Что это такое епитимья. за какой грех её накладывают и как её снять
Содержание:
- До какого срока можно прерывать беременность?
- Сущность епитимьи
- В православной церкви
- В православной церкви
- Почему женщины решаются на аборт?
- Где лучше сделать прерывание беременности
- Особенности молитвы
- Молитва о нерожденных детях
- Прерывание беременности на ранних сроках
- Евангельская притча о епитимьи
- Отец обязан защищать жизнь не рожденного ребенка и мамы
- Общественное мнение
- Психологические последствия аборта
- Что такое епитимья
- Если грех давний
- Жена
- Статистика абортов
- Евангельская притча о епитимьи
- Смягчение «санкций»
- Опасность абортов для здоровья женщины
- Для чего нужна
- «Санкции» епитимьи и допустимость ее смягчения
- Распространение канонов
До какого срока можно прерывать беременность?
Аборт, или же искусственное прерывание беременности, проводится как по назначению врача ввиду веских медицинских показаний, так и по желанию самой беременной женщины, которая по тем или иным причинам не хочет вынашивать и рожать ребенка
Важное условие – срок беременности; это первый вопрос, который задаст врач своей пациентке, ведь он влияет на способ проведения процедуры. Как правило, срок не должен превышать 12 недель, но в особых случаях бывает прерывание беременности на поздних сроках – при сроке до 22 недель
Сейчас существует много методик проведения искусственного аборта, но в основном каждая клиника предлагает:
- медикаментозное прерывание беременности – это самый безопасный метод, но сделать его можно только до 6 недели;
- вакуумный метод, или же чистка – применяют на ранних сроках. С помощью отрицательного давления плод извлекается из матки;
- хирургический аборт – классический метод, применяется на поздних сроках. Проводится под общим наркозом хирургическими инструментами.
Собираясь на аборт, женщина должна быть готова к потенциальным осложнениям. Они могут быть разными: как легкие вроде кровотечения и небольшого воспаления, так и тяжелые вплоть до риска стать бесплодной. Влияют здесь сроки прерывания беременности и состояние пациентки. Также нежелательно в течение года заниматься сексом без предохранения, так как велика вероятность самопроизвольного аборта – выкидыша. Но врачи ни в коем случае не должны пугать пациенток – лишь предупредить о последствиях.
Сущность епитимьи
Наложить епитимью может духовник, не имея в виду карательной меры и не лишая человека каких-либо прав как члена Церкви. Священники называют ее «врачевством духовным», призванным избавить от греховных навыков. Они рассматривают епитимью в качестве урока, упражнения, приучающего к духовному подвигу и рождающего стремление к нему.
Согласно современным церковным канонам, епитимья предполагает помощь христианину, который впал в грех, в трех таких вещах как:
- Оценка степени совершенного им греха, осознание его серьезности.
- Передача ему силы для того, чтобы снова подняться, вселить надежду на Божие милосердие.
- Предоставление ему возможности проявления решимости в деле покаяния.
Однако подобные взгляды на православную епитимью вырабатывались в продолжение многих веков. Рассмотрим подробнее, как развивались правила покаяния.
В православной церкви
В православии епитимья – это осуществление особых трудов, подвигов, а также совершение доброго дела, которое угодно Богу. Она нужна для того, чтобы внести исправления в течение неправедной жизни и загладить грех.
В епитимью назначаются:
- Пост. Но не только пост как таковой, в смысле воздержания от скоромной пищи, но и другие подвиги самоотвержения и сдерживания плоти.
- Молитва. Кроме собственно молитвы подразумеваются все дела, направленные на соблюдение богопочитания и благочестия.
- Милостыня. А также все милосердные дела, касающиеся как тела, так и духа.
В одном из рукописных требников XIV века из Синодальной библиотеки указан ряд деяний, которые подобает совершать кающемуся. К ним относятся:
- Воздержание от совершения греха.
- Пролитие слез.
- Подача милостыни.
- Прощение долгов.
- Всеобщая любовь.
- Полное смирение.
- Отказ от осуждения других людей.
В православной церкви
В православии епитимья – это осуществление особых трудов, подвигов, а также совершение доброго дела, которое угодно Богу. Она нужна для того, чтобы внести исправления в течение неправедной жизни и загладить грех.
В епитимью назначаются:
- Пост. Но не только пост как таковой, в смысле воздержания от скоромной пищи, но и другие подвиги самоотвержения и сдерживания плоти.
- Молитва. Кроме собственно молитвы подразумеваются все дела, направленные на соблюдение богопочитания и благочестия.
- Милостыня. А также все милосердные дела, касающиеся как тела, так и духа.
В одном из рукописных требников XIV века из Синодальной библиотеки указан ряд деяний, которые подобает совершать кающемуся. К ним относятся:
- Воздержание от совершения греха.
- Пролитие слез.
- Подача милостыни.
- Прощение долгов.
- Всеобщая любовь.
- Полное смирение.
- Отказ от осуждения других людей.
Почему женщины решаются на аборт?
Подавляющее большинство женщин делают аборт не оттого, что не хотят иметь детей, а оттого, что безвыходные жизненные обстоятельства не позволяют им родить и полноценно вырастить ребенка.
Представьте себе ситуацию: молодая семья живет в небольшом городе, где нет работы, или в крупном городе, где работа есть, но им приходится снимать квартиру, и надежды на собственное жилье откладываются на далекое будущее.
Сегодня многие семьи, где и муж, и жена работают, живут за чертой бедности, а что говорить о семье, где мать сидит с ребенком до 3 лет, и все финансовое обеспечение ложится на одного мужа? Это уже не бедность – это нищета в самом явном виде, когда приходится экономить на всем, включая питание. То есть ты знаешь, что не сможешь купить своему малышу ни яблочко, ни игрушку, ни качественные продукты, не говоря уже об одежде и обуви, из которых дети моментально вырастают.
Или другая ситуация: молодая девушка, первая любовь, а когда она забеременеет, ее бросают, и она остается одна, без какой-либо материальной поддержки. А если еще и родители либо выгонят из дома, либо будут заставлять сделать аборт, то она будет просто загнана в угол.
Где лучше сделать прерывание беременности
Искусственный аборт – это одна из стандартных гинекологических процедур, которую могут сделать в любой клинике, где принимает гинеколог – будь то специализированное заведение или городская женская консультация.
Бюджетные клиники часто предлагают провести процедуру и лечение в стационаре бесплатно; частная же клиника оказывает услуги только за деньги, потому из финансовых соображений многие женщины идут на аборт в женские консультации или государственные поликлиники. Однако лучше не экономить на своем здоровье и сходить в платное заведение. Дело не в том, что компетентность врачей поликлиник оставляет желать лучшего – это лишь предрассудки. Частное учреждение дает полную анонимность, а аборт – операция интимная, и порой женщина не хочет, чтобы об этом кто-то узнал.
Клиника в Лобне ПриватКлиник с удовольствием Вам поможет. Проверенные врачи-гинекологи оказывают услуги по разным профилям, в том числе и прерывание беременности. Лобня, ул. Окружная, 13 – адрес нашего медицинского центра. Звоните по номеру +7(498) 504-27-00 – мы с радостью ответим на Ваши вопросы и запишем на прием лучших специалистов!
Ни в коем случае не стоит скоропалительно отправляться на аборт: стоит хорошенько подумать, взвесить все «за» и «против», оценить сроки прерывания беременности – нельзя забывать, что прерывание беременности на поздних сроках крайне опасно. А главное – нужно помнить, что ошибка может стоить здоровья и счастья в будущем!
Особенности молитвы
Уже с момента зачатия Спаситель посылает младенчику душу. На 20 сутки у маленького человечка начинает биться сердечко и прокачивается кровь по сосудам. Так является ли аборт убийством? В православной церкви он расценивается как тяжелый грех. Некоторые считают, что нерожденное дитя – это всего лишь эмбрион, но горько ошибаются все те, кто так полагает.
Кровь беззащитного малыша остается на совести женщины, так и не ставшей мамой. Убийство в утробе матери в современном мире превратили в узаконенную бойню.
Наиболее часто для аборта выбирают с 4 по 12 неделю. По медицинским канонам, это оптимальное время.
Ничто не может оправдать этот грех: ни безденежье, ни отсутствие мужа, ни возраст, ни болезни.
Ответственность за убийство невинного малыша, если не придет раскаяние, будет действовать до 3–4 поколения. Многие даже не подозревают, что страдания из-за прегрешений вызваны абортом в роду.
Женщины, совершившие аборт, зачастую мучаются всю жизнь. На 10 лет на грешницу накладывается епитимья. Она не получает должного истинной верующей благословенья. Не раскаявшись в смертоносном грехе, в жизни они страдают от:
- бесплодия;
- проблем с родственниками и второй половиной;
- одиночества;
- болезней физических и духовных.
Не меньше страдают от убийства души малышей, которые не были крещены и обращены в веру. Чтобы помочь нерожденным деткам и облегчить страдания, матерям следует раскаяться и читать молитвы.
Чем больше молиться за деток, убиенных во чреве, чем искреннее каяться в грехе, тем ближе прощение.
Епитимья помогает:
- смягчить сердце Спасителя;
- омыть слезами кровь малыша;
- пройти очищение;
- исцелиться духовно и душевно.
По словам священников, великое покаяние позволяет омыть грех, как будто ничего и не было. Бог есть любовь и раскаивающимся от всего сердца женщинам Спаситель дарует прощение и очищение. Не нужно жить с болью в сердце, отчаяние и неверие отталкивают грешниц от Бога. Великая Божья любовь дает возможность каждой омыться от греха и вымолить души младенцев.
Святая Антония, в прошлом страдающая от греха аборта, пошла в церковь и долго молилась, но Богородица прятала от нее свой лик. На следующий день она пришла в храм и молилась от всего сердца. Вдруг почувствовала прикосновение к плечу – это была монахиня, которая поведала ей, что есть только три греха, которые не прощаются:
- суицид;
- гордость;
- хула на Святого Духа.
Антония узнала, как правильно молиться. Когда женщина выходила из храма, то спросила у охранника об игуменье, с которой беседовала в церкви. Но храм стоял закрытый, и женщина поняла, что ей явилась сама Божья матерь.
Чтобы вымолить прощение за страшный грех, следует молиться дома, так как нерожденные детки не были окрещены. Для этого в священный уголок ставят иконы:
- плачущий об абортах Христос;
- Утешительница абортированных младенцев.
Святая Антония у православных христиан – небесная заступница всех деток, умерших во чреве. Священный текст об убиенных малышах читают 3 раза на протяжении 40 дней. Перед образом зажигают свечу и молятся от чистого сердца. Тяжкий грех тяжело отмолить, но искренняя вера и раскаяние творят чудеса.
Покаянию нет пределов, Господь прощает и благословляет раскаивающихся несчастных женщин
Важно после совершения греха сходить к священнику и покаяться
Для домашнего отмаливания священники рекомендуют читать такие молитвы:
- об убиенных во чреве младенцах;
- правило за убиенных младенцев.
Согласно многочисленным свидетельствам верующих, после молитв младенческие души освобождаются от страданий и мучений. В жизни семей происходят удивительные изменения в лучшую сторону: исцеления, налаживание отношений и быта.
Матушка Антония советовала грешницам приобрести крест, распашоночку и все для крещения, и отдать в крестильню.
Раскаяние и молитва помогают искупить грех детоубийства и помочь невинным ангельским душам.
Молитва о нерожденных детях
Молитва о помогает согрешившей душе прийти к раскаянию, умилостивить Господа, испросить прощения, успокоить душу. Регулярное исполнение молитвенного правила будет действенным доказательством покаяния в содеянном грехе. И молитва о нерожденных детях подтверждает этот духовный принцип.
Церковь утвердила Молитвенное последование с каноном покаянным о грехе убийства чад во утробе (аборте). Читают акафист «Господу Иисусу Христу покаянный, жен, загубивших младенцев во утробе своей». Также возносят канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, молитвы Божией Матери, молитвы Вифлеемским младенцам, и другие краткие молитвы к Господу. Некоторые молитвы мы опубликуем ниже.
Прерывание беременности на ранних сроках
Прерывание беременности на ранних сроках (до 12 недель) считается наименее опасным для здоровья – а вообще, чем раньше женщина обнаружит нежелательную беременность, тем лучше. Дело в том, что на ранних сроках плод очень мал в размерах, не занимает много места в матке, и процедуру можно провести быстро, минуя осложнения.
Пациентка, заподозрившая «неладное», сначала делает УЗИ с целью подтвердить наличие эмбриона, а также мазок на наличие инфекции. Из-за наличия инфекции после аборта могут случиться осложнения, поэтому перед процедурой необходимо будет ее вылечить – и, к сожалению, придется потерять много драгоценного времени.
В основном до 5-6 недели проводится так называемый мини-аборт – вакуум-аспирация. Во время нее созданием вакуума проводится очистка маточной полости. Метод хорош тем, что при нем механические повреждения и воздействие на слизистую матки отсутствуют, и прерывание беременности на ранних сроках проходит довольно легко.
О медикаментозном способе будет подробно рассказано далее – стоит лишь заметить, что проводят его, как правило, до 6-8 недель. Позже обычно применяют хирургический аборт.
Евангельская притча о епитимьи
Здесь будет уместным вспомнить эпизод из Евангелия, связанный с мытарем Закхеем (сборщиком налогов). Он в глазах правоверных людей слыл презренной личностью, потерявшей совесть и отверженной Господом Богом. Иисус сказал Закхею о том, что придет к тому в дом. Мытарь же был очень удивлен, понимая, что он облагодетельствован Сыном Божиим.
Внезапно в благодарность он принял решение отдать половину своего имения нищим, а также воздать вчетверо всем, кого обидел. Он сообщил об этом Иисусу. Хотя Спаситель ничего не советовал мытарю и не приказывал, а просто пришел к нему в гости, в том зародилось ответное чувство. Закхей, оценив свое прошлое, пришел к выводу, что жил он во грехе и достоин осуждения. Раскаявшись, он решил, что нужно восстановить справедливость, назначив себе епитимью.
Отец обязан защищать жизнь не рожденного ребенка и мамы
Очень часто мужья заставляют жену сделать аборт. А возможно они имеют аморальные отношения и потом, чтобы не жениться и не нести никакой ответственности, заставляют девушку или женщину сделать аборт. Эти люди будут всю жизнь нести вину за убийство своего ребенка, даже если мы и живем в государстве, которое не наказывает это преднамеренное убийство, они не избегут суда Божьего. Отец ребенка обязан перед Богом и перед ребенком предоставить хорошие условия для своей жены на протяжении всей беременности и таким образом обеспечить хорошие условия для развития их ребенка. Эта обязанность не ограничивается только им.
Общественное мнение
Наряду с позицией церкви, некоторые активисты, которые провозглашают возможность выбирать, придерживаются иного мнения. Они допускают право женщины на прерывание беременности, поскольку это является частью права на собственный выбор, лишенный каких бы то ни было юридических ограничений. К тому же, аборт не имеет каких-то принципиальных отличий в сравнении с другими формами контроля над рождаемостью.
Если аборт допускается на законодательном уровне, то это не является принуждением к тому, чтобы к нему прибегать, считают активисты. В то же время, их позиция не учитывает то, что большинство принятых законодательных актов возникли вследствие моральных проблем, и есть достаточно длинная история о том, как морально противодействовали прерыванию беременности и регулированию его практики на законодательном уровне.
Психологические последствия аборта
Говоря об аборте, прежде всего, стоит учитывать психологический момент, который придется пережить женщине, решившейся на прерывание беременности.
И как бы это не звучало горько, гораздо проще изъять младенца из утробы матери, чем стереть память о нем из её души.
Как показали опросы, женщины, решившиеся на прерывание беременности, говорят, что если поначалу и ощущает некое облегчение, то впоследствии оно сменилось чувством острой вины, боли и разочарования.
Специалисты говорят, то, что испытывает женщина после аборта, на самом деле, сильно отличается от того, что она говорит. Психологические последствия аборт гораздо серьезнее, чем это может казаться на первый взгляд.
Даже когда женщина относится к прерыванию беременности как к «единственному выходу из сложившейся ситуации» и рассудком оправдывает аборт, на подсознательном уровне она отрицает его и очень тяжело переживает произошедшее.
Как бы она не уверяла саму себя в том, что «это необходимо» и что «другого выхода не было» – прерывание беременности всегда приводит к глубокому психологическому кризису. Женщина начинает испытывать множество различных чувств: начиная от боли и стыда, и заканчивая ощущением пустоты и безнадежности.
И даже если вначале она испытывала чувство облегчения, что она свободна от обязательств и нежелательной обузы, то вскоре она начинает ощущать сожаление, страх, тоску и, конечно же, её терзает чувство вины.
Очень часто психологические проблемы могут вызвать проблемы физиологического характера. Как следствие –бессонница, плохие сны, подавленное настроение; у некоторых женщин, решившихся на аборт, начинаются расстройства сексуального характера. Она перестает воспринимать отца ребенка как сексуального партнера.
На медицинском сленге подобные явления называют «послеабортный синдром» (ПАС).
Женщина – по своей природе, прежде всего, мать и даритель новой жизни. Когда наступает беременность, у неё внутри начинает развиваться новая жизнь. И что бы там не говорили о «скоплении клеток» или о том, что «это еще не ребенок», на подсознательном уровне каждая женщина понимает, что она в ответе за ребенка, живущего внутри её тела.
По мнению психологов, понимание этого и осознание материнства отпечатываются на подсознательном уровне.
Когда женщина принимает нелегкое для нее решение о прерывании беременности, это как будто меняет её призвание давать новую жизнь, она словно изменяет своему призванию быть матерью.
Неудивительно, что её женское начало и природа противятся такому развитию событий. В конечном итоге, такое изменение своей природной сущности не проходит для женщины бесследно.
Что такое епитимья
Это такая мера воздействия со стороны духовника, которая призвана исцелить душу христианина. Например, верующий человек совершил грех, за который ему очень стыдно и страшно. Он считает, что это невозможно просто так простить и забыть. Человек приходит на исповедь, приносит покаяние, и, если ему только сказать, что Господь простил его грех, принять этого не может. Нужно, чтобы духовник наложил на него еще какую-нибудь епитимью, чтобы он потрудился, что-нибудь сделал. И тогда у человека наступит ощущение того, что он выполнил надлежащее ему покаяние сполна. Его душа избавится от греха и успокоится.
Итак, епитимья – это форма покаяния. Есть такие грехи, которые священник не имеет права отпустить на исповеди просто так:
- отречение от Господа или хула на него;
- убийство;
- разврат;
- крайние формы унижения родителей;
- некоторые другие грехи (см. дальше).
В этих случаях требуется дополнительное покаяние в виде назначения епитимьи. В церковных правилах, в частности Василия Великого, написано, какое наказание за какие грехи нести. В древности это было отлучение от причастия на долгие годы. Например, если женатый человек изменял своей законной супруге, он не имел права 20 лет переступать церковный порог. То есть, молиться можно было, не входя в храм, а о причащении и речи не могло быть. Если в блуд попадал неженатый, отлучение от евхаристии налагалось на 15 лет.
Сейчас такие суровые наказания церковью не применяются, так как современному человеку они принесут больше вреда, чем пользы. Размер епитимьи зависит от способности, силы, возможностей каждого конкретного человека. Также учитывается степень покаяния. На двух людей, совершивших один и тот же грех, духовник, учитывая покаяние каждого из них, может наложить разные епитимьи.
Все чаще духовники в качестве епитимьи назначают усиленное молитвенное правило, чтение Евангелия, поклоны, усиленный пост, если позволяет здоровье и обстоятельства жизни. К тем, кто сознательно идет на грех, духовник должен быть неуступчиво строг. Человеку, который побеждается страстью, но после кается, смиряется, склонив голову, просит прощения, духовник должен с рассуждением помочь снова приблизиться к Богу. Так поступали многие святые отцы.
Если грех давний
Если немолодая женщина делает первые шаги в Церкви и кается, что когда-то в молодости сделала аборт, ее не будут отлучать от причастия. Мне даже сложно себе представить это. Если факт прихода в Церковь говорит сам по себе о понесенном раскаянии, не только в этих грехах, а вообще по жизни, то никто ее не будет отлучать от причастия.
Самая распространенная епитимья в этой ситуации – чтение Покаянного канона или поклоны с молитвой: «Боже, милостив буди мне, грешной». И поклонов – тоже не триста и не три тысячи, а пять или десять. То есть сейчас настолько щадящие епитимьи назначают… Но такого рода епитимья может быть пожизненной, а не на какой-то срок. Священник говорит: «Знаешь, матушка, поскольку ты сделала пять абортов, вот тебе на всю жизнь по три поклона в день».
Жена
Ни пресвитер, ни диакон, ни иподиакон не должны быть лишаемы общения с законной женой. Шест. 13. Священники, удаляющиеся от своих жен под видом благочестия, не должны уже и жить с ними. Шест. 30. Честная супружеская жизнь не препятствует мужу быть священником и диаконом. Шест. 13. Священников, диаконов, иподиаконов и всех, прикасающихся святыне, воздержание от жен. Карф. 4, 34, 81. Шест- 13. Жена производимого во епископа должна вступить в отдаленный монастырь, где должна пользоваться содержанием его и может быть произведена в диаконисы, если достойна. Шест. 12, 48. Жена не должна оставлять своего мужа, гнушаясь браком. Гангр. 14. Оставленная, должна быть безбрачна. Васил. 48. Жены во время Божественной Литургии должны молчать, а о учении дома спрашивать мужей. Шест. 70. Жен прелюбодействовавших не должно делать явными, но дозволять стоять им с верными без приобщения, доколе исполнится время покаяния. Васил. 34. Жену, жившую в целомудрии и в плену поруганную, должно допускать до общения. Григ. Неокес. 2.
Статистика абортов
Согласно данным исследований, проведенных Всемирной организацией здравоохранения, ежегодно в мире совершаются около 50 миллионов абортов. Это около 4 миллионов убитых младенцев в месяц, 130 тысяч в день. Поистине, шокирующие цифры. На их фоне молитва о нерожденных детях выглядит трагической необходимостью. В России, по данным Минздрава, число абортов сократилось. С 2005 по 2021 год — с 1,3 миллионов до 514,8 тысяч в год.
В 2021 году Минздрав запланировал вдвое сократить число абортов за ближайшие 6 лет. Одно из направлений в достижении этой цели – совместная работа с Русской Православной Церковью. В 2021 году благодаря консультациям со священниками 39 тысяч беременных женщин отказались делать аборт.
Аборт
Евангельская притча о епитимьи
Здесь будет уместным вспомнить эпизод из Евангелия, связанный с мытарем Закхеем (сборщиком налогов). Он в глазах правоверных людей слыл презренной личностью, потерявшей совесть и отверженной Господом Богом. Иисус сказал Закхею о том, что придет к тому в дом. Мытарь же был очень удивлен, понимая, что он облагодетельствован Сыном Божиим.
Внезапно в благодарность он принял решение отдать половину своего имения нищим, а также воздать вчетверо всем, кого обидел. Он сообщил об этом Иисусу. Хотя Спаситель ничего не советовал мытарю и не приказывал, а просто пришел к нему в гости, в том зародилось ответное чувство. Закхей, оценив свое прошлое, пришел к выводу, что жил он во грехе и достоин осуждения. Раскаявшись, он решил, что нужно восстановить справедливость, назначив себе епитимью.
Смягчение «санкций»
Институт тайной исповеди возникает уже к концу IV века. Сначала и там применялись «санкции», установленные канонами, но постепенно поход к тем, кто раскаивался, смягчался. Так, например, Иоанн Златоуст, дает совет, не подходить формально к назначению епитимьи. Он призывает ориентироваться не столько на тяжесть прегрешений человека, сколько на его духовное состояние.
В 691 году на Трулльском соборе был принят канон, предполагавший возможность наложить епитимью с ее последующим ужесточением или же смягчением, в соответствии с индивидуальным подходом. На рубеже VI–VII веков складывается сборник, который описывает регламент тайной исповеди. В нем вводятся два новшества.
Первое – это дифференциация греховных деяний в зависимости от степени их тяжести. То есть регламентируется, за какие грехи епитимья какой строгости должна назначаться.
Второе – это различие самих согрешивших по их индивидуальным особенностям. Так, например, епитимья за блуд, предписываемая женатому юноше, будет более мягкой, чем та, что назначается зрелому мужчине, живущему в браке много лет.
Вместе с тем в сборнике наблюдается заметное сокращение сроков отстранения от причастия и возникновение новых форм епитимьи. Так, новые правила диктуют, что вместо 10 лет отлучение от причастия предусматривает двухлетний срок, однако в этот период кающийся грешник обязан соблюдать более строгий пост, читать больше молитв и делать большее число поклонов.
Опасность абортов для здоровья женщины
К сожалению, проинформированность женского населения об аборте достаточно низкая. Как правило, она ограничивается знаниями о том, что в основе прерывания беременности лежит отсасывание или выскабливание плода. Однако, далеко не каждый уведомлен о том, что аборт выступает одной из распространенных причин женской смерти.
Прерывание беременности имеет сильное негативное влияние на здоровье женщины, поскольку с первых дней беременности организм начинает перестраиваться, в частности это касается и нервной, и гормональной системы. Как результат, аборт влечет за собою сильные гормональные сбои и нервные срывы, которые сказываются на всем организме. В свою очередь, гормональные сбои могут повлечь нарушения репродуктивной функции и менструального цикла. С каждым абортом шансы зачать и выносить дитя стремительно падают. Помимо этого, появляется риск того, что обострятся воспалительные процессы в половых органах.
Нарушения менструального цикла могут заключаться в том, что менструальные выделения начнут наступать все реже и быть скудными, или, наоборот, приходить все чаще и обильно. Также менструации могут и вовсе прекратиться или вызвать маточное кровотечение. Период менструальных кровотечений может стать гораздо болезненнее. Примерно 12% женщин, которые делали аборт, столкнулись с такими негативными последствиями. Чаще всего они являются результатом выскабливания.
Негативные последствия прерывания беременности сказываются и на том, что начинают развиваться заболевания щитовидной железы, что также влияет на весь организм.
Надпочечники тоже страдают от абортов – нарушается обмен веществ, начинается выработка мужских гормонов в большем количестве, что можно увидеть как на внешнем, так и на психологическом (в частности, женщина станет неустойчивой к стрессам) уровнях.
Гипофиз также поддается негативному влиянию аборта, а это может повлечь за собой сбой деятельности половой системы и бесплодие.
Большая степень опасных последствий прерывания беременности характерна женщинам, у которых нет детей. Поскольку с началом беременности женский организм начинает перестраиваться, то обратный процесс может последовать не сразу. Если аборт делает женщина, которая уже рожала, обратная перестройка может занять три-четыре месяца. В то же время, женщине, которая не рожала, понадобится год, а то и больше.
Также в 25 из 100 случаев аборта при первой беременности влечет за собой бесплодие
С учетом этого, очень важно тщательно выбирать клинику, в которой будет проходить прерывание беременности
Для чего нужна
Итак, что такое епитимья в православии? Это не кара за совершенный проступок, а лекарство, врачующее язву греха в душе.
Епитимья – это не наказание, а духовное лекарство.
В переводе с греческого «епитимья» означает «наказание по закону». Это есть добровольное исполнение православным христианином определенных ему священником исправительных действий: усиленное молитвенное правило, милостыня нуждающимся, строгий и длительный пост.
Даже после искреннего раскаяния в грехах на исповеди исцеление приходит не сразу, христианин только встает на путь исправления, где постепенно происходит его нравственное перерождение для спасения в вечности.
Внимание! Характер наложения епитимьи, степень строгости — строго индивидуальны для каждого грешника и напрямую связаны со складом его личности, с уровнем внутренней готовности верующего воспринять наказание. Епитимья не есть наказание в прямом смысле этого слова
Это переданная через клирика Воля Всевышнего, врачевание души, урок, назначенный во благо исправления от греха. Отношение к его исполнению должно быть более чем серьезным
Епитимья не есть наказание в прямом смысле этого слова. Это переданная через клирика Воля Всевышнего, врачевание души, урок, назначенный во благо исправления от греха. Отношение к его исполнению должно быть более чем серьезным.
Виды епитимьи
В качестве епитимьи обычно назначаются подвиги, которые прямо противоположны совершенному греху.
«Епитимья», Николя Пуссен
Например:
- рассеянному и увлекшемуся мирскими удовольствиями человеку определяется частое хождение в храм и присутствие на Литургии;
- невоздержанному в пище назначается более строгий пост (схожий с монастырским);
- сребролюбленникам вменяются дела милосердия.
Епитимья дается человеку ради его же блага, для того, чтобы он осознал глубину своего греховного поражения и отдаления от Творца.
Временные рамки ее действия, как правило, ограничиваются 40 днями и на протяжении этого времени необходимо строжайше выполнять все назначенное.
Распространенные виды епитимьи:
- чтение Иисусовой молитвы;
- сугубый пост;
- углубленное изучение духовное литературы (Жития святых, Акафисты, Псалтирь, Послания и другие источники);
- земные поклоны во время богослужения в храме или при чтении утреннего и вечернего молитвенного правила дома;
- временное исключение половой близости между супругами;
- запрет на Причастие (в исключительных случаях).
Совет! Если кающийся по каким-либо причинам не в состоянии исполнить прощение, то следует подойти к батюшке, наложившему наказание, за советом, как поступить в сложившихся обстоятельствах.
Кто накладывает добровольное исполнение наказания
Наложить епитимью может лишь духовник или священник того храма, прихожанином которого является наказуемый.
По окончании исполнения запрещения, священник, наложивший его, и ни кто иной, должен прочитать особую разрешительную молитву. В особых случаях (смерть клирика или смертный недуг кающегося) разрешить запрещенного дозволяется другому батюшке.
Важно! Ни один из посторонних священнослужителей или монахов не сможет полностью вникнуть в ситуацию согрешившего человека, не зная всех особенностей его жизни.
Наложить епитимью может лишь духовник или священник. Поэтому не рекомендуется, раскаявшись, испрошать наложения запрещения, находясь в православном паломническом туре, к примеру, в иноческой обители
Наложение епитимьи дозволяется лишь духовному наставнику прихожанина
Поэтому не рекомендуется, раскаявшись, испрошать наложения запрещения, находясь в православном паломническом туре, к примеру, в иноческой обители. Наложение епитимьи дозволяется лишь духовному наставнику прихожанина.
«Санкции» епитимьи и допустимость ее смягчения
Епитимья зависит, как от прегрешения, так и от условий и жизненной ситуации кающегося. Духовник, определяя епитимью, действует не только исходя из учений Иисуса и существующих правил епитимьи, а также на основании конкретной ситуации. Епитимья призвана облегчить страдания согрешившего, убедить его отречься от ложных убеждений, обуздать похоть.
Архиепископ Платон полагает, что церковное наказание должно иметь силу до того момента, пока согрешивший будет в нем нуждаться. Он сравнивает духовное врачевание с физическим лечением – больной должен принимать таблетки постоянно, пока не излечится. Поэтому следовать духовным ограничениям нужно до того времени, пока не будет проявляться симптомов содеянного греха.
Соответственно, наказание для мирян и церковнослужителей происходит в разной форме и назначается на разный срок. Суть церковной епитимьи заключается в лишении определенных прав и благ, которые определяются решением Церкви. Апогеем для грешника становится отлучение, или анафема.
Возможна, в качестве исключения, перемена вторым духовником наказания, назначенного другим священником. Это происходит, если первый духовный наставник не учел жизненную ситуацию или по причине значительных перемен в жизни:
- внезапная болезнь;
- перемена службы и занятий;
- обнищание.
Основная санкция епитимьи – покаяние. Традиционно кающиеся проходят четыре ступени и делятся на соответствующие группы. Василий Великий характеризовал таким образом степени покаяния:
- Плачущие – те, кто возносят молитвы Богу и просят прощения за территорией храма.
- Слушающие – люди, которые слушают церковные песнопения внутри храма.
- Припадающие – стоящие сзади амвона, и выходящие по провозглашению дьякона.
- Купностоящие – допущенные до определённых церковных обрядов, но воздерживающиеся от таинства причастия.
Епископ в традиции епитимьи выступает не только духовных наставником, но и судьей. Человеколюбие – главная черта епископа, которым он должен пользоваться, наблюдая за согрешившим. Горячее раскаяние и новая жизнь без прежних прегрешений – повод уменьшить срок или тяжесть наказания за блуд. Василий Великий объясняет право священнослужителей на усиление либо ослабление епитимьи тем, что они получили от Бога власть решения вопросов о духовном взыскании. Плохие судьи будут осуждены Творцом, если увеличат или уменьшат срок епитимьи, руководствуясь личными побуждениями.
Распространение канонов
Постепенно сборник распространился в Византийской церкви, а затем появился ряд его обработок или же независимых сборников, носящих похожий характер. Их называли «покаянные номоканоны». Приблизительно в тот же период такие сборники появляются в славянских странах, где они переводятся и начинают действовать в церковной практике.
Во времена СССР наука церковного права практически прекратила свое существование, и вместо диктуемых ею законов священники стали следовать традициям. Поэтому на сегодняшний день не существует конкретных предписаний, которые бы устанавливали меру ответственности за грехи, определяемую Церковью.
Как и многие другие вопросы, данная область в полной мере регулируется обычаями, которые могут отличаться в разных приходах. Но в любом случае на сегодняшний день в православной церкви епитимья – это санкции, носящие аскетический характер (такие, как соблюдение дополнительного поста, добавочные молитвы и поклоны), а также отлучение от евхаристии на непродолжительное время.