23 июля 2017 года

Деятельность прихода

Церковь Святой Троицы в Хохлах стала центром формирования устойчивого прихода, который возглавляет протоиерей Алексей Уминский, известный в стране проповедник, православный педагог и духовник. Здесь также служит протодиакон Андрей Горбунов, доктор филологических наук, профессор Московского государственного университета, шекспировед и один из ведущих отечественных знатоков английской литературы.

По воскресеньям и праздничным дням в качестве чтеца в храме трудится известный миссионер, борец с тоталитарными сектами Александр Дворкин. Не удивительно, что при таких интеллектуальных силах община храма Святой Живоначальной Троицы в Хохлах активно занимается просветительской, социальной и благотворительной деятельностью:

  1. При храме действует воскресная школа, состоящая из четырех групп, учатся в ней дети в возрасте от 6 до 17 лет.
  2. «Родные люди» — клуб приемных родителей.
  3. Театр прихода «Миф».
  4. Киноклуб.
  5. Кружок рисования, в котором могут заниматься дети от пяти лет.
  6. Экскурсионная группа для всех желающих прихожан.

Иконостас Троицкой церкви

Также при храме действует клуб семейного общения «Иван-да-Марья», а те, кто желает принять Крещение может ежедневно в 19.30 посещать огласительные беседы.

Об истории возведения храма

Деревянная церковь Троицы Живоначальной в Останкино была построена еще в 1617-м, к концу семнадцатого века она была заменена каменной, ставшей домовой церковью для владельцев имения, князей Черкасских. Тогда же возвели и 9-ярусный золоченый резной иконостас. Новая каменная церковь располагала тремя приделами: главным – во имя Живоначальной Троицы; северным – построенным в честь Тихвинского образа Божией Матери, и южным — посвященным святому Александру Свирскому. Известно, что накануне своего венчания на царство в этой церкви молился будущий император Александр II.

В двадцатом веке, подобно всем остальным российским церквям, храм Троицы Живоначальной в Останкине мало-помалу приходил в упадок. В 1919 году из верхней части верующих переместили в подклет, который стал четвертым приделом, посвященным святителю Николаю. В 1922-м из церкви были вывезены оклады с иконостаса и всех икон — всего свыше шестидесяти килограмм серебра.

В 1930-м здание храма было передано Антирелигиозному музею искусств и финотделу Дзержинского р-на Москвы. Нижний придел использовался как склад для хранения картофеля. С началом войны 1941-1945 гг. храм полностью был превращен в склад. В 1970-е началось медленное, но верное возрождение. Сначала был отреставрирован иконостас, отремонтированы фасад и кровля. В 80-е годы двадцатого века в здании церкви еще проходили концерты старинной музыки. Весной 1991-го вновь был освящен главный престол храма. На протяжении пяти лет после этого события восстанавливали и освящали уже все три верхние приделы.

В настоящее время церковь опять стала четырехпрестольной: нижний придел, используемый в качестве крестильного, освящен во имя Николая Чудотворца. Настоятелем храма является митрополит Юго-восточно-азиатский и Сингапурский Сергий, (Николай Николаевич Чашин).

Приход

В 2000-х годах приход храма насчитывает около двухсот человек. В основном это представители научной и творческой интеллигенции.[источник не указан 219 дней

] Значительную часть прихожан составляют лица, принявшие крещение в Грузинской Православной Церкви.

В храме служат трое священников и один диакон:

  • протоиерей Алексий Уминский — настоятель;
  • иерей Николай Лызлов;
  • иерей Александр Гумеров, сын иеромонаха Иова (Гумерова);
  • протодиакон Андрей Горбунов.

Кроме того, по праздничным и воскресным дням служение в храме несёт иподиакон-чтец Александр Дворкин.

Проводятся собрания прихожан. Традиционно после воскресных и праздничных литургий проходят общие трапезы, а после них беседы на актуальные темы и концерты. Организуются творческие вечера и ярмарки. После субботних всенощных бдений собирается евангельский кружок.

Клир и прихожане храма помогают заключённым, передавая им одежду и книги.

Действует регулярно обновляемый интернет-сайт храма, на котором публикуются научные, богословские и творческие работы клириков и прихожан храма.

Престольные праздники

Главный престол освящен в честь Святой Троицы, празднование совершается на 50-й день после Пасхи. Есть еще два придела:

  • прп. Сергия Радонежского, 8 октября вспоминается день кончины преподобного, а 18 июля обретения его мощей;
  • положение Ризы Божией Матери во Влахерне, это верхняя одежда Богородицы, которую она подарила одной девушке незадолго до своего Успения, в семье этой девушки риза хранилась вплоть до V века, пока не было обретена и помещена во Влахернский храм Божией Матери в Константинополе, праздник положения Ризы отмечается 15 июля.


Богослужение в Троицком храме

Сам праздник непосредственно связан с Россией. В 860 году огромная армия русов во главе с Аскольдом, осадили Константинополь. Тогдашний патриарх Константинопольский Фотий крестным ходом обошел стены города и опустил край её в воды Босфорского залива. После этого произошло чудо — русы сняли осаду и начались переговоры о мире, в результате которых Аскольд и брат его Дир, а также часть их дружины приняли Крещение, которое получило название Первого или Фотиевого.

Как строился полковой храм стрельцов

Как реформы патриарха Никона повлияли на Троицкую церковь

О существовании здесь деревянной церкви известно ещё с 1632 года. Изначально она строилась как кладбищенская. Сам же погост был достаточно большим и находился с её северо-западной стороны.

В середине 17 века церковь Троицы в листах уже считалась храмом стрельцов под началом их командира Василия Пушечникова. Здесь была окраина Москвы, и стрельцы несли свою службу: охраняли въезд в город. К тому же здесь, у Сретенских ворот, проходил путь паломников в Троице-Сергиеву Лавру.

Со временем, стрельцы решили обновить свою полковую церковь и выстроить каменное, более надёжное и долговечное здание. Точная дата начала постройки нового храма в документах не сохранилась. Но достоверно известно, что в 1657 году стройка шла полным ходом. А в 1661 году патриарх Никон торжественно провёл обряд освящения каменного храма во имя Святой Троицы.

Интересная история связывает это имя и храм Живоначальной Троицы в листах. Строительство пришлось на время, когда архиепископ Никон запретил шатровое зодчество, приказав все постройки возводить только в традициях византийской архитектуры. Солдаты привыкли выполнять приказы, и новая полковая церковь стрельцов имела вид пятиглавого крестово-купольного здания, как и повелел Никон. Лишь одна небольшая поправочка была допущена военными. Дело в том, что патриарх лично выдал им документ, в котором указывал точные размеры будущей полковой церкви.

Чтобы несколько увеличить объём своего храма военнослужащие немного изменили по своему желанию предписанные размеры. Узнав об этом, патриарх пришёл в ярость. Он приказал всё построенное снести, а старосту с семьёй на десять лет отлучить от церкви. Вероятно, так он хотел показать всем свою безграничную власть. Получилось так, что старосту через некоторое время убили в бою, с его семьи наказание сняли. А стрельцы, немного схитрив, сумели построить здание положенных параметров на заложенном ранее фундаменте большего объёма.

Почему церковь “в листах”?

Своё необычное название храм получил совсем не потому, что его окружало большое количество лиственных деревьев. Дело тут в том, что недалеко находилась слобода работников Государева Печатного двора, которое основал ещё Иван Грозный. И печатники, чтобы показать прохожим свой товар, который они хотели продать, вывешивали на ограду церкви свои творения.

Чаще всего это были изготовленные ими собственноручно лубочные картинки, кстати, очень популярные в те времена. Назывались они просто «листы». Вот и получалось, что храм стоит весь в листах.

Такие картинки использовались, чаще всего, для украшения внутреннего интерьера комнаты. Их отличительной особенностью, и это было обязательным, являлась словесная надпись или поучительного, или же юмористического содержания.

Под царским покровительством

Интересный факт: церковь Троица в Листах всегда была на особом положении у царей дома Романовых и церковных служителей высокого ранга. Наверное, причиной этому были ратные подвиги стрельцов, постоянно делом, а не словом доказывающих свою преданность царю и Отечеству.

Так, в 1667 году именно это военное подразделение, по приказу царя, направили в Астрахань. Там солдаты принимали участие в подавлении мятежа Степана Разина.

Вернувшись домой, полк был награждён царствующим в те годы Алексеем Михайловичем. 150 тысяч кирпичей были куплены за казённый счёт для конкретной цели: обновления полкового храма. К тому же, царь пожаловал для церкви ещё много икон, различную церковную утварь, необходимую для Богослужений, и даже главные в православном храме врата иконостаса — царские.

Особо ценными среди царских даров являлись такие предметы как, например, искусно сделанный позолоченный потир ручной работы для совершения обряда причастия, изысканный украшенный жемчугом серебряный с позолотой крест. Патриарх Никон также не остался в стороне и преподнёс стрелецкой церкви свой подарок: напрестольное Евангелие середины 17 века.

Со временем и по необходимости храм расширялся. Так, в 1680 году там появилась трапезная

Затем в честь успешного окончания Чигиринского похода, исход которого имел важное значение для Руси в войне с турками возвели придел во имя Покрова Пресвятой Божьей Матери. Позже его обновили на деньги прихожанина купца Колосова

Чуть позже в 1689 году в здании произошёл пожар. После него храм нужно было восстанавливать. Узнав об этом Пётр 1, помня о доблести и верности ему стрельцов этого полка, пожаловал 700 рублей специально на его восстановление.

Святыни

Киот с частицей Мамврийского дуба с крестом и иконами резного перламутра и розового мрамора.

«Мамврийский дуб» предание связывает с вышеупомянутым библейским событием (дерево, заметное на каждой иконе Троицы). Его часть хранится в киоте вместе с крестом и иконами резного перламутра и розового мрамора. Они привезены со Святой Земли и помещены туда благочестивым паломником середины XIX века.

По левую сторону царских врат список с величайшей русской святыни –Владимирской иконы Богоматери. Святители Феофан Затворник и Игнатий Брянчанинов прославлены в лике святых на поместном соборе 1988 года.

Почитаемая круглая икона святителя Николая. Она написана в XIX веке на металле и находится в Никольском приделе.

Небольшая икона Святой Троицы у главного алтаря – произведение конца XVII века.

Феодоровская икона Божией Матери начала XIX века, в чеканной ризе. Перед этой иконой еженедельно совершается акафист и к ней с молитвой приходят будущие матери. Появившаяся в храме сравнительно недавно, она стала неотъемлемой частью убранства

Казанская икона Пресвятой Богородицы — дар Святейшего Патриарха Алексия II. Икона с дарственной надписью хранится в алтаре.

Следует отметить две большие иконы XIX века в массивных ризах — «Спас на Престоле» и «Богоматерь Казанская». Они были частью иконостасов неизвестных церквей.

Большую группу составляют старинные списки с прославленных чудотворных икон: «Богоматерь Тихвинская» XVIII века снабжена надписью: «Мерою и подобием против самого Ея чудотворного образа». Под изображением «Богоматери Толгской» XIX века золотом нанесен текст, повествующий о явлении чудотворной иконы. Она помещена в киот над левым клиросом.

Ростовая икона преподобного Сергия собирает вокруг себя учащих и учащихся. Образ, окованный чистым золотом и бывший некогда крышкой раки его святых мощей, хранится в ризнице Троице-Сергиевой Лавры. Список с него был выполнен в XIX веке в лаврской иконописной мастерской, как и небольшая икона «Явление Богоматери Преподобному», лежащая рядом на аналое. Четыре чугунные ручки с тыльной стороны огромной доски говорят о том, что икона преподобного Сергия была выносной и участвовала в крестных ходах.

Небольшая икона XVIII века «Богоматерь Руднинская» в серебряной ризе хранится в алтаре. Сам образ прославился в Киеве, но с ним связаны храм и чудотворный источник в соседнем селе Крылатском, находящемся на другом берегу реки Москвы.

Икона XVIII века «Богоматерь Руднинская» в серебряной ризе (хранится в алтаре)

На стене в Никольском пределе находится список с чтимой иконы, именуемой «Курская Коренная». На ней Богоматерь окружена пророками со свитками богородичных пророчеств. После революции знаменитая икона попала за границу, где стала главной святыней Русской Зарубежной Церкви. Список с нее из нашего храма — выдающееся по своим художественным качествам произведение уральских иконописцев XVIII века, как и две иконы на той же стене: «Спас Смоленский с предстоящими» и «Избранные святые».

В один киот помещены четыре иконы. Среди них довольно редкое изображение Семи отроков Эфесских, по Божию Промыслу проспавших сто лет. Как и поясная икона Николая Чудотворца в напольном киоте, они вышли из старообрядческих иконописных центров XIX века, верных иконописным традициям XVI века. К этой же группе стоит отнести и необыкновенно красивый образ cвятителя Стефана Пермского.

Две небольшие иконы, висящие рядом в Никольском пределе, объединяют покровителей православной семьи — мучеников Гурия, Самона и Авива и святых благоверных Петра и Февронию Муромских.

У иконы святого великомученика и целителя Пантелеимона собираются для молитвы сестры милосердия, избравшие его своим покровителем. Этот образ, как и икона Богоматери «Достойно есть» из алтаря Ильинского придела, созданы на Святой горе Афон. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь имел весьма развитые иконописные мастерские и вплоть до революции поставлял в Россию работы своих мастеров. Такие иконы отличают стандартные доски, своеобразное письмо и всегда – «афонский сюжет».

Среди других чтимых икон Богоматери — «Грузинская», «Троеручица» из Ильинского алтаря и довольно редкая «Шуйская-Смоленская» (XIX век). Здесь чередуются иконы старые и новые, в окладах и без них, искусной работы и простого письма. В Хорошеве хорошо — уютный интерьер оставляет живое и вместе с тем цельное впечатление, в немалой степени этому способствуют росписи. Декор не перегружен элементами позднейших стилей, будь то барокко, классицизм или другие. Современными мастерами творчески осмыслена древнерусская традиция.

Архитектура

Поскольку Троицкая церковь в городе Реутове появилась совсем недавно, при строительстве использовались современные технологии и материалы. Монолитный каркас здания отделан кирпичом и стоит на высоком стилобате. Наружные стены выкрашены в белый цвет. Над храмом возвышаются пять золоченых куполов, один из которых выше и больше остальных, что символизирует Христа и четырех евангелистов. Архитектура храма сочетает в себе элементы псевдорусского и псевдовизантийского стилей.

Интерьеры храма скромны, и в то же время праздничны. Большая внутренняя площадь храма позволяет прихожанам нашего города чувствовать себя комфортно даже во время многолюдных служб по большим церковным праздникам. Второй этаж украшают росписи и большой иконостас.

Алёна Тыщик

Святые, связанные с храмом

  • Великая княгиня Елизавета Фёдоровна — на первом этаже двухэтажного дома причта по плану 1910 г. 5 светлых комнат отводились для «денного приюта Ея имп. выс. Елизаветы Федоровны».
  • Святитель Филарет Московский — лично освятил антиминс Троицкого предела дореволюционного храма, благословил отца-настоятеля Алексия Беляева преподавать Закон Божий в доме Межевой канцелярии в Константиновском межевом училище и дал разрешение отремонтировать алтарь и купол храма в 1824 г.
  • митрополит Иннокентий (Вениаминов) — по его указу с 1873 г. при храме за малоприходством вновь утвердили двухштатный причт, состоящий из священника и псаломщика.
  • Патриарх Тихон — в январе 1921 г. наградил настоятеля храма, отца Николая Успенского, наперсным крестом, а в 1923 г. распорядился наградить палицей уже другого настоятеля, протоиерея Димитрия Муравейского.

История

История местности

Храм находится в старинном урочище «Хохловка», где первоначально (с XVII века) селились днепровские казаки после вступления Войска Запорожского в русское подданство в 1654 году. Здесь в XVIII веке стоял двор гетмана Войска Запорожского обеих сторон Днепра — Ивана Мазепы.

Местность здесь была очень живописная. В центре района возвышался холм, который пересекала речка Рачка (в XVIII веке она была спрятана в трубу). В XV веке Василий I построил здесь свой летний дворец с домо́вой церковью, освящённой во имя святого князя Владимира. На склонах холма были разбиты знаменитые княжеские сады с роскошными фруктовыми деревьями (отсюда второе прозвище храма — «в Старых Садех»). Рядом с садами были расположены государевы конюшни. На конном дворе был построен деревянный храм во имя святых мучеников Флора и Лавра. После строительства по соседству с конюшнями загородного дома митрополита Московского (в Трёхсвятительском переулке) к храму Флора и Лавра пристроили домовый митрополичий храм во имя Трёх Святителей Вселенских, известный в настоящее время как храм Трёх Святителей на Кулишках.

Строительство храма

Храм в 1882 году. Фотография Николая Найдёнова

Внешние изображения

Первое упоминание — в «Сигизмундовом плане» в 1610 году. Храм известен с 1625 года. Каменный храм значится в 1657 году.

В 1696 году жена окольничего Евдокия Чирикова (дочь Абрама Лопухина) построила существующий храм — по обету в память дочери Неонилы. В середине XVIII века в храме был устроен необычный, покрытый серебром иконостас с резьбой, изображающей складки тканей, спускающихся книзу. К тому же времени относились иконы и паникадило.

В 1890 году храм был обновлён. В начале XIX века была заново выстроена апсида.

Советский период

После закрытия храм долго стоял разорённый и обезглавленный.

В середине 1970-х годов началась реставрация. Основной объём здания, наличники и ажурный крест были восстановлены в 1983 году.

В 1980 году перестроенные помещения храма были заняты Институтом геофизики, в 1990 году — Инженерно-информационный центр ВНИИПК техоргнефтегазстроя.

Возрождение храма

Икона Святой Троицы на стене храма у ворот В 1992 году храм был возвращён Русской православной церкви и передан Братству святого Владимира. Устроен новый иконостас, идут постоянные богослужения.

В течение нескольких недель в храме пребывала мироточивая икона страстотерпца Николая II.

В 2010 году праздновалось четырехсотлетие храма. В честь этого события была организована фотовыставка и другие памятные мероприятия.

31 октября 2010 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин Великого освящения храма.

История

Коньково расположено на Юго-Западе Москвы. Первые поселения на этой территории относятся еще к XII веку. Позже на этой площади существовало несколько поселений, но самые крупные из них это Троицкое Коньково и Сергиевское Коньково. В 1690 — 1694 годах храм был построен на средства первого канцлера Российской империи Гаврилы Ивановича Головкина, ближайшего сподвижника Петра Первого.


Церковь Троицы Живоначальной в Конькове

После этого история храма Троицы в Коньково развивалась следующим образом:

  • храм был построен в стиле Нарышкинского барокко и до 1772 г. был домовым с главным престолом в честь прп. Сергия Радонежского;
  • после того как в 1772 году храм Святой Троицы в Коньково стал приходским объединив в своем составе еще и две деревни Беляево-Дольнево, Деревлево и тогда же сменилось название храма;
  • в 1808 году к храму была пристроена трапезная, а колокольня увеличена на один ярус;
  • в 1812 году храм Живоначальной Троицы в Коньково был в 1812 году разрушен французами;
  • остатки храма были разобраны и переданы на строительство колокольни, святых врат и ограды храма в с. Сергиевское;
  • дальнейшая история церкви очень противоречива согласно источникам непонятно, когда именно храм был восстановлен, но тем не менее в 1818 году церковь существовала на прежнем месте и в 1821 году вокруг нее была возведена каменная ограда.

Последние существенные перестройки, которые повлияли на внешний вид церкви Троицы в Коньково, были совершены в 1848 году, когда на деньги московского купца Ивана Бакланова устроен еще один придел, освященный в честь свт. Филиппа, митрополита Московского. В советское время храм действовал вплоть до 1939 года, когда был закрыт, дальнейшая судьба его складывалась следующим образом:

  • до 1967 года здесь был склад совхоза;
  • с 1967 по 1982 годы склад Телевизионного центра, последний именно в этом году отказался от аренды и храм Животворящей Троицы в Коньково долгое время пустовал, постепенно разрушаясь.

В 1989 году здание бывшей церкви решили передать под научную лабораторию и впервые провели все коммуникации. Но Троицкому храму не суждено было стать научным учреждением, в 1991 году он был возвращен верующим. Хотя богослужения в нем возобновились еще в 1990 году.

Важный факт! Именно в первые годы после своего закрытия храм был сильно обезображен и потерял свой былой вид: разобраны главы, сняты кресты, разобрана ограда, два яруса колокольни уничтожены.

Подведем итоги

История Церкви Живоначальной Троицы в Останкино началась в далеком 17 веке. Как и большинство сооружений того времени, этот храм первоначально был деревянным. И его могла постичь нелегкая участь многих построек из дерева.

Но через полвека постройку облачили в камень, в таком виде она прошла сквозь столетия. Перенесла разрушительный период советской власти, когда религия преследовалась. В те непростые времена в храме хранили овощи. Все иконы и ценности были вывезены. Атеистов очень интересовал драгоценный металл. Храм понес значительный урон.

Но в конце 20-го века наступил период возрождения святынь. Поэтому храм не только был восстановлен, но и снова освящены все его приходы.

Сегодня это величественное здание у Патриарших прудов. Живописная природа гармонично сочетается с торжественностью святых ликов. При храме действует воскресная школа, приветливо собирающая прихожан. Здесь найдется занятие и для детей, и для их родителей.

Желающим посетить эту достопримечательность можно воспользоваться метро или личным транспортом. От станции метро до церкви довезет троллейбус или трамвай. Храм готов принимать верующих ежедневно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector