Храм рождества христова в измайлово: история возведения и значение
Содержание:
- Императрица Елена закладывает Христорождественский храм
- Иерусалимская икона Божией Матери
- Молочный грот
- Развлечения и достопримечательности
- История основания храма
- Где находится, что в окрестностях, как добраться
- Внешняя отделка и архитектурный ансамбль
- Взгляд сквозь века
- Христианский анклав
- Популярное за 7 дней
- Войны за Святую Землю
- Святыни, мощи, иконы храма
- Восставшие самаритяне сжигают Храм Христорождения
- Социальная работа, повседневная жизнь
- Пещера Вифлеемских младенцев
- Ясли Христа
- Первые христианские цари
- История строительства
- Иконы храма
- Архитектура храма
- Престольные праздники
Императрица Елена закладывает Христорождественский храм
Святая императрица Елена, жена императора византийской империи Константина Великого, была истовой христианкой и однажды решила совершить паломничество в Святую Землю.
Во время путешествия она приняла участие в основании Христорождественского храма. Об этом чудесном событии остались записи Евсения Кесарийского.
Фрагмент записей Евсения Кесарийского, посвященный основанию Базилики Рождества Христова:
Евсений Кесарийский
римский историк, отец церковной истории
При этом когда Елена выбирала место она скорее всего руководствовалась апокрифическим Протоевангелием Иакова, так как в простом Евангелие такое место не указано.
Первое упоминание о том, что Спаситель появился на свет в пещере в городе Вифлеем принадлежит Оригену и датируется 247 годом нашей эры.
Альтернативные источники утверждают, что пещера где родился Христос находится в окрестностях города, а то и на полпути к Иерусалиму. Обычно последнее место указывали местные жители тысячам паломникам.
Изображение императора Константина Первого Великого, повелителя Византии и покровителя христианства. По его воле начали строить храм Рождества Христова в Вифлееме
Иерусалимская икона Божией Матери
В 1771 году произошло чудесное прославление Измайловского списка с Иерусалимской иконы Божией Матери. Образ, с которого был сделан этот список, находился в Успенском соборе московского Кремля. Он был утрачен во время наполеоновского нашествия.
Два его списка, Измайловский и Бронницкий, прославились многочисленными чудесами в Московской губернии и далеко за её приделами. Измайловский список был создан в 1679 году для собора Покрова Пресвятой Богородицы на Измайловском острове.
Когда в 1771 году началось сильное моровое поветрие, унёсшее жизнь многих москвичей, перед этим образом стали совершать ежедневные молебны, после которых икону поднимали и обносили вокруг села. Благодаря заступничеству Божией Матери и попечением управителя села Ивана Савича Брыкина (1706—1821), расставившего вокруг него карантины и принявшего строгие меры в борьбе с эпидемией, чума миновала Измайлово.
В 1804 году икону перенесли в Рождественскую церковь. Это произошло из-за того, что два других храма на Измайловском острове оказались в аварийном состоянии. Церковь Преподобного Иоасафа, царевича Индийского, закрылась уже к концу XVIII века, после удара молнии в главу храма. В Покровском соборе прекратилось регулярное совершение богослужений.
Молочный грот
Рекомендовать место
7
Молочный грот Богородицы, расположенный в городе Вифлеем, в Палестинской администрации, является местом паломничества для женщин, которые мечтают стать матерью или имеют проблемы с лактацией – кормлением грудью. Он был создан на месте пещеры, в которой, по преданию, спасались бегством в Египет Иосиф и дева Мария – родители Иисуса Христа.
Когда Мария кормила младенца молоком, капля молока попала на красные пол и стены грота и окрасила их в белый цвет. Именно с тех самых пор считается, что порошок из грота избавляет от бесплодия и помогает с кормлением. Часовню над пещерой воздвигли монахи-францисканцы. Помимо чудотворной иконы Божьей Матери, в гроте висят фотографии матерей с младенцами, которым помогло посещение этого святого места. Совсем рядом с Молочным гротом находится Вифлеемский Храм Рождества Христова.
Развлечения и достопримечательности
Главной достопримечательностью Вифлеема и важнейшей христианской святыней считается пещера Рождества, где по преданию родился Иисус Христос. Над ней расположена базилика Рождества Христова, построенная в 326 г. Напротив пещеры Рождества находятся пещера Вифлеемских младенцев и пещера Св. Иеронима. Рядом с базиликой стоит главный католический храм города — церковь Св. Екатерины.
Прогулка по церкви Рождества Христова
Интерес представляет Молочная пещера абсолютно белого цвета. Легенда гласит, что она стала белой от нескольких капель молока, пролитых Марией во время кормления Иисуса. Порошок, соскобленный со стен часовни, продается там же в качестве средства, способствующего рождаемости.
На стене, отделяющей Вифлеем от Иерусалима, известный современный граффитист Бэнкси оставил свои рисунки.
Всего в 5 км к юго-западу км от города, в красивом сосновом лесу в долине Артас расположены бассейны Соломона — три открытые каменные цистерны, вмещающие 160 тыс. м³ воды. Они снабжали водой этот район на протяжении многих веков.
В 5 км к юго-востоку от Вифлеема, на территории Израиля расположена древняя крепость Иродион. Крепость построили в 23-20 гг. до н. э. на насыпной горе, похожей на вулкан. Это единственное в мире сооружение, носящее имя Ирода Великого, основателя идумейской династии Иродиадов. Считается, что там может находиться его гробница.
История основания храма
Царь Алексей Романов решил построить загородную резиденцию в имении Измайлово после того, как оно перешло под его управление. В качестве главного собора планировалась Покровская церковь, расположенная на Серебряном острове. Деревянный храм Рождества Христова изначально предназначался для проживания здесь крестьян из других имений.
- Каменный же собор начали воздвигать после кончины царя Алексея, его заложили в 1676 г. Строительство проводилось под тщательным наблюдением Федора Алексеевича, чрезвычайно почитающего религиозные постройки.
- Как и в деревянной церкви, в каменном соборе Рождества имелось три престола. Два дополнительных (боковых) придела освятили в честь святого Николая Угодника и во славу Казанского образа Пречистой Богоматери, который прославился великой помощью роду Романовых в Смутное время.
- Главным архитектором Христорождественского храма являлся С. Харламов, ему помогали рабочие близлежащего села, добровольно прибывшие для свершения великого дела. Общими усилиями праведных верующих новоявленная церковь увидела свет уже в июле 1677 г. Вместо колокольни решили поставить простую шатровую звонницу.
В 1678 г. мастера завершили внутреннюю отделку, соорудили три иконостаса. В этом же году патриарх Иоаким торжественно освятил Рождественский собор.
История становления
Первые годы существования стали для Христорождественского собора самыми знаковыми. Однако после вступления государства в новую эпоху, он лишился внимания царей, оказывавших великое благодеяние.
Иерусалимская икона Божией Матери в Измайловском храме
Во времена Петра Первого главная правительственная резиденция переехала из Измайлова в Санкт-Петербург. Поселение постепенно пустело, так как народ переезжал в Северную столицу
В условиях оттока людей церковь Рождества перестали поддерживать, оно растеряло свое цветущее состояние.
Вскоре на полузабытые московские подворья обратила внимание императрица Елизавета. Она напутствовала строителям заменить обветшалую деревянную звонницу великолепной колокольней из камня.
В 1812 г
в Измайлово зашла армия французских оккупантов. Однако драгоценностей украсть им не удалось, так как один из священников благоразумно спрятал их в потайном месте, о существовании которого знал только он один.
В начале XIX столетия прослеживался экономический и духовный подъем Христорождественского собора. Увеличилось число прихожан, многие крестьяне становились зажиточными, они вносили большие пожертвование для церковного становления. Вскоре храм Рождества стал самым значимым на территории Измайлова.
В начале XX в. внешние стены здания были расписаны мастером иконописи В. Гурьяновым, который в своей работе опирался на труд тех, кто украшал Владимирскую церковь в Киеве. Несмотря на противоречивые оценки, росписи дошли до наших дней, и считаются достоянием культуры и истории.
В 1922 г. советские власти вывезли из храма две сотни церковных реликвий. Однако собор не закрыли, а прихожанам удалось приобрести самую необходимую утварь для проведения богослужений. Обстановка накалялась, в 1935 г. начались репрессии местного духовенства, но Христорождественская церковь не прекратила даже крестные ходы, и большевикам так и не удалось помешать её деятельности.
В период ВОВ число прихожан собора значительно возросло. Люди шли молиться за свой народ, они находили здесь успокоение в тяжелый период, несмотря на всевозможные запреты властей.
Где находится, что в окрестностях, как добраться
Адрес храма: Измайловский проезд, дом 28. Ближайшая остановка метро – «Черкизовская», от нее можно дойти пешком 30 мин. или доехать автобусом №230 до остановки «Школа». Также можно воспользоваться метро «Измайловская», оттуда пешком 20 мин., или автобусом №34. От метро «Щелковская» в сторону храма едет автобус №32 и №41.
В Измайлово храм не единственное, что можно посмотреть: здесь так же необходимо посетить деревянные теремки, называемые Измайловским Кремлем, а так же Измайловский парк и остров, рядом с которым Петр I запускал в плаванье свой первый корабль.
На сегодняшний день храм Рождества Христова является не только украшением Измайлово и центром социальной и духовной работы, а и жемчужиной всей Москвы. Это удивительный храм с необычной архитектурой, необычной росписью, и необычной судьбой.
Оформление статьи: Лозинский Олег
Внешняя отделка и архитектурный ансамбль
Как уже было сказано выше, архитектором церкви Рождества Христова стал измайловский зодчий Спиридон Харламов. У храма имеется три придела, которые объединяет центральная трапезная часть с высокими арками. Венчают православную постройку пять куполов, символизирующих Спасителя и Его апостолов. Прямоугольные приделы также имеют главы, а стены украшены симметричными рядами кокошников. Стоит отметить, что колокольня, паперть и внешний притвор были достроены уже позже.
Сегодня измайловский храм оформлен в красно-белых тонах. Снаружи он декорирован множеством узорчатых элементов, белоснежность которых контрастно выделяется на основном бордовом фоне. Несмотря на некоторую аляповатость, церковь выглядит довольно гармонично и прекрасно вписывается в окружающий пейзаж.
Взгляд сквозь века
Скромное здание в Палестинской провинции привлекало взоры могущественных монархов и патриархов. Его громили и грабили враги веры Христовой, украшали и восстанавливали благочестивые люди.
Первую базилику (прямоугольную постройку, внутри которой ряды колонн образуют помещения – нефы) над пещерой возвели по желанию царицы Елены, матери первого христианского царя Константина, через 300 лет после рождения Иисуса.
Археологические изыскания, проведенные царицей, обнаружили Гроб Господень, Крест Господень и гвозди, которыми Спасителя прибивали к кресту.
Царица пышно украсила базилику, а император Константин лично доставил туда драгоценные украшения и дорогие завесы.
Базилику царицы Елены, простоявшую 200 лет и уничтоженную пожаром, заново выстроил православный христианин, император Юстиниан. Это здание и сохранилось до наших дней.
Христианский анклав
Город Вифлеем — это где мирно уживаются мусульмане и христиане. До недавнего времени (еще 50 лет назад) город был почти полностью православным, но сейчас численность верующих христианских конфессий сократилась.
Главное место православного мира — Храм Рождества Христова имеет обширную территорию. Непосредственно к святыне примыкают три монастыря: православный, армянский и францисканский. Храмом владеют три конфессии, проводить службы за главным алтарем имеют право только православные священники.
Сердце храма находится под алтарем. Спускаться к нему необходимо по древней лестнице, достигнув грота, в полу можно увидеть серебряную звезду, означающую место, где родился Христос. Это главная цель паломничества христиан всего мира. За возможностью прикоснуться к святыне верующие люди проделывают длительные путешествия.
Замечателен и сам храм. Построенный много веков назад из неотесанного камня он хранит древнюю архитектуру и больше похож на крепость, всегда готовую к обороне и защите своих паломников и служителей. Недавно проведенные реставрационные работы позволяют увидеть в некоторых местах мозаичный пол, сделанный еще при императоре Юстиниане. Остатки мозаичной отделки видны на стенах, там же присутствует роспись. Написанные образы Святых поражают воображение и усиливают чувства верующих, посещающих храм. Шестнадцать колонн, поддерживающих свод, датируются пятнадцатым веком и относятся к периоду крестоносцев. Они украшены росписью, но ее уже трудно рассмотреть.
Популярное за 7 дней
Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33
Страшная путаница: о великой силе, которую мы ошибочно принимаем за слабость
30.09.21 17:01
Смерть и любовь: рецепт бессмертия
02.10.21 10:10
Почему мощи называют «нетленными», если многие из них только кости?
04.10.21 10:07
Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56
Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00
2 октября — день памяти благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского
02.10.21 10:54
Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
01.10.21 09:54
Осенние зарисовки Святогорской Лавры
30.09.21 11:24
Дела семейные
30.09.21 10:41
Войны за Святую Землю
Войны за Святую Землю сменяли одна другую. В 629 году Вифлеем оккупировали персы, которые уничтожили христианские сооружения, но оставили невредимым храм Рождества Христова. Захватчики увидели на стене храма золотую мозаику с изображением волхвов в персидских одеждах с драгоценными дарами для Богомладенца, что и остановило их.
В 1009 году Вифлеем захватили мусульмане, но и они не разрушили храм, отделив южную часть здания для мечети. До 1187 года базиликой владели крестоносцы, затем ее заняла армия султана Салах Аддина, повелителя Египта, и в 1244 году Вифлеем вошел в состав Малелюкского Египта.
В 1500 году Вифлеем завоевали турки-османы, и XVI-XX века Вифлеем и Иерусалим входили в Османскую Империю. В 1922 году Вифлеем перешел под влияние Великобритании, а с 1947 года с образованием государства Израиль Вифлеем и Иерусалим – особые районы под юрисдикцией ООН. С 1995 года Вифлеем – столица Палестинской автономии со 180-тысчным населением.
Святыни, мощи, иконы храма
Храм Рождества Христова является хранилищем одних из древних измайловских святынь и старых икон. Здесь находится много икон, написанных в XVII веке. Также тут хранится и почитается икона Девяти мучеников Кизических, написанная в начале XIX века.
В своих приделах хранятся списки с различных икон Божией Матери. Особо почитают Израильскую икону Божией Матери, прославившуюся своими чудесами. В списке с Владимирской иконе находится частица мощей апостола Фомы. Так же с частицами мощей святых находятся иконы святителя Иосафа Белгородского и покровителя сельского хозяйства мученика Трифона.
Восставшие самаритяне сжигают Храм Христорождения
Храм, заложенный Еленой и построенный по приказу Константина, простоял два века. Ровно до восстания, которое в истории более известно, как Восстание Самарии.
В эти годы Византийской империей правил царь Юстиниан Первый, который прославился своим резко негативным отношением к еретическим культам и язычникам. По этой же причине в Константинополе произошло восстание Победы.
Если вкратце, то восстание Самарии стало реакцией на поражение еврейского государства Химьяр и последующих бесчинствах, что творили христиане с покоренным самаритянами. Слухи о творимом быстро дошли до самаритян, проживавших в городе Скифополь.
Те недолго думая взялись за оружие и начали активно вырезать христианское население города. Не щадили никого, убивая всех и женщин, и детей, и стариков. Особо расправлялись с теми иудеями, что сменили свою религию на христианство.
Император Юстиниан Первый жестоко подавил восстание самаритян, которые вырезали христианское население и сожгли храм Христорождения
Восстание быстро распространялось и бунтовщикам поначалу сопутствовал успех. Под властью лидера восставших Юлиана скоро оказалось множество городов Ближнего востока и в каждом из них сносили церкви и жестоко убивали священников.
Своей столицей самаритяне выбрали город Шхем. Где в честь победы провели праздничные скачки. Но и тут не обошлось без крови. Победитель игр Никию царь приказал отрубить голову, как только узнал, что тот исповедует христианство.
Во время восстания самаритяне сожгли до тла Базилику Рождества Христова.
Но восстание быстро вспыхнуло, прокатилось пожаром по иудейским провинциям и также быстро погасло. Император Юстиниан отправил на восстановление законной власти свою армию, а заодно пригласил шейха Абу-Кариба.
Столица бунтовщиков быстро пала, а войска Юлиана отступили к самарийским горам. Правда, сам вождь до них не добрался. По пути он погиб и по некоторым источникам его обезглавили свои же.
В ходе покорения Шхема убили около 20 тысяч человек и столько же угнали в рабство.
После Самаритянского восстания пришлось восстанавливать десятки церквей и храмов. Наместе храма рождества Христова построили новый храм, который и поныне стоит, и функционирует. От старой церкви там осталась только часть полового покрытия.
Социальная работа, повседневная жизнь
Храм Рождества Христова в Измайлово регулярно осуществляет духовную и материальную помощь всем нуждающимся. Приход храма занимается адресной гуманитарной помощью малоимущим и многодетным семьям, оказывает патронажную помощь пожилым людям и инвалидам.
Приход храма оказывает транспортную помощь и помогает взаимодействовать с лечебными и правовыми заведениями на территории района, оказывая бесплатные юридические услуги. Клирики и прихожане храма регулярно посещают и оказывают социальную помощь в Пансионате для ветеранов труда, детской городской больнице, клинических больницах, центре социального обслуживания.
В качестве катехизаторской работы регулярно проходят общие причастия и соборования, при необходимости – крещения во всех вышеперечисленных заведениях. В школьные и городские библиотеки передается православная литература, молитвословы, библии, детские книги.
При храме так же работает общество трезвости «Трезвение». Братство проводит регулярные встречи, читает лекции, выпускает литературу и участвует в различных городских мероприятиях, направленных на борьбу с алкогольной и табачной зависимостью.
Пещера Вифлеемских младенцев
Вблизи храма Рождества Христова
находится пещера Вифлеемских младенцев, убиенных по приказанию царя Ирода. Разные
традиции называют разное число маленьких мучеников, сходятся в одном – здесь погибли
тысячи мальчиков младше двух лет. Христа спасло бегство Святого Семейства в Египет
по совету ангела.
Ковчег с мощами младенцев
Большую часть детских останков когда-то перенесли в Константинополь, часть осталась в пещере. Русская православная церковь вспоминает Вифлеемских младенцев 11 января. К ним взывают те, кто раскаивается в грехе аборта. Заказать молитву у мощей Вифлеемских младенцев поможет сервис «Записки Елицы».
С Храмом Рождества соседствуют
три монастыря:
- Православный греческий монастырь.
- Армянский монастырь.
- Францисканский монастырь с церковью Святой Екатерины, главным католическим храмом города.
Под церковью Святой Екатерины
находится пещера, где подвизался Святой Иероним. Здесь много лет он переводил Библию
на латинский язык. Церковь принадлежит католикам. Но великомученица Екатерина является
святой и для православных. Эта мудрая девушка
за свои христианские убеждения была казнена императором-язычником. Святой Иероним
чтил её память, поэтому впоследствии над его пещерой была возведена церковь, посвящённая
этой подвижнице.
Пещера святого Иеронима
В окрестностях Вифлеема есть
немало других библейских святынь, но Храм поистине жемчужина Святой Земли.
В Храме Рождества служит православный священник, отец Спиридон Саммур – друг издания «ЕлицыМедиа». Именно он читает ваши записки, возносит к Богу молитвы за вас, дорогие читатели. Литургию в пещере отец Спиридон служит, как в древности. Здесь нет солеи, нет огромного иконостаса. Но в Вифлееме можно стоять возле престола, называть имена своих близких и батюшка вынимает за них частички. Это таинство производит огромное впечатление на паломников.
Палестина – вторая родина
христиан, колыбель нашей веры. Святые места, как живые очевидцы библейских событий, несут миру непрерывную
проповедь о Спасителе. Их влияние на судьбу человека связано с его любовью к Творцу
и силой молитвы. Здесь сокровища благодати и духовных прозрений даруются тем, кто
к ним стремится.
Но даже вдали от Вифлеема
и Иерусалима, благодаря Евангелию и кругу богослужений, образы Святой Земли укрепляют
и вдохновляют нас среди житейских бурь.
Ясли Христа
Подлинная кормушка для скота, или ясли, в которую положили новорожденного, была передана в Рим. Внешнюю часть, оставшуюся в Вифлееме, католики обложили мрамором и зажгли 5 лампад. 25 декабря, когда христиане западного обряда празднуют Рождество, в храме проходит торжественная служба. Статую младенца-Христа переносят от алтаря, где она обычно стоит рядом с фигурой Девы Марии, к серебряной звезде Рождества, а затем укладывают в ясли, где она остается до 6 января. Поскольку площадь храма не позволяет вместить всех желающих, ежегодно организуются телевизионные трансляции торжественного события.
Первые христианские цари
Икона Равноапостольных Елены и Константина
Первую базилику над пещерой Рождества возвела равноапостольная царица Елена (250-330 г), мать первого христианского царя Константина.
Будучи почтительным сыном, он сделал мать соправительницей и приобщил её к вере Христовой. Царица Елена вместе с сыном не просто распространяли христианство в своих владениях. Они провели археологические изыскания, в результате которых был обнаружен Гроб Господень, крест Господень и несколько гвоздей.
Елене было уже семьдесят лет к тому времени. Она понимала, насколько преходяща земная власть и сделала её средством для спасения души, строя храмы и часовни в святых местах.
После того, как по приказу
Елены была построена базилика над пещерой, царь Константин прислал сюда дорогие
ткани и другие украшения для здания и пещеры.
Историк Евсевий Кесарийский пишет: «Благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс (император Константин), к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы».
Император Юстиниан, фреска
Император Юстиниан (483-565 г), талантливый военачальник и православный христианин, за период своего правления (527-565 г) вдвое расширил владения Византийской империи.
С древней мозаики на нас смотрит человек с открытым смелым взглядом и, по-видимому, энергичным решительным характером. Это он возвёл собор Святой Софии, ныне, увы, превращенный турками в мечеть.
Юстиниан не забывал о своих
палестинских владениях. Над пещерой Рождества им была построена церковь. Затем она
пострадала во время восстания самаритян (529 г), была разрушена и отстроена заново.
Именно это здание устояло до наших дней.
История строительства
Храм Рождества Христова в Измайлово относится к древним храмам с богатым историческим прошлым. Село Измайлово возникло еще в 1663 г., когда указом заря Алексея Михайловича здесь сформировали крупное хозяйство и усадьба: заложили сады, конюшни, пасеки, пруды, скотные дворы.
Усадьбу заселили жителями окрестных сел, и именно для них в 1663 г. заложили первая деревянная шатровая церковь с одним основным и двумя боковыми престолами: центральный был освящен в честь праздника Рождества Христова, а южный и северный в честь Богородицы и святителя чудотворца Николая. К 1664 г. здание церкви достроили.
В следующем году церковь начали расписывать при участии иконописцев из Костромы, известных своими талантами, С. Рошкова и Д. Емельянова. Они написали образы для алтарей, а так же образы почитаемых местных святых. Одна из таких икон, изображающая Всемилостивого Спаса и предстоящих перед ним святителей, сохранилась до сих пор. Так же мастерами были оформлены боковые клиросы.
Общее строительство каменной церкви длилось ровно год, от лета до лета. В этот год уложилась и полная постройка, и облицовочные работы. Год же заняли и внутренние работы: размещение икон, установка иконостасов. Были изготовлены богослужебные предметы, пошиты облачения и пелены.
Работами местных паяльщиков были созданы необходимые металлические предметы для всех приделов, центральное и боковые паникадила, разнообразные подсвечники. В 1678 г. храм был освящен. О то, что случилось с деревянной церковью, ничего не известно: возможно, ее полностью разобрали за ненадобностью.
Существует версия, что каркас церкви был переставлен в другое место: например, в одно из окрестных сел, где церковь отсутствовала вовсе. Вплоть до XVIII века Измайлово было одной из любимейших усадеб за городом, здесь регулярно была царская семья, храм процветал: сюда вносились обширные пожертвования, здесь были иконы лучших мастеров России.
Храм Рождества Христова в Измайлово схема строения.
После переноса императорского двора в Петербург необходимость в усадьбе пропала. Многие жители села переехали в Москву, о храме и остальных постройках уже не заботились так, как раньше, приход тоже уменьшался. Вскоре притч церкви уменьшили, оставив тут только священника, диакона и одного дьячка. Постепенно храм ветшал и выделенных средств не хватало на поддержание должного уровня.
В 1744 г. было решено исправить старые иконы, в 1761 г. – построить колокольню. Во время войны 1812 г. храм едва не был ограблен и только благодаря усилиям настоятеля, вовремя спрятавшего драгоценности, остался в целости. Вплоть до 1922 г
храм постепенно реставрировался и возвращал себе свою важность вместе с расцветом самого Измайлово
В 1922 г. из храма изъяли ценности, в общей сумме 196 предметов: это были сосуды, кресты, серебряные и золотые ризы с икон, лампады, серебряные уголки на служебных книгах. Несмотря на это, саму церковь не закрыли ни разу: даже во время войны она полноценно функционировала, а служили здесь священники с других приходов, чьи храмы были закрыты.
В 1980-х церковь получила новый расцвет. Началось время социальной работы, образовательной деятельности, катехизаторства. Вскоре было построено здание воскресной школы, в храме провели реставрацию и обновили внутреннюю роспись.
Иконы храма
От первоначального внутреннего убранства каменного храма некоторые иконы сохранились до наших дней. Среди них выделяются образы святых, тезоименитых лицам царской семьи. Появление этих образов не случайно, ведь и деревянный, и каменный храмы строились «подаянием» царей Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича.
Слева в местном ряду Казанского придела стоит образ праведного Алексия, человека Божия, и преподобной Марии Египетской — святых покровителей царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны. На этой иконе сохранилась подпись государева жалованного иконописца Оружейной палаты Сергея Рошкова: «лета 7186 (1677/78)… письмо Сергиева Рошкова». Возможно, этим иконописцем написан и образ святителя Алексия, митрополита Московского, и Феодора Стратилата, стоящий в трапезной части храма, — тезоименитых святых царевичей Алексея Алексеевича и царя Фёдора Алексеевича.
В трапезной части, на столпах, стоят обращенные друг к другу два образа: апостолов Петра и Павла и пророка Иоанна Предтечи, чьи имена носили соправители цари Пётр и Иван Алексеевичи.
Историки отмечают, что первые годы существования церкви были самыми блестящими. Позже она лишилась высочайшего внимания. Ведь село Измайлово недолго оставалось резиденцией царей.
Архитектура храма
Собор украшен в стиле узорочья, типичном для русского зодчества середины XVII столетия. Подобная декоративная манера, предшествовавшая отечественному барокко, отличается большим количеством элементов. Поэтому Христорождественский собор в Измайлово создает впечатление монументальности, купола иллюзорно уменьшаются, а приделы берут на себя основную роль во внешнем облике.
Интерьер церкви Рождества Христова в Измайлово
- Изначально строение имело с боковых сторон две симметричные пристройки и трапезную, это придавало всей структуре своеобразную приземистость. Приделы венчались главками, детали их декора совпадали с украшением центральной части.
- Алтарный выступ, состоящий из трёх частей, значительно выделяется за пределы основного здания, но сглаживает видимость за счет невысоких габаритов.
- Колокольня создана в стилистике барокко, для её декорирования использовали пилястры. За счет удачных пропорций все пристройки образуют гармоничное целое.
- Внутреннее убранство радует глаз своим великолепием. Старина, которую чудесным образом удалось сохранить в тяжелые времена, подчеркивается атмосферным полумраком и низкой посадкой сводов.
- Помещения собора соединены арочными проходами. На стенах прихожане наблюдают габаритные иконы, заботливо обрамленные в золотые ризы. Драгоценные материалы использовались здесь для украшения не только святынь, но и стен, углов.
Престольные праздники
Храм Рождества Христова в Измайлово имеет несколько престолов и отмечает престольный праздник каждого из них. Главный престол освящен в честь Рождества, которое празднуется 7 января. Южный придел освящен в честь Богоматери и почитаемой на Руси Казанской иконы: еженедельно в приделе совершается акафист, празднование престола 21 июля и 4 ноября.
В северном приделе храма находится престол в честь святителя Николая Мирликийского, его празднование 19 декабря и 22 мая. Приставной храмовый престол для дополнительных литургий освящен во имя Иерусалимской иконы, написанной самим апостолом и евангелистом Лукой. Празднование совершается 25 октября.