Кафизма 9

Содержание

Первая часть псалма благодарственно-хвалебная. Давид обещает восхвалять Бога (2-4), так как Он защитил его от врагов и дал ему силу разрушать их города (4-7). В этой победе обнаружился суд Бога над языческим народом в защиту праведника. Так как Бог вечен, то и всегда угнетаемый праведник найдет в Нем защиту (8-11). За оказанную помощь нужно вечно восхвалять Живущего на Сионе (12-13). Пусть Господь ту помощь, которую в настоящую войну оказал Давиду, продлит ему и на будущее время; пусть погибнут все языческие народы, забывающие Бога, пусть в грозном Его суде над ними познают, что «человеки они» (14-21). Вторая половина псалма — просительного содержания. Почему Ты, Господи, даешь нечестивому успех, когда он не верит в Промысл Твой на земле, самоуверен в своей мощи, а в поступках стремится к тому, чтобы возможно более причинить разными хитрыми действиями и засадами вреда бедному праведнику (22-32). Восстань, Господи, на защиту угнетенных и покарай неверие в Тебя нечестивых (33-34) Ты видишь, как велики страдания праведного; накажи нечестивого и тем заставь людей бояться не человека, но Твоего праведного суда (35-39).

Надписание и авторство псалма

Надписание псалма в русском переводе следующее: Начальнику хора. По смерти Лабена. Псалом Давида

, что создаёт определённые сложности, так как более Лабен в Библии не упоминается. Возможны два варианта толкования:

  • Лабен — собственное имя, вероятно, это был один из начальников певческих левитских хоров времен царя Давида, умерший в его царствование (1Пар. 15:18-20).
  • «Мот ла бен» можно перевести как «на смерть сына». Вульгата использует именно такой текст: лат. «pro morte filii». При этом вполне возможно, что под указанным лицом подразумевается Авессалом.
  • Септуагинта содержит вариант греч. «ὑπὲρ τῶν κρυφίων τοῦ υἱοῦ» (калькированный перевод в церковно-славянском тексте: ст.‑слав. «ѡ тáйныхъ сы́на»).
  • Ещё один вариант — надписание указывает на способ, мотив напева псалма по образцу песни, начинавшейся этими словами и не сохранившейся до позднейших времен.

Псалом написан по поводу победы, одержанной Давидом над сирийцами (первая часть псалма, 1-21 стихи) и нападения в это время на Иудею в южной части идумеев, которые производили громадные опустошения среди беззащитного населения, так как воины были тогда на севере под начальством Давида в борьбе с сирийцами.

https://youtube.com/watch?v=mz1w6BEI6Mc

Для чего читают псалом 9?

На воскресном богослужении читают псалом 9, который входит в состав второй кафизмы. Обращаются к нему и во время Великого поста, но уже дважды в неделю. Во время служб песни исполняют на старославянском языке, спокойно и сосредоточено, не эмоционально.

Псалом 9 читают для восхваления и выражения благодарности Господу за покровительства и дарованные блага. Используют его и как просьбу о защите или помощи в трудных ситуациях. Обращаться к тексту можно и дома, разрешается читать псалом 9 на русском языке во время утреннего и вечернего молитвенного правила. Молитва не только укрепляет веру, но и выражает просьбу о благословении на дела настоящего и грядущего дня.

Кафизма девятая.

2301 Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его!

3 Как исчезает дым, да исчезнут! Как тает воск от огня, так да погибнут грешники от лица Божия;

4 А праведники да возвеселятся, да возрадуются перед Богом, да насладятся весельем!

5 Воспойте Богу, пойте имя Его! Уготовьте путь Шествующему на запад! Господь имя Ему, радуйтесь пред Ним!

6 Да придут в смятенье враги

от лица Его, Отца сирот и Заступника вдов! Царит Бог во святилище Своем.

7302 Бог вселяет преданных Ему в дом Свой, освобождает узников греха

силою Своей, выводитиз преисподней огорчавших Его.

8303 Боже, когда шел Ты пред народом Твоим, когда шествовал Ты в пустыне,

9304 Земля тряслась, небеса таяли от лица Бога Синая, от лица Бога Израилева.

10305 Дождь обильный проливал Ты, Боже, избранному народу Твоему, и когда изнемогал он, укреплял Ты его.

11306 Животные Твои обитают в пустыне; предназначил Ты их, Боже, по благости Твоей, убогим.

12 Господь одаряет благовествующих великою силою слова.

13 Царь, дарующий силу народу

возлюбленному,обещал прекрасный дом его оделить добычей.

14307 Если будете вы жить мирно в пределах своих, подобны будете

голубке с крыльями серебристыми и межкрыльем, блистающим золотом.

15308 Когда положит Всевышний преграды владений царей, станете вы чище снега на горе Селмон.

16309 Гора Божья, гора тучная, гора плодоносная, гора тучная!

17310 Что завидуете вы ей, горы плодоносные? Ведь на этой горе благоволил обитать Сам Бог, Господь вселился на ней навеки.

18311 Колесниц Божьих тысячи тысяч, тьма ликующих; Господь среди них на Синае во святилище.

19312 Взошел Ты на высоту, взял пленников в плен; принял дары от людей, даже среди непокорных вселишься.

20 Господь Бог благословен, благословен Господь во все дни! Дарует нам удачу Бог, Спаситель наш,

21 Бог наш, Бог спасающий; и Господу, Господу подвластны врата смерти.

22 Но Бог сокрушит головы врагов Своих и в темя поразит закосневших в своих грехах.

23313 Сказал Господь: «Из Васана изведу грешника,

извлеку из глубин морских!

24314 Да омочатся ноги твои и языки псов твоих в крови врагов Божьих».

25315 Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя, обитающего во святилище.

26316 Впереди шли начальники хоров и певцы, среди юных дев с тимпанами.

27 В церквах благословляйте Бога, Господа, вы, потомки Израиля!

28317 Там Вениамин, самый юный из них, в молитвенном восторге, владыки колена

Иудина, владыкиколен Завулонова и Невфалимова.

29 Утверди, Боже, силою Твоею, укрепи навеки, Боже, то, что сотворил Ты нам!

30318 Для храма Твоего в Иерусалим цари принесут дары Тебе.

31 Запрети врагам нашим,

что подобны зверям, обитающим в камышах, стаду диких быков и телиц, бросать в темницуправедников, очищенных, как серебро. Рассей племена, алчущие войны снародом Твоим !

32 Придут молитвенники из Египта; Эфиопия первой прострет руку свою к Богу.

33 Царства земные, пойте Богу, воспойте Господа,

34 Восшедшего на Высочайшее из небес на востоке! Вот возгремел глас Его, глас могучий.

35 Воздайте славу Богу! Над Израилем великолепие Его и мощь Его превыше облаков.

36 Дивен Бог средь святых Своих, Бог Израилев, дарующий силу и крепость народу Своему. Благословен Бог!

Слава:

История написания

Во времена правления царя Давида у Израиля было много врагов, целью которых были территории и ресурсы. Одним из самых трудных периодов для страны была борьба с сирийцами на севере и одновременно с идумеями на юге. Несмотря на разорение земель и упадок духа у народа, с Божьей помощью израильтяне смогли одержать верх. Давид написал псалом 9 после чудесной победы.

Особый интерес представляет подпись к тексту псалма 9: «В конец, о тайных Сына, псалом Давиду», — которая раскрывает смысл и линию повествования всей песни. Давид получил божественное откровение о появлении Иисуса Христа и его деяниях, это пророчество он и выразил в песне.

О чём кафизма 9

Как и вся Псалтирь, кафизма 9 посвящена отношениям Творца и его главного создания – человека. В первом псалме кафизмы Давид возносит Всевышнему хвалу за Его заботу об избранном народе. Автор называет Бога Владыкой землей и морей, выражает Ему преданность и благодарит за дожди, благодаря которым у народа есть урожай и корм для скота. В следующем псалме Давид призывает все народы выразить хвалу Всевышнему и отмечает, что Бог неоднократно помогал евреям. Даже сейчас, когда избранный народ враждует с другими племенами, Бог не оставляет его, благодаря горячим молитвам царя.

Далее следует псалом, в котором Давид вновь просит Бога излить на его народ Свои милости. Пророк называет Творца праведным Судией всех народов. Автор с восхищением и благодарностью признаёт Его могущество над всей Вселенной. В следующем песнопении Давид выражает мысль, что Бог рассеивает врагов, как дым. Праведники же радуются. Автор вновь напоминает о чудесном покровительстве Всевышнего и призывает всех славить Его.

Предпоследний псалом содержит мольбу Давида о защите от земных врагов. Автор признаётся, что он устал от несправедливых преследований и просит Бога ободрить его. Царь выражает упование на Всевышнего и уверенность в победе. Последний псалом девятой кафизмы во многом повторяет содержание второй половины 39-го псалма из шестой кафизмы. Мы вновь видим просьбы Давида к Богу о помощи. Автор называет Творца источником спасения и говорит, что Его защита наполнит радостью праведников.

Толкование и главная мысль

9-й текст Псалтиря состоит из двух частей: восхваление Всевышнего за Его помощь и прошение всегда оставаться с еврейским народом. Глубинную суть песни поможет открыть подробное толкование каждого из ее стихов:

  • первые три строки – это краткое ознакомление с общим содержанием, а также вознесение хвалы Богу Отцу («Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. Возвеселюся и возрадуюся о Тебе, пою имени Твоему, Вышний»);
  • далее автор говорит о врагах – внешних и внутренних;
  • пятая строка объясняет причину чудесной победы, которая заключается в Божьей поддержке;
  • дальше Давид прославляет Создателя, осознавая полную никчемность человека перед Ним;
  • 12-я строка призывает к всеобщему непрерывному восхвалению Творца;
  • следующими пятью стихами автор рассказывают о Всевышнем, как о справедливом Мстителе, а также просит Его помиловать израильский народ;
  • далее говорится о язычниках, которые пошли войной против праведных евреев;
  • заканчивается текст прошением о помиловании Своего народа, который не преступает Божьи законы и не нарушает данные Им заповеди.

Текст псалма 9 на русском языке

Во время богослужения молиться принято на церковно-славянском языке. Однако для удобства был создан также молитвослов на русском. Ниже приведен текст 9-го псалма в современном переводе.

1 Начальнику хора. По смерти Лабена. Псалом Давида.2 Буду славить , Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.3 Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.4 Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим, 5 ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.6 Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.7 У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними.8 Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой, 9 и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.10 И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби; 11 и будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.12 Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его, 13 ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных.14 Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня,- Ты, Который возносишь меня от врат смерти, 15 чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоем.16 Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.17 Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих.18 Да обратятся нечестивые в ад,- все народы, забывающие Бога.19 Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.20 Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицем Твоим.21 Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.22 Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?23 По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.24 Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.25 В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: “не взыщет”; во всех помыслах его: “нет Бога!”26 Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением; 27 говорит в сердце своем: “не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла”; 28 уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком – его мучение и пагуба; 29 сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным; 30 подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои; 31 сгибается, прилегает,- и бедные падают в сильные когти его; 32 говорит в сердце своем: “забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда”.33 Восстань, Господи, Боже , вознеси руку Твою, не забудь угнетенных .34 Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: “Ты не взыщешь”?35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.36 Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.37 Господь – царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.38 Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое, 39 чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле.

Псалмы, написанные Давидом и собранные в Псалтыре, обладают глубоким смыслом. Иногда, чтобы постичь его, своих сил недостаточно. Тогда необходимо обратиться за разъяснениями к священнику или толкователю.

Кафизма 9: когда читают

Псалтирь является одной из наиболее древних богослужебных книг. Она является неотъемлемой частью церковной жизни. Кафизма 9, например, входит в девятый час понедельника и в первый час четверга Великого Поста. На пятой седмице Великого Поста девятая кафизма входит в третий час четверга. На страстной седмице – в утреню вторника. Псалтырь на церковно-славянском используется и в обычные периоды года. Например, кафизма 9 читается во время вечерни среды.

Псалмы девятой кафизмы можно читать и в келейной (домашней) молитве. Святой преподобный Арсений Каппадокийский советовал христианам обращаться к Псалтири в самых разных жизненных обстоятельствах. В своих поучениях преподобный упоминал и псалмы девятой кафизмы. Например, святой говорил, что псалом 64 будет полезен тем, кто хочет благополучно вести торговлю. Псалом 65 рекомендуется читать для сохранения мира в семье. 66-й псалом призывает благословение на домашний скот.

67-й псалом преподобный Арсений советует читать женщинам, у которых происходят неоднократные выкидыши при родах. Псалом 68 необходимо читать для Божьей защиты во время наводнений. Последний псалом кафизмы, 69-й, следует читать мягкосердечным, легко впадающим в уныние людям.

Толкование

Условно псалом 9 можно разделить на две части: в первой воздаются хвалы и благодарность Господу за защиту и помощь в борьбе с врагами, во второй Давид просит Бога и впредь покровительствовать еврейскому народу.

Для толкования псалма 9 следует разобрать отдельные стихи:

  • Стихи 1-2 – своеобразное предисловие ко всей песне, царь Давид начинает восхваления, которые проходят через все стихи.
  • Стихи 3-4 – с Божьей помощью Давид обращает в бегство всех врагов, как заговорщиков и предателей, так и целые народы, нападавшие на Израиль.
  • Стихи 5-8 — справедливый суд Божий сурово наказывает виновных, стирая память о целых народах. Здесь же идет отсылка к деяниям и жертве Иисуса Христа, который своими страданиями и смертью искупил грехи людей, и Господь пребывает вовек.
  • Стихи 9-10 – поддержку и покой все ищут у Господа, уповают на него, потому как Он не оставляет просящих, за что они восхваляют его.
  • Стих 11 – призыв восхвалять Господа. Сион в этом контексте означает Церковь Христа, а «начинание» — путь, который начался с появлением Христа.
  • Стих 12 – Господь предстает мстителем и защитником бедных, который не прощает невинно пролитую кровь.
  • Стихи 13-16 – Давид просит Господа встать на защиту своего народа, помочь ему в борьбе с врагами.
  • Стихи 17-20 — автор молит о наказании для грешников и отмщении для бедных.
  • Стихи 21-31 – описание язычников и врагов еврейского народа, а так же их преступлений.
  • Стихи 32-34 – Давид взывает к Богу, как к единственной надежде и защите для бедных, слабых и одиноких.
  • Стихи 35-38 – просьба помиловать бедных и исполнить их просьбу, одолеть грешных и злых, чтобы вовек не было язычников – врагов единственного небесного Царя.

Духовная польза чтения псалмов

Канонические книги Библии, в числе которых и Псалтирь, часто называются богодухновенными. То есть эти тексты были написаны избранными Богом личностями под вдохновением самого Святого Духа. Через все псалмы Псалтири проходит одна сквозная тема – взаимоотношения человека со Всевышним. Однако эта тема в священном сборнике раскрывается с совершенно разных ракурсов. Например, некоторые псалмы воспринимаются как порывы радостного и благодарного восхваления Бога. Другие же проникнуты глубоким покаянным настроем. Есть в Псалтири и псалмы, которые больше похожи не на молитвы, а на исторические документы.

Итак, Псалтирь является настоящей духовной сокровищницей, содержащей самые разные формы общения человека и Бога. Поэтому священный сборник псалмов на протяжении тысячелетий остаётся актуальным для христиан. Псалмы не только помогают выразить то, что так сложно передать словами, но и утешают, духовно ободряют молящегося. Священник Димитрий Шишкин указывает на то, что Псалтирь даёт драгоценную

Радостью боголюбцев, тишиной души, привлечением ангельской помощи – так называл псалом преподобный Ефрем Сирин. Он также указывал, что молитвенное песнопение

Тем, кому трудно читать псалмы на церковно-славянском, можно пользоваться русским переводом Псалтири. Преподобный Ефрем Сирин призывал каждого христианина:

Раба Божья Мария из Сарова рассказывает, что её сына бросила девушка. Мать боялась, что он в отчаянии совершит какой-нибудь необратимый поступок. По совету священника Мария начала читать Псалтирь. Поначалу женщине было многое непонятно, но вскоре она разобралась и благодаря этому стала лучше понимать богослужение. Чтение Псалтири принесло ей утешение. К радости Марии, благотворные изменения произошли  и с её сыном. Он пережил утрату и не озлобился. Парень взял вину за расставание на себя и сделал полезные выводы на будущее.

Что такое Псалтирь и кафизмы

Псалтирь – это одна из наиболее читаемых книг Ветхого Завета. Она состоит из двадцати примерно равных по объёму разделов, которые называются кафизмами. Текст Псалтири для удобства чтения был разделён на кафизмы в четвёртом веке нашей эры. Каждый раздел, в свою очередь, содержит определённое количество молитвенных песнопений – псалмов. Например, кафизма 9 включает шесть песнопений. Вся Псалтирь насчитывает 150 псалмов. Также каждая кафизма разделена на три части (статии), между которыми читается славословие.

Православное богослужение

В ветхозаветные времена молитвенные песнопения исполнялись под аккомпанемент десятиструнного, похожего на арфу, музыкального инструмента – псалтерия. От этого слова и произошло название сборника псалмов. Термин «кафизма» имеет общий корень со словом «сидение». Это связано с тем, что на богослужениях чтение кафизм позволяется слушать сидя.

Автором большинства песнопений Псалтири считается древнееврейский царь и пророк Давид, живший за тысячу лет до Рождества Христова. Однако сочинение некоторых псалмов приписывают и другим ветхозаветным личностям, среди которых пророк Моисей и царь Соломон. Псалтирь, помимо христиан, также почитают иудеи. Аналог этого сборника псалмов присутствует и в исламе. Считается, что священный текст Забур был ниспослан Аллахом пророку Давиду.

Святитель Иоанн Златоуст говорит:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector