Хазария

Религия Хазарского каганата

Здесь, как вы уже поняли, все просто. Многонациональный состав обеспечил множество конфессий. То есть, поклонники различной веры чувствовали себя в каганате неплохо. Изредка только мусульмане подвергались гонениям, но это было связано с непрекращающимися арабо-хазарскими стычками и войнами.Религией правящей верхушки и основного слоя хазарского общества был иудаизм. Откуда же он пришел?

Напомним, мусульманство появилось в 613-ом году, и хазары, хоть и тяготели к Востоку, о нем просто не знали. Зато с юга начали в 450-х годах прибывать этнические иудеи. Да, прямо оттуда, откуда их согнали злые ассирийцы, насильно насаждавшие зороастризм. Есть мнение, что это было одно из десяти исчезнувших колен израилевых, ведущее своей род от Шим’она (сын Иакова). Так или иначе, хазары принимали евреев и смешивались с ними.

Может быть, это и стало основной причиной принятия иудаизма в одной отдельно взятой загадочной восточной стране.

Хазарские раввины

А, может, были иные причины. Политические, например. В пику соперникам арабам и византийцам следовало что-то сделать. Или экономические. Ведь евреи — это капитал, приток капитала в Хазарию, измученную завоеваниями и погромами.

Исторический факт

Иехуда ха-Леви, иудей-философ 12-го века, пересказывает историю принятия иудаизма Хазарским царем Кузари. Будто бы пригласил этот царь правоверного иудея, караима, мусульманина, философа аристотелевской школы и христианина. И вел с ними диалоги о религии. Конечно же, в труде ха-Леви утверждается превосходство иудаизма.

Описание событий

По разным версиям мог быть один масштабный поход на Хазарский Каганат в 965 году, либо состоялись несколько походов, один на Саркел в 965 году и еще один в 966-967 или 968-969 годах, когда была разрушена столица Хазар город Итиль.

(подробнее о версиях хронологии восточных походов Святослава см. соотв. статью)

Поход Святослава на хазарский каганатХуд. Е. Штыров

Версия летописи — хазарский поход 965 года

Посетив вятичей в 964 году и узнав, что они всё ещё являются данниками хазар, Святослав на следующий год предпринимает поход против Каганата. Летописец очень кратко описывает события:

Такая трактовка не учитывает данные арабского историка Ибн-Хаукаля, а также возможность причастности хазар к направлению печенегов на Киев для осады города во время отсутствия князя в 968 году.

Вариант направления восточного похода Святослава против Хазарского Каганата и союзных ему племён в 965 году

Святослав. Разгром Хазарии А.М. Булдаков

Версия Ибн-Хаукаля — разгром союзников Хазарии
и её столицы Итиль в 968/969 годах

Вариант направления восточных походов Святослава против Хазарского Каганата и союзных ему племён в 965 и 968-969 годах
Согласно сообщению арабского автора Ибн Хаукаля, русы лишь в 968/969 годах совершили поход сначала на вассалов хазар, Волжскую Булгарию и племена буртасов, и только потом разграбили обе части хазарской столицы Итиль, а также старую столицу каганата — Семендер.

Можно предположить, что поводом для повторного похода князя против Каганата стала осада печенегами Киева в 968 году, когда Святославу пришлось ускоренным маршем возвращаться из недавно завоеванной северо-восточной части Болгарии для отражения кочевников. Хазары имели достаточно влияния на печенегов для организации такого нападения, а захват Саркела в 965 году вполне подходит в качестве повода для мести.

Взятие хазарской крепости Итиль князем СвятославомХуд. В. Киреев

Некоторое время русы, по-видимому, господствовали в низовьях Волги. Жители Итиля и царский двор в это время укрывались на островах Каспийского моря и Мангышлаке. После ухода русов в 980-е гг. хазарский правитель получил помощь от Хорезма (по др. данным Ширвана) и вернулся в столицу. В обмен за поддержку бо́льшая часть хазар перешла в ислам, позднее (после очередной помощи) это сделал и сам царьНовосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. — М., 1990. — С. 225—230..

Последующие события

О завоевании Тамани в источниках не говорится, однако вскоре после похода там возникло русское Тмутараканское княжество, просуществовавшее до начала XII века. В 985 году князь Владимир Святославич совершил поход на Хазарию и наложил на неё дань. Вскоре после этого Хазария прекратила своё существование как государство.

По сообщению ал-Бируни в трактате «Мас’удовский Канон» (1037), в XI веке Итиль находился в развалинах. Волжская Хазария была окончательно сметена, по-видимому, в середине XI века в ходе нашествия очередной кочевой волны — половцев. Хазары Подонья (Саркела) и Причерноморья попали под власть русского Тмутараканского княжества, просуществовавшего до начала XII века. В XII веке на месте Итиля в низовьях Волги существовал город Саксин, среди его жителей упоминаются хазары-мусульмане, но основное население составляли огузы. Последний раз в русской летописи хазары упомянуты под 1079 и 1083 годами в связи с действиями князя Олега Святославича, которого они пленили и выдали Византии
Святослав после боя с хазарамиХуд. С. Покотилов

Итоги и результаты

  • Хазарская крепость Саркел перешла под управлене русов и сменила название на «Белая Вежа».
  • Старая и новая столицы каганата были взяты штурмом и разграблены
  • По одной из версий, именно после походов Святослава на хазар русы начинают присутствовать на Тамани (будущее Тмутараканское княжество)
  • Разгром Хазарского каганата повлёк за собой усиление Волжской Булгарии и других государств, подчинивших себе земли хазар.
  • От власти хазар были освобождены вятичи, перешедшие под покровительство киевских князей.

Список литературы

  1. Вырезка из Повести Временных Лет о князе Святославе Игоревиче
  2. Ибн-Хаукаль, «Книга Путей и Стран»
  3. Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. — М., 1990. — С. 225—230.

[править] Источники

  1. КРУГОСВЕТНОЕ СТРАНСТВИЕ РАБИ ПЕТАХИИ РЕГЕНСБУРГСКОГО
  2. Борг1ане (Брагуны)
  3. Г.-Р. А.-К. Гусейнов Кумыки-брагунцы: история и современность
  4. Камиль Алиев Брагунские ханы. Кто они?
  5. Павел Коковцов, «Еврейско-хазарская переписка в Х веке», Ленинград, 1932 г., стр. 85-86
  6. Игорь Семнов Метаморфозы эпитета «еврейский» в дагестанских преданиях // Juhuro.com
  7. М. А. Агаларов «Народы Дагестана», 2002 г. стр.32
  8. Летопись племени Нахчу
  9. Хана Рафаэль На родине предков: Селение Аба-Саво
  10. М.Дж. Каракетов Хазарско-иудейское наследие в традиционной культуре карачаевцев
  11. ГУННО-БОЛГАРСКИЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ КАРАЧАЕВЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ
  12. Кабарский семисвечник
  13. Камиль Алиев О влиянии хазарских евреев на этнос и культуру кумыков
  14. К. С. Кадыраджиев Структура иудаистических терминов кумыкского языка
  15. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛАКЦЕВ
  16. Гусейнов Г.-Р. А.-К., Мугумова А. Л. К истории горских евреев по данным взаимоотношений их языка с нахско-дагестанскими и древними тюркскими языками
  17. ПОЗДНЯЯ АРАБСКАЯ РУКОПИСЬ ПО ИСТОРИИ КАВКАЗА
  18. В поисках утерянной столицы Хазарии

Терская Хазария относится к Хазарии

Войны Арабо-хазарские войны • Алано-хазарская война • Византийско-хазарские войны • Война Песаха с Русью • Война Олега • Война Святослава • Война с курдами • Война хазар с печенегами • Восстание булгар • Восстание Иоанна Готского • Гражданская война • Русско-хазарские войны • Поход на Бердаа • Поход на Византию • Поход на Каспий (913 год) • Война с Ширваном и Дейлемитами • Война против Дербента • Завоевание славян • Конфликт с мусульманами (854 год) 
Битвы Битва на Волге (914) • Битва при Ардебиле • Битвы при Беленджере: 650 год, 722 год, 732 год • Осада Ардебиля • Рейд Булана в Дар алам 
Цари Хазарии Династия Ашина • Аарон I • Аарон II • Багатур • Вениамин • Внасеп Сурхан • Джебукаган Зиевил • Завулон • Захария • Иосиф • Исаак • Шад • Айбат • Калга • Вирхор • Менахем • Нисси • Езекиил • Ибузир Гляван • Манассия I • Манассия II • Ханукка 
Известные хазары Барджиль • Булан • Сабриэль • Дуло • Исхак ибн Кундаджик • К-са ибн Булджан ал-Хазари • Песах • Тармач • Кембриджский аноним 
Хазарский каганат Хазары (потомки, язык, женщины) • Культура • Наука • Армия (вооружение, наёмники, союзники) • Ал-ларисия • Буртасы • Вассалы • Гиркания • Гулямы • Дань (женщинами) • Доросская митрополия • Ислам • Кабары • Каган • Миссия Константина Философа • Налоговая система • Обращение в иудаизм • Огузы • Подделка денег • Тизул • Литература • Флот • Шеляг • После 965 года • Сийах-Куих • Работорговля • Крепости • Судебная система • Экономика 
Города Хазарии Ал-Байда • Ахты • Беленджер • Большая Мартыновка • Варачан • Городище Башанта • Городище у села Бараний Бугор • Верхнедженгутайское городище • Городище Выжегша • Дербент • Дмитриевское городище • Инглис-тюбе • Итиль • Кака-Шуринское поселение • Калининаульское городище (Калининаул) • Мошаикское городище • Некрасовское городище • Османюртовское поселение • Правобережное Цимлянское городище • Самватас (Киев) • Маяцкое городище • Муни • Русиййа • Савгар • Самосдельское городище • Саркел • Семендер • Семибугринское городище • Семикаракоры • Сидоровское городище • Таргунское городище • Таркинское городище • Таматарха • Хамзин • Хамлидж • Хумара • Хунзах • Челарево • Чуфут-Кале • Шелковское городище • Яхудлык • В Чечне 
Внешние отношения Хазарская дипломатия • Путь из варяг в хазары • Хазария и Китай • Хазария и Хорезм • Византийско-хазарские отношения • Венгерско-хазарские отношения • Волжская Булгария под властью Хазарии • Армяно-хазарские отношения • Балкарцы и хазары • Хазары и Русь (торговля) • Чуваши и хазары • Абаскун и Хазария • Нападение норманнов на Нарбоннскую Галлию • Фатимиды и Хазария 
Артефакты Двузубец • Еврейско-хазарская переписка • Жидовин • Киевское письмо • Клад в Готланде • Клад из Кохтла • Константин Багрянородный о войне с Хазарией • Маджалисский документ • Письмо Шехтера • Сообщения об иудаизме • Топонимы (на Руси) 
Изучение Хазарии и теории Pax Chazarica • Хазароведение • «статья в „Правде“» • Карачаевцы и хазары • Переселение евреев в Хазарию • Роль в этногенезе кумыков • Русы (в армии Хазарии) • Влияние на Русь (роль в происхождении Руси, в армии Киевской Руси) • Сообщения еврейских авторов • Тезисы Гумилёва • Роль в основании Киева • Связи с чеченцами • Хазарское иго • Викинги и евреи • Связи с норманнами (походы норманнов) • Евреи в Боспорском царстве • Ксенократии • Джидан • Роль в этногенезе азербайджанцев • Причины конфликта с русами • Самбатион • Терская Хазария • Экономические причины падения • Поход в Испанию (971 год) • Морские базы на Балтике (колонии в Швеции) • Хазарский миф

[править] Список Хазарских городов

Название Язык Этимология Время существования Источники
ал-Байда арабский «белая крепость» VIII век ал-Куфи, Ибн Хордадбех, Ибн ал-Факих
Беленджер персидский «длинная расселина» VI — IX века ат-Табари, ал-Белазури, Ибн Хордадбех, Ибн ал-Факих, ал-Мас’уди
Варачан армянский ? VII век Мовсес Хоренаци, Армянская География
Итиль тюркский «река» (Волга) X век Арабские географы классической школы: ал-Истахри, Ибн Хаукаль, ал-Мукаддаси и др. Ибн Фадлан, Письмо Иосифа, Список епископий Доросской митрополии
Самкерц (визант. Таматарха, рус. Тмутаракань) тюркский (?) ? IX — X века Ибн ал-Факих, Письмо Иосифа, Письмо Шехтера
Саркел (рус. Белая Вежа) хазарский «белый дом» / — Константин Багрянородный, Письмо Иосифа, Повесть временных лет
Сарышин тюркский «белый… (остров, город?)» IX век Ибн Русте
Семендер персидский «белый город» или «крайняя дверь» VI- X века ал-Белазури, ал-Куфи, Ибн Хордадбех, ал-Истахри, Ибн Хаукаль ал-Мас’уди, Письмо Иосифа
Хазаран персидский «город хазар» X век Арабские географы классической школы, Письмо Шехтера
Хамлидж тюркский «ханский город» IX век Ибн Хордадбех, Ибн Русте
Ал-Хазар (город) тюркский IX век аль-Хорезми
Алушта X век Письмо Иосифа
Битицкое городище VIII век данные археологии
Булгар
Дербент
Дмитриевское городище данные археологии
Керчь Письмо Иосифа
Маджар данные археологии
Масмада «Худуд ал-‘Алам мин ал-Машрик ила-л-Магриб»
Маяцкое городище данные археологии
Мошаикское городище данные археологии
Правобережное Цимлянское городище данные археологии
Савгар «Худуд ал-‘Алам мин ал-Машрик ила-л-Магриб»
Салтовское городище данные археологии
Саксин арабские географы
Самосдельское городище данные археологии
Семикаракоры данные археологии
Сидоровское городище данные археологии
Тамгацик данные археологии
Хазар-кала данные топонимики
Хумара данные археологии
Челарево данные археологии
Эндирей
Киев
Ютановское городище VII век данные археологии
Шелковское городище данные археологии
Верхнечирюртовское городище данные археологии
Бавтугайское городище данные археологии
Сигитминское городище данные археологии
Городище Исти-Су данные археологии
Таркинское городище данные археологии
Урцекское городище данные археологии
Некрасовское городище данные археологии
Тенг-Кала данные археологии
Кишень-Аух
Новокулинское городище данные археологии
Андрейаульское городище данные археологии
Крепость Аркабаш данные археологии
Калининаульское городище данные археологии
Буйнакское городище данные археологии
Какамахинское городище данные археологии
Кака-Шуринское поселение данные археологии
Гентурун данные археологии
Кака-Шуринское поселение данные археологии
Губденское городище данные археологии
Мекеги данные археологии, предания
Ачисуйское городище данные археологии
Чакавуркент данные археологии
Эскиюртское городище данные археологии
Таргунское городище данные археологии
Османюртовское поселение данные археологии
Поселение Чопалав-Тепе данные археологии
Герменчикская крепость данные археологии
Бораульская крепость данные археологии
Кизляр «Дербенд-намэ»
Новонадеждинское городище данные археологии
Алупка Письмо Иосифа
Судак Письмо Иосифа
Гурзуф Письмо Иосифа
Партенит Письмо Иосифа
Буртас данные археологии
Биляр данные археологии
Ламбат Письмо Иосифа
Эски-Кермен Письмо Иосифа
‎Алма Письмо Иосифа
Аракани «История Ирхана»
Кизилюртовское городище данные археологии
Аркасское городище данные археологии
Кыз-Кермен данные археологии
Фуллы «Жите Иоанна Готского»
Хазар-Рошни Данные топонимики
Мохначское городище данные археологии
Маркина Балка данные археологии
Золотовское городище данные археологии
Городище Золотые горки данные археологии
Фанагория данные Феофана, и др.
Камышевское городище данные археологии
Городище у хутора Крымского данные археологии
Большая Мартыновка данные археологии
Яблоневое 1 данные археологии
Сувар
Кыз-Аул (городище) V — VIII века данные археологии
Городище Башанта VIII — IX века данные археологии
Бараний Бугор данные археологии

[править] Падение Хазарского каганата

В 965 году князь Киевской Руси Святослав Игоревич нанёс решительное поражение хазарам:

Киевская Русь завладела западными территориями Хазарии (Тмутаракань, Белая Вежа). В Волжской Хазарии обосновались огузы, союзники Святослава.

Считается, что после 965 года Хазария перестала существовать. Профессор средневековой еврейской истории Тель-Авивского университета А. Н. Поляк в монографии «Козария: толдот мамлаха иехудит бе-Эйропа» (Khazaria — the History of a jewish Kingdom in Europe (in Hebrew), изданной на иврите в 1944 году и переизданной в 1954-м (Mossad Bialik, Tel Aviv, 1951)) впервые попытался обосновать тезис о существовании Хазарского государства до 13 в.

Последний раз хазары упомянуты в 13 в. среди народов, покорившихся хану Батыю.

Первые столкновения хазар и славян

«Встреча» двух народов определяется по имеющимся источникам весьма приблизительно. Вероятнее всего, это произошло уже в середине VII в., сразу же после образования Каганата. Расселившись с течением времени в Северном Причерноморье и даже Крыму, хазары контролировали значительную часть двух важнейших торговых путей – Великого шелкового и «Из варяг в греки».

Источники упоминают о данничестве восточных славян (полян, радимичей, вятичей, северян) кагану.

Дань хазарам. Радзивилловская летопись. Миниатюра

Очевидно, что отношения соседей складывались по-разному. Было и мирное сосуществование, хозяйственная кооперация, межэтнические контакты. Об этом свидетельствует, среди прочего, наличие в Киеве хазарской общины, существовавшей течение длительного времени в Козарах (урочище в Киеве).

Какой князь разгромил хазарский каганат впервые, установить по имеющимся данным сегодня трудно. Известно только из письменных источников, что уже утвердившиеся в Киеве Аскольд и Дир противостояли попыткам хазар утвердиться в этом городе.

Олег, утвердившийся в Киеве в 884 г., также может быть признана как князь, разгромивший хазарский каганат. По крайней мере, так можно истолковать сообщения летописи о переподчинении Олегом себе бывших хазарских данников из числа славян. Без военно-политических акций в отношении прочно утвердившихся здесь хазар сделать это было бы затруднительно. Удержавшаяся в памяти последующих поколений месть Олега, опустошающие хазарские селения, а также исторически засвидетельствованные походы киевского князя через земли Каганата на восток, к Каспийскому (именуемому в источниках еще и «Хазарским») морю, последующая смерть Олега вполне вписываются в такую конструкцию. Тем более что после уничтожения большей части войска Руси отношения между Киевом и Каганатом явно ухудшились.

Еще одним вариантом ответа на вопрос о том, кто разгромил Хазарский каганат, может быть следующий: это вполне мог сделать и князь Игорь. Так можно истолковать военные походы сменившего Олега на киевском престоле нового властителя. В условиях все более слабеющего Каганата, он практически беспрепятственно предпринимает походы не только против Константинополя. Ими осаждается и захватывается находившаяся под хазарским протекторатом Тмутаракань. Он предпринимает и новый поход к богатому каспийскому побережью через земли хазар. Но окончательно хазарский каганат разгромил князь, утвердившийся на киевском престоле после трагический гибели Игоря. Это, что называется, твердо установленный и неподлежащий сомнению факт. Им стал Святослав.

Портрет князя Святослава Игоревича. Из Царского титулярника, XVII в.

Вышеприведенные соображения, основанные на анализе имеющейся летописной традиции и других исторических источников, позволяет, таким образом утверждать: разгром Хазарского каганата связан с именем князя Игоря не в меньшей степени, чем с именем Олега. И тот и другой находились в состоянии военно-политического соперничества со своим могущественным соседом. Очевидно, не единожды в ходе такого соперничества, в боях и столкновениях незначительных, хазарский каганат был разгромлен киевским князем – не одним, так другим.

Важнейшей же, рубежной вехой в противостоянии двух держав стал разгром Святославом Хазарского каганата под Белой Вежей.

Племя хазаров

У большей части русского населения, знания о хазарах ограничиваются строками из стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге», в котором сказано: «Как ныне сбирается Вещий Олег отмстить неразумным Хазарам…» а ведь «Хазарский каганат» считался одним из первых серьезных внешних врагов Древней Руси. Современниками хазар были кочевые племена половцев и печенегов, также совершавших набеги на Русь.

Значение слова хазары: кочевой древнейший тюркский народ, образовавшийся в 7-10 веках.

Образование «Хазарского каганата» предположительно произошло в 650 году. Один из наследников последнего кагана из группировки Нушиби, принадлежащей к западному тюркютскому каганату, нашел приют в Хазарии и основал свой каганат – Хазарский. После краха Западного Каганата в 958 году «Хазарский Каганат» стал единственным наследником земель в Юго-Восточной Европе. Хазары, помимо завоевания земель активно занимались скотоводством и перепродажей рабов.

Первоначальной религией «Хазарского Каганата» являлось традиционное в то время язычество. В дальнейшем там вполне мирно жили сторонники христианской, мусульманской, иудейской и языческой религий, но ненадолго. Хазары приняли иудаизм. На принятие хазарами иудаизма, как основной религии вероятнее всего повлияло установление торговых отношений.

«Хазарский Каганат» завоевывал и подчинял себе чужие земли, собирая дань. В их числе были и некоторые восточнославянские племена: вятичи, радимичи, северяне, поляне, обремененные данью до освобождения Древней Русью. Также, с середины 8 века во власти «Хазарского Каганата» находилась и Волжская Булгария.

Древняя Русь долгое время вела активную борьбу против хазар. Однако решающим событием в этой длительной борьбе, стал поход князя Святослава в 964 году на «Хазарский Каганат». Его союзниками стали печенеги и гузы. Дойдя до столицы «Хазарского Каганата» — Итиль (Атиль), князь Святослав и его союзники сокрушили войско хазар во главе с каганом, по пути захватив второй по значимости хазарский город — Семендер и крепость Саркел.

После распада «Хазарского Каганата» до 980-х годов в низовьях Волги властвовали руссы. Жители столицы Хазарии и их глава, в это время нашли укрытие на островах Каспийского моря. После ухода русов, хазарскому правителю предложили помощь из Хорезмы (регион Средней Азии) и он вернулся на родные земли. В обмен на помощь, большей части хазар пришлось принять ислам, а затем и их царю. В 985 году князь Владимир совершил новый поход на хазар и возложил на них дань.

В середине 11 века Волжская Хазария окончательно распалась после нашествия новых кочевников — половцев. В 1024 году хазарский народ воевал на стороне Мстислава — сына князя Владимира, во время их битвы с братом князем Ярославом. Последние известия о хазарах были в 1079 и 1083 годах, во время военных действий князя Олега Вещего, впоследствии плененного ими и отданного Византии.

Вскоре к Волжской Булгарии перешла власть в Подволжье, а власть на Кавказе досталась Алании. Единая власть на этих землях вновь образовалась лишь в составе Золотой Орды.

Навигация

Варианты
expanded
collapsed

Ещё
expanded
collapsed

На других языках

  • Afrikaans
  • Alemannisch
  • አማርኛ
  • Aragonés
  • العربية
  • Asturianu
  • Azərbaycanca
  • تۆرکجه
  • Башҡортса
  • Беларуская
  • Беларуская (тарашкевіца)
  • Български
  • Català
  • Нохчийн
  • Чӑвашла
  • Cymraeg
  • Dansk
  • Deutsch
  • Ελληνικά
  • English
  • Esperanto
  • Español
  • Eesti
  • Euskara
  • فارسی
  • Suomi
  • Français
  • Galego
  • עברית
  • हिन्दी
  • Hrvatski
  • Magyar
  • Հայերեն
  • Bahasa Indonesia
  • Íslenska
  • Italiano
  • 日本語
  • ქართული
  • Қазақша
  • 한국어
  • Кыргызча
  • Latina
  • Лакку
  • Лезги
  • Lingua Franca Nova
  • Lietuvių
  • Latviešu
  • Македонски
  • مازِرونی
  • Nederlands
  • Norsk nynorsk
  • Norsk bokmål
  • Occitan
  • ਪੰਜਾਬੀ
  • Polski
  • پنجابی
  • Português
  • Română
  • Саха тыла
  • Scots
  • Srpskohrvatski / српскохрватски
  • Simple English
  • Slovenčina
  • Slovenščina
  • Српски / srpski
  • Svenska
  • Türkçe
  • Татарча/tatarça
  • Українська
  • اردو
  • Oʻzbekcha/ўзбекча
  • Tiếng Việt
  • 吴语
  • მარგალური
  • ייִדיש
  • 中文

[править] Происхождение

Существует несколько теорий происхождения хазар, наиболее распространённой является гипотеза преимущественно тюркского характера хазарского народа, в отличие от (волжских) «болгар» — «смешанных», хана которых ибн-Фадлан называл «царём славян», хотя тюркские языки хазар и болгар были очень близки, не допускают взаимопонимания с другими тюркскими языками, и, как и современный чувашский язык, объединяемый с ними в булгарскую группу тюркских языков, представляли собой своеобразный «мост» между тюркскими и монгольскими языками. Мы не знаем масштабы тюркско-славянского билингвизма ни среди болгар, ни среди хазар. Считается, что хазарам близки барсилы, савиры, баланджары, гунны, уйгуры и т. д. Российские учёные считают, что хазары происходят от племенного союза, сформированного огурами, савирами и на завершающем этапе алтайскими тюрками.

Этноним «хазары» также вызывает споры. Одни видят в нём персидское هزار‎, hezâr — «тысяча». По другой версии, слово «хазары» происходит от тюркской основы «каз» — «кочевать». Существует версия вайнахской этимологии слова «Хазария» — от чеченского «Хаза аре» («Красивое поле»), озвученной, например, на круглом столе начальником Архивного управления при Президенте и Правительстве Чеченской Республики Магомедом Музаевым и изложенная на чеченском новостном сайте ИА Чеченинфо.

В Военной энциклопедии 1911 года слово «козар» производили от монгольских слов «ко» — броня, защита и «зар» — граница («защитник границы»), признавая, что это — оригинальная версия авторского коллектива «Военной энциклопедии». Но хазары не имеют отношения к монголам.

В средневековой еврейской литературе хазары возводились к потомку Ноя Тогарме либо признавались потомками колена Симеона.

Наконец существовала версия, что хазары изначально были евреями, переселившимися в Дагестан из Армении, что они не приняли иудаизм, а вернулись к нему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector