Григорий богослов

Жизнь и учение святителя Григория Богослова

Отец Григория был аристократического происхождения, а мать – истинная христианка. У нее долго не было детей. В молитвах она просила послать ребенка, которого посвятит Господу. Впоследствии она родила еще двоих детей, которые также канонизированы церковью.

Григорий учился в высших учебных заведениях Палестины, Александрии, Каппадокии. Затем перебрался в Афины, где посвятил себя изучению астрономических, математических, ораторских наук, а также поэзии. Здесь он подружился с Василием Великим. Закончив обучение, стал преподавать красноречие.

Когда он вернулся домой, отец его окрестил, ему уже исполнилось тридцать лет. В те времена в богатых семьях крестили после обучения. Позже он перебрался в обитель основанную Василием Великим, где изучал труды философа Оригена.

Отец вел борьбу с еретиками и царем Юлианом, ему необходима была поддержка сына. Григорий вернулся домой, его назначили в пресвитеры, затем епископом Назианза. Но отшельнический образ жизни был больше по душе Григорию, он снова уезжает в монастырь. Василий Великий просил его занять пост епископа и кафедру в городе Сасима. Он согласился, но скоро удалился в пустыню, где провел три года. Этот уход прервал дружбу с Василием. Смерть родителей была для него ударом. Вторым неприятным событием стала кончина Василия Великого.

Григорий стал популярным защитником христианской веры и прекрасным проповедником. Теперь его стали звать Григорием Богословом за блестящие ораторские качества. Император Феодосий предложил возглавить епархию в Константинополе. Но он считал, что не достоин занимать место отца. Константинополь был в руках ариан, поэтому Григорий стал объектом преследования. Через два месяца город посетил император и лично передал церковь Софии.

Для борьбы с еретиками был созван Второй Вселенский собор, где Григорий ввел догмат Троичности: единый Бог в трех лицах – отец, сын, святой дух. В результате развернулся спор, в котором Григория осудили за несоблюдение положения Первого Вселенского собора. Он оставался епископом Сасима и не мог возглавлять епархию Константинополя. В результате он покинул город. К тому же власть ему была чужда. Он был аристократической личностью и самоуглубленным человеком, занял первый раз церковный пост сановника по просьбе Василия Великого. Поэтому он уезжает в Назианза, где продолжает управлять церковью. Когда он стал болеть, назначили епископом Евладии.

Первые шаги на пути христианского делания

Святитель Григорий Богослов родился в юго-западной области Каппадокии, в Арианзе (недалеко от города Назианза), приблизительно около 330 года.

Происходил он в прямом смысле этого слова из семьи святых: отец — Григорий, епископ Назианзский, мать Нонна, брат Кесарий и сестра Горгония — все они после своей кончины были канонизированы.

Его родной отец, Григорий старший, в свое время он принадлежал к сторонникам культа, поклонявшихся Богу как Высочайшему, но при этом исповедовавших веру, состоящую из смеси положений христианства, иудейства и персидских учений. Ко Христу он обратился по молитвам супруги, Нонны, глубоко верующей, ревностной христианки. Под её благотворным влиянием он принял Крещение. Вскоре его посвятили во священника, а впоследствии возвели на епископскую кафедру в Назианзе.

Ещё до появления на свет Григория младшего, будущего святителя Григория Богослова, Нонна усердно молилась Богу о даровании ей сына и обязалась, что в случае, если её молитва будет исполнена, она посвятит дитя Богу. Сын был дарован, обещание исполнено.

С детских лет Григорий младший воспитывался в любви к Богу и ближним. Первоначальное образование, в том числе в области основ Православного вероучения, он приобрёл в родительском доме. Благодаря влиянию матери он ещё с юности определился, что будет вести безбрачную, богоугодную жизнь.

По мере взросления, он проходил обучение в лучших для той поры школах: в Кесарии Каппадокийской, в Кесарии Палестинской, в Александрии, в Афинах. Обучение обходилось недешево, но материальное состояние родителей это позволяло.

В Кесарии Каппадокийской Григорий познакомился с будущим вселенским учителем, святителем Василием Великим. Затем их знакомство продолжилось во время учёбы в Афинах и переросло в крепкую дружбу.

Возвратившись из Афин (приблизительно в 358 году), Григорий принял Крещение, после чего предался аскетической жизни: проводил жизнь в постах, молитве, богомыслии и созерцании. В этот период он посещал Понт, ища встреч и совместных подвигов со своим другом и единомышленником Василием. Одним из плодов их творческого сотрудничества стало произведение «Филокалия», включавшее мысли и выдержки из сочинений знаменитого церковного учителя Оригена.

Около 360 года Григорий старший, отец Григория Богослова, не вполне понимая тонкости распространившегося к тому времени арианского лжеучения, подписал арианский символ, чем вызвал негодование православных, представителей его паствы. Многие готовы были отойти от своего епископа. В тот момент Григорий младший сумел разъяснить отцу его ошибку и показать несоответствие подписанного Символа Никейскому. В результате Григорий старший признал заблуждение публично и порядок среди его паствы был восстановлен.

Смерть

Скончался Григорий Богослов 25 января 389 года в Назианзе, там его и похоронили. После себя он оставил завещание. Вероятно, оно было написано еще в 381 году. Фамильное имение святитель оставил епархии, сбережения и одежду завещал друзьям, а также распорядился о роспуске своих рабов.

Мощи святителей Григория Богослова и Иоанна Златоуста в церкви святого Георгия в Стамбуле

Спустя полвека император Константин Багрянородный перевез мощи Григория Богослова в Константинополь, но после нашествия крестоносцев в 1204 году останки святителя вывезли в Рим.

После возведения собора святого Павла в Риме мощи разместили там, в специальной гробнице. 26 ноября 2004 года папа Иоанн Павел II распорядился, чтобы часть мощей была возвращена церкви Константинополя. Святыня хранится в Соборе святого Георгия в Стамбуле.

Память новомучеников и исповедников Церкви Русской

Русская Зарубежная Церковь совершила канонизацию новомучеников и исповедников Российских в то время, когда в самой России это было ещё невозможно. Архиерейский Собор Зарубежной Церкви в 1981 году причислил к лику святых «бесчисленный, многомиллионный сонм мучеников и исповедников, пострадавших от безбожников в России». В 1989 году прославлением святого Патриарха Тихона этот процесс был начат и в Отечестве. В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор в Москве причислил к лику святых весь Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века (с 2013 г. – Церкви Русской), «поимённо известных и доныне миру не явленных, но ведомых Богу». В настоящее время в поимённый список святых новомучеников и исповедников Церкви Русской включено около 2000 подвижников. Ни одна другая Поместная Церковь не имеет такого великого сонма святых.

Священническое и епископское служение

В 361 году, в день торжественного празднования Рождества Спасителя, Григория, вопреки его возражениям, рукоположили во священника. По смирению он был против этого посвящения, но опять же, по смирению не решился противиться воле архиерея, отца. Опечалившись таким поворотом событий, Григорий отправился в Понт, к Василию. Тот сумел подобрать нужные слова утешения и ободрил давнего друга.

К Пасхе 362 года отец Григорий возвратился в Назианз и приступил к деятельному исполнению пастырского долга. С того времени он находился при вверенной ему пастве и по мере возможностей помогал родному отцу, Григорию старшему, в его архиерейском служении.

Когда в 370 году Василия Великого возвели в архиепископа Кесарийского, тот, в целях лучшего управления своей паствой и борьбы с арианством, стал открывать новые кафедры. В этот период он нуждался в ревностных, религиозно-образованных пастырях.

Следуя своему замыслу святитель Василий поставил своего друга, Григория, епископом в Сасим. Шёл 372 год

Григорий Богослов хотя и понимал, в чём состояла важность этого шага с позиции Василия Великого, и согласился, однако, как и в случае с рукоположением во священника, подчинился этому выбору с неохотой, а затем удалился в безлюдное, пустынное место, где предался созерцательной молитве

Через какое-то время Григорий старший уговорил своего сына прибыть в Назианз. Тот вернулся, но с условием, что не будет преемником по кафедре отцу.

В 374 году умер отец Григория Богослова, а вскоре и мать. Придя в храм, где служил и её супруг, и её любящий сын, и приблизившись к жертвеннику, она внезапно почувствовала приближение смерти, произнесла молитву и предала душу Богу. Всё это, конечно же, отразилось на внутреннем состоянии Григория. Какое-то время он продолжал дело отца, но вскоре заболел, да так тяжело, что некоторые даже и не надеялись на его выздоровление.

В 375 году, оправившись от недуга, желая предаться уединённому жительству, он удалился в Селевкию Исаврийскую. Здесь он жил так, словно бы сам себя заточил. Страшное огорчение принесла ему весть о смерти Василия Великого (379 г.).

Краткая биография

Григорий Назианзин (более известный как Григорий Богослов) — знаменитый христианский деятель, один из отцов церкви, соратник, друг Василия Великого. Родился примерно в 330 г. неподалеку от города Назианз Каппадокийский и был ребенком священника, впоследствии епископа Назианского, и женщины по имени Нонна, которая была причислена к лику святых.

Мальчик учился сначала дома, а затем его отправляли получать образование в Кесарию Каппадокийскую, Кесарию Палестинскую, Александрию. В 350 г. Григорий отправился изучать различные науки в Афины, где состоялось его знакомство с Василием Великим, и эта встреча сыграла немаловажную роль в его биографии.

Завершив обучение, какое-то время Григорий был преподавателем в Афинах. В 358 г. состоялось его возвращение на родину. К этому времени его отец имел сан епископа и собственноручно покрестил 30-летнего сына. Тому по душе оказалась монашеская жизнь, и скоро его новым местом жительства стал монастырь, который Василий Великий основал в собственном имении в Понте.

В 361 г. отец настоял на том, чтобы Григорий возвратился домой, где его рукоположили в пресвитеры. Ему пришлось много помогать отцу на Назианской кафедре, который в то время вел активную борьбу против захвата христианских храмов войсками императора Юлиана Отступника.

В лице святителя Григория нашел верного соратника в деле противостояния арианству и Василий Великий. Создав епархию в городе Сасим, он пригласил Григория на пост хорепископа. Его просьбу поддержал и отец, и в итоге, уступая, скорее, настояниям, чем велению сердца, Григорий в 372 г. становится епископом Сасимским. Служение было недолгим: не совершив ни одной службы, новоиспеченный епископ покинул пост в пользу пребывания в пустыне и тем самым испортил их отношения с Василием Великим. Тем не менее ему снова пришлось возвратиться в Назианз, и он помогал престарелому отцу управлять епархией до самой его кончины. Визит Василия Великого на его похороны поспособствовал потеплению отношений между двумя друзьями юности. Его смерть 1 января 379 г. стала для Григория огромным ударом.

В том же 379 г. трон императора занял Феодосий, симпатизировавший аникейцам. Григорий, к тому времени снискавший славу ярого защитника веры и талантливого проповедника, был приглашен новым императором возглавить Константинопольскую архиепископию. Именно в тот период его стали называть Богословом, его блестящие проповеди, свидетельствующие о даре оратора, никого не оставляли равнодушными. Некоторое время святитель Григорий председательствовал на Церковном Соборе, однако вынужден был покинуть Константинополь, поскольку стал жертвой клеветы.

Вернувшись на родину, он снова стал главой епархии в Назианзе, уступив просьбам горожан, но давалось ему подобное служение тяжело – и морально, и физически. После того как в 383 г. по состоянию здоровья его наконец освободили от руководства Назианзской кафедрой, Григорий Богослов проводил большую часть времени в своем фамильном имении, где активно занимался сочинительством. В то же время святитель не был затворником: он часто посещал обители, уезжал на лечение. Наряду с богословскими трудами в этот период была написана его автобиография. Всего же его наследие, глубоко почитаемое христианами всего мира, включает 45 «Слов», 245 «Посланий», более полутысячи стихотворений.

25 января 389 г. Григорий Богослов умер в родном Назианзе. Великого церковного деятеля похоронили там же, однако его мощи перевозили в Константинополь и позднее – в Рим. Сегодня они хранятся в Стамбуле, в церкви св. Георгия.

Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский

Святитель Григорий Богослов происходил из знатного рода. Основой своего подвижнического пути Григорий считал воспитание, полученное от матери, святой Нонны, давшей обет посвятить сына Богу. Григорий получил блестящее образование в языческих Афинах, где подружился со святителем Василием Великим. Крещение Григорий принял только в 30 лет ― от своего отца, ставшего епископом. Некоторое время святой подвизался в пустыни вместе с Василием, но происхождение и большие дарования привели его на Константинопольскую кафедру. Святому пришлось много бороться и с язычниками, и с еретиками-арианами. Однажды во время службы в храме он был едва не убит врагами Церкви. Главное наследие святого ― его проповеди, полные тайноведения о Святой Троице. Церковь признает святителя вторым великим богословом после апостола Иоанна.

Священномученик Владимир, митрополит Киевский

Митрополит Владимир (Богоявленский) ― первый мученик Русской Церкви из числа епископата. Примерно за месяц до гибели он сказал: «Я никого и ничего не боюсь. Я во всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Христову и за веру православную, чтобы только не дать врагам ея посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранилось Православие в России там, где оно началось». Эти слова стали пророческими. 25 января (по старому стилю) святитель был арестован вооружённой группой из пяти человек в своих покоях в Киево-Печерской Лавре. Свидетелем расстрела митрополита был его келейник Филипп. Он рассказывал, что владыка подошёл к нему, попрощался и вытер слёзы; остальное же время был спокоен. Перед расстрелом молился: «Господи! Прости мои согрешения, вольные и невольные, и прими дух мой с миром».

Детство и юность

Точная дата рождения святителя неизвестна, примерно в 325 году нашей эры. Родился мальчик недалеко от города Назианза, расположенного в Каппадокии (на территории современной Турции). Не случайно позже его прозвали Григорием Назианзиным.


Григорий Богослов

Его отец Григорий был местным аристократом, а его жена Нонна была истинной христианкой, все дни женщина проводила в молитвах, занималась благотворительностью. Вскоре и Григорий-старший принял христианство. Сначала он стал пресвитером в местной церкви, а после и епископом Назианза.

У Нонны долго не получалось забеременеть, поэтому много молилась и просила Бога о благодати. Она пообещала, что, если всевышний ей подарит ребенка, она посвятит его Богу. Позднее во сне женщина увидела своего будущего сына и услышала его имя. После появления на свет Григория у Нонны родилось еще двое детей – сын Кесарий и дочь Горгония. Впоследствии все члены семьи Григория были признаны святыми.

Получив начальное домашнее образование, Григорий отправился сначала в Каппадокию, а позже в Палестину и Александрию, где обучался в высших школах. Но научным центром в то время были Афины. Поэтому Григорий переехал в Афины, где изучал астрономию, геометрию, риторику, поэзию. Он изучал труды Аристотеля и Платона. В большей степени его интересовал стиль изложения, нежели само учение. Но на то, как позднее Григорий стал истолковывать религию, во многом повлияли эти работы.


Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Когда Григорий учился в Афинах, он познакомился в Василием Великим. И эта встреча стала судьбоносной для Григория. После обучения он два года преподавал красноречие в Афинах. А по возвращении в Назианз отец его крестил. На тот момент ему уже было 30 лет. Но в то время крещение принимали лишь после того, как получали образование.

Григорию монашеская жизнь пришлась по душе, и он переехал в монастырь, основателем которого был его друг Василий Великий. Вместе они изучали труды основателя библейской филологии и философа Оригена. Позднее Григорий Богослов из его произведений записал выдержки, которые получили название «Филокалии».

Труды святителя Григория Богослова:

  • «Слово на Святую Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова»
  • «Слово о догмате Святой Троицы»
  • «Песнопения таинственные»
  • «Молитва шествующего в путь»
  • «Мысли, писанные одностишиями»
  • «Мысли, писанные четверостишиями»
  • «О том, какия подобает читати книги Ветхаго и Новаго Завета»
  • «Плач Григория о себе самом»
  • «Плач и моление ко Христу»
  • «Послания»
  • «Слово на Пасху и о своем промедлении»
  • «Слово к призвавшим вначале, но не встретившим Св. Григория, когда он стал пресвитером»
  • «Слово, в котором Григорий Богослов оправдывает удаление свое в Понт после рукоположения в пресвитеры и возвращение оттуда, а также учит, как важен сан священства и каков должен быть епископ»
  • «Слово Первое обличительное на царя Юлиана»
  • «Слово Второе обличительное на царя Юлиана»
  • «Слово о мире, произнесенное в присутствии отца после предшествовавшего молчания по случаю воссоединения монашествующих»
  • «Слово надгробное брату Кесарию, произнесенное еще при жизни родителей»
  • «Слово надгробное Горгонии, сестре Св. Григория Назианзина»
  • «Слово защитительное, говоренное им отцу своему Григорию в присутствии Василия Великого после рукоположения Св. Григория Богослова в епископа Сасимского»
  • «Слово защитительное, говоренное им отцу своему и Василию Великому по возвращении Св. Григория Богослова из уединения»
  • «Слово говоренное брату Василия Великого, Святому Григорию, епископу Нисскому, когда он пришел к Св. Григорию Богослову по рукоположении его в сан епископа»
  • «Слово, говоренное отцу, поручившему ему попечение о Назианзской церкви»
  • «Слово, произнесенное при рукоположении Евлалия в сан Епископа Доарского»
  • «Слово о любви к бедным»
  • «Слово, произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля»
  • «Слово в память святых мучеников маккавеев»
  • «Слово, произнесенное встревоженным жителям Назианза и прогневанному градоначальнику»
  • «Слово, сказанное в похвалу отцу и в утешение матери Нонне в присутствии Св. Василия, к которому обращено вступление к данному слову»
  • «Слово, произнесенное Св. Григорием Богословом о словах своих Юлиану, производившему перепись народа и уравнение податей»
  • «Слово похвальное Афанасию Великому, архиепископу Александрийскому»
  • «Слово о мире, произнесенное на общем собрании единоверных, бывшем после примирения»
  • «Слово о мире, произнесенное в Константинополе по случаю распри, произошедшей в народе, о некоторых несогласных между собой епископах»
  • «Слово в похвалу святому священномученику Киприану, сказанное на другой день его памяти по возвращении Григория из села»
  • «Слово в похвалу философу Герону, возвратившемуся из изгнания»
  • «Слово, произнесенное Святым Григорием Богословом о себе самом, когда он после покушения Максима занять архиепископский престол в Константинополе возвратился из села»
  • «Слово против евномиан и о богословии первое, или предварительное»
  • «Слово о богословии второе»
  • «Слово о богословии третье, о Боге Сыне первое»
  • «Слово о богословии четвертое, о Боге Сыне второе»
  • «Слово о богословии пятое, о Святом Духе»
  • «Слово о соблюдении доброго порядка в собеседовании и о том, что не всякий человек и не во всякое время может рассуждать о Боге»
  • «Слово против ариан и о самом себе»
  • «Слово к пришедшим из Египта»
  • «Слово в память мучеников и против ариан»
  • «Слово о себе самом и к говорившим, что Св. Григорий желает константинопольского престола»
  • «Слово на евангельские слова: «Когда окончил Иисус слова сии…» и проч.»
  • «Слово на Богоявление или на Рождество Спасителя»
  • «Слово на святые светы явлений Господних»
  • «Слово на Святое Крещение»
  • «Слово на Святую Пятидесятницу»
  • «Слово прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов»
  • «Слово надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийской»
  • «Слово на неделю новую, на весну и в память мученика Маманта»
  • «Слово на Святую Пасху»
  • «Стихотворения богословские»
  • «Стихотворения исторические. Раздел первый. О себе»
  • «Стихотворения исторические. Раздел второй. О других»
  • «Стихотворения исторические. Надгробия»
  • «Стихотворения исторические. Надписания»
  • «Письма»
  • «Завещание»
  • «Сотницы»
  • «О человеках, во плоти живущих подобно бесплотным»
  • «О себе самом и о епископах»

Иконография

В каждом храме есть икона, на которой изображается Григорий Богослов. На большинстве икон святителя изображают в виде седоволосого старца с немалыми залысинами на передней части лба. У него широкая и длинная борода, усы. Одет он в крещатую фелонь, в руках держит свиток с молитвенными текстами и Евангелие. На некоторых иконах, датированных XVII веком, он изображен в митре и саккосе.

Иногда Богослова изображают как отца Церкви и величайшего автора гомилий. Первые такие иконы появились в VII веке. Он изображается фронтально в полный рост, одетый в фелони. Иногда вместе с ним изображают образ святого Василия Великого, который при жизни был близким другом священнослужителя. Чаще всего такие изображения использовались для размещения в центральной части храмов. Однако иногда их помещали и в других частях храма.

Учеба

Общее образование святитель получил дома, затем учился в Кесарии Каппадокийской и Кесарии Палестинской, в Александрии и Афинах. Это были лучшие школы того времени, и несмотря на то, что обучение в них было недешевым, родители поощряли стремление сына к знаниям. 

В Кесарии Каппадокийской Григорий сблизился с Василием Великим, позже они вместе учились в Афинах, их знакомство переросло в крепкую дружбу.

Юноша изучал самые различные науки, его интерес простирался на риторику, как одну из важнейших наук того времени, и поэзию, изучал геометрию и астрономию, труды Платона и Аристотеля. 

Юлиан Отступник

В то же время в Афинах учился и Юлиан Отступник, впоследствии император и гонитель Церкви Христовой. Позже по его приказанию были направлены войска, чтобы захватить храмы города Назианз.

Окончание земного пути

До 383 года он руководил паствой в Назианзе, а когда здоровье в силу преклонного возраста уже не позволяло в полной мере справляться с делами, Григорий уехал в Арианз, где посвятил все свое время письменным трудам и созерцательной молитве. По просьбе своего отца, святитель завещал фамильное имущество епархии и ближайшему окружению.

В 389 году он спокойно предал душу Господу. Погребение тела святого состоялось в Назианзе. В 950 году его мощи перенесли в церковь Святых Апостолов в Константинополь, а позже часть переправили в Рим. Григорий Богослов почитается как в православии, так и в католичестве.

Дни памяти святого:

  • 25 января (7 февраля) — день смерти святого;
  • 30 января (12 февраля) — собор Трех Святителей.

Важно! Вселенская церковь причислила подвижника к лику святых с именем Богослов — за праведную и святую жизнь и ясное изложение учения о Пресвятой Троице

Последний период земной жизни

Некоторое время спустя Григорий Богослов прибыл в Назианз, возглавил там местную паству и руководил ею вплоть до момента, когда на кафедру Назианза взошёл епископ Евлавий. Произошло это в 383 году.

После сего святитель переселился на малую родину, в Арианз, где предался молитвенному созерцанию и писательской деятельности.

В 389 году он мирно почил о Господе.

За святость и праведность жизни, яркое, безукоризненное изложение в своих сочинениях учения о Пресвятой Троице и Лице Господа Иисуса Христа Вселенская Православная Церковь почтила его исключительным по значению именем — Богослов. С этим именем в Историю Церкви вошли всего три святых; помимо свт. Григория — апостол Иоанн Богослов и Симеон Новый Богослов.

Святитель Григорий Богослов оставил после себя богатое литературное наследие, состоящее из 245 писем, 507 стихотворений (написанных подчас в подражании Гомеру в формах гекзаметров, пентаметров, триметров) и 45 «Слов».

Праздник

Восточная православная церковь и Восточные Католические Церкви отмечают два праздники в честь Григория. 25 января — его основной праздник; 30 января, известный как праздник Трех Великих Иерархов , поминает его вместе с Иоанном Златоустом и Василием Кесарийским. Католическая церковь отмечает его праздник 2 января. Церковь Англии и Епископальная Церковь США празднуют День Святого Святого Григория, 2 января, в « Малом фестивале ». Лютеранская Церковь Миссури Синод отмечает Грегори, вместе с Василием Великим и Григорием Нисский (в Каппадокийские Отцов ) 10 января. и Евангелическо — лютеранская церковь в Америке почтили память Григория Богослова вместе со своими друзьями Василий Великий и Григорий Нисский 14 июня. ААЦ посвящает два дня каждый год Грегори. Его поминают вместе с одиннадцатью другими учителями церкви в субботу перед праздником Открытия Святого Креста (который отмечается в ближайшее к 26 октября воскресенье. В армянском церковном календаре также есть праздник, посвященный исключительно Григорию. Это либо суббота перед четвертым воскресеньем Преображения Господня , либо, если этот день приходится на праздник Успения , в субботу перед третьим воскресеньем после Рождества Христова .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector