Частые вопросы о пути сантьяго

В Испании и Португалии

Следующие маршруты до Сантьяго проходят на Пиренейском полуострове .

Арагонский путь

Арагонский путь ( исп . Camino Aragonés ) спускается с перевала Сомпорт в Пиренеях и проходит через старое королевство Арагон . Он следует по реке Арагон, проходящей через такие города, как Хака . Затем он переходит в провинцию Наварра до Пуэнте-ла-Рейна, где соединяется с Камино Франсес .

Английский путь

Английский путь ( исп . Camino Inglés ) традиционно используется паломниками, которые отправились в Испанию морем и высадились в Ферроле или Ла-Корунья . Затем эти паломники отправились в Сантьяго по суше. Он назван так потому, что большинство этих паломников были англичанами, хотя некоторые приехали со всех концов Северной Европы.

Камино Мосарабе и Виа де ла Плата

Иногда неверно известное на английском языке как Серебряный путь или Путь — «Плата» является искажением арабского слова балат , означающего асфальтированную дорогу.

Виа — де — Ла — Плата (один раз в римской дамбе , соединяющей Италийский и Asturica Augusta ) начинается в Севилье , откуда она идет на север , в Самора через Сафра , Касерес и Саламанке . Он гораздо менее посещаем, чем Французский путь или даже Северный путь — в 2013 году из 215 000 паломников, получивших компостелу в Сантьяго, 4,2% путешествовали по Виа-де-ла-Плата по сравнению с 70,3% по Камино Франсес . После Заморы есть три варианта. Первый маршрут, или Камино Санабрес, направляется на запад и достигает Сантьяго через Оренсе . Другой маршрут продолжается на север в Асторгу , откуда паломники могут продолжить свой путь на запад по Камино Франсес в Сантьяго. Третий, редко используемый маршрут, пересекает Португалию и проходит через Браганса , соединяясь с Камино Санабрес около Оренсе.

Camino Mozárabe маршрут из Альмерии , Гранады и Малаги , проходит через Кордову , а затем соединяется с Via — де — Ла — Плата в Мериде .

Камино дель Эбро

Путь Камино-дель-Эбро начинается в Каталонии в Сан-Жауме-д’Энведжа недалеко от Дельтебре , где традиционно считается, что Святой Иаков покинул Испанию на пути домой, чтобы принять мученическую смерть в Палестине, и следует по реке Эбро мимо Тортосы и Сарагосы , присоединяясь к Камино Франсес в Логроньо .

Камино-де-Сантьяго-де-Сориа

Это место, которое иногда называют Кастеллано-Арагонес , покидает Камино-дель-Эбро в Галлуре и проходит мимо Сории в Санто-Доминго-де-Силос , где соединяется с Камино-де-ла-Лана .

Камино де ла Лана

Камино — де — ла — Лана (иногда Рута — де — ла — Lana ), или шерсть дорога, листья Аликанте и направляется в основном в северном направлении на 670 км, соединяющего Camino Frances в Бургосе .

Камино де Леванте

Путь Леванте начинается в Валенсии и пересекает Кастилию-Ла-Манча, проходя через города, включая Толедо , Эль-Тобосо , Авила и Медину-дель-Кампо , и соединяется с Виа-де-ла-Плата в Заморе.

Камино дель Суресте

В Camino дель Sureste начинается в Аликанте и следует широко схожий маршрут как Камино дель Levante из Альбасета до Медины — дель — Кампо, где маршруты раздвоенной, с Sureste заголовка на севере к Тордесильясскому , соединяющему Виа — де — ла — Плату в Бенавенте , а Levante идет на запад к Торо и Заморе.

Камино де Торрес

Путь Торрес начинается в Саламанке , проходит мимо Сьюдад-Родриго , пересекает португальскую границу возле Алмейды , продолжается мимо Браги и соединяется с Португальским маршрутом в Понте-де-Лима .

Камино де Инвиерно

Этот маршрут протяженностью 275 км уходит от Французского Пути в Понферраде и обходит О-Себрейро, а вместо этого проходит через Кирогу, Монфорте-де-Лемос и Лалин перед тем, как присоединиться к Виа-де-ла-Плата в Лаксе. Традиционно паломники использовали этот способ, чтобы избежать снега в О-Себрейро зимой, от которого и произошло его название. Он был официально признан одним из действующих маршрутов для получения Компостелы в 2016 году. Этот маршрут уникален, поскольку он проходит через все четыре провинции Галисии: Оренсе, Луго, Понтеведра и Ла-Корунья.

Образ жизни и блаженства паломника

Образ жизни и быт пилигримов суров и аскетичен. Подъем затемно — в 5-6 часов, сборы, паковка рюкзака, завтрак (часто обходятся без него, заменяя чашкой кофе), около 7.00-7.30 — старт. В 8 утра альберги закрываются для уборки и подготовки к приему следующих паломников.

В течение дня каждый проходит индивидуальную дистанцию — у кого-то это 7-8 км, у кого-то — 50. В среднем на прохождение дистанции уходит 6-8 часов с привалами, перекусами и послеобеденной сиестой. Некоторые предпочитают идти почти без остановок, другие смакуют каждый километр — все зависит от целей и мотивов путешествия.

Далее — заселение по крендесиалю в альберг, душ, обед/ужин, отдых, «залечивание ран», постирушки, общение с другими пилигримами, осмотр местных достопримечательностей (если остаются силы). В крупных городах, как правило, задерживаются на две и более ночевки. Отбой в 9-10 часов вечера.

  • Креденсиаль (credencial) — временный «паспорт» пилигрима, выдаваемый в начале пути и заполняемый по мере прохождения маршрута штампами и печатями. По завершении Камино на основании заполненного креденсиаля вручается Компостела.
  • Компостела (compostela) — свидетельство на латыни, в котором отражается факт прохождения Пути Сантьяго и дата его завершения. Заверяется мокрой алтарной печатью Кафедрального Собора Сантьяго-де-Компостела.
  • Альберг (albergue)  — приют для пилигримов. Самые древние из них расположены в стенах средневековых монастырей и храмов. Альберги бывают муниципальными — дотируемыми из муниципального бюджета, Ассоциации Друзей Пути Сантьяго, работающие на «donativo» — добровольных пожертвованиях без фиксированной суммы, и частными. Во многих частных альбергах есть приватные комнаты, похожие на гостиничные номера. Теоретически ночевать можно и в отелях, встречающихся на всем протяжении маршрута, но при этом теряется дух паломничества, предполагающий определенные физические лишения ради укрепления духа. Поэтому даже состоятельные путешественники предпочитают соблюдать многовековые традиции паломничества и селятся в альбергах.

Путь всех сближает удивительно, английский, испанский и другие языки прорезаются, откуда ни возьмись, даже у тех, кто в последний раз открывал учебник еще в школе. Частенько приходится общаться на языке жестов и пиктограмм. Но это не страшно, все друг друга стараются понять и, как правило, понимают. Главный барьер, разделяющий людей, — вовсе не языковой, а психологический, ментальный. От желания его преодолеть, от стремления найти общности и единства вместо различий и антагонизмов зависит легкость твоего общения в пути. Преобладающее ощущение: все люди — братья и сестры. Дорога учит приятию всех вокруг, ведь жить приходится в очень тесных (в буквальном смысле этого слова) условиях. Чужой язык, чужие запахи и звуки, чужие нравы, привычки — все нужно уметь допускать, принимать и прощать. Только так можно идти в плотной колонне разноязыких, разновозрастных, разнохарактерных пилигримов.

Несмотря на отличия, всех пилигримов объединяют общие правила, начертанные еще в «Блаженствах паломника» — части средневекового «путеводителя», Кодекса Каликстинос, датируемого XII веком. Его положения актуальны и сегодня.

  1. Счастлив ты, совершающий паломничество, если осознаешь, что дорога открывает тебе глаза, на то, к чему ранее был слеп.
  2. Счастлив ты, совершающий паломничество, если в дороге твой рюкзак освобождается от вещей, а твое сердце наполняется чувствами.
  3. Счастлив ты, совершающий паломничество, если в дороге тебя начинает больше волновать не собственное существование, а пребывание в мире с другими людьми.
  4. Счастлив ты, совершающий паломничество, если ты открываешь, что шаг назад для помощи другому человеку стоит больше, чем сто вперед без внимания к окружающим тебя людям.
  5. Счастлив ты, совершающий паломничество, если тебе не хватает слов, чтобы выразить благодарность за все то, что приносит тебе дорога в каждом своем изгибе.
  6. Счастлив ты, совершающий паломничество, если созерцание дороги ведет тебя к сути вещей и к рассвету.
  7. Счастлив ты, совершающий паломничество, если ты ищешь правду и превращаешь свою дорогу в жизнь, а жизнь — в дорогу поиска Пути, Правды и Жизни.
  8. Счастлив ты, совершающий паломничество, если в дороге ты встречаешься сам с собой и даришь себе время для общения со своим сердцем.
  9. Счастлив ты, совершающий паломничество, если ты открываешь, что дорога полнится тишиной, молитвой и встречей с Отцом, который всегда ждет тебя.
  10. Счастлив ты, совершающий паломничество, если, завершая дорогу, ты открываешь, что подлинный Путь только начинается.

Памплона

Следующие два часа или двести километров дороги прошли практически незаметно и вместе с сумерками мы въехали в Памплону. Потратив ещё полчаса на то, чтобы запарковать машину и добраться до Hostal Bearan, где у нас был забронирован номер, — мы обнаружили, что на улице стемнело окончательно. Поэтому, ограничившись получасовой прогулкой по старому городу, мы предпочли вернуться к гостинице, после чего зависли до самой ночи в тапас-баре по-соседству, накачиваясь пивом и пробуя бесконечный ассортимент местных закусок.

Несмотря на то, что Памплона также находилась на Пути Святого Иакова, прославилась она на весь мир не этим, а проходившими здесь, если верить легендам, с XIV века «забегами с быками». «El encierro», или в дословном переводе с испанского «загон», проводился в Памплоне ежегодно с 7 по 14 июля во время фестиваля Святого Фермина. Смысл забегов был очень прост: на дистанции 875 метров люди были должны убежать от быков.

Хотя движения за права животных периодически устраивали протесты против «энсьерро», самое время было подключиться к ним каким-нибудь движениям за права людей: ежегодно ранения получали от полусотни до сотни участников, а в период с 1910 года до наших дней (именно столько времени ведётся статистика) пятнадцать человек были убиты быками. 

Хотя аналогичные забеги проводились и в других городах Испании и Португалии, самыми популярными стали забеги именно в Памплоне и, хотя мы оказались в этом городе не в начале июле, а в конце декабря, понять причину не составило нам большого труда. 

Выбравшись с утра пораньше на улицу, чтобы при дневном свете взглянуть на историческую часть города, мы неожиданно для себя поняли, что его узкие средневековые улочки, запертые между стенами прилегающих по обеим сторонам домов, как будто специально были созданы для этого национального развлечения и даже в отсутствии быков было немного жутковато от мысли, что здесь действительно негде спрятаться.

Ледяной дождь → Вступление → Сеговия и Леон → Бургос и Памплона → Страна Басков → Через Андорру в Сарагосу → Куэнка и Толедо → Авила и Саламанка → Итоги поездки

ДОРОГА ЗНАНИЙ

Паломнический маршрут привлек внимание массы верующих христиан, а из-за разветвленности путей, протянувшихся по всей Европе, он оказал беспрецедентное влияние на распространение культурных достижений в эпоху Средневековья. В Средние века количество паломников стало огромным

Вдоль Пути Сантьяго появлялись новые деревни и монастыри. Деревни превращались в города, монастыри богатели. Но сначала эпидемия чумы, затем Реформация и последовавшая за ней политическая нестабильность XVI в. почти уничтожили популярность Пути

В Средние века количество паломников стало огромным. Вдоль Пути Сантьяго появлялись новые деревни и монастыри. Деревни превращались в города, монастыри богатели. Но сначала эпидемия чумы, затем Реформация и последовавшая за ней политическая нестабильность XVI в. почти уничтожили популярность Пути.

В наши дни таких катастрофических препятствий нет, и число паломников постоянно растет.

За несколько веков паломники из Франции, Германии, Португалии, Италии, Польши и других мест Европы, где закрепилась католическая вера, проложили разветвленную сеть маршрутов к перевалу Сомпорт. Постепенно из них выделилось несколько наиболее важных, от одной католической святыни к другой, от одного паломнического центра к другому.

В настоящее время существует 14 путей, ведущих в Сантьяго-де-Компостела, по территории Пиренейского полуострова, считающихся испанскими.

Два пути — португальских — проходят на северо-востоке и северо-западе Португалии.

На северо-западе находится английский маршрут, самый короткий сухопутный: он начинается от порта Ферроль, куда прибывали суда с паломниками с Британских островов.

Севернее пиренейского перевала Ронсеваль на территории Франции собираются три дороги: Лиможская, Турская и Поденская, каждая из которых, в свою очередь, вобрала в себя множество путей со всей Европы. На территории Испании единый путь получил название Французского. Восточнее этих трех маршрутов через Францию к Пиренеям подходила Арагонская дорога, пересекавшая перевал Сомпорт и вливавшаяся во Французскую дорогу юго-западнее Памплоны. Подобный раздел потоков верующих объяснялся тем, что с 778 г. графы Тулузские держали под контролем юг Франции, выступая против власти Королевского домена и претендуя на самостоятельность, в том числе в организации движения паломников. К тому же пилигримы приносили графам неплохой доход.

Главные пункты на испанском Французском маршруте — Памплона, Эстелья, Наваррете, Бургос, Леон, Асторга, Понферрада, Вильяфранка-дель-Бьерсо, Сантьяго-де-Компостела.

Западнее трех главных французских маршрутов подходит альтернативный Путь Сулак (или Литораль, так как находится в приливно-отливной зоне), что идет вдоль побережья Аквитании (сегодня здесь курортный район Силвер-Кост) и заканчивается в испанском городе Ирун, вливаясь в Северный маршрут (Камина-дель-Норте), вдоль побережья Бискайского залива.

Некоторые из храмов и монастырей на Пути внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО: например, кафедральный собор Богоматери в Бургосе и монастыри Сан-Мильян-де-Сусо и Сан-Мильян-де-Юсо в городке Сан-Мильян-де-ла-Коголья у подножия горного хребта, где хранятся реликвии, связанные с именем Святого Иакова.

Одни из лучших образцов католической скульптуры выставлены в нишах романской церкви Сантьяго в Каррион-де-лос-Кондес.

Реликвии могут быть довольно своеобразными. Например, в Санто-Доминго-де-ла-Кальсада стоит древний курятник, напоминающий об одном из самых известных чудес Святого Иакова. Чтобы доказать невиновность юного пилигрима, ложно обвиненного в воровстве, по воле апостола зажаренная птица ожила. Событие вошло в испанский фольклор поговоркой о пении жареного петуха.

В конце Пути пилигримы по очереди заходят за алтарь собора в Сантьяго-де-Компостела, где находится статуя Святого Иакова. Они встают на ступеньку, прикладывают руки к плечам апостола и целуют вмурованную в спину статуи раковину морского гребешка. Затем преклоняют ноги у ковчега с нетленными мощами великомученика и… отправляются за получением сертификата паломника.

Безопасность

Многие новички боятся идти в одиночку, но в целом такое путешествие безопасное. При условии, что паломник ведет себя цивилизованно, от этого в первую очередь зависит отношение к пилигриму.

Местные жители настроены к пилигримам доброжелательно – отовсюду слышны пожелания доброго пути: Buen Camino! Большинство пилигримов идут Камино самостоятельно – без проводников и гидов.

Есть и туристические компании, которые занимаются организацией Камино и водят группы с гидами. Каждый вибыирает своё: заплатить гиду и знакомиться с Камино через его призму знаний, или самостоятельно – выбирая свой маршрут, свой темп, с кем общаться и как проводить время в пути.

Идти в одиночку или с попутчиками – каждый выбирает свой вариант

Кому-то важно весь день общаться с проверенным человеком, а кто-то открыт для новых знакомств. Я предпочитаю ходить в Камино одна, хотя мой опыт с попутчиками тоже положительный

В последнем Камино я шла с семьей – у меня была отличная компания. И все же одиночное Камино – это свобода выбора куда и с какой скоростью идти по пути. Можно самому решать где делать остановки, что есть и с кем общаться – делать только то, что тебе по душе. И отвечать только за себя. Хотя, чтобы остаться в пути в одиночестве, нужно хорошо постараться – параллельно идут десятки пилигримов, все равно кто-то заведет разговор. В конце пути появятся друзья со всего света, с которыми будет сложно расставаться.

Если вас останавливают страхи, почитайте отчеты пилигримов и задайте любые вопросы в профильной группе в Facebook . Бывалые с удовольствием ответят и расскажут о собственном опыте. Это укрепит или напрочь отобьет желание пройти Камино – в зависимости от силы желания и собственных намерений.

Пилигримы и их мотивы

«Peregrines» (исп.), «pilgrims» (англ.), «пилигримы» (русск.) — на всех языках этим словом называют людей, отправившихся в особое путешествие, отличное от проторенных троп, оживленных дорог и наезженных торговых путей. Это люди, странствующие по зову сердца, в поисках ответов на главные жизненные вопросы, в поисках себя и своей дороги.

Конечно, сегодня Путь Сантьяго — это популярный туристический маршрут, известный на весь мир, пестуемый Испанией как источник солидных поступлений в бюджет страны и ее отдельных муниципалитетов. Развитая инфраструктура делает некогда непредсказуемый, полный опасностей путь удобным и обустроенным пешим походом.

Все это так. Однако Путь Сантьяго — не просто линия на карте Пиренейского полуострова, ведущая из точки «А» в точку «Б». Его география охватывает не только города, провинции, страны, но и внутренние миры людей, бесконечно глубокие и до конца неизведанные. Так уж получилось, что слово «пилигрим», которым раньше называли паломника, идущего Путем Сантьяго, постепенно превратилось в синоним искателя, странника. А сам Святой Иаков стал покровителем таких путешественников.

По Камино идут представители самых разных стран мира. Многоязычная речь слышна повсюду. В офисе пилигримов в Сен-Жан-Пье-де-Пор на стене вывешена официальная статистика: больше всего путешественников из Испании, Франции, Германии, — по нескольку тысяч в год. Из России — чуть более 60 человек за все время существования Пути (данные на момент моего старта, 16 мая 2011 года). С каждым годом количество пилигримов растет: в 1986 году Путь прошли 2,5 тыс. человек, в 2009 году — 146 тысяч.

Возрастной разбег — от шести месяцев до ста лет.

Изначально Путь Сантьяго возник как один из трех христианских паломнических путей (помимо Римского и Иерусалимского), пройти который для истинного католика — такое же дело чести, как для мусульманина совершить хадж в Мекку. Однако сегодня мотивы, побуждающие людей пуститься в путь, далеко не всегда носят религиозный характер. Большинство пилигримов идут в надежде кардинально изменить свою жизнь. Разнятся лишь масштабы и сферы этих перемен. Кому-то достаточно сбросить лишний вес, избавиться от пагубной привычки. Другие мечтают сменить работу, род занятий, образ жизни. Третьи ищут свою «вторую половину». Четвертые хотят обрести творческое вдохновение. Кто-то верит в физическое исцеление, кто-то в духовное возрождение, кто-то в преобразование судьбы.

Путь Святого Иакова в культуре и искусстве

Популярность паломничества во многом связана с верованиями и легендами, в которых Святой Иаков играет важную роль. Одной из самых распространенных легенд является сказание о юноше, которого по ложному обвинению в воровстве приговорили к повешению. Через месяц родители, уверенный в том, что их сын мертв, отправились к месту его казни. Но он оказался жив. Тело юноши поддерживал Святой Иаков. Этот сюжет часто изображают на иконах.

Но если вы все еще раздумываете, идти или нет по пути Сантьяго, то советую вам вдохновиться, почитав художественные книги о Пути или посмотрев фильмы по теме.

Литература

Путь Сантьяго описывается во многих литературных произведениях. Самым известным из них является принадлежащий авторству Пауло Коэльо «Дневник Мага». После того, как книга вышла в 2006 году на русском языке, жители России стали активно пополнять ряды паломников.

Кино

В кинематографе упоминание о Пути Сантьяго встречается с восьмидесятых годов. Но наиболее известной картиной является фильм «Путь». Он вышел на экраны в 2010 году, и получил неоднозначные оценки, но принес известность паломничеству в честь Святого Иакова.

Как выбрать маршрут

Официальных маршрутов много, неофициальных еще больше, соответственно возникает проблема с выбором. Для первого похода (да и для остальных тоже) маршрут лучше выбирать по следующим критериям:

  1. Протяженность. В среднем в день пилигрим проходит 20-30 км. Берем это значение, умножаем на желаемое количество дней в пути и получаем результат. Далее заходим на сайт Gronze.com и подбираем маршрут. Можно сделать с точностью наоборот — посмотреть маршруты, рассчитать, сколько дней они примерно займут и выбрать подходящий.
  2. Сложность. Камино проходят все, включая пожилых людей, семей с детьми и даже пилигримов с домашними животными. Сам путь не требует специальной физической подготовки, однако есть два маршрута Примитиво и Северный, на которых много гор и холмов.
  3. Популярность. Тут вопрос скорее в желаемом количестве людей на маршруте. Чем популярнее маршрут, тем больше людей. Также следует учитывать сезон. Летом самый пик, а конец весны и начало осени — идеальное время, если вы хотите поменьше контактировать с людьми.

Сколько стоит такое путешествие?

Из собственного опыта у меня получилась следующая цифра:

У меня получалась такая цифра, исходя из недорогих ночлегов. Часто я готовила сама, или вскладчину с попутчиками. Иногда ела в кафе, ходила с пилигримами в бары, привозила небольшие сувениры в подарок.

Конечно можно питаться хлебом и водой. Или наоборот жить в отелях и ни в чем себе не отказывать. Но как подсказывает практика, большинство пилигримов устраивает простой быт альберго. А еда в супермаркетах стоит недорого. Зато в кафе можно позволить себе местные блюда, и ткаим образом уложиться в 300-400 Евро за две недели пути.

Скорее всего после карантина Камино станет дороже. Во-первых, альберго не смогут поселять всех пилигримов – им разрешено селить только 50%, чтобы дистанцировать людей. Значит, часть ночлегов будет в 2 раза дороже. Во-вторых, мы не знаем какие цены будут у авиаперевозчиков – возможно перелеты подорожают. В остальном – еда, внутренний транспорт, рестораны не подорожали. Значит нужно рассчитывать на то, что Камино будет стоить 1,5 -2 евро за километр.

Если вы планируете пройти 400 км – готовьте 600 Евро.

необходимое снаряжение

Мы сняли видео упаковки рюкзака для летних походов, смотрите как правильно собрать рюкзак для  похода в горы.

Гид имеет право не допустить вас к участию в программе, если ваше снаряжение не соответствует рекомендуемому на сайте. Например, если вместо горных ботинок вы взяли кеды или резиновые сапоги.

Пожалуйста, отнеситесь максимально ответственно к сбору снаряжения. От этого зависит не только ваше здоровье, но и комфортное прохождения маршрута группой в целом!

При упаковке рюкзака все вещи положите в гермомешки (или целлофановые пакеты), это убережет их от промокания в случае сильных осадков.

К упаковке спальника и всех теплых вещей (особенно пуховых) подойдите с максимальной любовью. Сухие они будут вас греть и радовать даже в не самую лучшую погоду 🙂

Где жить на маршруте

В процессе следования по пути паломники имеют возможность воспользоваться услугами частных или муниципальных приютов – альберге. Часто их открывают при церквях. Они напоминают хостел или общежитие, в котором есть весь необходимый для путешественника минимум.

Как правило, они предоставляют:

  • общие спальни с двух или трехъярусными кроватями;
  • общий санузел;
  • кухня с плитой и необходимым инвентарем;
  • кафетерий с недорогими продуктами;
  • Интернет.

В сезон, когда альберге переполнены и свободных мест для сна нет, хозяева могут предложить устроиться на полу в спальном мешке или в саду. Также по маршруту расположены и бесплатные приюты, в которых, несмотря на это, приветствуется внесения пожертвований.

Во всех приютах строго соблюдаются правила и режим. В основном заселение происходит с 14:00 до 17:00. В .22:00 свет гаснет и утомленные путешествием пилигримы ложатся отдыхать. Начиная с восхода солнца и до 8:00 приют покидают, поэтому просыпаться следует рано. А учитывая жаркий климат и палящее солнце, которые вынуждают передвигаться в ранние и предрассветные часы, такое строгое расписание весьма оправдано и позволяет восстановить силы.

Также есть гостиницы, проживание в которых будет более комфортным, но цена дороже, чем альберге.

Альберге в Сантьяго

Леон — О Себрейро (314 — 162 км до Сантьяго, 152 км пути)

Пожалуй, самый красивый, разнообразный и интересный отрезок Французского пути, и Леон не зря является одним из самых популярных городов для старта. Не очень интересен только день выхода из окрестностей Леона, но каждый следующий этап может похвастаться или уникальными памятниками истории и культуры, или природными красотами, или и тем и другим сразу. Ценителям культуры и искусства на этом отрезке придется основательно поломать голову над планированием маршрута, чтобы не оказаться в крупном городе в воскресенье вечером или в понедельник, когда не работает ни один музей.

Завершив за один день переход через поля Тьерра-де-Кампос, мы пройдем предгорья и горы Монтес-де-Леон, спустимся и пересечем обширную долину Бьерсо, а затем поднимемся на перевал к деревне О Себрейро, где в церкви хранится одна из главных католических реликвий — чаша Святого Грааля. Помимо Леона, на этом отрезке находятся еще два важных города: Асторга и Понферрада, которые хранят немало интересного.

На этом отрезке сочетаются непростой рельеф и большое количество достопримечательностей, поэтому быстро его пройти, скорее всего, не получится. Ориентироваться надо на 6-8 дней пути.

Распорядок дня пилигрима

Может показаться, что Камино – утомительное и скучное мероприятие. Ну в самом деле, ведь паломник встает ни свет, ни заря, чтобы к восьми утра уже покинуть альберго, чтобы персонал успел убрать до прихода следующих.

Кто-то завтракает рано утром, припасенной едой. Кто-то пройдя пять-десять километров, останавливается на завтрак в любом придорожном кафе. Я люблю второй вариант – после хорошей прогулки с удовольствием выпить чашку кофе с молоком и съесть кусок тартильи – испанского омлета с картошкой. Такой завтрак стоит 3 Евро – очень сытно, хватает до обеда, а мне хватало и до ужина.

Затем снова в путь, чтобы пройти в среднем 20-30 километров за день. Кто-то разбивает такие этапы на меньшие – на многих маршрутах каждые 10 км есть деревни с ночлегом. Но есть и такие пути, где чтобы дойти до альберго, приходится проходить по 15-17 км.

Большинство пилигримов заканчивают свой пеший день к 2-3 часам дня. Приходит в запланированный альберго, принимают душ, стирают вещи и пару часов отдыхают. А вечером готовят ужин или идут в ресторан, общаются с другими пилигримами, гуляют по деревне или городу, где остановились на текущую ночь – в общем культурно-гастрономическая программа.

И так каждый день одно и то же. Только с той разницей, что ни один день ни похож на другой: сменяются попутчики, ландшафты, города, природа, кухня разных регионов Испании и Португалии. И все дни настолько насыщены эмоциями, что на завтра не помнишь, что же было вчера. За два дня проживаешь неделю, настолько полноценна и насыщена эмоциями жизнь пилигрима.

Особенности прохождения пути пешком, на велосипеде, лошади и лодке

Все маршруты описаны в путеводителях. Их бесплатно дают в туристическом центре города или продают за 7–25 €. Платные путеводители хороши тем, что отражают рельеф местности: вы всегда будете знать, когда предстоит подъём или спуск. 

Преодолевать Путь допускается пешком, на велосипеде, лошади или лодке. Впрочем, ничего не мешает проехать маршрут на такси или общественном транспорте. Тогда для получения компостелы нужно выполнить условия:

  • 100 последних километров преодолеть пешком или верхом;
  • 200 последних километров проехать на велосипеде, 160 км на лодке, а остаток пути от ближайшей водной точки — пешком.

Для пеших туристов есть лайфхак: если вы устали идти с поклажей, закажите для неё такси в альберге. Стоимость — от 4 € (с вашим багажом едет поклажа других пилигримов). Пока вы налегке наслаждаетесь видами, вещи ожидают в следующем приюте.

Для велосипедистов предусмотрены отдельные ровные дороги, поэтому тип велосипеда неважен. Подойдёт горный и обычный. Захватите шлем, наколенники, ремонтный набор и перчатки. 

В день вы проедете 50–100 км. В альберге всегда есть место для хранения байка, так же как и стоянки у кафе и магазинов.

Велосипед можно привезти свой. Стоимость негабаритного груза — от 50 €, но не все авиакомпании соглашаются брать железного коня. При желании купите велик на месте, стоить это будет примерно 1000–1500 €. Искать б/у варианты вряд ли будет время.

Байк можно арендовать на сайтах:

Прохождение пути на лошади и лодке пока непопулярно. Очевидно, что проще купить маршрут туром. Французские и испанские туристические агентства разрабатывают индивидуальные прайсы и высылают их по запросам.

Путь Сантьяго де Компостела: история

Главная реликвия Пути Сантьяго — обретенные в 813 г. мощи Апостола Сантьяго Эль Майор, которому вместе с Иоанном Богословом и Апостолом Петром было явлено Преображение Господне. По преданию он проповедовал в Испании и Португалии, а в 44 г. н.э. был обезглавлен в Иерусалиме. Его останки то ли чудесным образом, то ли старанием учеников оказались в Испании (в районе Галисия), где и были погребены.

И вот почти через 800 лет видение отшельника Пелайо, а затем и подтверждающая его слова звезда, указали место захоронения саркофага апостола Иакова.

Услышав о чуде, король Альфонсо II совершил со своими придворными первое паломничество к мощам Сантьяго и приказал возвести здесь церковь.

Невероятное открытие захоронения было только первым чудом, которое явил Апостол. Так, по легенде, Сантьяго помог испанцам разбить войска мавров в 844 г., превратившись, таким образом, в покровителя борьбы с мусульманами. Как проделавший путь из Иерусалима на Пиренейский полуостров считается также патроном пилигримов.

Шли столетия, церковь построенная над саркофагом Св. Апостола Иакова постоянно перестраивалась и превратилась в собор, а вся территория вокруг нее в город Сантьяго-де-Компостела (Компостела – обозначенный звездой).

Такому преображению сильно поспособствовали миллионы паломников, шедших поклониться святым мощам со всех уголков Европы. Протоптанные ими дороги и дорожки, а также выросшая вокруг них, как бы сейчас сказали, инфраструктура – церкви, монастыри, госпитали, приюты и многое другое и называют Путь Сантьяго.

После того, как в 1071 г. Палестина и главная христианская святыня город Иерусалим были захвачены турками-сельджуками, паломничество на Восток прекратилось и Путь Сантьяго де Компостела превратился в главный путь покаяния, став альтернативой путешествию в Святую Землю.

Богомольцы стали основой процветания этих мест, а также основой культурного обмена между странами и городами Европы в Средние века. Позднейшему угасанию паломничества способствовала реформация, которая не принимала его как явление духовной жизни. Серьезный «удар» Путь Святого Сантьяго получил в 1589 г., когда на эти края напали корабли, возглавляемые англичанином Фрэнсисом Дрейком. Пошел слух, что цель нападения – захват и вывоз в Англию мощей св. Иакова. Во избежание этого они были спрятаны, да так надежно, что найти их не могли на протяжении следующих трехсот лет. Это произошло случайно только во время реставрации собора в 1879 г. Но к тому времени традиция паломничества по Пути Камино де Сантьяго была утрачена. Она начала потихоньку возрождаться только после Второй мировой войны.

В конце 20 века Путь Сантьяго стал символом объединения Европы — в 1993 г. его включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО, ведь за 11 столетий сама дорога не изменилась.

Пакуемся

Вы идете, постоянно соприкасаясь с цивилизацией, спите под крышей. В подозрительно пустой рюкзак очень хочется положить книжку, два платья и собрать килограмм памятных камней. Но берите меньше лишнего. Рассчитывайте одолеть минимум 10 дней ходьбы, в среднем по 20 км в день. Опытные пилигримы советуют упаковывать рюкзак весом в 10% от веса вашего тела. Путь Сантьяго не считается самым легким треком – его сложность средняя. К чему готовиться, какую физическую подготовку иметь, вы можете почитать здесь.

Легкий рюкзак и правильная обувь критичны для вашего комфорта. Треккинговые ботинки обязательно должны быть расхоженными. Не забудьте спальный мешок, останавливаясь в общественных альбергах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector