Храм рождества христова

Содержание:

История храма

Деревянная церковь на месте храма Рождества Христова на Песках появилась еще в 1752 г. Тогда на Пески была переведена с правого берега Невы целая слобода строителей и мастеровых. Они находились в подчинении Конторы строения домов и садов. При планировке района было решено построить храм на центральной площади. Поначалу это была небольшая деревянная церковь с единственным приделом Всех Святых. Ее освятили в 1753 г.

Деревянный храм быстро обветшал и стал слишком тесным для многочисленных прихожан. В 1781 г. был заложен новый каменный храм, который мог вмещать по некоторым оценкам до 3 тыс. человек. Проект разработал архитектор П. Егоров. Строители, прихожане храма каменщики Ст. Судакова, окончили постройку здания вчерне к 1783 г. При этом широко использовались материалы, оставшиеся после разборки дворцов.

Всесвятский придел был освящен в 1787 г., а придел Рождества Богородицы – в 1788 г. Главный престол новой церкви освятили в 1789 г. При этом присутствовали император Павел I, наследник Александр Павлович, императрица Мария Федоровна.

Впоследствии церковь Рождества на Песках претерпела множество перестроек и реставраций. В 1826 г. главный придел переделали в теплый. Позже боковые приделы перенесли ближе к алтарю, декорировали их серебряными рельефами и пр. В 1859 г. случился масштабный пожар, в котором слобода строителей Канцелярии сильно пострадала. Однако, церковь устояла и была реставрирована. В 1886 г. началась очередная переделка к столетию храма: были пристроены притвор и ризница, расписан главный неф.

Мастеровые и строители, прихожане церкви на Песках были малообеспеченными людьми, и приход всегда занимался благотворительностью. В церкви существовало благотворительное братство, заведовавшее приютом, школой и богадельней. С 1896 по 1918 годы действовала столовая для бесплатной раздачи еды бедным.

В 1933 г. в храме прекратились богослужения. А в 1934 г. его разобрали, несмотря на статус памятника архитектуры. Последний настоятель церкви Рождества на Песках протоиерей Григорий (Сербаринов) был казнен в 1938 г. На месте храма до сих пор был Рождественский сквер.

Святыни

Наиболее почитаемой иконой храма на Песках была икона Рождества Христова. К ней обращались с молитвами о рождении, учении и воспитании детей. Также в 1901 г. в храме появилась икона св. Гурия, Самона и Авива, обретенная в земле. Она покровительствовала браку и быстро стала весьма почитаемой в округе. Перед революцией в церкви на Песках хранились старинные образа, евангелия елизаветинских времен в драгоценных окладах, церковная утварь и пр.

Религиозная жизнь прихода

Первое богослужение в новопостроенном храме состоялось в начале января 2008 года, сразу после его освящения иерейским чином. С этого же времени начались и регулярные богослужения в храме Рождества Христова на Коллонтай. Расписание их приводится ниже. В первые годы они уже проводились, несмотря на то, что внутри здания еще продолжались отделочные работы, завершившиеся лишь спустя несколько лет. Одновременно с ними начали совершаться и все таинства, предусмотренные канонами Православной Церкви.

В течение всего последнего десятилетия храм ежедневно открывает свои двери в 9:30 для всех, кто желает исповедоваться, а затем в 10:00 в его стенах начинается Божественная литургия. Вечерние службы, включающие в себя и всенощное бдение, начинаются в 18:00. В дополнение к этому, по воскресным и праздничным дням в 12:00 в храме проводится встреча с катехизатором, а в 13:00 совершается таинство крещения. Кроме того, по вторникам, средам и воскресениям в храме Рождества Христова на Коллонтай расписание богослужений дополняется пением акафистов Иисусу Сладчайшему, Божьей Матери и великомученику Пантелеймону.

История храма

Деревянная церковь на месте храма Рождества Христова на Песках появилась еще в 1752 г. Тогда на Пески была переведена с правого берега Невы целая слобода строителей и мастеровых. Они находились в подчинении Конторы строения домов и садов. При планировке района было решено построить храм на центральной площади. Поначалу это была небольшая деревянная церковь с единственным приделом Всех Святых. Ее освятили в 1753 г.

Деревянный храм быстро обветшал и стал слишком тесным для многочисленных прихожан. В 1781 г. был заложен новый каменный храм, который мог вмещать по некоторым оценкам до 3 тыс. человек. Проект разработал архитектор П. Егоров. Строители, прихожане храма каменщики Ст. Судакова, окончили постройку здания вчерне к 1783 г. При этом широко использовались материалы, оставшиеся после разборки дворцов.

Всесвятский придел был освящен в 1787 г., а придел Рождества Богородицы – в 1788 г. Главный престол новой церкви освятили в 1789 г. При этом присутствовали император Павел I, наследник Александр Павлович, императрица Мария Федоровна.

Впоследствии церковь Рождества на Песках претерпела множество перестроек и реставраций. В 1826 г. главный придел переделали в теплый. Позже боковые приделы перенесли ближе к алтарю, декорировали их серебряными рельефами и пр. В 1859 г. случился масштабный пожар, в котором слобода строителей Канцелярии сильно пострадала. Однако, церковь устояла и была реставрирована. В 1886 г. началась очередная переделка к столетию храма: были пристроены притвор и ризница, расписан главный неф.

Мастеровые и строители, прихожане церкви на Песках были малообеспеченными людьми, и приход всегда занимался благотворительностью. В церкви существовало благотворительное братство, заведовавшее приютом, школой и богадельней. С 1896 по 1918 годы действовала столовая для бесплатной раздачи еды бедным.

В 1933 г. в храме прекратились богослужения. А в 1934 г. его разобрали, несмотря на статус памятника архитектуры. Последний настоятель церкви Рождества на Песках протоиерей Григорий (Сербаринов) был казнен в 1938 г. На месте храма до сих пор был Рождественский сквер.

Святыни

Наиболее почитаемой иконой храма на Песках была икона Рождества Христова. К ней обращались с молитвами о рождении, учении и воспитании детей. Также в 1901 г. в храме появилась икона св. Гурия, Самона и Авива, обретенная в земле. Она покровительствовала браку и быстро стала весьма почитаемой в округе. Перед революцией в церкви на Песках хранились старинные образа, евангелия елизаветинских времен в драгоценных окладах, церковная утварь и пр.

Немного истории

Храм Рождества Христова на Коллонтай, фото которого приводятся в статье, расположен на правом берегу Невы, в районе, за которым исторически закрепилось название Веселого поселка. О его происхождении ведется немало споров, но наиболее достоверной считается версия, согласно которой свое название он унаследовал от располагавшейся там во второй половине XIX века немецкой колонии Lustdorf, что буквально переводится как «Веселая деревня».

Исторически на том месте, где ныне возвышается храм Рождества Христова (на Коллонтай), никакого культового сооружения не было, и возведен он был не в рамках программы восстановления ранее утраченных святынь, как это повсеместно происходит в наши дни, а по совершенно иному поводу.

Расписание богослужений на сентябрь 2021 года

2 сентябрячетверг 18.00 Вечерня, утреня
Исповедь
3 сентябряпятница 07.40 Часы
08.00 Божественная Литургия
18.00 Вечерня, утреня
Исповедь
4 сентябрясуббота 08.40 Часы
09.00 Божественная Литургия
17.00 Всенощное бдение
Исповедь
5 сентябрявоскрес. Неделя 11-я по Пятидесятнице.Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы.
08.40 Часы
09.00 Божественная ЛитургияМолебен на начало учебного года
7 сентябрявторник 18.00 Вечерня, утреня
Исповедь
8 сентябрясреда Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.Мчч. Адриана и Наталии
07.40 Часы
08.00 Божественная Литургия
18.00 Вечерня, утреня
Исповедь
9 сентябрячетверг 07.40 Часы
08.00 Божественная Литургия
10 сентябряпятница 18.00 Всенощное бдение
Исповедь
11 сентябрясуббота Усекновение главыПророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
08.40 Часы
09.00 Божественная Литургия
17.00 Всенощное бдение
Исповедь
12 сентябрявоскрес. Неделя 12-я по Пятидесятнице.Обретение мощей блгв. кн. Даниила Московского.Перенесение мощей блгв. вел. кн. Александра Невского
08.40 Часы
09.00 Божественная Литургия
16 сентябрячетверг 18.00 Вечерня, утреня
Исповедь
17 сентябряпятница Обретение мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского
07.40 Часы
08.00 Божественная Литургия
18.00 Вечерня, утреня
Исповедь
18 сентябрясуббота Прор. Захарии и прав. Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи
08.40 Часы
09.00 Божественная Литургия
17.00 Всенощное бдение
Исповедь
19 сентябрявоскрес. Неделя 13-я по Пятидесятнице.Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех
08.40 Часы
09.00 Божественная Литургия
20 сентябряпонедел. 18.00 Всенощное бдение
Исповедь
21 сентябрявторник РОЖДЕСТВОПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙБОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ
07.40 Часы
08.00 Божественная Литургия
23 сентябрячетверг 18.00 Вечерня, утреня
Исповедь
24 сентябряпятница Прп. Силуана Афонского
07.40 Часы
08.00 Божественная Литургия
18.00 Вечерня, утреня
Исповедь
25 сентябрясуббота Суббота пред Воздвижением.Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы
08.40 Часы
09.00 Божественная Литургия
17.00 Всенощное бдение
Исповедь
26 сентябрявоскрес. Неделя 14-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением.Память обновления (освящения)храма Воскресения Христова в Иерусалиме(Воскресение словущее)
08.40 Часы
09.00 Божественная Литургия
17.00 Вечерня, утреня
Исповедь
27 сентябряпонедел. ВОЗДВИЖЕНИЕЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯДень постный
07.40 Часы
08.00 Божественная Литургия
29 сентябрясреда 18.00 Вечерня, утреня
Исповедь
30 сентябрячетверг Мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
07.40 Часы
08.00 Божественная Литургия
1 октябряпятница 18.00 Вечерня, утреня
Исповедь
2 октябрясуббота Суббота по Воздвижении.
08.40 Часы
09.00 Божественная Литургия
17.00 Всенощное бдение
Исповедь
3 октябрявоскрес. Неделя 15-я по Пятидесятнице, по Воздвижении
08.40 Часы
09.00 Божественная Литургия

Инициатива будущих прихожан

Дело в том, что в сентябре 2002 года на этом самом месте при задержании опасного преступника погиб старший уполномоченный уголовного розыска Петр Шуляев. Когда встал вопрос об увековечении его памяти, в дело вмешалась инициативная группа, уже более года пытавшаяся провести в жизнь идею создания в районе православного прихода. Ее члены обратились к городским властям с предложением возвести на месте гибели милиционера храм, в котором так нуждались верующие жители Веселого поселка и который бы стал достойным памятником его героизму.

Их просьба была удовлетворена. В конце декабря 2002 года были получены соответствующие документы, и члены все той же инициативной группы направили руководству Санкт-Петербургской митрополии прошение о назначении настоятелем будущего храма Рождества Христова на Коллонтай священника Олега Жаворонкова. Это их ходатайство также получило одобрение.

Кто может быть крестным воспреемником

Крестным должен быть православный христианин, который регулярно (не менее одного раза в месяц) участвует в Таинствах Православной Церкви, таких как Исповедь и Причастие, должен быть готовым регулярно водить крестника в храм и обеспечивать его христианское воспитание.

Крестным не может быть католик, мусульманин или очень хороший атеист, потому что главная обязанность крестного — помогать ребенку вырасти в православной вере. Крестными родителями не могут быть люди безнравственные, например, живущие в незарегистрированном браке, и безумные. Первые потому, что они самим образом жизни не заслуживают быть крестными, а вторые — потому, что по болезни не способны ни ручаться за веру крещаемого, ни учить его вере;

Крестными не могут быть отец и мать ребенка, а также муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка. Остальные родственники – бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными.

Вопреки суевериями беременная и незамужняя женщины могут быть крестными и мальчиков и девочек.

Крестная мать не может принимать участие в Таинстве Крещения находясь в телесной нечистоте.

Что делать, если нет крёстных?

Если нет одного или двоих крёстных, необходимо обсудить этот вопрос со священником.

Святыни

Временная деревянная часовня возводилась во имя самой главной святыни всего комплекса — Иконы Божией Матери «Утоли моя Печали». Именно ей молились прихожане, пока шло основное строительство.

Справа от главного престола находится еще одна значимая святыня храма на Большевиков — икона Рождества Христова. Она знаменует один из престольных праздников и ей поклоняются во время рождественской литургии.

В церкви есть три иконы с мощами. Для поклонения они выставляются в дни святых: Святителя Иоасафа Белгородского, священномученика Иоанна Рижского и Преподобного Антония Дымского. Под престолом главного придела храма также положены мощи Иоана Рижского.

Таинство Елеосвящения

Елеосвящение или соборование — это таинство, в котором при помазании человека освящённым елеем (маслом) на него призывается Божия Благодать для исцеления от телесных и душевных болезней и отпущения ему забытых без злого умысла грехов. Младенцев не соборуют, так как у них не может быть сознательно совершённых грехов. Елеосвящение может совершаться в церкви или у постели больного. Елеосвящение требует от человека веры и покаяния. Исцеление — это свободный дар Всеблагого любящего Бога, а не неизбежный результат каких-то внешних действий. Поэтому Таинство Елеосвящения не является магическим ритуалом, результатом которого будет непременное физическое исцеление. После или перед Таинством Соборования православные, как правило, стараются исповедоваться и причаститься. Соборование может совершаться при тяжелой болезни в течение всего года, а в Великий Пост по традиции к таинству приступают все верующие.

Религиозная жизнь прихода

Первое богослужение в новопостроенном храме состоялось в начале января 2008 года, сразу после его освящения иерейским чином. С этого же времени начались и регулярные богослужения в храме Рождества Христова на Коллонтай. Расписание их приводится ниже. В первые годы они уже проводились, несмотря на то, что внутри здания еще продолжались отделочные работы, завершившиеся лишь спустя несколько лет. Одновременно с ними начали совершаться и все таинства, предусмотренные канонами Православной Церкви.

В течение всего последнего десятилетия храм ежедневно открывает свои двери в 9:30 для всех, кто желает исповедоваться, а затем в 10:00 в его стенах начинается Божественная литургия. Вечерние службы, включающие в себя и всенощное бдение, начинаются в 18:00. В дополнение к этому, по воскресным и праздничным дням в 12:00 в храме проводится встреча с катехизатором, а в 13:00 совершается таинство крещения. Кроме того, по вторникам, средам и воскресениям в храме Рождества Христова на Коллонтай расписание богослужений дополняется пением акафистов Иисусу Сладчайшему, Божьей Матери и великомученику Пантелеймону.

Начало благого дела

В те же дни на месте будущего строительства установили поклонный крест, а рядом начали возводить временную деревянную церковь для совершения богослужений в период проведения основных работ. К ноябрю 2003 года она была построена и торжественно освящена. Официальная же регистрация новообразованного прихода состоялась еще в марте 2002 года.

После оформления соответствующих документов, в августе 2004 года, приступили к заливке фундамента храма Рождества Христова на Коллонтай. Любопытно отметить, что бетон при этом замешивали не на обычной воде, а на святой, специально доставленной в Веселый поселок из 24 источников. Кроме того, по желанию прихожан в фундамент были помещены камни и земля, привезенные из таких священных для каждого христианина мест, как Афон, Синайская гора, Иерусалим, а также некоторых российских паломнических центров.

Храм, прославивший своих создателей

Созданием проекта храма и всеми работами по его возведению руководил псковский архитектор Андрей Михайлович Лебедев. Его же земляками были изготовлены киоты для икон и деревянный резной иконостас. Что же касается 12 колоколов, то для строящейся святыни их отлили на воронежском колокольном заводе.

По своим художественным особенностям нововозведенный храм во многом перекликается со знаменитым Софийским собором в Новгороде, однако имеет при этом целый ряд оригинальных архитектурных решений. Особенно следует выделить пятиглавие, хоть и традиционное для российского храмового зодчества, но составленное в данном случае из куполов, выполненных в византийском стиле. Благодаря этой находке постройка храма Рождества Христова вошла в число наиболее ярких архитектурных событий последних десятилетий.

Архитектура

Христорождественская церковь на песках была построена по канонам зрелого классицизма. В плане представляющая собой крест, она напоминала по своему пространственному решению Троицкий храм Александро-Невской лавры. Ионический портик с фронтоном украшал главный фасад. Вход, обращенный на запад, с двух сторон венчали две колокольни. Объемный центральный купол был высотой 13 сажен (28 м).

Воссоздание

Общественная дискуссия по воссозданию храма Рождества на Песках велась с 2000 г. В результате археологических исследований, инициированных Правительством Санкт-Петербурга, в 2012 г. удалось обнаружить фундамент и фрагменты стен. В настоящее время участок взят под охрану как достопримечательное место. По планам и описаниям создан новый проект работы архитекторов из «Литейной части 91». Собраны более 300 млн руб. на воссоздание храма и начаты работы.

Таинство Брака

Брак (Венчание) — великое таинство, а не просто красивый обряд. В таинстве Брака благословляется супружеский союз жениха и невесты и испрашивается Благодать Божия для взаимной помощи, благословенного рождения и воспитания детей. Целью брака является не столько деторождение, сколько духовно-телесное единство, взаимодополнение, взаимопомощь и спасение через любовь к ближнему. Поэтому к нему необходимо относиться со страхом Божиим. В идеале христианский брак нерасторжим. Расторжение его стало возможным лишь как уступка «жестокосердию» людей. Чтобы приступить к таинству брака в храме Рождества Христова, необходимо обратиться ко священнику.

Обязанности крестных воспреемников

Крестные мать и отец, участвуя в Таинстве, принимают на себя ответственность за маленького члена Церкви. Они отвечают за последующее наставление и воспитание крестника в православной вере.

Главное, в чем берет на себя обязательство крёстный родитель, – это не в том только, чтобы присутствовать на Крещении, но и потом помочь воспринятому от купели возрастать, укрепляться в церковной жизни.

По учению Церкви, за то, как мы позаботились об исполнении этих своих обязанностей, с нас так же спросится в день последнего суда, как и за воспитание наших собственных детей. Поэтому, конечно, ответственность очень и очень большая.

Крестные родители обязаны знать наизусть основы нашей веры, выраженные в Символе Веры, должны сами жить, исповедуя веру, т.е. участвовать в общественных богослужениях, Церковных Таинствах. Это же должны знать и родители.

Начало благого дела

В те же дни на месте будущего строительства установили поклонный крест, а рядом начали возводить временную деревянную церковь для совершения богослужений в период проведения основных работ. К ноябрю 2003 года она была построена и торжественно освящена. Официальная же регистрация новообразованного прихода состоялась еще в марте 2002 года.

После оформления соответствующих документов, в августе 2004 года, приступили к заливке фундамента храма Рождества Христова на Коллонтай. Любопытно отметить, что бетон при этом замешивали не на обычной воде, а на святой, специально доставленной в Веселый поселок из 24 источников. Кроме того, по желанию прихожан в фундамент были помещены камни и земля, привезенные из таких священных для каждого христианина мест, как Афон, Синайская гора, Иерусалим, а также некоторых российских паломнических центров.

Архитектура и убранство

Проектировщик и руководитель строительства архитектор Андрей Михайлович Лебедев выбрал для Храма на Коллонтай византийский стиль оформления. Это дало сходство с новгородским Софийским Собором.

Церковь возводилась по древним канонам крестово-купольного типа строительства и в ней находятся четыре престола:

  • во имя Рождества Христова — главный;
  • во имя Всех Святых — пещерный храм в цокольном этаже;
  • во имя иконы Божьей матери «Утоли моя печали» — северный (левый);
  • во имя св. великомученика Георгия Победоносца — южный (правый).

В византийском стиле выполнены и купола, украшающие пять глав храма. Киоты и деревянный резной иконостас были изготовлены земляками архитектора, псковичами. Колокола отливались в Воронеже, на колокольном заводе.

Росписью иконостаса пещерного престола во имя Всех святых занимался Селиванов Дмитрий Евгеньевич, мастер религиозно-исторической живописи.

Главные иконы расположены в престолах, посвященных им. Некоторые иконы особенно ценятся прихожанами. К ним приносят цветы в знак благодарности, и считают их чудотворными. Например, Икона Божьей Матери «Помощница в родах».

Архитектура

Христорождественская церковь на песках была построена по канонам зрелого классицизма. В плане представляющая собой крест, она напоминала по своему пространственному решению Троицкий храм Александро-Невской лавры. Ионический портик с фронтоном украшал главный фасад. Вход, обращенный на запад, с двух сторон венчали две колокольни. Объемный центральный купол был высотой 13 сажен (28 м).

Воссоздание

Общественная дискуссия по воссозданию храма Рождества на Песках велась с 2000 г. В результате археологических исследований, инициированных Правительством Санкт-Петербурга, в 2012 г. удалось обнаружить фундамент и фрагменты стен. В настоящее время участок взят под охрану как достопримечательное место. По планам и описаниям создан новый проект работы архитекторов из «Литейной части 91». Собраны более 300 млн руб. на воссоздание храма и начаты работы.

Инициатива будущих прихожан (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Дело в том, что в сентябре 2002 года на этом самом месте при задержании опасного преступника погиб старший уполномоченный уголовного розыска Петр Шуляев. Когда встал вопрос об увековечении его памяти, в дело вмешалась инициативная группа, уже более года пытавшаяся провести в жизнь идею создания в районе православного прихода. Ее члены обратились к городским властям с предложением возвести на месте гибели милиционера храм, в котором так нуждались верующие жители Веселого поселка и который бы стал достойным памятником его героизму.

Их просьба была удовлетворена. В конце декабря 2002 года были получены соответствующие документы, и члены все той же инициативной группы направили руководству Санкт-Петербургской митрополии прошение о назначении настоятелем будущего храма Рождества Христова на Коллонтай священника Олега Жаворонкова. Это их ходатайство также получило одобрение.

Рождественский храм на Советской улице. Репортаж о восстановлении церкви в центре Петербурга

Ее взорвали в 1934 году, восстановить решили в 2017-м. На 6-й Советской улице скоро снова вырастет храм Рождества Христова. Когда-то церковь была центром исторического района Пески и дала название всем десяти Рождественским, ныне Советским улицам. Во время войны на месте храма была зенитная установка. Как идет восстановление церкви, расскажет Артём Шарипов.

У отца Андрея все наоборот: приход насчитывает полсотни верующих, а церкви нет. Священник сейчас — настоятель храма, который только строят. Временно службы ведутся в гараже, что здесь же на стройке. А церковный ход во время Пасхи проводили во дворе.

Намоленное место во время войны временно позиция для защитников Ленинграда. На площади стояла зенитка, боевые следы и сейчас в изобилии находят археологи. Они копали здесь перед началом строительства.

Обнаруженный фугас как напоминание о мире — теперь подставка для церковной свечи. А потом, как и все найденное в земле, экспонат в музее при восстановленной церкви. Экспозициям быть, благо и о самом храме тоже можно многое рассказать.

Его возводили для имперской канцелярии строения домов, проще говоря, церковь считалась корпоративной для всех архитекторов города. И с тех пор, как ее построили по проекту Петра Егорова, и район, и десять главных улиц получили название храма. Сегодня, когда святыню восстанавливают, вспоминают и о прежних названиях улиц.

Рождественские улицы в Советские переименовали за десять лет до уничтожения храма. Церковь взорвали, а на ее месте разбили сквер. Теперь наоборот исчезают деревья. Но архитектор проекта Рафаэль Даянов отвечает на критику документом.

Все деревья остались за периметром церкви. Сам храм ограждать забором не планируют, строители уверены, район после восстановления храма преобразится. Через год его обещают сдать в эксплуатацию.

Немного истории

Храм Рождества Христова на Коллонтай, фото которого приводятся в статье, расположен на правом берегу Невы, в районе, за которым исторически закрепилось название Веселого поселка. О его происхождении ведется немало споров, но наиболее достоверной считается версия, согласно которой свое название он унаследовал от располагавшейся там во второй половине XIX века немецкой колонии Lustdorf, что буквально переводится как «Веселая деревня».

Исторически на том месте, где ныне возвышается храм Рождества Христова (на Коллонтай), никакого культового сооружения не было, и возведен он был не в рамках программы восстановления ранее утраченных святынь, как это повсеместно происходит в наши дни, а по совершенно иному поводу.

Полезная информация

На протяжении трех веков Христорождественский храм ни на минуту не закрывал свои двери. В конце ХХ столетия началось возрождение измайловской святыни, а вместе с тем и активная деятельность прихода.

Престольные праздники

Поскольку церковь в Измайлово имеет три престола, официально празднуется несколько связанных с ними дат:

  • 7 января – Рождество Христово;
  • 21 июля и 4 ноября – Казанская икона Богоматери;
  • 19 декабря и 22 мая – святитель Николай Чудотворец;
  • 25 октября – Иерусалимская икона Богородицы.

Социальная работа

Уже несколько десятилетий измайловская церковь занимается благотворительностью. Она предоставляет гуманитарную помощь многодетным семьям, неимущим, сиротам, старикам, людям с ограниченными возможностями. Священники храма активно сотрудничают с социальными учреждениями, обеспечивая вышеперечисленные категории населения бесплатными юридическими, медицинскими и транспортными услугами.

Совет автора

Церковь Рождества Христова также коммуницирует с системой образования, снабжая школы и библиотеки религиозной литературой. Немаловажную роль играет реабилитационный центр «Трезвение», который направлен на борьбу с алкогольной зависимостью и табакокурением.

Воскресная школа

С 1991 г. при Христорождественском храме работает воскресная школа, состоящая из пяти классов. Преподавание в ней ведут профессиональные педагоги, а также священники, занимающиеся богословием. Дети изучают Священное Писание, биографии святых, литургику, основы праведной жизни, церковнославянский язык, религиоведение. Те, у кого есть талант к пению, посещают детский хор, а остальные выполняют обязанности пономарей, читают часы или помогают звонарям.

Кроме основных занятий, в воскресной школе открыто несколько кружков: пения, рисования, туризма, а также спортивная секция. Здесь существует приходская музыкальная группа, состоящая из лучших вокалистов. Они часто выступают на местных праздниках и регулярно участвуют в отчетных концертах.

При Христорождественском храме работает воскресная школа

Расписание богослужений

Двери измайловского храма открыты для посетителей ежедневно с 7:00 до 20:00. Расписание служб практически не меняется, однако для уточнения лучше свериться с официальным сайтом.

День недели

Время

Служба

Воскресенье

7:00

Ранняя литургия

10:00

Поздняя литургия

17:00

Акафист иконе Божьей Матери «Иерусалимской»

Понедельник

9:00

Ранняя литургия

17:00

Вечерня

Вторник

9:00

Ранняя литургия

17:00

Вечерня

18:00

Акафист богородичному лику «Неупиваемая чаша»

Среда

9:00

Ранняя литургия

17:00

Вечерня

Четверг

9:00

Ранняя литургия

17:00

Вечерня

18:00

Акафист святителю Николаю Мирликийскому

Пятница

9:00

Ранняя литургия

17:00

Вечерня

Суббота

9:00

Ранняя литургия

11:00

Панихида

17:00

Всенощная

Двери измайловского храма открыты для посетителей ежедневно

Как добраться

Христорождественская церковь находится по адресу: г. Москва, Измайловский проезд, д. 28. Добраться до нее можно тремя способами:

  • от метро «Черкизовская» на 230-й маршрутке (остановка «Школа»);
  • со станции «Измайловская» автобусом №34;
  • от метро «Щелковская» маршрутом №32 или 41.

Несмотря на трудную долю, выпавшую храму Рождества Христова, он сохранился практически нетронутым. До сих пор посетить московскую святыню ежегодно приезжают миллионы паломников, чтобы отдать дань истории и поклониться чудотворным иконам.

Что нужно для крещения

  • Перед тем как принять участие в Таинстве Крещения будущие крестные должны пройти собеседование со священником в нашем храме в любое время после службы (смотрите расписание богослужений).
  • Родители и крестные воспреемники должны пройти обязательную катехизацию.
  • Крестные родители и все православные христиане (кровные, приемные родители или гости) во время Таинства, находясь в храме, должны иметь на себе нательный крест.
  • Крестные отец и мать должны уметь прочитать, знать и понимать Православный Символ Веры.
  • Для участия в Таинстве Крещения необходимо приобрести нательный крестик и принести полотенце для вытирания, которое по традиции оставляют в храме.

Храм, прославивший своих создателей (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Созданием проекта храма и всеми работами по его возведению руководил псковский архитектор Андрей Михайлович Лебедев. Его же земляками были изготовлены киоты для икон и деревянный резной иконостас. Что же касается 12 колоколов, то для строящейся святыни их отлили на воронежском колокольном заводе.

По своим художественным особенностям нововозведенный храм во многом перекликается со знаменитым Софийским собором в Новгороде, однако имеет при этом целый ряд оригинальных архитектурных решений. Особенно следует выделить пятиглавие, хоть и традиционное для российского храмового зодчества, но составленное в данном случае из куполов, выполненных в византийском стиле. Благодаря этой находке постройка храма Рождества Христова вошла в число наиболее ярких архитектурных событий последних десятилетий.

Катехизация перед Крещением

Чтобы стать христианином или вырастить христианина из ребёнка, необходимо понимать, какие обязанности появляются у крестного воспреемника, родителя или взрослого новокрещённого в следствии Таинства Крещения. Приступать к таинству Крещения необходимо осознанно, а не формально.

Поэтому перед Крещением полагается пройти катехизацию. Она позволяет узнать, что такое таинство Крещения, его смысл и цель, узнать основы православной веры и христианской жизни.

В храме Рождества Христова катехизация перед крещением обязательна.

Катехизация на данный момент состоит из 2-х бесед с катехизатором и проходит по субботам и воскресеньям в 12:00 в Храме Всех Святых (цокольный этаж Храма Рождества Христова).

Таинство Крещения

Крещение есть Таинство духовного рождения и возможно лишь единожды. В Крещении человек принимается в лоно Церкви и получает возможность может приступать к других таинствам. Крещение не даёт гарантию спасения, но открывает путь к нему. Некрещеный человек в силу первородного греха в сущности не может не грешить, а крещёный, хотя и может грешить, но властен и не грешить. После Таинства Крещения совершается Таинство Миропомазания. Младенцы крещаются по вере родителей и воспреемников, которые обязаны позаботиться о том, чтобы ребёнок стал настоящим христианином. Для крещения взрослого человека требуется сознательное желание стать христианином, крепкая вера и покаяние. Крестным воспреемникам, родителям и взрослым крещающимся перед Крещением необходимо пройти краткий курс катехизации.

См. также: О Крещении

Внутреннее убранство

Внутри Христорождественская церковь выглядит не менее богато, чем снаружи. Так, главный вход украшает массивная железная дверь конца XIX столетия, которую спроектировал Павел Сальников. Иконостасы же, созданные Сергеем Рожковым, и вовсе остались нетронутыми.

Внутри Христорождественская церковь выглядит богато

Когда в 1735 г. святые лики реставрировались, многие из них были заменены на иконы авторства Петра Пискулина. Тогда же все три иконостаса обзавелись филигранной узорчатой резьбой. Спустя полтора века храмовую роспись решили обновить. Поскольку финансовых средств не хватало, заказ был отдан московскому мастеру Василию Гурьянову, который скопировал знаменитые работы Ильи Репина и Федора Бронникова.

Несмотря на реставрационные работы, измайловский храм все же сохранил связь с древностью, а в его внутреннем убранстве легко читается колорит XVII столетия. Это можно заметить по низкому своду, высоким аркам, а также большим настенным росписям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector