Раифский монастырь и чудотворная грузинская икона божией матери

ВОЗРОЖДЕНИЕ РАИФСКОЙ ОБИТЕЛИ

В июне 1990 года архимандрит Всеволод (Захаров), на тот момент игумен, настоятель Петропавловской церкви города Зеленодольска, возвращался со священниками своего храма из Казанского епархиального управления. В этот день он решил осмотреть древнюю Раифскую обитель, находящуюся в четырех километрах от трассы Казань—Зеленодольск. Батюшка давно уже слышал об этом месте от своих прихожан, которые помнили её еще до упразднения. Их описания живописного места, в котором она находилась и той особенной благодатной атмосферы Раифы, которую они хранили в сердцах своих, побуждали его увидеть монастырь своими глазами.

Приближаясь к монастырю на машине по лесной аллее, за деревянными хозяйственными постройками священники вдруг увидели высокую стройную надвратную колокольню, устремившуюся в небо обезглавленным верхом. Ниже виднелись чёрные от ржавчины циферблаты башенных часов, обшарпанные полуразрушенные стены с обвалившимися зубцами и развалившиеся башни. Черным пятном возвышался над деревянным забором некогда белоснежный собор иконы Божией Матери «Грузинская». Но никакое запустение не могло коснуться былого величия и красоты монастырского ансамбля — даже разрушенный, он был прекрасен в окружении заповедного леса.

Пройти внутрь было непросто — на территори обители уже много лет располагалось специальное производственное техническое училище (СПТУ), и вход был только по спецпропускам. Священники обратились к охране с просьбой разрешить им осмотреть монастырь, и администрация СПТУ откликнулась на их просьбу. Директор колонии провел их на территорию монастыря и показал им весь монастырский комплекс.

Внутри монастырь имел плачевный вид: осыпавшиеся стены, разрушенные кровли, купола без крестов. Однако былые красота и величие этой обители явно выступала из руин. Тем временем, в беседе отца Всеволода с директором зашел разговор о том, что хорошо было бы вновь открыть этот монастырь и тот одобрительно об этом отозвался.

С того времени игумен Всеволод стал хлопотать об открытии монастыря и срочно принялся собирать документы, необходимые для этого. Когда все документы были готовы, их направили Уполномоченному по Делам Религий при Совете Министров ТССР, а он переправил их в Москву в Совет по Делам Религий при Совете Министров СССР, и в конце декабря 1990 года была получено официальное разрешение на открытие храма на территории монастыря. После получения регистрационного свидетельства отец Всеволод обратился в Зеленодольский райисполком за разрешением на открытие монастыря.
 
Этот вопрос рассматривался на сессии Зеленодольского райисполкома в январе 1991 года. Зампредседателя райисполкома Весёлкин Е.С. зачитал решение райисполкома о том, что райисполком не может передать монастырь Русской Православной Церкви до полного выселения СПТУ, отклонив тем самым прошение о возвращении монастыря. Также отказ в передаче монастыря верующим мотивировался тем, что это якобы может нанести психологическую травму воспитанникам, находящимся в данное время на территории монастыря.
 
Тогда в прениях выступил игумен Всеволод, рассказав собравшимся о том, какую широкую огласку получило ходатайство об открытии монастыря и сколько православных людей ждёт положительного решения. Он сослался на частное мнение многих присутствующих на сессии руководителей и депутатов, которые явно сочувствуют Церкви, а также зачитал официальное письмо директора СПТУ В.И. Чернова с информацией о том, что руководство СПТУ не возражает против открытия монастыря. После этого доклада присутствующие единогласно проголосовали за передачу монастыря верующим поэтапно, по мере освобождения монастырских зданий СПТУ.

Так началось возрождение Раифского Богородицкого мужского монастыря, а игумен Всеволод промыслом Божиим стал его строителем.

По оценкам экспертов, на момент передачи церкви сохранность некоторых монастырских построек составляла всего 16 процентов. Нелегко было находить средства на восстановление почти полностью разрушенной обители. Однако, как говорит Святое Писание: «То, что невозможно для людей, возможно для Бога» (Евангелие от Луки 18:27).

Как добраться до Раифского монастыря из Казани

Раифа находится достаточно близко от Казани, всего в 30 км. Ежедневно сюда отправляется множество экскурсионных автобусов, билеты на которые вместе с экскурсионной программой можно приобрести в Казани. Если вы любите путешествовать самостоятельно, то вы можете доехать в Раифский монастырь двумя способами.

— на машине

Выезжайте из Казани в сторону Москвы, по Горьковскому Шоссе. Далее на большой развязке вам надо ехать прямо в сторону города Зеленодольск. Совсем скоро вы увидите указатель на поворот на монастырь направо, и минут через 10 езды по живописной лесной дороге вы доберетесь до места назначения. Около монастыря имеется платная парковка.

— на автобусе

Автобусы в Зеленодольск отправляются с Северного вокзала Казани. До вокзала удобно добраться на метро. Вам нужны автобусы №552 и №554. Выходите на остановке «поворот на Раифу». Дальше можно дойти пешком (около 15 минут), или поймать попутку до монастыря.

Основание монастыря

Раифскую пустынь основал в XVII веке отшельник, иеромонах Филарет, на берегу лесного озера в 27 км к северо-западу от Казани.

Выходец из богатой московской семьи, Филарет после смерти родителей раздал имение нищим и постригся в монахи в московском Чудовом монастыре. Прожив Смутное время рядом с патриархом Гермогеном в святости и молитвах, он получил сан иеромонаха.

Уединенная жизнь Филарета

После смерти патриарха иеромонах Филарет решил жить уединенно в смирении и строгости. В поисках тихого укромного места он направился в волжские губернии и остановился в Казани. Поселившись в Спасо-Преображенском монастыре, иеромонах обрел молитвенный покой

Строгая и благочестивая жизнь Филарета привлекла внимание братии, но интерес почитателей тяготил инока: он покинул шумный многолюдный город

Пробираясь в девственный лес, подальше от людей, он случайно вышел на берег неизвестного озера с отлогими берегами. Величественное место, удаленное и защищенное от людей, пленило отшельника, и он остался здесь, построив себе небольшую хижину.

Долго скрываться от людей Филарет не смог. По воскресеньям к озеру собирались местные черемисы – язычники, которые совершали здесь религиозные обряды и разнесли по округе весть о появлении в лесу хижины святого человека.

Монашеский скит

Постепенно к отшельнику переселились его казанские почитатели, которые строили вокруг озера деревянные хижины. Так образовался монашеский скит, который креп и расширялся. По указанию Филарета в лесной глуши построили часовню, где монахи проводили службы и причащались.

Через три года после смерти Филарета в 1661 году казанский митрополит Лаврентий дал благословение на основание в монашеском скиту монастыря, получившего название в честь Раифского православного монастыря на берегу Красного моря. Настоятелем пустыни стал иеромонах Савватий, присланный сюда митрополитом казанским Лаврентием.

Расписание богослужений

Раифский монастырь является действующим мужским монастырем, здесь ежедневно совершаются церковные службы и молебны.

  • По будням, как правило, утреннее богослужение начинается в 7:00. Затем в 8:30 следует Литургия и Панихида. В 10:00 происходит Таинство Крещения. Вечерние службы по будням происходят в 15:30 и 20:00.
  • По воскресным и праздничным дням утренняя молитва обычно совершается в 7:30, а Литургия в 8:45. Затем также следует Панихида и Крещение (в 11:00). Вечерние службы совершаются также в 15:30 и 20:00.

Важно! Здесь приведено приблизительное расписание. Об актуальном расписании можно узнать по указанным выше телефонам либо посмотреть его уже на самой территории монастыря – в «Доме Паломника» всегда имеется таковое

История

Раифский монастырь был основан отшельником Филаретом, известным тем, что после смерти родителей он раздал все свое имущество и отправился странствовать по городам Поволжья. В 1613 году он пришел в Казань и жил в Спасо-Преображенском монастыре Казанского Кремля, а затем перебрался на берег Сумского озера в Раифу, где построил себе келью. Это было удивительно красивое место, окруженное заповедным лесом.

Постепенно в округе разнесли слух, что на берегу озера в хижине-келье живет святой человек и после этого вокруг Филарета собралось много православных христиан. Вскоре была построена часовня, в которую привезли копию иконы Грузинской Божьей матери, списанной с оригинала Красногорского монастыря близ села Холмогоры. В 1659 году Филарет умер, а через два года в 1761 году с благословения митрополита Казанского Лаврентия был основан мужской монастырь, который в то время был построен из дерева.

Сильный пожар в 1689 году уничтожил все строения и первыми каменными постройками стали зубчатые стены и башни, которые образовали монастырский кремль, сохранившийся до настоящего времени.

Среди главных сооружений можно отметить следующие:

  • Церковь Свв. Отцев, в Раифе и Синае избиенных, построена в 1708 году
  • Софийская церковь над братскими кельями, возведена в камне в 1739–1827 годах. Это одна из самых маленьких церквей, в храмовой части ее могут находиться только 7 человек
  • Грузинский собор построен в стиле классицизма в 1835–1842 годах под руководством архитектора Михаила Коринфского
  • Надвратная колокольня высотой около 60 метров возведена в 1889–1903 годах, это самое высокое сооружение монастыря
  • Троицкий собор в неорусском стиле построен в 1904–1910 годах под руководством архитектора Федора Малиновского.

Перед революцией в монастыре было 80 монахов. Когда в 1918 году обитель была официально закрыта, в обители несколько лет проходили богослужения. В 1930 году ее последние иеромонахи Сергий, Антоний и Варлаам, Иов и Иосиф, послушник Петр Тупицын и миряне Василий Гаврилов и Степан Абрамов были расстреляны по обвинению в контрреволюционной деятельности.

В 1930-е годы на территории монастыря содержали политзаключенных, позже — малолетних преступников, а в храмах находились ремонтные мастерские.

Раифский монастырь был возвращен русской Православной церкви в 1991 году. Тогда он представлял печальное зрелище — разрушенные стены и кровля, купола без крестов и обезглавленная колокольня.

Что важно знать при посещении

На территории обители множество старинных храмов и церквей, которые привлекают паломников и прихожан. В монастыре регулярно проводят экскурсии для экскурсионных групп, где можно ознакомиться с историей обители, ее святынями и легендами, связанными с ними. А после экскурсии, Вас угостят монастырской едой в трапезной. В Водосвятной колокольне можно попробовать святую воду и даже набрать водичку с собой.

После экскурсии в монастыре можно заглянуть в окрестности Рифского монастыря, где расположен дендросад, дендрарий и конный двор. Здесь можно весело погулять и заказать уроки верховой езды и конные прогулки.

Для детей здесь работает воскресная школа, для которой в монастыре организовывают выездной отдых, с купанием в Волге, пикниками, катанием на катере и занятием спортом.

Посетив монастырь, многие православные верующие заряжаются его святой энергетикой и получают желаемое исцеление.

Интересные факты, святыни и чудеса

Обитель богата не только древней историей, но и Божими чудесами. Подробнее и жизни мужского монастыря можно узнать на его официальном сайте: raifa.ru.

В полной мере можно прочувствовать атмосферу этого места, если отправиться в паломничество с молитвой и благословением, а не просто на увеселительную экскурсию.

Совет автора

Праздники и чтимые даты

В разных храмах обители совершаются престольные праздники в следующие дни:

  1. 4 сентября. Празднование основной святыни монастыря – Грузинской иконы Пресвятой Богородицы.
  2. 27 января. Память преподобных отцов, в Синае и Раифе убиенных.
  3. День Пятидесятницы. Престол в Троицком соборе.
  4. 30 сентября. День св. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии – престол в маленьком Софийском храме.
  5. 21 ноября – Собор Архистратига Михаила и бесплотных Сил Небесных. Празднование в надвратном храме.

Грузинская икона Божией Матери

У этого образа интересная история. В 1622 году в Грузию вторгся шах персов Аббас. Персы разграбили богатства Грузии и среди прочего забрали богато украшенную икону Пречистой. Спустя три года она была приобретена у персидского торговца помощником русского купца из Ярославля. Сам русский купец во сне увидел этот образ и услышал наставление доставить святыню в Красногорский монастырь.

Грузинский образ Божией Матери находится в монастыре

Когда купец увидел у своего помощника икону, вспомнил о сне и отправился в Черногорский монастырь. Его название возникло из-за расположения обители в горах в окружении труднопроходимого леса. Впоследствии его назвали Красногорским.

Внесеник списка с чудотворного образа в Раифский монастырь сопровождалось многочисленными крестными ходами. Образ носили по городам. Особенно туда, где нужна была помощь, например, если над городом долго не шел дождь. Особенно помогает Пресвятая Богородица по молитвам православных перед ее иконой в исцелении болезней глаз и ушей, а также бесплодия.

Территория уникальных жаб

Как известно, обитель стоит на берегу озера. Было бы естественно, если бы на монастырском дворе постоянно слышалось кваканье лягушек, но его нет. Существует предание, согласно которому первые насельники этого места сильно страдали от неумолкаемого хора жаб. Они не могли спокойно молиться и отдыхать из-за этого шума. Они взмолились Господу с просьбой о помощи, и жабы больше не квакали.

Лягушек на том озере много и сейчас, место для их обитания прекрасное, но они молчат. Если привезти туда жабу из другой территории – она тоже замолкает. Если вывезти местную лягушку, она начинает квакать, как только покидает пределы обители.

Святая обитель стоит на берегу озера

Информация для туристов

Горненский православный женский монастырь в 4 км от Иерусалима

На входе гости могут посетить несколько выставочных центров. Большой популярностью пользуется музей, где можно посмотреть и приобрести уникальные изделия из дерева. Здесь также находится Музей Раифского специализированного заведения закрытого типа №1

Внимание туристов привлекает выступление квартета «Притча». Музыканты известны не только в России, но и за рубежом

На территории монастыря Раифа Казань можно приобрести диск с их записями.

Чуть дальше находится дом паломника. Это мини-отель для гостей с 25 номерами. Приезжим стоит обязательно полюбоваться на список Грузинской иконы Божьей Матери, Она известна во всём мире. Считается, что икона исцеляет болезни, помогает в решении трудных жизненных ситуаций, лечит бесплодие. Также ее называют покровительницей рыбаков и охотников.

Раифское озеро

Особое внимание местные жители уделяют рассказу о лягушках. Их на территории монастыря обитает великое множество, И самое главное, местные лягушки не квакают

Легенда гласит, что когда отшельники впервые поселились в этих местах, лягушки сильно отвлекали своим кваканьем от молитв. Тогда послушники решили действовать.

Они помолились Господу и попросили о том, чтобы лягушки перестали квакать. И, о чудо, земноводные действительно замолчали. Многих интересовал этот феномен. Некоторые даже привозили земноводных с других мест, но они тут же замолкали, а местные молчаливые лягушки, вывезенные за пределы монастыря, тут же начинали квакать. Со временем они стали ещё одной достопримечательностью Раифского Богородицкого монастыря.

На заметку! На его территории есть также магазин, где можно приобрести разнообразную утварь и сувениры. В окрестностях есть конный двор, где можно взять лошадь и отправиться на прогулку с опытным инструктором. На берегу Раифского озера есть несколько кафе, где можно подкрепиться, любуясь живописными местами.

Любителям флоры стоит посетить дендрарий, расположенный недалеко от обители. Его площадь составляет 21 гектар. В дендрарии представлено более 500 видов растений. Насладиться местными красотами можно во время лодочной прогулки по Раифскому озеру. Неповторимая атмосфера умиротворения — это визитная карточка здешних мест.

Дополнительно по теме: Официальный сайт Раифского Богородицкого мужского монастыря Интернет-проект В.Куркова Православные монастыри Путеводитель А.Рощектаева Путеводитель по святыням Казанской епархии

Монастырь расположен на территории Волжско-Камского заповедника, в 30 километрах от Казани. Краткая его история такова: Казанская Раифская Богородицкая общежительная пустынь была основана иноком Филаретом в 1613 году при царе Михаиле Феодоровиче. Название монастырь получил от места на берегу Красного моря, где в IV веке от рук язычников погибли христианские монахи (в честь святых отцёв, в Раифе и Синае избиенных). Новый монастырь долгое время находился в окружении язычников и по аналогии было решено назвать его Раифским Богородицким.

Вид с озера на монастырь

Дом паломника

Юго-восточная башня с флюгером

До пожара 1689 года обитель оставалась полностью деревянной. Сравнительно небольшой по размерам комплекс (по периметру примерно полкилометра), в плане имеющий форму пятиугольника, в 1690—1717 годах был обнесен невысокими зубчатыми стенами с башнями. Эта ограда носила традиционный для монастырей предшествующего времени оборонительный характер, оправданный здесь расположением обители вдали от города среди инородцев. Как обычно, по углам крепости стояли круглые башни, а на пряслах (часть крепостной стены от башни до башни) — прямоугольные, проездные и с церквями. Планировочную ось ансамбля определяли Святые врата. Главная дорога из Казани вела к Святым вратам в восточной стене. Вторые Святые врата «к озеру» акцентировали парадный фасад монастырского комплекса с южной стороны. Кроме того, проездные ворота были устроены также в северной стене монастыря, вблизи хозяйственного двора.

История создания Раифского монастыря

  1. История Раифского монастыря началась с появлением в этих местах монаха-отшельника Филарета, который решил уединиться от суетливой московской жизни. Здесь, на берегу озера, посреди дремучего леса и нетронутой природы он построил себе уединенную келью.
  2. Со временем православные люди узнали о жизни и деятельности монаха и начали приходить к нему за советом, некоторые даже стали жить рядом с ним. Однажды одному из его подвижников приснился сон, в котором Небесная рука благословила монашеский скит. Этот знак они восприняли как благословение на строительство здесь святой обители, которая и была основана в 1661 году.
  3. Изначально все храмы и строения были выполнены из дерева, но в 1689 году практически все они были уничтожены сильным пожаром. После этого монастырь начали отстраивать из камня.
  4. Долгие годы монастырь процветал, здесь было собрано множество ценных церковных книг и реликвий. Но с приходом Советской власти в 1917 году все изменилось.
  5. Монастырь был закрыт, многие из монахов были арестованы, некоторые даже казнены, а монастырское имущество было разграблено или уничтожено.
  6. Во времена Советского правления в его стенах размещалась колония для перевоспитания подростков, а потом и тюрьма для взрослых заключенных.
  7. В 1991 году монастырь наконец-то вернули в руки церкви. Здесь были проведены серьезные реставрационные работы, и Обитель возобновила свою деятельность.

Знаете ли вы? Сейчас в монастыре проживает около 60 послушников, также действует церковная школа-приют для мальчиков-сирот.

Обитель сегодня

Первым, кто откликнулся на решение восстановить монастырь, был Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, внесший средства на сооружение пяти крестов для Троицкого собора.

14 августа 1991 года из Казани была возвращена икона Грузинской Божьей Матери и состоялась первая служба.

В течение 90-х годов прошлого столетия проходило восстановление монастыря. В настоящее время туристы и паломники любуются храмами и Раифским озером, восхищаются яркими цветами, радующими глаз до поздней осени. Здесь также много скульптур, выполненных послушниками и профессиональными скульпторами Владимиром Савельевым, Станиславом Горбуновым и Алексеем Клюкиным.

История

Основание в XVII веке

Раифская пустынь была основана в XVII веке отшельником Филаретом в 27 км к северо-западу от города Казани. По смерти своих родителей, следуя совету евангельскому, он раздал всё имение нищим и постригся в монашество в московском Чудовом монастыре. Всё Смутное время до смерти патриарха Гермогена (12 января 1612 года) он прожил рядом с ним и удостоился получить сан иеромонаха. Желая вести строгую иноческую жизнь в уединении, которое нарушали в Москве его знакомые и родственники, он оставил столицу и направился в низовые губернии по Волге. В 1613 году он пришёл в Казань. В Казани Филарет жил сначала в Спасо-Преображенском монастыре Казанского кремля. В 1613 году этот монах поселился на берегу Сумского (Раифского) озера, построив уединённую келью. Сначала келья отшельника стояла одиноко, и лишь только в определённые дни местные черемисы приходили на берег озера для совершения своих языческих обрядов (эти леса с давних времён считались священными у коренных жителей-черемисов).

Встреча православия с язычеством привела к тому, что сами марийцы разнесли по округе весть о появлении на берегу хижины-кельи святого человека. Но вскоре это место стало известно казанским почитателям подвижника, которые стали его посещать. Некоторые из них решили вести отшельническую жизнь и поселились рядом с Филаретом, образовав монашеский скит. По указанию Филарета была построена часовня (по легенде, её возвели после видения одному из монахов).

Филарет умер в 1659 году, а в 1661 году казанский митрополит Лаврентий дал благословение на основание монастыря. Своё название обитель получила в честь знаменитого Раифского монастыря на берегу Красного моря, где по церковному преданию от рук язычников погибли христианские монахи; соборный же храм был освящён в честь Преподобных отцев, в Синае и Раифе избиенных.

В 1668 году в монастырь была привезена точная копия Грузинской иконы Божией Матери, список с оригинала из Черногорского (Красногорского) монастыря близ посёлка Пинеги (ныне Архангельской области). Со второй половины XVII века до настоящего времени икона является главной святыней Раифского монастыря, к которой ежегодно приезжают десятки тысяч паломников.

XVII — начало XX века

До пожара 1689 года обитель оставалась полностью деревянной. Каменный ансамбль начал складываться с рубежа XVII—XVIII веков. В 1690—1717 годах построены зубчатые стены и башни. Они вытянулись по периметру более чем на полкилометра и образовали живописный монастырский кремль.

В 1708 году возведена в камне церковь, освящённая в честь Преподобных отцев, в Синае и Раифе избиенных; в 1739—1827 годах — Софийская церковь над братскими кельями (одна из самых маленьких церквей — в храмовой части могут находиться не более десяти человек); в 1835—1842 годах — собор, освящённый в честь Грузинской иконы Божией Матери и построенный в стиле классицизма (архитектор Михаил Коринфский); в 1889—1903 годах — надвратная колокольня — самое высокое сооружение монастыря (около 60 м); в 1904—1910 годах — Троицкий собор в русском стиле (архитектор Фёдор Малиновский).

Накануне революции 1917 года в монастыре насчитывалось до 80 монахов и послушников. Ежегодный монастырский праздник отмечался 31 июля (13 августа по новому стилю), когда Грузинская икона Божией Матери с крестным ходом приносилась в Свияжск и оставалась там на двадцать дней.

Советский период

В 1918 году обитель была официально закрыта, хотя ещё несколько лет её храмы использовались для богослужений. В 1930 году арестованы по обвинению в «контрреволюционной, антисоветской деятельности» последние иеромонахи: Антоний (Чирков), Варлаам (Похилюк), Иов (Протопопов), Иосиф (Гаврилов), Сергий (Гуськов) и послушник Пётр Тупицин. В том же году все они были расстреляны (в 1997 году Русская православная церковь прославила их в лике преподобномучеников Раифских, а в 2020 году их имена включены в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской).

С 1930-х годов на территории монастыря размещалась тюрьма для политзаключённых, позже — колония для малолетних преступников. В сохранившихся храмах были размещены ремонтные мастерские.

Собор Грузинской Божией Матери

Собор в честь иконы Грузинской Божией Матери построен в стиле классицизма в 1835—1842 годах архитектором М.Коринфским. По сведениям из Путеводителя А.Рощектаева строительство обошлось в 50 000 руб. Собранная, как частные пожертвования, сумма была огромной, по тем временам (на рубль можно было кампанией неделю гулять в кабаке). Интересно, что пятую часть (10 000 рублей) внёс один человек — казанский мещанин Дмитрий Орлов.
История иконы, давшей имя собору, такова: в 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию. При этом он захватил многие святыни Грузинской земли, которые затем предлагал для продажи русским купцам, бывающим в Персии. Среди многих похищенных вещей находилась и Грузинская икона Божией Матери, украшенная серебром и золотом. Один персидский торговец предложил её приказчику купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву, находящемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы в 1625 году и некоторое время хранил его у себя.
В это время Ярославский купец Егор Лыткин в ночном сновидении увидел эту икону и ему было открыто, что она находится у его приказчика Лазарева, и в то же время получил приказание отослать Грузинскую икону в основанный в 1603 году Красногорский монастырь на Пинеге в Архангельской епархии. Об этом откровении Лыткин на некоторое время забыл. Но когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал ему икону, то купец тотчас же вспомнил о видении. Он немедленно отправился с Грузинской иконой в Двинские приделы в Черногорскую обитель, где и исполнил виденное ранее предзнаменование. Черногорской обитель была названа потому, что была построена на гористой, мрачной с виду, окруженной густыми лесами местности (близ Холмогор), известной под именем Черной горы. Наименование «Красногорский монастырь» обитель эта получила только впоследствии.
После основания Раифской обители в 1661 году казанский митрополит Лаврентий распорядился послать под Холмогоры одного из лучших летописцев и снять точный список с Грузинской иконы. Список был торжественно встречен в Казани митрополитом и с почестями препровожден в Раифский монастырь.

Собор Грузинской Божией Матери

Барельефы на стенахСобор Грузинской Божией Матери

Собор ГрузинскойБожией Матери

В 1689 году пожар, неизвестно отчего возникший, истребил все строения Раифской пустыни, «церкви Божьи со всею утварью и колоколами», как сказано в челобитье игумена Германа. Обитель пришла в крайнее запустение, лишь немного священных предметов и вещей удалось вынести из храмов и келий. Кроме построек также сгорело более 100 десятин заготовленного для строительства леса, что существенно затрудняло восстановление пустыни. К счастью, Чудотворная Грузинская икона Божией Матери была спасена от пожара.

Собор во имя Живоначальной Троицы

Собор во имя Живоначальной Троицы — одновременно самая крупная (вместимость около 3000 человек) и самая «молодая» постройка Раифского монастыря. Выстроен архитектором Малиновским (его работы можно видеть в Свияжске, Чебоксарах, Казани) в 1904—1910 годах на месте старого храма (конец XVII века) в неорусском стиле. К сожалению, в обители не было достаточно средств и Троицкий собор не был расписан.

Троицкий собор

Троицкий собор

Троицкий собор

После полного закрытия монастыря в 1930 году и происшедших здесь трагических событий. в сентябре 1933 года здесь была организована Раифская трудовая коммуна — колония ОГПУ ТатССР, где в храмах и братских корпусах располагались производственные мастерские, клуб и столовая. В 1938 году НКВД приняло решение реорганизовать Раифскую трудовую коммуну в колонию закрытого типа.

С этих пор Святая обитель и прилегающая к ней территория были превращены в зону, где находились жилые и хозяйственные постройки колонии: в Троицком Соборе был устроен гараж, в Грузинском — клуб, а на втором этаже — спортивный зал. В 1953 году колонию закрыли, с тех пор здесь перевоспитывались подростки-правонарушители и готовились рабочие для деревообрабатывающей промышленности, лесного и сельского хозяйства. Это продолжалось до передачи Раифского монастыря Православной Церкви в 1991 году.

Водосвятная часовня,(1997 год)

Водосвятная часовня,(1997 год)

На западной стороне прихрамовой площади Раифского монастыря находится часовня, в которую из артезианских скважин подведена вода.

Солнечные часы

Северо-Западная башня

Флюгер одной из башен

Канцелярия наместникамонастыря

Братский корпус — построен на месте предыдущего корпуса (начало XX века) и разобранного в 1960-х годах.
Строительство велось по сохранившимся старым чертежам с использованием современных материалов.

Канцелярия наместника монастыря

Канцелярия наместника монастыря

Братский корпус

Софийский храм (1794 год)

Софийский храм(1794 год)

Софийский храм(1794 год)

Софийский храм(1794 год)

Софийская церковь над братскими кельями построена в 1739—1827 годах. Это одна из самых маленьких церквей — в храмовой части могут находиться только 7 человек.

Замерзшее Раифское озеро

Ледяные скульпуры

Достопримечательностью монастыря являются молчаливые лягушки, которые не квакают вблизи монастыря. Легенда такова: однажды монахи Раифского Богородицкого монастыря попросили у Бога милости — избавить их от кваканья лягушек, мешающего им петь. Случилось чудо — лягушки замолчали. И молчат по сей день, хотя на берегу чудесного озера, где стоит Раифский Богородицкий монастырь они водятся в избытке. Многие пытались развенчать этот миф. Привозили сюда французских жаб, которые вблизи монастырских стен замолкали. Увозили исследовать монастырских лягушек. Но уже в километре от монастыря они начинали возбужденно прыгать, а затем заливались громким раскатистым кваканьем. Молчание лягушек — чудо, с которым сталкивается каждый, приезжающий в Раифу.

Несколько снимков монастырской ограды, выполненной в традициях фортификационного строительства своего времени. Сложенные из кирпича стены и башни побелены, по углам ограды возвышаются круглые башни под гранеными железными кровлями, увенчанные флюгерами.

Часовня на южной стене(XVII-XVIII век)

Угловая Юго-восточная башня с флюгером(XVII-XVIII век)

Угловая Юго-восточная башня с флюгером(XVII-XVIII век)

Статуя кота на фонеЮго-восточной башни

Считается, что когда-то в башне, находящейся в южной стене ограды, был домовый храм, но ещё в середине XIX века здесь устроили монастырскую гостиницу, и оно утратило культовое назначение. Храм, расположенный в башне ограды — явление не редкое, но в данном случае сооружение по своей архитектуре больше похоже на храм, нежели на башню. К числу таких признаков относится апсида (алтарный выступ), к сожалению, не видимая на фотограии с выбранного ракурса. После возвращения монастыря Церкви здание освящено не было, тем не менее, в различных источниках и на сайте Раифского монастыря оно значится как «часовня на южной стене». Сейчас восстановлены внешние атрибуты церкви — глава и крест, но сам храм не возобновлен.

В завершении — несколько снимков с берега. Озеро когда-то называлось просто Сумкой, как и речка, протекающая сквозь него, теперь, как и обитель, именуется Раифским.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector