Храм троицы живоначальной на грязех. место всенародного почитания христиан
Содержание:
- Как строился полковой храм стрельцов
- Структура Московского подворья Троице-Сергиевой лавры
- История Московского подворья
- В помощь паломникам
- Как проехать на машине:
- Церковь Троицы Живоначальной
- МОСКОВСКИЙ ТРОИЦКИЙ ХРАМ В ЛИСТАХ
- История постройки
- Описание
- Церковь Троицы Живоначальной в Листах: sibved
- Церковь Троицы Живоначальной в Листах: sibved
- Ящик пандоры – Церковь Троицы Живоначальной в Листах
Как строился полковой храм стрельцов
Как реформы патриарха Никона повлияли на Троицкую церковь
О существовании здесь деревянной церкви известно ещё с 1632 года. Изначально она строилась как кладбищенская. Сам же погост был достаточно большим и находился с её северо-западной стороны.
В середине 17 века церковь Троицы в листах уже считалась храмом стрельцов под началом их командира Василия Пушечникова. Здесь была окраина Москвы, и стрельцы несли свою службу: охраняли въезд в город. К тому же здесь, у Сретенских ворот, проходил путь паломников в Троице-Сергиеву Лавру.
Со временем, стрельцы решили обновить свою полковую церковь и выстроить каменное, более надёжное и долговечное здание. Точная дата начала постройки нового храма в документах не сохранилась. Но достоверно известно, что в 1657 году стройка шла полным ходом. А в 1661 году патриарх Никон торжественно провёл обряд освящения каменного храма во имя Святой Троицы.
Интересная история связывает это имя и храм Живоначальной Троицы в листах. Строительство пришлось на время, когда архиепископ Никон запретил шатровое зодчество, приказав все постройки возводить только в традициях византийской архитектуры. Солдаты привыкли выполнять приказы, и новая полковая церковь стрельцов имела вид пятиглавого крестово-купольного здания, как и повелел Никон. Лишь одна небольшая поправочка была допущена военными. Дело в том, что патриарх лично выдал им документ, в котором указывал точные размеры будущей полковой церкви.
Чтобы несколько увеличить объём своего храма военнослужащие немного изменили по своему желанию предписанные размеры. Узнав об этом, патриарх пришёл в ярость. Он приказал всё построенное снести, а старосту с семьёй на десять лет отлучить от церкви. Вероятно, так он хотел показать всем свою безграничную власть. Получилось так, что старосту через некоторое время убили в бою, с его семьи наказание сняли. А стрельцы, немного схитрив, сумели построить здание положенных параметров на заложенном ранее фундаменте большего объёма.
Почему церковь “в листах”?
Своё необычное название храм получил совсем не потому, что его окружало большое количество лиственных деревьев. Дело тут в том, что недалеко находилась слобода работников Государева Печатного двора, которое основал ещё Иван Грозный. И печатники, чтобы показать прохожим свой товар, который они хотели продать, вывешивали на ограду церкви свои творения.
Чаще всего это были изготовленные ими собственноручно лубочные картинки, кстати, очень популярные в те времена. Назывались они просто «листы». Вот и получалось, что храм стоит весь в листах.
Такие картинки использовались, чаще всего, для украшения внутреннего интерьера комнаты. Их отличительной особенностью, и это было обязательным, являлась словесная надпись или поучительного, или же юмористического содержания.
Под царским покровительством
Интересный факт: церковь Троица в Листах всегда была на особом положении у царей дома Романовых и церковных служителей высокого ранга. Наверное, причиной этому были ратные подвиги стрельцов, постоянно делом, а не словом доказывающих свою преданность царю и Отечеству.
Так, в 1667 году именно это военное подразделение, по приказу царя, направили в Астрахань. Там солдаты принимали участие в подавлении мятежа Степана Разина.
Вернувшись домой, полк был награждён царствующим в те годы Алексеем Михайловичем. 150 тысяч кирпичей были куплены за казённый счёт для конкретной цели: обновления полкового храма. К тому же, царь пожаловал для церкви ещё много икон, различную церковную утварь, необходимую для Богослужений, и даже главные в православном храме врата иконостаса — царские.
Особо ценными среди царских даров являлись такие предметы как, например, искусно сделанный позолоченный потир ручной работы для совершения обряда причастия, изысканный украшенный жемчугом серебряный с позолотой крест. Патриарх Никон также не остался в стороне и преподнёс стрелецкой церкви свой подарок: напрестольное Евангелие середины 17 века.
Со временем и по необходимости храм расширялся. Так, в 1680 году там появилась трапезная
Затем в честь успешного окончания Чигиринского похода, исход которого имел важное значение для Руси в войне с турками возвели придел во имя Покрова Пресвятой Божьей Матери. Позже его обновили на деньги прихожанина купца Колосова
Чуть позже в 1689 году в здании произошёл пожар. После него храм нужно было восстанавливать. Узнав об этом Пётр 1, помня о доблести и верности ему стрельцов этого полка, пожаловал 700 рублей специально на его восстановление.
Структура Московского подворья Троице-Сергиевой лавры
На территории Московского подворья есть не только храм, куда приходят прихожане, и где проходят богослужения. Московское подворье — целый комплекс, включающий в себя храм Троицы Живоначальной и домовый храм, помещения для воскресной школы и библиотеки, музейные комнаты.
Структура подворья:
- храм Троицы Живоначальной — здесь проходят богослужения;
- домовый храм — там расположены кельи. Стены украшают фрески, на которых изображен преподобный Сергий Радонежский;
- воскресная школа — занятия в ней проводятся регулярно по выходным. В школу ходят дети от 4 до 13 лет;
- хоровая школа — в Московском подворье есть занятия по хоровому пению для детей и подростков от 5 до 15 лет, а также для мужчин и женщин;
- театральная студия — в постановках и организации выступлений принимают участие дети, их родители и другие прихожане. У студии есть свой художественный руководитель. Для постановок берутся сюжеты из духовной и русской классической литературы;
- библиотека — фонд насчитывает около 18 000 экземпляров книг, журналов, газет, аудио- и видеозаписей;
- музейные комнаты — в них регулярно проходят тематические выставки;
- отдел тканей и облачений — в Московском подворье есть собственная швейная мастерская, где изготавливают на продажу рясы, стихари, подризники и т. д.;
- издательство, которое существует с 1995 года. Выпускаемая литература разнообразна — богослужебные книги, жития святых, православные календари и многое другое.
Также в комплекс Московского подворья входит склад для утвари и церковная лавка. Рядом с храмом разбит небольшой сад.
ViktorJulin
История Московского подворья
История Московского подворья Троице-Сергиевой лавры началась в XIV веке: обитель была основана еще при жизни святого Сергия Радонежского.
Первое летописное упоминания монастыря (комплекс носил этот статус до 1744 года) относится ко времени строительства каменной Богоявленской церкви — 1460 году. Возведенный храм не уступал существовавшим шедеврам зодчества. Вскоре монастырь официально стал Богоявленским — по престолу его главной церкви. В 1661 году на территории возведена и освящена церковь Феодора Стратилата.
На протяжении XIV–XIX обитель часто оказывалась в центре событий государственной важности: в монастыре Сергия Радонежского часто бывали государи, в нем крестил своего сына Василий III, именно здесь в 1607 году произошло и всенародное покаяние горожан в госизмене. Те, кто ранее признали Лжедмитрия, пришли к обители, чтобы покаяться в грехе
С подворьем связано и начало царствования династии Романовых.
В 1764 году монахи были вынуждены покинуть обитель: императрица Екатерина II подписала указ о передаче земли государству, а монастырь был выселен. Там разместились Судный приказ и Комендантский дом.
Через какое-то время в храме снова стали проходить богослужения. До революции подворье не раз посещали царствующие особы — Александр II и Мария Александровна, Николай II.
В советское время на территории подворья размещался детский сад, затем мюзик-холл, проходили репетиции симфонического оркестра. С уходом советской власти подворье восстановили и в 1992 году передали РПЦ.
Сейчас в Московском Троицком подворье регулярно проходят службы. Главная святыня обители — икона Божией Матери «Достойно есть».
Московское Троицкое подворье СТСЛ
В помощь паломникам
Проще всего добраться до Троицкой церкви в Никитниках на метро. На карте следует найти остановку Китай-город, которая находится на Старой площади, а там пройти в Никитников переулок, дом 3. Храм уникальной архитектуры виден сразу.
Храм Святой Троицы открыт ежедневно с 10.30 утра до 15.30.
Накануне христианских праздников в 17.00 начинается Всенощное бдение, по воскресным и праздничным дням в 9.00 звучит литургия.
Все желающие исповедоваться, могут это сделать после всенощного служения или перед литургией.
Каждую среду в 17.00 — молебен с чтением акафиста Богородице и святому лику «Грузинская».
Храм Троицы Живоначальной в Никитниках
Как проехать на машине:
От центра: по проспекту Мира переехать Крестовский мост, свернуть направо, затем (не доезжая светофора) налево.
Со стороны области: по проспекту Мира доехать до Крестовского моста, под мостом сделать разворот.
И. о. настоятеля: протоиерей Андрей Пашнин
Причт
- Протоиерей Николай Фарковец
- Иерей Виталий Коновал
- Протодиакон Алексий Криволапов
Богослужение: ежедневно – утреня и Литургия в 8.00, по воскресеным дням – в 9.00, накануне воскресных и праздничных дней – всенощное бдение в 17.00.
По воскресным дням в 16.00 совершается акафист преп. Параскеве Сербской (Параскеве-Петке).
При храме действует молодежный кружок, православный детский кружок, кружок для взрослых прихожан, совершаются паломнические поездки по святым местам близлежащих регионов.
Церковь Троицы Живоначальной
Адрес: Карамышевская наб., 15.
Церковь Троицы Живоначальной была построена в селе Хорошево – вотчине Бориса Годунова – в 1598г. (по другим источникам — в 1596г.). Образцом для постройки этого храма стал построенный незадолго до того (в 1591-1593гг.) собор Донского монастыря (сейчас называемый «старым»). Оба эти храма приписываются зодчему Федору Коню. В селе находился и один из многочисленных дворцов Бориса Годунова, позднее разобранный. До Годунова селом владел Иван Грозный, здесь, по-видимому, устраивались его охотничьи «потехи». От Грозного село перешло к его сыну Федору, который и подарил эти земли Годунову.
Цари не оставляли Хорошево своим вниманием и в последующие века. В XVIII веке здесь был выстроен новый дворец, хотя и редко посещаемый, а в 1737-1739гг
здесь было решено строить новый Конный завод. Несмотря на то, что село сильно пострадало во время войны 1812 года, завод отстроился заново и продолжал существовать до середины XIX века.
Храм в селе Хорошево был поставлен на высоком месте – на берегу Москвы-реки. До него здесь, скорее всего, находилась деревянная церковь. Каменный храм изначально был построен с двумя приделами – северным и южным, в честь Св. Николая и Илии Пророка. Построено древнее здание из кирпича, с небольшим добавлением белого камня, и без галерей, которые были пристроены позднее. Бесстолпный четверик храма венчает одна глава, поставленная на высокую, в пять рядов пирамиду кокошников. Храмы, украшенные несколькими рядами кокошников, назывались «огненными»; одним из ярчайших примеров таких церквей и является Троицкая. Кокошники отличает еще одна уникальная черта: два нижних ряда их украшают круглые вставки. При постройке это были блюда, по-видимому, подаренные Годунову иностранными послами или купцами и пожертвованные им на строительство храма. Разноцветные изукрашенные причудливым узором блюда были изготовлены в селении Изник в Малой Азии, и по местности носят название «изникские». При реставрации в советское время подлинники блюд, уже слегка пострадавшие от времени, были переданы в Музей истории Москвы.
Внешний декор храма сочетает в себе пышность кокошников под центральным и боковыми куполами и кажущуюся скромность фасадов и апсид. Но если присмотреться, то видно, как изящно и мастерски достигается эта простота: апсиды разделены пилястрами, а карнизы сделаны ступенчатыми, в несколько ярусов.
Первоначально окна были намного ýже: их растесали в XVII веке, тогда же, когда заменили открытую паперть на галерею. В середине XVIII века (1764-1768) разобрали обветшавшую звонницу и выстроили отдельную колокольню, сохранившуюся до наших дней. В процессе строительства проект колокольни, выполненный Андреяном Афонасьевым, сильно изменился: ее сделали выше и скромнее по декору. Чуть меньше, чем через сто лет, в 1845г., разобрали западную часть галереи и выстроили новую трапезную, соединившую церковь с колокольней. По некоторым свидетельствам, уже к тому времени кокошники спрятали под простую четырехскатную железную кровлю, более практичную, но не идущую ни в какое сравнение с «огненной» шапкой кокошников.
В советское время, в 1930-х гг. церковь была закрыта и отдана под колхозный клуб, потом – под детскую консультацию. Наконец в 1963-1964гг. под руководством архитектора Б.Л.Альтшуллера ее исследовали и отреставрировали, вернув хотя бы частично первоначальный облик, за некоторыми исключениями, такими, как стесанные при перестройках перспективные порталы, восстановить в прежнем виде которые не оказалось возможным. Трапезной и колокольни реставрация не коснулась. В них располагался цех фабрики офсетной печати. Только в 1990-х гг. церковь полностью передали верующим.
Она так удачно расположена на изгибе дороги и над рекой, что даже современный строительный бум, захвативший всю противоположную сторону Карамышевской набережной, ее практически не касается, и войдя в восстановленную ограду храма, уже не ощущаешь присутствия рядом огромного города и даже шума стройки. Чувствуется спокойствие и простор протекающей внизу Москвы-реки…
Входит в проекты: древние храмы, огненные храмы
МОСКОВСКИЙ ТРОИЦКИЙ ХРАМ В ЛИСТАХ
Храм Троицы Живоначальной в Листах, 27 сентября 2014 |
Московский храм Троицы Живоначальной в Листах (Сретенское благочиние Московской епархии)
Деревянный храм известен с 1635 г. как кладбищенская церковь. Каменная церковь построена стрельцами в 1661 году, трапезная в 1680. Колокольня перестроена в 1788 году. Престолов три: Троицы Живоначальной, Покрова Пресвятой Богородицы, Свт. Алексия, митр. Московского
Название в «листах» пошло от живших вблизи печатников, которые изготовляли лубочные картинки, которые тогда назывались листами. Печатники затем их продавали около церкви Троицы, увешивая ее ограду листами.
С 1704 г. по указу Петра I храму присвоен статус адмиралтейского и приходского Сухаревой башни.
В 1774 году на средства фабриканта парчи П.В.Колосова перестроили Покровский придел, в конце XVIII века появился второй придел — Иоанна Дамаскина, вскоре переосвященный в 1805 г. во имя святителя Алексия, митрополита Московского. В это же время, в 1788 г. снесли старую и построили новую колокольню. Соблюдая указ Екатерины о красных линиях московских улиц, поставили колокольню с неканонической стороны — с востока, чтобы выровнять ею уличный ряд.
Москва, Церковь Троицы Живоначальной в Листах |
В 1857 году стараниями протоиерея Павла Соколова была перестроена трапезная, обновлено внутреннее убранство храма — появились новые иконостасы, стенная роспись, деревянный пол. Эту работу высоко оценил митрополит Московский Филарет (Дроздов), выразив благодарность священнику и художнику А.М.Варламову. Храм закрыли в 1931 г. в связи с арестом священника Н.И. Якушева, снесли купола… В тридцатых годах там разместилось сначала общежитие трамвайщиков, а потом скульптурные мастерские, в 1957 г. взорвали колокольню.
Реставраторы занялись храмом в 1972 году, к 1990 году храм приобрел свой первоначальный облик — XVII века. В 1991 г. храм был освящен. В 1998 году возвели чугунную ограду. В 2007 году отреставрирована колокольня.
При храме действуют: воскресная школа, приходская библиотека, группа помощи престарелым. Проводятся огласительные беседы.
История постройки
В круговороте эпох и правителей церковь Троицы Живоначальной в селе Хорошёво всегда оставалась островом покоя и умиротворения, где на верующие люди забывали о мирской суете и обращались мыслями и душой к Господу.
От Ходынского луга к Хорошёву
Живописная местность, расположенная между реками Москва и Ходыня, упоминается в исторических документах с XIV века под разными названиями:
- Ходынский луг;
- Беседы;
- Хорошёво.
Именно последнее название закрепилось за подмосковным селом в начале XVI века. В это время оно являлось частью дворцовых владений царя Ивана Васильевича Грозного. Исследователи полагают, что уже в это время на высоком берегу Москвы-реки возвели для царского отдыха путевой дворец и церковь из дерева.
Церковь Троицы Живоначальной в Хорошёве, Москва
Вскоре Хорошёво подарил своему зятю — Борису Годунову — последний царь династии Рюриковичей — Фёдор Иванович. Безусловно, личность Бориса Годунову в истории Российского государства имеет неоднозначную оценку. Но он внёс большой вклад в развитие национального русского светского и храмового зодчества. По велению нового владельца села рядом с деревянным дворцом возвели белокаменную церковь.
Строительство освящённого в 1598 году здания продолжалось 1-2 года. Автором Троицкой церкви считается Фёдор Конь — известный зодчий русского происхождения, под руководством которого возводились стены Белого города в Москве и смоленский Кремль.
Церковь при Романовых
Небольшая приходская церковь подмосковной деревни получила широкую известность в 1613 году. Она стала местом встречи возвращающегося из польского плена патриарха Филарета (Федора Никитича Романова) — отца молодого царя Михаила Романова. Процветанию храма способствовал Алексей Михайлович, который приписал к нему окрестные деревни.
С переносом столицы государства на север, Хорошёво утрачивает статус одной из любимых царских резиденций, а церковь Троицы Живоначальной облагается налогом. Тем не менее в XVIII веке постройку неоднократно реконструировали и ремонтировали.
Французы, оккупировавшие село в 1812 году, разграбили Троицкий храм, конный завод и крестьянские дома. Но благодаря жителям прихода и меценатам, внутреннее убранство быстро восстановили, закупили церковную утварь. В середине XIX века основное здание и построенную в XVIII столетии колокольню объединили трапезной частью. В это же время обновили иконостасы в основной части и приделах, внутри покрыли стены росписями.
Интересно! Ремонтные работы проводились под надзором и по личному приказу правителей государства.
Советское время
Большевистское гонение на церковь, начавшееся сразу после Октябрьской революции, коснулись и небольшой подмосковной часовни. В 1922 году из неё изъяли ценную церковную утварь и большинство старинных икон. Прихожане восстановили иконостас, принеся в храм свои домашние образы. Но в 1925 году церковь несколько раз обворовывали. Окончательно церковь закрыли в 1939 году.
На протяжении 20 лет здание храма несколько раз меняло обитателей:
- детская консультация;
- колхозный клуб;
- «Изокомбинат»;
- «Фабрика офсетной печати».
В 1960 году село Хорошёво вошло в состав московской городской черты. Церковь Троицы Живоначальной признали объектом исторического наследия и поставили на государственную охрану. После исследования исторических документов и сохранившихся памятников архитектуры «годуновского стиля» реставраторы провели следующие работы:
- восстановили ярусы кокошников основной и малых главах;
- обновили оконные наличники, цоколь, карнизы, декоративные элементы;
- реконструировали перспективные порталы и расчесанные оконные проёмы.
Реставрация церкви Троицы Живоначальной в Хорошёве, фото 2017 года
Вторая волна реконструкции приходится на 70-80 годы XX столетия. В её ходе провели следующие ремонтные и восстановительные работы:
- восстановили боковые входы в основную часть здания и его исконный цоколь;
- завершили реставрацию оконных проёмов и арок верхней галереи;
- обновили покраску фасадов всех частей здания;
- обновили полы внутри храма;
- разобрали межэтажные перекрытия, открыв потолочные своды;
- заново покрыли медью купола и кокошники;
- установили на свои места новые купольные кресты.
Описание
Это пятиглавый храм, построенный в соответствии с точными указаниями патриарха Никона, который желал, чтобы церкви строились в соответствии с древними традициями. Для Троицкой церкви в Листах на Сухаревской типичны следующие архитектурные особенности:
- профилированный карниз;
- арочные порталы;
- шлемовидные купола.
Центральная часть иконостаса церкви
Все это говорит о близости Троицкого храма к шедеврам древнерусской храмовой архитектуры.
Факт! Необычное название — церковь в Листах происходит от того, что мастера ближайшего к этому месту Печатного двора, вывешивали на ограде храма свои работы гравюры на листах или как называли их на Руси лубками, отсюда и название района — Листы.
Церковь Троицы Живоначальной в Листах: sibved
Православные храмы, церкви Руси, а сейчас современной России – одни из самых древних каменных строений на нашей территории. Если не считать периодов гонения на церковь в годы советской власти, разрушение большого их числа в начальные ее годы – храмы всегда поддерживали в функциональном состоянии. Поэтому, многие дошли до нас через многие столетия. И многие своим фасадом, видом, расположением могут поведать нам очень интересное.
Комментарий от yuri_shap2015 :
Троицкая церковь в Москве на Сухаревской площади. На фото видно стена слева церкви, разделяющая подворье от окружающей территории, высота окружающей территории от уровня подворья не менее 2-х метров…. и такая ситуация практически со всеми достоверно старыми церквями…. только откопаны из них не все, чаще всего сделан вход на второй этаж.
Церковь Троицы Живоначальной в Листах: sibved
Православные храмы, церкви Руси, а сейчас современной России – одни из самых древних каменных строений на нашей территории. Если не считать периодов гонения на церковь в годы советской власти, разрушение большого их числа в начальные ее годы – храмы всегда поддерживали в функциональном состоянии. Поэтому, многие дошли до нас через многие столетия. И многие своим фасадом, видом, расположением могут поведать нам очень интересное.
Комментарий от yuri_shap2015 :
Троицкая церковь в Москве на Сухаревской площади. На фото видно стена слева церкви, разделяющая подворье от окружающей территории, высота окружающей территории от уровня подворья не менее 2-х метров…. и такая ситуация практически со всеми достоверно старыми церквями…. только откопаны из них не все, чаще всего сделан вход на второй этаж.
Храм Троицы Живоначальной в Листах
— православный храм середины XVII века. Находится на стыке Малой и Большой Сухаревской площадей, напротив станции метро «Сухаревская», по адресу улица Сретенка, дом 27/29, строение 3. Первое письменное упоминание деревянной церкви относится к 1632 году. Название «в листах» получила из-за торгующих около церкви своими работами печатников, которые развешивали изготовленные кустарным образом лубочные картинки на ограде церкви, демонстрируя свой товар. Точная дата начала постройки каменной церкви неизвестна, но в 1657 году рядом с деревянной церквью уже идёт строительство каменной.
Чтобы увидеть разницу в высоте подворья и внешней территории, обратите внимание на колокольню на заднем плане этой фотографии. Лестница внутри говорит об этом перепаде уровней
Нижняя часть строений на территории – из белокаменных блоков. Их даже не заштукатурили. Выше- кирпичная кладка. Всегда возникает вопрос: почему строители всю церковь, все строения не продолжили выкладывать из этих блоков? Или как и стены Китай-города – восстанавливались? Они тоже в основании из белого камня.
Издалека церковь выглядит такой приземестой, невысокой. Только анализируя картинку, понимаешь, что это проблема не в высоте строения, а в том, что оно находится ниже уровня внешней территории
Вход, а за ним сразу спуск вниз
1881г. Конечно, все это можно отнести на увеличение высоты проезжей части в городе. Т.е. всякие подсыпки, мостовые и т.д. сыграли свою роль. Возможно, что в данном случае это так. А может быть, и нет:
Фотография 1991г. об этом говорит. То ли за годы отсутствия хозяина у строений в подворье накопилась масса грунта, то ли так было всегда… Однозначно сказать трудно по этим фотографиям, нужно спрашивать мнения жителей Москвы.
Источник *** Храмы, попадающие в категорию этой темы «занесённые строения»: ЗАНЕСЕННЫЕ ХРАМЫ. ЗАТИРАНИЕ НАСЛЕДИЯ ИЛИ ДОПОТОПНЫЕ СЛОИ? ДОПОТОПНЫЙ БОГОЛЮБСКИЙ МОНАСТЫРЬ НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ПОДЗЕМНАЯ ЦЕРКОВЬ КОНСТАНТИНА И ЕЛЕНЫ Лужецкий монастырь
Надеюсь, с помощью читателей этот список продолжится…
sibved.livejournal.com
Ящик пандоры – Церковь Троицы Живоначальной в Листах
Православные храмы, церкви Руси, а сейчас современной России – одни из самых древних каменных строений на нашей территории. Если не считать периодов гонения на церковь в годы советской власти, разрушение большого их числа в начальные ее годы – храмы всегда поддерживали в функциональном состоянии. Поэтому, многие дошли до нас через многие столетия. И многие своим фасадом, видом, расположением могут поведать нам очень интересное.
Комментарий от yuri_shap2015
Троицкая церковь в Москве на Сухаревской площади. На фото видно стена слева церкви, разделяющая подворье от окружающей территории, высота окружающей территории от уровня подворья не менее 2-х метров…. и такая ситуация практически со всеми достоверно старыми церквями…. только откопаны из них не все, чаще всего сделан вход на второй этаж.
Храм Троицы Живоначальной в Листах
– православный храм середины XVII века. Находится на стыке Малой и Большой Сухаревской площадей, напротив станции метро «Сухаревская», по адресу улица Сретенка, дом 27/29, строение 3. Первое письменное упоминание деревянной церкви относится к 1632 году. Название «в листах» получила из-за торгующих около церкви своими работами печатников, которые развешивали изготовленные кустарным образом лубочные картинки на ограде церкви, демонстрируя свой товар. Точная дата начала постройки каменной церкви неизвестна, но в 1657 году рядом с деревянной церквью уже идёт строительство каменной.
И в самом деле, церковь находится ниже уровня внешней территории на пару метров.
Чтобы увидеть разницу в высоте подворья и внешней территории, обратите внимание на колокольню на заднем плане этой фотографии. Лестница внутри говорит об этом перепаде уровней
Нижняя часть строений на территории – из белокаменных блоков. Их даже не заштукатурили. Выше- кирпичная кладка. Всегда возникает вопрос: почему строители всю церковь, все строения не продолжили выкладывать из этих блоков? Или как и стены Китай-города – восстанавливались? Они тоже в основании из белого камня.
Издалека церковь выглядит такой приземестой, невысокой. Только анализируя картинку, понимаешь, что это проблема не в высоте строения, а в том, что оно находится ниже уровня внешней территории
Вход, а за ним сразу спуск вниз
1881г. Конечно, все это можно отнести на увеличение высоты проезжей части в городе. Т.е. всякие подсыпки, мостовые и т.д. сыграли свою роль. Возможно, что в данном случае это так. А может быть, и нет:
Фотография 1991г. об этом говорит. То ли за годы отсутствия хозяина у строений в подворье накопилась масса грунта, то ли так было всегда… Однозначно сказать трудно по этим фотографиям, нужно спрашивать мнения жителей Москвы.
Источник *** Храмы, попадающие в категорию этой темы “занесённые строения”: ЗАНЕСЕННЫЕ ХРАМЫ. ЗАТИРАНИЕ НАСЛЕДИЯ ИЛИ ДОПОТОПНЫЕ СЛОИ? ДОПОТОПНЫЙ БОГОЛЮБСКИЙ МОНАСТЫРЬ НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ПОДЗЕМНАЯ ЦЕРКОВЬ КОНСТАНТИНА И ЕЛЕНЫ Лужецкий монастырь
Надеюсь, с помощью читателей этот список продолжится…
pandoraopen.ru