Иоанн снычев: биография и фото

Литература

  • Тихомиров, П. И., прот., Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе, Новгород, 1891, т. 1, 77—102.
  • Тихомиров, П. И., прот., Сказание о Новгородской чудотворной иконе Знамение Божией Матери, Новгород, 1902, 14, 16—19.
  • Толстой, М. В., Рассказы из истории Русской Церкви, М., 1873, 63, 64, 243.
  • Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви: в 12 т., СПб., 1864—1886, т. 3, 33—34; т. IV, 260.
  • Протопопов, Д. И., Жития святых, чтимых православною Российской Церковью…: в 12 т., М., 1884—1885, т. 9, 110—117.
  • Поселянин, Е., ред., Полное собрание Житий святых православной греко-российской церкви (приложение к журналу Русский паломник, 1908) СПб., б. г., сентябрь, 55.
  • Краснянский, Г., свящ., Месяцеслов (святцы) новгородских святых угодников Божиих, открыто и под спудом почивающих, Новгород, 1876, 121, 122.
  • Сергий (Спасский), архиеп., Полный месяцеслов Востока, 2-е изд, Владимир, 1901-1902, т. 2, 237.
  • Соловьев, С. М., История России с древнейших времен: в 6 т., 3-е изд., СПб., 1911, т. 1, 1016—1018, 1019—1023, 1270, 1273.
  • Булгаков, С. В., Настольная книга для священно-церковнослужителей, Киев, 1913, 1406.
  • Строев, П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви, СПб., 1877, 33.
  • Эрисов, Д. А., Яковлев, М. Л., сост., Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых, 2-е изд., СПб., 1862, 114—115.
  • Барсуков, Н. П., Источники русской агиографии, СПб., 1882, 247—249.
  • Н. Д, Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи, М., 1888, 18.
  • Филарет (Гумилевский), архиеп., Обзор русской духовной литературы: в 2 кн., 3-е изд., СПб., 1884, № 37, 37, 38.
  • Леонид (Кавелин), архим., Святая Русь, СПб., 1891, № 185.
  • Памятники российской словесности XII века, изданные с объяснениями, вариантами и образцами почерков К. Калайдовичем, М., 1821, 168, 200, 212, 223.
  • Полное собрание русских летописей: в 24 т., СПб., 1841—1921, т. 3, 13—19, 112—113.
  • Исторический вестник, СПб., 1885, декабрь, 35; 1893, май, с. 465; 1896, январь, 205; 1900, октябрь, 250, 253.
  • Жиганов, Е., «Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский,» Журнал Московской Патриархии, М., 1968, № 9, 72—76.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т., изд. Сойкина, П. П., СПб., б. г., т. 1, 1090.
  • Лопухин, А. П., Глубоковский, Н. Н., ред., Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т., СПб., 1900—1911, т. 6, 892.
  • Русский биографический словарь: в 25 т., СПб.; М., 1896—1913, т. 8, 90.
  • Творогов, О. В., «Иоанн,» Словарь книжников и книжности Древней Руси, Л., 1987, вып. 1, 208—210.
  • Дмитриев, Л. А., «Житие Иоанна Новгородского,» Словарь книжников и книжности Древней Руси, Л., 1989, вып. 2, ч. 2, 514—517.

Влияние мудрого наставника

Вскоре после этого митрополит Иоанн (Снычёв), ещё будучи молодым человеком, начал свою деятельность в области религиозной гимнографии. В те годы его духовный наставник, владыка Мануил, прилагал усилия к восстановлению почитания — некогда широко известного, но за годы советской власти забытого — чудотворного образа Божьей Матери Табынской. Чтобы преуспеть в этом благом начинании, владыка поручил своему бывшему келейнику написать иконе подобающий акафист. Успешно справившись с порученным делом, иеромонах Иоанн (Снычёв) положил тем самым начало своему дальнейшему творчеству.

Опыт проповеднической деятельности будущий архипастырь приобретал в регулярных общениях с прихожанами храма. После каждой литургии он подробно пересказывал им жития святых, что было весьма важным делом, поскольку приобрести печатные издания подобного рода тогда было невозможно.

Конец 40-х годов в истории нашей страны отмечен очередной полосой репрессий в отношении священнослужителей. Их жертвой стал и духовный наставник отца Иоанна – архиепископ Мануил. В апреле 1948 года против него было сфабриковано дело, и по приговору суда почтенного архипастыря отправили на 10 лет в отдалённые лагеря Мордовии.

Во главе Санкт-Петербургской епархии

В 1990 году патриаршим указом высокопреосвященный Иоанн, возведённый к тому времени в сан митрополита, был поставлен во главе Санкт-Петербургской епархии, представлявшей собой в те годы настоящую духовную пустынь. Как свидетельствует статистика тех лет, на многомиллионный город приходилось лишь 12 действующих православных храмов, половина которых являлась кладбищенскими церквями.

В течение последующих 5 лет, вплоть до своей кончины, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв) проделал огромную работу, в результате которой число действующих храмов Северной столицы увеличилось в 3 раза. В большинстве из них начали работу воскресные приходские школы, а в самом городе было открыто новое духовное училище.

Кроме того, трудами высокопреосвященного Иоанна в Санкт-Петербурге было основано издательство, наладившее выпуск духовной литературы. Там же впервые увидели свет многие труды, которые в разные годы написал митрополит Иоанн Снычёв. Книги по вопросам богословия и истории церкви выходили большими тиражами. Немало сил положил владыка и для начала преподавания Закона Божьего в обычных общеобразовательных школах, однако на этом пути возникли сложности, преодолеть которые не удаётся и по сей день.

Важной чертой, которой обладал митрополит Петербургский Иоанн (Снычёв), была его открытость для самого широкого круга людей и готовность вести диалог как с единоверцами, так и с представителями иных вероисповеданий или вообще атеистами. С этой целью он регулярно принимал участие в популярной телепрограмме «Храм», а также принимал участие в регулярных радиопередачах «Колокол»

Пророческий сон

Как-то приснился Ивану странный сон. Будто бы он стоит посреди вспаханного поля. В руках у него были необыкновенные чудодейственные семена. Он их рассеивал и на удивление они моментально прорастали и плодоносили. Плодов было столько, что они еле помещались на поле. Иван решил проверить их на зрелость. К его удивлению, ни один плод еще не созрел. Так, проверяя плоды, он добрался до середины поля, на котором увидел лежащий Животворящий Крест, тот самый, на котором распяли Христа. Радости Ивана не было предела. Он более ни о чем не мог думать. Взял Крест, положил себе на спину и понес. Когда Иван шел со своей ношей, царила страшная непогода, дул ветер, гремел гром, лил дождь. Когда он добрался до своего села, к нему подошла одна знакомая инокиня и сказала: «Я тебя знаю, ты юродивый…». Этот сон убедил Иван в том, что он действительно не от мира сего. Это было своеобразным подтверждением его божественного происхождения.

Русская Православная Церковь

Родился 13 ноября 1942 г. в городе Бордо (Франция).

В 1967-1974 гг. получил богословское образование в Свято-Сергиевском православном богословском институте в Париже.

В 1974 г. рукоположен в сан пресвитера управляющим Архиепископией западноевропейских приходов русской традиции архиепископом Сиракузским Георгием (Тарасовым).

В 1976 г. назначен настоятелем во франкоязычный приход храма Живоначальной Троицы и великомученицы Екатерины в Патриаршем центре в Шамбези (Швейцария), включен в состав клира Швейцарской греческой митрополии Константинопольского Патриархата.

В течение многих лет вел передачу «Православие» на французском телевидении.

13 февраля 2020 г. на заседании Священного Синода Константинопольского Патриархата избран епископом Хариупольским, викарием Западноевропейского экзархата русских приходов. 3 марта в Георгиевском соборе на Фанаре в Стамбуле состоялся чин наречения во епископа, который возглавил Патриарх Константинопольский Варфоломей; 15 марта в храме святого Павла Патриаршего православного центра в Шамбези хиротонисан во епископа Хариупольского.

28 марта 2020 г. на внеочередном общем собрании Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции избран ее новым архиепископом; утвержден правящим архиепископом и экзархом русских приходов в Западной Европе 20 апреля на заседании Синода Константинопольского Патриархата.

Интронизация состоялась 26 мая 2020 г. в Александро-Невском соборе в Париже.

27 ноября 2020 г. Синод Константинопольского Патриархата, без предварительного извещения руководства Архиепископии, принял решение о ее упразднении.

23 февраля 2020 г. на своей генеральной ассамблее клир и миряне Архиепископии подавляющим большинством проголосовали за сохранение архиепархии как отдельной церковной структуры.

Решением Синода Константинопольского Патриархата от 29-30 августа 2020 г. архиепископу Иоанну «лично и только для него» была дана отпускная грамота, он был освобожден от пастырского попечения над приходами бывшего экзархата — в связи с неоднократно изъявленным желанием перейти под омофор Московского Патриархата.

7 сентября на чрезвычайном собрании Архиепископии большинство делегатов высказалось за присоединение к Московскому Патриархату, однако предусмотренных действующим уставом двух третей голосов не набралось. Владыка Иоанн продолжил совещания с духовенством, в результате которых 14 сентября направил Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу обращение, в котором сообщил о стремлении большинства клириков и приходов Архиепископии сохранить ее существование в составе Русской Православной Церкви и попросил о своем присоединении к Московскому Патриархату вместе с желающими последовать за ним клириками и приходами.

14 сентября Священный Синод Русской Православной Церкви рассмотрел обращение архиепископа Иоанна. Члены Священного Синода постановили принять архиепископа Иоанна в юрисдикцию Московского Патриархата с титулом «Дубнинский», а также всех желающих того клириков, находящихся под его руководством, и приходы, которые выразят такое волеизъявление. Архиепископу Иоанну было поручено управление упомянутыми приходами (журнал № 122).

7 октября 2020 г. на заседании Священного Синода было постановлено принять Архиепископию западноевропейских приходов русской традиции в состав Московского Патриархата (журнал № 123).

3 ноября 2020 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Кирилл вручил архиепископу Иоанну Патриаршую и синодальную грамоту о восстановлении единства Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции с Русской Православной Церковью.

Также за Литургией Патриарх возвел архиепископа Иоанна в сан митрополита

В Патриаршем указе говорилось: «Во внимание к твердому стоянию в канонической истине и к пастырским трудам, приведшим к восстановлению церковного единства с Матерью — Русской Православной Церковью западноевропейского церковного удела, основанного в 1921 году под руководством митрополита Евлогия (Георгиевского), Вы удостаиваетесь сана митрополита при сохранении за Вами также традиционного литургического поминовения: «Господина нашего, Высокопреосвященнейшего митрополита Дубнинского Иоанна, архиепископа западноевропейских приходов русской традиции»»

Учёба в семинарии и академии

Душевно скорбя о тяготах, выпавших на долю учителя, но не предаваясь в то же время унынию, осиротевший иеромонах оставил службу в храме и отправился в Саратов, где поступил в духовную семинарию. Как вспоминал потом его однокурсник, будущий митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), в своей религиозности Иоанн Снычёв достигал такой экзальтации, что заслужил среди товарищей прозвище Ванька-хлыст.

Окончил он семинарию в 1951 году и тогда же стал студентом Ленинградской духовной академии. И здесь, как и в Саратове, молодой аскет всего себя отдавал служению Богу и познанию Его святых истин. Успехи, достигнутые упорным трудом, были столь убедительны, что в 1955 году, по окончании обучения, его, как подающего надежды богослова, оставили на кафедре сектоведения в качестве профессорского стипендиата.

Первые ростки духовного прозрения

Шла война, богомольные старушки все чаще собирались для молитвы за спасение страны и возвращение родных. Случайно зашедший на такое собрание Ваня мгновенно почувствовал родную атмосферу, его сердце затрепетало от радости. Духовной матерью Вани стала наставница и подвижница благочестия монахиня Феврония.

1 августа 1943 года Спаситель даровал юноше видение. По православному календарю это был день почитания Серафима Саровского и Ильи пророка. Иван находился на танцевальной площадке, когда его накрыло чувство омерзения, и в танцующих людях явились кривляющиеся бесы. Молодой человек физически почувствовал, как его тянет в зловонную яму, он воззвал к Богу, убедившись в существовании ада и рая.

Важно! Переломный момент наступил в конце осени 1944 года, когда Ивана призвали в армию, юноша искренне молился и вскоре был комиссован по болезни. Молодой человек уже не мог вернуться в мир, он уезжает в город Бузулка и поступает в Петропавловский храм пономарем. Его прилежание и добросовестная служба были отмечены епископом, Ваню переводят келейником

Молодой человек уже не мог вернуться в мир, он уезжает в город Бузулка и поступает в Петропавловский храм пономарем. Его прилежание и добросовестная служба были отмечены епископом, Ваню переводят келейником.

Милосердие, любовь, доверие, эгоизм, страх:

Истинное чудо есть жалость.

Истинное милосердие всегда просто и деятельно. Оно есть воля, готовая на всякий труд, сердце, соглашающееся перенести всякую скорбь ради любви.

Любящий перестает страшиться. «Любовь побеждает страх» (1Ин.4:18)… Но это относится только к истинной любви. Неверная, движущаяся страстью или похотью любовь не знает бесстрашия; она не побеждает страха, но усиливает его, т. к. усиливает самость человека.

Достигший же любви обладает всякой вещью, не похищая ее. Это есть Царство Божие. «Ничего не имеем, и… всем обладаем» (2Кор.6:10).

Если нет единящей любви, чужое всегда остается чужим…

Похищение… есть грех к смерти, – ибо против Любви, Жизни.

Тайна беззакония Прометея не в том, что он похищает огонь, а в том, что он похищает.

Всякий похититель чужого, потому беззаконен, что не может сделать это чужое – своим…

Обидчик обижает, прежде всего, себя.

«Активный эгоист» обижает, «пассивный» обижается.

Любовь любит самого человека; не его грехи, не его безумие, не его слепоту…

Да, можно любить, и – не доверять. Но, не есть ли доверие признак души открытой, и не есть ли открытость свойство любви? Нет, любовь – шире открытости. И без открытости души, в этом мире, может быть любовь…

Злое утаивать надо, чтобы никого не замарать. Доброе утаивать надо, чтобы не расплескать. Утаивать надо ради пользы всех. Скрывание душой своего зла иногда бывает необходимостью духовной; скрывание своего добра почти всегда бывает мудростью…

Не всякая «непрямота» есть неправда; и не всякое «недоверие», есть измена последнему доверию.

Последнее доверие можно иметь лишь к Богу…

Не к самому человеку надо, конечно, иметь недоверие, но к данному его состоянию.

Главное страдание ушедшего от Бога человека есть самолюбие.

Страх есть агония отлучаемой или себя от Бога отлучающей души. Страх есть агония одиночества.

Таков закон духа: забывая Бога, человек забывает свое собственное лицо, деперсонализирует себя. Теряя истину, человек теряет с нею и жизнь. И все трудности и все неудачи человеческие (особенно в брачной и семейной жизни) связаны с этим.

Ушедший от Бога, уходит и от самого себя.

Духовное прозрение

Господь не мог равнодушно наблюдать, как юный Иоанн Снычев терзает свое сердце глубокими переживаниями. Он особым образом привел митрополита к вере. В 1943 году по приходу весны частные дома села, в котором жил в то время Иван, стали заполняться богомольными старушками, которые собирались вместе для совместной молитвы. На одном таком собрании удалось побывать и Ивану. Здесь он впервые окунулся в атмосферу православия, и его сердце отозвалось на молитвы. Окончательно будущий митрополит Иоанн Снычев увидел божественное провидение вечером 1 августа 1943 года. В этот знаменательный день православные христиане чтили память преподобного Серафима Саровского, вслед за которым отмечался праздник Божьего пророка Ильи. Проведение пришло Ивану прямо на танцплощадке. Внезапно его охватили мысли о греховности этого мира. Он ощутил всем своим нутром всю мерзость и порочность современного людского существования. Его взору предстали бесы, кривляющиеся в людском обличии, и на мгновенье ему показалось, что он погружается в адскую бездну. В тот самый момент в сердце юноши загорелся огонь искренней веры. Божье слово развеяло все его сомнения, и он твердо убедился в том, что после смерти человек по своим поступкам попадает либо в райское царство, либо на адские миры.

Служение в Чебоксарах и Куйбышеве

Осенью 1956 года отец Иоанн, постриженный к тому времени в мантию (вторую ступень монашества), был направлен в Минск для преподавания ряда дисциплин в местной духовной семинарии. Впрочем, долго заниматься педагогической деятельностью ему не пришлось, поскольку уже на следующий год по ходатайству своего друга и наставника архиепископа Мануила был переведён в Чебоксары и там помогал владыке в написании целого ряда капитальных трудов по богословию. За участие в этой совместной работе в марте 1959 года талантливый иеромонах удостоился награды – креста с украшениями, полученного им из рук патриарха Алексия I.

После назначения в 1961 году владыки Мануила архиепископом Куйбышевским и Сызранским он взял на новое место и своего помощника по литературной деятельности отца Иоанна, определив его священником и ключарём Покровского кафедрального собора. В скором времени иеромонах был возведён в сан игумена, а тремя годами позже – архимандрита.

Личное

Многое, что связано с владыкой Иоанном, – это очень личное, другой человек и не поймет. Он всегда реагировал на то, что я говорил.

Не согласен, когда пишут, что владыка юродствовал. Он не мог юродствовать, потому что являлся архиереем Божьим. Такое было недопустимо для него, насколько я его знал, понимал. Юродство – это соответствующее поведение человека, вызывающее насмешки над собой. Владыка никогда бы не позволил этого делать, потому что он был в сане.

Иоанн Шанхайский жил потусторонним миром. Помню такой случай. Владыка каждый день служил Литургию. В один из будних дней он совершал служение в старом соборе в Сан-Франциско. Я прислуживал ему. После службы помощник старосты подошел к владыке с какими-то практическими, хозяйственными вопросами.

Владыка вышел на клирос (он в алтаре никогда не разговаривал) и растерянно что-то отвечал. Когда человек отошел, владыка повернулся ко мне и сказал: «Я после Литургии не могу сразу сосредоточиться ни на чем другом…»

Это не юродство. Если кто-то воспринимал владыкино поведение как юродство, я с ним полностью не согласен.

Например, владыка дома ходил босиком, но в собор – никогда. Он сидя спал, у него были отекшие ноги, владыке было больно носить обувь. Вот если бы он юродствовал, то и в собор приехал бы босиком. Но этого никогда не было.

Приходилось слышать, что владыка, к примеру, никогда не улыбался, часов не имел. Ничего подобного. У него были часы, карманные, подарок от воспитанников приюта. Он опаздывал везде, это другое дело, но часы имел.

Владыка любил шутить. У него было прекрасное чувство юмора. Любил пошутить и с молодыми людьми. Подобные мнения о владыке часто высказывают те, кто его никогда не видел или видел мельком. Я не утверждаю, что люди говорят неправду, но от увиденного что-то один раз может сложиться неверное впечатление.

Использованные материалы

  • Биография на сайте «Русское Православие»

  • «Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский» // Православие.Ru

  • «Иоанн, архиепископ новгородский,» Большая биографическая энциклопедия:

  • Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко.
  • Полный Тропарион. — Издательство «Троица». — 2006. — Т. 1. — С. 22-23.

  По некоторым данным — также в Соборе Новгородских святителей.

  В своем первом послании клиру епархии святитель указывает что «вы сами побудили меня на это служение.» Цит. по

  По

  По датировке издания Щапова. По это произошло 28 марта

  Цит. по

Иконография

В 1599 году была сооружена деревянная рака для хранения священных мощей. На крышку раки было нанесено изображение святого, которое затем было перенесено на иконы. Позже деревянную раку заменили позолоченной, украсив стены рельефной резьбой, представляющей чудеса и деяния святителя. Первые иконы с изображением святого лика относят к XVI-XVII вв. На большинстве икон архиепископ изображен во весь рост.

Характерные особенности, присущие облику святителя:

  • седая борода округлой формы;
  • десница поднята в благословляющем жесте;
  • левой рукой держит свиток либо книгу.

На святом Иоанне богослужебное епископское облачение. На плечи накинут омофор, украшенный крестами.

Житие святителя Иоанна Новгородского

В семье благочестивых христиан Николая и Христины росло два сына: Гавриил и будущий архиепископ Иоанн. Набожные родители воспитывали сыновей в любви к Господу, приучая к благочестивой, добродетельной жизни.

Семья Иоанна была обеспеченной. Когда родители мальчика умерли, им с братом осталось небольшое наследство. Оба брата единодушно решили израсходовать его на строительство обители во имя Благовещения Пресвятой Богоматери. Но денег хватило лишь на возведение части постройки, братьям никак не удавалось достроить храм. Ждать помощи было неоткуда, братья решили обратиться к Божией Матери за помощью.

Иоанн и Гавриил неустанно молились Богоматери, и однажды она явилась им во сне, пообещав помочь. На следующий день перед глазами братьев предстал удивительный конь, навьюченный мешками с золотом. Увидев, что хозяева у коня отсутствуют, братья поняли, что эти средства посланы им Божией Матерью.

Закончив строительство, братья приняли монашеский постриг в построенной ими обители. Иоанна нарекли Илией, а Гавриила – Григорием.

В 1165 году Илию призвали из монастыря, возведя в архиепископский сан. Иоанн долго не соглашался, но князья и простые граждане упросили его согласиться.

Те времена были довольно трудными для Новгорода. Особенно тяжелой выдалась зима 1170 года, когда суздальский князь Роман вместе с союзниками решил захватить город. Когда город осадили враги, новгородцам осталось надеяться только на Господа Бога.

Св. Иоанн денно и нощно молился, прося Всевышнего об избавлении от врагов. Во время молитвы святитель услышал глас Божий, повелевший взять Богородичную икону и установить ее на городской стене. Посланные за иконой новгородцы не смогли поднять святой образ.

После молебного пения архиепископа перед святыней икона сама сдвинулась с места. Тогда святой Иоанн, взяв икону, установил ее на городской стене. Все новгородцы увидели, как Богоматерь отвернула свой лик от вражеских войск, дав знак осажденным людям. И тогда неприятеля охватил страх, они начали сражаться друг с другом. Новгородцы воспользовались замешательством врага, одержали победу.

За время своего архиепископства святитель Иоанн построил множество церквей, посвященных:

  • Господнему Богоявлению;
  • святому пророку Илии;
  • преподобному Феодору, игумену Студийскому;
  • трем святым отрокам: Ананию, Азарию, Мисаилу и святому пророку Даниилу;
  • святому праведнику Лазарю;
  • святому чудотворцу Николаю.

Святой Иоанн прославился благочестивой, добродетельной жизнью, добрыми деяниями, кротостью и любовью к людям. За это Господь наградил архиепископа властью над бесами. Однажды святителю даже удалось оседлать беса, заставив перенести себя в Иерусалим. Так архиепископ смог за одну ночь попасть из Новгорода на святую землю к Господнему Гробу и вернуться обратно. После этого Диавол стал строить козни Иоанну, пытаясь посрамить святителя. Но все его попытки, благодаря заступничеству Господа, оканчивались неудачей.

Перед своей кончиной, предчувствуя приближающуюся смерть, святой архиепископ отказался от своего архиерейского омофора, приняв схиму и вернув себе имя, данное ему при рождении, – Иоанн.

7 сентября 1186 года новгородский святитель мирно скончался. После смерти святого архипастырский престол был отдан его брату Григорию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector