Кострома. церковь спаса нерукотворного образа на запрудне
Содержание:
- Храм во имя святых мучеников Александра и Антонины в Селище
- История храма после закрытия монастыря
- Церковь Алексия, человека Божия
- Современное состояние и режим посещения
- История Спасо-Запрудненской обители
- Как доехать до Спасо-Запрудненской церкви
- Свято-Серафимовская церковь
- Повествование о Чудотворной Феодоровской Иконе
- Церковь Воскресения Христова на Дебре
- Храм Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
- Церковь Ильи Пророка
- Храм святых Апостолов Петра и Павла
- Церковь Иконы Божьей Матери Знамение
- Церковь Спаса в Рядах
- История обители
- Спасо-Преображенская церковь
- Архитектурные особенности и внутреннее убранство Спасо-Запрудненской церкви
Храм во имя святых мучеников Александра и Антонины в Селище
Этот религиозный объект уникален тем, что он единственный в мире, посвящённый святым Александру и Антонине Римским. Интересна история его появления в селе Селище, вошедшего в черту города в 1932 г. В церковной летописи (1870-1917 гг.) описано древнее поверье о том, как во время поездки именитого вельможи с беременной женой она родила двойню именно на этом месте.
Произошло это событие 23 июня (по новому стилю), в день римских святых. Сыну дали имя Александр, а дочери – Антонина. Благодарный отец (подразумевается Захарий) в знак благодарности построил здесь деревянную церковь в честь святых. Сегодня церковь в бело-голубых тонах смотрится великолепно. Каменное здание взамен деревянной постройки в Селище было возведено в 1779-86 гг.
Каждый год сюда в Александров день привозили чудотворную Феодоровскую икону. В период гонений на русское православие храм не был закрыт, благодаря ходатайству прихожан. В 90-е годы 20 столетия Александро-Антонинская церковь получила новое развитие. Установили новый колокол весом 16 пудов, привезли 12 колоколов поменьше, открыли воскресную школу.
В наши дни в святилище хранится образ Николая Чудотворца, частицы мощей св. Климентия, Пантелеймона, Ф. Ушакова и Валериана. Туринский иеромонах вручил храму главную реликвию – частичку мощей Александра.
История храма после закрытия монастыря
После упразднения обители Спасо-Запрудненская церковь стала приходской. В 1806 году на деньги, выделенные местным купцом первой гильдии Василием Ивановичем Стригалевым, к ней пристроили одноэтажную трапезную со скругленными углами и двухярусную колокольню. С середины XIX века тихая и размеренная жизнь городской окраины поменялась. Кострому, как и другие российские города, охватила промышленная революция. В окрестностях храма, где совсем недавно выпасали скотину, стали строить фабричные корпуса. А соседние слободы заселяли прибывающие на заработки крестьяне, которые и пополняли число прихожан.
До конца XIX века и в начале века XX эта церковь считалась центром христианской жизни Костромы. При ней существовала школа для женщин, за четыре года обучения в которой костромские жительницы обучались востребованным в те времена ремеслам и рукоделью. Каждый год, 16 августа из Успенского собора к храму приходил многолюдный крестный ход, отмечавший праздник чудотворного образа Федоровской Божией Матери.
В конце XIX и начале XX века в здании церкви провели значительные переделки. Большую часть ее окон растесали, изменили часть декора оконных проемов второго этажа, а к колокольне с запада пристроили паперть. Кроме того, за ветхостью был разобран старый деревянный Введенский храм.
Кладбище при церкви стало местом погребения самых знаменитых костромичей – двух генерал-губернаторов, членов семей богатых купеческих фамилий и известных костромских фабрикантов. Здесь были похоронены купцы Дурыгины, Кашины, Солодовниковы, Стригалевы, Зотовы и Михины, многие из которых при жизни много раз жертвовали на церковные нужды. По завещанию на церковном кладбище погребли основателя Большой льняной мануфактуры Н.К. Кашина, создателя льнопрядильной Михинской фабрики И.С. Михина и владельцев льнопрядильного производства «Товарищества братьев Зотовых» А.А. Зотова и В.А. Зотова. Последние были основными попечителями церкви с конца XIX века.
После революционных событий, прошедших в 1917 году, Запрудненский храм оставался действующим. Однако, власти не разрешили больше проводить крестные ходы. Два раза областная партийная газета сообщала жителям, что церковь ликвидирована. Колокола с нее сняли, а многие надгробья на церковном погосте подвергли разрушению. Но случилось так, что Запрудненский храм стал одним из трех в Костроме, которые в годы советской власти так не были закрыты, и богослужения здесь не прерывались даже во время активной борьбы государства с религией. А с 1990 года была возобновлена и ежегодная традиция проведения крестного хода.
Церковь Алексия, человека Божия
Находясь в самом центре города, невольно обращаешь внимание на аккуратное каменное строение с высокой колокольней наверху. Необычная архитектурная форма с барочными элементами, нежная окраска стен, золочёная корона сверху заставляют остановиться около него
Это церковь Алексия, Божьего человека, появившаяся здесь в 18 в.
В 17 столетии в этом районе была Гашеевская слобода (её жители гасили известь), располагавшаяся на северной окраине. Вначале 1-этажное строение, названное в честь святого Алексия, было деревянным. Вместо неё построили каменную 2-этажную церковь с колокольней. Позже её обнесли забором из металлической решётки с с квадратными полуколоннами.
Корона на верху колокольни – свидетельство близости к царской семье. После рождения сына Алексея у царя Михаила Романова новая постройка сохранила прежнее название. В церкви 3 престола в честь святых: Василия Великого, Димитрия (митрополита Ростовского), преподобного Алексия, человека Божия.
Современное состояние и режим посещения
Спасо-Запрудненская церковь – действующая. Ее побеленное здание очень живописно смотрится на высоком берегу Запрудни и является памятником истории и культуры федерального значения. Богослужения здесь проходят в 8.00 и 17.00. При церкви создана воскресная школа и библиотека для прихожан.
Храм имеет пять приделов и отмечает несколько престольных праздников: 25 января, 24 февраля, 28 июля, 29 августа, 8 сентября и 20 октября. Главный церковный престол посвящен Нерукотворенному Образу Господа Иисуса Христа. Особо чтимыми святынями этой церкви считаются чудотворная икона Спаса Нерукотворенного, место погребения блаженной Дарьюшки, а также частицы мощей христианских святых. Ежегодно 29 августа сюда съезжается много паломников на большой праздник, посвященный чудотворной иконе Федоровской Божией Матери, и проходит большой крестный ход.
История Спасо-Запрудненской обители
Приходящийся младшим братом Александру Невскому, костромской князь Василий Ярославович имел прозвище Мизинный, так как был самым младшим в семье. По старинному преданию, однажды в лесу ему была явлена икона Божией Матери. Князь торжественно перенес чудесный образ в главный собор Костромы, а на месте его обретения повелел основать монастырь. Произошло это в середине XIII века. Поэтому историки считают, что созданная обитель была первым мужским монастырем на костромской земле.
Обитель долгое время была небольшой, а все ее строения — деревянными. Самый первый монастырский храм, построенный еще Василием Ярославовичем посвятили Нерукотворенному Образу Иисуса Христа. Только в 1754 году здесь появилась первая каменная церковь. И деньги на ее строительство собирали все прихожане. Согласно преданию, храмовый алтарь устроили на месте соснового пня, где костромской князь впервые увидел чудотворную икону.
Спустя 6 лет на территорию обители перевели Костромскую Духовную семинарию. С приходом семинаристов жизнь в монастыре преобразилась. Для нужд учеников и преподавателей выстроили несколько деревянных корпусов и красивую Введенскую церковь. А первый этаж каменного храма отдали под аудиторные занятия и библиотеку.
Однако вскоре (1764 г.) монастырь упразднили, и семинария стала использовать все монастырские строения. Она просуществовала в обители чуть более полувека – до пожара, случившегося зимой 1813 года. Огонь уничтожил сделанный из дерева учебный корпус, и семинаристов вынуждены были перевести в Богоявленский монастырь.
За время своего существования в Запрудне семинария оставила заметный след и выпустила немало образованных священнослужителей и среди них – Михаила Диева, ставшего крупнейшим церковным историком Костромского края, и Федора Голубинского, занявшего в последствие должность профессора Духовной Академии в столице. С семинарией также тесно переплетена судьба священников их семьи Островских. Ее закончил дед известного русского писателя А.Н. Островского, автора сказки о Снегурочке.
Как доехать до Спасо-Запрудненской церкви
Храм расположен в Костроме, на ул. Запрудня, 2.
На автомобиле. Дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М8 (Холмогоры). В Костроме по автомобильному мосту нужно переехать на левый берег Волги. Храм расположен в северо-западной части Костромы. И после Волжского моста путь к нему лежит по улицам Подлипаева, Ивана Сусанина, Калиновская и Рабочему проспекту.
На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа. Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,50 часа. Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км. До храма ходят городские автобусы и маршрутные такси № 1, 2, 23, 47, 50, 55, 58, 66, 83. Ехать нужно до остановки «Фабрика Октябрьской революции».
Рейтинг достопримечательности:
← КОСТРОМА | КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ | РОССИЯ → |
Свято-Серафимовская церковь
Новый религиозный объект появился в м/районе Малышково совсем недавно. Свято-Серафимовская церковь, построенная в римском стиле, спроектирована архитектором в 1994 г. Тогда был заложен первый камень в её фундамент, но началось возведение только в 2003 г. Прихожане посещали старый храм, располагавшийся в бывшей земской школе – историческом памятнике 1907 г.
После пожара 2008 г. деревянное здание сгорело. Только после этого строительство продвинулось, и в январе 2015 года состоялось освящение нового церкви. Архитектор Васильев, проектировавший объект, сделал его в римском стиле. Величественное здание с 5-ю главами, в бежевых тонах, смотрится очень живописно в окружении кудрявой зелени берёз.
Колокольня со шлемовидным куполом и крестом пристроена к боковому фасаду, составляя единое целое. Во внутренних росписях участвовали опытные мастера и художники, сумевшие создать объёмные изображения, несущие духовный смысл. Тематика фресок очень разнообразна: ангелы, лики апостолов, святых, таинства, русские князья и др.
Повествование о Чудотворной Феодоровской Иконе
Благодать Божией Матери ныне привлекает всех силой Своей Чудотворной Феодоровской Иконы в Богоявленско-Анастаси́ин женский монастырь, где люди радостным взором видят эту Великую Святыню.
Чудотворная Феодоровская Икона, по преданию, написана Святым Апостолом и Евангелистом Лукой1). С древних времен Икона почиталась как Чудотворная и была сходна по иконописанию с Владимирской Иконой Божией Матери.
В описании старинной Нижегородской летописи свидетельствуется о том, что основатель города Городца Нижегородской губернии, князь Георгий Владимирович Долгорукий, желая перенести древнюю Икону из часовни в городскую только что построенную церковь Архангела Михаила, вместе с духовенством во время молебного пения не смогли поднять Икону, удерживаемую сверхъестественной силой на своем месте.
Такое чудесное событие Князь принял как указание Божие построить на этом месте монастырь. Основание в Городце стариннейшей обители во имя Феодоровской Иконы Божией Матери последовало в 1154 году, а Образ, укрепленный в алтаре за Святым Престолом, продолжал источать великие чудеса. Слух об этом распространялся по всем селениям.
В 1238 году город Городец был захвачен войсками Батыя и разорен до основания. Не словами, а слезами летописцы описывали это небывалое нашествие. Городской вал не мог сдержать стремительного натиска варваров. Немногие из уцелевших жителей Городца спаслись в лесах, и только после ухода татар, собрались на пепелище, на котором они не нашли своего древнего сокровища – Святой Иконы. Но по Всемогущей Воле Господней Икона оказалась невредимой.
По преданию, этот Образ был впоследствии «молельным образом» у Великого Князя Александра Невского, который благодаря своим горячим молитвам перед ним одерживал многочисленные победы: особенно Невскую (15 июля 1240 г.) и Чудскую (5 апреля 1242 г.).
Русская история переживала тогда опасные и тяжелые времена, множество различных перемен, ордынскую месть и кончину славного и Великого Князя Александра Невского (14 ноября 1263 г.), а также и многочисленные волнения на Руси, вызвавшие безотрадную тревогу – вновь утрату Чудотворной Феодоровской Иконы. Но Господь и здесь явил Чудо.
Следующий период истории нахождения Феодоровского Образа связан с младшим братом Святого Князя Александра Невского – Василием Ярославичем2), прибывшим по своем совершеннолетии в Кострому на княжение3).
16 августа (29 августа) 1264 года, 23-летний молодой князь решил поехать на охоту. Это было на второй день Успения Пресвятой Богородицы. Охота за пробежавшим зверем завела его незаметным образом в неприступную чащу. Здесь, остановив коня, князь осмотрелся и вдруг с изумлением увидел на дереве Икону Богоматери. С благоговейным трепетом, преклонив колена, Князь стал молиться. С молебным пением прибывшие духовенство и народ с крестным ходом приняли Икону и перенесли Святыню в Соборный храм.
Слух о явлении Чудотворной Иконы разнёсся по всем окрестностям Костромской земли. Между тем костромичи объявили князю Василию, что накануне, в самый день праздника
Успения Пресвятой Богородицы они видели воина в древней воинской одежде, проносившего по городу эту Икону. В этом воине они узнали по изображению на Иконе Святого Феодора Стратилата, а сама Икона Божией Матери оказалась именно той Явленной Чудотворной Феодоровской Иконой, бывшей ранее в Городецком монастыре, о чем засвидетельствовали прибывшие Нижегородские купцы.
Таким знаменательным событием Пресвятая Дева Мария явила Свою Милость нашему древнему городу.
В 1613 году Феодоровская Икона прославилась как Усмирительница встревоженной России и Великая Помощница на избрании Первому Русскому Царю Михаилу Феодоровичу Романову.
Ныне Феодоровская Чудотворная Икона Божией Матери уже более 30 лет пребывает в нашем Богоявленско-Анастаси́ином женском монастыре. К Чудотворному Образу ежедневно приходит множество людей – ищущих, надеющихся, кающихся и просящих Материнской защиты, исцеления и благодатной помощи Царицы Небесной.
Да хранит Божия Матерь всех нас в здравии, благополучии, в мире и благоденствии.
Игумения Инокентия (Травина) 12 марта 2021 г. Кострома Богоявленско-Анастасиин Монастырь
1) Древние источники и современная книга: «Александр Невский и древний Городецкий Феодоровский монастырь», 2009 г., Нижний Новгород, стр. 145.
Минея август, 2011 г., стр. 177.2) Родился в 1241 г.3) Удел в Кострому был утвержден в 1246 г. после смерти его отца – Великого Князя Владимирского – Ярослава Всеволодовича.
Церковь Воскресения Христова на Дебре
Прогуливаясь по улице Нижняя Дебря, нельзя пройти мимо самого красивого здания, расположенного на ней. Это Воскресенский храм, пленяющий внешней красотой своих форм и расцветкой. Он единственный из сохранившихся посадских религиозных объектов 17 века. Название улицы произошло от густых прибрежных зарослей – дебрей. И место, где стоит церковь-красавица, тоже было покрыто непроходимой растительностью.
Согласно преданию, каменный храм возвели на средства богатого купца Исакова (1645-52 гг.), прах которого похоронен в подклете построенного святилища. Каменное сооружение зиждится на высоком основании. 5 его глав опираются на массивные барабаны, узорчатые башни украшены куполами с крестами. В облике церкви Воскресения Христова воплотились лучшие традиции русского православного зодчества.
Святые ворота на центральном входе можно рассматривать как художественный шедевр каменной архитектуры. Над арочными проёмами надстроено три изящных гранёных шатра, увенчанных главками. Они щедро украшены резьбой многоцветными изразцами. На стенах ворот помещены символы воскресения – фигурки единорога, льва, неясыти, орла и сирены из белого камня. Внутри поражает красота 5-ярусного иконостаса (Трёхсвятский придел) – бесценного памятника прикладного искусства Руси.
Изумляет тонкая деревянная резьба, покрытая позолотой и красками. Здесь есть несколько древних икон и фресок – настоящих шедевров иконописи 17 века. В настоящее время в Воскресенской церкви регулярно проходят различные службы.
Храм Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова
Рядом с Ипатьевским монастырём, в бывшей Богословской слободе, расположен ещё один древний религиозный объект – церковь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Сегодня это культурно-исторический памятник17 в федерального значения. Каждый новый век вносил изменения в облик храма. В 18 веке пристроили южное крыльцо, с 3-х сторон огородили кирпичной стеной с 2-мя воротами.
В 19 веке добавили ограду с запада и возвели трапезную. Реконструкции продолжались и в советские годы. Как не залюбоваться ажуром решётки в стиле барокко, круглыми шапками куполов, стройной башней колокольни. Здесь всё поистине прекрасно. Внутренние интерьеры радуют глаз настенными фресками 18 века, над которыми трудились лучшие мастера-изографы города. После косметической реставрации стенопись сохранила первозданный вид.
Росписи изображают 4 сюжетных линии: Страсти Христовы, Христология, Акафист Богоматери, деяния апостола Иоанна Богослова. Росписи северной стены посвящены Николаю Чудотворцу. Фрески южного крыльца (конец 19 века) иллюстрируют жизнь Богослова и апокалиптические сюжеты. Сохранилась форма иконостаса 19 века, среди икон немало подлинников. Церковь Иоанна Богослова – яркий образец костромской архитектуры 17 в и художественных росписей 18 в.
Церковь Ильи Пророка
Старинное каменное церковное сооружение 17 в издавна позиционируется как храм военных. Сведений о строителях основного здания отсутствуют, а высокая 3-ярусная колокольня построена на средства купца Малышева в 1829 г. Иначе 3-главая церковь именуется как Казачий-Ильинский храм, куда приходят действующие военные, отставники, ветераны-афганцы, участники боёв в Чечне.
Недавно была отстроена колокольня, на которую водрузили шпиль с крестом. Это было сделано на добровольные пожертвования военных и актёров, среди которых Борис Галкин. Планируется дальнейшая реконструкция древней святыни. Намечено отстроить четверик храма, на месте бывшей проходной главпочтамта. Уже идёт оформление документов, ведутся подготовительные работы, будут проводиться раскопки. Церковь имеет 3 престола: Ильи Пророка, Божией Матери и св. Алексея, 3-х святителей вселен.
Празднование в честь образа Божией Матери проходит 1 сентября. По традиции накануне нового учебного года в церкви проводится молебен для школьников и студентов. После молебна их благословляют на учёбу, окропив святой водой.
Храм святых Апостолов Петра и Павла
Современный микрорайон Паново украсился новым строением религиозного культа в 2003 году, когда в январе состоялось его освящение. Петрово-Павловский храм начали строить в 2001 г. при финансовой поддержке полиграфического комбината и издательства «Кострома» по инициативе его руководителя П. Н. Русинова. Малое освящение объекта, проведённое архиепископом Костромским Александром, прошло в торжественной обстановке.
После введения в эксплуатацию колокольни со звонницей в 2012 г. прошло Великое освящение церковных помещений. Апостолы Пётр и Павел почитаются верующими как самые усердные ученики Христа, активно проповедовавшие Евангелие. Новую церковь назвали в их честь, но кроме них, здесь почитают преподобных Адриана и Феодосия Мюнзенских и Ферапонта.
Храм-новодел очень красив, имеет необычную архитектуру и привлекает всеобщее внимание своей оригинальностью. Боковые фасады 1 –го этажа имеют закруглённые формы с полукруглой крышей
Стены 2-го этажа заканчиваются кровлей, типичной для старинных царских палат. Розово-терракотовая окраска стен делает строение радостно-весёлым.
Церковь Иконы Божьей Матери Знамение
В 1993 году в городе открыли Знаменский женский монастырь, включив в его состав 2 древних культовых объекта: Знаменскую и Воскресенскую церкви. Оба сооружения пережили нелёгкую судьбу, были на долгое время закрыты и не функционировали. Знаменская церковь – главное святилище монастыря. Первое упоминание о ней датируется в 17 в. как Георгиевский храм.
Предположительно, его возвели до 1628 года. Но в 1799-1802 годах после реконструкции он был освящён в честь иконы Божьей Матери Знамение. Здесь хранятся раритетные иконы Божей Матери Знамение, Космы и Дамиана и Прокопия Устюжанского. Многоярусную колокольню основательно разрушили в 30-е годы. Известно, что в 1913 г. на неё поднималась царская семья Николая II, любовавшаяся волжскими пейзажами. Восстановление религиозного объекта началось в 2001-м году.
При благотворительной финансовой поддержке заново отстроили высокую колокольню, пленяющую своим стройным изяществом окружающих. Сооружение, украшающее территорию монастыря, действительно, великолепно. После ремонтных работ церковь приобрела первозданный облик.
Церковь Спаса в Рядах
Посетители Гостиного двора (Рядов) всегда восторженно отзываются о старинной церкви, расположенной на примыкающей к нему территории. Белоснежная красавица, сверкающая зелёными куполами и золочёными крестами притягивает взоры. Нельзя не восхититься и грациозным строением – 3-ярусной колокольней.
Обращают внимание черты древнерусского религиозного зодчества: приделы, 5-главие, окна-бойницы. Хотя строение возводилось в эпоху царствования Екатерины II, но строители сохранили архитектурные элементы 17 в
В начале 17-го столетия здесь, на торговом месте, возле Кремля стояла деревянная Спасская церквушка.
Каменную постройку в середине 18 века возвели на пожертвования знатного купца С. С. Белова. Вначале церковь освятили в честь Животворящего Креста Господня, но прихожане продолжали называть её Спасской. Прежнее название так и закрепилось за ней до сих пор. Милая старина, запечатленная, в церкви Спаса радует душу.
Александровский
Континентальный завтрак сервируют каждое утро
9,4
Хорошона основании 911 отзывов
Забронировано сегодня 7 раз
Показать цены
Азимут Кострома
Всего в 10 минутах езды от реки Волга
8,2
Хорошона основании 1 028 отзывов
Забронировано сегодня 5 раз
Показать цены
Берендеевка
Гости могут отдохнуть на небольшом пляже у пруда
8,3
Хорошона основании 1 868 отзывов
Забронировано сегодня 5 раз
Показать цены
История обители
Это один из монастырей, которые основывались по всей России многочисленными учениками Сергия Радонежского. Этот был основан преподобным Никитой Костромским. Никита был из знатного рода, и родственником самого Сергия. Он долгое время был игуменом Высоцкого монастыря в Серпухове, потом жил в Высоко-Петровском монастыре в Боровске (где наставлял юного Пафнутия Боровского), а потом удалился под Кострому для основания своей собственной обители по благословению св. Сергия.
Датой основания монастыря считается 1426 год. Поначалу он был деревянным, а в 1559 году деревянный Богоявленский собор меняют на каменный. Считается, что это вообще была самая первая каменная церковь Костромы. Монастырь находился под покровительством удельных князей Старицких и этот период его истории связан именно с ними. Каменный собор был построен на деньги последнего русского удельного князя — Владимира Старицкого. Он был двоюродным братом Ивана Грозного, служил ему, участвовал в военных походах. Но в итоге все-таки попал в опалу, а потом был казнен вместе со всей семьей — Грозный не мог терпеть и тени другого претендента на престол. Считается, что поводом для оговора послужила как раз торжественная встреча князя Владимира в Богоявленском монастыре. Сам монастырь после этого был разорен Иваном Грозным и большая часть братии во главе с игуменом была казнена.
Во время смутного времени деревянный монастырь был взят в 1608 году, и во время штурма погибло несколько монахов и окрестных крестьян — их имена помнят здесь и до сих пор служат по ним панихиды.
После этого в начале XVII века монастырь отстраивается. В 1618 году появляется Трехсвятительская церковь, в 1610 году — церковь Иоанна Богослова, новая трапезная, а чуть позже монастырь обносится каменными стенами с шестью башнями. К монастырю приписываются еще две женских обители, находящиеся неподалеку — Крестовоздвиженская и Анастасиина.
Перестраивается Богоявленский собор, расписывает его в конце XVII века знаменитая артель Гурия Никитина. На монастырь много жертвуют бояре Салтыковы — он является их родовой усыпальницей.
В1760 году появляется Никольская церковь — в ней захоронен генерал-майор Михаил Петрович Салтыков, начинавший службу при Меншикове и закончивший при Екатерине II. Мужской монастырь здесь хиреет, а тем временем два соседних женских — Анастасиин и Крестовоздвиженский сливаются в один.
В 1821 по 1824 год ректором Костромской семинарии и архимандритом этого монастыря был знаменитый Макарий Глухарев. Это было началом его пути. Потом он переедет в Киев, а дальше — организует Алтайскую духовную миссию и поедет проповедовать в Сибирь. Он был одним из образованнейших людей своего времени, первых переводчиков Писания на современный русский язык, общался в Сибири с декабристами и окормлял их. Макарий был канонизирован в 2000 году. В монастыре о нем напоминает построенная именно по его инициативе Смоленская церковь.
В 1847 году случается страшный пожар, и монастырь фактически оказывается уничтоженным. Братия уходит отсюда, и несколько лет все стоит в руинах, пока в 1863 году сюда не переводится женский Анастасиин монастырь. И тогда по инициативе новой игуменьи он фактически отстраивается заново.
После революции монастырь был упразднен, но собор действовал до 1924 года. Потом в нем был размещен костромской архив, потом предполагали сделать концертный зал. С 1990 года монастырь возрождается.
От всего большого комплекса монастырских построек до нашего времени дошло немногое. В значительно перестроенном виде сохранились три башни и часть стены. На месте старых стен сейчас находится сталинская застройка послевоенного времени. Была утрачена Никольская церковь XVIII века с колокольней — сейчас на этом месте стоит памятный крест.
Спасо-Преображенская церковь
Неотразимое впечатление производит на всех белоснежное церковное здание, изящная колокольня с конусообразной звонницей Спасо-Преображенского храма. Особенно красиво строение выглядит летом среди кудрявой зелени на фоне синевы неба. Спасо-Преображенскую церковь воздвигли на рубеже 18 столетия вместо старой деревянной церквушки на общественные пожертвования.
Когда старообрядцам, покинувшим пределы центральной России в период раскола, разрешили вернуться в Кострому в конце 20 века, им отдали этот объект. С 1998 г Спасо-Преображенская церковь стала кафедральным собором местных староверов. Благодаря тексту на фундаментной плите, храму удалось вернуть первоначальный облик. Квадратный четверик основного здания с 3-мя апсидами имеет 5 глав.
Углы украшены небольшими декоративными куполами, а центр увенчан более массивной главкой. Над окнами вылеплены старинные кокошники. На стене входного портала сохранилось изразцовое изображение Георгия Победоносца, пронзающего змея. Внутри под потолком сияют восстановленные фрески.
Архитектурные особенности и внутреннее убранство Спасо-Запрудненской церкви
Двухэтажная одноглавая церковь была выстроена на монастырской территории в середине XVIII века. А часовня, стоящая от нее с востока, по мнению специалистов, датируется второй четвертью XIX века. Храмовая территория с середины XIX века обнесена оградой, в которой в западной стороны есть Святые ворота и четыре угловых башенки. Ограда по церковному участку имеет прямоугольную форму и скругленную стену с востока.
Издалека заметно, что основное здание храма отличает стилевая разнородность. Это стало последствием проводимых на протяжении долгого времени переделок и реставраций. Храм «восьмерик на четверике» выполнен в стиле нарышкинского барокко, а более позднее строение — колокольню возвели в традициях классицизма. Кроме того, церковные фасады нижней части храма и трапезной при переделке наделили чертами эклектики.
Примечательно, что внутри нижняя часть храма имеет очень необычную структуру. Капитальная стена разделяет пространства для молящихся и алтарную абсиду на неравные по ширине части. И образованные такой планировкой северный и южный приделы имеют коробовые своды. На второй этаж церкви ведет одномаршевая лестница.
Внутренний декор, подобно самому храму, очень разностилевой, поскольку художественное оформление помещений делалось в разное время. Настенные росписи второго этажа и трапезной проведены в середине XIX века маслеными красками и позже многократно подновлялись. Художники, сделавшие их, работали в манере академического письма и писали фрески на иконографической основе.
Главный иконостас по форме напоминает силуэт трехглавого храма. Его основа имеет голубой цвет, а элементы декора позолочены. Иконостас был вырезан костромскими мастерами в конце XIX века. Тем же временем датируются и написанные для него иконы. Только «Нерукотворенный Спас» имеет более раннее письмо и перешел в каменную церковь из древнего деревянного храма – самого первого монастырского строения.