Между жизнью и смертью. протоиерей василий гелеван
Содержание:
- Василий Тимофеевич Ермаков родом из благочестивой семьи
- «А ты ко мне придёшь»
- Во время заключения в концлагере отец Василий познакомился с Михаилом Редигиром
- «Радости вашей никто не отнимет…»
- Глазами отца Василия
- Старцем себя отец Василий Ермаков не считал
- Эпилог
- ТЫ ХОЧЕШЬ СЛУЖИТЬ ЗДЕСЬ?
- ИНЖЕНЕРОВ — МНОГО, СВЯЩЕННИКОВ — МАЛО
- Об отце Василии Ермакове
Василий Тимофеевич Ермаков родом из благочестивой семьи
Родился Василий Ермаков 20 декабря 1927 года в благочестивой крестьянской семье.
Отец — Тимофей Ермаков, мать — Людмила Александровна Никифорова.
20 декабря 1927
день рождения Василия Ермакова
Семья родителей Василия всю жизнь прожила в городе Болхов, Орловской области.
Здесь батюшку помнят и чтут до сих пор. В Болхове одна из улиц названа его именем.
Семья Ермаковых. Слева направо: Василий Ермаков, его отец Тимофей Тихонович, его мать Прасковья Ильинична. Родился будущий протоиерей в благочестивой крестьянской семье
Первые наставления в христианской вере Василий получил от отца. Дело в том, что к концу тридцатых годов в городе закрылись все 28 церквей. Полученные от него знания и пример христианской жизни в дальнейшем определили судьбу батюшки.
Что же касается светского образования, то в 1933 году он поступил в школу, семь классов которой окончил к 1941 году.
Арест патриарха Тихона (благословение патриарха Тихона). 1996 год. Увидев в детстве отношение большевиков к Церкви, отец Василий на всю жизнь сохранил неприязненное отношение к советской власти
Необходимо отметить, что видя в детстве все беззакония, творимые большевиками, протоиерей Василий Ермаков стал на всю жизнь убеждённым противником коммунистического режима. От большевиков пострадал его собственный отец, которого раскулачили за «лошадь и веялку».
Кроме того, тяжёлое впечатление на юношу произвели сцены расправ, творимых представителями новой власти над священниками.
«А ты ко мне придёшь»
Михаил Фёдорович Прокопов |
Он прошёл Афганистан и первую чеченскую, занимаясь подготовкой к полётам наших стратегических бомбардировщиков.
На вопрос, был ли он на войне, Михаил Фёдорович Прокопов отвечает:
– Не я был. Была машина.
– Какие самолёты обслуживали?
– Самолёт – это до 46 тонн. А у нас были летающие корабли – Ту-22М3. Дальний сверхзвуковой ракетоносец. Нужно проверить, заправить, подвесить средства поражения. Выпускаешь и ждёшь.
Постепенно в предполётную подготовку кораблей вошли освящение и обеспечение иконами Ильи Пророка – небесного покровителя ВВС. Чтобы собрать волю в кулак, преодолеть страх, ничего лучше молитвы нет и не будет. Идеология взвинчивает на время, за вспышкой энергии следует чёрная хандра. Вера укрепляет тихо и навсегда.
* * *
Прокопов понял это, когда на святого Пантелеимона у него родился сын. Из-за трудностей со здоровьем мальчика не брали в садик, а в школе говорили: «Он у вас необучаемый». Гимназию парень окончил одним из лучших, в университете изучал микроэлектронику. Отцовская молитва – это сила. Об этом майору сказал его духовный отец – петербургский протоиерей Василий Ермаков. Батюшка знал, о чём говорил. Знал, как никто, но к этому мы ещё вернёмся. А пока расскажем о том, как они познакомились: знаменитый наш старец и военный инженер-авиатехник.
В начале 90-х Михаил Фёдорович с другом, тоже офицером, зашёл в Иоанно-Кронштадтский монастырь. Поведал встретившемуся там священнику о своей беде. «Я отведу вас к мощам праведного Иоанна Кронштадтского, попросите, что надо», – сказал тот. Только спустились, как вокруг все забегали, переговариваясь: «Отец Василий Ермаков идёт».
Там, в обители святого Иоанна, когда все начали подходить к батюшке под благословение, Михаилу Фёдоровичу с другом велели: «Давайте, воины, тоже подходите!» Но они не успели, отец Василий уже прошёл мимо. Вдруг обернулся и, пристально посмотрев на Прокопова, сказал: «А ты ко мне придёшь».
Во время заключения в концлагере отец Василий познакомился с Михаилом Редигиром
Летом 1942 года советские войска начали наступление на Болхов. Усилились обстрелы и бомбёжки города. 14 июля снаряд во время артобстрела попал в церковь.
Через два дня, когда фронт приблизился, немцы устроили облаву и угнали болховскую молодёжь. В неё попали Василий Ермаков и его сестра, а также священник Василий Верёвкин.
Священник Василий Веревкин с матушкой. В военной форме Василий Ермаков. Талин. 1948 год. Отец Василий спас Василия Ермакова из немецкого лагеря назвав его членом своей семьи
1 сентября их пригнали в концентрационный лагерь Палдиский в Эстонии. В лагере находилось свыше ста тысяч человек. Для их духовного окормления немцы разрешили приезжать в лагерь представителям таллиннского православного духовенства.
Здесь отец Василий познакомился с протоиереем Михаилом Ридигером, отцом будущего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия.
В немецком концлагере «Палдиский» отец Василий познакомился с Михаилом Редигиром.
14 октября 1943 года Василий Ермаков вместе с его сестрой Лидией отпущен из лагеря. Дело в том, что тогда немцы решили выпустить из лагерей всех священниками с семьями. Священник Василий Верёвкин сказал, что они члены его семьи. Проверять это никто не стал.
Священник Михаил Редигир в Таллинском соборе. 1948 год. В Таллине Василий Ермаков познакомился с со священником Михаилом Редигиром, отцом будущего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
После освобождения из лагеря отец Василий поселился в Таллине на квартире Марии Фёдоровны Малаховой. Она считалась духовной дочерью Михаила Редигира. Будущий протоиерей стал прислуживать вместе с Алексеем Редигиром, будущим Патриархом Московским и Всея Руси в Симеоновской церкви.
Заметив их усердие, архиепископ Нарвский Павел сделал их иподьяконами. Он же его устроил работать на частный завод.
«Радости вашей никто не отнимет…»
Наши с матушкой боль и страдания были такие, что не передать. Но мы восприняли всё с верой, не роптали, только молились.
Наутро я должен был служить литургию. Это было воскресенье, 5 января. Стал готовиться, молился фактически всю ночь. Нас к себе соседи забрали… Утром пришёл — людей полный храм. Стал к престолу, служилось очень тяжко, плакал всю службу. Приехали собратья-священники, все нас очень поддерживали. Мой друг, отец Пётр, отдал мне свой подрясник и крест — ведь абсолютно всё сгорело.
После службы забрали девочек из морга, купили гробики, привезли в храм. Отслужили панихиду и начали читать Псалтирь. Целый день мои дети были в храме. Людей приходило очень много: практически все священники приехали поддержать, местные наши, все конфессии. Я только просил, чтобы не несли искусственных цветов: «Господь жив, и детки мои у Господа живы…». И люди приносили только живые цветы.
Ночью один священник, мой товарищ, говорит: «Приляг, может, заснёшь». Я прилёг на пол прямо в алтаре, но заснуть не смог, встал и пошёл дальше служить литии между кафизмами. Нам с матушкой нужно было готовиться к Причастию, но ни у неё, ни у меня сил молиться уже не было.
Тогда я вышел на солею и стал на колени напротив иконы Божией Матери в иконостасе. Смотрю перед собой, вижу Царские врата. И вдруг возникает перед глазами темнота страшная. Такая, наверное, бывает человеку за грехи — на земле ничто не может так испугать, как мрак этот. И лишь только стал меня одолевать страх, как вдруг чувствую, что от темноты отдаляюсь, поднимаюсь мысленно вверх. Страшно не было, наоборот, ощущение такое, будто кто-то родной рядом. Наверное, Ангел Хранитель мой.
Вижу небо, солнышко красное, а над всем этим — арка цветочная. Вдалеке огонёк мерцает и вдруг начинает приближаться ко мне, растёт, становится как пламя свечи. Посмотрел я: «Да это же Матерь Божия!». В огненном сиянии, как на иконе «Почаевской» Её изображают, стоит прекрасная Пресвятая Богородица и за ручки моих девочек держит: правой рукой — Софийку, левой — Вероничку. Они мне обе заулыбались и возле Матери Божией будто подпрыгивают, такие радостные, такие прекрасные! Смотрю на них, и так мне легко, хорошо стало…
А они повернулись ко мне спиной и пошли обратно к арке, цветами украшенной. Матерь Божия снова стала как огонёк, а из арочки полился такой яркий свет, что озарил всё вокруг…
Верю, что это Господь сподобил, чтобы мои девочки попрощались со мной, и показал, что враг не имел силы над моими детьми, не испугал их, потому что Сама Матерь Божия их провела, а Господь принял в Свои Небесные Обители.
…После этого ощутил я такой прилив энергии, что мои силы полностью возобновились. Вошёл в алтарь, поцеловал престол, начал молиться, славословить Бога. Когда вышел, перекрестился и рассказал обо всём, что только что увидел. И не я один принял эту благодать — и матушка моя почувствовала небесную радость.
Мы вдвоём стали возле детей, помолились, все каноны ко Причастию прочитали на одном дыхании. А потом я зашёл в алтарь и написал рождественское послание нашей ровенской молодёжи. Мысли сами пришли на ум, это не мои слова были — Господь дал. О том, что плоть моих детей сейчас уходит в землю, потому что от земли взята, а дух к Новорожденному отправляется, и они будут петь Господу уже на Небесах. А ведь мы с ними к Рождеству новые колядки выучили — целую программу!
…Когда священники, мои собратья, ехали на похороны, не знали, как нас и утешать. Но у меня такая радость была на душе, что я сам всех утешал. Хотя, когда совершали погребение, не мог сдерживать слёз, плакал очень, но радость оттого, что дети с Господом, ни на минуту не покидала.
Так получилось, что у моих детей две могилки. Похоронили их на кладбище, за селом. А затем… В доме, где их нашли, остался пепел обгоревших ручек, ножек. Я понял, что нехорошо это так оставлять. Поэтому мы всё собрали и погребли на территории нашего храма. Я всегда хотел на холмике возле церкви памятник какой-нибудь поставить — в честь Божией Матери или Господского праздника. Но получилось так, что здесь теперь мои дочечки в земле, а над ними — памятник…
***
Мы очень любили жизнь, всей семьёй постоянно выезжали в лес погулять, шашлык запечь мясной или рыбный, поиграть, побегать с детьми, в траве поваляться. Сейчас наша семья разделилась, но задача тех, кто остался, — прийти к Господу, прожить так, чтобы иметь венец — Царствие Божие.
Помню, был момент, я молился у престола: «Господи, не оставь меня здесь, забери меня к моим девочкам! Я их буду защищать, со мной им не будет страшно». Вдруг сердце моё загорелось, забилось часто, и слышу ответ: «Те двое у Господа в раю, и все святые с ними. А этих ты на кого оставишь?». И я понял, что это воля Божия, и принял всё как есть.
Глазами отца Василия
Журналисты, в поисках истины и в желании рассказать о благих делах, нередко приезжают в Жлобин. Отец Василий иногда дает интервью. Часто ему задают вопрос о том, всем ли стоит оказывать помощь, как он понимает какой человек перед ним и что он думает о своем даре. Батюшка рассказывает о своей деятельности открыто, ничего не скрывая и не лукавя. Он считает, что каждый человек достоин помощи и что нет на свете «плохих» или «хороших» посетителей. По его мнению, люди похожи на книгу и открывая ее, следует понять, с чем пришел прихожанин и постараться не навредить ни словом, ни поступком.
Много возникает вопросов о том, как он выбирает тех, кому необходимо помочь сразу, не томя человека в очереди. Ответ на этот вопрос весьма прозаичен, считает отец Василий (Жлобин). Как принимает он решение? Только с практической точки зрения. Молодым, здоровым людям проще подождать, ожидание их меньше утомит, не подорвет здоровье. А вот маленькие детки или люди с болезнями, пожилые прихожане – это те категории посетителей, которых он старается выслушать как можно скорее.
Немало мифов и легенд за двадцать лет породила народная молва. Поговаривают, что батюшка не только насквозь видит каждого пришедшего, но может и по фото «просканировать», какие хвори есть у человека, и помочь ему избавиться от них дистанционно. По словам отца Василия, подобные высказывания неверны, он считает, что помощь нужно оказывать только тем, кто добровольно приходит и сам желает разобраться со своими бедами, кто готов молиться и приносить посильные духовные жертвы. Также, по его мнению, каждый священник – это молитвенник и проводник воли Всевышнего.
Все, что батюшка может сделать – это обратиться к Господу, а все остальное – промысел Божий и милость Господня. Этот же постулат касается и матерей, привозящих тяжелобольных детей. Отец Василий говорит, что чувствует боль каждого, но не может отвести руку провидения и призывает всех не идти против Божией воли, а молиться и не роптать, проявляя смирение. А сам он считает, что Господь милостив и всегда есть возможность молитвы, а вместе с ней и надежда на исправление ситуации, выздоровление, перемену судьбы.
Старцем себя отец Василий Ермаков не считал
Протоиерей Василий Ермаков при жизни заслужил большой авторитет, как у верующих, так и неверующих. Послушать его приезжали люди со всего СССР. При этом многие приезжали к нему не только за советом.
Дело в том, что среди его прихожан стали распространяться слухи о том, что батюшка прозорливый. Утверждали, что он может предвидеть будущее.
Сам отец Василий это опровергал. Он говорил, что себя старцем не считает и чудеса не творит. При этом прожил священник до 80 лет. Много раз от смерти его спасало только чудо.
Протоиерей Василий Ермаков прожил до 80 лет.
Причиной такого мнения о нём стала исключительная внимательность отца Василия к своей пастве.
Он всегда знал, что происходит у прихожан в семье, каково состояние их здоровья и т.д. Это позволяло протоиерею всегда давать им правильный совет и доброе наставление.
Именно поэтому со стороны казалось, что батюшка знает все тайны человеческой души.
Протоиерей Василий Ермаков во время богослужения. Батюшка Василий очень не любил, когда его называли старцем, и всегда говорил: «Я не старец, я просто опытный священник»
При жизни протоиерей призывал священников не искать популярности на массовых собраниях. Он говорил, что место священника в храме и настоящий христианин должен молиться, а не поучать других. В этом кроется секрет его огромного духовного авторитета.
Эпилог
О дальнейшей судьбе отца Василия известно только то, что он вместе со своим полком участвовал в заграничном походе и там скончался от полученных ран 24 ноября 1813 года в возрасте 35-ти лет.
Подвиг отца Василия станет примером для полковых священников на все последующие годы. Но ради справедливости надо сказать, что подвиг проявленный Васильковским в Отечественной войне 1812 года, был не единственным. Многие полковые священники вели себя подобным образом, например священник Московского гренадерского полка протоиерей Мирон Орлеанский в Бородинском сражении шел под шквальным пушечным огнем впереди гренадерской колонны и был ранен.
Протоиерей лейб-гвардии Конно-Егерского полка Феодор Раевский принимал деятельное участие с полком в 1807, 1809, 1812 и 1813 гг.; в 1814 г. во Франции был всюду с Ахтырским гусарским полком безотлучно во всех битвах, генеральных сражениях и даже атаках. Верхом на лошади, с крестом в руках и дароносицей на груди, о
Раевский «ободрял полк помощью Всевышнего и благословенным оружием Божием, споспешествующим МОНАРХУ нашему, напоминал воинским чинам о важности присяги, данной ими Св. церкви, Престолу и Отечеству»
За самоотверженное исполнение пастырского долга под огнем неприятеля священник Раевский был возведен в сан протоиерея и награжден орденом Св. Анны 3-й степени с мечами, а так же золотым крестом на Георгиевской ленте и камилавкою.
Священник 34-го егерского полка отец Фирс Никифоровский, участник войны с французами в 1812 г. 24 и 16 августа в Бородинском сражении вел себя неустрашимо. Во время Бородинского сражения лошадь под ним была убита, сам он ранен в левую ногу и унесен с поля битвы в госпиталь. В июне 15 числа того же года в сражении при г. Витебске, во время напутствия раненых на поле действий отец Фирс был захвачен в плен, но совершил смелый побег и присоединился к своему полку под г. Смоленском.
Вызывает скорбное недоумение отсутствие имени священника Василия Васильковского на памятных досках Храма Христа Спасителя в Москве и в списках Георгиевских кавалеров 1812–1814 гг. на мраморных досках Георгиевского зала Большого Кремлевского дворца. Мы знаем, что «память праведного с похвалами» у Бога, но и нам не следует забыть героев отдавших свою жизнь за Веру и Отечество.
Знаком отличия Военного ордена (Георгиевским крестом) был награжден во время Отечественной войны 1812 года пономарь Смирягин, во главе отряда крестьян отбивший в одном из сражений боевое знамя у французов.
После изгнания наполеоновских войск из России золотым крестом на Георгиевской ленте был награжден священник Кавалергардского полка Михаил Гратинский. Участник Бородинского сражения, он не успел покинуть Москву при отступлении русской армии. В захваченной врагом столице он стал бороться с захватчиками доступными ему средствами. Почти каждый день в уцелевших московских церквах отец Михаил проводил богослужения, призывал к войне с захватчиками. Слух о священнике быстро распространился среди оставшихся в столице жителей, и на его проповеди, несмотря на смертельную опасность, всегда собирались люди. Даже в окружении врагов полковой священник продолжал выполнять свой пастырский долг.
ТЫ ХОЧЕШЬ СЛУЖИТЬ ЗДЕСЬ?
После аспирантуры я вернулся сюда, а рукоположение в сан диакона всё не происходило. Во-первых, не было мест в Ленинграде, а вторая причина — требовалось защитить уже написанную кандидатскую диссертацию. Год я проработал на двух работах: помощником эконома, отца Николая Тетерятникова, и помощником библиотекаря — ныне покойного протоиерея Стефана Дымши.
Потом место нашлось — в церкви святого благоверного князя Александра Невского в Шувалово, и меня рукоположили во диакона. Кстати, в этом храме до Серафимовского недолго служил отец Василий Ермаков.
Когда скончался протоиерей Михаил Сперанский — он у нас на 4-м курсе преподавал Священное Писание Нового Завета, — я поехал в Академию с ним проститься. И там вдруг кто-то потянул меня за рукав, оборачиваюсь: «Ой, батюшка, отец Василий!» Батюшка мне и говорит: «Иди к секретарю епархии, пиши прошение на рукоположение. У нас отец Борис Тихомиров выходит за штат, ему уже тяжело служить».
Архиепископ Тихвинский Мелитон (Соловьев)
Секретарем епархии был тогда архимандрит Мануил (Павлов), ныне покойный митрополит Петрозаводский и Карельский, мы с ним иподиаконствовали вместе. «Вот, отец секретарь, прошение хочу написать на рукоположение…» — «Куда?» — «На Серафимовское кладбище». — «Да ты что! Там же старостой Павел Кузьмич Раина, мы туда только на исправление посылаем!» Я говорю: «Отец Василий Ермаков меня позвал». — «А-а-а, ну тогда ладно…»
В начале лета я написал прошение, меня вызвали к митрополиту, владыке Антонию (Мельникову). Он был последним из рода Нарышкиных. (У меня дедушка тоже дворянин, профессор Горного института Сергий Прошутинский.)
Владыка Антоний говорит: «Всё хорошо, но только кто вас будет рукополагать? Я уезжаю на лечение в Карловы Вары, владыка Кирилл в командировке…» Я предложил — пусть меня рукоположит владыка Мелитон (Соловьев), который рукополагал и в сан диакона. Владыка Мелитон в то время уже оставил пост ректора Духовной академии, но за штат не выходил. Митрополит Антоний согласился.
И вот 1 июля 1984 года, на празднование Боголюбской иконы Божией Матери — с тех пор особо чту этот образ, — меня рукоположили в сан иерея. По идее, мне надлежало проходить 40-дневную практику в Александро-Невской лавре, но прослужил я там всего пару дней, как меня вызвали к отцу секретарю: «Всё, поезжай на приход, служить некому, там и опыта наберешься!»
И 5 июля я сослужил отцу Василию первую Божественную литургию, которую я помню до сих пор, настолько это служение было проникновенным, горячим, молитвенным. Это чувствовал и я, и — не ошибусь, если так скажу, — люди, стоявшие в храме.
После богослужения мы пошли в маленькую комнатку, отец Василий положил мне руки на плечи и спросил: «Отец Николай, ты хочешь служить здесь?» — «Конечно, тем более — под вашим руководством. Мне бы хотелось как можно чаще сослужить вам». — «Тогда запомни, что здесь устав — это я. За всё я отвечаю перед митрополитом, патриархом и перед Господом Богом». Так я и отслужил с ним двадцать три года — сам-то батюшка служил здесь двадцать пять лет.
ИНЖЕНЕРОВ — МНОГО, СВЯЩЕННИКОВ — МАЛО
После армии я устроился работать в Технологический институт имени Ленсовета и решил обратиться за советом к митрополиту Никодиму: идти мне дальше учиться или посвятить себя служению Богу. Владыка принимал свободно, просто дежурный спрашивал, куда ты идешь, и всех пускали.
До этого я уже разговаривал со своим отцом, он сказал: «Сынок, тебе надо решать самому». Самому решать было боязно — в те времена служитель Церкви ставил себя вне общества. Я решил посоветоваться с владыкой — как он скажет, так и будет. Он выслушал меня: «Вот так, — говорит, — Коля: у нас в Советском Союзе инженеров много, и хороших, и плохих, а вот священников очень мало. Поэтому благословляю тебе поступать в семинарию — иди в канцелярию и пиши прошение. Видел батюшку в коридоре?» — «Ходит там кто-то в подряснике, даже без креста, я внимания не обратил». — «Нет, возьми благословение, это твой будущий начальник протоиерей Владимир Сорокин». Отец Владимир был тогда инспектором семинарии.
Я спросил владыку, какие нужны документы, он сказал — рекомендация священника. Я ответил, что могу взять их у отца Михаила Гундяева или у отца Кирилла — Володя тогда стал уже иеромонахом. Владыка говорит: «Да я сам дам рекомендацию. А когда в поликлинику пойдёшь за 286-й формой, в графе, в какую организацию, — ты ведь в Технологическом институте работаешь? — не пиши, что в семинарию, напиши: Технологический институт имени Ленсовета». Я так и сделал. Правда, митрополит велел сразу уволиться из института, но я боялся, вдруг не поступлю, и не уволился.
Написал я прошение на поступление, и однажды пришла почтальонша и трясущимися руками передала мне письмо, на котором было написано: «Московский Патриархат, Ленинградская и Новгородская митрополия». Она таких писем отродясь не видела. Я расписался, распечатал его и прочитал: «Господь да благословит доброе намерение». И подпись: «Митрополит Никодим».
На вступительных экзаменах никакие оценки не объявлялись, после них проходило собеседование, там их и объявили. У меня только одна четверка оказалась, по пению. Владыка сказал, что я зачислен сразу на второй курс семинарии, недостающие предметы за первый курс должен был сдать. После этого я пошел увольняться. Несмотря на то, что уполномоченный Жаринов позвонил в отдел кадров: «Что это такое — человек после армии, с образованием, идет в семинарию!», им мой поступок показался настолько диким, что меня уволили сразу, даже отрабатывать не велели, лишь бы ушел.
Однажды, на праздник святителя Николая, когда владыка Никодим служил в Никольском соборе, он мне сказал: «С сегодняшнего дня будешь у меня иподиаконом». Я был иподиаконом семь лет: три года в семинарии, четыре — в Академии.
После Академии меня направили в аспирантуру в МДА. А 5 сентября 1978 года на приеме у Папы Римского скончался владыка Никодим.
Об отце Василии Ермакове
Василий Тимофеевич Ермаков (1927–2007) — священнослужитель Русской Православной Церкви, митрофорный протоиерей, один из самых известных и авторитетных петербургских священнослужителей последних десятилетий.
Протоиерей Василий Ермаков родился в городе Болхове Орловской области в крестьянской семье, зкончил до войны 7 классов. Во время войны был этапирован в Эстонию в Палдиский лагерь, где заключенных окормлял протоиерей Михаил Ридигер, отец будущего Патриарха Алексия II. После освобождения Василий Ермаков был мобилизован и направлен в штаб Балтийского флота, в свободное время выполнял обязанности звонаря, иподьякона, алтарника в соборе Александра Невского в Таллине.
По окончании Духовной Академии отец Василий более полувека прослужил пред Престолом Божиим, сначала в Никольско-Богоявленском соборе, позже в Свято-Троицкой церкви «Кулич и пасха», а с 1981 года до конца своих дней настоятельствовал в храме во имя прп. Серафима Саровского на Серафимовском кладбище.
Отец Василий — третий и последний духовный отец протоирея Сергия Филимонова, после протоиерея Василия Лесняка и архимандрита Пантелеимона (Борисенко).
Год с Настоятелем. Православный календарь 2016.
Какие мы христиане в обычной жизни?
Слушать проповедь прот. Сергия Филимонова 3 февраля 2016 года. Память преподобного Максима (Грека). День памяти протоиерея Василия Ермакова. «Какие мы христиане в обычной жизни?».
Материалы по теме:
Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия — первый в России проект такого масштаба социального, медицинского служения и просвещения, объединенного вокруг храма свт.Василия Великого. Установка первой закладной сваи для храма состоялась 27 марта 2018 года. Поддержите это нужное дело!
Если не можете пожертвовать сегодня, воздохните, помолитесь об общем деле. Пожертвуете, когда сможете. Храни вас Господь!
-
Человек незаметно вырастает, вызревает изнутри. Вы не знаете, не видите его сердца. Пускай память преподобной Евфросинии, преподобного Серафима Вырицкого будет вам примером того, что ни дети, ни богатство, ни власть — ничто не мешает сердцу человеческому пребывать с Богом.
-
«от икон …приходит всегда благодатная сила и помощь душам вашим, избавляющая вас от грехов, скорбей и болезней, особенно же от икон Спаса и Богоматери», — писал святой праведный Иоанн Кронштадтский.
-
Пастырское служение и община. Советы старца Иоанна Крестьянкина
3 февраля мы праздновали память приснопоминаемого протоиерея Василия Ермакова, а сегодня (5 февраля) поминаем архимандрита Иоанна (Крестьянкина). За терпение и верность Господь подал обоим особые дары: любовь к людям и прозрение человеческих судеб.