Иоанн кронштадтский: моя жизнь во христе (краткая биография)

Последние годы жизни

О.Иоанна позвали к одру умирающего императора Александра Третьего. Он исповедовал, причастил царя и был с ним до самой его кончины.

В 1901 году о.Иоанн основал женский монастырь в Питере на реке Карповке. Он назван Иоанновским в честь своего святого Иоанна Рыльского. Один из храмов по желанию батюшки был освящен в честь святых его родителей.

В 1904 году батюшку позвали помолиться к больному. Он предчувствовал, чем это закончится. Как он вошел в дом, двери за ним заперли, послышалась возня и стоны батюшки. Когда двери удалось взломать, о.Иоанн был сильно ранен, весь в крови. Ему нанесли множество ран ножом в паховую область. Батюшка не велел наказывать обидчиков, никому не говорил, кто это был.

Три последних года своей жизни о.Иоанн сильно страдал от
болезни. Но продолжал служить, последний раз он отслужил в декабре 1908 года.
После этого батюшка слег и уже не вставал. Каждый день священники ходили
причащать его.

Через две недели о.Иоанн скончался. Его тело было положено в Иоанновском монастыре в храме в честь святых его родителей. К его могиле ходили люди, где получали исполнение просимого. В годы советской власти мощи были замурованы в подвал, но верующие нарисовали на этом месте крест и продолжали ходить на поклонение.

В 1990 году о.Иоанн был канонизирован в лике святых
праведных.

Дни памяти святого Иоанна Кронштадтского:

  • 2 января;
  • 14 июня;
  • 1 ноября.

До сих пор по молитвам к этому святому творятся чудеса.

https://youtube.com/watch?v=ULgIfbmIZFk

Житие Иоанна Кронштадского

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Православныя веры поборниче. / Земли Российския печальниче, / пастырем правило и образе верным, / покаяния и жизни во Христе проповедниче. / Божественных таин благоговейный служителю / и дерзновенный о людех молитвенниче, / отче праведный Иоанне, / целителю и предивный чудотворче, / граду Кронштадту похвало / и церкви нашея украшение, / моли всеблагаго Бога / умирити мир и спасти души наша.

Ин тропарь, глас 4

Росси́йския земли́ па́стырь до́брый показа́лся еси́, / в служе́нии пресви́терстем жизнь во Христе́ стяжа́в, богому́дре о́тче Иоа́нне. / Благода́ть изоби́льную от Влады́ки Христа́ прия́л еси́: / неду́ги отгоня́ти, / малоду́шныя утеша́ти, / в Та́йне Пречи́стаго Те́ла и Кро́ве ве́рныя со Христо́м соединя́ти. / Сего́ ра́ди восхваля́ем тя,/ я́ко моли́твенника о душа́х на́ших.

Ин тропарь, глас тойже

Со апо́столы изы́де веща́ние твое́ в концы́ вселе́нныя,/ с испове́дники стpа́дания за Хpиста́ пpетеpпе́л еси́,/ святи́телем уподо́бился еси́ Сло́ва пpопове́данием,/ с пpеподо́бными во благода́ти Бо́жией пpосия́л еси́./ Сего́ pа́ди вознесе́ Госпо́дь бе́здну смиpе́ния твоего́ пpевы́ше небе́с,/ и даpова́ нам и́мя твое́ во исто́чник пpеди́вных чуде́с./ Те́мже во Хpисте́ во ве́ки живы́й, чудотво́pче,/ любо́вию ми́луй су́щия в беда́х,/ слы́ши ча́да твоя́, ве́pою тя пpизыва́ющия,/ Иоа́нне пpа́ведне,/ возлю́бленный па́стыpю наш.

Кондак, глас 3

Днесь па́стырь Кроншта́дтский / предстои́т Престо́лу Бо́жию / и усе́рдно мо́лит о ве́рных / Христа́ Пастыренача́льника, / обетова́ние да́вшаго: / сози́жду Це́рковь Мою́ / и врата́ а́дова / не одоле́ют ей.

Ин кондак, глас 6

Пропове́дником и́стины, богоно́сным отце́м подражая,/ всего́ себе́ на служе́ние Бо́гу и бли́жним вдал еси́,/ и сан свяще́нства нося́, поко́я не ве́дал еси́,/ слу́жбы Бо́жия в хра́ме при́сно соверша́я,/ и в доме́х ве́рных моле́бныя пе́ния воспева́я,/ нужда́ющимся ще́дро благотворя́,/ та́ко наименова́ние благотво́рца и безсре́бренника стяжа́л еси́, Иоа́нне./ Те́мже и по успе́нии твое́м росси́йския лю́дие прославля́ют и́мя твое́,/ и ве́чную па́мять тебе́ возглаша́юще,/ пою́т Бо́гу: аллилу́ия.

Труды праведного Иоанна Кронштадтского

  • «Моя жизнь во Христе» или «Минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге»
  • «Где же мир на земле, возвещенный Ангелами?»
  • «Победа над смертью. Слово в день Успения Пресвятой Богородицы»
  • «Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта»
  • «Великий пост»
  • «Живое слово мудрости духовной»
  • «Живой колос»
  • «Катехизические беседы»
  • «Мысли протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, настоятеля Кронштадтского Андреевского собора о различных предметах христианской веры и нравственности»
  • «Мысли христианина о покаянии и причащении»
  • «Наставление о. Иоанна Сергиева Кронштадтского при совершении Таинства Покаяния»
  • «О Кресте Христовом»
  • «Ответ Иоанна Кронштадтского Льву Толстому на его обращение к духовенству»
  • «Путь спасительный»
  • «В мире молитвы. Выборки из его писаний»
  • «Письма разных лет. 1859–1908. Том I»
  • «Письма разных лет. 1902–1908. Том II»
  • «Письма»
  • «Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского»
  • «Толкование на Евангелие от Матфея»
  • «Беседы о Блаженствах Евангельских»
  • «Золотые слова»
  • «Новые грозные слова о Страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся»
  • «Полный годовой круг слов, поучений и бесед»
  • «Поучения и слова на праздники Господа нашего Иисуса Христа»
  • «Поучения, слова и речи на храмовые праздники и разные случаи»
  • «Проповеди»
  • «Простое Евангельское слово русскому народу»
  • «Слова и поучения на праздники Божией Матери»
  • «Слова и поучения, произнесенные в разные годы»
  • «Слова на высокоторжественные дни»
  • «Слово на Новый 1899 год»
  • «Дневник. Том I. 1856»
  • «Дневник. Том II. 1857–1858 годы»
  • «Дневник. Том III. 1859–1860 годы»
  • «Дневник. Том IV. 1860–1861 годы»
  • «Дневник. Том V. 1862 год»
  • «Дневник. Том VI. 1864 год»
  • «Дневник. Том VII. 1863–1864 годы»
  • «Дневник. Том VIII. 1865 год»
  • «Дневник. Том IX. 1865–1866 годы»
  • «Дневник. Том X. 1866–1867 годы»
  • «Дневник. Том XI. 1866 год»
  • «Дневник. Том XII. 1867 год»
  • «Дневник. Том XIII. 1867–1868 годы»
  • «Дневник. Том XIV. 1868–1869 годы»
  • «Дневник. Том XV. 1870–1871 годы»
  • «Дневник. Том XVI. 1871–1872 годы»
  • «Дневник. Том XVII. 1872–1873 годы»
  • «Дневник. Том XVIII. 1873–1874 годы»
  • «Дневник. Том XIX. 1874–1876 годы»

Многие отца Иоанна не понимали и не одобряли

Клирики собора, в котором святой Иоанн Кронштадтский служил, не понимали и не одобряли его. Их примеру следовало школьное начальство.

Дело в том, что отец Иоанн чрезвычайно эмоционально относился к проповедям. Кроме того, в 1860-х годах у него открылся дар исцеления по молитве. Естественно, что скептики не верили этому.

Обложка журнала «Пулемёт» с сатирическим изображением отца Иоанна, покидающего Кронштадт во время восстания матросов в 1905 году

Несмотря на устную и печатную критику, священника-новатора церковное начальство заметило.

Первоначально он был в храме третьим священником.

1899
в этом году святой Иоанн стал митрофорным иереем

В 1875 году он стал протоиереем, далее настоятелем Андреевского собора, а с 1899 года — митрофорным протоиереем.

Дом трудолюбия в Кронштадте. 1882 г. Архитекторы В. О. Титов, А. Я. Силин. Репродукция с рисунка нач. XX в . Отец Иоанн открыл дом трудолюбия с мастерскими для того, чтобы обеспечить бедных работой

Святой всегда занимался благотворительностью. Иногда он возвращался домой от нуждающихся босиком, раздав все свои вещи.

За это его в печати называли юродивым. В дальнейшем отцом Иоанном открыт работный дом с мастерскими, школа для бедных детский приют, женская богадельня.

Кроме того, он состоял почётным членом Свято-Князь-Владимирского братства.

Молитва вторая

О, святый праведный отче Иоанне, Всероссийский светильниче и предивный чудотворче! Ты от младенческих лет Богом избран был еси и, духом пламенея, яко истинный пастырь, житием, словом, любовию, верою, чистотою людем послужил еси. Сего ради молим тя, праведный отче: моли Человеколюбца Бога Церковь святую миром и тишиною оградити, землю Российскую во благоденствии сохранити, пастыри благодати и истины преизобильно исполнити, власти умудрити, православное воинство укрепити, немощныя исцелити, развращенный исправити, юныя воспитати, старцы и вдовицы утешити и нам всем во Царствии Небеснем сподобитися со всеми святыми прославляти Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю! Вознося славословие Триединому Богу, ты молитвенно взывал: Имя Тебе Любовь: не отвергни меня, заблуждающагося. Имя Тебе Сила: укрепи меня, изнемогающаго и падающаго. Имя Тебе — Свет: просвети душу мою, омраченную житейскими cтрастями. Имя Тебе — Мир: умири мятущуюся душу мою. Имя тебе Милость: не переставай миловать меня. Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойные плоды покаяния и неосужденно причащатися Святых Христовых Таин. Силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов, видимых и невидимых, избави. Светом лика твоего служителей и предстоятелей Алтаря Христова на святыя подвиги пастырского делания подвигни, младенцем воспитание даруй, юность настави, старость поддержи, святыни храмов и святые обители озари! Умири, чудотворче и провидче преизряднейший, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междоусобныя брани, расточенная собери, прельщенныя обрати и совокупи Святей Соборней и Апостольстей Церкви. Милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преуспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждущих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниих сущих помилуй и всех нас на путь спасения настави. Во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к Невечернему Свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Труды праведного Иоанна Кронштадтского

  • «Моя жизнь во Христе» или «Минуты духовного трезвения и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге»
  • «Где же мир на земле, возвещенный Ангелами?»
  • «Победа над смертью. Слово в день Успения Пресвятой Богородицы»
  • «Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта»
  • «Великий пост»
  • «Живое слово мудрости духовной»
  • «Живой колос»
  • «Катехизические беседы»
  • «Мысли протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, настоятеля Кронштадтского Андреевского собора о различных предметах христианской веры и нравственности»
  • «Мысли христианина о покаянии и причащении»
  • «Наставление о. Иоанна Сергиева Кронштадтского при совершении Таинства Покаяния»
  • «О Кресте Христовом»
  • «Ответ Иоанна Кронштадтского Льву Толстому на его обращение к духовенству»
  • «Путь спасительный»
  • «В мире молитвы. Выборки из его писаний»
  • «Письма разных лет. 1859–1908. Том I»
  • «Письма разных лет. 1902–1908. Том II»
  • «Письма»
  • «Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского»
  • «Толкование на Евангелие от Матфея»
  • «Беседы о Блаженствах Евангельских»
  • «Золотые слова»
  • «Новые грозные слова о Страшном поистине Суде Божием, грядущем и приближающемся»
  • «Полный годовой круг слов, поучений и бесед»
  • «Поучения и слова на праздники Господа нашего Иисуса Христа»
  • «Поучения, слова и речи на храмовые праздники и разные случаи»
  • «Проповеди»
  • «Простое Евангельское слово русскому народу»
  • «Слова и поучения на праздники Божией Матери»
  • «Слова и поучения, произнесенные в разные годы»
  • «Слова на высокоторжественные дни»
  • «Слово на Новый 1899 год»
  • «Дневник. Том I. 1856»
  • «Дневник. Том II. 1857–1858 годы»
  • «Дневник. Том III. 1859–1860 годы»
  • «Дневник. Том IV. 1860–1861 годы»
  • «Дневник. Том V. 1862 год»
  • «Дневник. Том VI. 1864 год»
  • «Дневник. Том VII. 1863–1864 годы»
  • «Дневник. Том VIII. 1865 год»
  • «Дневник. Том IX. 1865–1866 годы»
  • «Дневник. Том X. 1866–1867 годы»
  • «Дневник. Том XI. 1866 год»
  • «Дневник. Том XII. 1867 год»
  • «Дневник. Том XIII. 1867–1868 годы»
  • «Дневник. Том XIV. 1868–1869 годы»
  • «Дневник. Том XV. 1870–1871 годы»
  • «Дневник. Том XVI. 1871–1872 годы»
  • «Дневник. Том XVII. 1872–1873 годы»
  • «Дневник. Том XVIII. 1873–1874 годы»
  • «Дневник. Том XIX. 1874–1876 годы»

Судьбоносное решение

Выбор своего пути

Но потом Иоанн, как он записал в своём дневнике, ясно понял, что люди и в центральной России знают о вере в Христа не больше, чем дикари далёкой Патагонии. И тогда Иоанн Ильич Сергиев — такое мирское имя было у начинающего батюшки — решает остаться для своего пастырского служения в России.

Приняв это важное решение, после окончания Санкт-Петербургской духовной академии со степенью кандидата богословия, 12 декабря 1855 года он поехал в Кронштадт. Здесь он стал служить в Андреевском соборе, где его служение продолжалось более полувека: 53 года

В начале отец Иоанн Сергиев занял место младшего священника собора. В 1875 году был возведён в сан протоиерея, а в 1897 году стал настоятелем собора.

Рядом с Андреевским храмом была квартира батюшки, где он и жил до самой смерти. Этот дом сохранился и в наши дни. Правда, со временем он стал выше на 2 этажа, чем в конце 19 века. Но знаменитый балкон, с которого священник Иоанн читал свои проповеди, остался на своем месте.

Личная жизнь пастыря

В Кронштадте батюшка женился на дочери настоятеля собора, где служил. Жену звали Елизаветой. По обоюдному согласию супруги дали обет девства, целомудрия, и поэтому детей у них не было.

Как говорится в одной книге жизнеописания И. Кронштадтского «брак Иоанна был фиктивным, он просто помог ему и дальше жить пастырской жизнью, совершая благие дела».

Но, вообще-то, строго говоря, дети были. Супружеская чета взяла на себя воспитание двух девочек. Это были дети сестры жены отца Иоанна, то есть их племянницы, которых они любили как своих собственных детей.

Умерла Елизавета Константиновна, так звали жену священника, спустя несколько месяцев после смерти мужа. Незадолго до кончины она перенесла тяжелую операцию, после чего лишилась ног.

Похоронили её 24 мая 1909 года рядом с собором Андрея Первозванного.

Рядом с храмом располагалась Тихвинская часовня. Сейчас она восстановлена и справа от алтаря и в наши дни находится могила Елизаветы, жены священника Иоанна.

Детство и юношество святого праведного Иоанна Кронштадтского

В роду Иоанна Кронштадтского было много священников. Сам же он появился на свет 19 октября 1829 года, в Архангельской губернии, в селе Сура Пинежского уезда, в христианской семье. Большого достатка семья не имела, зато отличалась ревностью к Богу и благочестием. Отец Иоанна, Илья Сергиев, служил псаломщиком в местной церкви. Его жена, Феодора, мать Иоанна, выделялась простотой нрава и глубокой верой.

Иоанн родился болезненным и очень слабым: настолько, что родители, переживая за его жизнь, были вынуждены торопиться с крещением. Имя выбрали в честь преподобного Иоанна Рыльского. После Крещения мальчик стал поправляться, набирать силу и крепнуть.

Отмечают, что ещё в детстве он стал свидетелем чуда: однажды Иоанн узрел в горнице светоносного ангела, который, увидев смущение ребёнка, успокоил его и сообщил, что он — его Ангел-Хранитель, и будет оберегать его до конца земных дней.

На шестом году жизни, при посредстве родителей, Иоанн стал учиться читать. Отец часто брал его в храм, знакомил с богослужением и богослужебными книгами. Со временем, Иоанн проникся их духом и содержанием. Рассказывают, что уже с детства сельчане приметили в нём особую расположенность к Богу.

Когда мальчик подрос, родители, с трудом собрав необходимую сумму, устроили его в Архангельское Приходское Училище. В тот период ему было около десяти лет. Поначалу обучение складывалось нелегко: не получалось, как следует, уразуметь и запомнить преподаваемый материал. Это сильно печалило юного Иоанна: с одной стороны, он был и слыл отстающим, а с другой, понимал, как тяжело было бедным родителям оплатить его пребывание в училище.

Однажды, после сердечной молитвы перед сном, Иоанн, по его личному признанию, почувствовал, что его словно бы потрясло, точно завеса спала с глаз и раскрылся ум; ему ясно представился учитель и урок; он вспомнил его содержание. В той горячей молитве он просил Бога о помощи, и Бог ответил ему. Тогда душа наполнилась радостью, и он уснул так спокойно, как не спал прежде. С рассветом, поднявшись с постели, Иоанн взял в руки книги и начал читать. И, о чудо, он вдруг заметил, что в нём произошло внутреннее преображение: он легко усваивал и запоминал то, что читал.

С тех пор, посещая уроки, он и чувствовал, и вёл себя совершенно иначе: хорошо разумел учебный материал, хорошо отвечал. Постепенно Иоанн перешёл из последних учеников в число лучших. По завершении курса он был переведен в семинарию, а по её окончании, в 1851 году, поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию на казенный счёт.

В период обучения в Академии, у него умер отец. То бедственное положение, в котором по смерти кормильца оказалась семья, весьма тяготило Иоанна. Испытывая жалость и свою личную ответственность перед матерью, Иоанн стал искать возможного заработка и нашёл. Зная о его стесненных обстоятельствах и хорошем почерке, ему пошли навстречу, предложив место писаря. За эту работу Иоанн получал до десяти рублей ежемесячно. Отправляя матери деньги, он искренне радовался, что смог её поддержать.

Однажды, придя домой после прогулки по академическому саду, Иоанн заснул и увидел в сновидении, что он — священник, и служит в соборе, в котором до этого никогда не был. Вскоре увиденное в таинственном сне исполнилось наяву.

Дар предвидения

В последние годы жизни у батюшки открылся дар предвидения. Он предостерег жителей, что вскоре в России настанут тяжелые времена, власть царя сменится, и управлять государством будут другие, более жестокие люди. У него также обострились многие болезни. Последнюю свою службу отец Иоанн провел 9 декабря, а уже 20 числа его не стало. На похороны всеми любимого и почитаемого священника пришли десятки тысяч людей. Солдаты стояли на страже порядка. На его могиле до сих пор творятся чудеса. Во времена коммунизма верующие находили в своем образце укрепление для их стойкости в вере и благочестии.

Для верующих огромное значение имеют мощи святого, к которым можно приложиться и получить исцеление. Сейчас они находятся в Иоанновском соборе свято-Иоанновского женского монастыря на Карповке (один из рукавов Невы), который когда-то основал Иоанн. Приезжают сюда со всей России. Ведь в силу святого верили как при жизни, так и после смерти.

Молитва третья

О великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю! Вознося славословие Триединому Богу, ты молитвенно взывал: Имя Тебе Любовь: не отвергни меня, заблуждающагося. Имя Тебе Сила: укрепи меня, изнемогающаго и падающаго. Имя Тебе — Свет: просвети душу мою, омраченную житейскими cтрастями. Имя Тебе — Мир: умири мятущуюся душу мою. Имя тебе Милость: не переставай миловать меня. Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойные плоды покаяния и неосужденно причащатися Святых Христовых Таин. Силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов, видимых и невидимых, избави. Светом лика твоего служителей и предстоятелей Алтаря Христова на святыя подвиги пастырского делания подвигни, младенцем воспитание даруй, юность настави, старость поддержи, святыни храмов и святые обители озари! Умири, чудотворче и провидче преизряднейший, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междоусобныя брани, расточенная собери, прельщенныя обрати и совокупи Святей Соборней и Апостольстей Церкви. Милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преуспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждущих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниих сущих помилуй и всех нас на путь спасения настави. Во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к Невечернему Свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Священство

Еще во время обучения Иван увидел сон, что служит священником в Кронштадте. Он раньше мечтал стать монахом и миссионером, чтобы проповедовать за рубежом. Но позже выяснилось, что жители Питера знают о Христе меньше, чем иностранцы, поэтому решил принять священство — чтобы просвещать русских людей.

Молодому выпускнику предложили жениться на дочери настоятеля
собора в Кронштадте, и он согласился. По сведениям, брак этот был фиктивный,
супруги никогда не вступали в интимные отношения, поэтому детей у них не было.
Говорят, что Елизавета, жена пастыря, долго не могла смириться с отношениями,
писала, жаловалась архиерею. Но, в конце концов, смирилась и стала помощницей великому
святому.

В возрасте 26 лет Иван был рукоположен во диакона, а через день в священника. Его поставили служить в Андреевском соборе города Кронштадта, где он и прослужил всю жизнь. Кроме того, он преподавал в гимназии Закон Божий.

Современники замечали особо ревностное отношение молодого священника к служению. Он всегда плакал на проповеди, чем вызывал некоторое удивление своих коллег. Через двадцать лет он стал протоиереем. Еще спустя двадцать лет настоятелем собора. Через пять лет о.Иоанн стал митрофорным протоиереем.

Чудо исцеления Иоанном Кронштадтским

В 1867 году было замечено первое чудо исцеления больного мальчика по молитвам о.Иоанна. Потом такие случаи бывали все чаще. О.Иоанн получил благодаря своему дару исцеления больных широкую известность. К нему ехали и писали письма с просьбой помолиться.

Служение литургии

О. Иоанн особо ревностно относился к служению литургии. Служил ее каждый день, будучи настоятелем. Перед каждой службой он приходил в алтарь, вставал на колени перед Престолом и долго молился, плакал. Когда чувствовал прощение и Благодать, вставал и приступал к служению.

На его службы стекалось множество людей, так что огромный
собор с трудом вмещал всех. По причине того, что батюшка не мог лично
поисповедовать каждого, исповедь была публичной. Каждый вслух говорил свои
грехи, так чтобы все их слышали. Потом о. Иоанн читал общую разрешительную
молитву и причащал. Он видел каждого насквозь, иногда подошедшему к Чаше, он
говорил: «ты недостоин причастия, иди еще кайся!» и не допускал некоторых ко
Причастию.

Коллеги завидовали его популярности и нередко творили ему мелкие козни. Кроме церковного служения батюшка широко занимался благотворительностью. Он организовал детские приюты, дома для бедных. Каждый день после службы он не шел домой, а обходил дома бедных прихожан. Он беседовал с жителями, рассказывал им о Боге, нянчил детей, помогал по хозяйству крестьянам. Батюшку очень любили простые люди. Часто он раздавал им всю свою зарплату, одежду, обувь, возвращался домой босиком.

Жена много роптала по причине этой расточительности. По её прошению зарплата мужа стала выдаваться ей на руки, а не ему. Но батюшка был неисправим и находил способы подавать бедным. Чем больше он раздавал, тем больше ему подавали денег.

Дома мало кто его понимал, жена и постояльцы не соблюдали
постов, не молились. В комнатах, соседних с ним, устраивали шумные балы,
танцевали и затихали далеко за полночь. Поэтому батюшка ложился спать очень
поздно, но вставал каждый день в пять утра и шел на службу.

О.Иоанн часто совершал поездки по всей России, занимался благотворительностью, проповедовал. На деньги благодетелей он приобрел пароход, на котором путешествовал. В родной деревне, где он родился, батюшка построил новый храм.

Молитва ко святому праведному Иоанну, пресвитеру Кронштадтскому, чудотворцу

О великий чудотворче и предивный угодниче Божий, богоносне отче Иоанне! Призри на нас и внемли благосердно молению нашему, яко великих дарований сподоби тя Господь, да ходатаем и присным молитвенником за нас будеши. Се бо страстьми греховными обуреваеми и злобою снедаеми, заповеди Божия пренебрегохом, покаяния сердечнаго и слез воздыхания не принесохом, сего ради многим скорбем и печалем достойни явихомся. Ты же, отче праведне, велие дерзновение ко Господу и сострадание к ближним своим имея, умоли Всещедраго Владыку мира, да пробавит милость Свою на нас и потерпит неправдам нашим, не погубит нас грех ради наших, но время на покаяние милостивно нам дарует. О святче Божий, помози нам веру православную непорочно соблюсти и заповеди Божий благочестно сохранити, да не обладает нами всякое беззаконие, ниже посрамится Правда Божия в неправдах наших, но да сподобимся достигнути кончины христианския, безболезненныя, непостыдныя, мирныя и Тайн Божиих причастныя. Ещё молим тя, отче праведне, о еже Церкви нашей Святей до скончания века утвержденней быти, отечеству же нашему мир и процветание в Правде Божией испроси и от всех зол сохрани, да тако народи наши, Богом храними, в единомыслии веры и во всяком благочестии и чистоте, в лепоте духовнаго братства, трезвении и согласии свидетельствуют: яко с нами Бог! В Немже живем, и движемся, и есмы, и пребудем во веки. Аминь.

2 января (25 декабря) – день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского

 Святого Иоанна Кронштадтского называли всероссийским пастырем – так высок был его авторитет в народе.

По молитвам батюшки Иоанна совершалось много исцелений и других чудес. На его службы в Андреевском соборе города Кронштадта собирались тысячи людей, которые приезжали со всей России.

Отец Иоанн также славился своими проповедями. Много занимался благотворительностью: посещал дома бедняков, раздавал деньги нуждающимся. Придерживался нетипичного для того времени правила служить литургию каждый день. Спал очень мало, постоянно был на людях, говорил что силы ему дает именно ежедневная литургия.

Был прозорлив и не допускал к причастию нераскаявшихся.

Слава Кронштадтского молитвенника еще при жизни была столь велика, что на исповедь в Андреевский собор собирались ежедневно тысячи народа. Для такого огромного количества людей, собиравшихся в храме, Иоанн Кронштадтский ввел общую исповедь. Такие смелые действия, а также огромная популярность отца Иоанна вызвали критику некоторых современников, но его дела говорили сами за себя.

 Толпы людей сопровождали доброго пастыря везде, где бы он ни появлялся. В годы всеобщего духовного и нравственного оскудения, происходившего в России в предреволюционное смутное время, Иоанн Кронштадтский явился непримиримым обличителем лжи «освободительного движения», стал ярким примером несокрушимой веры в Бога, надежды на Его милость к кающемуся человеку, любви к своему страждущему народу.

Были люди, которые обвиняли отца Иоанна в том, что он принимает дорогие подарки и денежные пожертвования. Однако все подарки и деньги он раздавал тысячам бедных и нуждающихся. После кончины Иоанна Кронштадтского выяснилось, что у него нет совсем никаких личных сбережений.

Мудрый наставник и добрый пастырь, сделавший много для укрепления веры, помощи людям, умирения страны, спасения от надвигающейся смуты.

История жизни св. Иоанна Кронштадского

Он родился в 1829 году в небогатой семье дьяка. Мальчик рос очень болезненным, плохо учился, но, с самого детства приученный к молитвам, неустанно молился, чтобы Господь даровал ему разум и способность к учению. И вот как-то ночью во время молитвы он ощутил, как его осенила Божья благодать, а с глаз словно спала завеса. С этого момента учеба у него пошла очень успешно, а в Архангельской духовной семинарии даже был лучшим учащимся.

Закончив Санкт-Петербургскую Духовную академию и получив степень кандидата богословия, Иоанн вступил в брак с Елизаветой, дочерью протоиерея Несвицкого. Поразительна история его семейной жизни: Елизавета дала обет девства, даже находясь в браке, и всю свою жизнь супруги прожили в единстве и согласии как брат с сестрой.

После рукоположения Иоанна назначили служить в Андреевском соборе в Кронштадте. В те времена царское правительство ссылало в этот город всякого рода уголовников, которые ютились в подвалах и землянках. Иоанн ежедневно посещал этих отверженных, но не только вел с ними душеспасительные беседы, но и помогал ухаживать за больными, на собственные деньги покупал для них еду и лекарства, а порой даже снимал с себя обувь и рясу, чтобы отдать несчастным. Горожане ежедневно наблюдали этот подвиг милосердия и иногда приносили матушке вещи и обувь, так как видели, что он идет по улице босой.

Иоанн понимал, что его скромных средств не хватит, чтобы помочь всем нуждающимся, и тогда обратился к жителям Кронштадта с просьбой о помощи. На их пожертвования он добился устройства в Кронштадте Дома трудолюбия, где были не только мастерские, но также детский сад, школа, приют, столовая, библиотека, бесплатная лечебница, ночлежный и странноприимный дом.

Его самоотверженная благотворительная деятельность вскоре снискала широкую известность, он получал огромные пожертвования и тратил все эти миллионы на благие цели. Но отца Иоанна заботило не только то, чтобы обеспечить людям нормальные условия существования, но и их душевное здоровье, которое он видел в вере. Храм был для него местом, где скорбящие души могли получить надежду и исцеление, а Литургию он совершал с такой страстью, будто лично беседовал с Богом.

Молитвы, возносимые отцом Иоанном, порой приводили к настоящему чуду, слухи о котором распространялись по Кронштадту, Петербургу, а потом и по всей России. К нему потянулись сотни и тысячи людей; в Андреевском соборе, который мог вместить до семи тысяч молящихся, яблоку негде было упасть, а сам он по 12 часов в день принимал исповеди, и количество пришедших исповедаться ему доходило до шести тысяч.

Особенно способствовала этому его исповедальная книга «Моя жизнь во Христе». Глубоко чтил его и император Александр III, который перед кончиной призвал отца Иоанна к своему смертному ложу. С просьбой помолиться за них ему писали люди не только со всей России, но и из Европы, Америки, Индии.

Скончался Иоанн Кронштадский в 1908 году, кончина его была тихой и мирной.

Личная жизнь

Из биографии Иоанна Кронштадтского (фото приложено) известно, что женился он на дочери церковного служителя Елизавете. Будучи настоящим ангелом во плоти, пастырь даже не думал о супружестве. Образумился он, когда увидел во сне, будто он в светлом одеянии стоит в храме Андрея Первозданного. Это, по мнению пастыря, был знак свыше.

Женился он на дочери церковного служителя Елизавете

Жизнь в браке началась с конфликта. Муж предложил супруге остаться непорочными и чистыми. Святой Иоанна Кроншадтский тогда сказал, что на свете много счастливых семей, но среди всех преобладает людское горе. Поэтому он надеялся на благоразумие жены и просил посвятить свою жизнь нуждающимся, несчастным и болеющим, оставаясь при этом друг для друга сестрой и братом.

Архипастырь вызвал его к себе на разговор и в процессе общения стал отчитывать Кронштадтского за неправильную жизнь. От этого он стал терять сознание, а в ушах ощутилось сильное давление. Тут же на шее иерарха порвалась цепочка, а панагия с изображением Богородицы упала и покатилась на пол.

Тогда архиерей припал к ногам юного пастыря и понял, что он избран Богом. Тут и начался духовный путь праведного Иоанна Кронштадтского. Священники больше не стали упрекать его в неправильности поступков, а чуть позже и сама Елизавета смирилась со своей участью.

Память

  • Написал акафист праведному отроку Артемию Веркольскому.
  • 1894 – «Моя жизнь во Христе, или минуты духовного трезвления и созерцания, благоговейного чувства, душевного исправления и покоя в Боге»
  • 1890-1894 – «Полное собрание сочинений»
  • 1896 – «О блаженствах евангельских»
  • 1896 – «Беседы о Боге-Творце и Промыслителе мира»
  • 1899 – «Мысли о различных предметах христианской веры и нравственности»
  • 1897-1898 – «Слова и поучения, произнесённые в 1896, 1897 и 1898 гг.»»
  • 1898 – «Несколько слов в обличение лжеучения графа Л. Н. Толстого»
  • 1899 – «Правда о Боге, мире и человеке»
  • 1900 – «Богопознание и самопознание, приобретаемые из опыта»
  • 1900 – «Правда о Боге, о Церкви, о мире и о душе человеческой. Из нового дневника. Размышления православного христианина»
  • 1901 – «Благодатные мысли о небесном и земном»
  • 1902 – «Простое Евангельское слово русскому народу»
  • 1902 – «Христианская философия»
  • 1905 – «Мысли христианина»
  • 1905 – «Путь к Богу»
  • 1905 – «Созерцания и чувства христианской души»
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector