жизнь и труды белгородского святителя иоасафа

Вы здесь

  • Главная
  • История Мгарского монастыря
  • Святитель Иоасаф Белгородский

Святитель Иоасаф Белгородский

Святитель Иоасаф родился в Прилуках, бывшей Полтавской губернии, в день Рождества Пресвятой Богородицы, 8 сентября 1705 года. При Крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малороссийского рода Горленковых. В 1712 году 7-летнего Иоакима отец отдал в Киевскую духовную академию. В стенах академии он ощутил влечение к монашеской жизни. В течение 7 лет испытывал себя будущий святитель и, наконец, открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг.

Но в 1725 году он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а 21 ноября 1727 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасаф был хиротонисан архиепископом Варлаамом Вонатовичем в сан иеродиакона. Его оставили преподавателем в Киевской духовной академии. После смерти преосвященного Варлаама Киевской кафедрой стал управлять архиепископ Рафаил Заборовский

Архиепископ Рафаил обратил внимание на выдающиеся способности молодого подвижника и привлек его для более широкого служения Церкви. Ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской архиепископии

В ноябре 1734 года архиепископ Рафаил посвятил иеродиакона Иоасафа в сан иеромонаха и перевел из училищного Братского монастыря в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно он был назначен членом Киевской духовной консистории. Исполняя должность экзаменатора, он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства. Консисторская должность святителя была прекрасной школой для его организаторских способностей. В это время он хорошо изучил нужды священнослужителей, достоинства и недостатки епархии. Здесь ясно определилась всесторонность деловых качеств Иоасафа, сочетающаяся с большими внутренними подвигами. Он быстро восходил по лествице духовного совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными».

Рака с мощами
святителя Иоасафа

24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф был назначен настоятелем Спасо-Преображенского Мгарского монастыря с возведением в сан игумена. В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом православия в борьбе с унией. В монастыре находились мощи святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца. Несколько раз патриарх Афанасий являлся игумену Иоасафу, свидетельствуя о своем покровительстве. В 1744 году митрополит Рафаил возвел игумена Иоасафа в сан архимандрита. В конце того же года он был вызван в Москву и вскоре распоряжением Святейшего Синода назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В обители Преподобного Сергия он также самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).

2 июня 1748 года в Петропавловском соборе Петербурга архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Вступив на архиерейскую кафедру, святитель Иоасаф строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения Богослужения и особенно нравственностью паствы

Большое внимание святитель уделял образованию духовенства, правильному соблюдению ими устава и церковных традиций. Как и прежде, святитель Иоасаф все силы отдавал архипастырскому служению, не щадя своего здоровья

Своему келейнику Стефану, накануне преставления, святитель запретил домогаться священного сана и предупредил, что в случае непослушания его постигнет безвременная кончина. Другому келейнику, Василию, святитель указал, что он будет диаконом, а сана священника Белгородского в Иоасафовском никогда не достигнет. И это предсказание впоследствии исполнилось. 10 декабря 1754 года святитель преставился. Прославление святителя Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года.

МОЛИТВА СВТ. ИОАСАФА БЕЛГОРОДСКОГО

Буди благословен день и час, в оньже Господь мой Иисус Христос мене ради родился, распятие претерпе и смертию пострада. О, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в час смерти моея прими дух раба Твоего, во странствии суща, молитвами пречистыя Матере и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

Мощи Иоасафа Белгородского

– А где находились мощи до их второго обретения?

– В Ленинграде. В 1970 году они были спрятаны двумя людьми на чердаке Казанского собора, который тогда был Музеем истории религии и атеизма. Им было дано указание их уничтожить, а они спрятали их, даже не зная точно, что это мощи святителя Иоасафа. До этого мощи находились в запасниках музея. А в 1970 году их спрятали и уничтожили все документы.

История их второго обретения очень интересна. Возвращению мощей епископа Иоасафа в Белгород предшествовала большая и кропотливая работа, связанная с их поиском, опознанием и идентификацией. В самом начале своего патриаршества Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поднял вопрос о возвращении мощей Серафима Саровского, которые официально хранились в Музее истории религии и атеизма.

На торжественной церемонии их открытия в Ленинграде присутствовала одна верующая женщина, которая до сих пор жива. Она рассказала о торжествах своему отцу Аркадию Васильевичу Соколову, который ранее работал в музее. В марте 1991 года Людмила Аркадьевна Соколова обратилась к митрополиту Ленинградскому и Ладожскому Иоанну с письмом, в котором говорилось о том, что бригада ее отца занималась восстановлением и ремонтом храмов и в начале 1960-х годов заменяла кровлю Казанского собора. Во время работы отец Соколовой нашел деревянную раку, в которой лежало тело, обернутое пеленой. Позже рака была выставлена в экспозиции музея.

В 1970 году в Ленинграде были отмечены случаи заболевания холерой. Опасаясь распространения заразы, администрация музея во главе с директором музея С.А. Кучинским распорядилась похоронить тело на кладбище или закопать в подвале. Но плотники Аркадий Соколов и Владимир Прудников (который был консультантом по восстановлению храма Спас на Крови) в тайне от музейного начальства захоронили святыню на чердаке, закопав ее в утеплительном шлаке одного из отсеков перекрытия. Позже Прудников упал с лесов и разбился. А Соколов рассказал дочери о том, что они обнаружили неизвестные мощи.

Поиски захоронения состоялись 28 февраля 1991 года. 2 марта настоятель Казанского собора отец Сергий (Кузьмин) просил митрополита Иоанна назначить церковную комиссию из духовных и гражданских лиц для открытия и опознания найденных мощей. К 12 марта комиссия, в которую входил Соколов, обследовала останки и приложила к рапорту митрополиту Иоанну Акт освидетельствования неизвестных мощей, обнаруженных в Государственном музее истории религии и атеизма.

Интересно, что до этого чердак неоднократно обследовался, но мощи никто не находил.

В ближайшем к музею Спасо-Преображенском соборе комиссия установила, что это мощи епископа Иоасафа Белгородского. Одним из убедительных аргументов идентификации с его телом был обнаруженный в районе печени разрез. Мощи вскрывались в декабре 1920 года (а умер святитель в 1754 году) с целью доказать, что это искусственная мумия. Известный патологоанатом, приглашенный из Харькова профессор, который бальзамировал Ленина, скальпелем сделал Н-образный разрез в районе печени, т.к. при мумификации первый орган, который удаляется, – это печень. У нас хранятся документы, подтверждающие, что печень и все внутренние органы оказались на месте, что мумификация не проводилась. Разрез был не зашит, а прикрыт.

Преосвященный Иоанн, епископ Белгородский и Старооскольский у мощей Святого Иоасафа

По этому и другим совпадениям, известным по описанию мощей святителя Иоасафа, мы убедились, что ошибки быть не может. И 17 сентября 1991 года, ровно через 80 лет со дня канонизации, мощи прибыли в Белгород, куда впервые приехал Святейший Патриарх Алексий II. И вот через 20 лет, 17 сентября 2011 года, мы отпраздновали 100-летие прославления великого подвижника благочестия.

  • Архиепископ Иоанн (Попов): На празднование 100-летия канонизации святителя Иоасафа ожидаются тысячи паломников
  • Три черты русской святости
  • Кто становится святым?

Как Николай Угодник

Когда свт. Иосаф стал епископом, он не хотел благотворить открыто. Поэтому, к большим церковным праздникам, приготовив заранее подарки и разложив их по мешкам, святитель посылал своего келейника ходить по дворам самых бедных, чтобы тайно подбрасывать мешки в окошко или оставлять у крыльца.

Однажды келейник заболел — как раз перед Рождеством. Тогда святитель переоделся в бедное платье и сам пошел по дворам. Когда же возвращался, привратник архиерейского дома, заметив, что какой-то нищий идет прямо в архиерейские палаты, преградил ему путь. Спросив, кто такой и что ему надо в глухую ночь у дома архиерея, привратник не получил ответ: святитель боялся, что его узнают по голосу.

Тогда привратник взял дубину и ударами по спине стал прогонять святителя, пока не увидел лицо своего владыки.

Пока бедный привратник приходил в себя, святитель проскользнул в палаты.

На следующее утро владыка пригласил привратника к себе: бдительный страж был награжден деньгами и одеждой.

Но порой Господь Сам свидетельствует о своих святых: святитель Иоасаф помогал одной бедной вдове через извозчика, который доставлял ей возы дров, и строго-настрого велел не открывать своего имени. Но вдова, желая знать помощника, очень просила открыть – за кого ей молиться. И однажды, так спрашивая, увидела в видении святителя Иоасафа.

Неизвестный художник конца 18 — начала 19 века. Портрет святителя Иоасафа Белгородского.

Икос 12

Поюще праведное житие твое, Иоасафе блаженне, славяще труды твоя и восхождения от славы в славу, зрим и исповедуем, яко кончина твоя рождение бысть в жизнь приснотекущую, еяже струями благодатными и нас, земных, окропляеши и от болезней душевных и телесных, Господу изволяющу, свобождаеши, недугующим и прискорбным многочастне в видении являяся и утешение принося, наипаче же молящимся пред гробницею твоею невидимо внемлеши и видимо помощь подаеши. Темже, благодарственно воспевающе тя, глаголем:

Радуйся, радости приобщивыйся, в печали же сущих не забывый; радуйся, ухо твое ко юдоли скорбей преклонивый.

Радуйся, якоже Илиа Фесвитянин, огнем ревности по Бозе горяй; радуйся, стопами Чудотворца Мир Ликийских в хижины бедных входяй.

Радуйся, отчаянным нечаянное вспоможение; радуйся, разслабленным благодатное укрепление.

Радуйся, яко твоими молитвами хромии хождаху; радуйся, яко тобою слепии зрение получаху.

Радуйся, от многообразных недугов исцеляяй; радуйся, воины православныя на брани охраняяй.

Радуйся, земли российския защитниче верный; радуйся, Православия поборниче нелицемерный.

Радуйся, святителю Христов Иоасафе, чудотворче предивный.

Карьера и чудеса

В 1727 году Иларион (каким он был тогда) принял монашеский постриг и получил имя Иоасафа, а в 1728 году был рукоположен в сан диакона . К концу учебного года он преподавал в Академии. В 1737 году он был назначен архимандритом в монастыре Великих Сорочинцах возле Лубен . В 1744 году по приказу императрицы Елизаветы Иосаф был возведен в сан архимандрита и переведен на пост главы Троице-Сергиевой лавры , важнейшего русского монастыря и духовного центра Русской Православной Церкви . 2 июня 1748 г. был рукоположен в сан епископа Белгородского и Обоянского.

Празднование в Белгороде прославления святителя Иоасафа Белгородского, 4 сентября 1911 г.

После прибытия в Белгород Иоасаф был известен своими неустанными усилиями на благо епархии и особенно своей работой по оказанию помощи нуждающимся, часто навещая бедных и больных.

Он умер 10 декабря 1754 года в возрасте 49 лет в деревне Грайворон. 15 декабря его тело было перевезено оттуда в Белгород и помещено в его Свято-Троицкий собор. Лишь 28 февраля 1755 года гроб был перенесен в склеп собора, сооруженный по приказу Иоасафа. Спустя несколько лет его тело было признано нетленным . Весть об этом распространилась, и больные стали посещать гроб Иоасафа, многие сообщали о своих исцелениях. О чудодейственной силе мощей Иоасафа стало известно на всю Россию, и с каждым годом в Белгород за помощью приезжало все больше людей. Таким образом Иоасаф приобрел ауру святого, и его портреты стали популярными. В 1883 году Свято-Троицкий собор стал монастырским собором, и начали поступать прошения о прославлении Иоасафа . Наконец, в 1910 году царь Николай II попросил Священный Синод прославить Иоасафа как святого, на что он согласился. 4 сентября 1911 года прославление было совершено в Свято-Троицком соборе Белгоруд, на котором присутствовало более 200 000 человек, многие из которых приехали со всей Российской империи и за ее пределами.

Перед Первой мировой войной мощи Иоасафа очень почитались и приносились для исцеления больных, когда приходили большие толпы людей в надежде на чудесное исцеление. Один из присутствовавших на таком мероприятии написал: «Сейчас трудно представить себе это зрелище: тысячи и тысячи больных, искалеченных, искалеченных, одержимых и слепых людей стояли и лежали по обе стороны дороги, вдоль которой должны были лежать мощи святого. нести ». В Свято-Троицком соборе была создана солидная святыня из серебра .

Летом 1914 года, когда пришло известие о начавшейся 29 июля 1914 года австро-венгерской контрольной бомбардировке сербского города Белграда , один помещик, князь Оболенский , энергично заявил своим крестьянам о необходимости войны , и они с энтузиазмом отреагировали. Позже он узнал, что его слушатели понимали под ним Белгород, в котором хранились мощи недавно прославленного Иоасафа.

Долголетие – не всегда милость Божия

Свт. Иоасаф, еп. Белгородский. Гравюра. 1865 г.

Когда святитель Иоасаф начал управлять своей епархией, то пригласил к себе всех священников для знакомства. После совместного богослужения пастыри подходили за благословением к владыке.

Среди них был дряхлый старец, достигший 130-летнего возраста. Старик-священник гордился своим долголетием и был уверен, что это является проявлением милости Божией по отношению к нему за праведную жизнь.

Господь действительно его миловал и не посылал кончину, но не за праведность, а наоборот…

Святитель Иоасаф, отпустив остальных священников, задержал старца и стал его расспрашивать, какой грех держит его на земле и не дает умереть. Батюшка сказал, что никакого греха, в котором бы не покаялся, за собой не помнит. Владыка продолжал его упрашивать очень ласково и кротко. Через какое-то время старец залился слезами и упал на колени: он вспомнил страшный грех, совершенный им не один десяток лет назад.

Однажды, когда он был приходским священником, после совершения Божественной литургии он собрался идти домой. Вдруг слуга помещика заходит в церковь и передает требование своего барина о том, чтобы литургия была отслужена повторно. В храме был один престол, поэтому в этот же день совершать литургию вторично было нельзя. Но барин настаивал и церковные правила, в основе которых лежал глубокий смысл, ему были нипочем. Испугавшись угроз барина больше, чем гнева Бога, священник пошел на грех.

Когда он уже подошел к святому престолу и стал готовиться к повторному служению за ним литургии, то услышал голос, повелевавший ему: «Остановись!» Священник испугался, но страх перед помещиком одержал верх: он произнес первый возглас литургии. И вновь услышал предупреждение: если он дерзнет сейчас служить литургию, то будет проклят.

Но тут батюшкой овладело безумие, и он, дерзко ответив: «Сам будь проклят», продолжил службу.

С того момента до встречи этого священника с владыкой Иоасафом прошло более семи десятков лет, храм разрушился, а на его месте вспахали поле.

Святитель прокомментировал рассказ священника-долгожителя: «Несчастный, что ты сделал…

Ты проклял Ангела Божия, Хранителя того места святого… Оба вы связаны проклятием и доныне. Вот причина долголетия твоего».

В срочном порядке была приготовлена походная церковь, вместе с которой владыка со старцем отправились искать место упоминаемого храма. На найденном месте грешный священник отслужил Божественную литургию, после которой святитель велел батюшке прочитать молитву «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…». Потом владыка прочитал над священником разрешительную молитву о прощении всех его грехов.

Так священник достиг мира с охранявшим святой престол Ангелом и своей совестью. Плача и благодаря, он потянулся к епископу, силы его покидали. Владыка обнял умирающего священника. Батюшку погребли на том же месте.

Святитель Иоасаф Белгородский. Портрет из Красного зала Митрополичьей гостиницы Троице-Сергиевой Лавры. Изображение с сайта stsl.ru

Клятва

– А текст этой клятвы тоже сохранился среди документов?

– Конечно. Он помещен нами на обложку книги:

– Отец Олег, я могу под этими словами. Святитель Иоасаф не только дал мне интересную работу, но и круто изменил мою жизнь – вместо науки я посвятила ее общественной деятельности и журналистике, побывала во многих странах, прикоснулась ко многим православным святыням, узнала жития разных святых, среди которых особое место занимает для меня Великая княгиня Елизавета Федоровна.

– Великая княгиня Елизавета Федоровна очень почитала святителя Иоасафа еще до его прославления. Она писала о нем из Ливадии своей младшей сестре Императрице Александре Федоровне. Писала о нем и в своем дневнике, и мне в душу запала одна ее запись о той духовной радости, которую она испытывала, проезжая через Белгород, хотя не имела возможности зайти в собор и в пещерку. По ее словам, она чувствовала, что молитва святого Иоасафа обитает не только в пещерке, но и в окрестностях.

Поэтому, видимо, не случайно, что уже будучи настоятельницей московской Марфо-Мариинской обители милосердия, она в сопровождении сестер обители вместе с Великим князем Константином Константиновичем Романовым (знаменитым поэтом К.Р.) принимала участие в сентябрьских торжествах 1911 года, представляя царскую семью.

Благодаря заботам Императора Николая II и Елизаветы Федоровны затянувшийся процесс канонизации святителя был наконец завершен. Кстати, прославление святителя Иоасафа состоялось 4 сентября, в канун ее тезоименитства. В тот день было совершено архиерейским служением всенощное бдение, а 5 сентября Великая Матушка приобщилась Святых Таин за ранней литургией.

– Святость и Святые

– В дни торжеств в Белгород прибыли пять крестных ходов. Где размещались паломники?

– Мы приготовили около 2000 мест в гостиницах и общежитиях. Для тех, кто хотел исповедоваться и причаститься, круглосуточно были открыты все центральные храмы. Всю ночь был открыт доступ к мощам святителя Иоасафа.

Сто лет назад для размещения паломников был разбит лагерь богомольцев, который посетила и Великая княгиня Елизавета Федоровна. Как и Император Николай II и члены его семьи, она участвовала в торжествах прославления Преподобного Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского, других святых. И теперь все они, прославленные в лике святых, молятся о нас и помогают нам по нашей вере.

– А насколько масштабными были торжества век назад?

– Об их масштабности говорят всего лишь несколько документально подтвержденных цифр, свидетельствующих о том, насколько известным в России было имя святителя Иоасафа.

Согласно архивным документам население Белгорода вместе с прилегающими к нему территориям составляло 42 тысячи жителей, а на торжества сюда приехало 250 тысяч паломников, причем, не только из Курской и Белгородской и соседних епархий, но и из других мест. Самый дальний крестный ход, который пешком пришел в Белгород, – это был крестный ход из города Прилуки Полтавской губернии – с родины святителя Иоасафа. Сейчас это Черниговская область на Украине.

Немаловажно, что вопрос о канонизации святителя поднимался неоднократно, и впервые это произошло в начале XIX века, в силу того, что в пещерке у его гроба с нетленным телом было много исцелений. Еще в 1815 году жители Белгорода обращались с ходатайством об открытии нетленных мощей и причислении к лику святых епископа Иоасафа, который почил в Бозе года

Но прославили его лишь в 1911 году.

Почти век ходатайство местного населения о прославлении святителя Святейшим Синодом в Москве не поддерживалось. На протяжении почти ста лет шла очень активная переписка по этому вопросу. Практически каждый назначаемый на Белгородскую кафедру архиерей, видя народное почитание святителя, обращался в Синод с ходатайством о причислении его к лику святых. На основании многих представлений Святейший Синод подал царю доклад о необходимости и целесообразности канонизации бывшего епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). Она состоялась благодаря усилиям Императора Николая II, который полностью согласился с предложением Синода.

Божьим промыслом случилось так, что, когда была проложена железная дорога в Крым, Белгород оказался тем городом, который два раза в год проезжали члены Царской фамилии. И зная о том, что такие ходатайства уже поступали в Синод и были подтверждаемы документами об исцелениях у мощей святителя, Император Николай II, проезжая через Белгород в 1904 году, посетил пещерку, молился в ней и воочию убедился в 100-процентном нетлении мощей святителя Иоасафа.

Иконы

При жизни святого было много сделано его портретов, поэтому внешность хорошо известна. Он имел сухощавое лицо, темные глаза, волосы немного курчавые. Иконы Иоасафа Белгородского встречаются двух видов:

  • в праздничном облачении архиерея;
  • в мантии епископа.

На обеих образах в левой руке праведника имеется жезл — символ архиерейской власти, ведь в Священном Писании духовенство часто сравнивается с пастухами, которые призваны оберегать свой народ, хранить его от духовных опасностей. Правая рука может быть сложена в благословении, либо в ней святой держит крест.

Есть в одном из музеев редкая икона, где портрет окружен самыми известными сценами из жития святого. До официального утверждения по рукам ходили многочисленные портреты-иконы. Большинство из них не имеет нимба, или грешит другими отступлениями от правил. После канонизации был разработан специальный церковный образ, утвержденные комиссией. Икона имеет портретное сходство со святым, но написана по православным канонам.

Святитель также изображается среди тех святых, которые были прославлены в то же время — в конце 19 — начале 20 вв.

Тропарь, глас 3*

Святи́телю Хри­сту́ Бо́гу возлю́бленне,/ пра́вило ве́ры и о́браз милосе́рдия лю́дем был еси́,/ бде́нием же, посто́м и моли́твою,/ я́ко свети́льник пресве́тлый просия́л еси́,/ и просла́влен от Бо́га яви́лся еси́;/ те́лом у́бо в нетле́нии почива́я,/ ду́хом же престо́лу Бо́жию предстоя́,/ чуде­са́ пресла́вно источа́еши./ Моли́ Хри­ста́ Бо́га,// да утверди́т нас в Правосла́вии и благоче́стии/ и спасе́т ду́ши на́ша.

Пере­вод: Свя­ти­тель, Хри­стом Богом воз­люб­лен­ный, ты был образ­цом веры и при­ме­ром мило­сер­дия для людей, бде­ни­ем же, постом и молит­вой, как пре­яр­кий све­тиль­ник про­си­ял ты, и был про­слав­лен Богом, ибо телом ты почи­ва­ешь в нетле­нии, духом же Пре­сто­лу Божию пред­сто­ишь и чуде­са уди­ви­тель­но исто­ча­ешь. Моли Хри­ста Бога, да утвер­дит нас в Пра­во­сла­вии и бла­го­че­стии и спа­сет души наши.

Молитва

О святителю Христов Иоасафе, чудотворче Белоградский! Веруем грешнии и недостойнии, яко очи Господни на праведных и уши Его на молитву их, и того ради к молитвам твоим прибегаем и ходатайства твоего за нас просим, по глаголу апостольскому уповающе, яко любы твоея николиже отпадает. Во гресех и болезнех наших льну курящемуся и трости сокрушенней уподобихомся, и, аще живем, милостию Бога живем и за молитвы праведник Его. Приклони убо и ты, отче праведне, сердце твое к молению нашему, и предстательством твоим даждь роду христианскому от Господа мир и благословение. Православие укрепи, нападения же лукавнующих и беззаконных на церковь Божию отжени. Умоли Отца небеснаго избавитися нам от нашествия вражескаго, от междоусобий же и смятений народных, от губительных поветрий и смертоносныя язвы, от глада, огня, потопа и иных бед и обстояний. Испроси у Христа Бога душам нашим крепость и телесем нашим потребное здравие, болезнем же исцеление: хромым хождение, слепым прозрение, разслабленным утверждение, печальным утешение и от всех скорбей избавление. Отпадшыя же лозы Христовы ветви паки с тою соедини, еяже и сам причастник быти сподобился еси, да тако прославится тобою пречестное и великолепое имя Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва 5-я, в день прославления святителя

Свт. Иосаф Белгородский

В парадном одеянии, с архиерейским символом церковной власти в руке, взирает на поющих ему радость и славу духовный светильник земли Белгородской. За скорым подспорьем к нему обращаются не только в дни соборного поминовения, но и в горькие минуты житейских невзгод.

Житие святителя

Заботливый пастырь и защитник обездоленных родился в 1705 г. в семье благочестивых дворян Горленко на Полтавщине. Высокое предназначение мальчика Иоакима было открыто в чудесном видении его отцу, рассказавшему об этом после кончины святого.

В семь лет Иоаким отправился учиться в Киевскую академию, окончив которую, после двухлетнего испытания себя и втайне от родителей, решил принять монашество. В 1727 г. пострижен в малую схиму. Хлопоты в качестве игумена Лубенского монастыря привели смиренного монаха в столицу на берегах Невы, где его ждала аудиенция у самой императрицы Елизаветы Петровны.

Интересный фактПод впечатлением от его проповеди, она вскоре повелела назначить архимандрита Иоасафа наместником Троицкой обители на Маковецком холме.

В 1748 г. уже в качестве епископа он прибыл на Белгородчину, сменив почившего предшественника. Здесь он усердно трудился до самой смерти, став щедрым благотворителем бедных, смелым защитником духовенства от неправедных притеснителей, строгим блюстителем искреннего благочестия.

10

Декабря
1754 года

День, когда святитель мирно скончался.  Гроб поместили в соборном склепе, где спустя два года после погребения были обретены нетленными чудотворные мощи.

Это интересно: Жизнь и труды Белгородского святителя Иоасафа

В каких случаях прибегают к чтению акафиста

Молитвенное обращение к справедливому белгородскому заступнику перед его образом укрепляет православных христиан, проходящих различные испытания в ежедневном следовании за Христом.

К чтению акафиста прибегают с просьбами к святителю об исцелении:

  • глухоты;
  • потери зрения;
  • врожденной немоты;
  • болезней сердца;
  • других серьезных заболеваний.

Святитель подает молящимся терпение в борьбе с различными недугами, а также помогает угасить семейную ссору, воспитать непослушных детей, решить текущие проблемы с деньгами и поиском подходящей трудовой занятости.

Особенно благодатно акафистное пение в церкви или дома перед образом. Иконописцы рисуют его лик в точном соответствии с портретными прижизненными изображениями. Внимательное чтение молитв и сосредоточение на образе архипастыря помогают не рассеиваться и в полноте донести ему свою просьбу.

Обратившись в духе в момент своего упокоения к своему знакомому игумену Исаии, чудотворец подтвердил свое пребывание с Господом, ныне с небес помогая нуждающимся еще больше, чем делал это в земной жизни.

Серафим Пересветов

Сайты приходов:

Храм Рождества Христова г. Урюпинск (Урюпинская и Новоаннинская епархия)

Архангело-Михайловский Зверинецкий монастырь г. Киев (Киевская епархия)

Храм Иоасафа Белгородского г. Екатеринбург (Екатеринбургская епархия)

Николо-Иоасафовский Собор г. Белгород (Белгородская епархия)

Храм свт. Иоасафа Белгородского в Парголово г. Санкт-Петербург (Санкт-Петербургская епархия)
Храм Иоасафа Белгородского р.п. Гари (Нижнетагильская епархия)

Свято-Троицкая Сергиева Лавра г. Сергиев Посад (Ставропигиальные монастыри РПЦ)

Храм Иоасафа Белгородского с. Топчиха (Рубцовская епархия)
Мужской монастырь в честь «Песчанской» иконы Божьей Матери г. Изюм (Изюмская епархия)

Кафедральный собор Николая Чудотворца г. Грайворон (Губкинская епархия)

Храм-часовня Иоасафа Белгородского г. Белгород (Белгородская епархия)
Храм свт. Иоасафа Белгородского г. Котельниково (Калачевская епархия)

Молитва 4‑я, в день прославления**

Вели́кий и пра́зднственный де́нь се́й, де́нь тво­е­го́ на зем­ли́ прославле́ния, святи́телю о́тче на́ш Иоаса́фе, зем­ли́ на́шея сла́во и ра́дование вели́кое, при­и­ми́ сия́ смире́нная и те́плая моле́ния на́ша. Дне́сь зри́м испо́лнившийся глаго́л Госпо́день: прославля́ющия Мя́ просла́влю. Се́ бо во дни́ земна́го жития́ тво­е­го́ ничто́же иска́л еси́, то́чию же во́лю Бо́жию исполня́ти и ча́да па́ствы тво­ея́ упра́вити во спасе́ние, и того́ ра́ди мно́гия тру­ды́, ско́рби, боле́зни, путеше́ствия подъя́л еси́. По сконча́нии же твое́м просла́ви тя́ милосе́рдый Госпо́дь, теле­си́ тво­е­му́ нетле́ние и си́лы целе́бныя дарова́вый; те́мже то́ки исцеле́ний моля́щимся источи́л еси́ и призыва́ющим тя́ неду́гующим и скорбя́щим мно́гажды явля́лся еси́, и утеше́ние и цель­бу́ ско́рую те́м подава́я. Сего́ ра́ди, я́коже избра́нника Боже́ственныя благода́ти тя́ ве́дущи, Це́рковь Христо́ва просла́вите тя́ я́коже но́ваго чудотво́рца зем­ли́ на́шея сподо́бися. Бла­го­сло­ви́ у́бо и поми́луй, архиере́ю и́стиннаго Бо́га, лю́ди правосла́вныя. Да́руй и́м утеше́ние се́рдца, отра́ду и ми́р и ра́дость при́сную о Го́споде. Сохра­ни́ в ми́ре держа́ву Росси́йскую и лю́ди ея́ во и́стине утвер­ди́, во́ином му́жество непоколеби́мое да́руй и вся́ лю́ди безпеча́льны сохра­ни́. Изже­ни́ вся́кую кра­мо­лу́ и крамо́льных челове́к лука́вая раз­ру­ши́ сове́тования, па́че же те́х са́мых в покая́ние при­ве­ди́. Па́стырем и архиере́ом пода́ждь прему́дрость, чисто­ту́ и пра́ведное житие́, я́коже и са́м си́ми украша́лся еси́. Младе́нцем воспита́ние благо́е да́ждь, ю́ныя научи́, боля́щим и скорбя́щим здра́вие испро­си́. Су́щим во труде́х терпе́ние и упова́ние посли́, бога́тым смиренному́дрие и ко бли́жним милосе́рдие да́руй. На́м же все́м ра́дость о Го́споде при́сную пода́ждь, да вси́ благода́рне тя́ ублажа́ем, глаго́люще та́ко: велича́ем тя́, святи́телю о́тче Иоаса́фе, и чти́м святу́ю па́мять твою́, ты́ бо мо́лиши за на́с Хри­ста́ Бо́га на́шего.

Минея. 10‑е декабря.

Ака­фист свя­ти­те­лю Иоаса­фу, епи­ско­пу Белгородскому.

  • Глас в Словаре.
  • Канон свя­ти­те­лю Иоаса­фу Белгородскому.

Песчанская икона Божией Матери

Святителю Иосафу была присуща духовная прозорливость. В 1754 году, объезжая епархию, он прибыл в город Изюм. Когда он вошел в церковь, в притворе в углу заметил большую икону Божией Матери, которая служила как бы перегородкой, за которой ссыпали уголь для кадила. Долго с умилением смотрел на икону, и пав пред нею на колени, произнес: «Царица Небесная! Прости небрежность Твоих служителей, не ведают, что творят!». Сделав замечание благочинному, приказал поставить в более приличном месте, и на ответ благочинного, что в церкви много икон от старого иконостаса, которым нет места, сам указал на большой киот, сказав: «Это приличное место для иконы Божией Матери. Поставьте на место уже обветшавших икон».

10 сентября православные отмечают праздник святых, превративших Киев во второй Иерусалим

В течение трех дней, пока он был в городе, святитель ежедневно утром и вечером приходил в эту церковь и молился перед Иконой Божией Матери. Весть о иконе и о молитве перед ней стала быстро распространяться, и многие жители стали прибегать к ней за помощью. От этой иконы и ныне совершаются великие знамения Божией благодати.

Впоследствии оказалось, что перед выездом в этот город святитель видел сон – при входе в церковь, увидал икону в куче мусора, и был голос, исходивший от нее: «Смотри что сделали с Ликом Моим служители сего храма. Образ Мой назначен для страны источником благодати, а они повергли его в мусор». После посещения церкви святитель был поражен сходством иконы, которую видел во сне, с той иконой, которая стояла в притворе в небрежении. Таким образом была прославлена Икона Божией Матери, именуемая «Песчанская».

28 августа – Успение Пресвятой Богородицы: история праздника, приметы и традиции

«Строгий в исполнении святительского долга, он был кроток и смирен сердцем. Знал о нуждах своей паствы, не забывал обездоленных. Посылал в дома бедняков своего келейника с милостыней, а иногда сам, переодевшись в простые одежды, отправлялся в город для дел милосердия. Скупая на базаре дрова, сам их колол и отправлял нуждающимся», — рассказал митрополит.

История жизни святого

Канонизация епископа происходила в 1911 г. При этом, в народе его стали почитать гораздо раньше, а именно – сразу после того, как Иоасафа не стало.

На самом деле Иоасафа звали Иоаким, и родился он в 1705 г. в семье довольно известного в России рода Горленко. В юном возрасте он стал довольно таки религиозным человеком, и поскольку носил имя отца Богородицы, постоянно ощущал покровительство этих святых.

В семилетнем возрасте он начал обучаться в духовной семинарии в Киеве, где ознакомился со множеством святынь, и это настолько его впечатлило, что он захотел посвятить свою жизнь служению Господу. На решение стать монахом повлияли представители Киево-Печерского монастыря. При достижении семнадцати лет он оставил академию и начал испытание в Межегорском и Спасо-Преображенском монастырях. Через два года он принял постриг, и его назвали Иларион. После пострига он полностью отрекся от предыдущей жизни, а через четыре года он получил мантию и его назвали Иоасафом, а через год и вовсе его посвятили в иеродиаконы.

В возрасте двадцати девяти лет Иоасаф стал иеромонахом, начал службу пастырем при Киево-Братском монастыре, а позже при Киево-Софийском соборе. Спустя три года он получил благословение для службы игуменом в Преображенском монастыре. Данное святилище досталось ему в крайне разрушенном состоянии, и он потратил много времени и сил для его восстановления.

В 1744 г. императрица Российской Империи Елизавета назначила его архимандритом и наместником в Троице-Сергиевой лавре. При этом, он оставался в должности настоятеля Лубянского монастыря. Спустя четыре года он стал епископом Белгородским и Обоянским.

Помимо этого, он был аскетом, и это привело к сильной физической боли. Тем не менее, он продолжал вести свою паству, ежегодно он объезжал всю свою епархию и заезжал в каждый город и поселок. Более того, он нередко позволял себе зайти в дома обычных жителей, где выступал с проповедями о простоте, скромности и нравственности, а паства верила ему, ведь он был для них примером всех тех поступков, о которых он говорил в своих речах. Также он нередко подтверждал свою любовь и проявлял милосердие к ближним своим.

Будущий святитель за несколько месяцев до своей смерти попрощался с паствой в Белгороде, после чего отправился повидать родителей. На обратной дороге в Грайвороне епископ тяжело заболел. Спустя два месяца 10 (23) декабря 1754 года он скончался.

Тело Иоасафа оставалось нетленным в открытом гробу в Свято-Троицком соборе до конца февраля, когда в Белгород из-за разлития рек смог добраться епископ Переяславский и Борисопольский преосвященный Иоанн Козлович, назначенный Святейшим Синодом для совершения погребения Иоасафа. 28 февраля 1755 года гроб с телом будущего святителя помещают в специально сооружённый склеп в Свято-Троицком соборе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector