Иван глазунов. о коде национальной идеи, русских символах и особом пути

10

Распятие Христа сопровождалось природными катаклизмами: солнце померкло и сделалась тьма по всей земле (Лк 23:44). В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет. А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его. Иисус же, возгласив громко, испустил дух (Мк 15:34–37). А в сам момент смерти Христа произошло землетрясение, настолько сильное, что камни расселись (Мф 27:51).

11

Потерянная кем-то накидка. Когда Христа распяли, собравшиеся поглазеть на зрелище злословили Его: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын (Мф 27:40–43). Однако увидев, как реагирует на смерть Христа сама природа, люди в ужасе бросились по домам, бия себя в грудь (Лк 23:48). Они поняли, что предали на смерть Праведника.

Антон Скрипунов

Призраки. 2008 г.

Архангельская и Вологодская области – наш прекрасный Русский Север, который постепенно становится «медвежьим углом». Уже ушло то поколение, которое помнило жизнь до революции, а люди помоложе оставляют эти места. Это наша национальная трагедия.

Страшно, когда ты идешь по деревне, в которой еще 100 лет назад ключом била жизнь – были ярмарки, проходили торговые пути, жили сотни и тысячи людей – а теперь все закончилось. Например, теперь уже бывшая деревня Керга на Пинеге, которая когда-то была древнерусским центром этих мест. Сейчас она брошена, а многие дома разобраны и увезены в другие деревни.

В этой работе я стремился передать то ощущение, которое возникает, когда ты идешь по пустой деревне, в окружении изб в пропорциях Парфенона, с окнами как выбитые зубы. Когда оказываешься в таких местах, кажется, что ты идешь по родному пепелищу русской крестьянской культуры.

Мне представляется, что люди, которые там жили и строили эти дома, они наблюдают за тобой из выбитых окон. Ты что-то ищешь, хочешь найти ответы на какие-то вопросы, но ничего уже нет, все заросло бурьяном выше человеческого роста.

2.

Биография

Живопись:

  • «Крещение Новгорода» (1988)
  • цикл «Коломенское» (1992-1993)
  • цикл «Устюг Великий» (1993)
  • «Распни Его» (1994)
  • «Жена» (1995)
  • «Семейный портрет» (2003)
  • Серия женских портретов в русских костюмах
  • «Великая княгиня Евдокия…» (2005)

Выставки:

  • Гамбург, Галерея Винтер (1990);
  • «Новые имена русского реализма»;
  • Манеж, С.-Петербург (1995);
  • «Новые имена русского реализма», Самара (1996);
  • Рождественская выставка в Русской Галерее в Таллинне (2002);
  • Выставка исторических картин «Тысячелетняя Россия: образы жизни»;
  • Всероссийский музей декоративно — прикладного искусства, Москва (2003);
  • «Россия, Русь, храни себя, храни», г. Череповец, (2003);
  • «Выставка Московских художников», Манеж, С.-Петербург, (2005);
  • Выставка, посвященная 20-летию основания Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, ЦВЗ «Манеж»,Москва (2007);
  • «250 лет Российской Академии Художеств», ЦВЗ «Манеж», Москва (2007);
  • «Свет Миру», ЦВЗ «Манеж», Москва (2007);
  • «Московская семья», ЦВЗ «Манеж», Москва (2008).

С 1996 г. является членом профессионального творческого Союза художников России (Международной Федерации художников).

В 1998 году получает звание заслуженного художника РФ.

С 2007 года является действительным членом (академиком) Российской академии художеств.

Октябрь 2008 г. Венеция — открытие авторского выставочного проекта «Россия в традиции», включающего в себя персональную выставку художника, концерты фортепианной и древнерусской духовной музыки, конференцию в университете Ca’Foscari (Венеция), посвящённую месту традиции в современной русской культуре.

Май-октябрь 2009 г. Московский государственный объединенный музей-заповедник Коломенское — персональная выставка «НЕсовременное искусство».

Июнь-октябрь 2010 г. Вологда. Государственная картинная галерея — персональная выставка художника «Спаси и сохрани» в выставочном зале Вологодской Государственной картинной галереи.

Апрель-декабрь 2010 г. Москва. Главный художник интерьеров воссозданного в Коломенском деревянного дворца царя Алексея Михайловича: работа над эскизами и художественное руководство над воссозданием интерьеров дворца.

2000-2010 гг. — реализация проекта по спасению и реставрации уникального памятника деревянного зодчества XVII века (Георгиевской церкви из Верхне-Тоемского района Архангельской области); перенос храма в музей-заповедник «Коломенское» (Москва).

2011 г. — близятся к завершению работы над внутренним убранством и росписями храма Вознесения Господня (Малого Вознесения) в Москве на Никитской ул.

Женат, четверо детей.

Картины Ильи Глазунова с названиями и описанием: Вспоминаем знаменитые работы мастера

Илья Глазунов.

Фото: Наталия НЕЧАЕВА

Глазунов работал в самых разных жанрах — от изображений «ню» до парадных портретов, от пейзажей до городских зарисовок. Но, конечно, в памяти отпечатались прежде всего его монументальные многофигурные полотна. Вспоминаем знаменитые картины Ильи Глазунова — с названиями и описанием.

1. «Мистерия XX века», 1977-1999 г.

Мистерия ХХ века. 1999 год. Холст, масло.

Самая известная, без сомнения, работа Глазунова. Во времена перестройки она буквально взорвала умы; чтобы посмотреть на полотно размером 3 на 8 метров, выстраивались колоссальные очереди. В популярных журналах печатались репродукции с пояснениями — где кто изображен.

И кого там только нет: Гитлер, Сталин, Мао, Эйнштейн, Ленин, «Битлз»… 2342 персонажа, как кто-то подсчитал. И — реки крови, ядерный гриб, менора, протыкающая фашистскую каску, коммунистические митинги. Это картина об ужасах, которых в ХХ веке было не меньше, чем радости.

2. «Вечная Россия» (1988)

Картина, созданная к 1000-летию крещения Руси, изображает множество великих россиян. Справа — монстры революции на птице-тройке (Троцкий даже больше бросается в глаза, чем Сталин). А на переднем плане — святые. А в самом центре, под Распятием — великие писатели: Пушкин, Лермонтов, Гоголь… Но всех почти заслоняет обожаемый Глазуновым Достоевский.

3. «Великий эксперимент» (1990)

Великий эксперимент. 1990 год. Холст, масло

Картина целиком посвящена России в ХХ веке; судьба страны словно перечеркнута кровавой зловещей пентаграммой. В центре ее — конечно, Ленин и другие вожди революции; слева — хорошие люди (прежде всего бросается в глаза царская семья).

4. «Разгром храма в Пасхальную ночь» (1999)

Размер еще больше, чем у «Мистерии»: 4 на 8 метров. Сюжет понятен из названия: большевики вламываются в храм, где идет служба. Над людским месивом (со стороны большевиков это не только комиссар с собакой, но и поборница свободной любви с голой грудью, и кто-то с лозунгом «Религия — опиум для народа», и еще кто-то с пулеметом…) — настенная роспись, огромные изображения святых. Во многом картина напоминает другую многофигурную, полную символов картину, которую Глазунов очень ценил — «Раскулачивание» (2010).

5. «Дороги войны» (1985)

Дороги войны. 1985 год. Холст, масло.

Картина с самой драматичной судьбой. На самом деле она была написана в конце 50-х и представлена в качестве дипломной работы (Глазунов заканчивал Ленинградский художественный институт имени Репина). Но… на ней изображалось отступление советских войск. И это привело руководство института в ужас. Только в 1964 году Глазунов показал ее на выставке. Увидели ее в итоге немногие — вскоре после выставки она была просто уничтожена… В 1985 году Глазунов написал ее заново.

Популярное за 7 дней

Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33

Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01

Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10

Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07

Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56

Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00

2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54

Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54

Дела семейные
30.09.21 10:41

Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24

Семейный портрет. 2003 г.

«Семейный портрет» писался, когда у меня были только две дочери – Оля и Глаша. Мы тогда наконец переехали в свой дом и создали ту атмосферу для семейной и художественной жизни, которую мне всегда хотелось.

Оля и Глаша тогда стали заниматься в ансамбле «Веретенце», куда я их отдал, потому что всегда благоговел перед фольклором и настоящей народной традицией песни, которая все советское время была под спудом. Мои дочери стали сразу приносить домой удивительные фольклорные созвучия, стали петь, и я понял, что это будет для них любовью надолго.

Это не постановочный портрет, а кадр из моей жизни. Мне представился такой момент – дети слушают музыку, а сзади на диване немного уставшая мама, моя жена Юлия, которая смотрит на них даже с неким удивлением. В этой композиции, их естественном расположении я увидел интересную формально-неформальную задачу для живописи.

Детей очень трудно писать, они совершенно не могут понять, зачем нужно замереть и стоять на месте, но все же, отвлекая их разными способами, я смог заставить их позировать.

С этой работой связан забавный эпизод – когда у меня была персональная выставка в Венеции под самое закрытие в зал вошел человек, который изъявил желание непременно купить картину. Я объяснил ему, что она не для продажи, и предложил ему взамен написать его семью. Однако незнакомец, который оказался англичанином, заявил, что хотя у него семья и трое детей, изображенная на картине семья ему нравится больше. На случай если я вдруг передумаю, он предложил мне посмотреть его венецианский дворец, где он планировал повесить мою работу. Было приятно, но разумеется, я оставил эту картину у нас в семье как память о тех годах.

3.

Роспись Храма Вознесения Господня («Малого Вознесения») на Большой Никитской улице. 2013 г.

Роспись «Малого Вознесения» – особая страница в моей жизни. Это была моя первая работа в храме как стенописца. «Малое Вознесение» – храм с очень богатой историей, его строил царь Федор Иоаннович на свое венчание, и изначально он имел два шатра. Затем при Елизавете Петровне он перестраивался. Рядом была слобода, где жили устюжане и у них был крохотный домовой храмик Прокопия и Иоанна Устюжских, единственный в Москве. В XVIII веке храмы соединили. Рядом стоял дворец Нарышкиных, дом Малюты Скуратова – словом, жила русская знать, многие люди, оставившие след в российской истории.

Мне хотелось вернуть облик этому храму, который в советское время был роддомом, металлоремонтной мастерской, управлением Главмосстроя. Чтобы церковь выглядела так, как если бы она никогда не закрывалась. Для этого был выбран стиль XVII века, эпохи расцвета самостоятельного русского церковного творчества. Я собрал огромный архив сюжетов и приемов старых мастеров в Ярославле, Ростове Великом, Костроме, и мне хотелось расписать храм в таком ключе.

Но, как говорится, ты делаешь храм, а храм делает тебя, поэтому в храме «Малого Вознесения» состоялась и моя внутренняя учеба. Это то место, которое все время со мной и в котором я все время. Мы до сих пор доделываем убранство и пытаемся вернуть церкви образ старомосковского намоленного места, которое находится прямо напротив Московской Консерватории. К счастью, следов поругания в храме уже не осталось.

5.

Русский терем. Где живет Иван Глазунов?

Многие из нас, «переев» минимализма и хай-тека, создают в своих домах интерьеры в стиле арабских сказок, французского сельского романтизма или английской основательности. Иван Глазунов, заслуженный художник России и сын знаменитого Ильи Глазунова, за вдохновением обратился к России 17 века.

Квартира семьи Глазуновых выглядит как настоящий терем – антиквариат, старинные иконы и картины на стенах воссоздают Россию до петровских реформ.

Иван признается, что русской историей увлечен с детства, еще со школьных времен, когда мама водила его в Исторический музей на занятия по рисованию. Сам художник сегодня даже пишет книгу о символике русского прикладного искусства 17 века.

Из наиболее ярких «экспонатов» дома Глазуновых – сундук, который Иван в 10 лет спас при сносе купеческого дома в центре Москвы. Просто извлек из-под обломков и притащил домой.

Гордость семьи – уникальная фальшпечь с изразцами, которая «собиралась» на протяжении многих лет. Иван покупал по одной-две плиточки, пока фасад печи не закрылся полностью. На каждой плитке написано изречение или напутствие.

Шкафы и стулья начала 20 века достались Ивану от родителей. Многие иконы были приобретены в эпоху расцвета измайловского вернисажа, а великолепные люстры, секретеры и разнообразные милые аксессуары «приехали» из Европы – что-то из Лондона, что-то из любимой Иваном Венеции.

Кухня оборудована длинными лавками с перекидными спинками. Это одни из немногих предметов, представляющих собой копию, сделанную под заказ, а не оригинал. Современная бытовая техника спрятана в шкафах – даже в таком функциональном месте «теремную» атмосферу удалось выдержать.

Жена Ивана Глазунова Юлия увлечение супруга стариной полностью разделяет. Даже их свадебное путешествие состоялось в Архангельскую область – молодожены решили посвятить его поиску старинных вещей. Среди «сувениров» из поездки был, например, «подголовник» – сундучок 17 века, который клали в сани под голову. По словам Юлии, сегодня он напоминает ей прекрасное время их с Иваном юности.

Фото: Владимир Чистяков

Еще статьи… «Экологическое гнездышко». Дом Джессики Альбы и Кэше Уоррона

Дом Валерии Ланской

Джастин Бибер заставляет своих гостей особняка в Калабасасе, пригороде Лос-Анжелеса подписывать договор о неразглашении

«Футурама» и другие особенности квартиры Шуры «Би-2»

Алая спальня, Хельмут Ньютон и дорогие дома – Стинг и Труди приподнимают завесу частной жизни

«Органический» дом Уилл и Джады Пинкетт Смит в малибу: «здесь каждый элемент сделан с любовью и смыслом»

БЛЕСК И ГЛАМУР В НЬЮ-ЙОРКЕ: ТРЕХЭТАЖНАЯ КВАРТИРА МЭРАЙИ КЭРРИ

Дом Эрнеста Хемингуэя: история в каждом камне

9

Благоразумный разбойник. По преданию звали его Дисмас. Услышав, как безумный разбойник ругается на Христа, он сказал ему: Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал (Лк 23:40–41). А затем обратился к Спасителю: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23:42–43). Когда Христос умер, воины перебили голени двум другим распятым (что привело к мгновенной смерти): об этом члены синедриона специально просили Пилата, сообразив, что, поторопившись расправиться с Иисусом, загнали себя в ловушку — ведь наступала иудейская Пасха, которую нельзя было осквернять казнью.

Середина лета. 2010 г.

Моя жена Юлия позировала мне для главной героини этой картины. Поскольку у нее совершенно русская внешность, я часто использую ее лицо не только для ее непосредственных портретов, но и как героиню различных работ. Наверное, такой подход традиционен для художников.

Это была интересная поездка на Северную Двину вглубь Архангельской области. Мы провели тот день без каких-то определенных задач, просто хотелось напитаться этим замечательным местом. В округе был заброшенный деревянный храм, озеро, стройные северные деревни с двухэтажными огромными домами. Летом там было чуть больше народа, чем обычно – кто-то приехал на покос, кто-то просто к родственникам, люди купались в реке, ходили на озеро.

«Середина лета» для меня как середина лет, середина жизни. На заднем плане картины избы, кто-то косит, идет согбенная фигурка с косой – это напомнило мне и жизнь и смерть в буквальных символических фигурах. Короткое, но жаркое северное лето. Женщина стоит и ищет видимо своего мужа, от которого остался один мотоцикл в траве. Мальчик смотрит за птицами, пока мама кого-то высматривает. Я видел такие сцены, но это собирательный образ моего ощущения от того года. Мне хочется сохранить для себя те впечатления от жары, комаров, северных женщин с красивыми обветренными лицами.

4.

Биография[править | править код]

Иван Глазунов родился 20 июня (1 июля) 1762 года в городе Серпухове.

Книжные лавки на Спасском мосту в XVII веке. Художник А. М. Васнецов

Первоначально помогал брату Матвею в его московской лавке на Спасском мосту, основанной около 1782 года, а в 1783 или 1784 году стал заведовать его лавкой в Санкт-Петербурге.

В 1785 году он записался в петербургские купцы и начал самостоятельно торговать в той же лавке, а с 1788 году в открытой им самим лавке в Аничковом доме князя Г. А. Потемкина, где позднее разместилась публичная библиотека, не порывая при этом прежних торговых связей с Москвой. Первое время торговля у него была мелочного характера и состояла в покупке частных библиотек и распродаже их в розницу.

С 1790 года Иван Петрович Глазунов начал заниматься издательством (одними из первых его изданий были «Театр чрезвычайных происшествий», «Путь ко спасению» Эмина и «Письмовник» Курганова) и в скором времени открыл ещё две торговые точки, а в 1803 году и свою типографию с новейшим оборудованием, благодаря чему она с первых своих работ стала наравне с типографиями иностранцев, существовавшими уже много лет.

И. П. Глазунов был любимым комиссионером княгини Дашковой и по её поручению занялся печатанием последней трагедии Княжнина «Вадим», что доставило ему много неприятностей, так как книга по выходе в свет была по приказанию Екатерины II конфискована.

Аничков дворец

Обороты книжной торговли Глазунова постепенно увеличивались и в 1804 году в одной только лавке в доме Публичной библиотеки годовой оборот доходил до 70000 рублей асс.

В 1808 году он открыл в купленном им у графа Шереметева доме на Никольской улице Москвы книжную лавку, которой потом стал заведовать старший сын его Пётр.

В 1806 году Глазунов стал комиссионером Московского университета.

Отечественная война 1812 года нанесла огромный урон торговле Глазунова, но с 1815 года дело вновь оживилось.

С 1827 года Иван Петрович Глазунов — комиссионер Петербургской академии наук.

За 40 лет своей издательской деятельности он выпустил в свет 178 изданий, в том числе 41 по изящной словесности (в частности, в 1816—1819 гг. издание сочинений В. А. Озерова), 37 по истории, 17 по богословию, 16 по педагогике, 15 по географии, 8 по правоведению, среди последних — монументальнее многотомное издание «Памятника законов», печатавшееся под наблюдением Глазунова в сенатской типографии; 31 августа 1825 года, после поднесения Государю одного из томов «Памятника», Глазунова была Высочайше пожалована «для поощрения к продолжению сего издания» золотая медаль на Владимирской ленте с надписью «За полезное».

Иван Петрович Глазунов умер 4 () июля 1831 года в городе Санкт-Петербурге от холеры и был погребён на Волковом кладбище. Могила утрачена.

Помимо Петра, его дело продолжил и сын Илья со своими сыновьями Александром, Иваном и Константином.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector