Как чкалов покорил северный полюс грех сказать на чем

Чкаловск

Чкаловск — административный центр Чкаловского района Нижегородской области.

Географическое положение. Город расположен на правом берегу Волги (Горьковское водохранилище), в 58 км от железнодорожной станции Заволжье и в 97 км к северо-западу от Нижнего Новгорода.

Население: 13,4 тыс. жителей (на 2005 год).

Телефонный код: 831-60.

Местное время: московское.

Краткая история

Чкаловск возник в XII веке и назывался тогда Василёва Слобода в честь своего основателя, князя Василия Юрьевича, сына Юрия Долгорукого. Основанием создания поселения послужило то, что оно служило запасным пунктом обороны для Городца. В XIV — XVII веках Василёва Слобода принадлежала князьям Шуйским и была их родовой вотчиной. Ее последний хозяин из рода Шуйских — царь Василий IV Иванович. С 1610 по 1764 год Василёва Слобода была монастырским владением, после слобода стала государственным экономическим селом. В селе занимались различными промыслами. Широко было развито изготовление гончарной посуды. В августе 1937 года после совершения Чкаловым рекордного перелёта через Северный полюс в США, посёлок Василёво по просьбе его жителей был переименован в честь знаменитого земляка в Чкаловск. В пятидесятые годы в связи со строительством Горьковской ГЭС большая часть Чкаловска попала в зону затопления. Пришлось перенести большую часть домов, на новом месте был отстроен и судостроительный завод. В 1955 году Чкаловску был присвоен статус города.

Основные достопримечательности Мемориальный музей В. П. Чкалова.

Показать круизы с посещением Чкаловска>>

Города и стоянки

А АбалакАзовАлинские пескиАристовоАрхангельскАстраханьАхтубаАхтубинск Б БалаковоБахтаБелозерскБеломорскБерезникиБерёзовоБирскБолгарБорокБрейтовоБрин-Наволок В ВалаамВеликий УстюгВерхняя ТоймаВесьегонскВилковоВинновкаВитимВолгоградВолгодонскВолжскийВолжский УтесВологдаВолокославиноВороговоВытеграВятские поляны Г ГорицыГородец Д ДаппарайДивеевоДмитровДнепропетровскДубнаДубовкаДудинкаДюртюли
Е ЕйскЕлабугаЕнисейскЕрмаково Ж Жиганск З Запорожье И ИгаркаИльевкаИрма Й Йошкар-Ола
К КазаньКалач-на-ДонуКалязинКамышинКаневКасимовКашинКиевКижиКимрыКинешмаКирилловКировКозловкаКозьмодемьянскКоломнаКонаковоКоневецКонстантиновоКонстантиновскКостромаКотласКрасноборскКрасноярскКременчугКузиноКюсюр Л ЛевшиноЛенскЛенские СтолбыЛенские ЩекиЛесосибирскЛодейное Поле М МакарьевоМамадышМандрогиМариинский ПосадМартыновоМедвежьегорскМоскваМуромМышкин Н Набережные ЧелныНадвоицыНерехтаНесебрНижнекамскНижний НовгородНикольскоеНовая ЛадогаНовгород ВеликийНовороссийскНорильск О ОдессаОлекминскОмскОстров Спас КаменныйОстрова Кораблик и Барочка
П ПавловоПеллотсариПермьПетрозаводскПлесПовенецПодтесовоПошехонье Р РомановскаяРостов-на-ДонуРыбинскРыбрекаРязань С СамараСанкт-ПетербургСарапулСаратовСвирьстройСвияжскСевастопольСеверодвинскСенгилейСергеевкаСерпуховСиктяхСоветскСоликамскСоловецкие островаСортавалаСосенкиСосновецСоттинцыСочиСтамбулСтарая ЛадогаСтарочеркасскаяСтокгольмСургутСызрань Т ТаганрогТверьТетюшиТиксиТобольскТольяттиТотьмаТульчаТуруханскТутаевТюмень У УгличУльяновскУржумУсовкаУсть-КачкаУсть-ПеченьгаУстье ВологодскоеУстье-КубенскоеУфа
Х Ханты-МансийскХвалынскХвойный БорХельсинкиХерсонХохловка Ц Цимлянск Ч ЧайковскийЧебоксарыЧереповецЧистопольЧкаловск Ш ШекснаШиряевоШлиссельбург Ю ЮриноЮрьевец
Я ЯдринЯкутскЯлтаЯрославльЯрцево

Мемориальный музей имени Чкалова

Город не зря переименован в честь этого легендарного лётчика. Чкаловск, а тогда ещё Василёва Слобода — это родина Валерия Павловича Чкалова. Он здесь родился и рос, учился и работал.

Именно отсюда в 1919 году он уехал в Нижний Новгород и устроился слесарем в Канавинский авиапарк, где первый раз и поднялся в небо вместе с тамошними лётчиками, которые совершали пробный полёт на отремонтированных самолётах. Небо его покорило, и он добился путевки на обучение в Егорьевскую авиашколу.

Экспозиция музея состоит из двух тематических частей. Первая – это родной дом лётчика, где хранятся его подлинные личные вещи, мебель, фотографии и многое другое. Даже тот самый старенький серый чемодан, с которым молодой Валера уехал на учёбу.

Вторая часть – это ангар, где хранятся самолёты, к которым Чкалов имеет прямое отношение. Например, красно-синий АНТ-25. На нём и совершил лётчик свои знаменитые беспересадочные полёты – из Москвы на Дальний Восток и до Америки через Северный полюс. Имеются тут и другие авиамашины, в том числе и личный «кукурузник» Чкалова.

Кроме этого, в музее выставляются лётное снаряжение, первый шлем лётчика, а также подаренные ему моторная лодка и лимузин «Паккард».

Местоположение: улица Чкалова — 5.

Тяга к небу

Валерий Павлович Чкалов родился 20 января (2 февраля по н. ст.) 1904 года в селе Василёво (ныне Чкаловск) Нижегородской губернии. Его отец работал в мастерских, возможно, поэтому с раннего детства Валерий проявлял интерес к технике. Мать умерла, когда ему было 6 лет, и с детства мальчишка был предоставлен сам себе. Сохранились воспоминания о его детстве, в которых рассказывается о том, что Валерий мог переплыть Волгу, лихо нырял и проплывал под баржами и пароходами. Характер будущего бесстрашного летчика формировался с ранних лет.

Успешно окончив школу (до 1918 года), он учится в Череповецком техническом училище. Но учебное заведение было вскоре закрыто из-за недостатка средств. Валерий возвращается домой, на Волгу, и работает в речном пароходстве. Именно тогда он впервые увидел в небе самолет, и это диковинное по тем временам зрелище, навсегда изменило жизнь юноши. Теперь он не хочет слышать ни о чем, кроме авиации, его целью стало оказаться в кабине самолета и вести его в небо. Он уезжает в Нижний Новгород, где находит своего односельчанина Владимира Фролищева. Фролищев как раз работал на сборке аэропланов в 4-м Канавинском авиапарке. Земляк с удовольствием забирает Валерия к себе. В 15 лет Чкалов поступил добровольцем в ряды Красной Армии и начал работать учеником слесаря по сборке аэропланов.

В 1921-1922 годах Чкалов оканчивает военно-теоретическую школу ВВС, а за ней – Борисоглебскую авиашколу, где совершает первый в своей жизни самостоятельный вылет на британском биплане Avro 504. С этого момента он начинает всё больше времени проводить в воздухе. До 1924 года он учится в различных авиашколах, в том числе Московской и Серпуховской. Следует отметить, что уже тогда Чкалов осваивает различные типы самолетов – от Юнкерса до Мартинсайда. Он получает квалификацию летчика-истребителя. Возможно, именно такая подготовка дала ему возможность стать одним из ведущих испытателей авиатехники, ему очень легко давалось освоение любого самолета. Наконец, окончив все возможные курсы подготовки и училища, он получает желанное направление – в Ленинградскую краснознаменную эскадрилью имени первого прославленного русского летчика П.Н. Нестерова.

Дом-музей Чкалова

В родовом доме Валерия Чкалова в 1940 году был открыт музей – один из популярных музеев Поволжья. Помимо дома в комплекс входит ангар с авиационной техникой – главной сокровищницей музея.

Коллекция небольшая, но экспонаты достойны внимания. Главный из них – оригинал самолета АНТ 25. Это тот самолет, на котором Чкалов с экипажем совершил беспосадочный перелет из Москвы в американский Ванкувер.

Любителям технического антиквариата для обозрения представлен самолет И16. Его испытал и дал путевку в серийное производство Валерий Павлович.

После утверждения Чкалова в статусе народного любимца советское правительство подарило ему самолет У2, который тоже является экспонатом музея.

Ну а в самом доме Валерия Павловича, сына зажиточного котельщика, находятся его личные вещи, документы, предметы быта его семьи. Именно в этом доме можно представить плотность рабочего графика уникального человека. За недолгую жизнь он испытал более 70 самолетов, кроме того, выступал на собраниях, пленумах и съездах, посещал школы. Все вещи, собранные в доме, подлинные, они принадлежали Валерию и его семье.

Смерть

В конце осени 1938 года Валерий Чкалов находился в заслуженном отпуске, из которого его неожиданно отозвали. Были назначены внеплановые и весьма срочные испытания истребителя-новинки «И-180». Тестовый полет готовился в большой спешке, с нарушением практически всех мер безопасности. Буквально накануне рокового испытания в самолете было выявлено около 190 серьезных дефектов.

Валерий Чкалов

Разработчик агрегата писал накладные с протестом спешного запуска летательной машины. Но испытания были назначены на 15 декабря 1938 года, и их не отменили даже несмотря на очень низкую температуру воздуха. 

Вылет прошел неплохо, но при заходе самолета на посадку двигатель неожиданно остановился. Легендарный ас всё равно сумел посадить машину на свободном от жилых домов месте. Но в последний момент самолет зацепился за электрические провода, а летчик ударился головой о металлическую арматуру.

Место гибели Валерия Чкалова

Валерий Чкалов от полученной травмы скончался через два часа в Боткинской больнице. После его гибели были арестованы и осуждены несколько руководителей авиационного завода, которых обвинили в косвенной причастности к смерти пилота. 

Тем не менее, многими людьми, в том числе супругой и старшими детьми, неоднократно выдвигались альтернативные версии гибели их близкого человека.

Мемориальный камень-глыба на краю Ходынского поля

Резкий вызов Валерия Павловича из отпуска, спешка с вылетом, давление правительства – всё это вызвало у родных подозрение в причастности к смерти Чкалова людей из НКВД, а возможно и лично Иосифа Сталина и Лаврентия Берии. 

Члены правительства могли опасаться, и не без оснований, что для советских граждан великий летчик станет более важной фигурой, чем они сами. Евгений Дятлов в роли Валерия Чкалова

Евгений Дятлов в роли Валерия Чкалова

В память о Валерии Чкалове установлено множество монументов и памятников, его именем называют города и улицы. И, конечно, о легенде отечественной авиации снимают кинофильмы. Большинство из них пользуются популярностью у зрителей, но не все были одобрены семьей. 

Например, последний телесериал «Чкалов», где главную роль сыграл актер Евгений Дятлов, был жестко раскритикован дочерьми Героя Советского Союза, которые обвинили создателей картины в значительной подмене биографических фактов.

Мемориальный камень на краю Ходынского поля

Мемориальный камень на Ходынском поле, на месте гибели В. П. Чкалова, установленный в 1998 году

До войны на просторном Ходынском поле находится Центральный гражданский аэродром Москвы. 15 декабря 1938 года здесь произошла ужасная трагедия. Во время испытания нового самолета И-180 при посадке машина зацепилась за электрические провода и врезалась в землю. Чкалова выбросило из кабины, пилот был травмирован и через пару часов умер в больнице.

В 1998 году, к 60-летию гибели летчика, на месте трагедии – пересечении Хорошевского шоссе и Хорошевского тупика была установлена большая памятная глыба. Камень-мемориал возвышается на низком постаменте и окружен аккуратной металлической оградой. На табличке указаны имя летчика и дата аварии.

Дома, где жил Чкалов

Дом № 11 по улице Всеволода Вишневского в Санкт-Петербурге, в котором жил В. П. Чкалов

Имя прославленного летчика носят многие села и поселки, улицы, площади, проспекты, школы, заводы, остров в Охотском море, гора в Антарктиде, аэропорт и одна из станций московского метрополитена. В Ванкувере в честь российского летчика названы парк и улица, а на местном аэродроме стоит обелиск и открыт музей легендарного перелета.

На домах, в которых жил Чкалов, установлены мемориальные доски. Это здание на Красноармейском проспекте, 4, в Троицке (1926-1928), дома по улице Всеволода Вишневского, 11 (1924-1927), и по улице Текстилей, 21 (1929-1930), в Санкт-Петербурге. Еще один адрес находится в Москве – дом 14/16 на Земляном Валу. В советское время это улица называлась Чкаловской, а потом ей вернули историческое название.

Байдук и Валериан против самураев

Мы сегодня привыкли, что Хабаровск соседствует с Китаем, что Сахалин вообще не имеет сухопутных границ с иными государствам, а Камчатка отделена от других держав минимум тысячей километров океанской воды. Но тогда, 85 лет назад, все было не так. Хабаровск тогда граничил с… Японией. Точнее — с Японской империей, чьи войска в 1932 году захватили весь прилегающий к России северо-восток Китая. Весь Корейский полуостров и южная половина острова Сахалин в ту эпоху тоже были территориями, подвластными Токио ещё со времен неудачной для нас Русско-японской войны 1905 года.

Добавим, что и вся — абсолютно вся! — цепочка Курильских островов тогда также была японской. В 1936 году, всего 85 лет назад, с территории Японии — с самого северного курильского острова Шумшу — можно было разглядывать берега нашей Камчатки даже без бинокля.

При этом Япония той эпохи являлась весьма агрессивным государством, её армия и флот по праву считались одними из крупнейших и сильнейших в мире. В 1934–36 годах на советско-японской границе в Приморье постоянно шли вооруженные стычки, счет убитым шел на десятки. Обе страны балансировали на грани открытого конфликта, находились де-факто в состоянии холодной войны, которая в любой момент могла стать горячей… Если наши сухопутные силы на Дальнем Востоке ещё могли на равных тягаться с японцами, то на море ситуация для СССР была крайне сложной — наш Тихоокеанский флот тогда бесконечно уступал по мощи и уровню техники эскадрам Дай-Ниппон тэйкоку кайгун, «флота Великой Японской империи».

Как раз в начале 1936 года в Токио произошла попытка военного переворота, нацеленные на экспансию японские генералы и адмиралы фактически контролировали правительство, главой которого в том же году стал бывший посол Японии в СССР Хирота Коки. Господина Хироту в Кремле очень хорошо знали именно как убежденного и деятельного противника нашей страны. Японцы тогда уже принялись по частям завоевывать Китай (в следующем 1937 году они захватят Пекин) и совсем не иллюзорно, с откровенным аппетитом геополитического хищника приглядывались и к нашим дальневосточным землям.

Пусть читатель простит это углубление в советско-японскую политику 85-летней давности, но без него не понять, зачем же и с какой «надобностью» Байдук и Валериан — Байдуков и Чкалов — рисковали жизнями. Итак, на Тихом океане СССР тогда флота, по сути, не имел, в то время как императорские военно-морские силы Японии являлись одними из мощнейших на планете. Противопоставить самурайскому флоту наша страна могла лишь воздушный флот. Демонстрация его впечатляющих возможностей должна была остудить самые горячие головы в Токио и снизить военно-политическое напряжение между двумя державами. Ведь в ту эпоху дальний бомбардировщик играл такую же «сдерживающую» роль, как сегодня баллистические ракеты с ядерными боеголовками.

Именно с этой целью Сталин и предложил (а по факту приказал!) Чкалову и Байдукову особый маршрут рекордного полета. Сами летчики и советские СМИ тут же назовут этот маршрут «сталинским». Добравшись без посадок от Москвы по небу до Камчатки, нашему самолету предстояло все так же без единой посадки фактически пройти вдоль границ Японской империи — мимо японских Курил, мимо японской части Сахалина до Хабаровска, который от японской Маньчжурии 85 лет назад отделяли лишь считаные километры. Авиация Японии — да и любая другая авиация в мире! — тогда ничего подобного «сталинскому маршруту» продемонстрировать не могла.

«Оставаться в небе»

В 1938 году летчика-испытателя В. Чкалова спешно вызвали из очередного отпуска для проверки нового истребителя. Несмотря на многочисленные неисправности самолета, было принято решение подниматься в воздух. Казалось, все шло относительно благополучно, но перед самой посадкой двигатель замолчал и самолет начал стремительно терять высоту. Опытная рука пилота до конца удерживала штурвал, уводя машину от жилых домов. Вроде бы все обошлось, но в последний момент самолет зацепился крылом за электрические провода и, резко развернувшись, рухнул на дровяные склады. От падения Валерия Павловича выбросило вместе с креслом из кабины, он получил тяжелую травму головы и умер спустя 2 часа в Боткинской больнице.

Похороны состоялись в Москве. Урна с прахом Чкалова помещена в Кремлевскую стену. Все, кто имел причастность к организации испытаний, получили длительные сроки лишения свободы. И до сих пор ведутся споры, кто был главным виновником гибели летчика, кому эта смерть была выгодна, почему именно Чкалова отозвали из отпуска. Вопросов осталось много…

Время все должно расставить на свои места. Но самое главное, как сказал близкий друг семьи Чкаловых, поэт Василий Васильевич Каменский, память о «легендарном богатыре небес Валерии, нашем всенародном, всечеловеческом» будет всегда с нами.

Быть женой Чкалова

Чкалову фантастически повезло с его Ольгой Эразмовной – она всегда и все понимала правильно. В конце концов за одиннадцать лет брака одной семьей они жили всего шесть лет: сначала в однокомнатном номере московской гостиницы «Интернациональная», потом в собственной квартире на Ленинградском шоссе, напротив Центрального аэродрома (те самые места, где мы теперь гуляем на экскурсии по Петровскому парку), затем на Земляном Валу. Все это в Москве. А познакомились они в Ленинграде зимой 1925 года. Педагогический институт, в котором училась тогда Ольга Орехова, в порядке шефства над эскадрильей устроил в клубе части драмкружок. Два года роман Ольги и Валерия развивался исключительно на сцене, а когда Ольга закончила институт и автоматически перестала шефствовать, Чкалов сделал ей предложение.

С женой и первенцем

У жены, в доме на Петроградской стороне, вблизи Геслеровского, ныне Чкаловского, проспекта, Валерий бывал только наездами — его эскадрилью перевели в Гатчину. 1 января 1928 года Ольга родила сына Игоря

К этому времени Чкалова перевели в Брянск, и он писал оттуда письма: «Лелик, почему так долго у сынки нет зубов? Ты обрати внимание. Это плохо, если у него все сразу пойдут потом

… Как он сидит? Сам или нет? Капризничает или нет, как оспа? Ты вот все эти мелочи про сынку не пишешь. Как вырос? Вес какой его? Сейчас же сходи и взвесь! Ты знаешь, как мне хочется все это знать! Душу свою скучающую, больную на бумагу не выложишь, да ты ее и так понимаешь». Ольга Эразмовна понимала. И терпела. И прощала. И ждала. Сидел муж в тюрьме — носила ему передачи и жалела. Стал народным кумиром — стояла рядом с ним на трибуне и гордилась.

Они собирались завести шестерых детей. Получилось — только троих. В мае 1933 года родилась дочь, которую в честь отца назвали Валерией. А младшая девочка родилась летом 1938 года, через полгода после смерти Валерия. Ее назвали Ольгой, в честь матери…

Подвиг совершенный Валерием Чкаловым

Первый подвиг в его биографии, прогремевший на всю страну, произошел 20-22 июля 1936 г, когда возглавляя экипаж самолета АНТ-25 Валерий Павлович совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в район острова Сахалина.

За полет, длившийся двое с половиной суток, в течение которого впервые было преодолено более девяти тысяч километров, всем трем частникам (в экипаж Чкалова входили также летчики Беляков и Байдуков) присвоили звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Второй подвиг, уже в звание героя СССР Валерий Павлович Чкалов совершил 18-20 июня 1937 г, когда совершил аналогичный перелет без посадки по направлению: Москва – Северный полюс – Ванкувер (США). Протяженность маршрута составляла 8 504 км, а длительность полета – 63 ч 16 минут. Героический экипаж радостно встречали жители многих американских городов, также их принял у себя дома генерал Джордж Маршалл. А в Вашингтоне советских летчиков приветствовал президент США Франклин Рузвельт.

За успешное осуществление этого задания весь экипаж был награжден орденами Красного знамени.

15 декабря 1938 г, совершая испытательный полет на истребителе И-180, Валерий Павлович Чкалов трагически погиб. Причиной его гибели стала неустранимая поломка мотора, которая привела к крушению. Совершая, по сути, еще один подвиг, Чкалов старался отвести падение от жилых построек, в результате чего врезался в высоковольтную опору. От полученных ран он скончался два часа спустя в Боткинской больнице.

Существует множество версий того, что его гибель была неслучайна, поскольку на тот момент был разгар политических репрессий и острый на язык и несдержанный Чкалов мог быть неугодным для многих. Это в многочисленных интервью утверждали его сын и дочь. Как бы то ни было, известно, что при жизни Чкалов на хорошем счету у советского руководства. Сталин лично встречал экипаж Чкалова на Щелковском аэродроме в августе 1936 года по его возвращению из беспересадочного полета на Дальний Восток. Также, Чкалов неоднократно бывал приглашен Сталиным в Кремль на светский прием, а в личном общении советский вождь позволял фамильярное его отношение к себе.

В советские годы, Чкалов стал одним из самых известных людей в Советском Союзе. В честь него назывались пионерлагеря, школы, станции метро, учебные заведения, предприятия и другие объекты. По стране более 1700 улиц городов и более десятка населенных пунктов носили его имя. В том числе и бывшее Василево – родной поселок Чкалова. Существует множество посвященных ему мемориальных досок, бюстов и памятников. Самый известный из них стоит с 1940 года в Нижнем Новгороде вблизи Кремля. Бронзовая фигура Чкалова, работы Исаака Менделевича установлена на цилиндрическом постаменте. На его полированной поверхности нанесен контур географической карты Северного полушария с трассами двух исторических перелётов чкаловского экипажа АНТ-25. За этот памятник Менделевич был удостоен Сталинской премии. Есть памятник Чкалову и в США, в городе Ванкувере в честь его трансполярного перелета. Там, 20 мая 1975 года на летном поле Пирсон при содействии «Чкаловского комитета трансполярного перелёта» был установлен памятный знак в виде треугольника, в центре которого изображен самолет, перелетающий Северный полюс.

***

Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:

  • Легендарный летчик Валерий Чкалов
  • Полярный летчик Анатолий Ляпидевский
  • Летчица Марина Раскова
  • Летчица Полина Осипенко
  • Разведчик Николай Кузнецов
  • Разведчик Рихард Зорге
  • Разведчик Рудольф Абель
  • Разведчик-Диверсант Павел Судоплатов
  • Снайпер Василий Зайцев
  • Генерал Дмитрий Карбышев
  • Генерал И.В. Панфилов
  • Летчик Николай Гастелло
  • Летчик Виктор Талалихин
  • Летчик Алексей Маресьев
  • Трижды герой Иван Кожедуб
  • Трижды герой Александр Покрышкин
  • Подводник Александр Маринеско
  • Адмирал Н.Г. Кузнецов
  • Василий Маргелов
  • Герой-казак Иван Недорубов
  • Партизанский генерал Сидор Ковпак
  • Александр Матросов
  • Михаил  Калашников
  • Молодая гвардия, Олег Кошевой
  • Молодая гвардия, Любовь Шевцова
  • Молодая гвардия, Ульяна Громова
  • Партизанка Зоя Космодемьянская
  • Партизанка Вера Волошина
  • Партизанка Лиза Чайкина
  • Юный герой Леня Голиков
  • Юный подпольщик Виктор Хоменко
  • Пионерка — герой Лариса Михеенко
  • Юный партизан Александр Чекалин
  • Пионер — герой Валя Котик
  • Пионер — герой Марат Казей
  • Пионер — герой Володя Дубинин
  • Пионер — герой Зина Портнова
  • Маршал И.Х. Баграмян
  • Маршал В.И. Чуйков
  • Маршал С.К. Тимошенко
  • Маршал К.А. Мерецков
  • Маршал Г.К. Жуков
  • Маршал И.С. Конев
  • Маршал А.М. Василевский
  • Маршал К.К. Рокоссовский
  • Маршал М.Н. Тухачевский

Городской округ город Чкаловск

Земельные ресурсы На территории района преобладают дерново-подзолистые, тонко-супесчаные и средне-легкосуглинистые почвы. Эти почвы малоплодородны, бедны перегноем, азотом и фосфором, маломощны и бесструктурны, содержат 2-3 % глинистых частиц. Однако, при известковании и внесении минеральных удобрений, эти почвы позволяют собирать хорошие урожаи зерновых, льна, картофеля, кормовых трав и корнеплодов. На землях района расположен значительный массив плодородных почв, развившихся на тонкопесчанистых суглинках. Коэффициент расчлененности почв овражно-балочной сетью составляет преимущественно 0,5 км/км², лишь в некоторых местах достигает величины 1 км/км².

Минеральные ресурсы

На территории района выявлены запасы некоторых минеральных ресурсов. К ним относятся запасы гипса и ангидрита — около 2000000 м³, глины для строительной керамики — около 1000000 м³. Возможно выявление залежей карбонатных пород. Встречаются проявления стекольных песков. В южной части района находятся значительные площади торфяника, основная часть которого располагается в Володарском районе и Ивановской области.

Лесные ресурсы

Чкаловский район относится к многолесным районам области. Его лесистость составляет 54 %. Чкаловский район находится в подзоне елово-широколиственных (смешанных) лесов. На юге района встречаются сосновые и елово-сосновые леса. Общая площадь лесных земель района составляет 46500 гектар, в том числе леса 1 группы — 44300 гектар. По состоянию на 1 января 2000 общий запас древесины равен 6076000 м³, в том числе хвойные породы — 4097000 м³, запас спелых пород составляет 115000 м³. Расчётная лесосека по главному пользованию равна 8600 м³. Площадь насаждений, нуждающихся в рубках ухода и санитарных рубках, равна 15000 гектар, ежегодный размер пользования от всех рубок леса составляет 20000 м³.

Водные ресурсы

Основу водных ресурсов территории формирует Горьковское водохранилище, по берегам которого проходит граница Чкаловского района. Уровень воды водохранилища колеблется от 84 метров над уровнем моря с мая по декабрь, что соответствует нормальному проектному горизонту, до 82 метров — с декабря до середины апреля. По территории района протекает множество ручьёв и небольших речек. Троца, Дорок, Санахта, Юг, Чёрная имеют протяженность более 10 км. Среднегодовой модуль стока поверхностных вод района равен среднеобластному — 5,5 л/сек с км² — и обозначает количество воды в литрах, стекающее в секунду с 1 м² площади бассейна. Ресурсы поверхностных вод Чкаловского района, таким образом, составляют 151700000 м³ в год.

Биография Валерия Павловича Чкалова

Родился 2 февраля 1904 г в с. Василево (сейчас Чкаловск) Нижегородской области. Его отец был котельщиком казённых мастерских, мать он потерял рано, в 6 лет. Окончив сельскую школу, Валерий поступил в ремесленное училище, по окончании которого, работал кочегаром и молотобойцем.

Летная биография началась в 1919 году, когда он, работая кочегаром на пароходах плавающих по Волге первый раз в жизни увидел самолёт. Это побудило его вступить в Красную армию, где он был назначен на должность слесаря по сборке и ремонту самолетов.

В 1921 г. Чкалову выдали путевку в Егорьевскую авиационную военно-теоретическую школу. Он успешно ее окончил и для продолжения учебы был переведен в Борисоглебскую авиашколу.

Именно здесь биография Валерия Чкалова пополнилась первым самостоятельным полетом. В дальнейшем он успешно продолжал осваивать приемы управления самолетом, научился чувствовать его, начал понимать многие тонкости работы сложной техники. Став одним из лучших курсантов, Чкалов, в соответствии со сложившейся в те года (1923-24) практикой подготовки военных летчиков, был направлен на обучение в Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа и далее в Серпуховскую высшую авиашколу для получения навыков ведения воздушного боя.

В 20 лет Валерий Чкалов уже был подготовленным летчиком – истребителем и направлен в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью для прохождения службы. Там он проявил себя как отважный и дерзкий летчик, готовый к новым рекордам и подвигам. Он нередко совершал полеты, связанные с риском для жизни, за что его неоднократно от них отстраняли с соответствующим дисциплинарным взысканием.

Примечательным фактом в его биографии было то, что в 1927 году, он был отправлен в Москву, как один из лучших летчиков своей воинской части, для участия в воздушном авиа-параде, посвященного десятилетию Октябрьской революции.

Проявив высокое летное мастерство во время проведения парада, Валерий Чкалов был удостоен благодарности от Народного комиссара обороны Климента Ворошилова.

В 1928 г. его перевели на службу в авиабригаду г. Брянска. В том же году, случилось досадное происшествие, при перегонке самолетов из Гомеля в Брянск, Валерий Чкалов врезался в телеграфные провода. Его осудили на один год лишения свободы, но уже через 16 суток он был освобожден постановлением ЦИК СССР, с последующим увольнением из Красной армии в запас.

Но его летная биография на этом не закончилась. В 1929 г. он вернулся в Ленинград, где работал летчиком-инструктором в Ленинградском авиационном клубе Общества друзей Воздушного флота, став во главе школы планеристов.

В 1930 г. Валерия Чкалова снова зачислили летчиком-испытателем в штат Московского НИИ ВВС. За 2 последующих года своей биографии, на его счету было более, чем 800 сложных испытательных полетов. Он в совершенстве освоил технику пилотирования тридцати типов самолетов. Также Валерий Чкалов участвовал в испытании уникального авиазвена, состоящего из тяжелого бомбардировщика с пятью самолетами-истребителями на своих крыльях.

Во время своей работы летчиком – испытателем на Московском авиационном заводе им. Менжинского, Валерий Чкалов единолично разработал и применил в летной практике новые фигуры высшего пилотажа: «восходящий штопор» и «замедленную бочку».

Некрополь у Кремлевской стены

Статья: Некрополь у Кремлевской стены — уникальное кладбище в самом центре Москвы

Место захоронения Валерия Павловича Чкалова

О смерти легендарного пилота говорили по радио и писали все газеты. Правительство решило похоронить героя у Кремлевской стены, и была создана специальная комиссия по проведению похорон, куда вошли друзья Чкалова – М. М. Громов, А. В. Беляков и Г. Ф. Байдуков. Летчика провожали в последний путь всей страной. Для прощания гроб установили в Колонном зале, потом тело кремировали, а 18 декабря состоялись похороны.

Урну с прахом пронесли с трибун мавзолея к Кремлевской стене и закрыли в нише. За печальной и торжественной церемонией наблюдали десятки тысяч людей на Красной площади. Прах Чкалова замурован между местами захоронений Марии Ильиничны Ульяновой и Надежды Константиновны Крупской.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector