Практика смирения: советы по сдерживанию вашего эго

Что такое смирение

Смирение — добродетель, противоположная гордости, а гордость — источник прелести. Поэтому избавление от прелести в первую очередь связано с приобретением смирения.

Так говорит о смирении толковый словарь Д.Н. Ушакова:

СМИРЕНИЕ, смирения, мн. нет, ср. (книжн.).

1. Действие по гл. смирить-смирять. Смирение гордости.

2. Сознание своих недостатков, слабостей, сочетающееся с отсутствием гордости, высокомерия. «Гордости лукавой в слова смиренья не рядил.» Хомяков.

|| Кротость, покорность.

Так говорит о смирении Краткий религиозно-философский словарь:

СМИРЕНИЕ — одна из высших добродетелей в христианской этике, противополагаемая гордости (гордыне). Нередко по ошибке смирение отождествляют с бездумным и безответственным послушанием каким-то авторитетам не от Бога, или тупой покорностью навязываемым жизнью обстоятельствам, но в действительности смирение — жизнь в мире с Богом, свободное и мужественное согласие с Его волей, ученичество у Христа и готовность брать на себя проблемы, которые из этого проистекают, несение креста. «Смирение, которому учит христианство, — по существу величайшее дерзание; с точки зрения мудрости века сего — непростительная дерзость, верх оптимистического безумия. Всерьез признать себя малым и ничтожным перед Богом — значит всерьез поверить, что стоишь в неком реальном отношении к Богу» (С.Аверинцев).

Так говорит о смирении Библейская энциклопедия:

Смирение (Притч. XV, 33) — добродетель противоположная гордости, и одна из самых главных добродетелей в христианской жизни. Оно состоит в том, что человек не высоко думает о себе, питает в своем сердце духовное убеждение, что ничего своего не имеет, а имеет только то, что дарует Бог, и что он ничего доброго не может сделать без Божией помощи и благодати; таким образом вменяет себя за ничто и во всем прибегает к милосердию Божию. В Свящ. Писании означенная добродетель особенно предписывается и заповедуется всем последователям Христовым. Все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, говорит св. ап. Петр, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. И так, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время (I Петр. V, 5, 6). В этом как и во всех прочих отношениях земная жизнь Божественного Спасителя представляет собой для всех нас совершеннейший пример и образец. Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Филип. II, 8), говорит о Нем ап. Павел. Свящ. Писание обилует обетованиями благодати и милости Божией смиренным, и угрозами различных наказаний для людей гордых.

Глава 22. Сущность смирения.

Смирение есть одеяние Божества.Прп. Исаак СириянинПростоте и смирению наиболее является Бог.Прп. Иоанн ЛествичникНа основе нищеты духа в христианине зарождается и начинает вырастать — как Божий дар — добродетель смирения.Что такое смирение? Этот вопрос задавал многим духовным отцам св. Иоанн Лествичник, игумен горы Синайской. И в ответ на этот вопрос св. Иоанн получил от отцов ряд определений смирения.Один сказал: «Смирение состоит в постоянном забвении о своих добрых делах». Другой — «В признании себя из всех последним и всех более грешным». Третий — «В мысленном признании своей немощи и бессилия». Четвертый — «В чувстве души сокрушенной и отречения от собственной воли» и др.Но ни одно из полученных определений не удовлетворило св. Иоанна, и он дал свое следующее решение этого вопроса: «Смирение есть не именуемая благодать в душе, теми только именуемая, которые изведали ее опытом. Это — неизреченное богатство, Божие именование и подаяние».По существу, св. Иоанн и сам не дал полного объяснения, в чем заключается смирение, но он указал, что, по его мнению, этого нельзя сделать, поскольку оно является Божиим именованием.Близко к этому определению и определение смирения, данное прп. Исааком Сириянином. Он пишет:«Смирение есть одеяние Божества: в него облеклось вочеловечившееся Слово и через него приобщилось нам в теле нашем.И всякий, облеченный в смирение, уподобляется нисшедшему с высоты Своей…

Read more: О сущности смирения

Как разрешить ситуацию с помощью смирения

№1. Переключение внимания

Оно может быть двух видов:

1. Случайное переключение, с помощью внешних обстоятельств

Но, как вы знаете, ничего случайного не бывает.

Ваше “Высшее Я”, видя, что эго не отпускает ситуацию, создает такие события в жизни, которые смогут на определенное время переключить ваше внимание. За это время ситуация разрешится сама собой. За это время ситуация разрешится сама собой

За это время ситуация разрешится сама собой.

Это происходит в том случае, если вы:

Не можете смириться (осознанно к смирению не придешь), а физические силы иссякают. Чтобы совсем не лишиться внутреннего ресурса, ваши высшие аспекты идут на такой шаг.

Например, мама не может уложить спать ребенка в течение нескольких дней. Каждый день, как пытка для обоих. На самотек ситуацию не отпустишь, ведь малыш — самое дорогое, а жизненный ресурс просто необходим.

Не созрели духовно до смирения, и много энергии тратите впустую на решение какого-то вопроса. Переключение происходит для того, чтобы скорректировать ваш путь.

Если в первом случае смириться вы хотите, но не можете, то во втором случае смирение может возникнуть только на подсознательном уровне.

Этот способ не подойдет для затяжных конфликтов. Если вы годами бились о закрытые двери, то одного переключения внимания будет недостаточно.

2. Осознанное переключение внимания

У вас не получается решить какой-то вопрос, вы осознанно смиряетесь с ситуацией на время и фокусируетесь на других вопросах, либо переключаетесь на что-нибудь нейтральное.

За это время хватка ослабляется, и ситуация либо разрешается сама по себе, либо к вам приходит идея как ее решить.

№2. Пирамида Силы и Света

Надо сказать, что в этом способе смирение играет не последнюю роль.

Если вы идете в пирамиду, оставляете там свою проблему, а потом продолжаете о ней думать, ничего не решится.

Важно то, насколько вы доверяете высшим силам в решении ситуации

№3. Практика “Махнуть рукой”

Предлагаем простую практику, выполняя которую, вы перейдете от отчаяния к смирению.

Наверняка вы слышали о таком методе “решения проблем” в народе, когда предлагается поднять руку, махнуть и произнести: “А ну его…!”

Только усовершенствуем его.

Входите в полумедитативное состояние, поднимаете руку, а можно и без поднятия руки, и произносите:

“Я передаю решение ситуации своему “Высшему Я”, своим наставникам и духовным учителям для наивысшего блага всех ее участников”.

Приготовьтесь и к неожиданным поворотам. Не всегда все получается так, как нам бы того хотелось.

Ваша задача — позволить высшим силам сделать всю работу за вас.

Умение смириться — это новый виток вашей духовной эволюции.

Птичья духовность

Птенец может уповать на Бога, или его представителей в человеческом мире, покорно доверяясь им, как ребенок доверятся родителям. Когда такое слепое доверие заводит в тупик, птенец может повзрослеть и перейти на стадию ложной силы. Он может разочароваться в религии, в духовных ценностях и даже стать циником.

Попугай насмехается над ценностями птенца. Он может верить, что познал религию и духовность как наивные суеверия, к которым он сам был склонен на ступени ложного инфантильного смирения.

Когда попугай таким образом отстраняется от духовности, он на самом деле отстраняется от собственной слабости, в которой пребывал на этапе птенца. То есть попугай разочаровывается вовсе не в духовности, а в своих представлениях о ней. Но дело в том, что на стадии своей ложной силы попугай уверен, что его галлюцинации представления о жизни – это и есть сама жизнь, и соответственно его вчерашние инфантильные представления о духовности – это и есть сама духовность.

Если же попугай в свою жизнь таки впускает религию и учения, они встраиваются в формат его главных стимулов. То есть, учения используется как инструмент для самоутверждения – укрепления собственного уникального «я», обладающего всевозможными «продвинутыми» в том числе и «духовными» качествами.

Иногда попугай облачается в костюм совы, или ворона, и копирует их манеры и жесты, чтобы убедить всех, включая себя, что он и вправду достиг этой ступени. Мотивация у такого поведения – чистое самоутверждение. Иными словами, копируя поведение продвинутых мира сего, попугай надеется заслужить любовь и уважение.

На стадии смирения сова приближается к истине вне концепций. Она начинает ощущать, что все учения – блажь лишь способ объяснить необъяснимое и выразить невыразимое. Она начинает осознавать, что философские разговоры – это блуждание в потемках ума. Однако есть смысл в максимально честном и точном выражении своих переживаний – не с целью самоутвердиться, а потому что именно так, выражая правду без приукрашиваний, люди друг у друга учатся.

Попугай, насмотревшись на молчаливых внеконцептуальных сов, начинает попугайничать – повторять за ними слова и фразы, иногда перемешивая их в случайном порядке, даже толком не понимая, истинного смысла, который изначально в эти слова вкладывался.

Переход совы на стадию силы ее мировосприятие почти не меняет. Стадия ворона отличается в большей степени новым стилем поведения, который ярче выражает его внутреннюю суть, и в большей степени поддерживает гармонию пространства.

Ложное смирение птенца легко спутать с истинным смирением совы. Ложную силу попугая легко спутать с истинной силой ворона. Главное – помнить, что только признание своих ошибок позволяет стать на путь их решения, и только признание своих заблуждений, позволяет прийти к истине. Как-то так мы и взрослеем.

Игорь Саторин

Другие статьи по этой теме:

  • Этапы развития личности
  • Любимые песни эго
  • Привязанность под маской любви
  • Переходный период и круг общения

П.С.

Вышеописанные этапы – скорей даже не этапы, а грани, которые в разной степени свойственны каждому.

Я не считаю себя вороном, или совой, а как и все – скачу по разным психическим граням. Мой внутренний взрослый приглядывает за внутренним ребенком.

Ничего против птенцов и попугаев не имею. Вместо последних думал использовать павлинов. А вместо воронов – каких-нибудь орлов. Птички – просто образы для наглядности.

Смирение в психологии. Что такое терпение и смирение.

Наша жизнь состоит не только из радостных переживаний, но и из проблем, которые нам нужно научиться преодолевать. Чтобы сделать это, нам требуется терпение. Это означает спокойно принимать превратности судьбы и даже в самых сложных ситуациях сохранять ясность ума. Для этого человеку необходимо смирение. Это — одна из основных добродетелей в христианстве.

Смирение – полная противоположность гордыне. Смиренный человек полагается на милость Господа, он с радостью и благодарностью принимает то, чем Господь его одарил, и никогда не ставит себя выше других. Смиряться – это жить в мире с собой.

Терпение тесно связано со смирением. Если человек пребывает в мире с собой и одновременно сохраняет спокойствие в трудных ситуациях, ему легко их преодолевать. Пример истинного терпения и смирения – Иисус Христос. Ради высшей цели он претерпел невыносимые муки и при этом не гневался, никому не желал зла, не роптал на судьбу.

Самолюбивый попугай

Находится на подростковой стадии ложной силы. Не любит подчиняться, потому что повиновение ассоциирует с унизительным возвращением к стадии птенца. Имеет свое мнение по всем жизненным вопросам, которое использует для самоутверждения. Свою ложную силу позиционирует как истинную. Большую часть времени носит модные в сфере своего окружения маски, с которыми со временем срастается.

Часто становится циником презрительно насмехающимся над общественными устоями. Так происходит, когда попугай полагает, что стал настолько продвинутым, будто постиг и даже перерос саму жизнь, которая, как он считает, состоит из одних лишь инфантильных птенцовых ценностей, в которые он сам еще вчера свято верил. Иными словами циник, насмехаясь над жизнью, по сути, насмехается над собственной наивностью. А жизни он пока совсем не знает, о чем даже не догадывается.

Чтобы ощутить себя лучше и выше «серой массы», попугай склонен брезгливо рассуждать о том, как глупы и низки окружающие. Он уверен, что знает путь, а заходя в тупик, возмущается наглой глупости жизни, не разделяющей его «великого» знания.

Любит устраивать сатсанги щедро делиться своим мнением, как великим информационным даром. Склонен практиковать типичное свинство под маской гибкости и раскованности. Чужие идеи  и мнения, не совпадающие с его «продвинутым» мировоззрением, воспринимает, как глупые иллюзии.

Способен упиваться собственной «уникальностью» всю жизнь. Но однажды, если «повезет», начинает замечать, что непрерывно ходит по замкнутому кругу, где всю жизнь работает за бесплатно на комплекс неполноценности. По этой теме на progressman.ru уже имеется ряд статей под тегом «самолюбие».

На переходном этапе ложная сила попугая уходит – и вместе с ней уходит вкус к той жизни, которой он до этого момента жил. После хорошей ломки, у попугая появляется возможность стать созерцательной совой.

Смирение — это кротость перед Богом, а не признание себя ничтожной тварью

Некоторые толкователи учат, будто смирение — это признания себя ничтожным существом, самоуничижение. Но такой подход ведёт лишь к негативным последствиям:

  • Подавление своего «я», воли, дарованной Господом;
  • Перекладывание ответственности за всё на свете на Бога (я не причём, я же ничего не могу в этом мире);
  • Жалость к себе, культивация ничтожности;
  • Религиозный фанатизм.

Необходимо выдерживать правильный баланс. Да, человек — гость в этом мире. Он должен с уважением относиться к планете, к природе, к животным, к другим людям, ко всему, что имеет ценность. Человек — не Бог, не царь этого мира, не хозяин.

Нам нужно перестать считать себя венцом творения и теми, кто распоряжается всем в мире. Это мир Бога, а у человека здесь нет ничего. Мы рождаемся ни с чем, и умираем без ничего

Но важно не оставить после себя здесь хаос и разрушение

Апостол Павел до своего призвания был гонителем христиан, но, когда Бог ослепил его и призвал на христианский путь, этот человек отбросил былые убеждения и проявил смиренномудрие — стал преданным Богу. Фото: sib-catholic.ru

В этом есть кротость перед Богом, если угодно, уважение к Его труду и творению. Это смирение, но смирение праведное, такое, которое мы испытываем перед родителями или теми, кто нас вырастил, о нас заботился.

Если мы поймём этот контекст, саму суть этой идеи, то мы правильно поймём мысль святителя Игнатия Брянчанинова:

Игнатий Брянчанинов

святитель

Нетерпение как причина болезней

Я все время пытаюсь на этом блоге  вам показать, что отрицательные мысли и эмоции приводят к физическим болезням и дисбалансу в психике.

А как раз отсутствие терпения, порождает  шквал всевозможных плохих мыслей и эмоций, а значит, вы рано или поздно заболеете.

Все взаимосвязано. Вы не можете ждать улучшений в своей жизни, потому что недовольны тем, что сейчас имеете. Не можете стоять в очереди, потому что вас раздражают люди, и вы вечно куда-то торопитесь. Не можете быть терпеливы к детям и к любимому человеку, значит, вы злитесь на них и требуете от них, чтобы их поведение  соответствовало вашим представлениям. То есть тут взаимозависимый процесс.

Наличие внутри вас неправильных установок и отрицательных проявлений психики  порождает нетерпение. Но и само отсутствие терпения, влечет за собой новый шквал плохих мыслей и эмоций. Все это высасывает наши силы, приводит к дисбалансу в психоэмоциональной сфере. Вот вам и нервное истощение, депрессия, неврозы, а также всевозможные болезни тела. Так что хотите быть здоровыми, учитесь терпеть.
 

Как научиться смирению

– Владыка, есть такое выражение: «работа смиряет», наверное, смиряет усталость, болезни, понимание своей немощи. А что еще? И вообще, как научиться смирению?

– У несмиренного человека понимание своей слабости может привести к агрессии и в конце концов к разрушению личности, а у смиренного – нет. Стать смиренным – это прежде всего победить в себе гордыню и лень духовную. Ведь почему гордыня – это грех? Потому что это то, что отделяет человека от Бога, это камень преткновения между человеком и Богом. Но если человек сделал шаг к Богу, покаялся, то он уже сумел преодолеть гордыню, а дальше идет та духовная брань, о которой мы уже писали.

– Владыка, по словам Ефрема Сирина, «если грешник приобретает смирение, то он сделается праведником». Почему смирение имеет такую силу перечеркнуть все?

– Да потому что быть смиренным – это прежде всего быть победителем. Победить в себе гордыню. А потом ведь смирение и в том, что мы понимаем, что без Божьей помощи нам свои грехи не преодолеть. Вспомните, как мы молимся: «Господи, даруй мне зрети мои прегрешения».

Нельзя думать, что какие-то духовные упражнения сразу помогут нам приобрести смирение. Многие научились ему через подражание духовным отцам, людям, которые духовно выстояли в этом мире. Бывает, что болезни, жизненные обстоятельства научают нас. Апостол Павел сказал: «И чтобы я не превозносился… дано мне жало в плоть». И дальше: «…ангел сатаны удручает меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12. 7–9).

У нас в Старом Осколе есть старец Алексей, люди называют его просто: Алеша из Старого Оскола. Это физически очень больной, немощный человек, он даже не разговаривает, и если ему надо ответить на вопрос, то он просто водит пальцем по таблице с буквами, и получаются слова. Или он водит пальцем по буквам, и получаются стихи. И что бы ни происходило вокруг, с ним, в любых ситуациях, он всегда удивительно светел, в нем столько любви и тепла к людям. Для меня этот Алеша из Старого Оскола и есть воплощение смирения.

А. А. Голенищев-Кутузов

В годину смут, унынья и разврата

Не осуждай заблудшагося брата;

Но, ополчась молитвой и крестом,

Пред гордостью – свою смиряй гордыню,

Пред злобою – любви познай святыню

И духа тьмы казни в себе самом.

Не говори: «Я капля в этом море!

Моя печаль безсильна в общем горе,

Моя любовь безследно пропадет…»

Смирись душой – и мощь свою постигнешь:

Поверь любви – и горы ты подвигнешь;

И укротишь пучину бурных вод!

Кротость и смирение как христианские добродетели

Смиренность и кротость — две христианские добродетели, направленные на борьбу с гордыней. Гордыня только кажется простым грехом

Считается, что она проявляется самомнением, важностью, тщеславием и другими явлениями эгоизма. Но это совсем не так — чем большего достиг на пути, тем изощреннее становятся искушения

Есть такое понятие в христианстве как прелесть, наступающая после достижения неких высот на пути к Богу, когда соблюдаются все предписания и заповеди. Но без должного руководства начинает казаться, что уже почти свят, особенно на фоне греховности других. Так действует скрытая гордыня.

Очень важно на протяжении всего жизненного пути культивировать эти две добродетели, особенно по достижении неимоверных высот. Когда верующий преуспел на этом пути, ему может показаться, что он уже неуязвим для сетей гордыни, хотя это далеко не так

Ведь эгоизм является верным спутником всей земной жизни, его проявления атакуют именно в тот момент, когда дух успокаивается, и бдительность ослабевает.

Нужно ли человеку смиряться с судьбой?, Гордость и смирение

Соня Богданова

Нужно ли человеку смиряться с судьбой? Этот вопрос волнует многих. Ответ на этот вопрос имеет большое значение, потому что напрямую влияет на нашу жизнь. Если человек будет смиряться с судьбой при первой же возможности, опускать руки, не пытаясь что-то изменить, то он ничего не сможет достичь в жизни, он будет плыть по течению, неспособный на что-то повлиять. Поэтому я считаю, что человек, который смиряется с судьбой жалок и слаб. Нужно противостоять судьбе, как только это возможно, чтобы достичь успеха и быть счастливым.

В доказательство моей точки зрения могу привести пример из романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Главная героиня Скарлетт О’Хара обладала очень сильной натурой, твердым характером и никогда не отступала от собственных целей и желаний. На ее жизненном пути было множество препятствий, которые она храбро преодолевала. Скарлетт не стала смиряться с судьбой, она противостояла ей. Она делала все для того, чтобы заполучить желаемое. Она голодала, работала, не покладая рук до изнеможения, прибегала к женской хитрости, обманывала мужчин, льстила им, делала вид, что любит, но не любила. И все это для того, чтобы заполучить желаемое. Даже когда от Скарлетт отвернулся ее муж Ретт Батлер, после смерти их дочери, она сказала себе: «Завтра я найду способ вернуть Ретта. Ведь завтра уже будет другой день». На этом роман заканчивается, но я уверена, что такая сильная духом женщина добьется всего, чего пожелает. Она противостояла судьбе как только могла: защищала родной дом, в котором выросла, выращивала себе и своей семье продукты пропитания, защищала себя от опасностей, угрожающих ее жизни, она сшила себе платье из штор, чтобы выпросить у Ретта денег. Именно ее сила воли помогла ей выжить в трудные времена и добиться желаемых целей. Если бы Скарлетт опустила руки и позволила судьбе руководить ее жизнью, то она погибла бы от голода и нищеты, ничего не достигнув и не получив желаемого в жизни.

В заключение хочу сказать, что каждый человек должен бороться и противостоять судьбе. Если что-то не получается или идет не так как

хотелось бы, нужно брать себя в руки и делать все возможное, чтобы достигнуть желаемого. Мы сами вершим судьбу, никакие обстоятельства не могут стать нам помехой, если мы будем прикладывать усилия для достижения целей и желаний.

Свободолюбивый ворон

Бескомпромиссный приверженец истины. Долгое время наблюдал жизнь, и со временем начал осознавать, что в созерцательном невмешательстве мудрость, конечно есть, но еще больше ее в следовании естественному ходу вещей и событий во вселенной. Непостижимым образом воля его естества сливается с течением самой жизни, проводником которой он становится.

Наблюдая все явления как есть, ворон освобождается от иллюзий. Рассказывая другим об увиденных истинах, может прослыть за прозорливого ясновидца. На деле же его ясновидение – это простое ясное видение все той же реальности без мысленных шор.

Ложное смирение – стадия птенца, который прячется от жизни в зоне комфорта. Ложная сила – стадия попугая. Его хаотичная активность служит гордыне, и направлена на самоутверждение. Сову на стадии смирения такая мотивация не цепляет, поэтому с сокращением наполеоновских комплексов, снижается и ее личная активность. Сова не прячется от жизни, а принимает все как есть, созерцательно наблюдая за происходящим. Ее смирение – от мудрости, а не от страха перед жизнью.

Истинная сила приходит на стадии ворона. Его активная воля – это смиренное подчинение непосредственному течению жизни, которое парадоксальным образом сливается с личной ответственностью за каждый выбор. Ворон способен отвешивать подзатыльники подсказывать, направлять и активно двигаться не ради самовозвышения, а все также – следуя естественному ходу вещей во вселенной. Этим птицам приписывают мистические качества, почитают их за носителей мудрости и знания.

Сила смирения

Почему же проявление кротости считают слабостью? Ответ прост — люди считают, что победить другого важно и это проявление силы. На самом деле, нет более опытного и опасного врага для человека, чем он сам

Поэтому победа над самим собой должна оцениваться выше победы над ближним.

Смирение всегда исполнено духовной силой, преображающей человека и все вокруг

Для проявления смирения человеку требуется недюжинная храбрость, ведь всегда есть опасение, что из-за уступок его посчитают слабым. Но если всмотреться в суть смирения, становится понятно, что только человек сильный и крепкий в Господе может поступить так. Простить, уступить всегда сложнее, чем бороться и принижать другого. Также и в отношениях с Господом — принять Его волю всегда сложнее, чем кажется.

Важно! Человек должен полностью довериться Богу, ведь не всегда путь, который Он приготовил, нравится. Чаще происходит наоборот, вместо благословений приходят испытания, а череда искушений не прекращается — Творец работает над сердцем христианина, делая его мягче и чище, но это не всегда приятный процесс

Также люди привыкли решать все проблемы самостоятельно, договариваясь, находя пути и средства, и тем сложнее бывает довериться и отдать все в руки Бога.

Христос как пример смирения

Главным примером для христианина, безусловно, является Иисус Христос. Он представляет собой идеал смиренного человека, но при этом никто не может назвать Иисуса слабым. Если изучить описания в Евангелиях момента его ареста и допроса у фарисеев, то можно понять, что Христос был покорным как в отношениях с людьми, так и в отношениях с Богом.

Когда он предстал перед синедрионом, он не спорил со священнослужителями, не кричал и не доказывал свою правоту. Таким же он был перед царем и перед Понтием Пилатом. Вопросы, которые Христос задавал были простые и не звучали надменно или презрительно. В Его словах была покорность и не было вызова, Он не проявлял неуважение или желание усугубить конфликт.

Смиренность Христа Божьей воли несмотря на то что хотел ее избежать, можно увидеть, прочитав Его молитвы в Гефсиманском саду (Матф. 6:39)

Понимая важность и необходимость своей смерти, Он испытывал страх как любой человек и хотел бы, чтобы Бог Его избавил от нее. Тем не менее он с покорностью признает авторитет Бога выше Своего и говорит: «Но пусть будет Твоя воля»

Иисус Христос обладал удивительным смирением и кротостью

Даже зная, что Его ждет, Христос покорен Богу. Однако нет в Его словах или поступках слабости. Именно поэтому для верующих людей нет лучшего примера кротости. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29).

Православная Жизнь

О семи добродетелях, которые являются противоположностью смертным грехам и ведут душу человека ко спасению мы подготовили подборку высказываний афонских святых и старцев. Сегодня расскажем о смирении – духовном антониме гордости.

Преподобный Паисий Святогорец

«Если хочешь выйти на связь с Богом, чтобы Он услышал тебя во время молитвы, переключись на смирение, потому что Бог всегда работает на этой частоте, и смиренно проси Его милости».

«Смирение возделывается: любочестием и возделывается, удобряемое навозом падений. Любочестный человек все, что имеет хорошего, приписывает Богу. Видит множество благодеяний Божиих и понимает, что он их недостоин, смиряется и постоянно славословит Бога. И чем больше смиряется и прославляет Бога, тем сильнее на него изливается Божественная Благодать. Это добровольное смирение. А смирение, которое происходит от непрестанных падений, – вынужденное смирение. Несомненно, добровольное смирение имеет большую ценность, чем вынужденное».

Монах Симеон Афонский

«Смирится человек — сразу поумнеет, а без смирения и с большим умом одуреет».

«Смирение неприметно, но плод смирения – спасение. Кто смиренному Христу уподобился — спасения сподобился».

Схиархимандрит Кирик Афонский

«Господь открывается только тому, кто сознает свою греховность. Итак, прежде всего мы должны воспитывать в себе — смирение; чрез смирение мы обратимся к покаянию. Смирение дарует человеку все блага Духа Святого и главным образом дух покаяния».

Преподобный Силуан Афонский

«За то страдаем мы, что не имеем смирения. В смиренной душе живет Дух Святой. И Он дает душе свободу, мир, любовь, блаженство».

«За смирение душа получает покой в Боге, но, чтобы удержать этот покой, душа долго учится. Теряем мы сей покой, потому что не утвердились в смирении». «Люди не учатся смирению и за гордость свою не могут принять благодать Святого Духа, и потому страдает весь мир, а если бы люди познали Господа, какой Он милостивый, смиренный и кроткий, то за один час изменилось бы лицо всего мира, и у всех была бы великая радость и любовь».

Преподобный Порфирий Кавсокаливит

«Проси Бога даровать тебе святое смирение. Не то смирение, когда говорят: «Я последний», «Я смиренный». Это сатанинское смирение. Святое смирение является даром Божиим. Слышишь? Даром, наградой, а не результатом наших собственных усилий. Ты подготовь себя и проси у Бога этот святой дар. Не говори: «У меня есть такие-то недостатки». Ничего не говори. Трудись, считай себя за ничто, а все остальное предоставь Богу».

«Когда в сердце есть святое смирение, тогда оно все видит по-доброму и живет в Нерукотворной Церкви Божией уже сейчас».

фонд «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон»

Пятая стадия — принятие неизбежного

Смириться с неизбежным или, как еще говорят, принять его необходимо для того, чтобы жизнь снова заиграла яркими красками. Это заключительная стадия согласно классификации Элизабет Росс. Но пройти этот этап человек должен самостоятельно, никто не сможет помочь ему преодолеть боль и найти в себе силы принять все случившееся.

На стадии принятия больные люди уже полностью истощены и ждут смерти в качестве избавления. Они просят близких о прощении и анализируют все хорошее, что успели сделать в жизни. Чаще всего в этот период близкие говорят об умиротворении, которое читается на лице умирающего. Он расслабляется и получает удовольствие от каждой прожитой минуты.

Если стресс был вызван иными трагическими событиями, то человек должен полностью «переболеть» ситуацией и вступить в новую жизнь, оправившись от последствий беды. К сожалению, трудно сказать, сколько должен длиться этот этап. Он индивидуален и не поддается контролю. Очень часто смирение внезапно открывает человеку новые горизонты, он вдруг начинает воспринимать жизнь иначе, чем раньше, и полностью меняет свое окружение.

В последние годы методика Элизабет Росс пользуются огромной популярностью. Авторитетные врачи вносят в нее свои дополнения и изменения, даже некоторые артисты принимают участие в доработке этой методики. К примеру, не так давно появилась формула 5 стадий принятия неизбежного по Шнурову, где известный питерский артист в своей привычной манере дает определение всем этапам. Конечно, все это преподносится в шутливой форме и предназначено для фанатов артиста. Но все же не стоит забывать о том, что выход из кризиса является серьезной проблемой, которая требует тщательно продуманных действий для успешного решения.

Смирение: хорошо или плохо?

Итак, мы рассмотрели разные точки зрения относительно того, что такое «смирение». Теперь попробуем ответить на главный вопрос: хорошо это или плохо? Сначала постараемся определиться со значением слова «смирение». Наверное, если говорить просто, без различных религиозных крайностей, то «смирение» — значит не превозносить себя и не унижать других

Тут важно избегать другой крайности, когда человек начинает по поводу и без посыпать голову пеплом, твердить, что он грешник, ничтожество и даже, как говорится, недостоин «ноги мыть и воду пить». Во всём должен быть баланс, мнить себя повелителем Вселенной так же плохо, как и считать себя самым недостойным из недостойных

Добродетель, возведённая в крайность, превращается в недостаток.

Что же всё-таки такое «смирение»? В более глубоком понимании «смирение» — это осознание того, что над нами есть Бог — некая высшая, разумная сила, которая гармонично управляет всем, что происходит в мире. Вместе с этим нужно понимать, что эта сила не надзиратель и не палач. Эта высшая сила желает нам только добра, и всё, что она делает, делает только из безграничной любви к каждому из нас. Жизнь подобна извилистой дороге в горах — мы не знаем, куда ведёт следующий поворот. Но доверять своему пути, доверять той путеводной звезде, которая ведёт нас во мраке ночи, — это и есть смирение. Иногда, чтобы попасть в цветущий сад, нужно пройти через ущелье, кишащее ядовитыми змеями. Чтобы выйти из тёмного леса, надо пересечь болото. Понимать это и не иметь сомнений в том, что есть некий высший разум, ведущий нас верным путём, — значит быть смиренным.

И, если перед нами закрывают какие-то двери, отнимают у нас что-то, не дают идти по какому-то пути, значит, всё это совершается нам на благо. Перед нами всегда закрывают те двери, в которые входить не нужно, но вместе с этим рядом всегда открывается та дверь, которая нам нужна. Просто часто в силу своего невежества и неспособности видеть дальше своего носа мы не знаем, что для нас полезно, а что вредно, и оттого стремимся к страданиям.

И в этом смысле «смирение» — это доверие той высшей силе, которая все события вокруг нас выстраивает таким образом, чтобы это было максимально полезно для нашего развития. Иисус говорил, что «Бог есть любовь», и, значит, ни на какие наказания и кару он просто не способен, а всё, что он совершает, совершается только из любви к своим детям. Поэтому роптать на несправедливость его действий — это и есть гордыня. А смирение — это жизнь в гармонии. С миром и с самим собой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector