Пять веков российской истории: судьба легендарного храма, где венчался пушкин
Содержание:
- Пять великих архитекторов: кто построил церковь?
- Большой и Малый театры
- Второе рождение: столичная программа помогла вернуть храм москвичам
- «Большое Вознесение»: от деревянной церкви до самого известного храма Москвы
- Храм Илии Пророка Обыденного в Обыденском переулке
- Смерть поэта
- Храм «Большое Вознесение» у Никитских Ворот
- «Мчатся тучи, вьются тучи…»
- Реставрация храма и пожертвования москвичей
- Интерьеры и святыни
- Советский период: пение Шаляпина и превращение в высоковольтную лабораторию
- Дети
- Дурные знаки
- Пять великих архитекторов: кто построил церковь?
- Храм Большое вознесение – от истории к архитектуре
- Дом дяди
- Второе замужество
- Пора, мой друг, пора
Пять великих архитекторов: кто построил церковь?
Веком позже граф Григорий Александрович Потемкин решил возвести здесь полковую церковь (он был командиром в Преображенском полку). Новый храм строили рядом со старым.
Строительство началось в 1798 году, за год до рождения Пушкина, а завершилось в 1836 году, за год до его смерти. Но отделочные работы и внутренняя роспись храма продолжались еще 12 лет.
Первым архитектором проекта стал Василий Баженов. Чуть позже храмом занялся Матвей Казаков, который оставил большое архитектурное наследие в Москве. Среди его работ — Сенат Московского Кремля, дворец в Царицыне, Петровский путевой дворец и генерал-губернаторский дом на Тверской (сейчас в перестроенном здании расположена Мэрия Москвы).
При пожаре 1812 года храм сильно пострадал, и его пришлось строить заново. Проектом руководил Федор Шестаков, известный работами в стилях ампир и классицизм. Он, например, спроектировал и построил ограду Александровского сада Московского Кремля, трапезную храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, колокольню и трапезную храма Святителя Николая в Толмачах. После смерти Шестакова в 1836 году храмом занялся Евграф Тюрин. Он построил Богоявленский собор в Елохове, храм Мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова и восстановил Арсенал в Московском Кремле. Приложил руку к Большому Вознесению и Осип Бове — архитектор Манежа, Большого театра, Александровский сада и Триумфальных ворот.
Большой и Малый театры
Большой театр. Фото: Shutterstock.com
Большой театр с первого взгляда произвел на Пушкина большое впечатление. Поэт посмотрел комедию «Аристофан» – и навсегда влюбился в этот театр. А в дальнейшем старался не пропустить ни одной премьеры. В 1821 году там поставили балет по мотивам его «Руслана и Людмилы» – всего через год после написания поэмы.
Малый театр Пушкин впервые посетил в 1832 году. В это время представления там давала некая труппа из Франции. Но заграничных артистов поэт не оценил. После спектакля он сказал: «…Чуть не заснул от скуки и усталости». Правда, в дальнейшем Александр Сергеевич ходил в Малый с гораздо большим удовольствием.
Москва, Театральная площадь
Смотреть на карте
Второе рождение: столичная программа помогла вернуть храм москвичам
Воссоздание уникального художественного облика церкви продолжилось и в 2010-е. Реставрация стала возможной благодаря принятой Правительством Москвы городской программе субсидий религиозным организациям на реставрационные работы объектов культурного наследия. Главное преимущество программы — деньги выделяются на восстановление памятников как федерального, так и регионального подчинения. Это позволяет быстро проводить необходимые работы. Программа одобрена Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и рекомендована другим регионам.
Храм Святителя Николая Чудотворца в Кленниках готовят к реставрацииМозаика с ангелом и белокаменные ступени: археологи нашли руины снесенного в начале XX века храма В стиле елизаветинского барокко: в Царицыне реставрируют храм с колокольней XVIII века
В рамках этой программы в церкви Большое Вознесение обустроили пандус и лестницу со стороны Малой Никитской улицы, укрепили кирпичную кладку сводов и стен трапезной и семь столбов ограды. В 2017–2018 годах в храме реставрировали живопись на стенах и сводах двух приделов, центрального алтаря и подкупольной части. Также специалисты восстанавливали искусственный мрамор и лепной декор церкви.
Всего в Москве насчитывается 432 объекта культурного наследия религиозного значения, которые относятся к Русской православной церкви. Многие из них отреставрированы в рамках городской программы субсидий или городской программы «Культура Москвы».
С 2011 года работы проводились на 85 объектах, причем 54 из них либо уже отреставрированы полностью, либо будут готовы к концу года.
Среди воссозданных храмов, где прошли или еще идут работы, такие известные достопримечательности, как Высоко-Петровский монастырь (улица Петровка, дом 28, строение 3), церковь Симеона Столпника (Поварская улица, дом 5, строение 1), ансамбль церкви Всех Скорбящих Радости (улица Большая Ордынка, дом 20), церковь Николы в Хамовниках (улица Тимура Фрунзе, дом 1/2, строение 1), церковь Ивана Предтечи под Бором (Пятницкая улица, дом 4/2, строение 8), церковь Флора и Лавра (Дубининская улица, дом 9/3, строение 1), ансамбль Рождественского монастыря (улица Рождественка, дом 20/8, строение 16), церковь Малое Вознесение (Большая Никитская улица, дом 18), ансамбль Ивановского монастыря (Малый Ивановский переулок, дом 2а, строение 1).
«Большое Вознесение»: от деревянной церкви до самого известного храма Москвы
Одна из самых известных церквей Москвы, храм Вознесения Господня в Сторожах, или «Большое Вознесение», тоже связана с Нарышкиными. Первая церковь на этом месте появилась в середине XVI века. В XVII веке неподалеку располагался дворец царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. По ее приказу на месте деревянной в 1685 году построили каменную церковь — Вознесенский храм.
В конце XVIII века граф Григорий Потемкин решил возвести новый храм, его строили рядом со старым. Работы начались в 1798 году и продолжались почти 50 лет, в них поучаствовали многие известные зодчие.
Пушкин и Гончарова
К 1831 году старый храм разобрали, службы стали идти в новом. Среди прихожан была семья Гончаровых, жившая неподалеку. 18 февраля 1831 года здесь венчалась девица Гончарова с чиновником коллегии иностранных дел Александром Пушкиным. Основное здание еще не было достроено, и церемония состоялась в трапезной, в приделе Николая Чудотворца. В «Большом Вознесении» Пушкина поминают ежегодно.
Возведение церкви завершилось в 1836 году, за год до смерти Пушкина, но внутренние работы продолжались. Колокольню, которая предполагалась по проекту, строить вовсе не стали. 19 сентября 1848 года святитель Филарет, митрополит Московский, освятил новый храм.
Гараж, лаборатория и реставрация
В 1931 году храм закрыли, но он все-таки уцелел. Сначала здесь располагался гараж, а в 1960-е разместилась лаборатория высоковольтных газовых разрядов. В 1987 году его передали Русской православной церкви. 23 сентября 1990 года Патриарх Алексий II провел здесь первую службу. В этот период началась реставрация «Большого Вознесения».
Восстановлением живописи храма более 10 лет занимался художник Алексей Артемьев. В 2002–2004 годах была построена колокольня. В 2010-е начались масштабные работы в рамках столичной программы реставрации. В 2012-м обустроили пандус и лестницу, укрепили кирпичную кладку сводов и стен трапезной и семь столбов ограды. В 2017–2018 годах восстанавливали живопись на стенах и сводах двух приделов, центрального алтаря и подкупольной части. Также специалисты занимались восстановлением искусственного мрамора и лепного декора.
Храм Илии Пророка Обыденного в Обыденском переулке
Адрес – 2-й Обыденский переулок, дом 6 (метро «Кропоткинская»).
Один из немногих храмов, не прекращавших деятельность на протяжении всего советского времени. Его пытались закрыть два раза – в 30-е и в 40-е годы, но в первый раз прихожанам самим удалось отстоять родную церковь, а во второй – из-за военных забот представители власти сами забыли об уже готовом приказе. В апреле 1973 года здесь обвенчался со своей второй женой Натальей Светловой Александр Солженицын, затем – крестил двоих сыновей. Уже через год после бракосочетания писатель и его семья были высланы из страны.
Храм привлекает москвичей поздним временем работы – он открыт до 22.00 (обычно православные храмы закрываются в районе семи часов вечера). Церковная лавка при входе поражает разнообразием и богатством товаров, так что если вам нужно выбрать хороший подарок для православных родных и друзей – лучшего места не найти. В храме хранятся важные святыни, в том числе перевезенные в советские годы из других, закрытых храмов: икона Божией Матери «Нечаянная радость» из Кремля, Владимирская Икона Божией Матери 17го века из Зачатьевского монастыря, Спас Нерукотворный, частица пояса Богородицы, частицы мощей преподобного Серафима Саровского.
Построен в 1702 году.
Храм Илии Пророка Обыденного в Обыденском переулке
Смерть поэта
До злополучной дуэли Пушкины прожили в браке 6 лет.
Даже будучи тяжело раненным, поэт пытается позаботиться о будущем супруги и детей. Он написал письмо императору, в котором просит обеспечить семейство. Позже Николай I выполнит свое обещание: закроет долги Пушкиных и будет платить содержание Наталье и детям.
Пушкин завещал ей носить траур 2 года, а затем снова выйти замуж за достойного человека.
После смерти первого супруга она покинула высший свет и уехала в имение брата Полотняный Завод, где несколько лет вела затворнический образ жизни.
Она вышла замуж повторно только через 7 лет.
Храм «Большое Вознесение» у Никитских Ворот
Адрес: Большая Никитская, 36.
Именно в этом просторном храме (тогда еще не достроенном)18 февраля 1831 года венчались Александр Сергеевич Пушкин и Наталья Гончарова. Об этом знают не только старые интеллигенты, но и безбашенные уличные художники – именно они украсили одно из ближайших зданий забавным граффити, на котором Пушкин и Гончарова делают свадебные селфи. С выбором храма великому поэту помог митрополит Филарет, который, как и сам Пушкин, был масоном.
Однако история храма связана не только с именем Пушкина. По одной из версий, еще в 1774 году там прошло тайное венчание самой императрицы Екатерины Второй и ее фаворита Григория Потемкина. Потемкин пожертвовал храму приличную сумму денег на перестройку, а также свадебные венцы со своим и императрицы портретами.
Здесь же в 1921 году Федор Шаляпин выдал замуж свою дочь Ирину. Великий певец не только вел дочь к алтарю, но и сам читал «Апостола» во время таинства.
Не обходят вниманием храм и современные звезды. Например, в 2008 году актер и шоумен Николай Фоменко выбрал его для тайного венчания с Натальей Кутобаевой
- 1685 г. – построен первый каменный храм.
- 1848г. – храм приобретает нынешний вид.
- 1931 г. – закрытие храма, 1990 – возвращение храма Церкви.
Храм «Большое Вознесение» у Никитских Ворот
«Мчатся тучи, вьются тучи…»
Что же до истории с Дантесом и последовавшей за ней роковой дуэли…
В феврале 1836 года Дантес начинает посещать дом Пушкина под предлогом ухаживаний за сестрой Натали Катериной Гончаровой (Натали выписала к себе в Петербург сестер из Полотняного Завода, где они прозябали, не имея надежды выйти замуж). Катерина была просто счастлива, так как влюбилась в красавца-кавалергарда. Но Дантеса интересовала вовсе не она… В это время Наталья Николаевна на шестом месяце беременности. За шесть лет жизни с Пушкиным у нее было пять беременностей (одна из них закончилась выкидышем после бала в Аничковом дворце), она родила четверых детей.
«Наталья Николаевна опять брюхата и носит довольно тяжело», — обычная строчка в письмах поэта к друзьям. Первой родилась Маша. Пушкин плакал при родах и говорил, что обязательно убежит от вторых. Потом родился Саша, названный в честь отца, его любимец и отрада, «Сашка рыжий», третьим — Гриша, и четвертым ребенком стала Наташа. То есть Наталья Николаевна только и делала, что беременела, вынашивала ребенка, рожала и, едва восстановившись после родов, снова беременела. При этом ее мучил нещадный токсикоз, она падала в обмороки, по всему телу расползались ужасные нарывы. Ей ли было искать сомнительных приключений на стороне?
К тому же она не отличалась пылкой страстностью, была, по свидетельству Пушкина, «стыдливо-холодна». А вот комплименты в свой адрес и признания в любви выслушивать очень даже хотелось! Тем более — от самого императора. Можно ли это желание Натали поставить ей в вину? Ей же всего двадцать с небольшим! Что касается ухаживаний царя, то разве могла лучшая шахматистка Санкт-Петербурга не просчитать все ходы и позволить себя использовать в угоду сластолюбию самодержца? Как писал Вересаев, «Наталья Николаевна держала императора в должных границах, так что ему долее ничего не оставалось, как изображать добродетельно-попечительного отца и давать Наталье Николаевне благожелательные советы держаться в свете поосторожнее, беречь свою репутацию и не давать повода к сплетням».
Семейная жизнь с Пушкиным по определению не могла быть идиллической. Он множил бесконечные долги, просиживал ночи за карточным столом, мог по несколько дней не показываться дома, много разъезжал по городам и весям, и в его отсутствие Наталье Николаевне приходилось одной справляться с обширным хозяйством и воевать со слугами. И без измен со стороны Пушкина не обходилось. И Наталья Николаевна все прощала, потому что любила и понимала его. «А у ней пречуткое сердце», — говорил Пушкин о жене. Какую же трудную пришлось нести Натали судьбу, какой тяжкий крест! Быть женой поэта, а тем более, гения — подвиг, и не следует об этом забывать.
«Ты ни в чем не виновата», — первое, что произнес поэт склонившейся над ним Наталье Николаевне, когда его, смертельно раненного, принесли после дуэли домой. И после повторял это непрестанно, умирая почти двое суток. В измену любимой женщины Пушкин не верил ни секунды.
«Пушкина убила вовсе не пуля Дантеса. Его убило отсутствие воздуха. С ним умирала его культура. Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит. Это — предсмертные вздохи Пушкина, и также — вздохи культуры пушкинской поры. На свете счастья нет, а есть покой и воля. Покой и воля. Они необходимы поэту для высвобождения гармонии. Но покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю — тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем; жизнь потеряла смысл», — писал Александр Блок в своей знаменитой речи «О назначении поэта».
С первых же дней семейной жизни Пушкин узнал нужду, да так из нее и не вылезал. И хотя никто из самых близких не слыхал от него ни единой жалобы, беспокойство о существовании семьи часто омрачало его лицо. Душевное состояние Пушкина оставляло желать лучшего, что замечали друзья. Он неотвратимо двигался к трагическому концу. Казалось бы, все было улажено, Дантес женился на сестре Натали Екатерине Гончаровой, зачем повторный вызов на дуэль? Но Пушкин уже не мог поступить иначе… Государственная служба тяготила поэта, хотя и давала постоянный доход, лишала его той самой внутренней тайной воли и покоя. Его закружили «бесы» — несвободы, долгов, нищеты, отчаяния, уныния… Он сам искал смерти, как это позже будет делать другой гениальный русский поэт — Лермонтов. И он ее нашел…
Реставрация храма и пожертвования москвичей
Реставрацией живописи церкви более 10 лет занимался Алексей Артемьев. Признанный еще в советское время реставратор в 1990-е годы восстановил не один храм. За воссоздание росписи храма Христа Спасителя он награжден медалью Академии художеств.
20 мая 1999 года храм был освящен. В том году отмечали 200-летие со дня рождения Александра Пушкина, и церковь стала одной из площадок праздника.
В 2002–2004 годах была построена колокольня, очень удачно вписавшаяся в архитектурный облик храма. Автор проекта Олег Журин взял за основу эскизный проект Федора Шестакова. Журин также принимал участие в восстановлении Казанского собора на Красной площади и многих других памятников архитектуры. Средства на колокола, убранство и реставрацию церкви собрали москвичи.
Сегодня в Большом Вознесении можно услышать не только колокольный звон. В храме с прекрасной акустикой выступают хоровые коллективы, например во время Московского пасхального фестиваля.
Интерьеры и святыни
В храме освящено шесть престолов, главный из них посвящен празднику Вознесения Господня. Отдельного внимания заслуживают пять богатых иконостасов. Три из них находятся в самой церкви, а два – в помещении трапезной.
Оригинальные храмовые иконостасы были выполнены по проекту талантливого зодчего и реставратора Михаила Доримедонтовича Быковского. В годы борьбы советской власти с религией все иконы были безжалостно уничтожены. Чтобы восстановить резное великолепие, потребовалось много усилий и средств.
Нижний пояс внутри Вознесенской церкви оформлен колоннами из искусственного мрамора и зеркалами. Выше – на стенах, в алтаре, трапезной, подкупольном пространстве и барабане с окнами можно увидеть великолепные росписи. Живописные классические фрески храма были написаны в 1830-е годы разными художниками.
На росписях воспроизведены сцены из Ветхого Завета и Евангелия, изображения Апостолов, четырех Евангелистов, Сергия Радонежского, святителя Алексия митрополита Московского, ангелов с богослужебными атрибутами, маленькие головки херувимов и орнаментально-геральдические композиции. Реставрация старых росписей была проведена в 1990-е годы, и потом они несколько раз подновлялись.
Главные святыни Вознесенского храма – это две почитаемые верующими иконы: Иверская икона Божией Матери и Казанская икона Пресвятой Богородицы.
Советский период: пение Шаляпина и превращение в высоковольтную лабораторию
В XX веке храм стал свидетелем революционных событий. В октябре 1917 года в Москве шли уличные бои — в том числе на Тверском бульваре, Арбате и на площади Никитские Ворота. Утром 28 октября Кремль был занят юнкерами, но 2 ноября после артиллеристского обстрела они сдались революционным войскам и покинули Кремль. Именно в храме Большое Вознесение отпевали погибших студентов и юнкеров.
В 1920 году в церкви прошло венчание дочери Федора Шаляпина, знаменитый певец сам читал Апостол.
5 апреля 1925-го в храме отслужил свою последнюю литургию патриарх Тихон. Он был избран в 1917 году и стал первым с 1721-го патриархом в России. Через два дня после службы Тихон скончался.
В 1931 году храм закрыли, а в 1937-м снесли колокольню, но сама церковь уцелела. Сначала там был гараж, а 1960-х — лаборатория высоковольтных газовых разрядов и молниезащиты Энергетического института имени Г.М. Кржижановского. Пространство храма заполняла установка для искусственных молний, шары и спирали.
В 1987-м лаборатория съехала, а храм был передан Русской православной церкви. 23 сентября 1990 года патриарх Алексий II провел там первую службу. С этого момента началась новая глава в истории Большого Вознесения — реставрация.
Дети
В браке Пушкина и Гончаровой родилось четверо детей:
- Мария (1832 года рождения),
- Александр (1833),
- Григорий (1835),
- Наталья (1836).
От них в свою очередь появилось всего 19 внуков: 13 от Александра и 6 от Натальи. Старшая дочь Мария и сын Григорий не имели детей.
Если говорить коротко об их жизни, можно отметить, что сыновья посвятили основную часть своей жизни военному делу: Александр стал генералом, Григорий — подполковником.
Старшая дочь Мария была фрейлиной императрицы, вышла в 28 лет замуж за обеспеченного человека, с которым прожила 17 лет. После смерти мужа хранила ему верность до конца жизни.
Младшая дочь была замужем дважды. После первого неудачного брака покинула Россию. От каждого брака имела по трое детей.
Дурные знаки
В 1831 году свадьба все же состоялась, и супруги прожили вместе шесть лет. Пушкин с самого момента венчания был уверен, что брак будет несчастливым. Виной такому его убеждению были дурные знаки, сопровождавшие церемонию бракосочетания.
Во время венчания ни с того, ни с сего упали крест и святое Евангелие. Потом у Александра в руках погасла венчальная свеча. Вдобавок ко всему расстроенный Пушкин уронил на пол кольцо.
По преданию, череду дурных примет продолжило еще одно происшествие. В спальне матери Наташи, Натальи Ивановны, когда та вернулась со свадьбы дочери, со стены вдруг сорвалось и разбилось в мелкие брызги висевшее там зеркало.
Так выглядел храм «Большое Вознесение», где венчались Гончарова и Пушкин. Фото: Николай Найденов
Пять великих архитекторов: кто построил церковь?
Веком позже граф Григорий Александрович Потемкин решил возвести здесь полковую церковь (он был командиром в Преображенском полку). Новый храм строили рядом со старым.
Строительство началось в 1798 году, за год до рождения Пушкина, а завершилось в 1836 году, за год до его смерти. Но отделочные работы и внутренняя роспись храма продолжались еще 12 лет.
Первым архитектором проекта стал Василий Баженов. Чуть позже храмом занялся Матвей Казаков, который оставил большое архитектурное наследие в Москве. Среди его работ — Сенат Московского Кремля, дворец в Царицыне, Петровский путевой дворец и генерал-губернаторский дом на Тверской (сейчас в перестроенном здании расположена Мэрия Москвы).
При пожаре 1812 года храм сильно пострадал, и его пришлось строить заново. Проектом руководил Федор Шестаков, известный работами в стилях ампир и классицизм. Он, например, спроектировал и построил ограду Александровского сада Московского Кремля, трапезную храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, колокольню и трапезную храма Святителя Николая в Толмачах. После смерти Шестакова в 1836 году храмом занялся Евграф Тюрин. Он построил Богоявленский собор в Елохове, храм Мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова и восстановил Арсенал в Московском Кремле. Приложил руку к Большому Вознесению и Осип Бове — архитектор Манежа, Большого театра, Александровский сада и Триумфальных ворот.
Храм Большое вознесение – от истории к архитектуре
Конструктивно храм Большое вознесение полностью соответствует канонам православия и представлениям о них любителей церковной архитектуры. В восточной части – большой четверик основного объема с выступающей алтарной апсидой, далее четверик поменьше – трапезная. Западную часть представляет колокольня, выполненная как часть храма.
Колокольня выстроена в начале нового тысячелетия по проекту архитектора Журова, состоит из пяти ярусов в высоту. Три нижних яруса четырехугольной формы. Верхние два – круглые. Четверик основания содержит паперть и вход в храм Большое вознесение, оформленный под портиком, опирающимся на парные колонны.
Аналогичные портики предусмотрены справа и слева от входа. Третий и четвертый ярусы использованы для размещения колоколов, при этом проемы третьего прямоугольные и оформлены колоннами, а круглого четвертого – арочные. Верхний ярус имеет круглые окошки по сторонам света и венчается куполом.
Купольные части главного объема храма и колокольни наш фотограф запечатлел на отдельном кадре. Купол колокольни заканчивается высоким шпилем с крестом, вознесенным на более чем 60-метровую высоту. Купол соборной части покоится на массивном круглом барабане с 12 световыми проемами, наверху – малый глухой барабан и яблоко с крестом. Рассматривая окружающие храм Большого вознесения строения разных эпох, можно заметить образцы влияния церковной архитектуры на облик светских зданий.
Боковой портик храмовой колокольни есть возможность рассмотреть в подробностях. Перекрытие покоится на двух парах колонн ионического ордера, отличающихся оформлением верхней части – капители с двумя крупными завитками (волютами). Под перекрытием – красочное изображение Христа между двух ангелов.
Треугольный фронтон фасада содержит изображение, обычно именуемое Всевидящим оком – треугольник с расходящимися от него лучами. Символ Святой Троицы, упоминаемый в тексте Библии, часто отождествляют с масонской эмблемой, но совершенно безосновательно. Масонство и появилось-то только в XVIII веке, а христианский символ лишь позаимствовало.
Страницы 1 из 2 1Следующие
Метки: МоскваРоссияхрам
Дом дяди
Фото: mos.ru
Дом в стиле классицизма, где жил Василий Львович Пушкин, родной дядя поэта, был излюбленным местом Александра Сергеевича. Его всегда тут очень тепло встречали. Здесь он делал свои первые стихотворные наброски (которые, конечно же, давал прочесть дяде, тоже поэту) и находил для себя массу интересных книг в библиотеке Василия Львовича. Чуть позже именно дядя перевел стихи племянника на французский язык.
В целом Василий Львович сильно повлиял на судьбу племянника, настояв на его поступлении в Царскосельский лицей. В годы учебы в лицее, кстати, юного Александра приняли в общество «Арзамас», в котором состоял и Василий Львович.
6 июня 2013 года в особняке В.Л. Пушкина открылся дом-музей. От оригинальной обстановки остались только планировка, двери, старинная печь и часть дубового паркета. А вот предметы мебели, книги, картины и многое другое пришлось собирать буквально по крупицам. Специалистам удалось воссоздать интерьеры передней, залы, столовой, кабинета и комнаты «Опасный сосед», названной в честь фривольной поэмы Василия Львовича. В последней находятся портреты членов «Арзамаса» и издания их произведений.
Москва, Старая Басманная улица, д. 36
Смотреть на карте
Второе замужество
После смерти мужа, Наталья Николаевна носила траур столько, сколько завещал муж, а после вышла замуж. В браке с генералом Петром Ланским родила еще троих детей, была прекрасной матерью и верной женой. Никаких слухов относительно ее верности второму мужу не возникало. Может быть, просто потому, что второй муж не имел популярности Пушкина и о нем неинтересно было судачить?
Общественное мнение зачастую выступает единым фронтом, когда нужно найти козла отпущения. Пушкин прекрасно понимал, что ждет его бедную жену после его смерти, и, мучаясь после дуэли на диванчике, все повторял, что свет теперь заклюет Наташу, но она ни в чем не виновата. Дантес писал, что он имел всех женщин, которых хотел, кроме той, которую заподозрил весь свет.
Наталья Николаевна осталась чиста перед мужем, но какое дело было до того обществу? Бедная женщина оказалась виноватой в том, что была красива и занимала место, на котором мечтала быть любая из восторженных поклонниц Пушкина.
Пора, мой друг, пора
«Мир семейственного счастья» — а каким он был для Пушкина и Гончаровой? Чем больше проходит лет, тем больше версий: кто-то говорит об идиллии, кто-то, наоборот, припоминает кокетство Натальи Николаевны, уверяет, что она не понимала мужа…
Наталья Александрова: Давайте говорить откровенно. Александр Сергеевич женился на девушке, которую любил. В любви родилось четверо прекрасных детей. То, что потом, да и до сих пор идут какие-то кривотолки, понятно: люди часто завидуют мужчине, который, может быть, сам не очень красив, но талантлив, да и женится он на самой очаровательной девушке. Пушкин был счастлив в браке. Наталья Николаевна тоже. И то, что произошла трагедия, ей ставить в вину нельзя, это была трагедия для всех. Не забывайте, что она была очень молода, когда выходила замуж, вдовой осталась в возрасте чуть больше 20 лет. Я не думаю, что она планировала сразу выйти за кого-то другого. Все-таки она всегда знала, кем был ее муж и всегда чтила его память. А второй супруг, который принял ее детей, — это уже совсем другое счастье.
Целый раздел выставки посвящен их венчанию в московской церкви Большого Вознесения. Какие артефакты напомнят посетителям об этом значительном для поэта событии?
Наталья Александрова: Это экспонаты, которые как раз расскажут о том, когда и где происходило венчание, и о том, что было после, — молодожены отправились в дом на Арбат, потом у них состоялось путешествие в Петербург, где они прекрасно провели время в Царском Селе. Мы покажем редкие портреты Пушкина и Гончаровой, виды Полотняного завода — имения Гончаровых, изображения Москвы и Царского Села
Очень важно, что все мемории, связанные со свадьбой, находятся в нашем филиале — мемориальной квартире А.С. Пушкина на Арбате
Мы специально не стали брать ничего оттуда, а решили представить предметы из фондов музея, которые не увидеть в постоянной экспозиции. Кстати, зал, посвященный венчанию, — второй, а открывает выставку раздел о предках поэта.
Правнучка поэта Наталья Сергеевна Мезенцова-Шепелёва. 1990 год. Фото: пресс-служба Государственного музея А. С. Пушкина
Известно, что родители Пушкина, люди светские, образованные, отвечали на его расспросы о родстве неохотно, даже будто стеснялись своих пращуров
Почему же для поэта было так важно его генеалогическое древо и при этом он гордился предками?. Наталья Александрова: К своей родословной Александр Сергеевич относился действительно очень бережно
И это неслучайно: человек понимает себя в жизни только тогда, когда знает, откуда пришел, это я вам как специалист по генеалогии говорю. И желательно знать не два-три поколения, а пять-десять. Для Пушкина все это — родовая память, уважение предков — чрезвычайно важно, у него есть даже стихотворение «Моя родословная», где он обо всем этом говорит
Наталья Александрова: К своей родословной Александр Сергеевич относился действительно очень бережно. И это неслучайно: человек понимает себя в жизни только тогда, когда знает, откуда пришел, это я вам как специалист по генеалогии говорю. И желательно знать не два-три поколения, а пять-десять
Для Пушкина все это — родовая память, уважение предков — чрезвычайно важно, у него есть даже стихотворение «Моя родословная», где он обо всем этом говорит
Люди часто завидуют тому, кто, может быть, не очень красив, но талантлив, да и женится на первой красавице
Не зря ведь он пытался в свое время написать так и незавершенный роман о своем прадеде — «Арап Петра Великого». Не закончил, правда. Это ведь его высказывание: «Я чрезвычайно дорожу именем своих предков, это единственное наследство, доставшееся мне от них». Да, они не были богаты, но он был благодарен им за то, кто он есть. К семье и в широком, и в конкретном ее понятии Александр Сергеевич относился очень бережно, что бы про него ни говорили. Подробнее узнать об истории рода можно на выставке, где размещено генеалогическое древо Пушкиных.
И о потомках тоже?
Наталья Александрова: Конечно. Как я уже говорила, и это хорошо известно, у Пушкина было четверо детей. Но потомство оставили только двое: Александр Александрович и Наталья Александровна. Потомкам мы тоже посвятили отдельный зал, где представлены мемориальные предметы, изобразительные материалы и документы, принадлежавшие детям Пушкина, его внукам и правнукам. Они расскажут о жизни потомков и их зачастую непростой судьбе. Сейчас наследников Пушкина более 200 человек по всему миру. В день венчания Александра Сергеевича и Натальи Николаевны они по традиции собираются в мемориальной квартире на Арбате. Этот день потомки чтят особо: не было бы свадьбы, не было бы и их.