История и особенности архитектуры древней руси

Содержание:

Древнерусские храмы

В первые годы существования Руси в строительстве использовали только древесину. Но этот материал легко воспламенялся, после пожаров приходилось отстраивать поселения заново. И поэтому начали применять камень, но сначала это касалось только храмовых сооружений. Везде начали появляться крестовые и купольные церкви, зодчие заимствовали стиль у византийских архитекторов.

Над зданием возвышался главный купол, а вокруг располагались 4−12 меньших. Их количество зависело от того, чему или кому посвящалась церковь:

  • однокупольный — это символ единства Бога;
  • три элемента — Пресвятая Троица;
  • 4, 5 и 9 — принадлежность разным святым;
  • 13 куполов — знак Иисуса Христа и 12 апостолов.

Имела важное значение и форма деталей. Если она напоминала луковицу, то символизировала пламя свечи

Прихожане должны были помнить слова Христа: «Вы — свет мира». Купол в виде шлема — признак духовного сражения, которое святые ведут со злыми силами.

Центральный элемент держался на барабане с окнами, а он опирался на четыре несущих столба, которые находились внутри церкви. Изнутри это выглядело так, словно храм расчленялся крестом, середина его приходилась на центр постройки. Это оформление позаимствовали из византийской архитектуры.

Столбы также делили здание на три-пять нефов — галерей, ведущих прихожан от входа до алтаря. Он располагался с восточной стороны, на нем проходила важная часть богослужения. За алтарем стена имела форму аспидов, то есть была покрыта полукруглыми выступами. Вход находился с противоположной — западной — стороны. Над ним архитекторы возводили хоры. Такое название носили открытые балконы, на которых во время службы располагалась знать со своими слугами и приближенными.

Каменное убранство святыни привлекало иностранных зодчих. Они отмечали интересные элементы оформления — кокошники и закомары. Последними назывались килевидные или полукруглые окончания стен, они напоминали прилегающий внутренний свод.

Церковь Елисея Угодника на Сидозере

Разрушенная церковь Святого Елисея.

Церковь Св. прор. Елисея Угодника находится в Подпорожском районе Ленинградской области на берегу озера Сидозеро, недалеко от дачного поселка Яковлевская. Раньше недалеко от поселка и в непосредственной близости от церкви находилась село Яковлевское (с. Сидозеро). Сейчас жилых домов рядом с церковью не осталось — только на другом берегу.

Церковь Елисея пророка — Сидозеро (Яковлевское) — Подпорожский район — Ленинградская область

Церковь православная, построена в 1899 году. Здание деревянное, на каменном фундаменте, но при этом имеет формы русского эклектичного стиля, характерного для каменного зодчества. Закрыта в конце 1930-х.

Судьба церкви печальна: видимо, ценность её померкла, по сравнению с роскошными и древними соседями — храмами в Согиницах, Щелейках. Важинах и Гимреке, удостоенных даже статуса объектов культурного наследия (памятников архитектуры) федерального значения и комплексной реставрации в 1970-х годах, и, в целом, неплохо себя чувствующих.

Вид на Церковь Пророка Елисея с западной стороны.

Церковь же Елисея на Сидозере не вошла ни в какие высокие списки (и путеводители) в середине прошлого века, — видимо, из-за своего возраста и стиля, а сейчас полностью заброшена и запущена, пришла в аварийное состояние — ей осталось, вероятно, лет 5-10, пока она не превратится в руину… Но то, что не привлекало должного внимания специалистов в 20-м веке, — стильная красота церкви — спустя полвека является её неоспоримым и крайне привлекательным достоинством

Храм Иконы Божьей Матери в Верхней Санарке

Храм Иконы Божьей Матери в Верхней Санарке

Верхняя Санарка – это маленькое село в Пластовском районе Челябинской области. Когда-то здесь жили казаки. Сегодня побывать в этом селе стремятся многие, чтобы увидеть уникальную достопримечательность – деревянную церковь иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Эту удивительную церковь строили три года – с 2002 до 2005.

Ни единого гвоздя!

Уникальность церкви в том, что строили её по древнерусской технологии деревянного зодчества. Строители специально ездили в Кижи учиться этому мастерству. Сложно поверить, но храм построен без единого гвоздя.

Деревянные конструкции пропитали специальными веществами, защищающими от огня и гниения. Теперь главная напасть, от которой страдали все русские деревянные храмы – пожар – этой церкви не страшна.

В храме есть верхнее и нижнее помещение, а одновременно здесь могут поместиться 300 верующих. Высота церкви – 37 метров.

Декоративные украшения дома

Одна из
особенностей русского народного жилища — устойчивость его основных типов,
композиций фасадов и конструктивных приемов. Однако декоративные элементы —
помочи, причелины, наличники окон, балконы, крыльца и другие детали в
значительной степени были подвержены изменению художественных форм. Это
приводило к большому разнообразию декоративных приемов и придавало крестьянским
домам индивидуальные черты. Декоративные формы не только в каждой области, но и
в каждом районе давали большое число вариантов орнаментации, что придавало
разнообразие архитектуре. Из поколения в поколение передавались традиции
мастеров деревянного дела, совершенствовались и уточнялись приемы
художественной обработки дерева. Неповторимые образцы резьбы по дереву дали
русский Чевер и Среднее Поволжье. Северная резьба с ее несложным орнаментом из
косых и прямых линий, ромбов, розеток, выемок продолжала традиции древнего Новгорода.
Крупнейшим центром художественной обработки дерева было Поволжье. Именно здесь
развивалась известная «корабельная» резьба, которая поначалу
исполнялась на волжских судах, а затем вошла в архитектуру жилища, украсив
фасады жилых домов, ворот, столбов, предметы быта. Точно вышивки,
распространялись по фасаду затейливые узоры с изображением вьющихся растений,
фантастических птиц, русалок, львов, человеческих фигур.

Декоративные
украшения располагались в строго отведенных им местах на фасаде дома и подразделялись
на определенные виды: а) конструктивно-декоративные — кронштейны (помочи),
потоки, шеломы, курицы, бруски-связи; б) декоративные — причелины, полотенца,
наличники окон, балконы; в) функционально-декоративные — крыльца, ворота,
галереи-гульбища.

Архитектура Киевской Руси — провинции Византии?

С новой религией — христианством — на Русь пришли новые мастера из  греко-восточных православных стран. Они строили крестово-купольные храмы:

  • прямоугольный объём, разделённый четырьмя столбами на девять ячеек;
  • перекрытие — крестообразно расположенные цилиндрические своды;
  • над центральной ячейкой, на подпружных арках, — барабан с куполом

Стены возводили из более тонкого, чем современный, кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе — цемянке. На фасаде ряд кирпича чередовался с рядом цемянки.

Такой полосатый декор оформления экстерьера часто дополнялся кладкой с утопленным рядом: на фасад выходили не все ряды кирпичей, а через один, и розовый слой цемянки получался в три раза толще слоя кирпича. Дополняли экстерьер сложно профилированные окна и ниши.

Архитектура Древней Руси 10 века

Первым каменным храмом Древнерусского государства, о котором известно, был храм Успения Богородицы или Десятинная церковь (989–996) в Киеве. Построили её на Старокиевской горе в качестве придворной церкви рядом с княжеским теремом. Сохранились только остатки фундамента. Они свидетельствуют о том, что это была классическая архитектурная модель византийского искусства после иконоборческой эпохи. Археологи определили, что работали мастера из Константинополя с участием южных славян (болгар).

Как выглядело строение снаружи и внутри на основе археологических данных однозначно сказать нельзя. Существуют несколько версий реконструкции. Но можно утверждать, что храм был необычным для византийской архитектуры. Отличало его

  • обширные хоры для князя, его семейства и приближённых, находившихся здесь во время богослужений,
  • многоглавие и пирамидальность строения за счёт окружающей галереи — традиции деревянного зодчества.

Так с самых первых строений проявлялись особенности архитектуры Киевской Руси.

Архитектура Киевской Руси 11 века

В первой половине 11 века в центре Киева князь Ярослав Мудрый в 1037 году заложил храм Св.Софии —  главный храм Киевского государства. В композиции Софийского собора была детально продумана и выстроена структура возвышающихся объемов и пространственных ячеек, которая не имеет аналогов в византийском зодчестве.

К сожалению, на рубеже 17—18 веков его внешне перестроили в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м²) и фресок (3000 м²) первой половины 11 века. (Кликайте на картинку для увеличения)

Архитектура Софийского собора оказала огромное влияние на последующее строительство Древней Руси. На том же митрополичьем дворе были выстроены такие храмы, как церковь Ирины, церковь Георгия, правда, значительно более скромные и по размерам, и по убранству (первая половина — середина 11 в.). Митрополичий двор был обнесен кирпичной стеной.

Город Киев в 11 веке был укреплен по всем правилам средневекового оборонительного искусства: валы, деревянные стены. В город-крепость вели несколько ворот. Одни из них, Золотые, представляли собой величественную проездную арку с надвратной церковью. Они были сильно разрушены во время татаро-монгольского нашествия (?), сейчас реставрированы. Бок о бок с византийскими зодчими там работали русские мастера. Постепенно складывалась национальная школа зодчества.

8 характеристик русского деревянного зодчества

  1. Бережное отношение к окружающей среде.
  2. Единственность строительного материала.
  3. Следование традиционным способам и приёмам возведения построек.
  4. Взаимосвязь дерева с мироощущением и потребностями человека.
  5. Сочетание эффективного, логичного и творческого использования природных форм дерева в сооружении.
  6. Слияние практичности и красоты.
  7. Способность постройки длительно выполнять требуемые функции в определённых условиях.
  8. Возможность разборки и перевозки.

Отношение к дереву русских зодчих

Не каждое дерево могло стать строительным материалом

Кроме породы леса, времени и способа заготовки строители-«древодели» обращали внимание на все естественные конструктивные, эстетические качества дерева и на его мифологическое значение

Например, конструктивная деталь безгвоздевой крестьянской крыши — «курица». В.И.Даль дает точное функциональное определение: «курица в значении крюка, кокоры на кровлю». Делали их из тонкоствольной ели, крюк (окручье) вытесывали из её корневища. Кроме практической, она выполняла декоративную функцию и оберегательную. Мифологически ель относится к миру предков, а живущие обращались к предкам с просьбой о защите. (Кликайте на картинку для увеличения изображения)

Это же можно говорить в отношении повала сруба, который увеличивает свес крыши и защищает стены от осадков, подчёркивая в то же время красоту и выразительность завершения бревенчатых стен. Консольные выпуски брёвен, несущие крыльца, гульбища, балконы и другие детали украшали символами магического узорочья.

Как создавались неповторимые памятники деревянного зодчества

Традиционные архитектурно-конструктивные приёмы деревянного зодчества Руси выработаны и отточены веками. Из сочетания многократно повторяющихся форм создаётся разнообразие и неповторимость построек. Живописные силуэты зданий, удивительно гармонирующих друг с другом и окружающим ландшафтом, складывались в замечательные архитектурные ансамбли.

Многие постройки очень похожи, но двух совершенно одинаковых не найти.

Презентация на тему: » ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ. История Бревенчатая рубленая изба – символ Руси. Использование дерева обусловлено особым климатом страны. Леса занимали.» — Транскрипт:

1

ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ

2

История Бревенчатая рубленая изба – символ Руси. Использование дерева обусловлено особым климатом страны. Леса занимали большую часть территории, поэтому дерево было всегда под рукой. Дерево обладает отличными технологическими, теплоизоляционными свойствами и благоприятно воздействует на здоровье людей, создает в жилищах целебный микроклимат. Древние славяне хорошо знали об этом.

3

Инструменты, использовавшиеся при строительстве Основным инструментом русских плотников был топор. В качестве вспомогательных использовались долото и скобель. Пилой наши предки предпочитали не пользоваться. Не пользовались : пилой и гвоздями. Древние славяне предпочитали строить дома одним топором. Отсюда и выражения « сруб », « срубить избу », сруб дома из бревна. топордолотоскобель

4

Технология строительства Для плотного прилегания бревен друг к другу на одном из них делалось овальное углубление, которое прилегало к округлой поверхности другого бревна. Пазы конопатились болотным мхом, который кроме хорошей теплоизоляции обеспечивал также антибактериальную защиту. Срубы возводились на месте строительства или в лесу при заготовке бревен.

5

Русскому бревенчатому строительству в том виде, в каком оно сформировалось в недрах Древней Руси, нет на земле аналогов. Его памятники восхищают весь мир. А ведь это немногое, что сохранилось до наших дней. Древнерусское деревянное зодчество — отражение красоты и правды русской жизни. Величественные ансамбли городов — крепостей с их благодатными церквями и часовнями, крестьянские усадьбы с множеством хозяйственных построек, таежные избушки и лабазы, — этот утраченный мир былой России, представленный на фоне » неизглаголанных » красот природы Русской земли.

6

Кижский погост Преобра — женская церковь.

7

Преображенская церковь 22- главая была возведена в 1714 году Построена в честь первой крупной победы в истории русского флота ( овладели землями Финляндии ). Главный мастер Нестор после окончания стройки забросил свой топор в озеро, сказав при этом, что другой такой церкви нет и никогда больше не будет. Преображенская церковь основывается на деревянном срубе из трех восьмигранников. Таким образом, получалась почти круглая форма. Для строительства стен использовалась кондовая стена. Крышу крыли из осиновых тонких пластин и скрепляли калеными гвоздями. Крыша – единственное место, где были использованы гвозди. Под куполами было сделано еще одно перекрытие, чтобы ни одна капля во время дождя не просочилась под крышу.

8

Спасо — Преобра — женская церковь

9

Покровская церковь.

10

Церковь Воскресения. Суздаль

11

Сретенская церковь

12

Спасибо за внимание

13

Выразить свою благодарность Можно по телефону Спасибо )

История деревянного зодчества Древней Руси

История и судьба всей русской традиционной культуры и деревянного зодчества в том числе сложна и трагична.

Как повлияли петровские реформы на русское деревянное зодчество

На рубеже XVII-XVIII веков в России Пётр I в корне менял весь уклад жизни, обычаи и вкусы высшего сословия. Агрессивно насаждались ценности западноевропейской культуры. Основным строительным материалом становится камень.

Изменение образа жизни, стремление угодить власть имущим привело к тому, что старинные деревянные храмы переделывали, меняли их внешний вид и внутреннее убранство. Бревенчатые стены древних построек обшивали и красили, тесовые и лемеховые кровли заменяли железными, шатровые крыши колоколен превращали в шпили. Неузнаваемыми становились интерьеры. Крестьяне в центральной части российских земель продолжали строить из дерева, но архитектура упрощалась, а навыки терялись.

Когда начали изучать памятники деревянного зодчества Руси

Свободные земледельцы и ремесленники Севера и Сибири поддерживали и развивали традиции работы с деревом до XIX века. В богатых строевыми лесами землях создавались архитектурные шедевры. Главным заповедником деревянного зодчества стали обширные земли бассейна Онежского озера и Белого моря, рек Сухоны, Онеги, Северной Двины, Вычегды, Пинеги, Мезени.

Во второй половине XIX века просвещенные представители российского общества, архитекторы и искусствоведы пробуждают интерес к народной культуре и русским древностям. Они делают обмеры и зарисовки старинных деревянных построек, начинают постепенно возрождать самобытность деревянного зодчества. В начале XX-го века были первые попытки реставрации деревянных храмов русского севера.

Русское деревянное зодчество в советский период

Большевики, придя к власти, закрывали церкви, устраивали в них склады и клубы. Деревянная постройка требует присмотра, ухода и периодического ремонта. Прогнившие кровли, нижние венцы срубов, пожары привели к тому, что к началу XXI-го века подавляющее большинство памятников деревянного зодчества разрушилось и продолжает разрушаться.

Но, всё-таки, архитекторы-реставраторы второй половины XX-го века, из коих следует отметить, прежде всего, А.В.Ополовникова, тщательно исследовали многие шедевры, выполнили проекты их реставрации. Для реставрации и поддержания построек создали музеи, научно-реставрационные проектные и производственные мастерские, институты, издали книги по деревянному зодчеству.

Деревянное зодчество Руси в настоящее время

Развал Советского Союза, перестройка и реформы экономики резко ухудшили положение в деле сохранения памятников деревянного зодчества. Из-за недостаточного государственного финансирования снизилось качество реставрационных работ. Например,

До настоящего времени коррупция и законы тормозят развитие реставрационного дела и способствуют уничтожению памятников. Ценнейшее культурное наследие находится в зоне риска исчезновения. В статье разбираются причины такого удручающего положения.

В основе любого северного храма лежит четырехгранный, восьмигранный или крещатый в плане сруб. А иногда сразу несколько

Многообразие и внешняя сложность северных храмов наводят на мысль, что разобраться в их архитектуре под силу только профессионалам. Но на самом деле, на базовом уровне принципы их строительства понять не так сложно.

Во-первых, в основании любой деревянной церкви лежит сруб. На Севере встречаются квадратные, восьмигранные и крещатые срубы. Самый распространенный тип храмов на Севере — имеющий в основе четверик (четырехгранный или, как его еще называют, четырехстенный сруб), на который сверху поставлен восьмерик (то есть восьмигранный сруб) — обыкновенно более высокий. Эта конструкция называется «восьмерик на четверике».

Кижи во время реставрации. Колокольня  — типичный образец восьмерика на четверике.

Во-вторых, бывают случаи, когда в основании храма лежат два или три разных по размеру восьмигранных сруба — тогда они ставятся один на другой, что придает храму сужающуюся кверху форму. Обычно каждый последующий восьмерик меньше предыдущего — за счет чего и достигается сужение кверху (как например, в храме Преображения Господня в Кижах).

И наконец, есть еще один вариант расположения восьмериков. Он называется «восьмерики с повалом» и распростанен в Прионежье. В этом случае каждый следующий восьмерик чуть шире предыдущего, за счет чего зодчие добивались сильного зрительного эффекта. Так была построена, например, Успенская церковь в Кондопоге.

4

Кижский погост

Кижский погост а Карелии.

Кижи или Кижский погост расположен на одном из многочисленных островов Онежского озера в Карелии. Этот архитектурный ансамбль включает в себя две красивые деревянные церкви XVIII века и восьмиугольную колокольню (также из дерева), которая была построена в 1862 году. Настоящей жемчужиной архитектуры Кижей является 22-купольная Преображенская церковь с большим иконостасом — деревянной алтарной перегородкой, покрытой религиозными портретами и иконами.

Купола Преображенской церкви.

Крыша Преображенской церкви в Кижах была сделана из еловых досок, а ее купола покрыты осиной. Конструкция этих сложных надстроек также обеспечила эффективную систему вентиляции, в итоге сохранившую структуру церкви от распада.

Одно из самых высоких деревянных строений в мире.

Эта массивная церковь высотой около 37 метров была сделана полностью из дерева, что делает ее одним из самых высоких бревенчатых сооружений в мире. В процессе строительства не было использовано ни одного гвоздя.

Архитектурный ансамбль Кижи.

В течение 1950-х годов в целях сохранения на остров были перенесены десятки других церквей из различных частей Карелии, и сегодня 80 исторических деревянных конструкций образуют национальный музей под открытым небом.

На деревянное зодчество оказала влияние каменная архитектура: в XVIII веке некоторые элементы стиля барокко появились на Русском Севере

В 60–70-х годах XVIII века в северном народном зодчестве явно было заметно влияние основных архитектурных стилей того времени: барокко и классицизма. Это видно и в том, что облик храмов в целом меняется, и в частностях  — например, в появлении барочных круглых окон в храмах.

Как раз в это время строилась церковь Успения в Кондопоге (Карелия), сейчас утраченная из-за пожара 2018 года. В ней сохранялся иконостас в стиле барокко.

Почему это влияние отразилось именно на архитектуре Кондопоги? Дело в том, что здесь грузили на суда гранит и мрамор, которые потом доставлялись в Петербург и использовались для постройки Исаакиевского и Казанского соборов. Поэтому местные мастера, работавшие в Петербурге, привнесли в деревянное зодчество Олонецкого края и самой Кондопоги новые барочные мотивы.

10

Основная форма деревянной постройки

Начальной формой деревянной постройки являлся сруб.Если в плане сруб был в виде четырехугольника, то его называли «четверик». Сруб в виде шести- или восьмиугольника — «шестерик» или «восьмерик» соответственно. Горизонтальные ряды брёвен — это «венцы».Строение любой высоты с квадратным планом называлось клетью.

Ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.

Четверик на восьмирике (фото: https://arzamas.academy/)

Что такое горница, хоромы, изба

Если клеть предназначалась для жилья и в ней была печь, то она именовалась «избою» или «истопкою». Помещение над нижней клетью называли «горницею». Нижние клети чаще всего использовали для хозяйственных целей. Как выглядело жилище русского крестьянина описано в статье Устройство русской избы внутри и снаружи.

Изображение сруба-клети на плане Тихвинского посада, составленного в 1678 г. Иваном Зелениным и Петром Евстафьевым

Несколько клетей, стоящих рядом и связанных в одно целое, назывались, в зависимости от их числа, «двойней», «тройней» и т.д., или «хороминой». Так же называли совокупность клетей, поставленных одна на другую. Хоромина, конечно, появилась впоследствии, а первоначально древние довольствовались одною клетью.

Клетский верх и крещатые бочки

«Верхом» в древности называли любое завершение постройки. Наиболее простым был «клетский» верх — простая двускатная крыша на клети. Большие хоромы могли иметь шатровый верх в виде высокой четырёх- или восьмигранной пирамиды (№ 1 на нижнем рисунке Коломенского дворца).Довольно сложной в работе была «бочка» — двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями и острым гребнем (№ 3).Делали еще и «крещатую бочку» — две пересекающиеся простые бочки (№ 2).Затейливым был «кубоватый верх», напоминающий массивную четырехгранную луковицу (№ 4).

Чем крыли крыши в Древней Руси

Крышу деревянных строений крыли соломой, увязанной в снопы (пучки). Их укладывали вдоль ската кровли и прижимали жердями.Расщепляли осиновые поленья на дощечки (гонт, дранку) и, словно чешуей, укрывали строение в несколько слоев.Делали дерновые крыши, когда покрытием служил перевёрнутый корнями кверху слой почвы с травой, уложенный на бересту.Самым же дорогим покрытием считался «тёс» — обтёсанные доски.

Особенности возведения зданий на Руси

Русь славилась тем, что архитектурные сооружения возводились из дерева при помощи одного только топора. Самые ранние постройки не сохранились, но мастера бережно передавали свои традиции от поколения к поколению. Письменные источники и изображения помогают понять особенности деревянного русского зодчества.

Основы традиций строительства храмов и жилых помещений укладываются в несколько правил: практичность, красота, использование только одного строительного материала, долговечность использования создаваемого сооружения.

Изначально зодчими именовались только горшечники и гончары“Зьдъ”— «глина» (этимологический словарь Г. А. Крылова)Андрей Шишкин «Гончар», 2018 год

Зодчие тщательно выбирали породу дерева, учитывая конструктивные и эстетические его качества. Древесина для настоящих мастеров становилась материалом для творчества.

Постройки на Руси отличались разнообразием и неповторимостью, они удачно вписывались в окружающий ландшафт, создавая удивительные ансамбли архитектуры. Настоящие мастера хранили свои секреты, передавая их от поколения в поколение, поэтому и было русское зодчество уникальным и особенным. Как будто слово заветное строители знали, с деревом разговаривать умели.

Аполлинарий Васнецов «Строительство деревянных стен Кремля. XII век», 1903 годМестонахождение: Государственный исторический музей, Москва, Россия

Значение слова «зодчество»

Так что же это за мастера, которые были способны создать такую красоту, что сам царь завидовал их умению? Почему их стали называть зодчими?

Зодчество – это искусство сооружать. Современная энциклопедия предлагает своим читателям считать синонимом этому слову архитектуру. Владимир Даль называет зодчего в своём толковом словаре строителем и архитектором.

А само слово «архитектура» в переводе с латинского языка означает строительство и зодчество. Круг замкнулся? Нет, стало понятно, что создание красивых и удобных сооружений лежит в основе красивого слова, которым пользовались в Древней Руси – «зодчество».

Главные школы древнерусской архитектуры 9 — 13 веков

В древнерусской культуре выделился ряд архитектурных школ со своими особенностями и традициями: киево-черниговская, галицкая, новгородско-псковская и владимиро-суздальская.

Архитектура киево-черниговского круга тесно связана с византийской церковью. Её памятники отвечают лишь своему функциональному назначению. «Это строгие и суховатые по своим формам церковные здания.» (Н. Н. Воронин)

Галицкая архитектура, судя по немногочисленным сохранившимся строениям, обладала теми же качествами, что и владимиро-суздальская:

  • превосходная белая кладка,
  • строгая геометричность форм,
  • творческое использование декоративных элементов романской архитектуры,
  • влияние светских вкусов на церковные здания.

Новгородско-псковская школа выражала культуру боярской республики и вкусы жителей Новгорода. Она разительно противоположна владимирской своей пластичностью, суровостью и скупостью декора. От киевской отличается влиянием романского стиля.

Владимиро-суздальская школа чрезвычайно близка только галицкому зодчеству. Для неё особенно характерна гражданственность

Внимание уделялось дворцовому и военному строительству. Союз сильной княжеской власти и горожан, объединительные тенденции и борьба за самостоятельность русской культуры определили направление развития данной школы

Кто такие «древодели» и как их готовили в Древней Руси

Возведением сельских домов и хозяйственных построек занимались сами жители деревни. Секреты плотницкого дела передавались от отцов и дедов подрастающему поколению. Мальчики в 10 лет уже активно помогали в строительстве.

За храмы, дворцы, крепости брались плотницкие артели. Под руководством наиболее талантливого и опытного мастера деревянных дел — ДРЕВО-ДЕЛя — наряду с рядовыми были и ученики. Обучение в процессе строительства обеспечивало преемственность плотницкого дела. Артели переходили по стране с места на место и выполняли заказы.

Быстрота, с которой плотники могли возводить то или иное сооружение, была поистине сказочной. Например, немногим более чем за четыре месяца в 1339 году вокруг Москвы возвели мощные стены. Эта удивительное качество нашло отражение во всем известных русских сказках, в которых за ночь строились дворцы, мосты или хоромы.

Этап 4

На этом шаге ничего сложного вас не ожидает. Разве что лестница, которую на редкость просто собрать опять же на скотче, и аккуратно обточить столбы с четырех сторон. По столбам советую сначала обточить на наждачной бумаге с двух противоположных сторон, а уж затем оставшиеся — так получится гораздо лучше.
Последовательность сборки рекомендую такую:

Устанавливаем на место столб 58 с деталями 78, 79 и 80

Устанавливаем столб 59

Формируем из деталей 83 и 84 две подсборки и вклеиваем их между столбами 57.

Устанавливаем стропила предварительно собранные из деталей 60 и 61 на подсборку передней стенки крыльца и столбы уже установленные на крыльце.

Устанавливаем подсборку на крыльцо

Завершаем зашивку крыльца деталями 40, 81 и 82

  • Устанавливаем бревна, ставим лаги и настилаем половицы площадки звонницы
  • Вклеиваем лестницу (впрочем на моих фотографиях это уже сделано раньше).

Церковные и хозяйственные строения в Суздале

Одна из достопримечательностей музея — старая мельница 18 в., которая была привезена из с. Мошок. Она представляет 8-угольный сруб из дерева. Механизм приводился в движение благодаря крыльям, вращающимся от ветра. В помещении также есть предметы труда: меры, которыми отсыпали муку, решето и сито.

В Суздале также расположены церкви: Воскресенская и Преображенская, привезенные из с. Козлятьево. Они демонстрируют достижения древних мастеров в строительстве многоярусных храмов. В основе строения лежит четверик, на котором сверху поставлены 3 восьмерика, увенчанные куполами, сделанными из «деревянной чешуи» (лемеха) в форме луковицы.

Воскресенская церковь была возведена с помощью только топора, как говорится, без единого гвоздя. Внутри воссоздан интерьер храма, есть даже позолоченный иконостас.

Многоглавие в северной храмовой архитектуре существовало издревле: сведения о первом многоглавом храме датируются X веком

Например, известно о тринадцатиглавой Софии Новгородской, срубленной из дуба во второй половине X века. Но самые известные многоглавые храмы — это, конечно, Преображенский храм в Кижах и его предшественница, двадцатичетырехглавая Покровская церковь близ Вытегры в Вологодской области (сгорела в 1963 году). По своей архитектуре она была чрезвычайно похожа на храм Кижского погоста. Есть даже мнение, что два эти храма были построены одним мастером. Только Покровская церковь близ Вытегры стояла, в отличие от Преображенской, не на трех, а на двух восьмериках — поэтому ее и считают предшественницей храма в Кижах.

7

Новгородско­псковская архитектура. От софийского собора до поганкиных палат

Отличительными чертами новгородской архитектуры стали монументальность, простота и отсутствие излишней декоративности. Зарождение новгородской школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. По приказанию князя Ярослава Мудрого началось строительство стен детинца (кремля) — укрепленной части древнерусского города. А некоторое время спустя в детинце был заложен грандиозный каменный храм, посвященный Софии (Премудрой).

Храмы Новгорода не поражают огромными размерами. Они просты и тяжеловесны. При взгляде на них создается ощущение, что они как будто вросли в землю так крепко и монолитно, что способны выдержать любую осаду.

Храмы украшались фресковой живописью. Церковь Федора Стратилата на Ручью знаменита фресками кисти Феофана Грека. На них можно полюбоваться и сейчас.

Псковская архитектура очень близка к новгородской. Здесь было построено очень много церквей, получивших любопытные названия: Николы со Усохи, Василия на Горке, Успенья на Пароменье со звонницей. На Руси любили «говорящие» названия.

Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальными являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671–1679 годах торговыми людьми Поганкиными. Здание напоминает своеобразный дворец-крепость, потому что его стены, толщиной в два метра, сложены из камней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector