Белоброва О. А. Андрей Критский в древнерусской литературе // ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 215–220.
  • Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви. СПб., 1859;
  • Петров Н. О. О происхождении и составе славяно-русского печатного Пролога (иноземные источники). К., 1875;
  • Веселовский А. Н. Андрей Критский в легенде о кровосмесителе и сказание об апостоле Андрее // ЖМНП. 1885. Т. 239. № 6. С. 231–237;
  • Драгоманов М. П. Славяньските преправки на Едиповата история. София, 1891;
  • Пономарев А. Андрей, архиепископ Критский, св. // ПБЭ. Т. 1. Стб. 765–769;
  • Heisenberg A. Ein jambisches Gedicht d. Andreas v. Kreta // BZ. 1901. Bd. 10. S. 505–514;
  • Vailhe S. Saint Andre de Crete // EO. 1901/02. T. 5. P. 378–387;
  • М-ов П. Св. Андрей Критский как церковный песнописец // Олонецкие ЕВ. 1902. № 4. С. 143–149; № 5. С. 181–187; № 6. С. 221–226; № 7. С. 276–279; № 8. С. 299–302; № 9. С. 330–334;
  • Рождественский М. Св. Андрей Критский как церковный песнописец // Странник. 1902. Март. С. 447–472. Июнь. С. 1136–1141;
  • Филарет. Песнопевцы. С. 195–200;
  • Petit L. Andre de Crete // DACL. T. 1. Col. 2034–2041;
  • Колокольников М., свящ. Великий «канон» св. Андрея Критского и его совр. значение // Странник. 1909. № 2. С. 192–206;
  • Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910. С. 98–107;
  • Mercenier E. A propos d’Andre de Crete // Tome commemoratif du millenaire de la Bibliotheque Patrarcale d’Alexandrie. Alexandrie, 1953. P. 170–178;
  • Sanz P. Ein Fragment eines neuen Kanon d. Andreas v. Kreta // JOBG. 1955. Bd. 4. S. 1–11;
  • Тодоров Т. Св. Андрей Критский – великий песнописец // Церковен вестник. София, 1961. № 6;
  • Будовниц И. У. Словарь русcкой, украинской, белорусской письменности и литературы до XVIII в. М., 1962. С. 76, 298;
  • Сарафанова (Демкова) Н. С. Произведения древнерусской письменности в сочинениях Аввакума // ТОДРЛ. 1962. Т. 18. С. 335;
  • Shiro G. Caratteristiche dei canoni di Andrea Cretese: Studi su alcune composizioni inediti del melode // Krhtik Cronik. 1963. T. 15–16. S. 113–138;
  • Richard M. Le commentaire du Grand Canon d’ Andre de Crete par Acace le Sabaïte // EEBS. 1965. T. 34. S. 304–311;
  • Талин В. Святый Андрей, пастырь Критский, и его Великий покаянный канон // ЖМП. 1968. № 2. С. 65–72;
  • Рябцев А. Великий канон – школа покаяния (этюд) // Там же. 1969. № 3. С. 71–76;
  • Процюк Ю., прот. Наука покаяння у Великому канонi св. Андрея Критського. Львiв, 1972. Ðêï.;
  • Szoverffy. Hymnography. Vol. 2. P. 6–10;
  • Древнерусское шитье XV–XVIII в. в собрании Гос. Русского музея: Кат. выст. / Сост. и авт. ст. Л. Д. Лихачева. Л., 1980;
  • Климова М. Н. Опыт текстологии Повести об Андрее Критском // Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосиб., 1982. С. 46–61;
  • она же. Повесть об Андрее Критском и фольклор (некоторые аспекты сопоставительного анализа) // Рукописная традиция XVI–XIX веков на востоке России. М., 1983. С. 27–39;
  • НКС. Т. 3. С. 512–513;
  • Правдолюбов С., протод. Великий канон св. Андрея Критского: История. Поэтика. Богословие: Магист. дис. / МДА. М., 1987. Т. 1–2 ;
  • Шварц Е. М. Новгородские рукописи XV в.: Кодикол. исслед. ркп. Софийско-Новгородского собр. Гос. Публичной б-ки. М.; Л., 1989. С. 29;
  • Власова О. М. Древнерусское искусство в коллекциях Пермской гос. Художественной галереи // ПКНО, 1992. М., 1993;

Литература по иконографии

  • Ерминия ДФ. С. 160, 175;
  • Detzel. Bd. 2. S. 64;
  • Большаков. Подлинник иконописный. С. 39, 112;
  • Millet, Frolow. Vol. 3. Tab. 32:3, 106:1, 107:2;
  • Skrobucha H. Katalog Ikonenmuseum Recklinghausen. Recklinghausen, 1968. № 266;
  • Knoben U. // LCI. Bd. 5. Sp. 156;
  • Миjовиz. Менолог. С. 191, 280, 301, 373;
  • Правдолюбов С., прот. Великий канон св. Андрея Критского: Магист. дис. Т. 1. Л. 3; Т. 2. Л. 2, 215;
  • Власова О. М. Древнерусское искусство в коллекциях Пермской гос. художественной галереи// ПКНО, 1992. М., 1993;
  • Сорок сороков. Т. 2. C. 483, № 87;
  • Евсеева. Афонская книга. С. 315, № 167;
  • Белоброва О. А. Андрей Критский в древнерусской литературе и искусстве // ТОДРЛ. Т. 51. С. 206–220. Ил. 208;
  • Христианские реликвии. С. 30, 134–136, 177–180.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector