Церковь серафима саровского

Церковь Святого Преподобного Серафима Саровского

В 1903 г. по обращению священнослужителей Благовещенской церкви в Старой Деревне Санкт-Петербургской епархией были приобретены земли для постройки нового городского кладбища. Также было принято решение о закладке храма на территории нового кладбища. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний дал свое разрешение на постройку церкви, которая была освящена во имя преподобного Серафима Саровского, а кладбище получило название Серафимовского по имени храма. Изначально была отстроена деревянная церковь по проекту А.Ф. Барановского. Кроме него в проектировании принимал непосредственное участие епархиальный архитектор Н.П. Никонов. Закладка первого камня будущего храма была произведена 25 июля 1906 г., а к середине осени здание было уже целиком построено. 1 марта 1907 было проведено освящение новой церкви протоиереем Н.А. Травинским. В то же время были освящены и два придела: левый — во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый — во имя мученицы Александры. Иконостас, выполненный из дуба, был поставлен на средства купца А.А. Николаева, а иконы были пожертвованы М.Н. Колчиным. Художником Аннушкиным была написана икона «Явление Иисуса Христа иеромонаху Серафиму». Этот священный образ пожертвовал церкви купец Ф.М. Минаев. А.Д. Смирнов подарил церкви паникадило, бронзовую дарохранительницу и различные богослужебные сосуды, А.В. Балявин — три дубовых престола. Один из самых дорогих и значимых даров был принесен А.И. Секуновым — большое Евангелие в серебряном позолоченном оформлении с рельефными изображениями Воскресения Христова, всех четырех Евангелистов и Рождества Христова. Близ правого клироса (место, где располагаются певчие во время богослужения) главного придела была помещена главная святыня храма — образ преподобного Серафима Саровского. Там же находятся частицы его мощей, мантии и гроба и того самого камня, на котором он молился тысячу дней и ночей. В годы первой мировой войны на Серафимовском кладбище хоронили солдат и офицеров, погибших на фронте, а также умерших в госпиталях Петрограда. Слева от Царских врат главного алтаря на специально поставленном столбе и по сей день находится мемориальная доска с высеченным образом Святителя Николая Чудотворца в память о 136 солдатах и офицерах 36-го Орловского пехотного полка, сложивших головы в октябре 1914 г. во время боев на реке Сан, с надписью: «Нет выше той любви, когда кто положит душу свою за друзей своих. Вечная память». В годы советской России Серафимовская церковь оставалась действующей. Она являлась одной из тех немногих церквей в Ленинграде, которые были открыты для посетителей даже в годы блокады. Храм был закрыт лишь с января по апрель 1942 г. — в нем перед захоронением находились трупы умерших от болезней и голода жителей города. В годы блокады на Серафимовском кладбище было похоронено более 100 тысяч умерших горожан. В первые годы после Великой Отечественной войны в храм были переданы образа из закрытой на тот момент Благовещенской церкви, в том числе, особо почитаемая верующими Смоленская икона Божией Матери, доставленная в Петербург при императоре Петре I смоленскими рабочими, строившими Северную столицу. В конце 80х годов над входом в Серафимовскую церковь были выполнены три мозаичных образа преподобного Серафима Саровского. В нынешнее время церковь преподобного Серафима Саровского пользуется почтением у многих верующих Петербурга. Приход, несмотря на очень малые размеры храма, насчитывает несколько сот человек.

МАРИНА, ГАЛИНА И ТАТЬЯНА

По одной из дорожек Серафимовского кладбища идут люди. По двое, по трое, небольшими группами. Кто-то разговаривает, кто-то молчит, кто-то улыбается. Но все словно несут что-то, чем-то наполнены, утешены и вдохновлены одновременно. 20 декабря — день рождения отца Василия Ермакова. Он ушел из жизни 10 лет назад. Но при этом не оставил всех тех, кому стал близким при жизни. Поэтому в будний день в храме собралось множество людей, поэтому панихиду все вместе отслужили на могиле недалеко от храма, куда и потом в течение дня люди будут приходить и приходить.

— Отличительная черта отца Василия в том, что он нес радость. Нес радость! — рассказывает духовная дочь священника Марина. — Когда я была с ним, у меня случалась Пасха, солнце светило, несмотря ни на какую погоду. Отец Никита сказал в проповеди на сегодняшней Литургии: у Бога нет мертвых, все живые. И мы чувствуем, что батюшка с нами. Он не ушел, не оставил нас, он всегда с нами. У нас у всех его фотографии дома и книги. Бывает, приходишь на могилку, там стоят новые люди, кругом ведь новостройки. И одна другой говорит: обратись к нему, он помогает. Меня это умилило. Мы-то о нем знаем, а они откуда?..

— Мне он очень дорог, — делится прихожанка храма святого Серафима Саровского Татьяна. — После его смерти было очень тяжело. Такая потеря. Но он нам так близок, словно не 10 лет прошло, а он только что от нас ушел. Мы благодарны ему и благодарны Богу, что Он дал нам такого батюшку.

— Душа до сих пор по нему плачет, — вторит ей хорошо знавшая батюшку Галина. — Как в Евангелии написано, что Господь не оставит сиротами, придет и возьмет нас. Так и наш батюшка нас взял. Мы находимся в нем. Мы стояли на службе, нам дали календарь, я его даже поцеловала. Бывает, кто-нибудь меня обидит, я расплачусь, приду в придел, говорю: батюшка, мне так плохо без тебя. 

Серафима Саровского церковь

Церковь Серафима Саровского находится неподалеку от станции метро «Старая Деревня». Храм, о котором пойдет речь, считается одним из самых почитаемых в северной столице. Давным-давно здесь была отдаленная окраина новой столицы Российской империи. Потихоньку она стала престижным дачным пригородом, который облюбовали для отдыха многие известные горожане. К началу 20 в. Санкт-Петербург так разросся, что предместье стало частью города. Здесь было кладбище и при нем небольшая Благовещенская церковь. Вскоре храм уже не вмещал всех верующих, а кладбище — усопших. Поэтому и было принято решение о выделении нового участка под кладбище и строительство храма во имя Серафима Саровского.

Денег, естественно, в городском бюджете не хватало. Весной 1906 г. был объявлен сбор народных пожертвований на строительство храма. Дело богоугодное, идея была поддержана горожанами. В конце июля 1906 г. началось строительство церкви, которое завершилось через рекордные 87 дней. Благодарить за это нужно псковского крестьянина П. Васильева и архитекторов А. Барановского и Н. Никонова.

Одноэтажный деревянный рубленый трехчастный храм возвели в полном соответствии с давними традициями отечественного церковного зодчества. В самой широкой западной части находится притвор с колокольней над ним. Тут же трапезная и боковые приделы, а в центральной части храма — четверик и притворы. В более узкой восточной части церкви находится апсида, ризницы и примыкающие служебные помещения. Колокольню и четверик венчают четырехгранные шатры, украшенные куполами-луковками. Средства для внутреннего убранства церкви тоже собирали всем миром. Внутри храм оформлен согласно древнерусских канонов — резные фасады, дубовые престолы, сосуды и хоругви, Евангелия в дорогих окладах. Многое из этих вещей подарены храму, о чем и напоминают таблички с фамилиями дарителей.

В сердце церкви — резной иконостас. Он изготовлен на благотворительные пожертвования купца-кожевенника Александра Николаева. Среди ценных святынь, принадлежащих церкви Серафима Саровского, можно назвать отделанное серебряным окладом Евангелие (1859 г.), литургический набор из серебра (1914 г.). Духовными святынями церкви являются:

• икона преподобного С. Саровского с частицами мощей святого; • камень, на котором он в молитвах провел 1000 дней; • чтимая прихожанами смоленская икона Богородицы, которая, по преданиям, защищала верующих от эпидемии холеры.

Самым ценным достоянием церкви является изображение Серафима Саровского. Оно сделано при жизни преподобного и расположено на южной стене. В 2000 г. храм капитально отреставрировали, причем снова на средства горожан. Теперь в нем проводятся службы.

На Серафимовском кладбище похоронены многие известные люди

На Серафимовском кладбище похоронены такие известные люди, как протоиерей Стефан, священник Николай Ломакин, священники Иван, Анатолий Канюк, историк церкви Успенский, архиепископ Брюссельский и Бельгийский Василий и многие другие.

На Серафимовском кладбище похоронены деятели искусств, науки, священники, флотоводцы и многие другие. Фото: im3.turbina.ru

Считается, что во время блокады на Серафимовском кладбище было погребено 10 000 ленинградцев. Говорили, что умерших людей укладывали в 4 ряда и так засыпали землей.

Слева по центральной дороге находятся могилы флотоводцев, которые были здесь погребены в 1943 году. Им также установлено надгробие. Также здесь есть и погибшие в авиакатастрофах.

В 1991 году случился пожар в гостинице «Ленинград» — это был один из самых страшных в Санкт-Петербурге пожаров 20 столетии. Погибло очень много людей, они также были захоронены на Серафимовском кладбище, и им установлен памятник.

На Серафимовском кладбище установлен мемориал погибшим. Фото: pkokprf.ru

На Серафимовском кладбище упокоено очень много известных людей, это и деятели искусств, науки, а также военачальники, благотворители и попечители, то есть те люди, чьи заслуги так высоки перед отечеством.

Во время божественных литургий, люди, которые погибли за нашу родину, за наше отечество в годы войны, блокады, а также люди, которые погибли в авиакатастрофах, каждую литургию их вспоминают в храме и читают за них молитвы.

ПО КЛАДБИЩУ ВПРИПРЫЖКУ

Протоиерей Никита Бадмаев пришел в храм преподобного Серафима Саровского, когда ему было 19 лет. Его туда привела музыка, он и сейчас поет в хоре духовенства митрополии.

— Я тогда бросил свой институт киноинженеров. А батюшка мне сразу сказал: учись у меня, — вспоминает отец Никита. — Я рос в семье без отца, без деда. Он мне стал и тем, и другим. Причем речи не шло о рукоположении. Он мне делал какие-то намеки, но я их не понимал. Например, однажды сказал: не искушай меня, а то возложу поспешно руки. А это цитата из апостола Павла о рукоположении (1 Тим. 5, 22).

Прошло шесть лет, прежде чем чтец, алтарник, звонарь, певчий Никита решил поступить в семинарию. К этому времени он был уже женат. Очевидно, решение было зрелым, и самое главное, своим собственным. Будучи прозорливцем, отец Василий ни разу прямо не сказал молодому человеку о его призвании. Точно так же он не давал прямых наставлений и рекомендаций о том, каким священником он должен быть.

— С одной стороны, мне легче, потому что на протяжении нескольких лет я видел, как служил батюшка, как он молился, он всегда брал меня с собой на требы, — рассуждает отец Никита. — Но с другой стороны, я не могу так, как он. Я и сам сокрушаюсь по этому поводу, потому что я видел, как нужно. И люди от меня часто ожидают, чтобы я помог им, как помогал отец Василий. Но я не могу дать им точный ответ, как давал батюшка, я могу сесть и вместе с ними поразмышлять, как лучше поступить в сложной ситуации, могу с ними молиться… Я не хочу подражать, а хочу продолжать его дело.

— С самого начала я избрал путь послушания в отношениях с отцом Василием, — говорит священник. — Если что-то непонятно сейчас, то понимание приходит потом. Но вместе со строгостью и требовательностью к себе и к окружающим рядом с этим человеком я чувствовал любовь. После встреч с ним я шел по кладбищу и подпрыгивал. Интересно, что он давал нам увидеть и обычную радость в жизни. Он заставлял нас радоваться. Например, он очень любил русские народные песни за столом, часто просил клирос спеть. Он был очень простым человеком и мог найти общий язык с любым.

В храме шестеро священников, четверо из них приняли духовный сан благодаря отцу Василию. Среди них настоятель протоиерей Николай Коньков.

Иерей Георгий Астахов был рукоположен уже после смерти батюшки. При этом отказаться от карьеры в музыке — он также, будучи профессиональным музыкантом, пел на клиросе — было непросто. Но пришло понимание, что его путь — священство. Георгий был рукоположен четыре года назад.

Иерей Георгий Астахов

От младенца Иоанна до Иоанна Крестителя

Отец Андрей Мизюк знает людей, которые это умеют. Серафимовский храм окормляет несколько социальных учреждений, расположенных по близости, среди которых Саратовский перинатальный центр. Раз в неделю священник приходит туда, чтобы отслужить молебен, но наведываться в роддом приходится и тогда, когда в трубке раздается тревожный голос: «Батюшка, окрестите, пожалуйста, малыша». И какое бы не было время суток, несется тогда отец Андрей через весь город, преодолевая пробки, и молясь: только бы успеть. А еще батюшка часто просит своих друзей по Фейсбуку помолиться о том или ином младенце, который в реанимации борется за свою только что начавшуюся жизнь. И как же радостно бывает прочитать спустя какое-то время в его ленте сообщение: «Все хорошо, маму с малышом выписали. Спасибо за молитвы!».

Всем Фейсбуком молились мы и за новорожденного младенца Иоанна. Но малыша, несмотря на все усилия врачей, не удалось спасти. Только накануне ухода, он — такой маленький, такой слабенький, окутанный множеством проводов, коснулся своей крохотной ладошкой руки матери, не отходившей от кувеза в реанимации ни днем, ни ночью. Коснулся — словно попрощался, словно сказал: не плачь, все будет хорошо. Родители Ванечки не замкнулись в своем горе, они захотели хоть что- то сделать для тех, кто так же как они нуждается в молитвенной поддержке. Благодаря их пожертвованию в перинатальном центре была открыта молельная комната, куплена необходимая утварь, облачение.

— Малыш был наречен в честь Иоанна Крестителя — он родился в день памяти этого святого. В память об этом младенце, и потому что Иоанн Предтеча имел самое непосредственно отношение ко крещению, мы его именем назвали нашу комнату, — рассказывает отец Андрей.

Батюшка говорит, что поражается мужеству женщин, которые, потеряв ребенка, вновь решаются рожать в том же месте.

— По-человечески это невозможно понять — возвращаться туда, откуда они уходили с пустыми руками. Но настолько сильно у них доверие Господу. И нет для меня более радостного дня, чем день, когда раздается звонок: «Батюшка, сможете окрестить? Нет, не в роддоме, в церкви». Это значит, с малышом все благополучно, они с мамой дома.

Захоронения

В настоящее время Серафимовское кладбище считается военно-мемориальным. В основном, на нём хоронят военнослужащих, погибших при выполнении воинского долга.

На кладбище похоронены

  • Адашевский, Константин Игнатьевич — артист
  • Бубрих, Дмитрий Владимирович — учёный лингвист
  • Гримм, Герман Германович — архитектор
  • Дмитриев, Александр Иванович — архитектор
  • Кадочников, Павел Петрович — артист
  • Куделли, Прасковья Францевна — деятель революционного движения в России;
  • Крандиевская-Толстая, Наталья Васильевна — поэтесса
  • Мещанинов, Иван Иванович — учёный
  • Филонов, Павел Николаевич — художник

Братские захоронения

  • погибших и умерших во время блокады,
  • воинов-интернационалистов, погибших в Афганистане в 1979—1989 годах,
  • пожарных, в том числе погибших при тушении пожара в гостинице «Ленинград» 23 февраля 1991 года,
  • военных моряков-тихоокеанцев, погибших при выполнении служебного долга 7 февраля 1981 года (см. Авиакатастрофа под Ленинградом 7 февраля 1981 года),
  • моряков теплохода «Механик Тарасов», погибших в Атлантическом океане 16 февраля 1982 года,
  • ленинградских альпинистов, погибших на Памире 13 июля 1990 года,
  • погибших пассажиров и членов экипажа в Катастрофе A321 на Синайским полуостровом 31 октября 2015 года (см. Катастрофа A321 над Синайским полуостровом),
  • моряков теплохода «Полесск», погибших 17 сентября 1993 года,
  • моряков атомной подводной лодки «Курск», погибших 12 августа 2000 года.
  • моряков научно-исследовательского глубоководного аппарата АС-12 ВМФ России, погибших 1 июля 2021 года, похороненных 6 июля 2019 года.

См. также: Похороненные на Серафимовском кладбище

История[править]

Храм во имя преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище — один из самых известных и почитаемых в Санкт-Петербурге. В 2006 году храм отпраздновал свой вековой юбилей, а 14 марта 2012 года исполнилось 105 лет со дня его освящения.

Строительство храма связано с основанием нового некрополя в северо-западной части северной столицы, в местности Старая Деревня. Тогда это была далекая окраина Санкт-Петербурга, с единственной приходской церковью в честь Благовещения Пресвятой Богородицы (1765). К 30-м годам XIX века район превратился в модный дачный пригород и в начале ХХ века стал частью города. Благовещенский храм уже не вмещал разросшийся приход, а церковное кладбище стало тесным для новых захоронений.

Весной 1905 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского) (+02.11.1912) было принято решение о строительстве на выделенном участке церковной земли деревянного трехпрестольного храма, приписанного к Благовещенской церкви, и освящении его во имя преподобного Серафима Саровского, а также об устройстве кладбища с наименованием Серафимовское. Идея освящения храма во имя преподобного Серафима (1760-1833), которого архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) называл «самым великим подвижником благочестия последних времен», очевидно, возникла под впечатлением прославления старца в 1903г. при огромном стечении людей. Митрополит Вениамин (Федченков) писал: «Святая Русь пришла на торжество своего святого, родного, «нашего батюшки»». Серафимовская церковь стала одним из первых храмов, посвященных любимому в народе святому. Начался сбор средств от прихожан и благотворителей.

Храм преподобного Серафима Саровского — интересный и редкий для Санкт-Петербурга образец деревянной церковной архитектуры начала XX века. Архитектор храма — Александр Федорович Барановский (при участии Николая Никитича Никонова (1849-1918)).

Закладку храма 25 июля 1906 года освятил благочинный, настоятель Спасо-Сенновской церкви, протоиерей Николай Травинский; строительство осуществлял крестьянин Псковской губернии П.В. Васильев, и за 87 дней оно было завершено. 1 марта 1907 года прот. Николай Травинский освятил храм.

До 1923 года храм продолжал быть приписным к Благовещенской церкви, а затем получил самостоятельность. Первым настоятелям стал священник Павел Пашский, автор наиболее полного исторического описания Серафимовского кладбища. Серафимовский храм закрывался только в блокадную зиму 1942 года, когда в нем был устроен «склад-распределитель приема покойников». 28 апреля 1942 года храм был передан церковной общине и возрожден. Когда пришла весть о снятии блокады, ожившие церковные колокола звонили двое суток.

Протоиерей Василий Ермаков (1927-2007)

В разное время настоятелями Серафимовского храма были: протоиерей Михаил Гундяев (13.10.1974) — отец ныне правящего Святейшего Патриарха Кирилла, протоиерей Владимир Лютик (16.10.1981). С 1981 по 2007 годы настоятелем храма являлся протоиерей Василий Ермаков

— один из самых заслуженных священнослужителей епархии, опытнейший духовник, за советом к которому приезжали со всех уголков России. Он родился в 1927 года в Болхове Орловской области в верующей семье. В 1943 года из оккупированного города был угнан немцами как военнопленный в Эстонию. В лагере познакомился с Алексеем Ридигером — будущим Патриархом Алексием II. В 1946 года по его приглашению приехал в Ленинград, в 1949 года закончил первым выпуском только что возрожденную Духовную семинарию, через 4 года — академию, после чего был рукоположен в священный сан. Служил в Николо-Богоявленском соборе, с 1976 — в Троицкой церкви («Кулич и Пасха»), с 1981 — настоятелем в Серафимовском храме. Протоиерей Василий Ермаков скончался 3 февраля 2007 года на 80-м году жизни и был похоронен на Серафимовском кладбище.

«Судите, но не мстите»

Служба закончилась, в храме тихо и просторно. Можно внимательно рассмотреть иконы, многие из которых старинные, помолиться, поставить свечи…. На правой стене храма, недалеко от алтаря — икона священномученика Михаила Платонова. Он был настоятелем этого храма в страшные революционные годы. С его именем связана самая трагическая страница его истории.

Отец Михаил был переведен в Серафимовский в 1913 году. В это время храм переживал настоящий расцвет. Построенный в 1903 году на народные средства, он к этому моменту обзавелся крепкой общиной, сильной церковно-приходской школой, при храме был приют для мальчиков, действовала библиотека с внушительным (до 900 наименований) фондом церковных книг. Но мирно служить довелось отцу Михаилу не долго — грянула революция. Батюшка был не из тех, кто отсиживался в укромном уголке и пассивно ждал дальнейшего развития событий. Священник создал православное общество «За Веру», которое перед выборами в Учредительное Собрание было преобразовано в блок «За веру и порядок». Участники общества ратовали за восстановление православной монархии. Активная позиция мятежного настоятеля крайне не нравилась новой власти. Ответом на нее стал красный террор.

Настоятеля арестовали после того, как он отслужил панихиду по расстрелянной царской семье и сказал слово о гонениях на веру. Епископ Вольский Герман (Косолапов) (он тогда выполнял обязанности управляющего епархией), узнав о случившемся, обратился к прихожанам с призывом бороться за своего пастыря и требовать его освобождения. В ответ богоборцы взяли под стражу не только епископа Германа, но и всех членов Епархиального совета. Однако известие об аресте епископа Германа привело к неожиданным для большевиков последствиям: прихожане храмов уже всей Саратовской епархии стали собирать подписи под прошением об освобождении своих пастырей. В следственном деле хранятся эти подписные листы — более десяти тысяч подписей жителей Саратова, Вольска, Хвалынска…

К сожалению, народное заступничество не помогло. Местные власти выполняли указание прибывшего в Саратов Троцкого: «Подорвать влияние Церкви!». Был организован показательный процесс — первый во всей России публичный процесс над духовенством.

В конце заседания, обращаясь к судьям, отец Михаил сказал: «Судите — но не мстите, вот о чем только я прошу вас».

Суд приговорил отца Михаила к расстрелу. Смертный приговор был приведен в исполнение в ночь — с 9 на 10 октября 1919 года.

Среди верующих саратовцев из уст в уста передаются события той страшной ночи: «На окраине Воскресенского кладбища их (отца Михаила, епископа Германа и еще десять человек, — авт.) заставили вырыть для себя могилу — длинный ров, после чего спросили, не отрекутся ли они от Бога. Мученики отказались и только попросили время помолиться. Как последнее желание смертников им позволили. Они отпели себя, а во время пения в конце «Ныне отпущаеши…» Владыку Германа осиял свет и он поднялся над землей. Устрашившись, расстрельщики стали поговаривать, что это не обычные люди, но, тем не менее, мученики были убиты. Их похоронили в вырытом ими рве».

Все фигуранты этого процесса были реабилитированы в 1999 году. Определением Священного Синода Русской православной Церкви 26 декабря 2006 года епископ Вольский Герман (Косолапов) и иерей Михаил Платонов были прославлены в лике святых новомучеников и исповедников Российских.

Кузница кадров

Воскресная школа этого храма — настоящая кузница кадров. Вышедшая на серьезный уровень во времена, когда настоятелем храма был игумен Евфимий (Митрюков) (ныне ключарь храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы г. Саратова, секретарь Саратовского Епархиального Управления) она не теряет лидирующих позиций и по сей день — многие ее выпускники выбирают для себя путь служения Богу и людям.

Сегодня в Серафимовском храме служат руководитель отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Саратовской епархии священник Владимир Новиков, руководитель отдела тюремного служения Саратовской епархии протоиерей Вадим Коняев, а с приходом на место настоятеля протоиерея Димитрия Усольцева храм обрел академичность — батюшка по совместительству проректор и преподаватель Саратовской православной духовной семинарии.

Но есть в клире Серафимовского еще одна «достопримечательность» протоиерей Всеволод Кулешов — единственный из нынешнего саратовского духовенства выпускник первого набора возрожденной в 1947 году семинарии. Батюшке 88 лет, в этом году отмечали 65-летие его священнической хиротонии. Рукоположенный еще при Сталине, он застал все времена — предвоенные репрессии, Хрущевские «заморозки», когда вновь были усилены гонения на Церковь, сложные экономически, но прекрасные с точки зрения духовного подъема 90-е. Сейчас батюшка по состоянию здоровья почислен за штат, но все равно на службы иногда приходит, принимает исповедь у духовных чад.

А завершить рассказ о духовенстве Серафимовского храма хотелось бы воспоминанием еще об одном пастыре — священнике Владимире Семенове. Владимир Семенов родился 31 марта 1954 года в Саратове. Он был человеком непростой судьбы. Большую часть детства провел в интернате, затем служил в армии. Всю жизнь отец Владимир много трудился, освоил 14 профессий, одна из которых — переплетчик — привела его на работу в Саратовскую епархию. 1 августа 1990 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, отец Владимир принял Таинство Крещения. 24 ноября 1991 года Архиепископом Саратовским и Вольским Пименом (Хмелевским) он был рукоположен в сан диакона, а 19 апреля 1992 года — в сан иерея.

Батюшка был примером мужественного и самоотверженного служения: более 30 лет он болел сахарным диабетом, вследствие чего потерял обе ноги, передвигался на костылях и протезе, но это его не сломило. Он не жалел себя и избегал разговоров о собственном здоровье, близкие не слышали от него жалоб на усталость и плохое самочувствие, малознакомые зачастую даже не догадывались о его болезни.

Вот как вспоминает о нем поэт Светлана Кекова: «Он сразу же отзывался на любую беду, на любую боль человека. И помогал всеми способами, которыми только можно помочь. Опыт страдания, который был ему дан начиная с детства, раскрыл его сердце. Не закрыл, не ожесточил, как у иных, а наоборот: это было сердце, раскрытое настежь. Поразительный результат — человек, изведавший немало темных сторон жизни и как бы все это покрывающий — любовью, прощением, пониманием других людей. Очень много народу в Церковь пришло именно через него, потому что в нем чувствовали эту любовь к человеку. Люди приходили в храм и встречали священника, который их любит».

Отец Владимир часто ездил по приютам, спецшколам и детским домам, где крестил, исповедовал и причащал детей. Он очень хотел создать православный детский дом. Мечтал, что дети в нем будут расти самостоятельными, добрыми и полезными обществу людьми, хотел дать им хорошее образование, обучить ремеслам, которыми сам владел в совершенстве. Но, прежде всего, надеялся воспитать их в вере. И такой детский дом во имя святого царевича Алексия был открыт в селе Рыбушка.

Батюшка ушел 27 апреля, на Пасху. С древности считается, что Господь удостаивает смерти на Пасху людей праведной жизни. В одном из своих интервью отец Владимир сказал: «Главное, что я понял: чем больше занимаешься людьми, тем интересней. Потому что каждый человек — это живая история».

Все пастыри, чьи имена сегодня упоминаются на заупокойных службах в Серафимовском храме — это тоже история. История храма, города, и, если нам это интересно, наша тоже.

Газета «Саратовская панорама» № 25 (1055)

РАСПИСАНИЕ СЛУЖБ на октябрь 2021 год

1 птн 8.00 Исп. Часы. Литургия. иконы БМ «Целительница»
18.00 Исп. Вечерня. Утреня. с Акафистом прп. Серафиму Саровскому
2 сбт 8.00 Исп. Часы. Литургия. блгв. кн. Феодора Смоленск., Давида и Константина
18.00 Исп. Всенощное бдение.
3 вск 8.00 Исп. Часы. Литургия. мч.кн. Михаила Черн. мч. Феодора, Брянских свв.
18.00 Исп. Всенощное бдение.
4 пнд 8.00 Исп. Часы. Литургия. отдание пр. Воздвижения, свт. Димитрия Ростовского
18.00 Исп. Вечерня. Утреня.
5 втр 8.00 Исп. Часы. Литургия.
18.00 Исп. Вечерня. Утреня.
6 срд 8.00 Исп. Часы. Литургия. свт. Иннокентия Московского
18.00 Исп. Вечерня. Утреня.
7 чтв 8.00 Исп. Часы. Литургия. первомц. равноап. Феклы
18.00 Исп. Всенощное бдение.
8 птн 8.00 Исп. Часы. Литургия. прп.Сергия игумена Радонежского
18.00 Исп. Всенощное бдение.
9 сбт 8.00 Исп. Часы. Литургия. ап.ев.Иоанна Богослова, свт. Тихона патр. Московск.
18.00 Исп. Всенощное бдение.
10 вск 8.00 Исп. Часы. Литургия. сщмч. Петра митр.Крутицкого
18.00 Исп. Всенощное бдение.
11 пнд 8.00 Исп. Часы. Литургия. прпп. Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Рад.
18.00 Исп. Вечерня. Утреня.
12 втр 8.00 Исп. Часы. Литургия.
18.00 Исп. Всенощное бдение.
13 срд 8.00 Исп. Часы. Литургия. свт.Михаила первого митр.Киевского
18.00 Исп. Всенощное бдение.
14 чтв 8.00 Исп. Часы. Литургия. ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
18.00 Исп. Вечерня. Утреня.
15 птн 8.00 Исп. Часы. Литургия. сщмч.Киприана и мц.Иустины, пр.воина Федора Ушакова
18.00 Исп. Вечерня. Утреня. с Акафистом иконе БМ «Всецарица»
16 сбт 8.00 Исп. Часы. Литургия. сщмч. Дионисия Ареопагита
18.00 Исп. Всенощное бдение.
17 вск 8.00 Исп. Часы. Литургия. собор Казанских святых
18.00 Исп. Всенощное бдение.
18 пнд 8.00 Исп. Часы. Литургия. свтт. Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена
18.00 Исп. Всенощное бдение.
19 втр 8.00 Исп. Часы. Литургия. ап. Фомы
18.00 Исп. Вечерня. Утреня.
20 срд 8.00 Исп. Часы. Литургия. иконы БМ «Умиление» Псково-Печерской
18.00 Исп. Вечерня. Утреня.
21 чтв 8.00 Исп. Часы. Литургия. прп. Пелагии, Собор Вятских святых
18.00 Исп. Всенощное бдение.
22 птн 8.00 Исп. Часы. Литургия. ап. Иакова Алфеева
18.00 Исп. Вечерня. Утреня. с Акафистом прп. Серафиму Саровскому
23 сбт 8.00 Исп. Часы. Литургия. прп.Амвросия Оптинского
18.00 Исп. Всенощное бдение.
24 вск 8.00 Исп. Часы. Литургия. Святых отцов 7 Вселенского Собора, Оптинских святых
18.00 Исп. Вечерня. Утреня.
25 пнд 8.00 Исп. Часы. Литургия.
18.00 Исп. Всенощное бдение.
26 втр 8.00 Исп. Часы. Литургия. иконы БМ «Иверская»
18.00 Исп. Вечерня. Утреня.
27 срд 8.00 Исп. Часы. Литургия.
18.00 Исп. Всенощное бдение.
28 чтв 8.00 Исп. Часы. Литургия. ик. БМ «Спорительница хлебов», свт.Афанасия Ковр.
18.00 Исп. Вечерня. Утреня.
29 птн 8.00 Исп. Часы. Литургия. мч. Лонгина сотника, свт. Иоанна Тобольского
18.00 Исп. Вечерня. Утреня. с Акафистом иконе БМ «Неупиваемая Чаша»
30 сбт 8.00 Исп. Часы. Литургия. прор. Осии, прмч. Андрея Критского
18.00 Исп. Всенощное бдение.
31 вск 8.00 Исп. Часы. Литургия. ап. ев. Луки, прп. Иосифа Волоцкого, вмц. Златы 
18.00 Исп. Вечерня. Утреня.

История

Первая сестринская община появилась в монастыре еще в XVIII веке, но существование ее было недолгим. Однако Богу все же было угодно, чтобы обитель возродилась. И она возрождалась раз за разом, сколько бы ее ни уничтожали.

Что было «до»

Инициатором создания монастыря на месте деревянного Смольного дворца была императрица Елизавета Петровна. Это был ее дар Господу за то, что ответил на горячие молитвы и помог тогда еще молоденькой девушке взойти на престол.

Санкт-Петербург: Воскресенский Новодевичий монастырь на Московском проспекте

Елизавета пожертвовала территорию собственного двореца под новый монастырь, доверив работу над проектом знаменитому архитектору Растрелли. Произошло это в 1746 году. Вскоре в обитель прибыли первые монахини. Но крепкой общины не получилось. После смерти последних инокинь монастырь закрыли, зато на его месте появился первый женский пансион – знаменитый Смольный институт.

От основания до ликвидации

Монастырь возродился в середине XIX века стараниями Николая Первого.

Специально для этого построили келейный корпус у Московской заставы, куда монахини благополучно перебрались в 1854 году из своего временного пристанища на Васильевском острове.

Интересно, что кладбище появилось намного раньше, в 1845 году, и изначально обители не принадлежало.

Первой среди прочих возвели Казанскую церковь. Храм из дерева просуществовал восемьдесят лет.

3 ноября 1849 году был заложен фундамент Воскресенского собора, и через 12 лет здесь уже провели первое богослужение.

Почти сразу после революции, когда вступил в силу декрет «Об отделении церкви от государства», Новодевичий монастырь был разорен, но еще несколько лет просуществовал в явочном порядке.

Советское время

До 1937 года в монастыре была резиденция митрополитов Ленинградских. При Серафиме (Чичагове) в 1932 году сестер обители арестовали и выслали, а при Алексии (Симанском) монастырь прекратил существование, самого митрополита изгнали и до 1940 года он проживал на колокольне Князь-Владимирского собора. Окончательная ликвидация с конфискацией всех земель и помещений последовала в 1937 году.

Интересный факт
В ночь с 17 на 18 апреля 1932 года в Новодевичьем монастыре было арестовано 126 сестер. Были оставлены лишь престарелые и больные, которые не могли передвигаться

Коммунисты уничтожили колокольню, которая мешала дорожному строительству, сняли купола Воскресенского собора. В главном корпусе разместился НИИ электромашиностроения.

В здании собора Воскресения Христова в 1960-е годы располагалось Хранилище Государственного архива Октябрьской революции и социалистического строительства

Постсоветское

Второе рождение обители произошло незадолго до развала СССР, когда 1989 году старейшую Казанскую церковь вернули РПЦ. Но потребовалось еще шесть лет, чтобы восстановить юридический статус монастыря.

И только в конце 2001 года правительство приняло решение вернуть обители все имущество и земли, принадлежавшие ей до революции. Год спустя началась реставрация и реконструкция.

Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери перед реставрацией. 1990-е годы

С 1987 года в храме начались ремонтно-восстановительные работы

В 1987 году было решено произвести небольшие живописные работы. Многое было заменено на мозаичные изображения. В 1980 году к северу от церкви, было построено одноэтажное здание, где были расположены трапезная и воскресная школа.

Чуть позднее на пожертвования прихожан и пожертвования самого настоятеля храма был осуществлен капитальный ремонт храма. В 2002 году решили провести ремонт фасадов, были заменены мозаики.

2002

в том году закончилась капитальная и косметическая отделка храма

В том же году провели и капитальный ремонт деревянного одноэтажного здания. В настоящее время на этом месте находится церковная лавка.

Также настоятель протоиерей Николай организовал работы по замене внутренней отделке стен центральной части и пределов. Была отреставрирована и некоторая часть икон. Так же невозможно не сказать о кладбище, которое находится при храме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector