Кафизма 19
Содержание:
Текст молитвы Псалом 3
На церковнославянском языке
Традиционно во время богослужения используется старославянский язык. Там же можно слушать живое исполнение. Такой подход к делу считается традицией, которой нельзя приминать. Обычно, по желанию верующего, 3 псалом читается в храме лично. В этом случае рекомендуется сохранить все ударения.
Церковно-славянский язык сложен для современного христианина. Если у вас возникли проблемы с прочтением или пониманием определенного слова, или псалом 3 текст которого не укладывается у вас в голове, то, не стесняйтесь обратиться за помощью к святому отцу. Тот всегда поможет, потому что молитва – это правильное дело, приближающее и душу, и тело к Граду Божьему, где восседают Бог и Богородица.
На русском языке
Церковь идет в ногу со временем и подготовила русский синодальный перевод третьего псалма. Этот вариант подходит для всех христиан. Псалом 3 на русском языке осовременен и понимаем всеми. Такое песнопение можно читать дома, пропуская через себя каждое слово в надежде понять его смысл. И он будет понят. Текст молитвы на русском языке рекомендуются к ознакомлению тем христианам, которые подготавливаются к исполнению песен-плачей на церковно-славянском языке.
Когда читать псалом 3
Рассматриваемый псалом Давида входит в состав Шестопсалмия, которое объединяет Псалтырь. Обычно их читают на вечерних православных службах. Псалмы обладают удивительной силой, поэтому, помимо храмов, их разрешается читать и дома. Однако создайте особые условия дома: подготовьте икону и зажгите свечи. Только тогда начинайте читать акафизму 3.
Акафизма 3 имеет особую силу, когда читается при определенных жизненных ситуациях:
- Когда создается ощущение, что Господь оставил наш мир, вера в святые Дары Его начинает угасать.
- Беды обрушиваются непрерывно и будто не собираются прекращаться.
- Верующего человека начинают окружать враги явные и мнимые (пороки, злые люди в греху, страсти и тд)
- Эмоции не поддаются контролю. Радость сменяется на уныние, мир «сереет».
- Когда нет явного выхода из ситуации. Тупик и нет пути назад.
Для чего читается эта акафизма? Для того, чтобы излечиться от уныния.. Уныние действует как яд, постепенно убивая человека изнутри. Порождает духовных самоубийц. Сосредоточьтесь на своей вере и призовите Господа в жизнь, как некогда сделал пророк Давид. Только чистое сердце, благородные стремления и крепкая вера позволит вашей акафизме достигнуть Его ушей.
ПсалтирьПророка и Царя Давида
Псалтирь — это книга Ветхого Завета, составленная из псалмов Царя и Пророка Давида. Содержит в себе 150 псалмов, впоследствии был добавлен 151-ый. Псалтирь состоит из 20 кафизм, а одна кафизма из 3 Слав (3 частей). Кафизмы разные по размеру, в них входят от 1 до 15 псалмов. В Библии обычно нет разделения по кафизмам и Славам, но в богослужебном варианте книги, а также в молитвословах для домашнего (келейного) чтения Псалтири такое деление используется.
Псалмы — это хвалебные песнопения, молитвенные прошения. Их читают или поют. Псалтирь одна из наиболее используемых книг многими православными христианами. Более того, в первые века по Рождестве Христовом многие христиане знали Псалтирь наизусть. Например, святитель Геннадий Константинопольский не рукополагал никого в пресвитеры, если тот не знал всю Псалтирь наизусть, считая, что человек еще не готов к служению.
Основой Православного богослужения является именно Псалтирь. Псалтирь читается мирянами с поминовением живых и усопших, с просьбами к Господу в житейских нуждах, скорбях, духовных испытаниях.
На страницах сайта можно подробнее познакомиться с:
- Богослужебной Псалтирью, используемой так же для домашнего чтения
- Переводом Псалтири в Библии для общего понимания верующих
- Уставом чтения Псалтири в храмах и келейно
- Высказываниями отцов церкви о духовной пользе и необходимости чтения Псалтири
- Послушать аудиоверсии книги Ветхого Завета
Необходмо напомнить так же и о том, что при чтении Псалтири переведенной в Библии и Богослужебной тексты немного отличаются друг от друга. Связано это с тем, что Библия переводилась на русский язык с еврейского, а богослужение с греческого языка на церковно-славянский.
В православной Церкви (в византийском обиходе) многие псалмы закреплены за отдельными богослужениями суточного круга и, таким образом, прочитываются ежедневно (по крайней мере, должны прочитываться согласно уставу). Так, на каждой вечерне читаются или поются псалмы 140, 141, 129, 116 (так называемые «Господи, воззвах»), завершаться вечерня должна непременным 33-м псалмом. В начале утрени читается Шестопсалмие — псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142, на утрени перед чтением канона должен читаться псалом 50, полиелей представляет собой пение 134-го и 135-го псалмов, в конце утрени — псалмы 148—150 (хвалитны или хвалитные псалмы), и т. д. В состав заупокойных богослужений входят «Непорочны» — 118-й псалом, хотя на практике этот огромный псалом читается полностью только на парастасе, накануне родительских суббот. В одних случаях (например, псалом 50 или псалмы на часах) читается только сам псалом, в других (как, например, воззвахи, или хвалитны) стихи псалма чередуются с песнопениями церковных авторов — стихирами.
Кроме этого, по древней монашеской традиции, вся Псалтирь прочитывается подряд в течение одной недели. Для этих целей псалтирь была поделена на 20 разделов (кафизм или, по-церковнославянски, кафисм), каждая из которых, в свою очередь, делится на три части (статии или славы, названные так по славословию, которое в этом месте читается). Число псалмов, входящих в кафизму, очень различно, в среднем от 6 до 9. Обычно на вечерне прочитывается одна кафизма, а на утрени — две. В некоторые периоды года действует более строгое правило: на вечерне читается одна и та же кафизма (18-я), а на утрени — три кафизмы. В Великий пост кафизмы читаются также и на часах, таким образом, в течение недели Псалтирь прочитывается два раза.
Та же Псалтирь, поделённая на кафизмы, используется и для частной (келейной) молитвы. Для этого в Псалтири помещены специальные молитвы, читаемые до и после каждой кафизмы; также распространена практика на славах поминать живых и усопших.
Толкование
В отличие от остальных плачей,третий псалом сопровождает эмоциональная насыщенность. Толкование смысла заключается в том, что объединяются повествование событий прошлого и описание чистых чувств и сильной веры к Господу.
Если взяться за подробный разбор стихов акафизмы 3, то можно понять, какие чувства испытывал пророк, и в каком смятении находилась его душа.
- Стих 1-3. Здесь Давид рассказывает о том, как его предали дорогие ему люди. Произошло то, что не должно было происходить: люди забыли оБоге. Забыли они так же о том, что он избран Господом на царство. Таким образом, в таком падении веры, Давид все равно не отворачивается от Владыки своего и продолжает верить в то, что наступит мир и спокойствие.
- Стих 4-5. В этих стихах Господь услышал молитвы и на протяжении всего пути оберегал его от опасностей. Да, пророку было тяжело, ибо печаль и скорбь съедали его. Но вера и любовь Бога помогали ему двигаться вперед, постепенно исцеляя душу.
- Стих 6. Давид исцелился, физические и духовные силы возросли. Страх перед недругами пропал. На стороне был Господь, а значит в силах пророка было изменить злые законы, установленные его сыном и приближенными.
- Стих 7-8. Окончательная победа Давида и Господа. Вероломный сын-предатель Авессалом был низложен, Бог вернулся в жизнь иудеев. Здесь пророк хвалит Бога за его Дары и как Он бережно охраняет весь свой народ от тьмы и бесовского влияния. Все слова Давида посвящены во славу Его.
Суть песнопения заключается в том, что вера в Бога всегда приводит на нужный путь. Давид имел шанс поддаться унынию и потерять собственный свет. Но помня, что уныние – это недуг, развращающий душу, не усомнился в любви Бога. Вместе со своим Владыкой они преодолели большие трудности, дух укрепился и страх врагом явных и мнимых перестал терзать его.
Пускай вас, постигла печаль, душит тоска, убивает уныние, то единственное исцеление, которые вы можете получить – это исцеление любовью Господа.Прочитать молитву – это то, что вы в силах сделать. Только Он в состоянии защитить вас и излечить ваши недуги. Вначале всегда тяжело. Вам лишь остается сохранять истинную веру в Божественный Промысел и не отказываться от своего Владыки.
Молитвы по окончании 19-й кафизмы
Молитвы по окончании 19-й кафизмы:
КАФИЗМА 19
По 19-й кафисме Трисвятое по Отче наш | После кафизмы 19 Трисвятое по Отче наш |
Таже тропари, глас 7: Благодаря́, сла́влю Тя, Бо́же мой, я́ко всем дал ecи гре́шником покая́ние. Спа́се, не посрами́ мене́, егда́ прии́деши суди́ти ми́ру всему́, сра́мная дела́ сотво́ршаго. | Тропари, глас 7: Благодарю и славлю Тебя, Боже мой, за то, что Ты дал всем грешникам покаяние. Когда придешь судить весь мир, не посрами меня, Спаситель, постыдные дела сотворившего. |
Слава: Безме́рная Тебе́ прегреши́в и безме́рных муче́ний ожида́ю, Бо́же мой, уще́дрив, спаси́ мя. | Слава: Безмерно пред Тобою согрешив, я и мучений безмерных ожидаю. Боже мой, сжалившись, спаси меня! |
И ныне: Ко мно́жеству ми́лости Твоея́ ны́не прибега́ю: разреши́ вери́ги, Богоро́дице, согреше́ний мои́х. | И ныне: К безмерной милости Твоей я ныне прибегаю: расторгни, Богородица, оковы согрешений моих. |
Господи, помилуй (40 раз) и молитва: | |
Влады́ко Христе́ Бо́же, И́же Страстьми́ Твои́ми стра́сти моя́ исцели́вый и я́звами Твои́ми я́звы моя́ уврачева́вый, да́руй мне, мно́го Тебе́ прегреши́вшему, сле́зы умиле́ния, сраствори́ моему́ те́лу от обоня́ния животворя́щаго Те́ла Твоего́, и наслади́ ду́шу мою́ Твое́ю Честно́ю Кро́вию от го́рести, е́юже мя сопроти́вник напои́. Возвы́си мой ум к Тебе́, до́лу привле́кшийся, и возведи́ от про́пасти поги́бели, я́ко не и́мам покая́ния, не и́мам умиле́ния, не и́мам слезы́ уте́шительныя, возводя́щия ча́да ко своему́ насле́дию. Омрачи́хся умо́м в жите́йских страсте́х, не могу́ воззре́ти к Тебе́ в боле́зни, не могу́ согре́тися слеза́ми, я́же к Тебе́ любве́, но, Влады́ко Го́споди, Иису́се Христе́, Сокро́вище Благи́х, да́руй мне покая́ние всеце́лое, и се́рдце люботру́дное во взыска́ние Твое́, да́руй мне благода́ть Твою́, и обнови́ во мне зра́ки Твоего́ о́браза. Оста́вих Тя, не оста́ви мене́, изы́ди на взыска́ние мое́, возведи́ к па́жити Твое́й, и сопричти́ мя овца́м избра́ннаго Твоего́ ста́да, воспита́й мя с ни́ми от зла́ка Боже́ственных Твои́х та́инств, моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и всех святы́х Твои́х, ами́нь. | Владыка Христе Боже, страданиями Своими страсти мои исцеливший и ранами Своими язвы мои уврачевавший! Да́руй мне, много пред Тобою согрешившему, слёзы умиления. Да́руй моему телу принять благоухание животворящего Тела Твоего, и подай душе моей сладость Твоей драгоценной Крови вместо горечи, которой напоил меня враг. Возвысь к Себе мой ум, к земле поникший, и возведи из пропасти погибельной. Ибо нет во мне покаяния, нет во мне умиления, нет во мне слезы утешительной, приводящей детей к своему наследству. Омрачился я разумом в житейских страстях, в болезни не могу воззреть на Тебя, не могу согреться слезами любви к Тебе! Но, Владыка Господи Иисусе Христе, Сокровищница благ! Да́руй мне покаяние полное и в поисках Тебя трудящееся с любовью сердце, даруй мне благодать Твою и обнови во мне черты Твоего образа. Я оставил Тебя – не оставь меня. Выйди искать меня, приведи на Своё пастбище и приобщи меня к овцам Твоего избранного стада, воспитай меня с ними от хлеба Божественных Твоих Таинств, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих. Аминь. |
История написания
Какие бы препятствия не появлялись на пути ветхозаветного пророка, тот уповал на единственную силу, способную уберечь от невзгод. На любовь Господа-Бога нашего. Тогда Божья Матерь еще не появилась, и ветхозаветный мир был под защитой Бога. Давида же постоянно преследовали враги, которые хотели навредить ему.
Именно таким событиям посвящено большинство псалмов-плачей Давида. Однако не все в жизни горести да страдания. Псалом 3 рассказывает нам о периоде из жизни пророка, наполненного надеждой на лучшее. «Когда бежал от сына своего Авессалома».
Эта фраза отсылает нас в конкретный период Иудейского Царства. Контекст написания становится понятнее и на основе исторических фактов мы может составить картину событий, которые подтолкнули Давида бежать Иерусалима.
Сын Давида честолюбив и эгоистичен. Его безумная тяга к власти была нездоровой. Возымев желание свергнуть отца и стать царем Иудейским, Авессалом переманил на свою сторону могущественных людей. Об этом узнал Давид и бежал из Иерусалима.
В этот момент будущий пророк переживал не лучшие времена. Его здоровье было разбитым, предательство лучшего друга и сына только усугубили его недуги. Душевное истощение сулило царю гибель. Его сын поднял войска и устремился на поиски беглеца. Нетрудно представить, в каком положении находился Давид.
Именно поэтому в начале стиха мы не можем обнаружить позитивных мыслей. Все пропитано печалью и унынием. Однако, ближе к середине повествования, Давид все-таки обращает думы к Господу. Тогда плач прекращается и начинается период восхваления Бога и его Даров.