Монастыри москвы — духовные центры столицы
Содержание:
- Симонов мужской монастырь (Москва)
- Из истории старинной обители
- Архитектурные особенности
- Донской монастырь
- Андреевский монастырь
- Симонов мужской монастырь (Москва)
- Свято-Данилов монастырь
- Богородице-Рождественский Женский Монастырь
- Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь (был мужской, возобновлен как женский)
- Действующие женские монастыри Москвы
- Список и адреса действующих мужских и женских монастырей Москвы
- Действующие монастыри[ | ]
- История монастыря
- Покровский монастырь
- Высоко-Петровский монастырь
- Покровский монастырь
- Богоявленский мужской монастырь (Москва)
Симонов мужской монастырь (Москва)
Симонов мужской монастырь — в прошлом один из самых крупных и богатых монастырей ближайшего Подмосковья. Основан учеником и племянником прп. Сергия Радонежского — свт. Федором в 1370-х гг. на землях, которые пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин.
В XVI—XVII вв. входил в пояс укреплённых монастырей, защищавших подступы к Москве с юга. Подавляющее большинство построек было снесено в 1930-е годы; территория частично застроена. В настоящее время проводится реставрация трапезной, хозяйственные постройки и братский корпус используются как мастерские; уцелевшие же стены и башни пребывают в заброшенном состоянии. В настоящее время на территориии монастыря действует приходской храм Тихвинской иконы Божией Матери.
Адрес:
Россия, 109280, Москва, ул. Восточная, 4 (м. «АвтоСухаревская», «Лубянка», «Тургеневская», «Трубная» пешком около 10-15 минут.
Из истории старинной обители
Андреевский монастырь известен давно. Предание относит возникновение мужской обители у «Воробьевых круч» к XIII веку. В низине у реки – в Пленницах – образовалась Преображенская пустынь. Так называли обитель монахов, удаленную от людских поселений. Место на берегу реки Москвы, названное Пленницей, в былые времена славилось тем, что там делали плоты из поленьев и спускали вниз по течению.
Образование Андреевского монастыря
В XVI веке произошло событие, изменившее судьбу Преображенской пустыни. В 1591 году войска крымско-татарского хана Казы-Гирея подошли к Москве. По пути из Крыма хан сжёг и разрушил русские поселения, намереваясь то же сделать с Москвой.
Для ободрения русского войска при защите столицы царь Федор Иоаннович повелел вынести чудотворную Донскую икону. Вокруг крепостной стены с иконой устроили крестный ход, а потом торжественно поставили ее в походную церковь.
Не дожидаясь рассвета, 19 августа войско хана поспешно отступило. Чудо совершилось в день памяти святого мученика Андрея Стратилата. В Преображенской пустыни, на месте отступления татарского войска, построили деревянную церковь, которую назвали Андреевской. Вскоре деревянное строение сгорело.
Детище Федора Ртищева
Церковь заново отстроил в камне на собственные средства Федор Михайлович Ртищев. Выходец из знатного боярского рода, любимец царя Алексея Михайловича, он отказался от блестящей карьеры дипломата, занявшись благотворительностью и служением простым людям.
На личные средства Ртищев организовывал больницы и приюты, спасал голодающих во время неурожаев, продавая свое имущество. О доброте Федора Михайловича ходили в народе легенды.
С именем боярина Ртищева связан расцвет обители. В 1648 году усилиями «милостивого мужа» на территории Преображенской обители устроили храм, покровителем которого избрали святого мученика Андрея Стратилата.
Ртищев пригласил в монастырь 30 образованных монахов из Киево-Печерской лавры и Межигорского монастыря. Так возникло «Учительское братство» – духовно-образовательный центр, где желающих учили славянской и греческой грамматике, риторике и философии.
Образованнейшие монахи изучали духовную литературу, переводили с греческого языка духовные книги и создавали свои религиозно-просветительские тексты. Служители говорили, что собираются в монастыре «ради книжного учения»: «Ртищевское братство» стало основой для Славяно-греко-латинской академии, которая положила начало Московскому университету.
В это время монастырь, к которому был приписан Донской монастырь, располагает собственными землями, мельницей и рыбными промыслами. В 1648-1654 годы с помощью зодчего Григория Копыла сооружается комплекс монастырских зданий, строительство которых финансируется из царской казны.
Трудные времена
Монастырь не обошли стороной трудности. Во времена Петра I в 1724 году здесь открыли школу и приют для сирот и подкидышей и тюрьму – помещение для «колодников».
Монашеская жизнь медленно, но неуклонно угасает. В 1762 году в Андреевском монастыре содержали умалишенных. Во время чумы 1771 года Екатерина II приказала устроить на территории монастыря кладбище для родовитых горожан, которое превратилось в городской некрополь.
В 1803 году в монастыре устраивают богадельню, где призревалось 956 человек. Купцы и фабриканты жертвовали огромные суммы на возведение корпусов заведения.
В 1900 году в монастыре открывается церковно-приходская школа, которая работает до 1917 года. Власть большевиков закрыла храм, превратив его в Дом-коммуну московской фабрики Госзнака. В монастырских постройках открыли школу и клуб, некрополь уничтожили.
В 1960 году здесь находился Всесоюзный НИИ комитета стандартов измерительных приборов, в 1980 – Всесоюзный НИИ метеорологической службы.
Восстановление и реставрация
С 1967-1971 годы в комплексе Андреевского монастыря велась реставрация. В 1991 году указом Святейшего Патриарха Алексия II в обители учреждено Патриаршее подворье, а через год возобновились богослужения.
В монастыре работает Синодальная библиотека. С 2013 года здесь действует Андреевский мужской ставропигиальный монастырь.
Архитектурные особенности
Со стороны монастырь с корпусами, построенными за 70 лет, выглядит как небольшая крепость. Территория обители – правильный прямоугольник, со всех сторон обрамленный двух- и трехэтажными корпусами келий и учебных корпусов.
Центральное место отведено храму Иоанна Богослова с трехъярусной барочной колокольней, возведенной в 1748 году на средства графа Сергея Борисовича Шереметьева, сына петровского сановника.
Колокольня построена в классическом стиле: четырехгранная, с большими арками в верхнем ярусе. Колокольню завершает четырехскатный шатер, увенчанный небольшой главкой с крестом.
Храм, устроенный в нижнем ярусе колокольни в стиле барокко украшают арочные окна и пилястры, устроенные по высоте здания. Капители и карнизы разделили сооружение на 3 яруса. Купол прорезают круглые с лепниной люкарны – оконные проемы с вертикальной рамой. Низ купольного барабана, похожий на легкую ротонду, декорирован поясом.
Церковь святого мученика Андрея Стратилата построена в 1675 году под руководством зодчего Григория Копыла, самая старая постройка монастыря.
Фасад здания украшен изразцами стиля «павлиное око». В нишах фасада – иконы Андрея Стратилата, Иоанна Богослова и архангела Михаила. Мемориальная доска гласит, что церковь основана Ф.М. Ртищевым.
Собор Воскресения Христова построен в1689-1703 годы в стиле московского барокко. Одноглавый храм перекрывают сомкнутые своды с 8-гранной глухой главой.
Здание возвышается на подклете, с запада примыкает к монастырской стене, восточный фасад выходит во двор. В склепе подклета погребен Федор Михайлович Ртищев.
Донской монастырь
Основанием монастыря принято считать 1591 год, когда возвели первую каменную церковь во имя Донской иконы Богоматери. Предполагают, что этот древний образ XIV века принадлежит к письму знаменитого иконописца Феофана Грека. Именно этой иконой преподано благословение Сергия Радонежского великому князю Дмитрию на битву с крымскими татарами.
В XVII веке обитель стала мощная монашеской крепостью, завершившая оборонительное кольцо Москвы. В течение XVIII столетия завершилось строительство величественного архитектурного комплекса монастыря. К XIX веку становится самой богатой и влиятельной обителью страны. Здесь располагается комитет Духовной цензуры, открывается духовное училище и школа обучения для послушников.
В годы советской власти монастырь закрывают. Здесь содержится под стражей, а позже похоронен, ныне прославленный православной церковью в лике святых Патриарх Тихон. На территории обители был открыт музей архитектуры и скульптуры. Сюда свозились ценные исторические фрагменты многих сносимых храмов и сооружений.
А уникальному некрополю русского дворянства необъяснимым образом удалось без серьезных потерь пережить время советских разрушений. С 1990 года — момента возвращения монастырского комплекса православной Церкви и до сегодняшнего дня в обители не прекращаются строительные и реставрационные работы.
Литургия служится ежедневно на неделе с 8 часов утра, в праздничные и воскресные дни в 7 и в 10 часов. Доехать удобно на метро до станции «Шаболовка», дойти до пересечения улицы с Донским проездом и повернуть направо, вдоль стены до монастырских ворот.
Андреевский монастырь
Андреевский монастырь — одна из главных мужских обителей столицы. Монастырь, основанный в середине XVII века, был упразднен в XVIII столетии и был передан в гражданское управление. Сейчас он передан обратно РПЦ — в его стенах расположено несколько учреждений Священного Синода: библиотека, информационный отдел и Учебный комитет.
Из архитектурного ансамбля монастыря до наших дней дошли Церковь Андрея Стратилата, Собор Воскресения Словущего и Колокольня Иоанна Богослова. Памятники гражданской архитектуры ныне заняты учреждениями Синода.
Сейчас здесь проходят ежедневные служения, а также организована воскресная школа Андреевского монастыря для детей от 7 до 16 лет.
Симонов мужской монастырь (Москва)
Симонов мужской монастырь — в прошлом один из самых крупных и богатых монастырей ближайшего Подмосковья. Основан учеником и племянником прп. Сергия Радонежского — свт. Федором в 1370-х гг. на землях, которые пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин.
В XVI—XVII вв. входил в пояс укреплённых монастырей, защищавших подступы к Москве с юга. Подавляющее большинство построек было снесено в 1930-е годы; территория частично застроена. В настоящее время проводится реставрация трапезной, хозяйственные постройки и братский корпус используются как мастерские; уцелевшие же стены и башни пребывают в заброшенном состоянии. В настоящее время на территориии монастыря действует приходской храм Тихвинской иконы Божией Матери.
Адрес:
Россия, 109280, Москва, ул. Восточная, 4 (м. «АвтоСухаревская», «Лубянка», «Тургеневская», «Трубная» пешком около 10-15 минут.
Свято-Данилов монастырь
Свято-Данилов монастырь был основан в конце XIII века московским князем Даниилом, младшим сыном Александра Невского. Хотя точная дата неизвестна (где-то между 1272 и 1303 годами правления Даниила), он считается самым старым монастырем в Москве. Перед своей смертью в 1303 году князь Даниил стал монахом в монастыре, а в 1652 году был канонизирован как святой Даниил Московский.
- Место расположения: улица Даниловский Вал 22.
- Станция метро: Тульская.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии
- Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
- Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook и Booking. А апартаменты на Airbnb.
- Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
- Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
- Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
- Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
- Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.
(Visited 1 656 times, 3 visits today)
Богородице-Рождественский Женский Монастырь
На углу улицы Рождественка и Рождественского бульвара расположен Богородице-Рождественский женский монастырь, посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы. Традиционно считается, что он был основан в 1386 году княгиней Марией Андреевной Серпуховской, которая стала монахиней и умерла в монастыре в 1389 году.
- Место расположения: улица Рождественка 20.
- Станция метро: Цветной Бульвар.
Если вы думаете, поехать в Москву туром или самостоятельно, то советуем вам посмотреть цены на туры. Снизу в форме вы можете выбрать свой город, желаемые даты и нажать на кнопку «Найти». Вам отобразятся все возможные варианты.
Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь (был мужской, возобновлен как женский)
Его основал преподобный Владимир в конце пятнадцатого века на Белых Песках, которые являлись важным местом на южной границе государства. Инок получил большую поддержку Ивана Третьего и Василия Третьего, так как последние были заинтересованы в укреплении этого рубежа.
Ко второй половине шестнадцатого века почти все строения монастыря были высечены из камня.
В Смутное время обитель разорялась, а при Петре Первом приписывалась к Троице-Сергиеву монастырю, затем возвращалась во владения Коломенских архиереев. В девятнадцатом веке она стала самостоятельной.
По рассказам очевидцев, в 1918 году всех монахов вывели за пределы монастыря и расстреляли.
В Советское время здесь находилось общежитие рабочих, заключенных, в военное время — гвардейский корпус генерала Белова, а после войны — склады.
Реставрация началась в конце восьмидесятых. А в 1993 году возобновилась монашеская жизнь.
В Тихвинском храме монастыря находится чудотворная икона «Утоли моя печали». Она помогает страждущим, нуждающимся и больным. Еще в семнадцатом веке икона исцелила одну очень больную женщину. Ей во сне пришло видение, где было сказано, чтобы из церкви Святителя Николая привезли икону, а она чтобы молилась ей для получения исцеления. Образ излечил больную, и с тех пор икону стали почитать чудотворной.
Действующие женские монастыри Москвы
В российской столице 8 женских действующих монастырей:
- Новодевичий;
- Зачатьевский;
- Алексеевский;
- Иоанно-Предтеченский;
- Богородице-Рождественский;
- Покровский;
- Марфо-Мариинская обитель;
- Троице-Одигитриева Зосимова пустынь.
Действующие монастыри можно смело назвать государством в государстве. Жизнь в них отличается от мирской. У каждой обители свой устав. Доступ на территорию обычно ограничен. В некоторые помещения вход туристам строго запрещен. Многие монастыри проводят что-то вроде дня открытых дверей, когда миряне могут оказаться внутри и посмотреть своими глазами на быт послушниц.
Новодевичий монастырь
Это один из самых старых действующих женских монастырей столицы. Его архитектурный ансамбль признан ЮНЕСКО объектом культурного наследия. Монастырь находится на Новодевичем проезде, дом 1 (метро «Спортивная»). Он был возведен в 1524 году по указу Василия III. За десять лет до этого царь поклялся построить монастырь и храм при нем, если сможет отвоевать Смоленск. Город был взят, а в Москве вскоре появился Новый Девичий монастырь с соборным храмом во имя Смоленской иконы.
Согласно легенде, место для обители было выбрано не случайно. Когда-то именно там татаро-монголы строили в ряд русских девушек, выбирали самых красивых и забирали в Золотую Орду. Это место называли Девичьем полем.
Когда-то в этом монастыре русские цари запирали неугодных жен и сестер. Так, в его стенах приняла постриг царица Ирина Годунова, родная сестра и первая жена Петра I. После революции Новодевичий монастырь, как и многие другие, был закрыт. Он вновь открыл свои двери для послушниц только в 1994 году.
Зачатьевский монастырь
Это, пожалуй, самая древняя женская обитель Москвы. Она основана в 1360 году. После революции была разграблена и закрыта, возвращена церкви в 1991 году. Обитель находится во 2-м Зачатьевском переулке, дом 2 (метро «Кропоткинская»).
Над входом в монастырь находится надвратная церковь. Она единственная в своем роде, сохранившаяся в годы религиозных гонений. Перед входом стоит памятник основателю обители – митрополиту Алексию.
Алексеевский монастырь
Обитель расположена во 2-й Красносельском переулке, дом 7 (метро «Красносельская»). У Алексеевского монастыря весьма интересная история. Он основан в 1358 году и тогда назывался Ново-Алексеевским монастырем. Обитель изначально находилась на Остоженке, в XVI веке ее перевезли на то место, где сейчас Храм Христа Спасителя, а в XIX веке – в Красное село.
Большевики уничтожили монастырь, проложив на его месте дорогу. Тогда сохранилась одна церковь. В 1991 году в ней появился новый приход, спустя 19 лет было создано сестричество во имя Алексия, а потом открылся и монастырь.
Иоанно-Предтеченский монастырь
Появился в 1415 году. Изначально был мужским и находился в Замоскворечье. В 1533 году обитель была заново отстроена Василием III в честь появления долгожданного наследника. Монастырь сменил прописку и стал женским. Находится в Малом Ивановском переулке, дом 2 (метро «Китай-город»). В его стенах хранится древняя икона Пророка и Крестителя Иоанна с частичкой его мощей, а также частица Креста Господня.
Богородице-Рождественский монастырь
Обитель расположена на улице Рождественка, дом 20 (метро «Трубная», «Кузнецкий мост»). Была открыта в 1386 году по распоряжению княгини Марии Серпуховской в честь победы русского народа на Куликовом поле. В этом сражении принимал участие и ее сын. Первыми насельницами стали вдовы, матери и сироты воинов, погибших на Куликовом поле. После революции монастырь возобновил работу в 1993 году.
Покровский монастырь
Расположен на Таганской улице, дом 58 (метро «Марксистская», «Пролетарская»). Основан в 1635 году царем Михаилом Федоровичем. Изначально был мужским монастырем. Во время нашествия французов его сооружения сильно пострадали, но впоследствии были восстановлены. В 1994 году монастырь обрел новую жизнь.
Марфо-Мариинская обитель
Находится на Большой Ордынке, дом 34 (метро «Третьяковская»). По внешнему виду можно подумать, что обитель принадлежит к старинным памятникам архитектуры. На самом деле ее построили в 1909 году по распоряжению княгини Елизаветы Федоровны. Она решила возвести монастырь в память о супруге, погибшем от рук террориста.
Троице-Одигитриева Зосимова пустынь
Находится на территории Новой Москвы, в поселении Новофедоровское, что под Троицком. Была открыта монахом Зосимой в 1826 году. В стенах обители находится икона Богоматери «Одигитрия» и частица Креста Господня.
Список и адреса действующих мужских и женских монастырей Москвы
Монастыри Москвы, действующие сегодня, — это удивительное явление современной столицы. Там протекает совсем иная жизнь без шума и суеты. Распорядок каждой обители подчинен определенному уставу, и не в любое время туристам можно попасть внутрь и посмотреть.
Монастыри Москвы, действующие сегодня | |
Мужские | Женские |
Свято Даниловский ставропигиальный улица Даниловский Вал, дом 22 | Новодевичий Богородице-Смоленский Новодевичий проезд, дом 1 |
Донской ставропигиальный Донская площадь, 1-3 | Зачатьевский ставропигиальный 2-й Зачатьевский переулок, дом 2, строение 19 |
Новоспасский ставропигиальный Крестьянская площадь, дом 10 | Марфо-Мариинский ставропигиальный улица Большая Ордынка, дом 34, строение 3 |
Николо-Перервинский Шоссейная улица, дом 82 | Покровский ставропигиальный Таганская улица, дом 58 |
Сретенский ставропигиальный улица Большая Лубянка, 19, строение 1 | Богородице-Рождественский ставропигиальный улица Рождественка, дом 20 |
Высоко-Петровский улица Петровка, дом 28, строение 2 | Иоанно-Предтеченский ставропигиальный Малый Ивановский переулок, дом 2 |
Андреевский ставропигиальный Андреевская набережная, дом 2 | Алексеевский 2-й Красносельский переулок, дом 7 |
Заиконоспасский ставропигиальный Никольская улица, 7-9 |
Действующие монастыри[ | ]
# | Изображение | Название | Тип | Время основания | Местонахождение |
1 | Александро-Невский монастырь | женский | 1895 | Талдомский район, село Маклаково | |
2 | Белопесоцкий монастырь | женский | 1498 | Ступинский район, город Ступино | |
3 | Бобренев монастырь | мужской | 1381 | Коломенский район, село Старое Бобренево | |
4 | Борисоглебский Аносин монастырь | женский ставропигиальный | 1823 | Истринский район, деревня Аносино | |
5 | Борисоглебский монастырь | мужской | XV век | Дмитровский район, город Дмитров | |
6 | Брусенский монастырь | женский | 1552 | Коломна, город | |
7 | Введенский Владычный монастырь | женский | 1360 | Серпухов, город | |
8 | Вознесенская Давидова пустынь | мужской | 1515 | Чеховский район, поселок Новый Быт | |
9 | Воскресенский Новоиерусалимский монастырь | мужской ставропигиальный | 1656 | Истринский район, город Истра | |
10 | Высоцкий монастырь | мужской | 1374 | Серпухов, город | |
11 | Екатерининская пустынь | мужской | 1658 | Ленинский район, город Видное | |
12 | Зосимова пустынь | женский | 1826 | Наро-Фоминский район, посёлок Зосимова пустынь | |
13 | Иосифо-Волоцкий монастырь | мужской ставропигиальный | 1479 | Волоколамский район, село Теряево | |
14 | Казанский Колычевский монастырь | женский | 1885 | Егорьевский район, город Егорьевск | |
15 | Колоцкий монастырь | женский | 1413 | Можайский район, деревня Колоцкое | |
16 | Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь | женский ставропигиальный | 1887 | Ленинский район, посёлок санатория «Горки Ленинские» | |
17 | Лужецкий монастырь | мужской | 1408 | Можайский район, город Можайск | |
18 | Николо-Берлюковская пустынь | мужской | 1719 | Ногинский район, село Авдотьино | |
19 | Николо-Пешношский монастырь | мужской | 1361 | Дмитровский район, посёлок Луговой | |
20 | Николо-Радовицкий монастырь | мужской | 1584 | Егорьевский район, село Радовицы | |
21 | Николо-Угрешский монастырь | мужской ставропигиальный | 1380 | Дзержинский, город | |
22 | Ново-Голутвин монастырь | женский | 1800 | Коломна, город | |
23 | Покровский Хотьков монастырь | женский ставропигиальный | 1308 | Сергиево-Посадский район, город Хотьково | |
24 | Покровско-Васильевский монастырь | мужской | 1885 | Павлово-Посадский район, город Павловский Посад | |
25 | Саввино-Сторожевский монастырь | мужской ставропигиальный | 1398 | Звенигород, город | |
26 | Свято-Троицкая Сергиева лавра | мужской ставропигиальный | 1337 | Сергиево-Посадский район, город Сергиев Посад | |
27 | Свято-Троицкий Мариинский монастырь | женский | 1900 | Егорьевский район, город Егорьевск | |
28 | Серафимо-Знаменский скит | женский | 1912 | Домодедово, городской округ, село Битягово | |
29 | Спасо-Бородинский монастырь | женский | 1839 | Можайский район, деревня Семёновское | |
30 | Спасо-Влахернский монастырь | женский | 1861 | Дмитровский район, посёлок городского типа Деденево | |
31 | Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь | мужской | 1859 | Орехово-Зуевский район, город Куровское | |
32 | Старо-Голутвин монастырь | мужской | XIV век | Коломна, город | |
33 | Черниговский скит | мужской | 1844 | Сергиев Посад, город |
История монастыря
По преданию, мужская обитель на правобережье реки Москвы появилась в конце XIII века. Однако, первые документальные сведения о монастыре относят к середине XVII столетия.
В те времена на берегу стоял деревянный храм Андрея Стратилата, построенный в честь чудесного освобождения горожан от нашествия отрядов хана Казы-Гирея. Зеленое урочище называли «Пленницами», потому что здесь вязали плоты-«поленицы», которые потом сплавляли по реке.
В 1648 году стольник и сподвижник русского царя Федор Михайлович Ртищев получил благословение патриарха Иосифа и возвел в Пленницах каменный Преображенский храм. Возле него боярин устроил новый монастырь, который занял место между Донской и Новодевичьей обителями. Три монастыря отлично дополняли друг друга и были призваны защищать подступы к российской столице с южной стороны. Однако, к середине XVII века границы государства так сильно расширились, что христианские обители уже не играли особой роли в обороне города.
Андреевский монастырь на фоне Москвы-реки
В новом монастыре поселилось 30 иноков, приглашенных Ртищевым из Межигорского монастыря, Киевско-Печерской лавры и других монашеских общин Малороссии. При монастыре существовало Учительское или Ртищевское братство — объединение просвещенных людей, которые занимались переводом на русский язык иностранных книг.
В 1652 году здесь открыли первое академическое заведение Москвы, занятия в котором проходили под руководством опытных преподавателей Епифания Славинецкого и Арсения Сатановского. Молодые люди осваивали основы грамматики, учили философию и риторику, а также читали тексты на славянском, латинском и греческом языках.
С появлением духовного училища Преображенскую пустынь переименовали в Андреевский монастырь. Через 33 года монахов переселили на территорию Китай-города, обитель приписали к Заиконоспасскому монастырю, а из училища переросло в Славяно-греко-латинскую академию.
К началу XVIII века земли обители числились за Монастырским приказом. Настоятель просил государя вернуть их монастырю, но Петр I решил упразднить Андреевскую обитель и создать в ней заведение для сирот и детей-подкидышей, которых тогда называли «зазорными» детьми. Помимо этого в бывшем монастыре обустроили острог для «колодников».
Церковь Андрея Стратилата
В 30-е годы XVIII века при российской императрице Анне Иоанновне детское заведение и тюрьму закрыли, и обитель вновь стала действующей. В 1760-е годы здесь располагался приют для умалишенных, а после церковной реформы, проведенной Екатериной II, монастырь преобразовали в приходской храм и дом призрения для женщин-«ленивец». По воспоминаниям одного из иностранных дипломатов в стенах монастыря по 2-3 недели работали женщины, которые занимались витьем веревок для нужд адмиралтейства.
Монастырский некрополь издавна служил местом погребения родовитых москвичей. Особенно много захоронений появилось в 1771 году, когда по городу прокатилась страшная эпидемия чумы или «моровой язвы».
В начале XIX столетия в обители возвели несколько каменных корпусов и утроили в них богадельню Купеческого общества. В новых зданиях поселились более 500 пожилых москвичей и инвалидов, а деньги для них жертвовали богатые купцы — Боткин, Королев, Бахрушин, Зубов, Алексеев, Пашков и Крашенинников. В 1900-е годы по инициативе священника Николая Молчанова при бывшем монастыре открыли церковно-приходскую школу, где дети учились грамоте, письму и основам счета.
Собор Воскресения Христова в Пленницах
С приходом новой власти постройки отдали фабрике Госзнак, а церковь Андрея Стратилата закрыли. Дом-коммуну заселили служащие и рабочие фабрики. Бывшую церковь хотели переделать под фабричную школу, однако она так и не была создана.
Монастырская богадельня просуществовала до 1924 года. Через год после ее закрытия, Воскресенский храм отдали клубу Госзнака, а еще через несколько лет ликвидировали последнюю церковь Иоанна Богослова. Во время антирелигиозной кампании, которую проводили по всей стране, могилы Шереметевых, Машковых, Плещеевых, Щербаковых, Ларионовых и других родовитых горожан были уничтожены.
Как и многие монастыри Москвы, православная обитель начала возрождаться с изменением политики государств — в начале 1990-х годов. Поначалу сюда перевели богатую Синодальную библиотеку и восстановили Воскресенский храм, а в 1996 году все здания и землю отдали Церкви.
Покровский монастырь
Покровский монастырь — старинная обитель, открытая в середине XVII века. Первоначально был мужским, после возрождения 1994 году получил статус женского монастыря.
Архитектурный облик обители определяют стены и Храм Воскресения Словущего, возведенные в XVII веке. Главной святыней обители считаются мощи святой Матроны Московской. Ежедневно сюда приходит множество страждущих, чтобы поклониться святой Матроне и попросить ее о заступничестве.
Это очередь к иконе Матроне Московской. По преданию она исцеляет женщин и дарует детей тем кто давно их ждёт
По будням в монастыре проводятся экскурсии для паломнических групп продолжительностью в 30 минут. Запись на экскурсии проводятся в виде прошения на имя настоятельницы обители.
Высоко-Петровский монастырь
Высоко-Петровский монастырь — одна из старейших обителей столицы России. Она была основана в начале XIV века и на протяжении столетий служила центром духовной жизни столицы, а благодаря мощным стенам и принимала под защиту горожан во время иноземных вторжений.
Архитектурный облик обители, сложившийся в XVII-XVIII веках, поражает воображение. Здесь сохранилось 7 храмов, наибольший интерес их них представляет Собор Петра митрополита (1517 г.) авторства итальянского зодчего Алевиза Нового. Главной святыней монастыря является особо чтимый образ иконы Казанской Богоматери.
Мощи Митрофана Воронежского хранятся в монастыре
За стены обители можно попасть не только во время службы, но и с экскурсией. Экскурсия «Один день в монастыре», длящаяся 5 часов и знакомящая с внутренней жизнью обители, обойдется в 5 тыс. руб.
Святыни хранящиеся в монастыре:
- Чудотворная Казанская икона Божьей Матери (по преданию способна исцелять от припадочных болезней)
- Икона святителя Петра с частицей мощей (метрополит живший в 14 веке, миривших русских князей и ездивший в Орду для сохранения прав духовенства)
- Мощи Митрофана Воронежского (первый епископ Воронежский живший в 17 веке)
- Крест с частицей Живоносного Древа Господня (содержит часть креста на котором, распяли Иисуса)
- Ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых (по преданию, помогают при тяжёлых недугах)
- Дивеевский ковчег (содержит мощи Серафима Саровского)
Покровский монастырь
Основал изначально мужской монастырь царь Михаил Федорович в память о скончавшемся в день Покрова отце – Патриархе Филарете. Современный архитектурный комплекс окончательно сложился в начале XIX столетия.
В постсоветское время произошло возобновление обители, но уже в качестве женского Покровского монастыря. А в мае 1998 года сюда привезены мощи блаженной Матроны, к которым с тех пор не оскудевает поток паломников со всей страны.
В 2005 году Патриархом Алексием II освящен воссозданный источник, где сегодня любой посетитель может умыться и попить святой воды. Монастырь Москвы действующий открывается для посещения в 7 часов утра, а в воскресные дни на час раньше. Закрываются ворота Покровской обители вечером в 20 часов.
Чтобы попасть в обитель, надо доехать на метро:
- станция «Марксистская», на улицу Таганская, а там любым транспортом до Большой Андроньевской;
- «Крестьянская застава» или «Пролетарская».
Церковные службы совершаются каждый день в 7-30 утра и в 16-45. В воскресенье служится две литургии: в 6-15 ранняя, и в 9 часов поздняя.
Богоявленский мужской монастырь (Москва)
Богоявленский монастырь традиционно считался древнейшим в Москве, на посаде; церковное предание приписывает его основание родоначальнику московского княжеского дома Даниилу. В этом отношении с ним соперничает Данилов монастырь, но тот в 1330 г. был перенесён в Кремль к Спасу на Бору, после чего не существовал до 1560 года и, вообще говоря, находился до XX века за пределами города.
Церковные предания повествуют, что одним из игуменов Богоявленской обители был Стефан, старший брат прп. Сергия, игумена Радонежского, и что будущий митрополит Алексий принял здесь постриг и длительное время подвизался. Монастырь имел большой вес в жизни средневековой Москвы, а его настоятель одним из первых стал именоваться архимандритом.
Первое каменное здание монастыря, четырёхстолпный Богоявленский собор, было выстроено на рубеже XIV и XV вв. из белого камня. Собор сильно пострадал в 1451 году во время нашествия ордынского царевича Мазовши, когда сгорела большая часть московского посада. Восстановленный при Василии II и несколько обстроенный при Иване III (новая трапезная), монастырь снова сильно пострадал в 1547 году во время великого московского пожара. А в 1571 году Ивану Грозному пришлось отстраивать Богоявленский монастырь уже после похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея.
Адрес:
109012 Богоявленский пер., дом 2, стр. 4, г. Москва..