Иннокентий iii (папа)

Четвёртый Латеранский собор

Барельеф Иннокентия III, как одного из 23 великих законодателей прошлого. Палата представителей США, Вашингтон.

15 ноября 1215 года Иннокентий открыл Латеранский XII Вселенский Собор, который принял много важных решений. По его итогам было составлено семьдесят реформаторских указов. Среди прочего, собор установил создать школы и повысить подготовку духовенства. Он запретил духовенству участвовать в судебных ордалиях . Фактически это привело к исчезновению ордалий из практики судопроизводства. Наконец, на этом соборе духовенство законодательно закрепило недопустимость подчинения христиан евреям. Канон 69 запретил евреям служить в государственных учреждениях, так как это давало им возможность «выразить свой гнев против христиан». Канон 69 установил, что евреи распяли Христа, и поэтому было бы «слишком абсурдным, чтобы хулитель Христа осуществлял власть над христианами», а значит, евреи не должны назначаться на государственные должности.

Смерть и беатификация

Тело Иннокентия XI на прежнем месте в часовне Святого Себастьяна в базилике Святого Петра.

Статуя Иннокентия XI в Будапеште

Последние дни и смерть

Известно, что Иннокентий XI страдал от камней в почках с 1682 года, а в 1689 году его здоровье заметно ухудшилось. В июне того же года он был прикован к постели. По состоянию здоровья он отменил консисторию кардиналов, созванных на 19 июня для допроса епископов, а также отменил собрания 21 июня. 25 июня на папу внезапно поднялась сильная лихорадка, а 29 июня он не смог совершить торжественную мессу в праздник святых Петра и Павла, поручив кардиналу Киджи совершить ее вместо себя. Состояние Папы ухудшилось 2 июля, и его врачи были вынуждены проколоть его левую ногу, что вызвало выделение жидкости, и, в конечном итоге, 31 июля ему сделали операцию на правой ноге, а в последующие два дня — еще две.

9 августа он получил Viaticum, поскольку врачи считали, что ему осталось жить совсем немного. 11 августа он принял на аудиенции кардинала Леандро Коллоредо, который пришел напомнить ему, что папа собирался возвысить десять человек до кардинала, но папа отказался сделать это, несмотря на настойчивость кардинала. Утром 12 августа он потерял способность говорить и страдал от затрудненного дыхания.

Иннокентий XI умер 12 августа 1689 года в 22:00 (по римскому времени). После смерти он был похоронен в базилике Святого Петра под надгробным памятником возле капеллы Клементины, которую заказал его племянник, принц Ливио Одескальки . Памятник, спроектированный и вылепленный Пьером-Этьеном Монно , изображает папу, восседающего на троне над саркофагом с рельефным основанием, изображающим освобождение Вены от турок Иоанном III Собеским , в окружении двух аллегорических фигур, представляющих Веру и Стойкость.

В апреле 2011 года останки Иннокентия XI были перемещены, чтобы освободить место для останков блаженного Иоанна Павла II .

Беатификация

Процесс беатификации Иннокентия XI был начат в 1691 году Папой Иннокентием XII , провозгласившим его Слугой Божьим, и был продолжен Климентом XI и Климентом XII , но французское влияние и обвинения в янсенизме заставили его приостановить в 1744 году Папой Бенедиктом. XIV . В 20 веке он был вновь введен, и Папа Пий XII провозгласил его почтенным 15 ноября 1955 года и благословил 7 октября 1956 года.

После его беатификации его саркофаг был помещен под алтарем Святого Себастьяна в часовне базилики Святого Себастьяна, где он оставался до 8 апреля 2011 года, когда он был перемещен, чтобы освободить место для останков Папы Иоанна Павла II, которые будут перемещены в базилика из грота под собором Святого Петра в честь его беатификации и для того, чтобы сделать его место отдыха более доступным для публики. Тело Иннокентия было перенесено на алтарь Преображения Господня базилики, который находится недалеко от капеллы Климента и захоронения папы Григория Великого (590–604). Алтарь также находится напротив памятника Иннокентию XI, который был его первоначальным местом захоронения до его беатификации.

Праздник, назначенный Иннокентию XI, — 12 августа, день его смерти. В венгерском календаре он отмечается 13 августа.

Отчеты показывают , что после нападений на Соединенных Штатах Америки на 9/11 , церковь решила заранее давно приостановлено причина Иннокентия XI быть канонизирована, как папы , которые помешали туркам переполнить христианство в 1683 году, таким образом , рисунок параллели с агрессивным исламизмом . Однако популярные разоблачения, сделанные в романе Imprimatur, повредили репутации Иннокентия XI, и, таким образом, запланированная канонизация Бенедетто Одескальки была приостановлена ​​на неопределенный срок.

Считалось, что канонизация должна была состояться в 2003 году, но публикация книги остановила все планы канонизации Иннокентия XI.

Другие занятия

Иннокентий XI не менее стремился сохранить чистоту веры и нравственности среди всех людей. Он настаивал на всестороннем образовании и образцовом образе жизни для всех людей, и он издал строгие правила относительно скромности одежды среди римских женщин. Кроме того, он положил конец все возрастающей страсти к азартным играм, подавив игорные дома в Риме. Указом от 12 февраля 1679 г. он поощрял частое и даже ежедневное причастие. 4 марта 1679 г. он осудил положение о том, что «заповедь о соблюдении Святых дней не является обязательной под страхом смертного греха, если не считать скандала, если не будет неуважения». В документе говорилось, что Церковь учила, что намеренный пропуск массовых посещений в воскресенье или в священный день без законного оправдания — смертный грех. Далее в нем говорилось, что верующие должны были присутствовать на мессе в воскресенье или в субботу вечером. В 1688 году он повторил указ Папы Сикста V , запрещавший женщинам петь на сцене во всех публичных театрах и оперных театрах.

Он возвысил 43 новых кардинала до кардиналов на двух консисториях . Он также канонизировал двух святых: Бернарда Ментонского в 1681 году и Педро Арменгола 8 апреля 1687 года. Он канонизировал шесть человек.

Иннокентий XI враждебно относился к книге « Varia Opuscula Theologica» («Различные теологические брошюры»), которую опубликовал испанский иезуит Франсиско Суарес . Он приказал сжечь все копии в 1679 году, но его приказы проигнорировали. Одна из книг была обнаружена в 2015 году.

Иннокентий III и крестовые походы

Крестовые походы на христианской земле

Иннокентий III стоит у истоков отклонения идеи крестовых походов  : он выковывает идею «политических крестовых походов», которой будут придерживаться его преемники. Он первым поднял налоги для финансирования крестовых походов, а также выразил право «выставлять напоказ», то есть право Папы разрешить католикам захватывать земли тех, кто не желает подавлять ересь. . С 1199 года он угрожает начать крестовый поход против партизана Империи .

В 1207–1208 годах Иннокентий III проповедовал крестовый поход против альбигойцев . В письме к епископам Юга он впервые излагает принципы, оправдывающие расширение крестового похода в христианских странах: Церковь не обязана прибегать к светской руке для искоренения ереси в регионе; в отсутствие сюзерена он имеет право взять на себя инициативу призвать всех христиан и даже распорядиться территориями еретиков, предлагая их вместо сюзерена в качестве добычи завоевателям. Он предлагает всем, кто участвует в искоренении ереси, те же послабления, что и крестоносцам Святой Земли, но, кроме того, он дает им земли, завоеванные во время крестового похода. IV — й Латеранский Совета 1215 подтверждает эти положения. Совет также приказал проповедовать новый крестовый поход по всему христианскому миру. Он просит полной снисходительности, которая распространяется на тех, кто вносит свой вклад в строительство лодок для крестового похода, тогда как до тех пор только комбатанты получали выгоду от этого. Это прямое обращение к судовладельцам в итальянских городах. Он также решает обложить налогом в одну двадцатую часть церковного дохода и имущество папы и кардиналов в размере одной десятой. Пятый крестовый поход состоится после смерти Иннокентия.

IV е крестовый поход

С самого начала своего понтификата он хотел начать новый крестовый поход к святым местам исключительно по папскому вдохновению, в отличие от предыдущих, организованных по наущению различных государей. Крестовый поход с большим успехом проповедуется во Франции легатом Пьером Капуано и приходским священником Фульк-де-Нейи . Филипп Швабский , зять Алексиса Ангела , сына павшего византийского императора Исаака II , обещает помощь Византийской империи в крестовом походе, если Исаак будет восстановлен на троне. Иннокентий III надеется воспользоваться византийским разделением, чтобы восстановить единство церкви. Но IV — го крестового похода не взять тур , запланированный Папой. Крестоносцы, которые не могут оплатить поездку венецианским судовладельцам, направляются ими в Зара на побережье Далмации, которую они принимают от имени Венеции . Папа отлучает крестоносцев и Венецию , но очень быстро снимает отлучение с крестоносцев. После нового отклонения крестового похода на Константинополь и захвата города крестоносцами и венецианцами,13 апреля 1204 г., Иннокентий III первым принимает свершившегося, удовлетворившись обещаниями объединения церквей и поддержки для Латинской государств Востока. Но, узнав о бесчинствах крестоносцев, он говорит о захвате крестового похода, в котором обвиняет венецианцев. Таким образом, идея отклонения от этого крестового похода современна событиям.

Иннокентий III презирает греков , которых он расстраивает. Когда духовенство Константинополя написало Папе в 1208 году, чтобы признать его первенство и попросить разрешения избрать патриарха греческого обряда наряду с латинским патриархом , как в Антиохии и Иерусалиме , Папа даже не соизволил ответить им.

Борьба с катарами

Иннокентий III благословляет Альбигойский крестовый поход против катаров

Иннокентий III был энергичным противником ереси и провел несколько кампаний против неё. В начале своего понтификата он сосредоточился на альбигойцах, также известных как катары, — секте, которая приобрела множество сторонников на юго-востоке Франции, в том числе графов Тулузы. Катары отвергали авторитет и учение католической церкви.

В 1199 году Иннокентий III осудил проповеди ересиархов. Два цистерцианских монаха были направлены оспаривать учение катаров и восстановить папскую власть.

Убийство Пьера де Кастельно — легата Иннокентия — в 1208 году, как полагают, друзьями графа Раймунда Тулузского, заставило Иннокентия перейти от слов к делу. Иннокентий потребовал от короля Филиппа II Августа уничтожить альбигойцев. Под руководством Симона де Монфора был начат военный поход — Альбигойский крестовый поход — который привел к убийству примерно 20 тысяч человек. Поход был направлен не только против еретиков, но и против знати Тулузы и вассалов короны Арагона. Король Педро II Арагонский принимал непосредственное участие в конфликте и был убит в ходе битвы при Мюре в 1213 году. Конфликт завершился подписанием Парижского договора 1229 года, в котором была согласована интеграция территории Окситании в состав Французского королевства. Военные действия прекратились в 1255 году.

Параллельно с боевыми действиями католические священнослужители начали пропаганду, направленную на очернение катаров, обвиняя их в разврате и содомии, так как было опасение, что население Прованса и Северной Италии будет сочувствовать жертвам крестового похода.

Сожжение еретиков.

Падение Константинополя

Худшее, однако, было еще впереди. Крестоносцы наладили контакт со свергнутым византийским императором Алексеем, попросившим их помочь ему вернуть свой престол. В обмен на это претендент обещал поддержать католиков в их войне против мусульман подкреплениями и деньгами. Также он согласился подчинить греческую церковь западной. Заманчивое предложение перевернуло планы крестоносцев и венецианцев. В 1204 году они захватили и разграбили один из величайших городов Средневековья, Константинополь. На руинах Византии была создана католическая Латинская империя, власть в которой принадлежала франкам.

Папа Иннокентий 3 пытался остановить феодалов, направившихся в Константинополь. Сделать это ему так и не удалось. Более того, никакого объединения церквей так и не произошло. Раскол между католиками и православными сделался только шире. Однако Иннокентий 3, краткая биография которого представляет собой пример понтифика, безостановочно преследовавшего отступников и неверных, не потерял веру в эффективность движения крестоносцев.

Четвертый крестовый поход

Не столь удачливым папа римский был в борьбе против мусульман. Вслед за своими предшественниками Иннокентий 3 попытался отвоевать у неверных Иерусалим и с этой целью благословил Четвертый крестовый поход. В 1198 году был издан указ, согласно которому на организацию военной кампании устанавливался налог в размере 2,5 % от доходов церкви. Деньги собирались несколько лет, но их так и не хватило. По плану крестоносцы должны были переправиться через Средиземное море на венецианских кораблях. Однако прибыв в торговую республику, князья и рыцари не смогли уплатить требуемой от них суммы (84 тысячи серебряных марок).

Предприимчивый дож Венеции Энрико Дандоло предложил крестоносцам помочь ему захватить принадлежавший Венгрии город Зару на берегу Адриатического моря. В обмен на поддержку престарелый политик обещал все-таки перевезти войско, стремившееся попасть в Палестину. В итоге Зара была захвачена и разграблена. Падение христианского города в сердце Европы сопровождалось грабежами и убийствами мирных жителей.

Узнавший о случившемся папа Иннокентий 3 пришел в ярость. Он отлучил от церкви всех участников похода. Скоро, впрочем, в дело вмешалась политика. Всеобщая анафема означала окончательный провал похода, который еще можно было спасти. Кроме того, папа не собирался ссориться с феодалами со всей Европы. Взвесив все за и против, понтифик отменил анафему, оставив проклятие только на инициаторах атаки на Зару, венецианцах.

Папство

Выборы

Одескальки был сильным кандидатом от папы после смерти Папы Климента IX (1667–69) в 1669 году, но французское правительство отклонило его (используя теперь отмененное вето ). После смерти Папы Климента X (1670–76) французский Людовик XIV (1643–1715) снова намеревался использовать свое королевское влияние против избрания Одескальки. Вместо этого, полагая, что кардиналы, а также римляне были единодушны в своем желании иметь Одескальки своим Папой, Людовик неохотно проинструктировал французских партийных кардиналов согласиться с его кандидатурой.

21 сентября 1676 года Одескальки был избран преемником Климента X и принял имя Иннокентий XI. Он выбрал это имя в честь Папы Иннокентия X, который сделал его кардиналом в 1645 году. Он был официально коронован в качестве понтифика 4 октября 1676 года протодиаконом, кардиналом Франческо Майдалькини .

Реформирование управления папством

Сразу после вступления на престол Иннокентий XI направил все свои усилия на сокращение расходов курии . Он издал строгие постановления против семейственности кардиналов. Он жил очень скупо и призывал кардиналов делать то же самое. Таким образом, он не только возводил в квадрат годовой дефицит, который при его вступлении на престол достиг 170 000 скуди , но и в течение нескольких лет доход папы даже превышал расходы. Он, не теряя времени, заявил и практически проявил свое рвение как реформатор нравов и исправитель административных злоупотреблений. Начиная с духовенства, он стремился поднять мирян также на более высокий нравственный уровень жизни. Он закрыл все театры в Риме (считавшиеся центрами порока и безнравственности) и, как известно, временно приостановил процветающие традиции римской оперы . В 1679 году он публично осудил шестьдесят пять утверждений, взятых в основном из работ Эскобара , Суареса и других казуистов (в основном казуистов- иезуитов , на которых Паскаль сильно напал в его « Провинциальных письмах» ), как propositiones laxorum moralistarum и запретил кому-либо преподавать их под наказание отлучением от церкви. Он осудил, в частности, наиболее радикальную форму умственной оговорки ( stricte mentalis ), которая разрешает обман без прямой лжи.

Лично относившийся к Мигелю де Молиносу не враждебно , Иннокентий XI, тем не менее, уступил оказанному на него огромному давлению, чтобы в 1687 году подтвердить приговор инквизиторов, согласно которым шестьдесят восемь квиетистских предложений Молиноса были осуждены как кощунственные и еретические.

Еврейские отношения

Иннокентий XI проявил некоторую чувствительность в своих отношениях с евреями в итальянских государствах. Он заставил город Венецию освободить еврейских пленных, захваченных Франческо Морозини в 1685 году. Он также не одобрял принудительные крещения, которые, соответственно, стали менее частыми при его понтификате, но он не мог полностью отменить старую практику.

Более спорно, 30 октября 1682 г. он издал указ, согласно которому вся ссудная деятельность римских евреев должна была прекратиться. Такой шаг, кстати, принес бы финансовую выгоду его собственным братьям, которые играли доминирующую роль в ссуде в Европе. Однако, будучи в конечном итоге убежденными, что такая мера приведет к большим страданиям и уничтожению средств к существованию, исполнение указа дважды откладывалось.

Восстановление значения папского престола[править | править код]

Получив полномочия, Иннокентий приступил к реализации своих взглядов на роль папского престола. Захват Иерусалима мусульманами в 1187 году он охарактеризовал как божественное возмездие за моральные слабости христианских князей. Он также был намерен защитить то, что назвал «свободой Церкви», от посягательств со стороны светских властей. Это понятие обозначало, среди прочего, что князья не должны быть вовлечены в избрание епископов и оно должно быть сосредоточено в руках папы и его «Patrimonium» — Папского государства. Владениям папы угрожали Гогенштауфены — германские короли, которые позиционировали себя как преемников римских императоров. Император Священной Римской империи Генрих VI к этому времени объединил Германию, Италию и Сицилию под своей рукой, что делало позиции «Patrimonium» чрезвычайно уязвимыми.

Ранняя смерть Генриха VI оставила его 4-летнего сына Фридриха II в статусе короля. Вдова Генриха VI Констанция Сицилийская правила Сицилией от имени своего маленького сына, пока он не должен был достигнуть совершеннолетия. Констанция не желала передавать Сицилию во власть немцев, что было близко Иннокентию III. Перед своей смертью в 1198 году она назначила Иннокентия опекуном Фридриха. В обмен Иннокентий добился восстановления папских прав на Сицилии, от которых отказался незадолго до этого папа Адриан IV. Папа короновал молодого Фридриха II в качестве короля Сицилии в ноябре 1198 года. Он также способствовал его женитьбе на вдове короля Венгрии Имре в 1209 году.

В 1209 году Франциск Ассизский привёл своих первых последователей в Рим, чтобы получить разрешение от папы Иннокентия III основать новый религиозный орден. После прибытия в Рим братья встретились с епископом Гвидо Ассизским, который имел связи с Джованни ди Сан-Паоло, кардиналом-епископом Сабины. Кардинал, бывший духовником папы Иннокентия III, проникся симпатией к Франциску и согласился представить его папе. Иннокентий неохотно согласился встретиться с Франциском и его братьями на следующий день. После нескольких дней раздумий папа согласился признать последователей Франциска орденом

Это было важно тем, что признание ордена со стороны церковной власти защитило его от возможных обвинений в ереси, как это произошло с вальденсами ранее. Хотя папа Иннокентий первоначально испытывал сомнения, якобы во сне он увидел Франциска, державшего в руках Латеранскую базилику, и это сподвигло его одобрить орден францисканцев

Это произошло, как считается, 16 апреля 1210 года. Франциск и его первые последователи — «Малые Братья» — отказывались от имущества и проповедовали на улицах сначала городов Умбрии, а затем и по всей Италии.

Вскоре после избрания подчинил римский муниципалитет власти папы (префект стал папским чиновником)

Четвертый Латеранский собор и смерть

Кульминацией понтификата Иннокентия III стал Четвертый Латеранский собор. Он открылся в ноябре 1215 года. На эпохальное мероприятие прибыло 400 архиепископов и епископов, а также несколько патриархов восточных церквей. В то же время отсутствовали греческие иерархи. Даже спустя одиннадцать лет ужас от разграбления Константинополя отпугивал византийцев от любого сотрудничества с католиками.

Собором было обнародовано более семидесяти канонов, посвященных самым разным вопросам, касавшимся религиозной жизни. К примеру, он запретил христианам иметь коммерческие отношения с иудеями. Дискриминация евреев была характерной чертой эпохи, а Иннокентий и его окружение являлись людьми, воспитанными своим временем.

Папа римский оставил после себя не только решения Латеранского собора и буллы, но и тысячи писем. Многие из них были посвящены вопросам права: как известно, понтифик был выдающимся средневековым юристом. Оригинальное собрание его корреспонденции попало на хранение в университет Болоньи.

Иннокентий 3, фото средневековых изображений которого показывают еще достаточно молодого человека, скончался 16 июля 1216 года в Перудже в возрасте 55 лет. Причиной ранней смерти понтифика стала малярия. Иннокентий заболел роковой болезнью по дороге на север Италии, куда он направился после завершения Латеранского собора для урегулирования споров между Пизой и Генуей. Папа надеялся на помощь двух республик в организации нового Пятого крестового похода. Его похоронили в Перудже. Останки Иннокентия были перенесены в Рим в 1891 году.

Смерть и наследие

Гробница Иннокентия III в Латеранской базилике в Риме

Совет постановил начать пятый крестовый поход в 1217 году под непосредственным руководством Церкви. После Собора, весной 1216 года, Иннокентий переехал в северную Италию, чтобы примирить морские города Пизу и Геную — вернуть в лоно церкви отлученных при Целестине III пизанцев и заключить пакт с Генуей.

Однако 16 июля 1216 года Иннокентий III внезапно умер в Перудже. Он был похоронен в соборе Перуджи, пока папа Лев XIII не перенес его прах в Латеранский дворец в декабре 1891 года.

Душа Иннокентия III, как верили, попала в чистилище. Святая Лутгарда из монастыря в Брабанте заявила, что ей явился дух, охваченный пламенем, и сказал ей: «Я папа Иннокентий». Он рассказал, что попал в чистилище из-за трех ошибок, которые он совершил в жизни, и просил Лутгарду прийти к нему на помощь, сказав: «Увы! Это ужасно; и продлится в течение многих столетий, если вы не придете мне на помощь». В этот момент он исчез, а Лутгарда немедленно сообщила сестрам о том, что она видела.

От «Наместника Петра» до «Наместника Христа»: абсолютизм папской власти в Церкви

С первых дней своего понтификата Иннокентия III значительно усилил власть папы в Церкви и в полном объеме, в связи с этим, программу Диктат папы от Григория VII . Для этого он навязывает идею, что Папа не епископ, как другие, просто наделенный более высоким достоинством и почетной функцией, а представитель самого Христа, находящийся над этими простыми представителями апостолов, которые являются епископами.

Это развитие особенно заметно в изменении названия: Иннокентий III больше не называет себя «Наместником Петра», как его предшественники, но «Наместником Христа». Отсюда следует, что Иннокентий III оставляет за папой только «полноту власти» ( plenitudo potestatis ), а епископы видят, что на них возложена лишь «часть заботы» ( pars sollicitudinis ).

Конкретно, Папа навязывает свою власть епископату с беспрецедентной твердостью двумя способами: монополизируя контроль над епископскими выборами, смещениями, переводами и отставками и используя инквизиторскую процедуру , окончательную форму которой он разрабатывает, для проведения судебных заседаний. запросы против непослушных, ошибочных или небрежных прелатов исключительно на основании дурной «репутации» ( fama ), которая доходит до него о них.

Ранние годы[править | править код]

Лотарио родился в Италии в Гавиньяно, недалеко от Ананьи. Его отцом был граф Тразимондо, член знаменитого дома Конти, который дал Риму девять пап, в том числе Григория IX, Александра IV и Иннокентия XIII. Лотарио приходился племянником папе Клименту III. Его мать, Кларисия Скотти, тоже происходила из знатной римской семьи.

Лотарио получил первоначальное образование в Риме, вероятно, в бенедиктинском аббатстве Святого Андрея. Он изучал богословие в Парижском университете, каноническое право (у Угуция Пизанского) — в Болонском университете. Вскоре после смерти папы Александра III (30 августа 1181) Лотарио вернулся в Рим и занимал различные церковные должности в течение правления Луция III, Урбана III, Григория VIII и Климента III. Последний в сентябре 1190 года назначил его кардиналом.

Как кардинал Лотарио написал работу «De Miseria Humanae conditionis» («К нищете человеческой»). Работа была очень популярна на протяжении веков и сохранилась в более чем 700 рукописях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector