Вифлеем (город)
Содержание:
- Дорога в Вифлеем
- Другие достопримечательности
- География и климат города
- Пещера Вифлеемских младенцев
- Под Османской властью
- История города[править | править код]
- Монастырь Искушения
- [править] История
- Признание ЮНЕСКО
- И напоследок
- Современное состояние
- Под властью рыцарей-крестоносцев
- Гробница Рахели
- Современные путешествия
- Шоппинг в Вифлееме
- Понять[править]
- Главная достопримечательность
Дорога в Вифлеем
Палестинская автономия в части, где находится Вифлеем — одно из самых посещаемых мест в мире. Город никогда не играл заметной роли в жизни региона. Его ценность находится в другой плоскости: рождение в этой местности великих людей, событийный ряд, произошедший в глубине веков и определивший современную культурную и духовную жизнь.
Древние даты определяются с трудом, но первый ориентир почитаемых мест находится по дороге из Иерусалима в Вифлеем – это гробница Рахили. Имя этой женщины упоминается в Ветхом Завете как любимой жены праотца Исаака. Могила является объектом паломничества иудеев. В этой местности все пересекается: место упокоения Рахили расположено посреди бедуинского кладбища, куда стекаются мусульмане, чтобы почтить память своих предков.
Другие достопримечательности
Также в окрестностях Вифлеема находятся пруды Соломона — огромные резервуары для сбора пресной воды. Вода в них поступала самостоком, а система настолько совершенна, что восхищает и сегодня. Они дор сих пор используются по назначению для орошения полей.
Также любопытный путешественник может посетить Иродион — город, построенный царем Иродом на рукотворной горе. Холм возвышается над городом, напоминая о тленности великих цивилизаций. Считалось, что гора является гробницей самого царя, но раскопки, проведенные в 2005 году, разочаровали адептов этой теории. Саркофаг был найден, но никаких останков в нем обнаружено не было.
География и климат города
Вифлеем расположен в западной части региона, известного как Плодородный полумесяц, всего в семидесяти трех километрах от побережья Средиземного моря и в семидесяти пяти от столицы Иордании, Аммана.
Центр города образуют восемь исторических кварталов, лишь один из которых — мусульманский, в то время как все остальные населены преимущественно христианами. Помимо уже названных, существует также сирийский квартал, расположенный за пределами центра. В нем проживают переселенцы из турецкого города Мидьят.
Евразия — материк, где находится Вифлеем. На каком материке находится город, не имеет решающего значения, так как основным фактором, влияющим на погоду, считается близость Средиземного моря. Лето в городе, как правило, жаркое и сухое, а зима, напротив, прохладная и влажная. Самым холодным месяцем считается январь, когда температура колеблется от +1 до +13 градусов. Самым жарким летним месяцем, бесспорно, признается август, в течение которого температура может превышать тридцать градусов.
Пещера Вифлеемских младенцев
Вблизи храма Рождества Христова
находится пещера Вифлеемских младенцев, убиенных по приказанию царя Ирода. Разные
традиции называют разное число маленьких мучеников, сходятся в одном – здесь погибли
тысячи мальчиков младше двух лет. Христа спасло бегство Святого Семейства в Египет
по совету ангела.
Ковчег с мощами младенцев
Большую часть детских останков когда-то перенесли в Константинополь, часть осталась в пещере. Русская православная церковь вспоминает Вифлеемских младенцев 11 января. К ним взывают те, кто раскаивается в грехе аборта. Заказать молитву у мощей Вифлеемских младенцев поможет сервис «Записки Елицы».
С Храмом Рождества соседствуют
три монастыря:
- Православный греческий монастырь.
- Армянский монастырь.
- Францисканский монастырь с церковью Святой Екатерины, главным католическим храмом города.
Под церковью Святой Екатерины
находится пещера, где подвизался Святой Иероним. Здесь много лет он переводил Библию
на латинский язык. Церковь принадлежит католикам. Но великомученица Екатерина является
святой и для православных. Эта мудрая девушка
за свои христианские убеждения была казнена императором-язычником. Святой Иероним
чтил её память, поэтому впоследствии над его пещерой была возведена церковь, посвящённая
этой подвижнице.
Пещера святого Иеронима
В окрестностях Вифлеема есть
немало других библейских святынь, но Храм поистине жемчужина Святой Земли.
В Храме Рождества служит православный священник, отец Спиридон Саммур – друг издания «ЕлицыМедиа». Именно он читает ваши записки, возносит к Богу молитвы за вас, дорогие читатели. Литургию в пещере отец Спиридон служит, как в древности. Здесь нет солеи, нет огромного иконостаса. Но в Вифлееме можно стоять возле престола, называть имена своих близких и батюшка вынимает за них частички. Это таинство производит огромное впечатление на паломников.
Палестина – вторая родина
христиан, колыбель нашей веры. Святые места, как живые очевидцы библейских событий, несут миру непрерывную
проповедь о Спасителе. Их влияние на судьбу человека связано с его любовью к Творцу
и силой молитвы. Здесь сокровища благодати и духовных прозрений даруются тем, кто
к ним стремится.
Но даже вдали от Вифлеема
и Иерусалима, благодаря Евангелию и кругу богослужений, образы Святой Земли укрепляют
и вдохновляют нас среди житейских бурь.
Под Османской властью
В 1517 году, то есть за двадцать шесть лет до падения Константинополя, Османы установили свою власть над регионом, где находится Вифлеем. Таким образом, Турция контролировала Палестину почти четыреста лет.
Стоит отметить, что турецкое правление для региона отметилось периодом относительного благополучия и межэтнического мира, так как завоеватели были чужими и для арабов, и для иудеев. Все религиозные общины, будь то еврейские или христианские, а также арабские были разделены и управлялись самостоятельно.
На непродолжительное время земли, где находится г. Вифлеем, вышли из состава Османской империи, но вскоре снова вернулись под власть турецкого халифа.
История города[править | править код]
Древний периодправить | править код
В Храме Рождества Христова
Вифлеем — один из самых древних городов на Земле. Основан примерно в XVI—XVII веке до н. э. в земле Ханаанской. Сначала в городе проживали хананеи, после — иудеи. В Ветхом Завете Вифлеем упоминается также как Эфрата (Ефрата). Царь Давид был рождён именно в Вифлееме. Здесь же пророк Самуил помазал его на царствование Израилем.
В Вифлееме во II веке после второй римско-иудейской войны, на месте Рождества Иисуса Христа, римляне поставили святилище Адонису, которое простояло до посещения Палестины Еленой, матерью первого императора-христианина Константина. На месте языческого святилища в году был построен первый христианский храм.
Во время восстания самаритян Храм Рождества Христова был разрушен, но после его подавления Юстинианом Великим в году, здание было востановлено. В году город был захвачен персами, но Храм устоял. В году Вифлеем был захвачен мусульманской армией, однако, второй халиф ислама Умар ибн Хаттаб оставил Храм во владении христиан.
Крестовые походыправить | править код
Иерусалимское королевство и другие государства крестоносцев
Несколько веков Святая Земля находилась под влиянием мусульман, что вызывало недовольство в христианской Европе. В году по инициативе Папы Римского Урбана II был организован Первый крестовый поход. Главной его целью было освобождение Иерусалима, Вифлеема и Назарета. В году Иерусалим был взят крестоносцами, и три самых святых для христиан города вошли в Иерусалимское королевство, которое просуществовало до года, несмотря на то, что сам Иерусалим был взят Саладином ещё в конце года.
Хотя сам Саладин и его потомки весьма толерантно относились к христианам, и был даже открыт свободный доступ всем христианским паломникам в Святую Землю, крестоносцы неоднократно предпринимали попытки захватить Иерусалим.
Османская империяправить | править код
Вифлеем в году (Рисунок Василия Поленова)
С начала XVI века до началаXX века Иерусалим, Вифлеем и Святая Земля были частью Османской империи. За исключением нескольких периодов, доступ христиан-паломников в город был открыт, однако, много пилигримов погибало по пути в Святую Землю.
Лишь с по год Вифлеем был под контролем египетского хедива Мухаммеда Али.
Отказ Османской империи предоставить России руководство христианскими храмами в Святой Земле был поводом для начала Крымской войны.
С конца XIX века влияние Османской империи на жизнь в Вифлееме, как и вообще в мире, стало постепенно снижаться. Это было начало распада Империи, где начиналась борьба не только с покорёнными народами (которая велась постоянно), но и с революционными настроениями младотурков.
XX векправить | править код
После распада Османской империи, в году Вифлеем отошёл к Британской Палестине.
В году с образованием государства Израиль, Вифлеем и Иерусалим стали особыми анклавами под юрисдикцией ООН (Большой Иерусалим). После арабо-израильской войны в году территория Иерусалима и Вифлеема были захвачены Иорданией, под контролем которой Вифлеем находился до Шестидневной войны года. С 1967 года и еврейская и арабская часть города были полностью под контролем Израиля.
Лишь в году, согласно мирным договорённостям, Вифлеем перешёл под контроль Палестинской автономии, став центром одного из гувернората численностью около 130 тысяч человек.
В году в Вифлееме прошли празднования 2000-летия христианства, когда город посетили многие руководители государств и различных христианских конфессий, в том числе и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Монастырь Искушения
Рекомендовать место
16
Значимой достопримечательностью Палестины является греческий православный мужской Монастырь Искушения, расположенный в окрестностях Вифлеема в Иудейской пустыне. Он построен на одноименной горе, которая отождествляется с местом искушения Иисуса Христа дьяволом, которое описано в Евангелии.
Большинство помещений монастыря вырублено в скале, а в пещере устроена небольшая часовня. Престол церкви установлен около камня, над которым, по преданию, молился Христос. В настоящее время монастырь является действующим, здесь проживает десять человек, единственным настоятелем монастыря является греческий монах. Гора Искушения находится на высоте 350 метров над уровнем моря, поэтому из монастыря открывается великолепная панорама Мертвого моря и долины реки Иордан, где, по преданию, Иисус провел 40 дней и ночей поста.
Это уникальное место представляет большую историческую ценность, привлекая огромное количество туристов. Добраться в монастырь можно по крутой тропинке, что займет полчаса, или за пять минут по канатной дороге из Тель-Иерихона. В отличие от некоторых греческих мужских монастырей, сюда допускаются и женщины.
[править] История
Город был основан в 17−16 вв. до н. э.
Возле Вифлеема умерла при родах Вениамина Рахиль, одна из двух жён патриарха Иакова. Её гробница до сих пор здесь почитается.
Город принадлежал колену Иехуды.
Вифлеем упоминается в связи с историей молодого левита, ставшего священником, в рассказе о колодце Давида, неоднократно — в истории о Руфи и Боазе.
Вифлеем присоединил к роду Калеба Хур, первородный сын Калеба от его жены Эфраты или, что вернее, второй сын Хура Сальма. Но, по книге Руфь, здесь, помимо рода Калеба, жил ещё другой иудейский род, от которого вели происхождение, через Боаза, Ишай и Давид. Жители города издревле пользовались репутацией гостеприимных и добрых людей, что явствует не только из истории Руфи, но и из некоторых глав Книге Судей. Отсюда происходили судья Ибцан и множество выдающихся героев и воинов, игравших выдающуюся роль в истории древнего Израиля, например Давид и его братья и многие другие, например Эльханан бен Яир.
В сражении с филистимлянами, происходившем в так называемой Теребинтовой долине, деятельное участие принимали также жители Вифлеема. Здесь Давид совершил свой первый подвиг. Благодаря ему этот город пользовался и в позднейшее время такой любовью народа, что даже пророк Миха из него, а не из Иерусалима, ждал появления народного избавителя.
Здесь Самуил помазал Давида на царство.
Возле этого города во времена пророка Иеремии был посад Кимам (Химам), названный так, возможно, по имени сына Барзилая, друга Давида.
В эпоху Ровоама Вифлеем вместе с некоторыми другими городами был превращён в крепость, которая должна была защищать Иудейское царство с юга и юго-запада.
После Вавилонского пленения выходцы из Вифлеема вновь поселились здесь.
С возникновением христианства Вифлеем получил особое значение в христианском мире благодаря тому, что там родился Иисус Христос. Согласно Евангелиям, когда Ирод Великий приказал убить всех младенцев мужского пола, Святое семейство покинуло Вифлеем и скрылось в Египте.
От эпохи Второго Храма в городе до сих пор остаются остатки акведука, по которому вода поступала из Соломоновых прудов в Иерусалим.
Евреи жили в Вифлееме до подавления римлянами восстания Бар-Кохбы, разрушившими город в 135 году.
В Вифлееме во 2 веке после восстания Бар-Кохбы, на месте рождения Иисуса Христа, римляне поставили святилище Адонису, которое простояло до посещения Эрец-Исраэль Еленой, матерью первого императора-христианина Константина. На месте языческого святилища в 326 году Елена воздвигла над гротом, в котором, по преданию, родился Иисус, церковь Рождества.
В 529 году во время восстания самаритян во главе с Юлианом Цабаром против Византийской империи Храм Рождества Христова (церковь Рождества) был разрушен, но после подавления мятежа Юстинианом Великим, здание было восстановлено сохранилась до наших дней.
В 5 веке Иероним поселился в Вифлееме и основал здесь монастырь. Составляя перевод Библии на латинский язык — Вульгату — он пользовался помощью учёных-евреев, живших в окрестностях города.
В 614 году, во время Восстания против Ираклия, город был захвачен персами, которым евреи, вероятно местные. Эти евреи помогали захватывать и Иерусалим.
В 637 году Вифлеем был захвачен арабами.
Примерно в 1170 году еврейский путешественник Вениамин Тудельский нашёл здесь 12 евреев-красильщиков.
Ещё в начале 20 века здесь жили и евреи.
В 1918 году, во время Первой Мировой войны, город был занят британскими войсками.
В 1922 году Вифлеем стал частью Британской Палестины.
В 1947 году, с созданием государства Израиль, Вифлеем и Иерусалим стали особыми анклавами под юрисдикцией ООН («Большой Иерусалим»).
В 1948 году, в ходе Войны Израиля за независимость, Вифлеем (как и Восточный Иерусалим) были захвачены Иорданией. Здесь поселились арабские беженцы.
В 1967 году, во время Шестидневной войны город сдался израильским властям без сопротивления.
После подписания Норвежских соглашений между левыми властями Израиля и ООП Вифлеем с прилегающими населёнными пунктами (Бейт-Сахур, Бейт-Джала и другими) в 1995 году вошёл в состав Палестинской автономии.
Попадание города под власть Палестинской автономии тяжело отразилось на христианской общине, которая уменьшилась более чем вдвое.
Естественным следствием уступок левых стал арабский террор — с началом террористической войны Интифады, развязанной арабскими террористами против Израиля в конце сентября 2000 года, Вифлеем с пригородами превратился в рассадник террора. Из Бейт-Джалы неоднократно совершался обстрел южных районов Иерусалима — Малхи, Гило, Хар-Хома, а также шоссе Иерусалим—Гуш-‘Эцион. После ответных операций израильской армии в городе наступило относительное затишье.
Признание ЮНЕСКО
В 2012 году церковный комплекс стал первым палестинским зданием, которое было включено в Список объектов Всемирного наследия. Перед этим было запущено голосование, в котором были представлены и другие израильско-палестинские объекты (например, храм Соломона), но победила все-таки церковь Рождества. И это несмотря на активное противодействие США и Израиля. Церковный комплекс был тут же утвержден в качестве объекта Всемирного наследия в соответствии с критериями четыре и шесть устава ЮНЕСКО. Решение было спорным с технической и политической точки зрения. Храм также был включен в Список объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой, поскольку он сильно портится и проседает из-за регулярных утечек воды.
И напоследок
Вифлеем, помимо религиозных святынь, церквей, монастырей, гробниц и мечетей, предлагает туристам несколько интересных заведений:
- Палестинский центр наследия — культурный очаг, в котором сочетаются музей, выставочный центр, модные показы традиционной палестинской одежды, сувенирный магазин (вышивки, резьба по дереву и т.д.)
- Фольклорный музей — в самом центре города, заведение небольшое, но очень интересное: здесь представлены практически все ремесла, которыми славится город с незапамятных времен.
Когда ехать?
Лучшее время для посещения Вифлеема — весна и осень. Летом слишком жарко, зимой слишком дождливо и неуютно. Не стоит ехать сюда на Рождественские праздники: толчея, высокие цены, длинные очереди. Как бы ни парадоксально это звучало, но Рождество в Вифлееме способно оставить весьма сложные и отрывчатые впечатления.
Как ехать?
Самый простой способ добраться до города, где родился Иисус — рейсовый автобус из Иерусалима. Дешево и достаточно быстро (около 20 минут), правда, не слишком комфортно, часто бывает тесно.
Такси обойдется дороже в три раза, но удовольствия от поездки больше.
Если вы решили присоединиться к группе туристов, которые формируются на улицах Иерусалима, то все ваши проблемы решает туристическая компания-организатор.
Ухо востро!
Вокруг всех главных достопримечательностей Вифлеема постоянно крутится множество «частных экскурсоводов», которые вылавливают наивных индивидуальных туристов. Они безошибочно определяют того, кто впервые оказался на Земле Обетованной и предлагают свои услуги. Главный аргумент: «Без меня вас никуда не пустят!» Помните! Вас пытаются обмануть, заработать на вас. Вежливо поблагодарите и уверенно сообщите, что не нуждаетесь в услугах. Чаще всего, подобного толка «гиды» могут сообщить лишь одну достоверную информацию: «Иисус родился в Вифлееме». На этом их ценные сведения заканчивается и начинается полная ахинея.
Целесообразнее приобрести путеводитель: дешевле и содержательнее.
Современное состояние
В 1995 году, сразу после подписания временного соглашения по Западному берегу, израильские войска покинули город и передали управление властям Палестинской национальной автономии.
Во время так называемой Второй палестинской интифады вся промышленная и туристическая инфраструктура Вифлеема подверглась значительным разрушениям. Доходило до того, что израильские войска осадили церковь Рождества, где искали убежища палестинские боевики.
Осада продолжалась тридцать девять дней, в результате было достигнуто соглашение об изгнании преступников в иностранные государства. Сегодня регион и страна, где находится Вифлеем, подвергается сильному израильскому давлению. Вокруг города строятся еврейские поселения, которые международное сообщество не признает законными. Кроме того, на окраине города находится стена, возведенная Израилем, а через город проходят дороги для поселенцев, которые разрушают связность городских районов.
Под властью рыцарей-крестоносцев
Войны за Святую Землю сменяли
одна другую. В 619-629 годах Вифлеем оккупировали персы. Они хотели разрушить Храм, но местные жители
показали им фреску с изображением персидских волхвов, явившихся поклониться Христу.
Персы смутились и оставили святыню в покое. В 630-х годах Вифлеем захватили арабы-мусульмане.
Они были воинственны, но недостаточно многочисленны, чтобы вытеснить коренное население.
Зато постепенно вынуждали местных крестьян принимать ислам. Учёный Джеймс Паркес
пишет: «древнейший элемент палестинских крестьян состоит в основном из бывших евреев
и бывших христиан».
Танкред в Первом крестовом походе (крайний справа)
Крестовые походы XI-XV веков
– вооруженное движение народов христианского Запада, имели главной целью освобождение
Иерусалима, Вифлеема, Назарета.
В июне 1099 года Вифлеем
взял двадцатисемилетний военачальник Танкред Таренский с отрядом в 100 всадников-крестоносцев.
Рыцари были католиками. Они первые учредили здесь Вифлеемскую епархию. В Храме Рождества
короновались Иерусалимские короли Балдуин I (1058-1118 г) и Балдуин II
(1075-1131 г).
Крестоносцы владели Вифлеемом
до 1187 года. Затем его заняла армия султана Салах-ад-дина, повелителя Египта и
завоевателя Сирии. Через 5 лет в Храм Рождества было разрешено вернуться двум католическим
священникам и диакону. Сам он был передан Сирийской православной церкви. Затем городом
владел племянник Салах-ад-дина – Аль-Камиль. В 1244 году Вифлеем вошёл в состав
Мамлюкского Египта.
Под властью ислама христиане Вифлеема терпели притеснения.
В 1263 году был уничтожен
один из монастырей, примыкавших к Храму Рождества. В 1266 году мамлюкский султан
Бейбарс I вывез в Египет мрамор и колонны из базилики.
Мы не знаем, кто вёл переговоры
с мусульманской властью, но с 1271 года Вифлеем опять стали посещать католические
паломники, с 1277 года им позволили совершать богослужения. С 1347 года по настоящее
время католическая церковь владеет престолом в приделе Яслей пещеры Рождества. Греческая
церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной
стены.
Гробница Рахели
Рекомендовать место
4
1
Одной из достопримечательностей Палестины является Гробница Рахели, расположенная недалеко от Иерусалима. По преданию, в этом месте была погребена праматерь Рахель. Гробница является местом паломничества евреев и святым местом для христиан и мусульман уже на протяжении многих веков.
Первые сведения о ней приводятся в Книге «Берешит». Это сооружение состоит из надгробия и помещения, построенного вокруг него. В XVI веке к зданию были пристроены еще два купола, соединенные с другими сооружениями, и таким образом гробница превратилась в закрытое помещение. В середине XIX века сооружение было отреставрировано, к помещению добавилась еще одна комната, право пользования которой было разделено между евреями и мусульманами. В 2002 году здание было обнесено высоким бетонным забором, который служил для защиты посетителей от враждебно настроенных арабских жителей. Внутри сооружения находится синагога, в которой ежедневно проходят молитвы и изучение Торы.
В настоящее время Гробница Рахели является историческим памятником, популярным у туристов. Она считается символом возвращения еврейского народа на Священную землю.
Современные путешествия
Вифлеем за свою долгую историю побывал под властью разных государств, христианским он был в общей сложности четыреста лет, последний раз во времена крестоносцев. С тех пор христиане представляют там зависимое меньшинство. Хотя Палестинская администрация относится к ним лояльно, были случаи насилия со стороны радикально настроенных боевиков. Вифлеем передали Палестине в 1995 году, с тех пор количество христиан в городе уменьшилось с 60% до 2%, они предпочитают эмигрировать. А ведь когда-то намеренно переселялись сюда и построили семь кварталов вокруг Храма Рождества.
Исраэль Шамир, православный израильский журналист:
«Войти в Вифлеемскую церковь в рождественскую ночь трудно – стоят качки из палестинской полиции в красных беретах и не пущают. Они сначала должны пропустить vip-ов, — мэра, министров, друзей и прочих важных особ, и только потом начинают скупо пускать молящихся.
Палестинцы многому научились у израильтян, и в первую очередь всему дурному. Что может быть дурнее security, которые стараются помешать людям войти и выйти?
Вифлеемская елка
А как войдешь – тоже мало радости. В вифлеемской церкви из-за обилия телекамер и охранников службы вовсе не видно и не слышно даже в двадцати шагах от алтаря.
Православные христиане Вифлеема – а их немало – не ходят на ночную рождественскую службу, предпочитая утреннюю в своих приходских церквах».
Не может современный человек
не свести политических счётов даже в статье о вифлеемском Рождестве. Довлеет над
нами мирская суета.
Но и сегодня можно встретить возвышенные воспоминания православных паломников.
Ирина Филиппова:
«Когда губы касаются Вифлеемской звезды, время останавливается… или возвращается вспять? Господи, спасибо за все… Чувства убивают мысли… Людей очень много, и все мы прикладываемся конвейером, не до конца осознав, что же произошло. Секунда…и отрываешься, уступая возможность прикоснуться к вечности следующему человеку. Дрожащей рукой ставишь большую белую, вифлеемскую свечу…
Вифлеем. Звезда на месте рождения Христа.
Встаешь возле стены, неотрывно глядя на место, где явился миру Христос. Батюшка начинает петь величание. Но вскоре приходят зажигать свисающие с потолка паникадила, и суровый грек предлагает покинуть помещение – наверху начинается служба. Ты послушно плетешься за монахом, а душа еще там, возле Вифлеемской звезды…».
Мария Курякина:
«Все святыни открыты поклонению, прикладывайся на здоровье. Единственно, на яслях Христовых установлена металлическая сеточка. Как я поняла, для того, чтобы паломники по неведению не ставили туда свои сумки. Простота убранства этой величайшей святыни тронула до глубины души. Святая простота.
Ясли Рождества
Такое же незабываемое впечатление оставило впервые увиденное греческое богослужение.Строгая простота в соединении с большим чувством. Мы не понимали ни слова, но многие из нас плакали. Служил один священник, ему помогала пожилая женщина – чтец. Не передать впечатления от пресуществления святых Даров, которое совершается в двух шагах от тебя.
Служба в Храме Рождества
Такую же теплоту в сердце и умиление вызвала Вифлеемская икона Божией Матери – единственная икона, где Пресвятая Богородица явно улыбается, радуясь о родившемся Сыне».
Вифлеемская икона Божией Матери в Храме Рождества
Можно ли извлечь урок из чужих паломнических заметок?
Когда-то Н.Гоголь писал В.Жуковскому, что святые места должны быть запечатлены в душе христианина, независимо от того, был ли он в Палестине или только намеревается посетить её.
«Соверши, помолясь, жаркой молитвой, это внутреннее путешествие, и все святые окрестности восстанут перед тобой в том свете и колорите, в каком они должны восстать. Какую великолепную окрестность поднимает вокруг себя всякое слово в Евангелии! Как беден перед этим неизмеримым кругозором, открывающимся живой душе, тот узкий кругозор, который озирается мертвыми очами ученого исследователя!»
Прежде, чем войдёте в Вифлеем, научитесь видеть очами духовными, а не только телесными, чтобы оценить сакральность этого места, а не только колонны, мозаику и лампады.
Шоппинг в Вифлееме
В Вифлееме нет крупных торговых центров и европейских брендов одежды, обуви и бижутерии, за всем этим отсюда ездят в Иерусалим. Но зато в городе есть мануфактуры и ремесленные производства, которые торгуют интересными сувенирами и товарами ручной работы.
Самая популярная торговая улица в Вифлееме — Manger Street, там больше всего симпатичных сувенирных лавок. Еще одна достойная внимания улица — Milk Grotto Street, здесь можно найти ювелирные изделия, восточные сладости, специи. Также на ней расположена семейная мастерская, где делают различные сувениры из оливкового дерева. Если попросить, владельцы проведут небольшую экскурсию по мастерской.
Поскольку Вифлеем — центр духовного паломничества, отсюда чаще всего увозят религиозные сувениры: талисманы «хамса» и елей. Также популярна иудейская символика: звезды Давида, Красная нить.
Часто для туристов цены указывают в евро, это означает, что цена точно завышена минимум на 20 %, поэтому не стесняйтесь торговаться.
Понять[править]
Вифлеем | |
араб. بيت لحم, | |
Улица Павла VI | |
Полезная информация | |
Население | 36 000 чел. |
Часовой пояс |
UTC+2:00, UTC+3:00 |
Вифлеем — в общем-то, довольно обычный арабский город с узкими улицами и каменными фасадами в центре и малоинтересной застройкой на окраинах, не очень ухоженный и совершенно хаотический. От других городов он отличается, во-первых, тем, что здесь христианское население составляет хоть и меньшинство, но довольно заметное, а, во-вторых, наличием базилики Рождества Христова. Из-за этого Вифлеем стал единственным на территории Палестинской автономии городом, экономика которого в основном зависит от туризма. Кроме того, в Палестине сложно найти десять квадратных километров земли без пары первоклассных археологических памятников, и Вифлеем тут не исключение. Самый простой способ посетить Вифлеем — приехать туда рано утром из Иерусалима и засветло вернуться обратно. На основные достопримечательности дня вполне хватит, а ночная жизнь в Палестинской автономии вряд ли вам понравится, хотя в целом город вполне безопасный и хорошо отделённый от действительно проблемных палестинских районов.
Историяправить
Вифлеем впервые упоминается в египетских источниках около 1350 г. до н.э. После этого он по нескольким поводам упоминается в Библии: здесь умерла праматерь Рахиль, здесь же происходило действие Книги Руфи, из Вифлеема происходил царь Давид, в Вифлееме же родился Иисус Христос, а тетрарх Иудеи Ирод устроил тут вифлеемское избиение младенцев с целью уничтожить Иисуса, но своей цели, как известно, не достиг. Как и вся остальная Палестина, Вифлееем входил в Римскую империю и был разрушен войсками императора Адриана при подавлении восстания Бар-Кохбы в 136 году. Когда императрица Елена во время своего путешествия в Палестину в 326—328 годах посетила Вифлеем, город лежал в руинах. Елена приказала отстроить его заново и построить базилику Рождества Христова, что и было сделано. Базилику, впрочем, сильно повредили в 529 году во время восстания, и её пришлось потом восстанавливать. С этого времени церковь сохранилась в практически неизменном виде. Её не разрушали ни при каких властях, только пристраивали с разных сторон новые здания.
В 614 году Вифлеем перешёл под контроль персов, а в 637 году — арабов. Наконец, в 1099 году Вифлеем, который со времён царя Давида не играл в политике абсолютно никакой роли и мало отличался от соседних поселений, был захвачен крестоносцами, которые укрепили его и пристроили монастырь к базилике Рождества, не забыв прогнать оттуда православных монахов и заменить их на католических. В 1100 году в Вифлееме был коронован Балдуин I, король Иерусалимский. Крестоносцы владели городом до 1187 года, когда его отвоевал Саладин. На короткое время в 1229 году он снова был передан основанному крестоносцами королевству Иерусалимскому, но в 1244 году арабы отвоевали Вифлеем обратно. После 1250 года Палестина перешла под власть мамлюкской династии, правившей из Каира. Мамлюки снесли городскую стену и окончательно установили совместный контроль над базиликой Рождества католической, православной и армянской церквями, хотя конфликты между разными конфессиями периодически возникали вплоть до XX века. В 1517 году территория перешла под контроль Османской империи и, за исключением периода в 1831 по 1841 год, когда городом правила египетская династия Мухаммада Али, оставалась в составе Турции до 1920 года. С 1920 по 1948 год Вифлеем входил в состав Британской Подмандатной Палестины.
По резолюции ООН 1947 года о разделе Палестины, Вифлеем вместе с Иерусалимом был включён в особую территорию, которая должна была оставаться под прямым управлением ООН. Как известно, резолюция не была выполнена, и в ходе войны 1948 года Вифлеем вместе с Восточным Иерусалимом заняла Иордания. Одновременно в город пошёл поток беженцев, преимущественно мусульманских, в результате чего христиане перестали составлять в Вифлееме большинство. В ходе Шестидневной войны 1967 года Вифлеем перешёл под контроль Израиля, но не был включён в государство Израиль, оставаясь на территории с юридически неясным статусом. В 1995 году город был передан Палестинской администрации, находящейся в Рамалле, куда, впрочем, из Вифлеема можно попасть только через территорию Израиля. Территории вокруг Вифлеема довольно сложным образом разделили на три категории. Сам город попал в зону А, считающуюся наиболее опасной, и куда доступ гражданам Израиля запрещён. Во вторую Интифаду 2000—2005 гг. город пострадал, хоть и не очень сильно, а затем быстро была построена стена, отделяющая Палестинские территории от Израиля, и Вифлеем постепенно привык к блокпостам, не помешавшим, впрочем, туризму как основному источнику дохода.
Главная достопримечательность
Само место, где находится город Вифлеем, его история окутаны тайнами. Проследить древнейшую часть исторических событий можно, опираясь на спорные источники и археологию. В Вифлееме родился Иисус Христос, что и определило основную ценность этого города в глазах верующих и историков. В связи с нахождением в Вифлееме пещеры Рождества, город приобрел мировое значение. За святыню христиане бились с мусульманами много веков. Крестовые завоевания уступали место восточным царям. История вокруг Святыни знает много кровавых битв.
В 326 году по повелению императрицы Византии Елены над пещерой Рождества была воздвигнута базилика Рождества Христова. В 529 году храму был нанесен значительный урон самаритянами, взбунтовавшимися против Византийского правления. Подавив восстание, император Юстиниан восстановил базилику, расширив помещение храма.
С 1517 года и до окончания Первой мировой войны вся Святая Земля, включая Вифлеем, относились к Османской империи. Однако паломникам вход к Святыне не закрывался, каждый верующий мог прийти на поклонение без препятствий. Однако путь был небезопасным.
В 1995 году благодаря переговорам место, где находится Вифлеем, перешло под правление Палестинской автономии. Так маленький исторический город стал центром небольшой провинции.