Крестово-купольный храм — описание, строение и схема

Содержание:

Православная Жизнь

Десятинная церковь — первая каменная церковь Киевской Руси. Она была построена на том месте, где, по приказу князя Владимира, языческому богу Перуну были принесены в жертву двое христиан — младенец Иоанн и отец его Федор.

Сооружена церковь была древнерусскими и византийскими мастерами в 989-996 гг. в период княжения Владимира Святославовича, который выделил на ее строительство десятую часть княжеских доходов — десятину. Отсюда и возникло название храма. Храм был заложен в честь Успения Божией Матери.

Церковь представляла собой крестово-купольный шестистолпный храм. В начале XI в. ее окружили галереями. Десятинную церковь украшала мозаика, фрески, резные мраморные и шиферные платы (иконы, кресты и посуду привезли из Херсонеса Таврического (Корсуня). В Десятинной церкви были похоронены Владимир Святославович и его жена — византийская царевна Анна, сюда же из Вышгорода привезли прах княгини Ольги. В конце 1240 орды хана Батыя, захватив Киев, уничтожили Десятинную церковь — последний тайник киевлян.

Раскопки руин церкви начались в 30-х гг. XVII в. по инициативе митрополита Петра Могилы. Тогда святителем Петром Могилой в руинах были найдены саркофаг князя Владимира и его жены Анны. Череп князя положили в церкви Преображения Господня (Спаса-на-Берестове), затем его перенесли в Успенской церкви Киево-Печерской лавры. Кость и челюсть передали Софийскому собору. Оставшуюся часть останков опять похоронили.

Святитель на месте Десятинной церкви построил храм в честь свт. Николая, которая простояла до 1824 года. По завещанию Петр Могила оставлял на восстановление Десятинной церкви тысячу золотых. В 1758 церковь нуждалась в восстановлении, которое было проведено под надзором монахини Флоровского монастыря Нектарии (Долгорукой). Саркофаги были найдены и перезахоронены повторно. В 1824 митрополит Евгений Болховитинов поручил расчистить фундамент Десятинной церкви археологу К.А. Лохвицкому, а в 1826 гг. — Ефимову. Были найдены остатки мрамора, мозаики, яшмы. Раскопки не охранялись и потому их начали разворовывать.

2 августа 1828 освятили начало строительства новой церкви. По конкурсу строительство новой церкви поручили петербургском архитектору В. П. Стасову. Строительство нового храма в имперском, византийско-московском стиле, который не имел ничего общего с первоначальной строением, стоило более 100 тыс. рублей золотом. Иконостас составили из копий икон иконостаса Казанского собора в Петербурге, созданных художником Боровиковским. 15 июля 1842 года новую Десятинную церковь освятили митрополит киевский Филарет, архиепископ Житомирский Никанор и епископ Смоленский Иосиф. Несколько кирпичей Десятинной церкви были заложены 31 июля 1837 в фундамент Красного корпуса Киевского университета, должно было символизировать связь Киевского университета Св. Владимира с просветительским наследием равноапостольного князя, как Крестителя Руси.

В 1928 Десятинную церковь, как и многие другие памятники культуры и искусства досоветского периода, было уничтожено советской властью. В 1938-1939 гг. Экспедиция Института истории материальной культуры АН СССР под руководством М. К. Каргера провела фундаментальное изучение остатков всех частей Десятинной церкви. Во время раскопок нашли фрагменты мозаиковои пола, фресковой и мозаичного украшения храма, каменные гробницы, остатки фундаментов и под. Рядом с Десятинной церковью были найдены руины княжеских дворцов и жилищ бояр, а также ремесленные мастерские и многочисленные захоронения IX-X вв. Археологические находки хранятся в заповеднике Софийский музей, в Национальном музее истории Украины. План и спасенные детали свидетельствуют о том. что церковь была построена и украшена в стиле Херсонеса и ранней эпохи византийского стиля.

Сайт Киевской Митрополии УПЦ

Архитектура Киевской Руси — провинции Византии?

С новой религией — христианством — на Русь пришли новые мастера из  греко-восточных православных стран. Они строили крестово-купольные храмы:

  • прямоугольный объём, разделённый четырьмя столбами на девять ячеек;
  • перекрытие — крестообразно расположенные цилиндрические своды;
  • над центральной ячейкой, на подпружных арках, — барабан с куполом

Стены возводили из более тонкого, чем современный, кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе — цемянке. На фасаде ряд кирпича чередовался с рядом цемянки.

Такой полосатый декор оформления экстерьера часто дополнялся кладкой с утопленным рядом: на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой цемянки получался в три раза толще слоя кирпича. Дополняли экстерьер сложно профилированные окна и ниши.

Архитектура Древней Руси 10 века

Первым каменным храмом Древнерусского государства, о котором известно, был храм Успения Богородицы или Десятинная церковь (989–996) в Киеве. Построили её на Старокиевской горе в качестве придворной церкви рядом с княжеским теремом. Сохранились только остатки фундамента. Они свидетельствуют о том, что это была классическая архитектурная модель византийского искусства после иконоборческой эпохи. Археологи определили, что работали мастера из Константинополя с участием южных славян (болгар).

Как выглядело строение снаружи и внутри на основе археологических данных однозначно сказать нельзя. Существуют несколько версий реконструкции. Но можно утверждать, что храм был необычным для византийской архитектуры. Отличало его

  • обширные хоры для князя, его семейства и приближённых, находившихся здесь во время богослужений,
  • многоглавие и пирамидальность строения за счёт окружающей галереи — традиции деревянного зодчества.

Так с самых первых строений проявлялись особенности архитектуры Киевской Руси.

Архитектура Киевской Руси 11 века

В первой половине 11 века в центре Киева князь Ярослав Мудрый в 1037 году заложил храм Св.Софии —  главный храм Киевского государства. В композиции Софийского собора была детально продумана и выстроена структура возвышающихся объемов и пространственных ячеек, которая не имеет аналогов в византийском зодчестве.

К сожалению, на рубеже 17—18 веков его внешне перестроили в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м²) и фресок (3000 м²) первой половины 11 века. (Кликайте на картинку для увеличения)

Архитектура Софийского собора оказала огромное влияние на последующее строительство Древней Руси. На том же митрополичьем дворе были выстроены такие храмы, как церковь Ирины, церковь Георгия, правда, значительно более скромные и по размерам, и по убранству (первая половина — середина 11 в.). Митрополичий двор был обнесен кирпичной стеной.

Город Киев в 11 веке был укреплен по всем правилам средневекового оборонительного искусства: валы, деревянные стены. В город-крепость вели несколько ворот. Одни из них, Золотые, представляли собой величественную проездную арку с надвратной церковью. Они были сильно разрушены во время татаро-монгольского нашествия (?), сейчас реставрированы. Бок о бок с византийскими зодчими там работали русские мастера. Постепенно складывалась национальная школа зодчества.

Деревянные христианские храмы Древней Руси

После принятия христианства в 988 году стали строить православные храмы.

Самый простой тип храма

Самые простые деревянные храмы относились к клетскому типу построек. Они представляли собой комбинацию из нескольких срубов, минимум трех. Срубы всех частей чаще всего были разновысотными и крыты самостоятельными кровлями. Над самой высокой кровлей ставили главку.

Примером этого типа сооружений может служить церковь Св. Лазаря в Кижах. Хотя её датируют 14 веком, принцип строительства пришёл из древних времён. Подробней об архитектурных деталях и особенностях данного строения читайте в статье ««.

Первая многоглавая церковь

Ставили и многоглавые церкви. В Новгороде в 989 г. срубили большой христианский храм Св. Софии из мощных дубовых бревен. В некоторых источниках указывают, что он имел 13 глав. Многоглавие было исконно национальной чертой русского зодчества, перешедшей в каменную архитектуру Древней Руси.

Шатровый и ярусный тип церквей

Первые изображения подобия шатровой церкви в летописях относят к XII в.. Они имели небольшую высоту.

С конца XVII века стали строить церкви ярусного типа. Конструкция состоит из постепенно уменьшающихся, поставленных друг на друга срубов, четвериков или восьмериков. Преимущественная область распространения ярусных храмов – центральные районы Руси.

Что было вместо колоколен

Вместо колоколен изначально использовали била и клепала. Било великое представляло деревянную доску, которая подвешивалась к кóзлам или в специальные башенки — бильницы. Било малое делалось из длинного деревянного бруска с закругленными концами с перехватом посередине, чтобы удобнее было держать. В била ударяли деревянными колотушками. Еще один вид била представлял собой узкую металлическую полосу выгнутую по дуге.

Клепалами называли железное полое полушарие с металлическим языком, подобие колокола. Сами колокола получили широкое распространение в России в XV веке.

Часовни: что это и почему такое название

Маленькие часовни во множестве ставились в удаленных деревнях, на перепутье, над родниками. Священник в часовне не положен, алтаря здесь не делали. А службы отправляли сами крестьяне, сами крестили и отпевали.

Такие неприхотливые службы, проходившие у первых христиан с пением коротких молитв в первом, третьем, шестом и девятом часу после восхода солнца, назывались на Руси «часами». Отсюда и название сооружения.

Живопись и искусство

Живописное ремесло отражало неповторимую самобытность и мастерство славян, а архитектура и живопись древней Руси, обогатившись приемами из Византии, постепенно теряла ту сказочную простоту и свежесть, которые присущи древнеславянскому искусству. В ювелирных изделиях, таких как кольца, ожерелья, браслеты, серьги, которые покрывались тонким узором черни, было заложено новое великое монументальное искусство Византии.

Древние зодчие в поиске новых форм, создавали пластичные решения, которые воссоздавали в сооружениях идею устремленности всего строения вверх, к небесному своду. Католическая готика отражает такую же идею отражения духовности, потому храмовое строительство на Руси не существовало обособленно от европейской христианской культуры, а было одной из ее составляющих. Но сходство с традициями архитектуры Запада не явилось основополагающим при закладке церквей. Архитектура середины XII-начала XIII века воссоздает непревзойденный и яркий стиль, который называется древнерусским.

К одному из видов искусства так же можно отнести создание оберегов

Главные школы древнерусской архитектуры 9 — 13 веков

В древнерусской культуре выделился ряд архитектурных школ со своими особенностями и традициями: киево-черниговская, галицкая, новгородско-псковская и владимиро-суздальская.

Архитектура киево-черниговского круга тесно связана с византийской церковью. Её памятники отвечают лишь своему функциональному назначению. «Это строгие и суховатые по своим формам церковные здания.» (Н. Н. Воронин)

Галицкая архитектура, судя по немногочисленным сохранившимся строениям, обладала теми же качествами, что и владимиро-суздальская:

  • превосходная белая кладка,
  • строгая геометричность форм,
  • творческое использование декоративных элементов романской архитектуры,
  • влияние светских вкусов на церковные здания.

Новгородско-псковская школа выражала культуру боярской республики и вкусы жителей Новгорода. Она разительно противоположна владимирской своей пластичностью, суровостью и скупостью декора. От киевской отличается влиянием романского стиля.

Владимиро-суздальская школа чрезвычайно близка только галицкому зодчеству. Для неё особенно характерна гражданственность

Внимание уделялось дворцовому и военному строительству. Союз сильной княжеской власти и горожан, объединительные тенденции и борьба за самостоятельность русской культуры определили направление развития данной школы

Шатровые храмы на Руси

Форму и конструкцию храмов славянские мастера перенимали от византийцев. Но им тяжело было перенять форму куполов византийских храмов и передать ее в дереве. С помощью дерева это было сделать технически невозможно. Поэтому форму куполов стали делать в виде пирамидального шатра. К сожалению, подобные храмы не дошли до наших дней. О них мы можем узнать только из источников, дошедших до нас.

Позднее наши предки шатровую форму купола иногда использовали и при строительстве каменных церквей. Данная форма купола долгое время оставалась популярной в северных районах нашей страны. Вплоть до наших дней в северных районах страны сохранились памятники церковной архитектуры славян, с куполами подобной формы.Деревянные церкви Руси, фото которых пестрят в интернете, поражали своей красотой и убранством.

Деревянные храмы русского севера

На русском Севере можно увидеть много красивых, деревянных церквей. Древние зодчие, не имея ни гвоздей, ни молотков, возводили невероятной красоты сооружения. Большинство древних церквей не сохранилось. Но некоторые из них, датированные началом 18 века, сумели чудом сохраниться.

Кижский погост

Архитектурный ансамбль расположен на одном из островов Онежского озера в Карелии. Включает в себя жемчужину русского деревянного зодчества — 22-главую Преображенскую церковь. Ее необычная конструкция обеспечила эффективную систему вентиляции, что в итоге помогло сохраниться зданию от разрушения. Церковь полностью сделана из дерева, без гвоздей.


Церковь Воскрешения Лазаря в Кижах, Карелия

Во второй половине 19 века на остров были перенесены и другие деревянные церкви с разных мест Карелии, чтобы сохранить их. Так образовался музей под открытым небом.

Церковь Всех Святых в Сургуте

Храм во имя всех святых в земле Сибирской просиявших был восстановлен без единого гвоздя, по всем правилам церковного деревянного зодчества в 2002 году на том самом месте, где был расположен первый храм Рождества Пресвятой Богородицы, построенный казаками.


Церковь Всех Святых в земле Сибирской просиявших, Сургут

Соединяет в архитектуре древние и современные традиции, технические приемы. Присутствуют черты клетского и шатрового зодчества. Конструкцию храма можно охарактеризовать как «восьмерик на четверике». Венчает сруб шатровая колокольня.

Храм иконы Божьей Матери «Скоропослушницы» в Верхней Санарке

В небольшом селе Верхняя Санарка Челябинской области когда-то жили казаки. Теперь сюда стремятся попасть многие туристы, чтобы увидеть уникальную деревянную церковь. Ее строили без единого гвоздя, по древнерусской технологии деревянного зодчества, несколько лет, с 2002 по 2005 года. Современные мастера ездили в Кижи, чтобы научиться плотницким приемам своих предшественников.

Деревянные церкви Руси

Характерные черты

5.firepic.org

Отвечая на вопрос, какие черты характерны для древнерусской архитектуры, необходимо сказать, что храмы строятся просторные, масштабные. Имеют пластичные четкие формы. А постройка идеально вписывается в окружающий ландшафт. Повсеместно используется крестово-купольная система возведения церквей. Лишь в XVI столетии здания возводят с использованием другой схемы – так называемые, шатровые храмы-башни. Декором церкви становится мозаика, фрески. Часто встречается резьба по дереву.

Уникальная архитектура древнерусского государства вписала в храмовое строительство того времени блестящие страницы. В древних храмах ощущается необыкновенное вселенское спокойствие, масштабы которого превосходят понимание человека. Строители, работающие при воздвижении храмов с мастерами из Константинополя, не только перенимали их приемы. Для них архитектура древнерусского государства имела сакральное значение. А традиции строительства из деревянных конструкций позволяли подстраивать символику храма под мировосприятие древних славян.

Наличие галерей в храме, пирамидальная постройка, угловые башни – это наследие строительства церквей из дерева. В XI веке в городах строятся многокупольные толстостенные сооружения с крошечными окошками, богатым убранством и интерьером. Так подчеркивалась сила и величие державы, а храмовое зодчество отражало «дух эпохи», идею общерусского могущества, укрепляющую в христианах веру в силу государства и правителя. В ХII веке церкви строятся внутри княжеского двора. Так возник придворно-княжеский стиль. Для него характерны небольшие размеры сооружений, поскольку они рассчитаны на семью князя и его челядь.

Развитие деревянного зодчества Древней Руси и России

Воссоздать основные этапы развития деревянного зодчества Древней Руси можно, если сохранившиеся образцы сопоставить с изображениями и описаниями в исторических документах.

Мы мало знаем о древних языческих храмах славянских племён. В начале ХХ века польский архитектор Казимир Молковский по описаниям немецких путешественников реконструировал храмы поморских славян Х века — контыны. Русский исследователь народной архитектуры М. В. Красовский пришёл к выводу, что эти реконструкции в общих чертах весьма близки к истине.

План храмов простой и соответствует плану жилой избы: прямоугольник, разделённый на 2 части. Материалом для строительства служили колоссальные бревна, отесанные на четыре канта, и такие же доски. Стены рубились в углах «с остатком» и, для поддержания широких свесов кровель, устраивались «повалы». Вокруг капища (храма), приблизительно на 1/3 высоты его стен, делали дополнительную кровлю. Для чего это надо было и что находилось внутри помещения, читайте в статье . (Кликайте на картинку для просмотра.)

Бесценные сведения о более древнем периоде развития деревянной архитектуры дают нам письменные документы с описаниями городов, церквей, теремов и мостов.

Авторы источников отмечают, что русские плотники строили «по старине», «как водится». О верности народных мастеров традициям деревянного зодчества говорят сохранившиеся постройки крестьянских изб и усадеб, формы утраченной Кондопожской церкви (1774 год), конструкции церкви Преображения в Кижах (1694—1714 ) и другие. (Для увеличения изображения кликайте на картинку)

Деревянное зодчество Древней Руси прошло огромный путь — от примитивного сруба до грандиозных хором дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском. Оно выработало настолько совершенные приемы композиции и структуры зданий, что они не требуют замены их новыми.

Кроме жилых домов и храмов из дерева строили мосты и фортификационные сооружения. Археологические раскопки в Новгороде обнаружили деревянные водопроводы и мостовые. Интересно, что улицы в Новгороде мостили уже в Х веке. А это на 2 века раньше, чем в Париже, и на 5 веков раньше, чем в Лондоне.

Новгородско­псковская архитектура. От софийского собора до поганкиных палат

Отличительными чертами новгородской архитектуры стали монументальность, простота и отсутствие излишней декоративности. Зарождение новгородской школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. По приказанию князя Ярослава Мудрого началось строительство стен детинца (кремля) — укрепленной части древнерусского города. А некоторое время спустя в детинце был заложен грандиозный каменный храм, посвященный Софии (Премудрой).

Храмы Новгорода не поражают огромными размерами. Они просты и тяжеловесны. При взгляде на них создается ощущение, что они как будто вросли в землю так крепко и монолитно, что способны выдержать любую осаду.

Храмы украшались фресковой живописью. Церковь Федора Стратилата на Ручью знаменита фресками кисти Феофана Грека. На них можно полюбоваться и сейчас.

Псковская архитектура очень близка к новгородской. Здесь было построено очень много церквей, получивших любопытные названия: Николы со Усохи, Василия на Горке, Успенья на Пароменье со звонницей. На Руси любили «говорящие» названия.

Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальными являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671–1679 годах торговыми людьми Поганкиными. Здание напоминает своеобразный дворец-крепость, потому что его стены, толщиной в два метра, сложены из камней.

Школы храмового зодчества

5.firepic.org

С XII – XIII веков появляются архитектурные школы древней Руси. Все школы не владеют исключительно собственными приемами. Они дополняются архитектурными приемами и стилями друг друга. Отнесение храма к определенной архитектурной школе является чаще условным, поскольку предшествующий стиль не исчезает полностью и не устаревает, а обогащает храмовое строительство, внося в него неповторимость и уникальность. В первых школах храмового зодчества трудятся мастера из Киева, Переяславля. Церкви, которые сооружались в новообразованных политических центрах, объединяет техника каменной кладки и методы ведения строительства.

Школы складывались на землях, названия которых они и унаследовали:

  1. Киевская школа выступала хранителем древних традиций храмового зодчества Киевской Руси, потому ее последователи в основном совершенствовали унаследованные пластичные решения.
  2. Владимиро-Суздальская школа не просто копировала византийские и южнорусские способы и техники при строительстве церквей, но и вносила в них западноевропейские элементы и идеи. Применялась плоская деревянная резьба. Храмам присущ скромный декор, узкие оконца, применение скифского «звериного стиля» для украшения. Белокаменными храмы были из-за использования известняка.
  3. Новгородская школа отличается от остальных тяжеловесностью и простотой линий. Отличительной чертой храмов этой школы есть декор, который характеризуется пятиглавием, кубовидностью, большим количеством арок и треугольников.
  4.  Псковская школа, строения которой при сильном сходстве со строениями Новгорода, несут в себе и самобытные техники.
  5.  Московская школа. Белокаменные храмы, возведенные зодчими из Москвы, характеризуются изяществом форм и красотой отделки.
  6. Черниговская школа: для сооружений характерна торжественность и статичность.
  7. Галицко-Волынская. Зодчие школы умело сочетали объемно-планировочные формы Древней Руси с западноевропейскими конструкциями.
  8. Полоцкая школа: появились плоские боковые апсиды.
  9. Рязанская школа: храмы имеют оригинальную планировку, при которой у церкви отсутствуют столпы, а сами храмы отличаются максимальной центричностью.

Между прочим…

Каждая школа использовала свою технику, при этом ее мастера постоянно искали неизвестные ранее пластические решения.

Пантеон – символ Рима

Столица Италии наполнена памятниками архитектуры, к числу древнейших построек относятся:

1. Храм Сатурна, возведенный во имя древнеримского божества земли и посевов и появившийся в 489 году до н. э. Религиозное сооружение не раз претерпевало беды: к примеру, в 42 году н. э. оно было полностью испепелено, но впоследствии восстановлено благодаря усилиям консула Мунация Планка.

2. Храм Весты – это осколки святилища античной эпохи, воздвигнутого в честь богини домашнего очага и расположенного близ храма Цезаря. Внутри него никогда не гас огонь, что сначала поддерживался дочерьми царя, которых позже сменили жрицы. Святыня не раз подвергалась пожарам: после возгорания, произошедшего в 64 году н.э., храм реконструировали, а затем его изображение появилось на монетах.

3. Храм Диоскуров возник в 484 году до н. э. Его строительство инициировал сын правителя Авла Постумия Туберта после победы над Тарквинием Гордым. До современности дошли лишь три колоны религиозной постройки древности.

Главной древней святыней Рима считается Пантеон, называемый «Храмом всех богов» из-за изваяний множества божеств, расположенных внутри святилища, а также схожести его купола с небом. Он воздвигнут в промежутке между 18–28-м годами второго столетия н. э. Пантеон – обладатель самого большого в мире неармированного купола, выполненного из бетона. В его центре есть отверстие, через которое проходит свет – он освещал вход в святыню при появлении императора.

Также Пантеон является христианской церковью и считается наиболее сохранившимся памятником античной архитектуры. В этих стенах похоронены художник Рафаэль Санти, композитор Арканджело Корелли, король Виктор Эммануил II и т. п. Внутреннее убранство храма, а также стены его капелл и алтарей украшены картинами, статуями и фресками художников из Италии.

Пантеон изнутри

Каменная древнерусская архитектура до 9 века

Самая древняя каменно-земляная постройка на территории Древней Руси — Любшанская крепость. Такое название ей дали современные археологи, потому что она находится при впадении речки Любша в Волхов. Построили её в начале 700-х годов (8 век) южно-балтийские славяне на месте деревянного финно-угорского укрепления. (Кликните для увеличения картинки)

Возникновение русского государства принято относить к 862 году, когда северные племена восточных славян и финно-угров призвали на княжение из народа варягов-русинов Рюрика. Так было, если верить летописи «Повесть временных лет», которую написали более чем на 2 века позже после событий. Но Русь существовала уже до 862 года. Доказательством этого являются:

  • упоминание о Руси, сделанное в 839 году в летописном своде Сен-Бертенского монастыря (Бертинские анналы);
  • укреплённые и торговые поселения славян начала 700-х годов на территории, обозначаемой Древней Русью.

С середины 8 века (750-е годы) на другом берегу реки Волхов находилось неукреплённое славянское поселение Ладога. По Ипатьевской летописи (дата написания: 15 век) князь Рюрик сел сначала княжить в Ладоге, и только после смерти братьев срубил Новгород и перебрался туда. Но единомыслия у историков в вопросе, где жил Рюрик до Новгорода, нет.

Архитектура московского княжества XIV–XVI веков. Русский Аристотель

Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества перешли в московские земли. Один из полностью сохранившихся белокаменных московских храмов княжества — Успенский собор на Городке в Звенигороде. Он выделяется из числа других соборов того же времени изяществом пропорций и красотой богатого декора. Знаменит он и тем, что росписи в нем были созданы Андреем Рублевым и Даниилом Черным.

Расцвет московской архитектуры принято связывать с именем итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. Именно им был построен пятиглавый Успенский собор. При строительстве зодчий использовал белый камень в сочетании с кирпичом. Это придало сооружению монументальный, торжественный вид.

В это же время в Кремле строится ряд зданий — палат, самой известной из которых стала Грановитая палата. Свое название она получила из-за одного из фасадов, отделанного граненым «бриллиантовым» рустом. Такую отделку можно встретить в итальянской архитектуре эпохи Возрождения.

Существенно изменился облик русской архитектуры при Иване Грозном. При нем в каменное зодчество из деревянного проникла форма шатра. Самым известным шатровым храмом стала церковь Вознесения в Коломенском. Ее постройка дорого обошлась русской казне, этот храм из-за красоты и изящества так и остался единственным и неповторимым.

Но самым известным архитектурным памятником эпохи Ивана Грозного стал Храм Василия Блаженного. Он был построен в память о взятии Казани. Автором проекта, по одной из версий, стал псковский зодчий Постник Яковлев. Согласно другой легенде, зодчими собора были два архитектора — Барма и Постник, которых потом ослепили по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного по красоте здания.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Собор Василия Блаженного). XVI в. Москва

От давних времен до нас дошло немало памятников древнерусского зодчества, но все это — лишь часть того белокаменного великолепия, которое поражало любого ступившего на русскую землю. В Новое время традиции русского зодчества не исчезли — их отголоски можно наблюдать и в современной архитектуре.

Поделиться ссылкой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector