Молитва гурию, самону и авиву

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Тит. 1, 15-2, 10; Лк. 20, 19-26

«Кесарево — кесарю, а Божие — Богу»; всякому, значит, свое. В наше время вместо «кесарево» поставить надо «житейское», и сказать: житейское своим чередом, а Божеское — своим. А то все бросились на одно житейское, Божеское же оставляют назади. Оттого оно стоит не только не на своем месте, то есть, не на первом плане, как следует, но совсем забывается. Следствием этого забвения, будто не намеренного, есть потемнение его в сознании; а затем становится неясным и его содержание, и его основания. Отсюда слабость убеждения и шаткость веры; и потом отчуждение от нее и влияние всяких ветров учения. Этот путь проходит всякий особо, когда начинает нерадеть о Божием; этот же путь проходит и общество, когда оно в своих порядках, начинает не обращать внимания на то, чего требует от него Бог. Когда Божие отставлено на задний план, тогда в обществе начинает водворяться эмансипация от Божеских требований, — в умственном, нравственном и эстетическом отношениях, и секуляризация (служение духу времени) политики, обычаев, увеселений, а затем воспитания и всех учреждений. В настоящее время о том что Божие — не думают, не говорят, не пишут и даже в мысли не имеют, ни при каких начинаниях. Дивно ли, что при таком настроении, учения противные вере находят доступ в общество и что общество склоняется к повальному безверию?

Иконография: как изображают на иконах

Святые мученики Гурий, Самон и Авив

Существует канон написания икон святых мучеников. На иконах мученики предстают уже в образе небесного служения у Престола Творца, как победители и Его верные служители. Этой близости к Богу они сподобились по своему неотступному исповедованию Христа, не предав Его в самых лютых мучениях. Традиционно иконы мучников пишут с использованием красного цвета в облачении.

В дни совершения празднования памяти святых мучеников в церковных покровах и облачениях также избирается красный цвет. В эти дни благочестивые прихожанки одевают красные платочки.

Полное житие святых мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива

Втроем

Мучеников Гурия, Самона и Авива пишут на иконах вместе, как живших и пострадавших в одном городе, и день их рождения в жизнь вечную, торжествуемый в Церкви общий – 15 ноября (28 ноября н.ст.), и похоронены они были вместе. Кроме того, из их жития известны посмертные чудеса, в которых они все трое выступили защитниками обиженной и преданной жены, поэтому эти трое святых почитаются Церковью, как хранители семьи и брака.

Вид, облачения, детали

На иконе традиционно изображены (обычно в рост) трое мужчин, из которых один самый старший — Гурий, затем средний Самон и самый молодой – Авив. Гурий и Самон, по некоторым источникам бывшие братьями, изображаются людьми в возрасте и с бородами, а юноша Авив обычно безбородый. Гурий и Самон облачены в хитоны, а сверху гиматии (накидки) красного цвета, в руках кресты.

Интересный факт

Крест на иконах мучеников символизирует крестное стояние за веру и сораспятие с Христом, красный цвет – цвет пролитой крови, а также цвет жизни, т.е. символ Воскресения.

Авив, бывший дьяконом, изображается в церковном облачении – в стихаре, с орарем и с кадилом. Иногда другой руке он держит коробочку для ладана – фимианицу. Каждение благовонного фимиама в храме является символом молитвы, возносимой к Богу, также как кадильный дым поднимается вверх, также возносится и чистая молитва. Такое изображение на иконе подтверждает нашу уверенность, что святые молитвы Гурия, Самона и Авива о нас грешных достигают Господа. Апостол Павел говорит: «Мы Христово благоухание Богу»(2Кор.2:15). Святые-то действительно для Бога благоухание, а мы? Евангелие в руках Авива, изображаемое иногда, знаменует Слово Божие и благовестие спасения во Христе Иисусе.

В русском лицевом сводном иконописном подлиннике XVIII в. предлагается следующее описание облика святых:

Гурий брадою аки Иоанн Богослов или подоле, а не плешат, власы с ушей, риза санкир с белилом, средняя вохра киноварь с белилом дичь бела, а испод празелен, в руце крест, правая молебна, персты вверх, а Самон рус аки Козма, риза киноварь с белилом белою лазорь пробелен, средняя лазорь, аки апостол препоясан тою же ризою, испод багор с белилом и киноварем, в правой руке крест, а левою по бедре держит простерту, Авив образом аки Георгий мученик, подобием аки Стефан первомученик, правую руку отпусти на сторону, от себя держит кадило в ней, а в левой фимианица.

Клейма

Бывает, что по краям вокруг центрального изображения располагаются клейма – картины из жития святых.

Икона – образ или некое «окно» в духовный мир, как бы неземное изображение, и поэтому по православной традиции казни на иконах святых мучеников никогда не пишутся натуралистично, но представлены лишь символично. Тем не менее, по клеймам вполне можно «читать» житие святых, так выразительно и подробно ведется в красках рассказ.

Среди клейм святым мученикам Гурию, Самону и Авиву можно увидеть рассказ о том, как некая девушка Евфимия, став женой заезжего солдата-чужестранца и пойдя с ним к нему на родину, там была им отдана рабыней к его настоящей жене-язычнице. Солдат обманул девушку и ее благочестивую мать, сказавшись неженатым, и даже дал обет на могиле Гурия, Самона и Авива. За обман и предательство он был наказан святыми защитниками веры. А Евфимия была чудесным образом избавлена от мучения и возвращена в родной дом, как только обратилась к своим заступникам с горячей молитвой.

Молитвы мученикам и исповедникам Гурию, Самону и Авиву

Тропарь, глас 5*

Чудеса́ святы́х Твои́х му́ченик/ сте́ну необоpи́мую нам даpова́вый, Хpисте́ Бо́же,/ тех моли́твами сове́ты язы́ков pазоpи́,/ Це́рковь святу́ю укрепи́,// я́ко Еди́н Благ и Человеколю́бец.

Перевод: Чудеса святых Твоих мучеников, как стену неприступную, Ты даровал нам, Христе Боже; по молитвам их замыслы язычников расстрой, могущество христиан укрепи, как Один Благой и Человеколюбец.

Кондак, глас 2*

С высоты́ му́дрии благода́ть прие́мше,/ су́щим во искуше́ниих предстои́те, всехва́льнии./ Те́мже отрокови́цу святи́и от сме́рти го́рькия изба́висте:// вы бо вои́стинну есте́ Еде́су сла́ва и ми́ру ра́дость.

Перевод: С Небес мудрые благодать получив, находящимся в искушениях помогаете вы, всеми прославляемые. Потому отроковицу святые от тяжкой смерти избавили, ибо вы поистине слава Эдессе и радость миру.

Молитва 1-я

О, пресла́внии му́ченицы Гу́рие, Само́не и Ави́ве! К вам, я́ко ско́рым помо́щником и те́плым моли́твенником, мы немощни́и и недосто́йнии прибега́ем, усе́рдно моля́ще: не пре́зрите ны, во мно́гая беззако́ния впа́дшия и по вся дни и часы́ согреша́ющия: наста́вите на путь пра́вый заблу́ждшия, исцели́те стра́ждущия и скорбя́щия;

соблюди́те ны в непоро́чнем и целому́дреннем житии́, и я́коже дре́вле, та́ко и ны́не покрови́телие супру́жеств пребу́дите, в любви́ и единомы́слии сия́ утвержда́юще и от всех злых и бе́дственных обстоя́ний избавля́юще.

Защити́те, о многомо́щнии испове́дницы, вся правосла́вныя христиа́ны от напа́стей, злых челове́к и ко́зней де́монских: огради́те я от неча́янныя сме́рти, умоля́юще Всеблага́го Го́спода, да вели́кия и бога́тыя ми́лости нам, смире́нным рабо́м Свои́м, проба́вит.

Не́смы бо досто́йни нечи́стыми устна́ми призыва́ти великоле́пое и́мя Созда́теля на́шего, а́ще не вы, святи́и му́ченицы, за ны хода́таи бу́дете: сего́ ра́ди к вам прибега́ем и предста́тельства ва́шего пред Го́сподем о нас про́сим.

Та́кожде изба́вите нас от гра́да, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных, междоусо́бныя бра́ни, смертоно́сныя я́звы и вся́каго душепа́губнаго обстоя́ния.

Ей, страстоте́рпцы Христо́вы, устро́йте нам моли́твами ва́шими вся блага́я и поле́зная, да благоче́стно житие́ вре́менное преше́дше и кончи́ну непосты́дну стяжа́вше, удосто́имся те́плым засту́плением ва́шим со все́ми святы́ми одесну́ю правосу́днаго Бо́га Судии́ ста́ти и Того́ непреста́нно сла́вити со Отце́м и Святы́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва 2-я**

О, святи́и му́ченицы и испове́дницы Христо́вы Гу́рие, Само́не и Ави́ве! Те́плии о на́с хода́таи и моли́твенницы пред Бо́гом, во умиле́нии серде́ц на́ших, взира́я на пречи́стый ва́ш о́браз, смире́нно мо́лим ва́с:

услы́шите на́с, гре́шных и недосто́йных рабо́в свои́х (имена), су́щих в беда́х, ско́рбех и напа́стех, и призре́в на́ша тя́жкая и безчи́сленная прегреше́ния, яви́те на́м свою́ вели́кую ми́лость, воздви́гните на́с из глубины́ грехо́вныя, просвети́те на́ш у́м, смягчи́те зло́е и окая́нное се́рдце, прекрати́те за́висть, вражду́ и раздо́ры, в на́с живу́щие.

Осени́те на́с ми́ром, любо́вию и стра́хом Бо́жиим, умоли́те милосе́рдаго Го́спода, да покры́ет мно́жество грехо́в на́ших Свои́м неизрече́нным милосе́рдием. Да соблюде́т Це́рковь Свою́ Святу́ю от неве́рия, ересе́й и раско́лов.

Да пода́ст стране́ на́шей ми́р, благоде́нствие, земли́ плодоро́дие; супру́гом любо́вь и согла́сие; ча́дам послуша́ние; оби́димым терпе́ние; оби́дящим стра́х Бо́жий; скорбя́щим благоду́шие; ра́дующимся воздержа́ние.

Все́х же на́с да покры́ет Свое́ю всеси́льною десни́цею, и да изба́вит от гла́да, губи́тельства, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нников и междоусо́бныя бра́ни, и напра́сныя сме́рти.

Да огради́т на́с ополче́нием святы́х Свои́х а́нгелов, во е́же изба́вится на́м по исхо́де на́шем из жития́ сего́ от ко́зней лука́ваго и та́йных возду́шных мыта́рств его́, и неосужде́нными предста́ти Престо́лу Го́спода Сла́вы, иде́же ли́цы святы́х А́нгел со все́ми святы́ми вы́ну сла́вят пресвято́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Ами́нь.

Почитание святителя в православии

Архиепископ Гурий был подобен первым христианским миссионерам, обращавшим язычников в христианство. Верующие не забыли заслуги преподобного старца и после его смерти. Христиане часто вспоминали Гурия в своих молитвах.

Прошло около 30 лет после кончины архиепископа. Священнослужители решили вместо деревянной церкви Спасо-Преображенского монастыря построить каменную. В момент реконструкции около алтарной стены старого храма откопали гроб святителя Гурия и открыли крышку. Священнослужители увидели, что останки архиепископа хорошо сохранились. Этот факт стал доказательством святости старца. Нетленные мощи святителя были обретены в 1595 году.

До 1630 останки святого хранились в храме Спасо-Преображенского монастыря. Потом их перенесли в Благовещенский собор Казани для поклонения. В 1918 мощи святейшего старца отправили в Казанский Богородицкий монастырь. Через несколько лет их перенесли в приходскую церковь Параскевы Пятницы, потом — в Петропавловский собор. С 1930 останки преподобного находятся в Церкви святых князей на территории Арского кладбища Казани.

Праздничные богослужения совершаются 5 декабря (в день смерти, 1563), 4 октября (в день обретения мощей, 1595), 20 июня (в день перенесения останков в кафедральный собор, 1630).

Литература

  • Палимпестов, П., «Преосвящ. Гурий (из моих воспоминаний)», Рус. архив, 1888, III, 165-170.
  • Булгаков, с. 1401, 1413.
  • Толстой, Ю., № 388.
  • Строев, П., 291, 490.
  • Гатцук, Календарь на 1883 г., 453.
  • Родосский, А., Слов. восп. СПб дух. акад., 125-126.
  • Н. Д., 50, 78.
  • Савва, архиеп., Хроника моей жизни, т. III, 377, пр. 2, 522; т. IV, 11, пр. 1; т. V, 256, 275, 291, 323, 327, 659, 677, 682; т. VI, 248, 249, 378, 532, 596, 618, 619, 622, 654.
  • Списки архиереев, № 388.
  • Труды К. Д. А., 1873, август, 346; сентябрь, 426-427; 1874, январь, 20-21; апрель-июнь, 125-127; 1877, март, 653; июль, 240; 1878, ноябрь, 444; 1879, январь, 266, 273, 275; апрель, 54; 1882, июнь, 6; июль, 327.
  • Сам. еп. вед., 1868, № 2, 28; 1874, № 3, 50.
  • Изв. Казан. еп., 1868, № 2, 33; № 3, 92-95; 1869, № 4, 98; 1882, № 8, 186-187; 1887, № 5, 111-112.
  • Христ. чтен., 1875, июль, 539.
  • Рус. палом., 1910, № 9, 141; 1915, № 52, 831-832.
  • Ист. вестн., 1884, ноябрь, 476; 1885, ноябрь, 20; 1888, ноябрь, 6.
  • Прав. обозрен., 1868, ноябрь, 140; 1871, январь, 313-314; 1873, январь, 593-594; 1875, май, 10-20; 1878, май, 711; 1879, сентябрь, 198-203; 1882, апрель, 787-789.
  • Рус. старина, 1888, январь, 84 п/с. 1.
  • Рус. архив, 1912, № 9, 86 п/с. 1.
  • БЭЛ, т. VII, 724, 725.
  • БЭЮ, т. 7, 748.
  • ЭС, т. IX-а, 912.

Молитвенное обращение

О сохранении семьи

О, преславнии мученицы Гурие, Самоне и Авиве! К вам, яко скорым помощником и теплым молитвенником, мы немощнии и недостойнии прибегаем, усердно моляще: не презрите ны, во многая беззакония впадшия и по вся дни и часы согрешающия; наставите на путь правый заблуждшия, исцелите страждущия и скорбящия; соблюдите ны в непорочнем и целомудреннем житии; и якоже древле, тако и ныне покровителие супружеств пребудите, в любве и единомыслии сия утверждающе и от всех злых и бедственных обстояний избавляюще.

Защитите, о многомощнии исповедницы, вся православныя христианы от напастей, злых человек и козней демонских; оградите я от нечаянныя смерти, умоляюще Всеблагаго Господа, да великия и богатыя милости нам, смиренным рабом Своим, пробавит. Несмы бо достойни нечистыми устнами призывати великолепое имя Создателя нашего, аще не вы, святии мученицы, за ны ходатаи будете; сего ради к вам прибегаем и предстательства вашего пред Господем о нас просим.

Такожде избавите нас от глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, смертоносныя язвы и всякаго душепагубнаго обстояния. Ей, страстотерпцы Христовы, устройте нам молитвами вашими вся благая и полезная, да благочестно житие временное прешедше и кончину непостыдну стяжавше, удостоимся теплым заступлением вашим со всеми святыми одесную Правосуднаго Бога Судии стати и Того непрестанно славити со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

От нечаянной смерти

О преславнии мученицы Гурие, Самоне и Авиве! Защитите нас, раб Божиих (имена), от напастей злых человек и козней демонских: оградите нас от нечаянный смерти, избавите от огня, меча и всякаго душепагубнаго обстояния. Ей, страстотерпцы Христовы, устройте нам молитвами вашими вся благая и полезная, да благочестно житие временное прешедше и кончину непостыдну стяжавше, удостоимся теплым заступлением вашим со всеми святыми одесную Правосуднаго Бога Судии стати и Того непрестанно славити, со Отцем и Святым Духом, во веки веков.

О семье и замужестве

О святии мученицы и исповедницы Христовы Гурие, Самоне и Авиве! Теплии о нас ходатаи и молитвенницы пред Богом, во умилении сердец наших, взирая на пречистый ваш образ, смиренно молим вас: услышите нас, грешных и недостойных рабов своих, сущих в бедах, скорбех и напастех, и призрев наша тяжкая и бесчисленная прегрешения, явите нам свою великую милость, воздвигните нас из глубины греховныя, просветите наш ум, смягчите злое и окаянное сердце, прекратите зависть, вражду и раздоры, в нас живущие.

Осените нас миром, любовию и страхом Божиим, умолите милосерднаго Господа, да покрыет множество грехов наших Своим неизреченным милосердием. Да соблюдет Церковь Свою святую от неверия, ересей и расколов. Да подаст стране нашей мир, благоденствие, земли плодородие; супругам любовь и согласие; чадам послушание; обидимым терпение; обидящим страх Божий; скорбящим благодушие; радующимся воздержание.

Всех же нас да покрыет Своею всесильною десницею, и да избавит от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, и напрасныя смерти. Да оградит нас ополчением святых Своих Ангелов, во еже избавитися нам по исходе нашем из жития сего от козней лукаваго и тайных воздушных мытарств его, и не осужденными предстати Престолу Господа Славы, идеже лицы святых Ангел со всеми святыми выну славят пресвятое и великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сочинения

  • О Богоучрежденности епископского сана, 17 августа 1853 (магистерская диссертация).
  • Беседы священника с прихожанами о достойном приготовлении к принятию Св. Таин.
  • «Письма из Пекина об успехах Православия в Китае», Иркут. еп. вед., 1863.
  • Отчет о состоянии и действиях пекинской миссии.
  • Христ. чтен., 1864, ч. 1.
  • Исповедание веры молокан. донск. полка, 1875.
  • О скопченском учении, 1877.
  • «Слова и речи», Таврич. еп. вед., 1882, № 8.
  • «Письма о переводе Нового Завета на китайский язык», Рус. архив, 1893, кн. 11, 394.
  • «Письма к преосвящ. Иакову о рус. и греко-рос. церк. в Китае в XVII-XIX вв.», Рус. старина, 1884, т. 43.

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Голос Божий мы должны уметь различать в своей собственной жизни. Не гром, не молния, не чудеса, не мгновенное изменение нашего собственного сознания или внутреннего состояния. Господь прикасается к нам так, как Он прикоснулся ко всему человеческому роду, придя в мир через рождение в вифлеемском вертепе. И для того чтобы слышать Божий ответ, который люди, даже именующие себя верующими, часто не слышат, а потому и впадают в сомнения, мы должны быть способны улавливать такой сигнал, для восприятия которого нужен особый настрой нашего внутреннего приемника. Сила нашей религиозности во многом зависит от состояния нашей души. В злохудожную душу не внидет премудрость и не обитает в телеси, повиннем греху (см. Прем. 1, 4), учит нас Слово Божие. А потому, если мы хотим услышать сигнал свыше, если мы хотим услышать ответ на свои молитвы, мы должны настраивать свой внутренний приемник. Это и есть главная задача на пути принятия Господа сердцем, разумом и верой своей.

Приметы

На этот праздник верующие обращают внимания на многие народные приметы.

Приметы на погоду

Если к Гурьяну выпало много снега, то растает он только весной.
Если 28 ноября метель или сильный ветер, то непогода продлятся до середины декабря.
Обильный снегопад же сулит благоприятный урожай в наступающем году.
Так же обращают внимание на облака. Высоко плывущие облака обещают ясные и довольно теплые дни

А низкие облака сулят непогоду и осадки.
Если на Гурьев день погода выдалась пасмурная, но в то же время довольно теплая, то по весне ожидаются ненастья.
Если люди видели, что воробьи пухом начинают утеплять свои гнезда, значит быть холодам в течение недели.
Красноватое солнце на восходе предвещало метели в течение всего дня.

Другие приметы

  • В День Гурия принято посещать баню. В народе верят, что в этот день нужно хорошенько попариться и искупаться. Это сулит человеку здоровье на весь год.
  • Особым добрым знаком на этот праздник считается ржание лошади. Оно предвещает достаток и здоровье семье.

Гурьев день – это церковный христианский праздник. У православных людей начинается Великий Рождественский сорокадневный пост. Верующие придерживаются ограничений в еде, развлечениях и уделяют почти все время работе и чтению молитв.

Молитва

Q преслaвніи м{ченицы гyріе, самHне и3 ґвjве. Къ вaмъ, ћкw ск0рымъ пом0щникамъ и3 тeплымъ мlтвенникамъ, мы2, нeмощніи и3 недост0йніи, прибэгaемъ, ўсeрднw молsще: не прeзрите ны2, во мно6гаz беззак0ніz впaдшіz и3 по вс‰ дни2 и3 чaсы согрэшaющіz: настaвите на пyть прaвый заблyждшіz, и3сцэли1те стрaждущіz и3 скорбsщіz: соблюди1те ны2 въ непор0чнэмъ и3 цэломyдреннэмъ житіи2: и3 ћкоже дрeвлэ, тaкw и3 нhнэ покрови1теліе супрyжествъ пребyдите, въ любви2 и3 є3диномhсліи сіS ўтверждaюще и3 t всёхъ ѕлhхъ и3 бёдственныхъ њбстоsній и3збавлsюще. Защити1те, q многом0щніи и3сповёдницы, вс‰ правослaвныz хrтіaны t напaстей, ѕлhхъ чlвBкъ и3 к0зней дeмонскихъ: њгради1те | t нечazнныz смeрти, ўмолsюще всебlгaгw гDа, да великіz и3 богaтыz ми1лости нaмъ, смирeннымъ рабHмъ свои1мъ, пробaвитъ. Нёсмы бо дост0йни нечи1стыми ўстнaми призывaти великолёпое и4мz создaтелz нaшегw, ѓще не вы2, сjи м{ченицы, за ны2 ходaтаи бyдете: сегw22 рaди къ вaмъ прибэгaемъ и3 предстaтельства вaшегw пред8 гDемъ њ нaсъ пр0симъ. Тaкожде и3збaвите нaсъ t глaда, пот0па, nгнS, мечA, нашeствіz и3ноплемeнныхъ, междоус0бныz брaни, смертон0сныz ћзвы и3 всsкагw душепaгубнагw њбстоsніz. Е$й, страстотeрпцы хrт0вы, ўстр0йте нaмъ мlтвами вaшими вс‰ бlг†z и3 полeзнаz, да бlгочeстнw житіE врeменное прешeдше и3 кончи1ну непостhдну стzжaвше, ўдост0имсz тeплымъ заступлeніемъ вaшимъ со всeми сhми њдеснyю правосyднагw бGа судіи2 стaти, и3 тогw2 непрестaннw слaвити со nц7емъ и3 сhмъ д¦омъ во вёки вэкHвъ. Ґми1нь.

Икос 4

Слышав царь Ликиний твои подвиги, досточудный Авиве, и твое твердое веры исповедание, разъярися на тя злобою, повеле предати тя смерти лютей яко противника царева, ты же, уведев о сем, добровольно потекл еси на мучение, и с радостию претерпел еси огненное сожжение, сего ради дивящеся великому мужеству твоему, величаем тя сице:

Радуйся, поборниче веры во Христа неустрашимый.

Радуйся, воине Христов непобедимый.

Радуйся, повешанный на древе за Pacпpoстepшагo руце Свои на древе крестнем.

Радуйся, строганный когтьми железными.

Радуйся, утешение подаваяй скорбящим.

Радуйся, скорый помощниче всем за истину терпящим.

Радуйтеся, Гурие, Самоне и Авиве, страстотерпцы Христовы и обидимых покровителие!

Немного истории

Во времена правления императоров-христианоненавистников Диоклетиана и Максимиана, осуществлялись яростные гонения на верующих. В городе Едессе были схвачены два Божиих проповедника — христиане Самон и Гурий. Им поступило императорское предложение: отказаться от Христа, предать Его веру и принести жертву языческим божкам.

Друзья отрицали язычество, в результате чего они подверглись жесточайшим пыткам: их резали и били, подвешивали за руки и привязывали к ногам тяжелый груз. Но мужчины не сдавались и с молитвой и Божией помощью переносили страшные муки, да и свидетели неимоверных мук молились за праведников. Непоколебимая вера и сила воли Гурия и Самона разозлила мучителей и по императорскому указу ночью страдальцы были вывезены за город и обезглавлены.

О других мучениках за веру Христову:

Добропорядочные горожане из числа христиан предали земле святые тела.

В 311-324 годах в Едесской церкви в сане диакона служил клирик Авив. Император невзлюбил ревностного по Богу священнослужителя за его истинную веру во Христа и приказал палачам схватить его. Авиву было приказано прилюдно отречься от творца, но он продолжал открыто исповедовать свою веру, за что был приговорен к сожжению.

С молитвой он вступил в жаркое пламя и предал Господу дух свой. Когда адское пламя погасло, мать святого, его друзья и «зрители», присутствующие на казни, обнаружили тело мужчины невредимым. Мученик был погребен в одной могиле со святыми Гурием и Самоном.

Мученики Гурий, Самон и Авив

Чудеса святых

После смерти святых по молитвам к ним совершались многочисленные чудеса. Однажды воин-гот одного из германских племен был послан на службу в Едессу. Ему очень понравилась местная благочестивая девушка по имени Евфимия. Решив обманным путем взять ее в жены, нечестивый вояка у гробницы святых мучеников поклялся, что не причинит деве зла, будет любить ее и ни в коем случае не оскорбит.

По окончании службы он взял с собой девушку и отправился в путь. Но оказалось, что он обманул ее, потому что в родной стороне у воина была законная жена, а Евфимия по прибытии в дом обманщика стала ее рабыней. Много издевательств перенесла девушка, а когда у нее родился младенец, готчанка отравила его.

Убитая горем девушка обратилась за помощью к святым свидетелям клятвы обманщика и неожиданно уснула. Случилось чудо и Господь перенес бедняжку в родную страну, в родной храм. Проснувшись, Евфимия лицезрела стены родного храма и любимые иконы, а вскоре встретилась с матерью и родственниками.

Через некоторое время гот-клятвопреступник вновь был направлен на службу в Едессу. Горожане поведали о ранее случившемся злодеянии градоправителю, и по его указу злодей был казнен.

Иконография

Традиционно, великих святых на иконах изображают всегда вместе:

  • Гурий представлен старцем с седыми волосами и длинной бородой. Его одеянием служат хитон (облачение из ткани, накладывающееся на правый бок и скрепленное на левом плече) и гиматий (накидка в виде прямоугольного куска ткани, надевающееся поверх хитона).
  • Самон — мужчина средних лет с небольшой бородой. Его волосы иконописцы чаще всего изображают в темном цвете, но иногда он бывает и седовласым. Из одеяния на нем присутствуют хитон и гиматий.
  • Авив — молодой человек без бороды, на него надето богослужебное облачение — стихарь. В руках диакон держит кадило и (или) Распятие.

Мученики Гурий, Самон и Авив

Кондак, глас 2*

С высоты́ му́дрии благода́ть прие́мше,/ су́щим во искуше́ниих предстои́те, всехва́льнии./ Те́мже отрокови́цу святи́и от сме́рти го́рькия изба́висте:// вы бо вои́стинну есте́ Еде́су сла́ва и ми́ру ра́дость.

Перевод: С Небес мудрые благодать получив, находящимся в искушениях помогаете вы, всеми прославляемые. Потому отроковицу святые от тяжкой смерти избавили, ибо вы поистине слава Эдессе и радость миру.

Это интересно: Молитвы святому великомученику Георгию Победоносцу: изучаем досконально

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector