Взятие иерусалима, или сарацины наносят ответный удар
Содержание:
Первые завоевания
Первым крупным городом на пути крестоносцев была Никея. Под её стенами они разгромили армию турецкого султана. Рыцарская конница оказалась намного сильнее. Отрубленными головами погибших врагов крестоносцы закидали осаждённый город.
Впрочем, все первые штурмы были неудачными, несмотря на мощные осадные машины. Корабли по озеру подвозили продовольствие защитникам крепости.
Переправа Готфрида Бульонского и его брата Балдуина через Босфор. (grafik.rp.pl)
В итоге, благодаря греческой флотилии, эти поставки удалось прекратить и крестоносцы стали готовиться к последнему штурму, надеясь на богатую добычу. С каким же удивлением они узнали, что в город мирно вошли византийские войска!
Дело в том, что император Алексей Комнин пошёл на хитрость: он отправил послов и тайно договорился с жителями Никеи о том, что они сдадут ему город и сразу же признают власть басилевса. Так и случилось.
В результате жители Никеи не пострадали от последствий штурма, а крестоносцы ещё больше обозлились на византийских союзников. Западным воинам даже не разрешили зайти внутрь, за крепостную стену пропускали группы не более десяти человек.
Следующий ключевой пункт на пути в Иерусалим — Антиохия. Западные воины были уверены в быстрой победе. Но осада затянулась на восемь месяцев и закончилась лишь летом 1098 года.
Захватить Антиохию удалось только благодаря предательству
Город был хорошо укреплён, внутри были большие запасы продовольствия. Стены были такими длинными, что полностью окружить их не было никакой возможности. А вот у крестоносцев еда заканчивалась, начался голод. Руководители похода посылали отряды грабить соседние поселения, чтобы найти провизию, но её не хватало.
Взять Антиохию помогло предательство оружейника-армянина по имени Фируз, который служил в гарнизоне башни Двух сестёр и держал обиду на местного эмира Яги-Сиана. Фируз впустил отряды крестоносцев в свою башню, а те открыли ворота крепости своим товарищам.
В Антиохию ворвались отряды европейцев. Они желали отомстить горожанам за долгие месяцы трудной осады и устроили настоящую резню. Были убиты тысячи жителей.
Но отпраздновать громкую победу крестоносцам не удалось. На следующий же день к городу подошла многочисленная армия мосульского эмира Кербоги. Теперь уже крестоносцы оказались в осаде. Более того, в центре Антиохии, в цитадели, ещё оставались турки, их не успели выбить оттуда. До сих пор точно неизвестно, как измученным европейцам удалось не просто выжить, но и победить. Ведь вражеская армия была намного больше.
Средневековые хронисты приводят такую историю: один из участников похода, монах из Марселя Пьер Бартелеми, во всеуслышание рассказал о случившемся у него видении. Якобы ему явился апостол Андрей и поведал о том, что в Антиохии спрятано Копьё Судьбы (именно им римский воин Лонгин пронзил тело Иисуса). Крестоносцы поверили в этот рассказ. Они начали поиски и обнаружили реликвию.
Раймунд Тулузский, один из предводителей рыцарей, решил, что находка копья — божественное знамение, и уверил в этом товарищей. После этого монах Бартелеми рассказал о том, что опять видел апостола Андрея. Тот якобы велел рыцарям поститься пять дней подряд, а после этого выйти из города на бой. Так крестоносцы и поступили. 28 июня 1098 года христианские воины вышли из города и построились для битвы. Мусульмане, которых было больше, имитировали отступление, подожгли траву, заманили голодных и уставших крестоносцев в засаду, но, несмотря на это, потерпели поражение.
Современники тех событий рассказывали о неистовстве крестоносцев. Некоторым из воинов, по их словам, в бою являлись образы святых Георгия и Маврикия, которые скакали вместе с ними и участвовали в схватке.
Кровавый путь по Европе
Путь крестового воинства до Константинополя отнюдь не был простым. Первыми освобождать Иерусалим спонтанно отправились бедняки. В районе Дуная армия венгров и болгар перебила четверть участников так называемого Крестьянского крестового похода. Остальных уже в Малой Азии разгромили отряды турок-сельджуков.
Рыцарству, которое выдвинулось позже вслед за бедняками и было гораздо лучше снаряжено, не приходилось грабить местных жителей. Но их путь мирным тоже назвать нельзя.
Войско крестоносцев не имело единого командующего
В мае 1096 года французский рыцарь Вальтер Голяк возглавил армию из десяти тысяч человек и отправился не на восток, а на север — в долину Рейна. Там солдаты устроили массовую резню евреев в Майнце, Кёльне, Бамберге и других германских городах. А поскольку многие иудеи были кредиторами, избавившись от них, рыцари ещё и получали возможность не возвращать долги.
Иерусалимское королевство: структура и законы
На начальном этапе для нас интересен процесс формирования государственного аппарата новой монархии и её правовых институтов. Сама модель походила на западноевропейскую. Король выбирался советом крупнейших вассалов. Церковная власть принадлежала папе римскому и его особому представителю — патриарху Иерусалимскому. Этот человек поддерживал связь апостольского престола с королевством. Монарх опирался на королевскую курию или совет. Этот орган был представлен главными надомными слугами его величества: маршалом, кравчим, стольником, комитом. И, конечно же, изобилие графов, баронов, рыцарей и т. д. Часто именно пёстрый состав вассалов разных мастей не давал возможности для объединения войск перед лицом врага. Левант, Иордания, Яффа, Аскалон и Цезарея составляли основу территориальной целостности молодой монархии.
Годфрид Бульонский — первый король Иерусалима. (Pinterest)
Сколько в активе было войск у короля Иерусалимского? На самом деле — всего лишь несколько сотен человек. В лучшие годы ополчение составляло 500−600 всадников. Рыцари, оруженосцы и «туркополы» (воины из нехристианского населения) составляли основу войска королевства.
А как же законы? Более-менее сформулированное обыкновенное вассально-ленное право. Согласно легенде, оно появилось сразу же после взятия Иерусалима Готфридом Бульонским в 1099 году. Будущий король собрал подданных и велел разработать правовые нормы для нового государства. Нормативные акты были скреплены печатями самого короля и его вассалов, а далее отправлены в Храм Гроба Господня — так и появились «Письма Гроба». Но в 1120 году рыцарями будет подготовлен «Иерусалимский ассиз» или «Иерусалимский правовой кодекс» в Наврузе. В XIII столетии окончательно оформятся «Ассизы Иерусалимского королевства».
Крестоносцы штурмуют крепость мусульман. Миниатюра. (Pinterest)
Древняя Иудея: от Ассирийского ига к Вавилонскому
С VIII века до н. э. Иудея часто попадала под удары могущественных соседей. Страна платила дань Ассирии. В 701 году до н. э. царь Синахерриб повторно подчинил Иудею и разрушил многие города и увел пленных в рабство. Царь Манассия восстал против Ассирии, но провел несколько лет в плену в Вавилоне. В конце VII века до н. э. Ассирия пала, и Иудея смогла вернуть утраченные территории.
В 608 году до н. э. царь Иосия погиб в бою с египетским фараоном Нехо. Правитель Египта обложил иудеев новой данью. Через три года царевич Навуходоносор нанес несколько поражений египтянам и занял территорию Иудеи, а царь Иоаким признал над собой власть Вавилона.
В 601 году до н. э. Навуходоносор, уже унаследовавший трон, потерпел поражение у границ Египта. Иудеи рискнули восстать. Но через три года войска царя Вавилона осадили Иерусалим. Во время осады при неясных обстоятельствах погиб Иоаким, и новым царем был провозглашен его сын Иехония.
Ф. Конти, «Смерть царя Иосии». (Wikimedia.Commons)
Через три месяца Навуходоносор взял Иерусалим. По приказу царя были вывезены сокровища Храма и дворца, а также золотые сосуды, посвященные в Храм еще Соломоном. Царская семья отправилась в Вавилон пленниками. Кроме нее были переселены в Междуречье 10 000 иудеев. Среди них были 7000 воинов и 1000 ремесленников и кузнецов.
Царь Иехония жил в Вавилоне, как почетный пленник. Ему полагалось содержание в 20 раз превосходившее содержание обычных иудеев-переселенцев. Вынужденные покинуть свою родину иудеи и их оставшиеся в Иерусалиме сородичи продолжали считать Иехонию законным царем.
В разных частях Иудеи сохранялись владения царя, доходы с которых он продолжал получать. Возможно, Навуходоносор рассчитывал когда-нибудь вернуть его на трон, но незадолго до осады Вавилона отказался от этой идеи. Поэтому Иехония был отправлен в темницу, где провел почти тридцать лет. Сын Навуходоносора освободил пленника и удостоил почестей, как бывшего царя.
Осада
Салах ад-Дин инициировал переговоры с Балианом Ибелином, при посредничестве Юсуф Батита, одного из православных священнослужителей, которые рассчитывали получить больше привилегий, если бы город был возвращён мусульманам. Салах ад-Дин рассчитывал взять город без кровопролития и предложил щедрые условия, однако власти города отказались капитулировать, и осада началась.
Дамасские ворота Иерусалима.
Армия Салах ад-Дина стояла перед башней Давида и Дамасскими воротами. Сарацинские лучники не прекращали обстрел крепостных стен. Осадные башни подкатывали к стенам, но защитники не позволяли мусульманам закрепиться у стен. В течение шести дней стычки велись с незначительными результатами. Силы Салах ад-Дина несли тяжёлые потери после каждого штурма, в то время как крестоносцы потеряли всего несколько человек. 26 сентября Салах ад-Дин перевёл свой лагерь на другую часть города, к Масличной горе, где не было крупных ворот, из которых крестоносцы могли бы контратаковать. Стены были под постоянным обстрелом из катапульт, баллист, требюше и арбалетов. Часть стены удалось заминировать, и она рухнула 29 сентября. Крестоносцы не смогли заделать пролом, но и сарацины не смогли войти в город через него. Между тем Балиану удалось рекрутировать всего несколько десятков рыцарей и горстку ополченцев, способных носить оружие и защищать стены, больше желающих не было, несмотря на обещанную огромную плату.
Горожане были в отчаянии. Согласно Вильгельму Тирскому, духовенство организовало босое шествие вдоль стен, как было сделано (только снаружи) в 1099 году. На горе Голгофе женщины обрезали своим детям волосы, погружая их по подбородок в бассейны с холодной водой. Эти епитимьи были направлены на отвращение гнева Божьего от города, но «…Наш Господь не изволил услышать молитвы и шума, который был сделан в городе. Зловоние от прелюбодеяний, расточительности и греха против природы не позволило их молитвам подняться к Богу».
В конце сентября Балиан отправился к Салах ад-Дину с предложением о капитуляции города. Салах ад-Дин согласился, и стороны договорились о том, что город будет передан мусульманам мирно, чтобы не допустить резни, произошедшей в 1099 году, когда крестоносцы захватили город. Для франков Салах ад-Дин установил выкуп в 20 безантов для мужчин, 10 — для женщин и 5 для детей, но те, кто не мог заплатить, должны были быть проданы в рабство. Местные христиане и православные могли остаться в городе.
После возвращения Балиана Ибелина в город было решено, что 7000 бедняков будут выкуплены из казённых денег, которые прислал Генрих II Плантагенет и которые находились под охраной госпитальеров. Эти деньги были предназначены для паломничества английского короля или на нужды крестового похода, который собирался организовать король в качестве покаяния за убийство Томаса Бекета. Но король так и не прибыл в Святую Землю, а эти деньги уже однажды использовались в качестве платы наёмникам перед битвой при Хаттине.
Балиан вновь встретился с Салах ад-Дином, и султан согласился снизить выкуп до 10 безантов для мужчин, 5 — для женщин и 1 для детей. Балиан утверждал, что это всё равно слишком много для горожан, и Салах ад-Дин затребовал выкуп в 100 тысяч безантов за всех жителей. Балиан заявил, что это не реалистично, тогда лидер сарацин сказал, что не снизит сумму выкупа ниже чем до 50 000 безантов. Наконец, было решено, что Салах ад-Дин освободит 7000 жителей за 30 000 безантов. Двум женщинам или десяти детям было разрешено занять место одного мужчины по той же цене. Брат Салах ад-Дина затем отпустили ещё 3000 человек, не способных заплатить выкуп. Наконец, Салах ад-Дин сам освободил всех пожилых людей, не имевших средств.
Взятие Иерусалима
Завоевание Иерусалима крестоносцами
7 июня 1099 года крестоносцы, наконец, добрались до своей вожделенной цели — Иерусалима. Но стены его не спешили падать — наоборот, были укреплены и из-за них недобро смотрели местные мусульмане. Тем не менее, в стане крестоносцев был духовный подъем — многие истово молились, увидев перед глазами цель своего похода.
Проведя несколько неудачных штурмов, войско приступило к осаде. Начались голод и болезни, и военачальники поняли, что нужно брать город, не дожидаясь ухудшения положения. И тут снова произошло чудо — одному из монахов привиделся епископ Адемар, умерший год назад в Антиохии. Он предписал устроить крестный ход, молиться и поститься, и тогда город падет. Множество воинов вместе с предводителями выполнили волю Адемара на глазах у удивленных защитников города.
После этого 14 июля состоялся финальный штурм, окончившийся успехом. А потом начались тотальная резня и разграбление. Все население любого вероисповедания было перебито, евреи сожжены в синагоге, а, по словам хронистов, на улицах было некуда ступить от трупов. Любой воин, заходя в дом, вешал перед входом свой щит, и дом становился его собственностью. Западные хронисты заявляют о десяти тысячах трупов, мусульманские источники говорят о потерях в десять раз больше.
Таким образом, 14 июля 1099 года взятием Иерусалима закончился Первый крестовый поход, ознаменовав собой начало новой эпохи мировой истории — эпохи крестовых походов, времени противостояния Запада и Востока в святом для трех мировых религий месте — городе Иерусалиме.
Взятие Иерусалима
После взятия Антиохии воины из армии крестоносцев потребовали у предводителей войска немедленно отправиться к Иерусалиму. Они были недовольны тем, что поход затягивается из-за того, что его лидеры делят между собой власть и богатства.
В итоге тактика радикально изменилась. Армия крестоносцев отправилась без задержек к главной цели, обходя встречные крепости и большие города. Некоторая заминка произошла у Триполи. Предводители похода очень хотели захватить этот богатый портовый город. Но быстрого завоевания не получилось. А когда осада стала затягиваться, простые воины начали роптать. И вскоре лидеры крестоносцев были вынуждены отказаться от мечты о захвате Триполи. Ради дальнейшего движения к Святой земле осаду пришлось снять.
Крестоносцы подошли к стенам Иерусалима 7 июня 1099 года. Их армия состояла из 40 тысяч человек, среди которых собственно рыцарей было не более тысячи. Солдаты вставали на колени и молились, увидев издалека святой град. Ради этого они пережили множество лишений.
В этот момент Иерусалим принадлежал Фатимидам — мусульманской династии, которая правила в Египте. Послы Фатимидов попытались договориться с крестоносцами, которым предложили право свободного посещения святых мест. Но те отказались. Им нужна была безусловная власть над главным городом Святой земли.
Осада Иерусалима была похожа на осаду Антиохии. Крестоносцы снова страдали от голода. Воду приходилось привозить из источника в десяти километрах от лагеря. Египетский флот разбил почти все корабли генуэзцев, которые шли на помощь (пробились лишь шесть судов).
Но доставленный груз был бесценным — мощные осадные машины. Мусульмане пробовали помешать доставке машин (в разобранном виде) от побережья к стенам Иерусалима. Но христиане отразили все атаки. После доставки машин в стан осаждающих начался методичный обстрел стен и башен города огромными камнями. Вскоре до крестоносцев дошли тревожные слухи об огромной фатимидской армии, которая движется из Египта. И здесь снова вмешались видения. К одному из монахов якобы явился епископ Адемар Монтейльский, который год назад умер в Антиохии. Тот наказал «устроить Бога ради крестное шествие вокруг укреплений Иерусалима, усердно молиться, творить милостыню и соблюдать пост, тогда на девятый день Иерусалим падёт».
Военный совет постановил так и сделать. Крестоносцы распевали псалмы, молились, длинная процессия дошла до Масличной горы. Мусульмане со стен выкрикивали оскорбления, но тем самым лишь вызвали прилив гнева у воинов-христиан.
Штурм Иерусалима начался 14 июля. Со стен лилось горящее масло и летели стрелы. Первый день не увенчался успехом. На второй день в одном месте удалось засыпать глубокий ров вокруг города. После этого, распевая молитвы, воины пошли снова на штурм. Очевидцы снова писали о безумной ярости, с которой бились крестоносцы: они под ливнем стрел смогли подтащить осадные башни, поставить высокие лестницы и ворваться на стены города. Иерусалим пал…
Крестоносцы вырезали почти всех жителей Иерусалима
По традиции, на улицах города началась страшная резня. По свидетельству западных хронистов, были убиты около 10 тысяч местных жителей. Арабские источники приводят цифры в разы больше. Было уничтожено практически всё прежнее население Иерусалима. Кроме того, осквернялись и разрушались все нехристианские храмы. Главную синагогу крестоносцы сожгли вместе со всеми, кто был внутри здания.
Правителем Иерусалимского королевства стал Готфрид Бульонский. Он отказался от титула короля в городе, где Христос был коронован терновым венцом, поэтому 22 июля 1099 го-да принял титул Защитника Гроба Господня. В последующие месяцы крестоносцы разбили ещё одну мусульманскую армию при Аскалоне. Иерусалим на время оказался в безопасности.
Резня в Иерусалиме. (журнал «Дилетант»)
По итогам Первого крестового похода на востоке образовались несколько европейских государств. Но им требовалась постоянная помощь в битвах с арабами, которые не собирались мириться с утратой контроля над прибрежными землями. Тем более что после захвата Иерусалима многие крестоносцы отправились обратно в Европу.
В итоге последовали новые крестовые походы. А борьба за власть в Святой земле между христианами и мусульманами затянулась на две сотни лет. В то же время, благодаря этим походам, а точнее благодаря контактам с арабами, европейцы открыли для себя обширные познания в математике, географии и медицине. Духовная и культурная жизнь западных стран получила мощный импульс. Без него в Европе не началась бы эпоха Возрождения.
Крестовый поход бедноты, еврейские погромы и бесславный конец
Крестовый поход бедняков. Миниатюра Жана Коломба
Но тут случился казус, на который, видимо, не рассчитывал и сам папа Урбан. Его пламенная проповедь, да и слова других священников так вдохновили беднейшее крестьянство, что те, тут же дешево распродав свое добро, двинулись освобождать Иерусалим.
При этом наивные люди предполагали, что стены города сами падут перед ними, и одновременно бежали от нищеты и крепостной зависимости, господствовавшей тогда в Европе, и при этом вдохновлялись религиозным рвением и проповедями нищенствующих монахов, таких как Петр Пустынник, который и возглавил один из отрядов крестьян. Надо сказать, что к ним быстро присоединились самые бедные рыцари и множество воров и жулья, рассчитывавших под шумок обделать свои грязные делишки.
Естественно, что наивные крестьяне не обладали никакими знаниями о географии и не представляли, где находится их цель. Доходило до того, что каждый большой город они принимали за вожделенный Иерусалим.
Петр Пустынник указывает крестоносцам путь в Иерусалим
Огромную толпу вооруженных топорами и вилами людей возглавлял монах на осле, впереди которого шли гусь и коза, по каким-то неизвестным историкам мотивам, ставшими символами для отряда Петра Пустынника.
Все это выглядело бы весело и забавно, если бы оголодавшие крестьяне при поддержке и подстрекательстве ворья и рыцарей не грабили, не насиловали и не убивали местное, вполне себе христианское население, за что часть крестоносцев в одной из церквей просто сожгли заживо. Надо ли говорить, что подошедшие после отряды других крестоносцев полностью вырезали население захваченного города.
В это же время особо предприимчивые крестоносцы соединили силы с фанатиками и бросились вырезать местных евреев, перебив по разным оценкам от пяти до двенадцати тысяч иудеев и взяв огромный выкуп с тех, кто выжил или перешел в христианство.
Внешняя логика была такова — раз это тоже нехристиане, тем более их предки распяли Спасителя, нужно им отомстить. А некоторые додумывались до еще более «логичного» хода — раз все неверные попадут в ад, то нужно их заставить стать христианами, а если не захотят — убить. Так мы спасем их души! Многие евреи отказывались менять веру и сами убивали своих детей и женщин, после чего совершали суицид.
Реальная логика событий, кроме фанатизма, была гораздо прозаичней — многие рыцари были должны денег евреям и так расправлялись со своими кредиторами. А многие просто грабили богатых иноверцев, тем более был «хороший» повод.
Венгерские и болгарские правители, взбешенные грабежами и убийствами, уничтожили несколько отрядов этих крестоносцев, а впоследствии, когда в поход отправилась знать, брали заложников, чтобы уберечь собственные земли.
Надо ли говорить, что как только горе-крестоносцы пришли в Константинополь, император быстренько переправил их на другой берег, чтобы избавиться от таких союзников, и их тут же разбили турки-сельджуки, продав выживших в рабство. Правда, Петр Пустынник был дальновиден и заранее сбежал к императору.
Предшествующие события
К концу XI века, в Западной Европе в силу целого ряда причин (прежде всего экономического и демографического характера) создались предпосылки для крестового похода с целью освобождения Гроба Господня. 26 ноября 1095 года, папа Урбан II, на Клермонском соборе, призвал отправиться на Восток и освободить Иерусалим от владычества мусульман, обещав участникам крестового похода отпущение грехов, охрану семей и имущества и освобождение от долгов. Эта идея охватила все христианские государства Западной Европы. Стихийно организованный поход бедноты окончился полным провалом — практически все его участники были уничтожены сельджуками. Чуть позже выступило феодальное войско норманнских, французских и германских рыцарей. Армия не являлась единым целым, так как каждый феодал привлекал своих вассалов, а возглавляющие их военачальники оспаривали друг у друга лидерство.
Весной 1097 года объединённое войско переправилось через Босфор и высадилось в Азии, при этом руководители похода принесли вассальную присягу византийскому императору Алексею I Комнину на те земли, которые могли быть ими завоёваны. В течение следующих двух лет армия медленно продвигалась на юг. При помощи византийских отрядов им удалось захватить Никею, а позднее разгромить армию румского султана
Кылыч-Арслана I в битве при Дорилее. Дойдя до Антиохии, густонаселённого и хорошо укреплённого города, крестоносцы осадили его, столкнувшись с большими трудностями. Поход к Иерусалиму был продолжен лишь спустя полгода после окончательного падения Антиохии 28 июня 1098 года. За эти несколько месяцев армия понесла серьёзные потери — в августе в лагере христиан началась эпидемия тифа, которая унесла жизни нескольких тысяч человек, в том числе папского легата и духовного лидера крестоносцев епископа Адемара Монтейльского.
Продолжение похода
Армянский колофон 1099 года о взятии Иерусалима
В стане военачальников крестоносцев продолжались раздоры. Провансальский маркграф Раймунд Тулузский, верный союзу заключённому с императором Византии Алексеем Комнином, долго отказывался признать справедливыми притязяния Боэмунда Тарентского на Антиохию, но в конце концов под давлением соратников ему пришлось уступить. Боэмунд был провозглашен князем Антиохии, после чего решил остаться править в новообразованном государстве и не продолжать поход. Балдуин Булонский, который правил в основанном им в 1098 году графстве Эдесском, тоже не собирался присоединяться к походу на Иерусалим. На этом этапе поход окончили брат французского короля Гуго де Вермандуа и Этьен, граф Блуаский, которые со своими войсками вернулись на родину.
В ноябре 1098 года граф Раймунд Тулузский и подчиненные ему рыцари Прованса выдвинулись из Антиохии на юго-восток к Маарре и 23 ноября осадили город. По приказу Раймунда из вырубленного в окрестностях леса были построены осадные орудия, и в том числе башня в четыре яруса, с верхней площадки которой крестоносцы метали в осажденных камни. Гарнизон Маарры упорно сопротивлялся, в свою очередь забрасывая лагерь христиан камнями, стрелами и греческим огнём. Вскоре к осаде присоединилась норманнская армия Боэмунда Тарентского — будучи давним соперником Раймунда, он не хотел, чтобы тот взял Маарру единолично, — и 11 декабря 1098 года Маарра, атакованная сразу с двух сторон, пала, после чего крестоносцы разграбили город и почти поголовно истребили его население. После захвата города между норманнами и провансальцами начались раздоры, доходившие до вооружённых стычек.
К концу года простые воины начали проявлять недовольство тем, что поход затягивается, и грозили отправиться к своей главной цели — Иерусалиму — самостоятельно, не дожидаясь, пока примут решение военачальники. Возмущение было настолько велико, что лидеры крестоносцев были вынуждены прислушаться к голосу воинов, и 13 января 1099 года продолжить поход на юг, в сторону Иерусалима. Продвигаясь по побережью Средиземного моря, армия христиан практически не встречала сопротивления (снабжение провиантом осуществлял пизанский флот). Очередная задержка произошла у Триполи, которой был осаждён Раймундом Тулузским. Осада продолжалась более чем полгода и была прекращена по требованию основной массы войска. Далее, чтобы не терять времени, крестоносцы обходили стороной Тир, Акру, Кесарею и другие хорошо укрепленные города. Достигнув Рамлы, военачальники похода опять разошлись во мнениях относительно того, как поступить дальше — напасть на Дамаск или поразить Фатимидов в Каире. Однако было принято решение не отступать от намеченной цели и продолжить наступление на Иерусалим.