Кто такой духовный наставник в православной церкви и как его правильно выбрать

«Не следует думать, что на духовника нужно возложить ответственность за свою жизнь»

Павел Лебедев, верстальщик, фотограф:

«Метко Достоевский сказал о нашей земной жизни: «Здесь Дьявол с Богом борется, и поле битвы – сердца людей». Естественно, человек несовершенен и ему нужна духовная помощь – как молитвенная, так и практическая: советы и наставления, как жить дальше. Поэтому духовник, конечно же, нужен. Хорошо эту тему раскрывает А.И. Осипов на основе трудов свт. Игнатия Брянчанинова – только в монастыре послушник полностью вверяет себя духовному старцу. Но в миру – это невозможно, и святитель Игнатий советует христианам последних времен жить по совету (к тому же, если в средине 19-го века святитель Игнатий говорил, что уже почти нет духоносных старцев – то что уж говорить о наших временах). А чтобы жить по совету – нужен свой ум, свое понимание того, «что такое хорошо и что такое плохо». Не следует думать, что на духовника нужно возложить ответственность за свою жизнь. Касательно самого себя скажу – у меня, к сожалению, нет человека, которого я бы мог назвать своим духовником. С возникающими вопросами обращаюсь к батюшкам, которых уважаю и доверяю. Понятно, что каждый человек по-своему немощен, у каждого есть недостатки – но хотя бы взгляд со стороны и духовный совет умудренного жизнью человека могут быть очень полезны.Как найти такого советчика? У каждого свой путь. Главное – молиться, и Господь укажет, сведет, направит. У каждого свой путь».

Найдите время, чтобы помечтать

Если вы ведете активную жизнь и работаете по очень напряженному графику, то вам будет очень сложно связаться со своим наставником с помощью мечтаний, потому что для этого требуется больше времени и концентрации, чем для телепатического общения. Однако, если вы готовы приложить чуть больше усилий, у вас все получится.

Будучи детьми, все мы проводили много времени фантазируя — покидали свои тела и общались (и даже играли) со своими духами-наставниками. Самое ужасное, что могли сказать нам взрослые: «Хватит мечтать!» И прекратив, мы теряли связь со своими целителями, ангелами и духовными друзьями, которые помогали нам. Дайте свободу своему разуму, и он освободит вас от линейного физического видения, активирует и натренирует ваше внутреннее видение, чтобы вы могли видеть за пределами этого мира. Когда мой наставник Чарли учил меня видеть наставников, он постоянно повторял, что физическая внешность — это наименее точное воплощение любого существа, и советовал мне, глядя на людей и вещи, смотреть сквозь внешний облик, глубже. Как только вы научитесь этому и будете смотреть в самую суть всего — включая себя, — вам нужно будет совершить лишь еще один маленький шаг, чтобы увидеть своего наставника.

Прежде чем начать это упражнение, убедитесь, что находитесь в спокойном состоянии и вас не переполняют эмоции. Если вы расстроены, сначала можете обратиться к министерству ангелов, чтобы они помогли вам успокоиться, а затем можете начинать (но ограничьтесь 15-20 минутами в день). Вам не нужно куда-то специально идти для выполнения этого упражнения — вы можете делать его в автобусе, в поезде или в машине (только не за рулем!), готовя обед, моя посуду или подстригая лужайку. Где бы вы ни были, попытайтесь представить себе, как выглядит ваш дух, как он звучит, какие оставляет ощущения… и подумайте о том, что делает его счастливым. Попробуйте увидеть его трехмерным и цветным, разглядите как можно больше деталей своим внутренним видением.

Немного попрактиковавшись в этом, попытайтесь увидеть дух своих близких — представьте дух своих детей, родителей, возлюбленного и даже животных. Не торопитесь, а, наоборот, наслаждайтесь этим упражнением в течение нескольких недель. Это поможет вам натренировать видение третьим глазом, поднять свои вибрации, заметить то, что скрывается за внешностью, и одновременно настроиться на высокие частоты.

Духовный отец — это человек, добившийся значительных результатов на духовном пути

Начнём с простого — кто такой этот самый духовный отец? И зачем он вообще нужен? Сами что ли не справляемся?

Тут подойдут аллегории. Скажем, есть талантливый ребёнок, он хорошо рисует. Но способности его прекрасны с учётом малого возраста. Но в галерею такую картинку не возьмут, даже если в школе по «Изобразительному искусству» у одарённого чада строго «5+». Надо ли объяснять, почему это так?

Православие рекомендует выбирать духовного отца из монахов и священников

Все мы имеем врождённые способности, таланты. Но есть вещи, которые можно только развить, и редко кому удаётся это сделать самостоятельно. Конечно, можно пойти методом проб и ошибок. Но зачем?

Представьте себе ещё одну историю: родилось два человека, и обоим, в силу каких-то обстоятельств нужно за жизнь придумать транспортное средство.

Герою №1 мы позволим всё решить самостоятельно: поселим на необитаемый остров, выдадим книги по строительству транспорта, материалы, инструменты. Герою №2 мы назначим инженеров-наставников.

И что в итоге?

  • Герой №1 очень старался, читал. Возникали вопросы, а уточнить было не у кого. В итоге он смастерил санки, самокат, велосипед — на том и остановился.
  • Герой №2 не тратил время на ошибки, так как с ним были опытные люди. Их чёткое руководство позволило ученику двигаться не из точки 0 в непроглядную чёрную пустоту, а в конкретном направлении, отталкиваясь от готовых знаний и развивая их идеи. В итоге получился автомобиль с улучшенными характеристиками.

Оба персонажа затратили одинаковое время, но результат несопоставим. А всё потому, что герой №2 имел чёткое руководство, а не двигался вслепую.

Духовный наставник помогает избежать ошибок.

Конечно, мы можем положиться на себя, но к чему это приведёт? Представьте себе композитора, который вместо того, чтобы творить, заново «открывает» законы гармонии, художника, который не пишет картины, а тратит жизнь на то, чтобы подобрать правильную штриховку для передачи тени.

К чему человечеству раз за разом топтаться на одном месте?

Способность передавать опыт и знания, чтобы двигать человечество вперёд, и называется культурой.

А есть культура духовная. Для православных христиан она начинается в Священном Писании, а дальше она развивается, уточняется и приумножается верующими. Те, кто достиг на этом пути выдающихся результатов, — это и есть духовные отцы.

«Не стоит зацикливаться на поисках духовника – лучше возложить упование на Господа»

Матушка Екатерина Немчинова, редактор журнала «Самарянка»:

«Христианство, это не просто вера во Христа, и не только попытка жить по Евангельским заповедям. Жизнь во Христе — это путь радости, надежды, переполняющей Любви, которая способна покрыть все скорби и горести человеческих судеб. Но на этом пути очень легко можно потеряться и заблудиться, особенно новоиспеченным христианам. Священное Писание нужно уметь правильно осмыслить и унаследовать. У каждого человека, вступившего на путь воцерковления, неизбежно возникают вопросы. Поэтому для людей, которые хотят жить в русле православной традиции, Церковного Предания, необходим наставник, путеводитель, наставляющий на тот путь, по которому уже прошли многие поколения христиан, передающий своему чаду веками накопленный опыт духовной жизни. Очень часто православные христиане напряженно обеспокоены поисками духовника. Такие люди обходят многие храмы своего города и епархии, путешествуют по городам и весям… Мне кажется, не стоит зацикливаться на поисках духовника. Можно обойти весь мир, но так и не найти никого. Лучше возложить все упование на Господа, просить Его в молитвах, чтобы Он Сам послал духовника-наставника. Господь совершит все несопоставимо проще и мудрее, чем мы можем себе представить — и нужный человек в нужную минуту окажется рядом с вами».

Задача наставника

Духовное наставничество стремится к совершенствованию личности и проявлению в ней образа Бога, к воспитанию духовного начала в человеке. Православному христианину стоит обязательно прочитать и проникнуться наставлениям святых отцов. Они гласят:

духовными помыслами любого православного должен руководить священник, к помощи которого необходимо обращаться и исповедуясь, и в учении;
старайтесь общаться с духовником на протяжении всей жизни, раскрывая свои грехи и богомерзкие помыслы;
следуя поучениям своего духовного отца, непременно обретёшь Царство Небесное;
если доверить своё сердце духовнику, то божия благодать поселится в душе.

Совершенный источник знания

Профессионал в строительстве может обучить своему мастерству новичка, а профессор дать знания и практические умения решения задач в своей области. Такие источники знания сами не застрахованы от ошибок. Поэтому нам нужен тот, кто знает все, может передать нам правильное знание и не совершает ошибок. Это Бог. То знание, которое дает Он, совершенно, вечно, неизменно и лишено противоречий. Бог не ошибается, и Его авторитет можно принять.

Бог передает знание своим доверенным лицам, те передают его дальше. Это называется парампара, цепь ученической преемственности. В парампаре совершенное знание передается без искажения, от учителя к ученику.

Когда Кришна только создавал нашу вселенную, Он передал знания Своему доверенному представителю, архитектору вселенной – Брахме. Это и были Веды. Раньше их заучивали наизусть, но 5000 лет назад они были записаны. Теоретически мы можем прочитать все сохранившиеся Веды и попробовать самостоятельно понять то, что в них содержится. Но есть проблема: Веды очень объемные и запутанные. Поэтому нужен духовный учитель – гуру.

«Хорошо, когда у человека есть духовник»

Сабина Шарафетдинова, журналист, телекомпания «Орбита», г.Красноармейск, Донецкой обл.:

«У меня нет духовника. И я часто об этом сожалею. Сложно объяснить, почему так сложилось. Нет, конечно, у меня много друзей и очень хороших знакомых среди священников, я могу в любое время обратиться к ним за молитвенной помощью, за советом и поддержкой. Но духовника — нет. Попытаюсь найти оправдание.

Несколько лет назад, Божьим промыслом, я окунулась в духовную жизнь, как слепой котёнок. Будучи воспитанной в межнациональной и межрелигиозной среде, я шаг за шагом открывала для себя Православие. И в этом мне помогали десятки священников. Дело в том, что моя работа была связана с православными храмами, монастырями, священниками и всеми событиями, которые происходили в духовной жизни нашего округа. Это было невероятно благодатное время. Наша съемочная группа имела возможность много путешествовать по святым местам области и страны, встречаться и интервьюировать замечательных священников. И каждый из них помогал мне в моём духовном развитии. Со многими я продолжаю общаться и поныне. Безгранично люблю их, уважаю и благодарна им за то, что они есть в моей жизни.

Я не знаю, как найти своего духовника. Знаю одно: Господь всё устроит. И может статься, через несколько лет я буду рассказывать своей крестнице, почему так нужен духовник, и где найти такого наставника. Когда-то давно прочитала такую фразу: «Человек без духовника — как слепой без поводыря». Я еще тогда её запомнила. А в последнее время я всё чаще её вспоминаю. Хорошо, когда у человека есть духовник».

Черты характера хорошего наставника

Выбирая себе учителя, помните, что перед вами такой же человек, как и остальные. У духовного отца свой характер, и, несмотря на религиозный образ жизни, он может совершать ошибки. Для того чтобы определиться с выбором, обязательно:

  • пообщайтесь со священником;
  • исповедуйтесь;
  • попросите благословения.

Только диалог поможет понять, подходит ли вам этот человек и готовы ли вы делиться с ним своими тайнами. Нужно установить доверительный контакт с наставником, открыть ему свою душу и поделиться сокровенными секретами. Только после этого духовное руководство принесет добрые плоды.

Для того чтобы служить людям и быть хорошим духовным наставником, священнослужитель должен обладать такими качествами:

  • отличать добро от зла;
  • быть милосердным, честным, справедливым;
  • обладать спокойствием, состраданием и желанием помочь нуждающимся;
  • быть примером в своей вере для других.

Настоящий нравоучитель не нарушает Божьи заповеди, лишен негативных черт: хвастовства, гордости, зависти, эгоизма. Хороший духовник должен быть свободным от греха и быть бескорыстным, он не способен хитрить и лгать. Единственная цель учителя — помочь другим и поделиться знаниями.

Если у вас не получилось найти сразу духовника, ничего страшного. Обратитесь в другой храм или оставьте эту идею на время. Пообщайтесь с прихожанами и спросите, кто из духовенства пользуется популярностью и доверием людей: вам могут подсказать, где найти духовного учителя. Стоит поехать в монастыри или другие святые места. Многие верующие не имеют своего наставника, но церковь на это отвечает: есть Евангелие, Предание Церкви, религиозная литература и богослужения. Это не второстепенные вещи, и если человек осведомлен о них, следует канонам, Господь отблагодарит его за смирение.

Какими качествами должен обладать духовник

Самостоятельно трудно разобраться, является ли священник духовным. Ведь он может скрывать свои добродетели ради смирения. Тогда здесь поможет только усердная молитва. Господь поможет разобраться, сможет ли данный священник стать духовником. Но можно по некоторым качествам предугадать, что иерей – духовный.

Какие это признаки:

  1. Священник сам должен иметь духовника. Как говорится в евангелии: «если слепой ведет слепого, они оба упадут в яму». Поэтому иерей, имеющий сам духовного руководителя, сможет потом и наставлять других.
  2. Иерей не должен быть сребролюбивым. Если вы заметили, что он завышает цены за требы или как-то по-особенному говорит про деньги, то лучше не просить у него духовного руководства.
  3. Священник не должен стремиться к власти, а наоборот быть смиренным и кротким. Есть, к сожалению, еще такие батюшки, которые всеми силами хотят получить сан повыше. От таких тоже надо держаться подальше.
  4. Если священник отказывает человеку в исповеди, причастии и других Таинств, то он тоже не может стать духовником.
  5. Один святой советовал искать духовника по признаку вдумчивости, внимательности и сочувствия. Ведь признак ложного духовника – поучения вместо понимания.

Понятно, что осуждать священнослужителей нельзя, Таинства совершаются даже через недостойных иереев. Однако, надо иметь дар рассуждения и доверять свою душу только в руки достойных священников.

Протоиерей Андрей Ткачев о том, где найти духовника

Можно ли обойтись без духовника

Зачем вообще нужен духовник? Святые говорили, что самостоятельно идти по пути спасения очень тяжело, даже практически невозможно. Ведь человека на этом поприще подстерегают множество препятствий. В основном это – искушения от бесов, людей, собственного характера.

Искушения от бесов бывают различные. Эти враги нашего спасения завидуют людям, что они могут спастись и занять их место. Поэтому бесы имеют целью отвести нас от правильного пути. Поэтому это они делают любыми доступными способами, со всей хитростью. Это могут быть искушения, приводящие, в конце концов, к духовной прелести.

Человеку бесы являют некие видения, связанные с духовной жизнью. Например, на молитве могут светиться иконы, слышаться голоса, и даже являться святые. Между тем, святые говорят, что если явится святой или Ангел, то человек не должен этому верить. Необходимо сказать, что он недостоин подобных явлений. Но если человек по гордости поверит в то, что он может видеть духовные явления… То он может сойти с ума.

Именно поэтому довольно опасно идти по пути спасения в одиночку, без опытного наставника. Он нужен для того, чтобы различить, в каком состоянии человек находится в данный момент, остановить его, если он пошел не туда. Можно ли, например, научиться водить автомобиль самостоятельно?! Конечно, но это очень опасно!

Какие бывают духовные учителя

Ведическая традиция говорит о четырех типах духовных учителей: дикша-гуру, шикша-гуру, вартма-прадаршака-гуру, чайтья-гуру.

1. Вартма-прадаршака-гуру – тот, кто показывает нам духовный путь. Очень часто он не похож на серьезного духовного учителя – это может быть распространитель духовных книг или друг, который рассказал, как вкусно кормят кришнаиты по воскресеньям. Для одного средневекового святого таким гуру стала проститутка. Как-то ночью в сильную бурю он пришел к ней за наслаждением, и она отчитала его: вот бы с такой решимостью ты шел к Кришне!

2. Чайтья-гуру – это Кришна, Он дает наставления из сердца. Но чтобы услышать Его, необходимо очиститься от желания собственного наслаждения. Незримо Кришна наставляет нас, даже когда мы Его не слышим. Именно он посылает нам сначала вартма-прадакшака-гуру, потом шикша-гуру и дикша-гуру

«Они — как одинокие корабли в бушующем океане»

Юлия Кашпрук, библиотекарь, студентка Академии искусства и культури Академии руководящих кадров Украины:

«Я сейчас живу в Штатах. Страна неправославная, очень много разных направлений христианства. По воскресеньям люди в храмах, и у каждого есть наставник – это пастор, который наставляет в духовной жизни. У меня нет духовника – того человека, который бы наставлял в вере и на пути спасения. Здесь я поняла, что вера – это не хождение в храм, это даже не религия. Вера должна быть живой. Да, конечно, я бы хотела иметь духовника, но чтобы он был монахом – мирским батюшкам не до прихожан.

Говорю в общем – никого конкретного не обсуждая, не осуждая. Я встречала батюшек, которых хотела бы видеть в роли духовника, но когда обращалась — батюшки отвечали, что у них и так много чад, поэтому они не хотят брать на себя ещё большей ответственности. Очень жаль, но в православном храме я чувствую себя одинокой. Православие — именно та вера, которая ведет к спасению. Поверьте, я здесь уже увидела все. И меня пугает этот congregational мир. Но я встретила людей, которые имеют живую веру. И это не поверхностно – это проявление любви к ближнему и к Богу. Хотела бы иметь духовника-«хирурга», который бы научил меня смиряться, любить, прощать, а, главное – молитве, основе будущей жизни. У каждого свой внутренний мир – к сожалению, в других я вижу свои грехи.

Как найти духовника – это вопрос, который я задавала Богу, но осталась без ответа. А, возможно, я сама не хочу принимать тех батюшек, которых знаю, за духовника. Много политики, много пафоса, много того, что не хочется видеть. Я хочу быть частью будущего, другого мира. И при переходе в иной мир этот опыт общения с духовником будет нужен.

Нужен опыт и учеба в непрестанной молитве. В моей жизни было много ошибок, но, по милости Божией, Господь смирял и давал понять, что моя молитва – это проявление гордыни.

Да, духовник нужен, но как сейчас его найти, когда нет у нас любви?.. Поэтому и испытаний много. Даже если мы православные. Я православная, но я не воин Божий, а хочу им быть. Господь – путеводитель, Он же и духовник для меня сейчас. Я общалась с верующими православными – опыт хождения в храм более десяти лет. Многие из них разочаровались в своих духовниках. Такие верующие — подобны одиноким кораблям в бушующем океане. Но, тем не менее, не считают нужным иметь духовника – полагают, что уже и так получили все необходимое для начала своего духовного пути. Я же уверена, что духовник нужен не только монахам, но и мирянам, таким, как мы».

«Наставництво – це слово, яке ти сприймаєш на виконання»

Наталья Гром, майор милиции:

«Духовний наставник дуже необхідний у житті кожної людини. На першому етапі, коли людина приходить до храму, вона приносить свої гріхи на сповідь до священника. На другому етапі людина починає більше довіряти священику, й тому уже більш прислуховується до його порад та поступово починає ставитись до священика, як до наставника. Наставництво, на мою думку, це уже слово, яке ти сприймаєш на виконання. Якщо людина приступає до виконання настанови і бачить, що завдяки цьому вона зростає у духовному житті, то відносини між людиною та наставником все більше й більше закріплюються. З того часу людина починає ставитись до священика, як до духовного наставника. Я маю такого духовного наставника і дуже тішуся з того приводу. Він не раз допомагав мені мудрою порадою, були такі моменти, коли я бігла до нього у розпачі на сповідь, а виходила втішеною та радісною. Дуже вдячна йому, що він є в моєму житті та у житті нашої родини. А як знайти такого наставника? Господь ніжками приведе…»

Об играх в духовную жизнь

— Нет ли тут такой опасности: человек, привыкнув обо всем спрашивать духовника, потеряет способность самостоятельно принимать решения и, главное, брать на себя ответственность за них? Раз духовник благословил, он за все и отвечает…

— На моей практике я не встречал людей, которые хотели бы возложить всю свою жизнь и попечение о себе на духовного отца. Бывают некоторые отклонения, искривления, неправильности в отношениях с духовным отцом. Например, когда духовные чада спрашивают о каких-то мелочах. Условно скажем: «Благословите меня сегодня сходить в магазин, у меня в холодильнике ничего нет». Но что меня больше удивляет, это то, что иногда люди спрашивают благословения, предположим, на поездку куда-то, уже имея билет, имея путевку: «Благословите ли поехать туда-то во время Великого поста?» Я в таких случаях говорю: «Такая просьба — профанация. Я могу только помолиться о Вас в вашей поездке, раз Вы сами решили этот вопрос».

Я думаю, опасность скорее не в неумении принимать решения, а в том, что мы достаточно горды, тщеславны и привыкли решать проблемы сами по себе. И поэтому хорошо, когда люди свою голову подклоняют под благословение духовного отца.

И есть, безусловно, сложные вопросы, на которые человек не может сам ответить. А священник, по благодати Божьей, данной ему свыше, во всяком случае, способен дать очень разумный совет.

— Получается, что человек не вполне свободен как духовное чадо, у него есть некие обязанности по отношению к духовному отцу?

— Как у детей по отношению к родителям. Но эти обязанности необременительны. Сейчас ситуация такова, что многие молодые христиане, закончившие, может быть, даже не один вуз, а два или три, бывают очень самоуверенными: зачастую они считают себя компетентными не только в тех областях, в которых получили профессиональные знания, но и в духовной жизни, где якобы можно с пол-оборота разобраться. Нет, это не так. О таких людях отец Иоанн (Крестьянкин) сказал: «Нынешние чада Церкви совершенно особые… они приходят к духовной жизни, отягощенные многими годами греховной жизни, извращенными понятиями о добре и зле. А усвоенная ими правда земная восстает на оживающее в душе понятие о Правде Небесной <�…> Спасительный крест <�…> отвергается, как бремя неудобоносимое. И, внешне поклоняясь великому Кресту Христову и Его Страстям, <�…> человек ловко и изобретательно будет сторониться своего личного спасительного креста. И тогда как часто начинается страшнейшая подмена духовной жизни — игрой в духовную жизнь».

— Где все-таки пролегает граница между старчеством и духовничеством?

— Старцы от нас, обычных духовников, отличаются вовсе не прозорливостью. Прозорливость, безусловно, сопутствует старчеству. Но старчество — больше, чем прозорливость! Ведь среди людей, которые служат не Богу, а темным силам, есть ясновидящие, которые тоже могут предсказывать судьбу человека.

Главное в старцах — другое: они — носители Божественной любви. Не человеческой, которая пристрастна и бывает часто лжива, а Божественной. И когда ты ощущаешь эту любовь, ты понимаешь, что она — истинна и никакая другая любовь не может заменить ее. Так как на моем веку встретилось мне 11 старцев, мне кажется, хотя я дерзновенно сейчас говорю, что во мне есть некий «индикатор»: подлинный ли старец тот или иной человек или нет. И я могу сказать, что старец узнается по этой любви — всепокрывающей, всепрощающей, нераздражающейся. Той самой, свойства которой описаны в Первом послании к Коринфянам апостола Павла: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает…

Неправильные отношения

— Какие отношения с духовником могут быть неправильными? Как понять, что они неверно складываются?

— Допустим, если человек видит в священнике — я говорю о личностном опыте — старца и обращается к нему как к старцу, это ложное отношение. Я не старец. Неверно, когда человек возвышает обычного духовника и ставит его на пьедестал святости. Мы, люди, я человек, грешный человек, и хотел бы избавиться, как и мои духовные дети, от страстей. Иногда это получается, иногда не получается, но все время молюсь Богу, чтобы Он меня освободил от страстей.

Очень неправильно собирать сведения о духовном отце как о чудотворце: вот здесь он проявил прозорливость, а здесь по его молитвам кто-то выздоровел. Чаще всего это в себе заключает достаточно большой элемент фантазии, и человека, духовника, начинают обожествлять. И потом, когда мы вдруг проявляем слабость, наше падение бывает велико в глазах таких людей. И погибает наша память с шумом, как сказано в Евангелии.

— Обязательно ли семье иметь общего духовника, и что делать, если у невесты один, а у жениха другой, как им поступать?

— Я придерживаюсь такого взгляда, хотя никогда не настаиваю на нем, что правильней иметь одного духовника. Представим такую картину: в Москве сейчас множество замечательных духовников; они замечательные еще и тем, что имеют опыт общения со старцами, которые передали им какой-то свой опыт — и его не почерпнешь ни в каких книжках!

Но тем не менее в силу разности характеров, личностных подходов они смотрят иногда по-разному на ту или иную проблему и на средства исцеления от той или иной душевной болезни. И это может оказаться камнем преткновения! Предположим, ваш духовник говорит одно в связи с определенной проблемой семейной жизни, а духовник вашего мужа говорит мужу другое в связи с этой же проблемой. И вы оказываетесь перед выбором: что же делать? И теряетесь, потому что вы любите своего духовника и почитаете его за «последнюю инстанцию», а супруг верит своему духовнику. И вот уже конфликт.

— Что же делать?

— Я бы таким семьям посоветовал следующее. Если не получается выбора, то жене нужно прислушиваться к своему мужу. Потому что она — за-мужем.

О совете духовника

Когда христианин и священник дают совет, то бывает, что это совет вообще, совет, обращённый к некому абстрактному идеальному собеседнику, лубочной картинке, не существующей в действительности.

Однажды на лекции в воскресной школе я рассказывал, как трудно было английским прихожанкам Антония Сурожского, потому что в храме стояли десятки бабушек-эмигранток и каждая из них была носительницей собственных суеверий. Пока молодая англичанка доходила до чаши, ей делалось множество замечаний: «Платок не так надет», «руки сложены не так» и мн. др. На эту историю один из моих слушателей отреагировал следующим образом: «Если человек пришел к Богу, то он равнодушен к тому, какие ему замечания сделают».

Такие слова свидетельствуют о том, что христианство некоторые люди применяют вообще, а не конкретно. Конечно, некому идеальному христианину всё равно, как его ругают. Его ничто не отвлекает от молитвы. Но это выдуманный образ. А реальному живому человеку больно, и его боль – не образ, её не исцелить трафаретным ответом.

Но пока жизнь Христа не стала живой жизнью человека, он не может ответить то, что необходимо услышать именно его собеседнику.

Есть, допустим, люди, для которых Бог не Отец, а Мать, по той причине, что отцы их были извергами и для этих людей сравнить Бога с отцом непереносимо. Если подходить к проблеме шаблонно, то можно решить, что они не правы. А если пастырски мудро – их можно и нужно понять.

Но неопытный священник и христианин давая совет смотрят на то, что должно быть вообще, а не на душу конкретного человека.

«Не каждый может быть послушным духовным чадом»

Татьяна Матяш, редактор дайджеста «Седмица»:

«Духовник – наставник и руководитель – должен быть. Иначе в «житейском море» не выплыть. Но не каждый может быть духовником, как не каждый может быть и послушным духовным чадом.

Вот мне послушанию, смирению «до зела» — еще учиться и учиться. Безропотно подчиняться чужой воле я пока не могу – привыкла критично смотреть на вещи. Вот есть у меня знакомая одна: выбрала себе старца, ездит к нему в монастырь с вопросами разными. Спрашивает: «Познакомилась с парнем, хочу за него замуж, а он пропал куда-то. Судьба за него выйти или нет?» – «Подожди три дня, вернется». Ждет, через три дня звонит в монастырь: «Три дня прошло, где суженый?!» – «Подожди три дня…» И ждет ведь! Это тоже талант какой-то (смеётся).

Мой духовник – это священник, у которого я исповедуюсь, с которым делюсь своими сомнениями, размышлениями, советуюсь

Мы знакомы давно, почти в одно время пришли в Церковь; я вижу его жизнь, знаю, что его слова не расходятся с делами – это для меня очень важно. Мы можем поспорить, разойтись во взглядах (это, правда, исключительная редкость), но остаться друзьями и сохранить доверительные отношения

На исповедь я могу пойти и к другому батюшке, это как получается. Но поговорить, поделиться – только с ним.

Я не думаю, что духовника нужно специально искать. Тем более, ехать за ним в отдаленные монастыри. Нужно ходить в храм, исповедоваться, причащаться, общаться со священниками во внебогослужебное время (а значит — помогать, участвовать в жизни общины) – и душа к кому-то прильнет. Но процесс этот не стоит искусственно торопить – всему своё время».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector