Кафизма

Можно ли читать Псалтирь дома

Многие православные христиане также практикуют чтение Псалтири дома, в своей личной домашней молитве. Например, существует благочестивая традиция, когда такое моление совершают взамен посещения богослужения в храме, если на него не удалось попасть по каким-то объективным причинам.


Читать кафизмы можно в качестве молитвенного правила

Можно читать отдельные кафизмы или даже псалмы, включая их в состав своего обычного ежедневного молитвенного правила. Желательно перед началом такого молитвенного труда взять благословение у священника.

Для домашнего чтения во многих больших православных молитвословах есть удобное чтение Псалтири, которая разбита на кафизмы и содержит дополнительные молитвы о покаянии и прошения.

Как читать Псалтирь в Великий Пост

Среди верующих людей существует благочестивая традиция читать кафизмы из Псалтири в течение всего Великого Поста. Часто такие моления совершаются по соглашению — когда группа людей договаривается о чтении на определенное время. Таким образом за одни сутки прочитываются все кафизмы, что сделать одному человеку за такой промежуток времени не под силу.

Вообще нужно сказать, что моление кафизмами — один из самых древних способов молиться. Такая традиция намного древнее даже Иисусовой молитвы и всеми любимого чтения акафистов. До того, как православные аскеты начали читать акафисты и другие молитвы, существовало правило прочитывать Псалтирь про себя, наизусть.


При чтении Псалтири за упокой к кафизмам добавляют специальные молитвы

Во многих древних монастырях действовало правило, согласно которому на послушание принимались только те, кто полностью наизусть смог выучить весь Псалтирь.

Интересно! В царской России не было книги более известной и популярной среди всего населения, чем Псалтирь.

Итак, для тех, кто решил дома самостоятельно читать кафизмы, полезно будет следовать таким правилам:

  1. Молиться лучше перед горящей свечой, лампадой. Такая традиция настраивает на молитвенный лад, помогает сосредоточиться, успокоиться и отогнать суетные мысли.
  2. Святой Серафим Саровский советовал читать кафизмы вслух, хотя был шепотом, но не про себя. Так текст молитвы будет восприниматься не только умом, но и на слух. В 50 псалме, который мы читаем каждое утро в составе обычного молитвенного правила, есть слова «Слуху моему даси радость и веселие». Эти слова означают, что молитва приятна даже самим своим звучанием.
  3. Если вы не можете читать на церковнославянском языке, выбирайте молитвословы с переводом Псалтири на русский язык. Это позволит избежать ошибок в прочтении древних текстов.
  4. В отличие от акафистов, кафизмы можно читать сидя. Вставать нужно только на начальных и окончательных молитвах, а также на «Славах» в середине.
  5. Во время любого моления, в том числе и чтения кафизм, нужно избегать излишней эмоциональности. Псалмы читаются спокойно, немного нараспев, медленно и монотонно. Излишняя чувственность тут неуместна.
  6. Если вы только начинаете молитвенное делание, смысл некоторых кафизм может оставаться для вас неясным. Не нужно этого смущаться.

Во-первых, всегда можно поискать толкования и пояснения к любой строчке каждого псалма. Во-вторых, есть такое известное выражение «Человек не понимает, но бесы понимают». Мы должны молиться, а дале, по мере нашего духовного роста, нам будут открываться все новые и новые грани древних текстов.

Очень хорошо перед началом чтения Псалтири взять благословение у священника

Важно не брать на себя чрезмерный и непосильный молитвенный труд — это не только не принесет никакой пользы, но может и навредить духовному здоровью человека. Поэтому перед тем, как брать на себя дополнительные труды, полезно посоветоваться с опытным священником

Как дома читать псалтирь? Протоиерей Андрей Ткачев

Значение в Православии

Значение этой Священной Книги в Православии весьма велико. Она широко применяется в богослужении, а пение или чтение ее – это одно из основных аскетических упражнений православных христиан наряду с молитвой Иисусовой. Правда, святые отцы говорили, что последняя подобна доброму вину, а вот Псалтирь – это нечто вроде тех виноградных отжимок, которые бывают после выделывания вина. Впрочем, и они также вполне съедобны и вполне способны удовлетворить духовный голод христианина. Однако, чтобы научиться правильно и с пользой молиться по Псалтири, необходимо сначала иметь некоторые, хотя бы самые предварительные сведения о ней.

Святой царь и пророк Давид

Что означает слово «псалтирь» и как из него возникла Псалтирь

В древности так назывался музыкальный инструмент, не дошедший до нас, но вне всякого сомнения – струнный, наподобие нынешней арфы. Музыкант играл на нем, перебирая пальцами струны. Как известно из Библии, царь, пророк и псалмопевец Давид умел великолепно играть на этом инструменте. Но этим его духовно-творческая энергия не ограничивалась. Ибо из его преданной Богу, благородной души изливались в стихотворной форме особые священные песнопения, которые он и пел под аккомпанемент псалтири.

Поэтому эти песнопения и стали называться псалмами, а Священная Книга, в которой они собраны, посему стала называться Псалтирью. Впрочем, по этому поводу предоставим слово самому Давиду:

В этих словах видна надежда на Бога благочестивого юноши, который был умален от людей: он меньший из всех братий, простой пастух овец не мог получить от других удостоверения священной высоты своего духовно-поэтического творчества. И поэтому ожидал оного от Господа, и не ошибся! Господь не только явно показал, что Ему угодны псалмы Давида, послав к нему своего Ангела, под коим можно понимать и действительно посланного с неба ангела, и пророка Самуила, но еще и руками последнего помазал младшего из братий в царя Израиля. Ибо Бог смотрит не на лице, рост, возраст и внешнюю красоту человека, а на его сердце!

Когда была написана книга и кто ее автор(ы)

В отношении авторства этой Священной Книги существует два мнения. Большинство святых отцов считают, что все псалмы были написаны царем и псалмопевцем Давидом. Но некоторые думают, что все же часть их составили другие авторы. В подтверждение сего своего мнения они, в частности, указывают на тот факт, что в Псалтири упоминаются те события, которые произошли уже после смерти сего царя – например, строительство, а затем и восстановление храма Иерусалимского. Но в ответ им другие резонно замечают, что Давид был пророком, поэтому мог пророчески предвидеть и то, что было после его жизни.

Однако, наиболее мудрые из святых отцов говорят следующее. Какое значение для спасения моей души имеет то, кто написал псалмы?! Главное, что все они богодухновенны и душеполезны и спасительны. А вопрос их авторства в этом важнейшем для нас предмете имеет второстепенное значение. Поэтому и мы, исходя из сего, в заглавии данного раздела написали на первый взгляд несколько странно: «автор(ы), — но, исходя из вышесказанного, вполне целесообразно. Пусть каждый выбирает какого мнения придерживаться, лишь бы это не повредило его душе.

Однако в любом случае несомненным является то, что, по крайней мере, основание Псалтири положил именно псалмопевец Давид, который жил и царствовал за тысячу лет до Рождества Христова. Именно в это время и, возможно, несколько позже и была написана сия Священная Книга.

История написания псалма

В названии подчеркивается, что этот псалом написал именно Давид, хотя святая церковь приписывает все псалмы ему, как и в целом оформление самой книги Псалтырь, но все-таки бытуют и другие мнения. И этот псалом начальный, самый первый решили подписать, что это Давидов псалом, с него начинается Псалтырь.

Поскольку псалом 1 относится к числу песней-размышлений, в нем не содержится никаких исторических фактов. Это тоже мешает установить время написания псалма и его авторство.

В содержании псалма указано только отличие между тем, какая судьба ждет праведных и нечестивых людей, и отлично подходит в качестве введения в книгу Псалтырь.

Из-за более ранних отсылок (к примеру, Книга Деяний) историки решили, что раньше первый и второй псалмы были единой песнью.

Если исследователи правы, то можно точно сказать, что авторство двух первых псалмов действительно принадлежит Царю Давиду, во времена его войны с аммонитянами и сирийками (эти исторические события описаны в Книге Царств).

Что такое Псалтирь и кафизмы

Кафизмами называют разделы одной из наиболее известных ветхозаветных книг – Псалтири. Название этой книги произошло от слова «псалтерий», которым обозначали древний струнный музыкальный инструмент, подобный русским гуслям. Термин «кафизма» происходит от слова «сидение» (чтение кафизм на богослужениях можно слушать сидя). Всего в Псалтири насчитывается 20 кафизм. Каждая из них состоит из определённого количества молитвенных песнопений – псалмов. Например, кафизма 1 содержит 8 псалмов. Всего же в Псалтири содержится полторы сотни таких песнопений.

Псалтирь

Сочинение большинства псалмов Псалтири традиционно приписывают древнееврейскому царю и пророку Давиду, который жил за тысячу лет до рождения Христа. Авторами отдельных песнопений считаются также Моисей, Соломон и некоторые другие. Псалтирь является священной книгой не только в христианских конфессиях, но и в иудаизме. Также этот сборник псалмов нашёл своё отражение в исламском Забуре – тексте, который был ниспослан Аллахом пророку Давиду.

Псалмы отличаются друг от друга содержанием. Одни исполнены радостного восхваления и благодарения Бога. Другие выражают слезные мольбы к Нему. Есть и псалмы, которые похожи на исторические обзоры. Однако все эти песнопения имеют общую сквозную тему – отношения человека и Бога.

Написанные по вдохновению Святого Духа, псалмы считаются образчиками благоговейной и поэтической молитвы. Они содержат готовые поэтические формулы, отражающие различные состояния души, формы диалога со Всевышним. Поэтому псалмы читаются христианами не только на богослужениях, но и в различных жизненных ситуациях. Святитель Иоанн Златоуст указывает, что псалмы

Тем верующим, которые плохо понимают церковно-славянский язык, можно читать Псалтирь на русском языке.

Как читать дома

Святые отцы учат, что первое препятствие к деланию любого доброго дела – это нежелание самого делателя. И для того, чтобы научиться читать псалмы, сначала надо победить это самое собственное нежелание. А оно в свою очередь мотивируется несколькими причинами.

Во-первых, непонятностью этих священных текстов. Да, это действительно так. Непонятны они (особенно для неофитов) из-за незнания церковно-славянского языка, на котором написаны. Кроме того, следует заметить, что читаемое – это поэзия, а последняя из-за своей аллегоричности, метафоричности и т.п. всегда не совсем понятна и загадочна, даже если она светская. А священная поэзия Псалтири кроме того содержат глубочайшие мистические тайны, не всегда понятные даже богопросвещенным умам — что уж говорить о нас грешных!

Но ничего страшного в этом нет. Как учат те же святые, ведь и заклинатели змей да прочих гадов также не понимают смысла произносимых ими заклинаний, однако эти пресмыкающиеся их слушаются. Так и невидимые змеи – бесы, хотя бы мы и не понимали смысла читаемого, слушают читаемое нами и убегают от нас.

Это уже в наше время была такая история. Некий старец заповедал одной девушке, своей послушнице, читать псалтирь. Когда же она воскликнула: «Батюшка, я же там ничего не понимаю»! То старец ответил ей: «Ничего, читай. Ты не понимаешь, зато бесы понимают и трепещут».

И действительно, псалмы Давида имеют заклинательное действие против нечистой силы. Что проявилось еще при жизни сего псалмопевца и пророка. Как известно из Библии, когда царь Саул за свои грехи пред Богом был наказан приступами беснования, то Давид прогонял беса и прекращал эти приступы пением своих псалмов.

Какой язык выбрать: церковно-славянский, или русский

Некорректна и попытка ради уразумения читать псалмы в русском переводе. Дело в том, что церковно-славянский перевод, сделанный святыми Кириллом и Мефодием является богодухновенным. А последнее, т.е. действие Святого Духа при чтении Псалтири, как раз и прогоняет нечистую силу. А насчет русского текста мы не имеет такого удостоверения.

Поэтому читая его, мы может быть, что-то и поймем, но заклинательную силу читаемого в значительной степени потеряем. Кроме того, мы потеряем и многие мистические, т.е. таинственные откровения, имеющиеся в богодухновенном тексте, но утерянные при русском переводе.

Во-вторых, еще одной причиной, заставляющей многих пренебрегать чтением Псалтири, является первоначальная трудность этого аскетического подвига. И действительно, выше уже говорилось, что по церковным канонам вся она должна прочитываться за неделю, а постом даже дважды. Конечно, для новоначального – это довольно трудное дело.

Совет для новоначальных

Поэтому ему и не надо пытаться сразу же выполнить такое тяжелое правило. Надо начинать с малого. Каждая кафизма делится на три части, называемые «Славами». Для начала, когда есть свободное время, прочти хотя бы одну «Славу» и, заложи закладку. В следующее удобный момент прочти следующую и так далее. Не можешь прочитать всю «Славу», читай по одному псалму, также замечая это место и потом продолжая читать дальше. При таком умеренном подвиге сила любого чтеца, даже самого малограмотного, будем постепенно расти. Вплоть до того, что с течением времени он сможет полностью выполнять церковные каноны относительно сего чтения даже Великим постом.

Наглядный пример такого постепенного и разумно умеренного действия мы видим в спорте. Ведь никакой спортсмен не стремится сразу же установить мировой рекорд. Ибо, прыгнув выше головы, он рискует сломать себе шею, или, подняв тяжесть больше собственного веса, наверняка надорвется, и тогда уже вообще ничего не сможет поднимать. Нет, он сначала долго тренируется, начиная с малого и постепенно возрастая от силы в силу, а затем уже устанавливает рекорды. Так и нам надо!

О чём Кафизма 1

Каждый раздел Псалтири, в свою очередь, содержит 3 части – статии. Между ними читается славословие, поэтому статии также называются «славами». Восемь псалмов первой кафизмы распределены в ней следующим образом: в первой и второй статиях – по три псалма, а в третьей – один. Открывающая Псалтирь кафизма 1 также называется «Блажен муж», так как этими словами начинается первый псалом. В нём говорится, что счастлив тот праведник, который избегает злых дел и чтит Божьи заповеди. Такой человек сравнивается со стоящим у воды зеленеющим деревом, которое приносит плоды. Грешник же в псалме уподобляется праху, который разнесёт ветер. Это несчастный человек, которого ждёт погибель.

Второй псалом говорит нам, что нападающие на праведника и помазанника Божьего (правителя, который благословлён Всевышним) потерпят неудачу. В песнопении содержится призыв не сходить с истинного пути и уповать на Бога. Третий псалом наставляет на молитву в опасных ситуациях и говорит, что уповающему на Бога праведнику не страшны никакие беды. Четвёртый псалом вновь указывает нам на то, что Бог хранит верных Ему. Давид благодарит Всевышнего за дарованную Им душевную радость.

В пятом псалме содержатся мольбы автора к Богу о защите от врагов, а также об укреплении праведников. Шестой псалом выражает покаяние грешника и радость от Его прощения. В седьмом псалме мы видим упования Давида на Бога и славословия Ему. Восьмой псалом содержит хвалу Всевышнему и восхищение Его величием как на земле, так и на небе. Автор радостно удивляется тому, как высоко Бог вознёс человека над всем своим творением.

Молитвы по окончании 1-й кафизмы

Молитвы по окончании 1-й кафизмы (слушать):

КАФИЗМА 1

По 1-й кафисме, Трисвятое по Отче наш После кафизмы 1 Трисвятое по Отче наш
Тропарь, глас 1: В беззако́ниих зача́вся аз, блу́дный, не дерза́ю взира́ти на высоту́ Небесну́ю, но дерза́я на человеколю́бие Твое, зову́: Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго, и спаси́ мя. Тропарь, глас 1: В беззакониях зачат я, блудный, и не смею взирать на высоту небес, но, дерзновенно надеясь на человеколюбие Твоё, взываю: «Боже, очисти меня, грешного, и спаси меня!»
Аще пра́ведник едва́ спаса́ется, аз где явлю́ся, гре́шный? Тяготы́ и зно́я дневна́го не понесо́х, но с нае́мники единонадеся́того часа́ сопричти́ мя, Бо́же, и спаси́ мя. Если праведник едва спасается, где окажусь я, грешный? Тягости и зноя дня я не перенёс, но к работникам одиннадцатого часа сопричти меня, Боже, и спаси меня.
Слава: Объя́тия Отча отве́рсти ми потщи́ся, блу́дно мое́ ижди́х жити́е, на бога́тство неиждива́емое взира́яй щедро́т Твои́х, Спа́се, ныне обнища́вшее мое́ да не пре́зриши се́рдце. Тебе́ бо, Го́споди, умиле́нием зову́: согреши́х на Небо и пред Тобо́ю. Слава: Объятия отеческие открыть мне поспеши: блудно я растратил жизнь мою, на богатство неисчерпаемое милостей Твоих, Спаситель, взирая безучастно! Ныне не презри обнищавшего моего сердца, ибо к Тебе, Господи, в сокрушении взываю: «Согрешил я, Отче, против неба и пред Тобою!»
И ныне: Упова́ние христиа́н, Пресвята́я Де́во, Его́же родила́ еси́ Бо́га па́че ума́ же и сло́ва, непреста́нно моли с го́рними си́лами да́ти оставле́ние грехо́в, нам всем и испра́вление жития́, ве́рою и любо́вию при́сно Тя чту́щим. И ныне: Надежда христиан, Пресвятая Дева, непрестанно моли с Горними Силами Бога, рожденного Тобою превыше и ума и слова, дать прощение грехов и исправление жизни всем нам, с верою и любовью всегда Тебя почитающим.
Господи, помилуй (40 раз) и молитва:
Влады́ко Вседержи́телю, Непостижи́ме, нача́ло све́та и преу́мная си́ло, и́же Ипоста́сного Сло́ва Оте́ц и еди́носильнаго Твоего́ Ду́ха испусти́тель: милосе́рдныя ра́ди ми́лости и неизрече́нныя бла́гости не презре́вый челове́ческого естества́, тмо́ю греха́ содержи́мого, но Боже́ственными све́ты свяще́нных Твои́х уче́ний, зако́ном и проро́ки свети́вый ми́ру, последи́ же нам того́ единоро́дного Твоего́ Сы́на Благоволи́вый пло́тию возсия́ти и ко осия́нию нас Твоего́ просвеще́ния наста́вити: да бу́дут уши Твои́ вне́млюще гла́су моле́ния на́шего, и да́руй нам, Бо́же, во бде́нном и тре́звенном се́рдце, всю настоя́щего жития нощь прейти́, ожида́ющым прише́ствия Сы́на Твоего́ и Бо́га нашего, судии́ всех, да не возлежа́ще и спя́ще, но бо́дрствующе и воздви́жени в де́лание за́поведей Твои́х обря́щемся и в ра́дость Его́ совни́дем, иде́же пра́знующих глас непреста́нный, и неизрече́нная сла́дость зря́щих Твоего́ лица́ добро́ту неизглаго́ланную. Яко Благ и Человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ славу возсыла́ем, Отцу и Сыну и Свято́му Ду́ху, ныне и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь. Владыка Вседержитель, Непостижимый, Начало света и превышающая познание Сила, Ипостаснаго Слова Отец и Единосильного Твоего Духа Источник, по безконечной милости и неизреченной благости не презревший человеческого естества, во тьме греха заключённого, но Божественным светом священных Твоих учений, законом и пророками светивший миру, после же сего благоволивший, чтобы Сам Единородный Твой Сын во плоти явился нам и к просвещению светом Твоим нас направил. Да будут уши Твои внимательны к голосу моления нашего, и даруй нам, Боже, с бодрствующим и трезвенным сердцем всю ночь нашей нынешней жизни пройти, ожидая пришествия Сына Твоего и Бога нашего, Судии всех. Да найдёт Он нас не лежащими и спящими, но бодрствующими и поднявшимися, при исполнении заповедей Твоих, и все мы в радость Его войдём, где празднующих глас непрестанный, и невыразимое наслаждение созерцающих несказанную красоту лица Твоего. Ибо Ты благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Как читаются кафизмы в храме

В храме Псалтирь читается так, чтобы за недельный круг прочитывались все 20 кафизм. Читаются они как на вечерних службах, так и на утренних. Как правило, чтение идет по очереди, но бывают поправки на особые дни.

На богослужении кафизмы произносятся чтецами и поются хором. Чтец начинает словами «Слава Отцу и Сыну…», а следующую часть поет хор. Как разделяются кафизмы удобно видно в таблице:

Кафизма 1 Слава 2 Слава 3 Слава
I 1-3 4-6 7-8
II 9-10 11-13 14-16
III 17 18-20 21-23
IV 24-26 27-29 30-31
V 32-33 34-35 36
VI 37-39 40-42 43-45
VII 46-48 49-50 51-54
VIII 55-57 58-60 61-63
IX 64-66 67 68-69
X 70-71 72-73 74-76
XI 77 78-80 81-84
XII 85-87 88 89-90
XIII 91-93 94-96 97-100
XIV 101-102 103 104
XV 105 106 107-108
XVI 109-111 112-114 115-117
XVII 118:1-72 118:73-131 118:132-176
XVIII 119-123 124-128 129-133
XIX 134-136 137-139 140-142
XX 143-144 145-147 148-150

Важно! 151 псалом, который входит в Библию, также включается в 20 кафизму. При этом в церковных богослужениях данный псалом не используется

Отдельно нужно заметить, что во время Великого поста порядок чтения Псалтири существенно видоизменяется. Основное отличие в том, что в этот период за неделю все двадцать кафизм прочитываются два раза.


На богослужениях Псалтирь прочитывается полностью за неделю

Помимо чтения на вечерне и утрене, как и в другие дни церковного года, кафизмы читаются также на часах, когда уже прочитаны все основные псалмы. Расписание чтения в Великий пост (за исключением пятой недели) также представлены в таблице:

День Вечерня Утреня 1 Час 3 Час 6 Час 9 час
Вс 1 2, 3
Пн 4, 5, 6 7 8 9
Вт 18 10, 11, 12 13 14 15 16
Ср 18 19, 20, 1 2 3 4 5
Чт 18 6, 7 ,8 9 10 11 12
Пт 18 13, 14, 15 19 20
Сб 18 16, 17

Пятая неделя Святой Четыредесятницы отличается тем, что именно на ней полностью читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Его чтение припадает на четверг, поэтому в этот день на утрене прочитывается только одна кафизма.

Страстная седмица отличается тем, что Псалтирь читается единожды, в промежуток с понедельника по пятницу, после чего Псалтирь не читается. На Светлой неделе кафизмы читать не положено вовсе.

Порядок чтения кафизм

Для связи текста кафизмы с воззванием молитвы в служебном чтении первая часть славословия, произносимая чтецом, состоит из слов: «Слава, и ныне. Аминь». А вторая часть произносится певцами на клиросе. И третья часть снова завершается чтецом: «Слава, и ныне. Аминь». Попеременное славословие Бога во время службы создает ту необходимую атмосферу связи естественного и сверхъестественного миров, которая символизирует человека и ангелов в их едином порыве единения с Господом.

Принимая в качестве краткого обозначения «К – кафизма» и «П – псалмы», можно представить на примере первой и последней (двадцатой) кафизмы их структурное построение: «К. I: П. 1-3 (первая слава), П. 4-6 (вторая слава), П. 7-8 (третья слава)» и «К. ХХ: П. 143-144 (первая слава), П. 145-147 (вторая слава), П. 148-150 (третья слава)».

В данном контексте следует отметить один нюанс. Дело в том, что официальный (канонический) Псалтирь содержит 150 псалмов, однако в греческой и славянской Библии имеется 151-ый псалом, написанный неким левитом, проживающим в кумранских пещерах в эпические времена. Именно, так называемые, свитки Мертвого моря воскресили его для нынешних поколений верующих людей. Этот 151-ый псалом при необходимости можно считать финальным к двадцатой кафизме.

Важно знать, что Уставом Православной Церкви определен совершенно четкий порядок чтения кафизм, который подразумевает недельный ход чтения Псалтири. То есть, в обычные дни одной недели отчитываются полностью все сто пятьдесят псалмов Псалтири (двадцать кафизм)

А в период Великого поста происходит увеличение этого объема чтения в два раза. Таким образом, в Великий пост за одну неделю Псалтирь прочитывается дважды. Существуют специальные таблицы, в которых указывается день недели и перечень кафизм, предусмотренных для чтения в вечерню и утреню. Причем понятие «рядовая кафизма» относится к тем кафизмам, которые должны читаться в данный день согласно Уставу.

При недельном ходе чтения кафизм следует учитывать, что неделя начинается в воскресенье. Причем на вечерней службе читается одна кафизма, а на утренней – две. По Уставу вечерняя воскресная кафизма (первая) читается в субботний вечер, а при условии выпадения на канун этого дня Всенощного бдения этот порядок отменяется. Так как по Уставу допускается совершать бдения в канун каждого воскресного дня, то и в понедельничную вечерю кафизма не читается.

Употребление в богослужении

В сем она применяется очень широко. Во-первых, за богослужением ее всю положено прочитывать раз в неделю, а Великим постом – два раза. Таким образом, в обычное время положено читать три кафизмы в день, а в великопостное – вдвое больше. Читаются они обычно так: одна на вечерне и две, а в пост три на утрени. Кроме того, в его время, как правило, по кафизме читается и на часах (1-м; 3-м; 6-м и 9-м), что и дает необходимое количество.

Кроме того, особые, избранные псалмы включены в состав тех или иных богослужебных чтений. Скажем, те же часы начинаются с чтения трех псалмов. И даже отдельные их стихи включены в состав богослужений. К примеру, именно они представлены в большинстве прокимнов.

Правила чтения псалмов

Кафизмы – особый род песнопений, отличных от других, например, предначинательных псалмов. Последние читаются более спокойно и мене торжественно. Дома псалмы декламируются при горящей лампадке. Их произносят, соблюдая правильные ударения, вслух или вполголоса, чтобы не только ум, но и слух внимали молитвенным словам. Это можно делать сидя, но при начинательных и заключительных молитвах и славах необходимо вставать.

Псалмы читаются без выражения, монотонно, немного нараспев, без театральной выразительности. Если слова непонятны, не стоит смущаться. Есть утверждение относительно Псалтири: «Ты можешь не понимать, но бесы все понимают». По мере духовного развития будет раскрываться и весь божественный смысл прочитанного.

Слушать псалом 1

Псалтырь – универсальная вещь. Его могут петь и читать в радости, в горести и по случаю каких-то торжеств, и по случаю смерти или рождения кого-нибудь. Псалтырь читается по любому случаю: и за здравие, и за упокой.

Почему-то у многих сложилось впечатление, что Псалтырь – это что-то заупокойное. Ничего подобного. Это самая читаемая книга Библии. Его очень широко используют на Богослужении (чуть ли не половина – это Псалтирь).

На литургию, ежедневные антифоны читают просто псалмы. Огромное количество песнопения взято из псалмов. Сейчас мы предлагаем Вам послушать, как звучит псалом 1:

Особенно красиво звучит 1 кафизма в исполнении Валаамского монастыря.

Примечания

  1. Кафизмы Утрени.
  2. Здесь и далее нумерация псалмов приводится согласно Септуагинте.
  3. По первым словам этого псалма «Блаже́ни непоро́чнии в путь,…»
  4. Относительно числа «Аллилуиа» имеются разногласия. В дониконовском обряде «Аллилуиа» читается два раза, так как читаемое далее «Слава Тебе, Боже» считается тем же славословием, но переведённым на славянский язык. В современном же обряде «Аллилуиа» читается трижды, а уже затем «Слава Тебе, Боже».
  5. Положена в определённые периоды года, на практике, однако, в большинстве случаев заменяется полиелеем.
  6. Устав предполагает пение или чтение всех трёх псалмов полностью, на практике, однако, часто поются лишь избранные стихи из этих псалмов.

Что такое кафизма?

Итак, кафизма – это богослужебный раздел Псалтири. Перевод с греческого языка, откуда берет начало вся православная терминология, слова «кафизма» означает «сидеть». Это следует понимать буквально. То есть, во время чтения кафизмы на службе можно воспользоваться послаблением и не стоять на ногах. Сразу же следует сказать, что в Псалтири имеется двадцать разделов, которые и определяют порядок чтения кафизм. Так, например, 17-я кафизма состоит лишь из одного псалма 118 «Непорочны», а 18-я состоит из пятнадцати псалмов (119-133).

Таким образом, чтение Псалтири осуществляется по кафизмам. А каждая часть кафизмы состоит из «статией» или «слав», которые переводятся как «подразделы» или «главы». Соответственно каждая статия или слава может включать в себя один или несколько псалмов.

Отдельные моменты

Что касается 17-й кафизмы, она вместе с 16-й читается в субботу, а не в пятницу. Так как в будние дни ее декламируют на полунощнице (одна из служб суточного церковного богослужения). Если праздник имеет полиелей (часть утренней, где читаются 135-136 псалмы), то уже рядовая кафизма на вечерне не читается. Вместо этого декламируется слава первой из них. И она же произносится и на воскресной вечерне тоже.

Когда идут Великие праздники Господнии на вечерне кафизмы не бывает. Но это не касается вечера субботы. В это время произносится 1-я кафизма. исключением также является и вечер воскресенья. Тогда прочитывается 1-я статия кафизмы. На утрени их декламируют даже в великие праздники. Однако это правило не распространяется на Пасхальную седьмицу (первые семь дней Пасхи), у которой существует особый богослужебный Устав.

Что такое кафизма

Кафисма, что переводится с греческого как «сидение», представляет собой часть книги Псалтирь. Как становится ясно из перевода, во время чтения этих текстов можно сидеть, в отличие от большинства других молитвословий. При этом изначально, в византийской традиции, сидеть на кафизмах было не принято, а сидели после их прочтения.


Кафизма — богослужебная часть Псалтири

Вся книга Псалтири разделяется на кафизмы, как на составные части. Всего их насчитывается двадцать штук, при этом длина всех кафизм приблизительно одинакова, хотя могут содержать разное количество псалмов.

Интересно! Наибольшее количество псалмов содержится в 118 кафизме. Их там 15, со 119 по 133 псалом.

При этом сама кафисма также имеет свои составные элементы — они называются «славами» или «статиями». Понятие славы происходит из текста «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу…», которые читаеются после каждого такого составного элемента.

В каких случаях читаются те или иные псалмы

В течение 40 дней после смерти близкого человека — псалом 118.

В тревоге за будущее — псалмы 4, 12, 18, 22, 38, 54, 87, 89, 90.

Когда неясно, как поступить — псалмы 5, 15, 24, 85.

Во время бедствий — псалмы 9, 78, 84, 90.

О сохранении посевов — псалмы 84, 104, 146.

О защите от темных сил — псалмы 6, 9, 13, 65, 90, 96, 121.

Об устроении семейной жизни — псалмы 10, 19, 22, 43, 76, 116, 126.

О помощи в исцелении болезней — псалмы 5,12, 27, 37, 44, 56, 79, 95, 102, 122, 125, 128, 146.

О помощи путникам — псалом 31.

За тех, кто делает опасную работу — псалом 48.

От клеветы в свой адрес — псалом 16.

Чтобы торговцы не обманывали простых людей — псалом 64.

Чтобы найти работу — псалом 38.

Подробнее см. «Псалмы на разные случаи жизни»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector