Храм василия блаженного описание доклад сообщение
Содержание:
- Архитектурные особенности храмовых построек
- Топ 5 самых посещаемых храмов России
- Исаакиевский собор в Санкт Петербурге
- Основы христианства: в чем суть религии
- Доклад на тему Храм Василия Блаженного
- Происхождение
- Почему новая религия распространилась за рекордно короткое время
- Библия
- 2. Устройство храма
- Список литературы
- Что такое христианство? Определение этого понятия
- Новое время: кризис христианства
- Доклад №2
- Некоторые различия
Архитектурные особенности храмовых построек
Храм — это освященное здание, в котором служатся Божественные службы, а верующие люди имеют возможность принять участие в Таинствах. Традиционно основной вход в храм располагается на западе — там, где заходит солнце, а главная богослужебная часть — алтарь — всегда закладывается на восток, где солнце встает.
Князе-Владимирский храм в Иркутске
Отличить христианскую церковь от любых других зданий можно по характерному куполу (главе) с крестом. Это символ крестной смерти Спасителя, Который добровольно взошел на Крест ради нашего искупления. Не случайно и количество голов на каждой церкви, а именно:
- один купол знаменует Заповедь о единстве Бога (Я есть Господь Бог твой, и не будут у тебя другие боги, кроме Меня);
- три купола возводят в честь Святой Троицы;
- пять куполов символизирует Иисуса Христа и Его четырех евангелистов;
- семь глав напоминают верующим о семи главных Таинствах святой Церкви, а также о семи вселенских соборах;
- иногда встречаются постройки с тринадцатью главами, которые символизируют Господа и 12 апостолов.
Важно! Любой храм посвящен, прежде всего, Господу нашему Иисусу Христу, но при этом может быть освящен в честь какого-либо святого или праздника (например, Рождественский храм, Свято-Николаевский, Покровский и т.д.). При закладке постройки храма, в основание может быть заложена одна из таких фигур:
При закладке постройки храма, в основание может быть заложена одна из таких фигур:
- крест (знаменует орудие смерти Господа и символ нашего спасения);
- прямоугольник (ассоциируется с Ноевым ковчегом, как кораблем спасения);
- круг (означает отсутствие начала и конца Церкви, которая вечна);
- звезда с 8-ю концами (в воспоминание о вифлеемской звезде, которая указала на рождение Христа).
Вид сверху на церковь Ильи Пророка в Ярославле
Символически само здание соотносится с ковчегом спасения всего человечества. И как Ной много веков назад на своем ковчеге спас свою семью и все живое во время Великого Потопа, так и сегодня люди идут в церкви для спасения своей души.
Главная богослужебная часть церкви, где находится алтарь, смотрит на восток, поскольку цель жизни человека идти от тьмы к свету, а значит, с запада на восток. Кроме того, в Библии мы видим тексты, в которых сам Христос именуется Востоком и Светом Правды, идущим с Востока. Поэтому и служить Литургию в алтаре принято в сторону восходящего солнца.
Топ 5 самых посещаемых храмов России
Храмы России, фото с названиями которых входят во все путеводители по стране, привлекают туристов и путешественников со всего мира.
Свято-Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры
Древнейший соборный храм начала XV века привлекает паломников хранящимися мощами преподобного Сергия радонежского, основателя монастыря и духовного хранителя земли русской. Сам белокаменный собор крестово-купольной архитектуры является уникальным памятником раннемосковского зодчества.
Храмы России поражают своей красотой и масштабностью. Фото с названиями помогут увидеть самые лучшие из них.
Внутреннее убранство храма тоже достойно внимания. Сплошной иконостас и стеновые фрески расписывал знаменитый иконописец Андрей Рублев.
Добраться до станции Сергиев Посад можно на электричке за 1,5 ч. с Ярославского вокзала Москвы или до станции Александров и Балакирево. Можно за час доехать на автобусе № 388 от станции метро ВДНХ.
Казанский собор, Санкт-Петербург
Величественный памятник русской воинской славы возведен в начале XIX столетия по проекту Андрея Воронихина на Казанской площади северной столицы. Однокупольный храм стиля ампир и классицизм с элементами эклектики, дополняется полукруглой колоннадой из 96 гранитных колонн, выполнен по мотивам римского Собора Святого Петра.
Храм является действующим. Ежедневно проводятся 2 божественные литургии в 7 и в 10 ч., вечернее богослужение начинается в 18 ч.
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (Истра)
Уникальное по сложности и красоте храмовое сооружение середины XVII века задумывалось патриархом Никоном как копия иерусалимского храма Гроба Господня, но в процессе строительства претерпело художественное переосмысление первообраза.
Центральная 4-столпная часть храма освящена в честь Воскресения Господа, к ней с запада пристроена шатровая ротонда с часовней Гроба Господня, на востоке находится подземная церковь Святых Константина и Елены с фрагментами колокольни. Монастырский историко-архитектурный и художественный музейный комплекс находится в поселке Истра на улице Советская 2, строение 3.
Доехать можно примерно за час на личном автомобиле или на рейсовом автобусе № 372 от Тушинской станции метро за 115 руб. До Истры также регулярно ходят электрички от Рижского вокзала. Время в пути 1,15-1,5 ч. Стоимость 120 руб. Время работы в будние дни с 10 до 18 ч., в субботу до 21 ч., в воскресенье до 19 ч. Кассы закрываются на 30 мин. раньше.
Стоимость входного билета без экскурсии 250-450 руб., в зависимости от выбранных объектов. В Воскресенском храме проходят по выходным и праздничным дням регулярные богослужения в 10 ч. литургия, и в 17 ч. всенощное бдение.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Собор Василия Блаженного), Москва
Самый узнаваемый столичный храм на Красной площади, объединяет сразу несколько церквей с 11 пределами. Уникальное строение XVI столетия сочетает стили русского шатрового зодчества с итальянским возрождением. Точно авторство проекта не установлено. Является всемирным объектом наследия ЮНЕСКО, входит в семерку чудес России.
Сегодня храм принадлежит совместно православной церкви и государственному историческому музею. Входной билет стоит 700 руб., с экскурсионным обслуживанием 1200 руб. Посещение возможно с 11 до 18 ч. Здесь совершаются регулярные богослужения по выходным дням.
Храм на Крови, Екатеринбург
Огромный собор возведен в 2003 году на месте расстрела царской семьи во имя всех Святых в земле Российской просиявших, стал главным центром культа императорской семьи для паломников всего мира и туристической достопримечательностью Урала.
Представляет целый культурно-религиозный комплекс, куда входит 5-купольный храм русско-византийского стиля на 2 уровнях, с криптой расстрельной комнаты, музеем Святых Царских страстотерпцев, концертным залом.
В храме проходят ежедневные церковные службы в 17 ч. – вечернее богослужение, в будние дни литургия начинается в 8 ч., в выходные и праздничные дни служится 3 божественных литургии: в 6-40, в 8 и 9 ч. Адрес храма: Екатеринбург, улица Царская д.10.
Исаакиевский собор в Санкт Петербурге
Самый монументальный в северной столице и четвёртый по величине в мире Исаакиевский собор был построен по приказу императора Николая первого. Удивительная история возведения собора переносит нас в самое начало 18 века, когда была построена церковь Исаакия Далмацкого, в которой венчался Петр 1 с Мартой Скавронской. По мере ветшания, на площади были заложены вторая и третья церкви. И только в начале 19 века к строительству нового собора был привлечён французский архитектор Огюст Монферран со своим новым проектом в стиле классицизм.
Возведение Исаакиевского собора было трудным и длилось почти на 40 лет. Только на возведение фундамента ушло 5 лет, так как болотистый грунт, на котором шло строительство, требовал большого внимания. Было вбито более 12 000 штук свай, которые призваны были держать собор на болотистой почве. Высота собора составляла 101,5 метр, а масса 300 тысяч тонн. Главный купол сделан не из дерева, а из металла, который был значительно легче. А внутреннее убранство храма было потрачено более 400 кг золота. Примечательно, что храм считается музеем, но в нем проходят богослужения.
Основы христианства: в чем суть религии
Согласно сохранившимся документальным источникам, христианство зародилось в 1 веке нашей эры, на территории современной Палестины. Родившийся в Назарете, в простой семье гончара, проповедник Иисус Христос принес иудеям новое учение – о едином Боге. Себя он называл сыном Божьим, которого Отец послал людям, чтобы спасти от греха. Учение Христа было учением о любви и всепрощении. Он проповедовал ненасилие и смирение, подтверждая свои убеждения собственным примером. Последователей Иисуса называли христианами, а новую религию – христианством. После распятия Христа его ученики и сторонники распространяли новое учение по Римской империи, а вскоре и по всей Европе.
На Руси, христианство появилось в 10 веке. До этого религией русичей было язычество –они обожествляли силы природы и поклонялись им. Князь Владимир, женившись на византийке, принял ее религию. Несмотря на возникающее повсеместно сопротивление, вскоре вся Русь подверглась обряду крещения. Постепенно, старая вера забылась, и христианство стали воспринимать как исконно русскую религию. На сегодняшний день в мире насчитывается более 2 млрд последователей учения Христа. Среди ни примерно 1,2 млрд относят себя к католической конфессии, около 0,4 млрд – к протестантской и 0,25 млрд – к православной. Многие носят серебряные кресты.
Доклад на тему Храм Василия Блаженного
Собор, имеющий второе название в качестве Покровского, располагается на территории Красной площади и построен в середине XVI века под руководством зодчих Постника Яковлева и Бармы по повелению Ивана Грозного, решившего увековечить победу в битве с Казанским ханством в 1552 году.
Своим названием храм обязан хранением в нем мощей блаженного юродивого Василия, возведенного в ранг святых.
Возведение храма осуществлялось более шести лет и его нынешняя архитектурная композиция состоит из девяти церквей, выстроенных из белого кирпича по единому основанию, объединенных внутренними галерейными проходами, украшенными пышными растительными орнаментами в виде трав и цветов, а также роспись, имитацией которой является кирпичная кладка. Купола храма созданы в виде разнофигурных, узорных, луковичных и многоцветных глав, при это на центральной церкви Покровского собора установлен купол в форме шатра, который внутри отделан орнаментальной черно-красной росписью, выполненной на белом фоне. Наружный декор храма выполнен с использованием пилястр, филенок, стрел, муфтированных колонок, розеток.
Интерьер церквей, входящих в состав храма, выполнен в виде масляных иконостасов, являющихся уникальными бесценными историческими памятниками, относящимися к периоду XVI-XVII столетий, например, Житие Александра Невского, Вход в Иерусалим, Троица.
В храме за долгие годы его существования собран уникальный фонд, который включает в себя предметы древнерусского прикладного искусства и живописи, состоящие из металлических, деревянных, тканевых исторических вещей, предметов, относящихся к ризнице собора, а также рукописей и старопечатных книг.
С начала тридцатых годов двадцатого столетия храм Василия Блаженного является одной из составных частей памятников истории, входящих в состав Государственного Исторического музея, в которых на постоянной основе проводятся научные и реставрационные исследования, позволяющие представлять посетителям необыкновенно интересные экспозиции.
С конца двадцатого века в помещении храма в дни праздника Покрова и Василия Блаженного можно посетить церковные богослужения, а также поучаствовать в патриарших и владычных службах.
Величественность и красота Покровского собора относят его к одному из самых знаменитых московских и всероссийских памятников архитектуры и зодчества.
2, 3, 4 класс.
Происхождение
Православие (от греческого: ὀρθοδοξία — буквально «правильный суд», «правильное учение» или «правильное прославление») — направление в христианстве, сложившееся на востоке Римской империи в первом тысячелетии со дня рождения Христа в реализации принципа симфонии (принцип заключается в том, что светские и церковные власти находятся в состоянии согласия и сотрудничества). Он широко используется в Восточной Европе, на Ближнем Востоке и на Балканах.
Православие возникло как восточная ветвь христианства после разделения Римской империи (395 г.) и сформировалось после разделения церквей (1054 г.). Православие не имело единого церковного центра, так как церковная власть в Византии с самого начала своего становления была сосредоточена в руках четырех патриархов — Константинополя, Александрии, Антиохии и Иерусалима. Когда Византийская империя распалась, каждый из этих патриархов начал руководить самостоятельной (автокефальной) поместной православной церковью.
Византийская империя в то время была сильным централизованным государством. Император Византии считал себя главой всей Римской империи, столицей которой был объявлен Константинополь. В конце 18 века, после освобождения Византией Рима от варваров, глава Византийской церкви Константинопольского патриарха стал называть себя универсалом, т.е. главой как восточной, так и западной церквей. Борьба главы Римско-католической церкви Папы Римского и Патриарха Константинопольского за власть над христианами продолжалась на протяжении многих веков с разной степенью успеха. После завоевания Италии императором Карлом Великим (конец 7 — начало 8 века) Папа Римский вышел из-под юрисдикции византийского императора и его положение укрепилось. В то же время Византия подверглась нападению Арабского халифата и потеряла несколько важных территорий, на которых были объединены независимые церковные организации.
Православная Церковь
рассматривает всю историю объединенной Церкви вплоть до Великого Спасателя
(1054 г.) как свою собственную. Православная вера восходит к апостольскому
периоду (I век). Впоследствии она была сформулирована экуменизмом Ороса
(буквально — границы, доктринальные определения) и некоторыми местными
советами. Ведущую роль в работе первых четырех Вселенских Соборов играли
епископы Александрии и Рима.
Почему новая религия распространилась за рекордно короткое время
Возникновение христианства ряд исследователей причисляют к историческому чуду: слишком много факторов совпало для стремительного, «взрывного» распространения нового учения. На самом деле большое значение имело то, что это течение вобрало в себя широкий и эффективный идеологический материал, который послужил ему для формирования собственного вероучения и культа.
Христианство как мировая религия сложилось постепенно под влиянием различных течений и верований Восточного Средиземноморья и Передней Азии. Идеи черпались из религиозных, литературных и философских источников. Это:
- Иудейский мессианизм.
- Иудейское сектантство.
- Эллинистический синкретизм.
- Ориентальные религии и культы.
- Народные римские культы.
- Культ императора.
- Мистицизм.
- Философские идеи.
Библия
Библия (по-гречески. βιβλία —
во множественном числе от βιβλίον — «Книга», греческий. βύβλος —
папирус, сделанный в городе Библии) — каноническая коллекция текстов,
считающихся святыми в иудаизме и христианстве. Содержание христианской Библии варьируется
от протестантского канона (66 книг) до эфиопского православного канона (81
книга). Первая часть христианской Библии, Ветхий Завет, в основном представляет
собой новосозданную еврейскую Библию, разделенную на 39 книг. Канонические
книги Ветхого Завета также принадлежат Римско-католической церкви и восточному
христианству. Вторая часть — Новый Завет — состоит из 27 книг: 4 канонических
Евангелий, Деяния апостолов, 21 послания апостолов и Откровение Иоанна
Богослова. Ветхий Завет написан на иврите (библейском), за исключением
некоторых частей, которые написаны на арамейском языке. Новый Завет написан на
древнегреческом языке (в виде кайны).
Слово «Библия» не
встречается в самих священных книгах и впервые было использовано в IV веке
Иоанном Златоустом и Богоявлением Кипрским для сбора священных книг на Востоке.
Иудеи отмечали свои священные
книги названиями: «Священное Писание», «Заветы»,
«Закон и пророки». Христиане Нового Завета ссылались на Евангелие и
на апостола.
Первая часть Библии была
заимствована христианами из иудаизма и первоначально называлась Танахом; в
христианстве она называлась «Ветхим Заветом» в отличие от
«Нового Завета». И христиане, и иудеи рассматривают это как запись
завета (завета), который Бог заключил с человеком и открыл Моисею на горе Синай.
Все 39 книг Ветхого Завета в иудаизме разделены на три раздела.
«Закон» (Тора) —
содержит Пятикнижие Моисея — квинтэссенцию учения.
«Пророки» (Неви) —
сборник исторических и пророческих книг;
«Священное Писание»
(Ктувим) — содержит повествовательный материал, поэтические произведения,
молитвы и афоризмы мирской мудрости.
Вторая часть христианской
Библии — это Новый Завет, собрание из 27 книг: четырех Евангелий, Деяний
Апостолов, 21 послания Апостолов и книга Откровение Иоанна Богослова
(Апокалипсис), написанная в первом веке нашей эры и переданная нам на
древнегреческом языке. Эта часть Библии наиболее важна для христианства, в то
время как иудаизм ее не признает.
Новый Завет состоит из
записей восьми авторов: Матфея, Марка, Луки, Иоанна, Петра, Павла, Иакова и
Иуды.
В славянской и русской Библии книги Нового Завета расположены в следующем порядке:
- Декрет
- исторический
- Учителя
- пророки.
Библия была написана на
протяжении многих веков разными авторами, в соответствии с традиционным
взглядом в христианстве — с 15 века до н.э. по 1 век н.э. многие светские
ученые придерживаются мнения о позднем появлении ветхозаветных книг.
Текст Ветхого Завета не был
разделен на главы и стихи. Но очень рано (вероятно, после вавилонского плена)
некоторые разделения появились в божественных целях. Самым старым разделом
закона является 669 так называемых парашютов, приспособленных для публичного
чтения. Сначала Новый Завет был разделен на стихи в 16 веке, сначала
пронумерован Сантом Панино (умер в 1541 году), затем около 1555 года Робертом
Этьеном.
2. Устройство храма
Интерьер православного храма
Храм обязан иметь престол и быть освящён архиереем. Допускается освящением храма иереем по благословению архиерея специальным чином. Для этого необходим антиминс, освящённый архиереем. Храм освящается во имя праздника или святого, день памяти которого называется храмовым, или престольным праздником.
В Храме выделяются три части:
- алтарь, содержащий жертвенник и престол,
- средняя часть храма, отделённая от алтаря иконостасом, перед которым со стороны средней части находится солея с амвоном и клиросами,
- притвор.
Согласно традиции, храм всегда строится алтарём на восток.
В архиерейских соборах в центре средней части ставится архиерейский амвон с кафедрой.
Храм, как правило, имеет колокольню или звонницу с колоколами для созыва верующих на богослужения. Колокольни, чаще всего, бывают трёхъярусными: нижний — притвор, выше — темничка, верхний — звонница.
Крыша храма увенчивается куполом с крестом. По распространённой традиции, православные храмы снаружи имеют:
- либо 1 купол,
- либо 3 купола — по одному над храмом, алтарём и колокольней — во образ Троицы,
- либо 5 куполов, символизирующих Христа и четырёх евангелистов вокруг Него,
- либо 7 (священное число),
- либо 13 — подобных Христу и 12-ти Его ближайшим апостолам.
Купола стремятся делать либо круглыми, либо крестовидными, либо восьмигранными (двойные четверики).
Список литературы
- Библия.
- История религии — Москва: Центр «Руны», 1994.
- Протопресвитер Джон Майендорф. Введение в богословие Святого Отца Нью-Йорк, 1984 (2-е издание — Вильнюс; М., 1992, ISBN 5-900785-14-9; 3-е издание — Клин, 2001, ISBN 5-93313-018-4; 4-е издание — Минск, 2001). Пер. с английского Лариса Волохонская.
- Свенсивицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. — МОСКВА, 1985; МОСКВА, 1988; МОСКВА, 1986.
- Толстой Л. Н. Изучение догматического богословия / полные труды в 90 томах. Том 23, Труды 1879-1884, стр. 60-303
- Христианство. Энциклопедический словарь / под ред. С. Аверинцева и др. — М., 1993-95. Т. 1-3 (T. 3. стр. 489-526 подробная библиография).
Что такое христианство? Определение этого понятия
В христианстве выделяют 3 основных вида (направления).
- Православие;
- Католицизм;
- Протестантизм. Краткое описание этих видов смотрите в статье ниже.
Уже в начале V века христианская вера пришла в каждое государство. Православные стали элитой с завидным положением и влиятельностью. С популяризацией пришли и гонения. Цезарь Галерий назвал вероисповедание «заразой» и стал виновником жестких массовых репрессий. Тысячи мучеников гибли, но гонения сами себя искоренили. Губернаторы и военные сами прибегали к христианству, а предпринятые меры не добавляли порядка империи. Галерий дал добро на существование веры Иисуса. Лишь в 311-ом году она получила статус официальной. Теперь и сами правители становились приверженцами религии, распространяя её в массы, делая всемирно известной и значимой.
Временной поток и сами люди разделили исходное христианство на католицизм, протестантизм и православие. Многочисленные реформы и перестройки вероисповедания в государствах внесли коррективы в направления, однако их объединяет один великий замысел и вероучения.
Новое время: кризис христианства
В 16 веке мировое христианство переживает череду военных конфликтов. Церкви стремились вытеснить друг друга. Человечество вступило в эпоху Просвещения: религия подвергалась жесткой критике и отрицанию. Начался поиск новых моделей человеческого самосознания, не зависящий от Библейских доктрин.
Новаторы противопоставляли прогрессу христианства – постепенному развитию, переходу от простого к сложному. На основе идеи прогресса, позднее Ч. Дарвин разовьет теорию об эволюции, основанной на научных фактах. Согласно ей, человек – не творение Божье, а результат эволюционного процесса. С 17 века наука и религия вступают в непрерывный конфликт.
В 20 веке в послереволюционном Советском союзе христианство переживает период жестких запретов и категорического отрицания религиозного взгляда на мир. Служители церквей отказываются от сана, церкви разрушают, а религиозные книги сжигают. Только с распадом СССР религия постепенно вернула себе право на существование, и свобода вероисповедания стала неотъемлемым правом человека.
Современное христианство – не тоталитарное религиозное верование. Христиане могут свободно принять обряд крещения или отказаться следовать его традициям. С середины 20 века пропагандируется идея воссоединения трех конфессий в единое верование, как попытка избежать угасания религии. Но конкретных действий ни одна из Церквей не предпринимает и конфессии по-прежнему разобщены.
Доклад №2
Около пяти тысяч лет назад существовала древняя египетская цивилизация. Она была поистине самой развитой на планет. Государством правили фараоны, как считалось ожившие боги. Древние египтяне верили, что жизнь не заканчивается смертью, а имеет продолжение в загробном мире. Для благополучной жизни в ином мире для фараонов строили усыпальницы — места погребения и снабжали их заклинаниями для облегчения пути. Заклинания наносили на стены усыпальницы, затем на саркофаг. Чуть позже в руки мумии вкладывали папирус с начертанными заклинаниями. До нашего времени дошла Книга Мертвых — ещё один из памятников Древнего Египта. В нее внесены 200 текстов заклинаний, которые сопровождали умершего в загробном мире. Самые большие усыпальницы, дошедшие до наших дней — это пирамиды на плато Гиза. Четыре величественных пирамиды, носящих имена фараонов — в них захороненных, охраняются не менее величественным сфинксом, имеющим тело льва и голову человека. Построены они четыре с половиной тысячи лет назад. На постройку одной пирамиды уходило до двух миллионов каменных блоков и несколько десятилетий. Например, самая большая пирамида — пирамида Хуфу — весит шесть миллионов тонн. Она самая высокая на планете. Пирамиды были связующим звеном между людьми и богами.
Кроме этих памятников, сохранились гробницы и храмы по всей территории Египта. Так во время Золотого века египетской цивилизации был построен Карнакский храм, самый большой архитектурный комплекс в мире, занимающий 80 га, посвященный богу Амону — царю царей и богу Ра — богу Солнца. На западном берегу Нила сохранился некрополь- Долина Царей. Здесь были погребены фараоны Рамзес ll, Сати l,Тутанхамон.
Так же до наших дней сохранились памятники древнего Египта в виде храмов, посвященных различным богам. Это храм Хатор в Дендере, храм Нефертари, погребальный храм царицы Хатшепсут, архитектурный ансамбль Рамессеум, включающий храм и дворец Рамзеса ll великого. Сохранились и храмы Абидоса, колоссы Абу — Симбеля.
Есть ещё множество других памятников древней цивилизации Египта. Все они говорят о могуществе фараонов.
5 класс
Некоторые различия
Нередко верующий народ путает определения православия и христианства. В чем разница между ними, кратко подскажет фраза «Все православные являются христианами, но не все христиане являются православными». Дело в том, что все христианство делится на несколько ветвей, самые крупные из которых — католицизм, протестантство и православие.
Увидеть, чем отличаются 3 крупнейшие ветви христианства, в чем их особенности, специфика и структура, можно по таблице.
Положения | Католицизм | Протестантство | Православие |
Отношение к светской власти | Глава Церкви (Папа Римский) обладает религиозной и политической властью | Стремятся сотрудничать | За все время отношения много раз менялись от сотрудничества до изгнания или подчинения |
Отношение к людям | Важна индивидуальность | Вмешательство в дела ближних и помощь друг другу (если человек не попросил сам) не приветствуются | Все люди — братья и сестры |
Душа после смерти | Душа проходит Чистилище и очищается | Христос уже искупил грехи всех людей своей смертью, а потому земные дела не так важны | Душа попадает в Ад или Рай в зависимости от совершенных при жизни дел |
Крест Господень | Имеет 4 конца — «стандартный» крест. Ноги прибиты одним гвоздем, сложены друг на друга. Обычно изображается с мученическим выражением лица | Не признают ни Крест, ни иконы | Имеет 8 концов — 4 конца «стандартного» креста и 2 горизонтальные перекладины (табличка над головой и опора для ног). Ноги прибиты 2 гвоздями. Иисус изображается с распростертыми руками, будто обнимающий мир |
Крещение | Крещение проводится над детьми не младше 7 лет. Обряд предполагает обливание святой водой или окропление | Могут принимать только взрослые люди, сделавшие свой выбор | Креститься могут как младенцы, так и взрослые. Для обряда необходимо трижды погрузиться в купель со святой водой, затем причаститься и совершить миропомазание |
Службы | Священники наделены от Бога особой силой | Не нуждаются в специальных местах или священниках: последние ведут обычную жизнь | Священник не обладает божественной силой, Господь сам появится в храме при службе |
Брак | Не поддерживает разводы, священники должны придерживаться безбрачия | Развод возможен в 2 случаях — неверность супруга или оставление неверующего верующим | Разводы в некоторых случаях допускаются, некоторым служителям разрешено жениться |
Богородица | Непорочна, без греха | Считают Деву Марию обычным человеком | Является человеком, совершившим первородный грех |
Святой Дух | Исходит от Отца и Сына | В равной мере исходит от Отца и Сына | Исходит от Отца и передается Сыну |
Священное Писание и Священное Предание | Имеют равное значение | Не имеют авторитета | Писание является частью Предания |
Всего различий между основными течениями христианства больше, но даже по основным видно, что основа учения одинакова, а отличия в основном небольшие или относятся к службам, таинствам или терминам. Например, католики считают Папу Римского главой над всеми Христианами, что по понятным причинам отвергается православной веткой.
Важно отметить, что православие терпимо относится к прочим религиям, однако считает их еретическими, а их последователей — недостойными Царствия Божьего. Однако католики и протестанты возможно не будут лишены благословения Господа, так как тоже верят в него, хоть и немного другим образом.. Стоит отметить отличия от старообрядчества
В XVII веке в России произошел раскол Церкви после проведения патриархом Никоном реформ. Не принявшие нововведения люди стали именоваться старообрядцами. Они отказались проводить службы по новому обряду и не были признаны православной церковью. Позднее старообрядцы сильно отдалились от официальной веры в богослужебном пении, иконописи, поклонах, быте и культуре, а также разделились на несколько более мелких ветвей. Московский патриархат старообрядчество не признает.
Стоит отметить отличия от старообрядчества. В XVII веке в России произошел раскол Церкви после проведения патриархом Никоном реформ. Не принявшие нововведения люди стали именоваться старообрядцами. Они отказались проводить службы по новому обряду и не были признаны православной церковью. Позднее старообрядцы сильно отдалились от официальной веры в богослужебном пении, иконописи, поклонах, быте и культуре, а также разделились на несколько более мелких ветвей. Московский патриархат старообрядчество не признает.
Религия православие сегодня является третьей по величине ветвью христианства — одной из главных мировых религий. Оно распространено в странах Восточной Европы, в том числе в России, где проживает около 40% всех православных. Во многих странах, где религия не является основной или официальной, созданы крупные общины и епархии.