Ян амос коменский: взгляды, труды, вклад в педагогику
Содержание:
- «Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного»
- Наследие
- Влияние взглядов и идей Яна Амоса Коменского на развитие современной педагогики
- Ян Амос Коменский книги. Коменский Ян Амос. Книги онлайн
- Биография и деятельность
- Образовательные принципы Коменского: история и современность
- Причины трудностей научных занятий
- Биография Яна Коменского
- Детские и юношеские годы
«Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного»
«Orbis pictus», фото: Милош Турек
– Прижизненную славу Коменскому принесли именно учебники. Почему они до сих пор считаются большим открытием в педагогике?
– Его самыми известными работами можно назвать «Janua – Открытая дверь языков» и «Orbis pictus». Он первым решил сделать образование доступным и создавал учебники с картинками – до этого иллюстрации так широко не использовались. Также Коменский прорабатывал методику обучения языкам, и его новаторство состоит как раз в способе обучения человека иностранному языку – Коменский хотел упростить этот процесс, что, можно сказать, ему удалось. И в наши дни его учебники, прежде всего «Orbis pictus» служат прекрасной отправной точкой для тех, кто занимается методикой обучения иностранным языкам.
– Оглядываясь на судьбу Яна Амоса Коменского, невольно задаешься вопросом, не помог ли его вынужденный отъезд из Богемии распространению взглядов мыслителя в Европе?
Фото: архив Музея Яна Амоса Коменского
– Эмиграция сыграла в судьбе Коменского и положительную роль, и стала огромной жизненной утратой. Этот опыт он привносит и в свои труды, и, я думаю, что некоторые из них вообще не были бы написаны, если бы он не находился в эмиграции. Остается вопросом, получил бы он такую широкую известность, если бы не покинул родину. Конечно, в ту эпоху было обычным явлением, когда люди путешествовали для приобретения новых знаний, однако это было присуще лишь богатым слоям общества, и Коменский не принадлежал к тем, кто мог себе это позволить.
– Религиозная деятельность Коменского часто остается в тени. Между тем, он занимался такой интересной работой как запись пророчеств – видений о будущем. Известно, что он был знаком с юной полькой Кристиной Понятовской, которая «увидела» возвращение Фридриха Пфальцского на чешский трон.
– Коменский издал два сборника пророчеств, что некоторые ставят ему в вину до сих пор. Однако он этим занимался и черпал в них вдохновение. Думаю, в них он находил определенную надежду на перемены. Подспудно он хотел вернуться обратно на родину, и пророчества давали ему надежду на то, что изменения настанут еще при его жизни – что Габсбурги потеряют власть. К тому же в то время пророчества являлись частью культуры, однако и некоторые его современники критиковали его за подобное увлечение.
– Все же от Коменского нас отделяет три с половиной века. Может ли что-то в его трудах почерпнуть современный человек?
«Материнскую школу», фото: SPN
– И сегодня произведения Коменского могут многое сказать читателю. Его наследие поистине огромно. Лично я больше всего люблю «Материнскую школу». Уже по названию понятно, что там он рассматривает обучение самых маленьких детей. И там мы найдем мысли, актуальные и сегодня, что дети – набольшая ценность для родителей, что человек должен заботиться о своем здоровье. Коменский пишет об эпидемии чумы, что актуально и сегодня, когда мы сталкиваемся с эпидемией – пусть и другой болезни
Однако на что обращает внимание читателя Коменский, и что актуально и сегодня, так это то, что человек должен защищать свои органы дыхания. И это уже присутствует в его книге, которая вышла еще в XVII веке
– Известно, что Коменский, хоть и не болел сам, но тесно и трагически соприкоснулся с чумой. С учениками он заходил в зачумленные дома, оказывал помощь больным, хоти и осознавал опасность такой деятельности.
Сотрудница музея Я.А. Коменского, доктор Мартина Галиржова, фото: Архив М.Г.
– Коменский пережил несколько эпидемий чумы, и во время одной из них он потерял своих близких, свою семью – детей, жену, что стало для него огромной утратой, с которой ему пришлось как-то пытаться смириться. Возможно, именно потому он и посвятил одну из своих работ эпидемии чумы.
– Вы участвуете в такой интересной акции как международный марафон «Весь мир читает Коменского». Расскажите об этом.
Эта акция проводится как напоминание о годовщине смерти Коменского. Она стартует в Праге. Чтение начинается ровно в полночь и длится непрерывно до следующей полуночи, то есть 24 часа в течение 15 ноября. Философский институт обратился с этим предложением к тем, кто любит Коменского или занимается его наследием. Можно было выбрать определенное время для чтения и конкретный фрагмент одного из его трудов. Я выбрала отрывок из «Материнской школы». Философский институт обратился и за границу – тексты Коменского будут читать в Японии, России, Германии, Великобритании, так что это по-настоящему международный проект.
Наследие
Медаль Коменского, награда ЮНЕСКО за выдающиеся достижения в области исследований и инноваций в области образования, увековечивает Коменского. Питер Друкер приветствовал Коменского как изобретателя учебников и букваров .
Чехия
Банкнота чешской кроны с изображением Коменского
В период чешского национального возрождения XIX века чехи идеализировали Коменского как символа чешской нации . Этот образ сохраняется и по сей день.
Чешская Республика отмечает 28 марта, день рождения Коменского, как День учителя . Университет Яна Амоса Коменского был основан в Праге в 2001 году и предлагает программы бакалавриата, магистратуры и магистратуры. Проект непрерывного образования « Врата к языкам» , проводившийся в Чешской Республике с октября 2005 г. по июнь 2007 г. и направленный на языковое образование учителей, был назван в честь его книги « Janua linguarum Reserata» («Ворота к языкам открыты»). Коменский изображен на банкноте в 200 чешских крон .
В его честь назван астероид 1861 Коменский , открытый Любошем Кохутеком .
В другом месте Европы
Портрет Коменского словацкого художника Кароля Милослава Легоцкого
В городе Шарошпатак , Венгрия , его именем назван педагогический колледж, который принадлежит университету Мишкольца . Имя Коменского было дано начальным школам в нескольких городах Германии , включая Бонн , Графинг и Деггендорф . В Скопье , Северная Македония чехословацкое правительство построила школу после катастрофического 1963 года землетрясения и назвала его после Коменского (Яна Амоса Komenski в Македонии ). В Польше Фонд Коменского — это неправительственная организация, деятельность которой направлена на предоставление равных возможностей детям в возрасте до 10 лет. В 1919 году решением парламента в Братиславе , Чехословакия, ныне Словакия, был основан университет Коменского . Это был первый университет с курсами на словацком языке .
Итальянский кинорежиссер Роберто Росселлини взял Коменского, и особенно его теорию «прямого видения», в качестве модели для развития своих дидактических теорий , которые, как надеялся Росселлини, откроют миру утопическое будущее.
Comenius — это школьная партнерская программа Европейского Союза . В Соединенном Королевстве библиотека Западного банка Университета Шеффилда хранит самую большую коллекцию рукописей Коменского за пределами Чешской Республики.
Соединенные Штаты
В 1892 году был построен Коменский зал, главный класс и офисное здание факультета в кампусе Моравского колледжа в Пенсильвании. В 1892 году педагоги во многих местах отметили 300-летие Коменского, и тогда было создано Коменское общество по изучению и публикации его произведений. Департамент образования Салемского колледжа в Северной Каролине ежегодно проводит симпозиум Коменского, посвященный в его честь; предметы обычно касаются современных проблем в образовании. Фонд Коменского в США, некоммерческая благотворительная организация 501 (c) (3), использует фильмы и документальные фильмы для укрепления веры, обучения и любви.
Влияние взглядов и идей Яна Амоса Коменского на развитие современной педагогики
Как уже говорилось, педагогическая деятельность Яна Амоса
Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку, в развитии
которой заинтересована каждая цивилизованная нация. На протяжении многих лет
Россия и ее школы проявляют интерес к наследию Яна Амоса Коменского. Используя
взгляды и идеи великого педагога, они, насколько это возможно, творчески
трансформировали его методику преподавания в соответствии с российскими
потребностями и условиями, но не нарушая принципов, заложенных Коменским.
Во времена Петра I широко использовалась книга Коменского
«Мир чувственных вещей в картинках», которая, по мнению Петра I, была
особенно необходима, так как этот труд знакомил учеников с различными видами
техники, ремесел и труда, но эта книга была также инструментом для изучения
иностранных языков. Кроме того, Ян Амос Коменский считается прародителем всех
иллюстрированных букварей. В своей книге «Мир разумных вещей в
картинках» он привел своего рода «картинный алфавит», то есть
изображения различных животных, крик которых похож на артикулированные звуки
человеческой речи.
Первоначально путь в Россию был проложен его учебниками по
языку, но в 19 и 20 веках в России стала широко применяться, изучаться и
углубляться его педагогическая система.
Теория обучения Коменского — величайшее достижение
человеческой мысли, которое не утратило своего значения и по сей день.
Отталкиваясь от прогрессивного взгляда гуманистов на природу, человека и
требования основывать наши знания на наблюдении, опыте и индукции, Коменский
заложил основу материалистического фундамента педагогики как науки. Серьезным
столпом педагогической теории Коменского был прогрессивный взгляд на природу и
человека как ее часть, объективные законы которой должны изучаться научно.
Именно изучение законов природы дало Коменскому солидную возможность построить
«науку учения». Все развитие дидактики иностранного языка и русской
педагогики является дальнейшим развитием тех идей и вопросов, которые поднимал
великий чешский педагог.
Как уже упоминалось, Я.А
Коменский уделял особое внимание
последней стадии образования, академии и познавательному путешествию, которое
обеспечивает расширение кругозора, обогащение жизненных наблюдений, углубление
профессиональной подготовки
Вклад Я.А. Каменского в развитие высшего образования
сосредоточен в основном на четырех основных проблемах:
- отбор молодых людей для обучения в высшем учебном заведении;
- содержание высшего образования;
- организация познавательной деятельности студентов;
- координировать усилия ученых в сфере высшего образования по развитию и продвижению педагогической теории.
Он видел главную цель школы, и особенно высшего образования,
в том, чтобы развить способности человека и дать ему возможность свободного,
естественного развития. В связи с этим возник вопрос о том, кто должен учиться
в академии. По мнению Коменского, это право должно достаться самым талантливым
выпускникам гимназий, «избранным умам, цвету человечества».
Требования Коменского к личности преподавателя высшей школы,
из которых он считал наиболее важными: профессиональная компетентность, умение
сделать преподавание увлекательным и полезным, стремление постоянно пополнять
знания, владение профессиональной и педагогической культурой, актуальны и
сегодня. Согласно Коменскому, учителя средней школы должны быть членами
«дидактического совета» — государственного органа, отвечающего за
развитие педагогической теории, внедрение и распространение новых знаний.
Впоследствии эта идея воплотилась в виде педагогических общественных
организаций, ассоциаций, академий педагогических наук и т.д.
Я.А. Коменский также говорил о таком методе обучения, как
самостоятельная работа учеников. Самостоятельная работа — это именно тот метод
обучения, с помощью которого преподаватель организует учебно-познавательную
деятельность студентов на занятиях и при подготовке к ним.
Самостоятельная работа студентов направлена, прежде всего,
на углубленное освоение программного материала. С этой целью студенты
самостоятельно изучают психолого-педагогическую литературу, которая имеет
отношение к предстоящей лекции и помогает закрепить полученные знания, а также
расширить и углубить те темы, которые были недостаточно освещены на лекции.
Во-вторых, самостоятельная работа выполняется студентами во
время подготовки к семинарам и лабораторно-практическим курсам коллоквиумам, к
зачетам и экзаменам, а также во время аудиторных занятий.
При подготовке к занятиям самостоятельная работа принимает
форму индивидуальной и групповой работы студентов.
Ян Амос Коменский книги. Коменский Ян Амос. Книги онлайн
Ян Амос Коменский (чеш. Jan Amos Komenský, лат. Comenius; 28 марта 1592, Нивнице, Южная Моравия — 15 ноября 1670, Амстердам) — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.
Первоначальное образование Ян получил в братской школе. В 1602-04 гг. от чумы умерли его отец, мать и две сестры. В 1608-10 Ян учился в латинской школе города Пршерова. В 1611 году Ян Коменский, в соответствии с догматами своей церкви, прошёл обряд крещения и получил второе имя — Амос.
Затем он учился в Херборнской академии, в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 Коменский — учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В Фульнекский период Коменский написал книгу «Моравские древности» (1618–1621) и составил подробную карту родной Моравии (1618–1627).
В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католических фанатиков, Коменский эмигрировал в Польшу, в город Лешно (где в 1626 году моравские братья основали свою гимназию). Здесь он преподавал в братской гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников.
В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1651 году трансильванский князь Дьёрдь II Ракоци предложил Коменскому осуществить реформу школ в его землях. Преподавание по новой системе началось в городе Шарошпатак.
Вскоре Коменский вернулся в Лешно. В 1655 году Лешно взяли шведы — союзники запорожского гетмана Богдана Хмельницкого, воевавшего с Речью Посполитой. Как местные лютеране, так и Ян Амос Коменский и моравские братья, прежде много претерпевшие от католического фанатизма, радушно встретили протестантскую (лютеранскую) армию.
В 1656 году Коменский выехал в Амстердам через Гамбург.
Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.
Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).
Биография и деятельность
Ян Коменский родился в Моравии, в городке Нивнице. Сын Мартина Коменского (Martin Komenský) и Анны Хмеловой (Anna Chmelová). Мартин Коменский был уроженцем соседней деревни Комне. Отец Мартина — Ян Сегеш (Jan Segeš) — перебрался в Моравию из Словакии, и взял себе фамилию Коменский — в честь деревни Комне, в которой поселился. Мартин и Анна Коменские были членами религиозной общины Чешских (Моравских) братьев.
Первоначальное образование Ян получил в братской школе. В 1602-04 гг. от чумы умерли его отец, мать и две сестры. В 1608-10 Ян учился в латинской школе города Пршерова. В 1611 году Ян Коменский, в соответствии с догматами своей церкви, прошёл обряд крещения и получил второе имя — Амос.
Затем он учился в Херборнской академии, в Гейдельбергском университете, где приступил к созданию своеобразной энциклопедии — «Театр всех вещей» (1614-27) и начал работу над полным словарём чешского языка («Сокровищница чешского языка», 1612-56). В 1614 г. Коменский — учитель братской школы в Пршерове. В 1618-21 жил в Фульнеке, изучал труды гуманистов эпохи Возрождения — Т. Кампанеллы, Х. Вивеса и др. В Фульнекский период Коменский написал книгу «Моравские древности» (1618—1621) и составил подробную карту родной Моравии (1618—1627).
В 1627 Коменский приступил к созданию труда по дидактике на чешском языке. В связи с гонениями со стороны католических фанатиков, Коменский эмигрировал в Польшу, в город Лешно (где в 1626 году моравские братья основали свою гимназию). Здесь он преподавал в братской гимназии, закончил свою «Дидактику» на чешском языке (1632), а затем переработал её и перевёл на латинский язык, назвав «Великой дидактикой» (Didactica Magna) (1633-38), подготовил несколько учебников: «Открытая дверь к языкам» (1631), «Астрономия» (1632), «Физика» (1633), написал первое в истории руководство для семейного воспитания — «Материнская школа» (1632). Коменский усиленно занимался разработкой идей пансофии (обучение всех всему), которые вызвали большой интерес европейских учёных.
Изображение Коменского на барельефе, украшающем здание школы в Долани (Чехия)
В 40-е гг. опубликовал ряд учебников. В 1651 году трансильванский князь Дьёрдь II Ракоци предложил Коменскому осуществить реформу школ в его землях. Преподавание по новой системе началось в городе Шарошпатак. Коменскому удалось частично осуществить замысел устройства пансофической школы. Научное обоснование её принципов, учебный план, распорядок дня были изложены Коменским в сочинении «Пансофическая школа» (1651).
Вскоре Коменский вернулся в Лешно. В 1655 году Лешно взяли шведы — союзники запорожского гетмана Богдана Хмельницкого, воевавшего с Речью Посполитой. Как местные лютеране, так и Ян Амос Коменский и моравские братья, прежде много претерпевшие от католического фанатизма, радушно встретили протестантскую (лютеранскую) армию.
В 1656 году Коменский выехал в Амстердам через Гамбург.
Стремясь оживить преподавание и пробудить в детях интерес к знаниям, Коменский применил метод драматизации учебного материала и на основе «Открытой двери к языкам» написал ряд пьес, составивших книгу «Школа-игра» (1656). В Венгрии Коменский закончил первый в истории иллюстрированный учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658), в котором рисунки являлись органической частью учебных текстов.
Переехав в Амстердам, Коменский продолжал работу над начатым ещё в 1644 г. капитальным трудом «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (лат. De rerum humanarum emendatione consultatio catholica), в котором дал план реформы человеческого общества. Первые 2 части труда опубликованы в 1662, рукописи же остальных 5 частей найдены в 30-х гг. 20 в.; полностью труд опубликован на латинском языке в Праге в 1966 году. Итог своей долгой жизни Коменский подвёл в сочинении «Единственно необходимое» (1668).
Образовательные принципы Коменского: история и современность
Наука в целом и педагогика в частности сегодня сделали в сравнении с тем временем большой шаг вперёд, но, несмотря на это, главная награда ЮНЕСКО в области научных исследований и инноваций называется «медалью Коменского». Но ещё более яркой иллюстрацией его вклада является то, что хоть Я. Коменский и жил в XVII веке, основные принципы его «Великой дидактики» легко прослеживаются в современной организации учебного процесса.
Основополагающая идея системы образования Коменского – воспитание детей в духе христианской протестантской церкви. Сегодня она неактуальна, поскольку школа и церковь разделены государством, зато успешно работают другие принципы. Например, классно-урочная система. До этого ученики обучались индивидуально, а чешский педагог предложил организовывать детей в классы, где они совместно бы занимались одним и тем же предметом, на протяжении одного и того же времени. Помимо коллективности и целостности, Я. Коменский говорил и об обоеполости образования – общем образовании для мальчиков и девочек. Также он ввёл понятие школьного года и связанного с ним понятия программы. Учёба делилась на периоды, содержание которых определялось возрастом ученика.
В наше время появляются отдельные материалы и даже экспериментальные школы, критикующие классно-урочную систему как устаревшую. Тем не менее, она во всём мире остаётся доминирующей формой организации учебного процесса (конечно же, не в первозданном виде) и таких же популярных альтернатив не имеет.
Но основные нововведения реформы «старой» школы касались не организации, а самого обучения. Помимо традиционных для школ того времени «свободных искусств», Я. Коменский вводил в гимназиях обучение естествознанию, истории и географии. Всем предметам ученики должны были обучаться постепенно, от общего к частному. Так появились учебники для каждого класса, которые писались с учётом возраста и предшествующей подготовки.
Одним из главных принципов дидактики Коменского было требование наглядности. Любые научные правила и законы должны были подводить черту под доступными и понятными примерами. С высоты сегодняшних дней это может казаться несуразным, но именно «учитель народов» потребовал от педагогов связывать житейскую практику и преподаваемую в школе теорию. И сам написал «Мир чувственных вещей в картинках» – первый учебник, в котором иллюстрации использовались как дидактическое средство. А изречение Я. Коменского: «Без примера ничему не выучишься», – даже стало крылатым.
В целом подача материала должна быть сжатой, но точной, и сопровождаться не просто примерами, а примерами разнообразными, чтобы у детей формировалось максимально широкое представление о событиях и предметах. А то, как ученики усваивают новые знания, предлагалось проверять с помощью упражнений на закрепление.
В «Великой дидактике» говорилось и о требованиях к учителям. Одним из обязательных аспектов работы педагога должно было стать умение не просто давать детям информацию, а и прививать стремление к познанию, мотивировать на обучение. Революционным было и следующее суждение: «Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий».
А в завершение – о нелюбимой многими школьниками теме дисциплины, без которой, по мнению автора, школа и образование немыслимы. Для её поддержания среди учащихся сами учителя должны были подавать верный пример. Ну а основой были наставления, увещевания, а иногда и выговоры. К слову, «иногда», как показала дальнейшая практика, трактовалось каждым по-своему – во многих странах мира физические наказания школьников отменили лишь в XX веке. Но в этом вины Я. Коменского нет.
В качестве итога отметим, что даже такой краткий пересказ основных образовательных принципов великого чешского педагога помогает оценить, насколько современная система образования построена на идеях, которым уже почти 4 столетия. Конечно, они были усовершенствованы и детализированы в ходе дальнейшего развития научной мысли, и приспособлены к требованиям времени. Благодаря этому, традиционное образование продолжает хорошо выполнять свою прямую функцию. Но тот этап развития технологий, на котором мир находится сегодня, всё больше перекраивает ситуацию. Интерактивность, геймификация, MOOC и дистанционное образование позволяют судить о том, что мы находимся в начале нового пути. И, несмотря на это, очевидно, что даже в случае революционных перемен, полностью от идей Коменского отказаться невозможно.
Причины трудностей научных занятий
Коменский выделял следующие причины сложности научных занятий:
- рабский метод постановки занятий;
- порочный способ усвоения вещей;
- неполнота метода.
Эти предпосылки лежат в основе методов педагогики, разработанных чехом. Его целью становится изжить из процесса обучения зубрежку, монотонность и равнодушие учеников и предложить взамен творческие диалоги, вникание в суть явлений и процессов, свободу мысли.
Также Коменский рассуждал о необходимости демонстрационного подкрепления при объяснении или о наглядности. Здесь его идеи распространялись не только на задействование зрительного канала восприятия, но и всех органов чувств для полноты ощущения окружающего мира.
Все работы чешского педагога пронизаны мыслью, что грамотное обучение всегда находится в гармонии с природой, поскольку личность – ее неотъемлемая часть, подчиняющаяся общим природным законам. Коменский предлагал внимательно присмотреться к этим законам и заимствовать в них все необходимое для организации процесса воспитания, к примеру, порядок для школы.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Биография Яна Коменского
Ян Амос Коменский родился 28 марта 1592 г. в небольшом городке Нивнице, что в Чехии. Его родители были верующими людьми и принадлежали к протестантской общине Богемских братьев. Кроме него, в семье Каменских было еще четверо детей.
Детство и юность
В 1604 г., предположительно от чумы, умерли его родители и две старшие сестры. В 16-летнем возрасте Ян поступил в латинскую школу в Пршерове, в которой проучился 2 года.
После этого Коменский продолжил учебу в Реформаторской академии Херборна. Когда ему исполнилось 19 лет, он крестился и стал священником Богемских братьев.
Окончив обучение в 1614 г., Ян вернулся домой и начал работать учителем в школе. Через 2 года он был уже пастором. Тогда же Каменский написал книгу «Грамматика латыни».
В это время началась Тридцатилетняя война (1618-1648), в которую были втянуты многие европейские страны. Она серьезно отразилась на жизни и взглядах Каменского, поскольку военный конфликт произошел вследствие столкновения протестантов и католиков Германской империи.
Стоит заметить, что это противостояние, длившееся около 30 лет, стало последним крупным религиозным конфликтом в истории.
В это время Ян Коменский написал множество статей, направленных на возвращение его народу законных территорий и веры. Вскоре он начал подвергаться гонениям, как, впрочем, и его братья по вере.
В результате, реформатор оказался в польском Лешно, где он находился в относительной безопасности.
Первой супругой Яна Коменского была Магдалина Визовская, с которой он прожил 4 года. В 1622 г. она и двое их детей скончались от чумы.
Спустя 2 года Коменский снова вступил в брак, женившись на дочери епископа Марии-Доротее.
Несмотря на беспрерывные войны и религиозное преследование, Коменский продолжал заниматься писательской деятельностью. Одним из самых известных его произведений является «Великая дидактика», в которой он собрал большинство своих работ.
Серьезное внимание Коменский уделял реформированию знаний. Он постоянно стремился усовершенствовать педагогические методы
В связи с этим он опубликовал книгу «Материнская школа», в которой подробно описал свое видение на воспитание ребенка в первые 6 лет его жизни.
Признание в обществе
В начале 1630-х годов, популярность Яна Коменского стала набирать обороты. Его книги переводились на разные языки и вызывали большой интерес в обществе.
Например, учебник «Открытая дверь к языкам» (1631), позволял быстрее и легче изучать латынь.
В этой книге, в отличие аналогов, вместо традиционных склонений, спряжений и правил, давалось описание реальной действительности.
В скором времени Ян Коменский написал очередную книгу «Христианское всезнание». Она была переведена на английский язык и опубликована под названием «Реформа школ».
Его видение воспитания и образования детей было совершенно новым, вследствие чего оно активно обсуждалось в обществе.
Яна стали приглашать в Великобританию и Францию, где у него было много сторонников. Кардинал Ришелье даже предлагал ему продолжить работать в Париже, обещая создать для него все необходимые условия. Но Коменский отказался.
Вскоре, ему удалось встретиться с Рене Декартом (см. интересные факты о Декарте), имя которого было известно всей Европе.
Детские и юношеские годы
Родился Ян Коменский 28 марта 1592 года в местечке Нивнице, в Южной Моравии. Он был самым младшим из детей у Мартина Коменского и его жены Анны, которые были достаточно зажиточными людьми. Кроме того, отца Яна считали лучшим знатоком и толкователем Библии среди местных гуситов, так называемой общиной чешских братьев.
Мартин с малых лет прививал своему сыну любовь к знаниям и обучал его дома, согласно традициям, принятым в протестантских общинах. Детство Яна прошло беззаботно, но эта пора быстро закончилась.
В двенадцатилетнем возрасте он испытал страшное горе — эпидемия чумы отняла одного за другим у него мать, отца и двух братьев. Ян остался вдвоем с единственной сестрой Маргаритой. Через некоторое время мальчика приютила родная тётя — сестра отца, которая жила с мужем в городке Стражнице на моравско-словацкой границе.
В неспокойном XVII веке войны были почти обыденностью. Вскоре Стражнице был захвачен венгерскими войсками, город был подвергнут полному разорению. Семья тети с маленьким Яном, к счастью, убежала почти невредимой. Они были вынуждены вернуться в Нивнице, и с того дня жизнь будто бы опрокинулась.
Вместо прогулки по накатанной дороге — постоянное бегство от угрозы смерти. Нарушился порядок, казавшийся непоколебимым. Люди лишились ближних, домашнего очага, исчезла школа. Теряли всякий смысл прежние обычаи и привычки.
В шестнадцатилетнем возрасте Яна зачислили в латинскую школу города Пршерова, насквозь пропитанную схоластическим догматическим духом. Достаточно взрослый возраст и рассудительность позволили ему понять, как были порочны организация и методы школьного обучения, которые поддерживали традиции средневековой школы.
Позже он называл годы, проведенные в этой школе, потерянным временем, так как погибла прекраснейшая пора его жизни, цветущие юношеские годы, которые были потрачены на схоластический вздор.
Этот отрицательный личный опыт, полученный в школе, заставил его в дальнейшем разработать совершенно новые методы школьной работы и образования.