«начало парламентской истории»: как создавалась государственная дума российской империи
Содержание:
- Первый созыв, 1993 — 1995
- Шестой созыв, 2011 — 2016
- Сочинение
- Известные депутаты
- Четвёртый созыв, 2003 — 2007
- Восьмой созыв, с 2021
- Создание Думы, ее полномочия и способ формирования
- Деятельность Думы
- Деятельность
- Развитие парламентаризма
- Третий созыв, 2000 — 2003
- Государственные Думы в России (1906 – 1917 гг.)
- Роспуск Думы
- Переворот 3 июня
- I Государственная дума и ее работа
- Итоги
Первый созыв, 1993 — 1995
В 1993 году состоялись выборы первого созыва Государственной думы. В них приняли участие 13 партий и объединений, из них в Думу прошли восемь. Самой многочисленной стала фракция “Выбор России”, затем следовала группа “Новая региональная политика” (НРП). В течение всего созыва расклад политических сил, их блокировка по различным вопросам постоянно менялись.
При этом в Госдуме первого созыва ни у одной партии не было устойчивого большинства, а потому думская политика была политикой коалиционной.
Госдума первого созыва запомнилась пермонентным конфликтом с президентом Борисом Ельциным. Несколько раз Дума поднимала вопрос о недоверии правительству, фракция КПРФ предпринимала попытку организовать процедуру импичмента Ельцину и принять поправки в Конституцию, наделявшие Думу правом утверждать силовых министров и выносить решения о недоверии отдельным членам правительства.
Думе пришлось работать в непростое время. Раскол СССР, образование Российской Федерации как независимого государства, принятие новой Конституции требовали изменений всей государственной нормативно-правовой базы. За два года работы Госдуме пришлось трижды принимать бюджет — на 1994, 1995 и 1996 годы.
Среди громких решений парламента первого созыва — амнистия участников “путча” августа 1991-го и защитников Верховного Совета, а также вынесение недоверия правительству в июле 1995 года.
За два года депутаты приняли 461 закон, из них 310 вступили в силу. Среди них — законы “Об арбитражных судах” и “О Конституционном суде”, “О референдуме”, первая часть Гражданского кодекса, а также Семейный и Арбитражный процессуальный кодексы.
Шестой созыв, 2011 — 2016
Шестой созыв Госдумы — созыв, во время работы которого Владимир Путин вновь занял пост президента России, а Дмитрий Медведев стал председателем Правительства.
В выборах в эту Думу приняли участие всего семь партий. Других официально зарегистрированных и, соответственно, имеющих право участвовать в парламентских выборах партий в стране больше не оказалось. Четыре партии из них прошли: “Единая Россия” получила 238 мандатов, КПРФ — 92, “Справедливая Россия” — 64 мандата и ЛДПР — 56 мандатов.
В этот раз активно показала себя практика “отказников”. После подведения итогов выборов от депутатских мандатов отказались многие избранные кандидаты. 99 человек решили передать место в Думе следующему по списку.
Больше всего “отказников” было у “Единой России”. Дело в том, что думские места не нужны руководителям регионов и лидерам региональных групп. Например, от мандатов отказались действующие тогда: губернатор Томской области Виктор Кресс, председатель правительства Республики Хакасии Виктор Зимин и губернатор Свердловской области Александр Мишарин.
Говоря о результатах выборов, “Единая Россия» заметно ухудшила свои показатели с 2007 года: за неё проголосовало 49,3%. Партия власти хоть и получила большинство в Госдуме, но на этот раз — не конституционное.
Кроме того, после выборов прошли массовые акции протеста против фальсификации итогов голосования.
После этого депутатами была упрощена регистрация партий, возвращена система выборов по одномандатным округам и введены прямые выборы губернаторов. Дату проведения выборов в Госдуму перенесли на сентябрь.
Вместе с тем была ужесточена ответственность за проведение несанкционированных митингов и шествий. Поправки к закону о некоммерческих организациях резко осложнили работу НКО, особенно получавших гранты из-за рубежа.
Также Госдума приняла целый ряд резонансных законов, которыми вводились новые запреты: на усыновление российских сирот гражданами США, на пропаганду гомосексуализма, на курение в общественных местах, введена ответственность за оскорбление чувств верующих, принят “антипиратский закон”, вызвавший недовольство крупных интернет-компаний.
Из-за ускоренного принятия законов без полноценного обсуждения их с обществом Госдуму шестого созыва даже начали называть “взбесившимся принтером”, а «оговорка» в эфире Первого канала журналиста Владимира Познера назвавшего Государственную думу “Государственной Дурой” стала нарицательной.
Отдельным направлением работы депутатов шестого созыва стало принятие ряда законов, обеспечивающих интеграцию Республики Крым и города федерального значения Севастополя в общероссийское правовое пространство.
Сочинение
Выборы во 2-ю Государственную Думу. Председатель избирательной комиссии Василий Тимирязев (слева) опечатывает урну для голосования по окончании голосования.
Всего было избрано 518 депутатов. Депутаты распределились следующим образом:
- по возрасту: до 30 лет — 72 человека, 30–40 лет — 123 человека, 40–50 лет — 175 человек, 50–60 лет — 140 человек, старше 60 лет — 8 человек.
- по уровню образования: 38% депутатов имели высшее образование, 21% — среднее, 32% — низшее, 8% — домашнее, 1% — неграмотные.
- по роду занятий: 169 крестьян, 32 рабочих, 20 священников, 25 земских городских и дворянских служащих, 10 мелких частных служащих, 1 поэт, 24 государственных служащих (в том числе 8 из судебной системы), 3 офицера, 10 профессоров и доцентов, 28 других учителей. , 19 журналистов, 33 юриста (адвокатов), 17 купцов, 57 дворян-помещиков, 6 промышленников и директоров заводов.
Только 32 члена Думы (6%) были депутатами первой Думы. Такой небольшой процент объяснялся тем, что после роспуска Первой Думы 180 депутатов подписали Выборгский манифест , за что были лишены права голоса и не могли участвовать в новых выборах.
Участие в выборах большего числа политических сил привело к большему разнообразию политических сил по сравнению с предыдущей Думой. По партийным фракциям они распределились следующим образом: трудовая крестьянская фракция — 104 депутата, в которую вошли собственно трудовики — члены Трудовой группы (71 человек), члены Всероссийского крестьянского союза (14 человек) и сочувствующие. (19), кадетов — 98, социал-демократической фракции — 65, беспартийной — 50, польского коло — 46, октябристской фракции и умеренной группы — 44, революционных социалистов — 37, мусульманской фракции — 30, казачьей группы. — 17, народных социалистов — 16, правых монархистов — 10, один депутат принадлежал к Партии демократических реформ .
Председателем Думы стал правый курсант Федор Александрович Головин, избранный от Московской губернии. Николай Познанский (беспартийный левый) и Михаил Березин (трудовик) стали заместителями председателя. Секретарем был Михаил Челноков (курсант).
Известные депутаты
- Алфёров, Жорес Иванович
- Бабурин, Сергей Николаевич
- Боос, Георгий Валентинович
- Боровой, Константин Натанович
- Брынцалов, Владимир Алексеевич
- Бурбулис, Геннадий Эдуардович
- Галазий, Григорий Иванович — старейший депутат
- Говорухин, Станислав Сергеевич
- Гдлян, Тельман Хоренович
- Глущенко, Михаил Иванович
- Дмитриева, Оксана Генриховна
- Жириновский, Владимир Вольфович
- Зюганов, Геннадий Андреевич
- Кобзон, Иосиф Давыдович
- Лапшин, Михаил Иванович
- Мельников, Иван Иванович
- Митрохин, Сергей Сергеевич
- Невзоров, Александр Глебович
- Памфилова, Элла Александровна
- Починок, Александр Петрович
- Рогозин, Дмитрий Олегович
- Рыжков, Владимир Александрович
- Рыжков, Николай Иванович
- Севастьянов, Виталий Иванович
- Старовойтова, Галина Васильевна
- Титов, Герман Степанович
- Фёдоров, Святослав Николаевич
- Хакамада, Ирина Муцуовна
- Харитонов, Николай Михайлович
- Хачилаев, Надиршах Мугадович
- Шандыбин, Василий Иванович
- Шахрай, Сергей Михайлович
- Явлинский, Григорий Алексеевич
Четвёртый созыв, 2003 — 2007
В Госдуму четвертого созыва прошли три партии и один блок, были образованы четыре фракции.
Впервые партия власти в лице “Единой России” не только набрала большинство голосов по партийным спискам, но и за счёт депутатов-одномандатников получила конституционное большинство — более 300 депутатских мандатов из 450. Это дало Кремлю возможность без проблем проводить через Госдуму любые законы, включая конституционные, требующие 2/3 голосов депутатов, и принимать поправки в Конституцию.
Все руководящие посты заняли представители партии власти. Парламент перестал быть «местом для дискуссий».
Имидж власти сильно испортил закон о монетизации льгот. По нему некоторые категории граждан, имеющие право на бесплатные лекарства, проезд в транспорте и скидки на услуги ЖКХ, лишались привилегий, получая от государства денежную компенсацию.
И хоть в СМИ заранее писали про изменение системы льгот, пенсионеры сполна поняли смысл реформы только, когда их перестали пускать в транспорт по пенсионному удостоверению. Труженики тыла и ветераны труда начали выходить на многочисленные митинги, а для их разгона были направлены милиция и ОМОН. Эта реформа стала одной из самых громких в новейшей истории.
Также во время работы Госдумы четвёртого созыва были приняты законы о референдуме, об изменении системы выборов (введение полностью пропорциональная системы выборов в Госдуму и увеличение проходного количества голосов с 5% до 7%), об отмене выборов глав регионов, изменения в закон о партиях, об особых экономических зонах, новые редакции Жилищного и Градостроительного кодексов, об ограничении рекламы пива и другое. Проект федерального бюджета на 2006 год впервые рассматривался в рамках трехлётнего бюджетного планирования.
Дума четвёртого созыва запомнилась избирателям также и попыткой принять законопроект о Знамени Победы со спорной формулировкой о символе знамени, где не было сказано про серп и молот.
Всего за время работы Госдума приняла 1062 федеральных закона и 25 федеральных конституционных законов.
Восьмой созыв, с 2021
О том, как в 2021 году пройдут сентябрьские выборы в Госдуму сейчас говорить непросто.
К тому же, на них вновь будет использована система трёхдневного голосования и возможность голосовать онлайн, что увеличивает поле для фальсификации результатов.
Сейчас партии готовятся к выборам и выдвигают свои партийные списки. Первой это сделала “Единая Россия”, которая уже 19 июля, через два дня после старта избирательной кампании, провела съезд партии и утвердила список своих кандидатов.
В федеральную часть списка вошли министр обороны Сергей Шойгу, глава МИД Сергей Лавров, главный врач Городской клинической больницы №40 в Коммунарке Денис Проценко, сопредседатель центрального штаба ОНФ Елена Шмелева и уполномоченный при Президенте России по правам ребёнка Анна Кузнецова.
Такой “бронебойный” состав может обеспечить “Единой России” большинство, но также он может означать, что партия исчерпала свои ресурсы и задействуют на выборах свои последние силы. Возможно, она даже думает, что это последние выборы, где она сможет получить большинство.
Региональная часть списка включает 57 территориальных групп. С прошлых выборов это число увеличилось на 21, что может быть призвано для мобилизации граждан.
Говоря о возможных тенденциях, первые два созыва Госдумы из-за распределения сил были относительно самостоятельными, третий — переломным, где пришла “Единая Россия”, а вот начиная с четвёртого созыва Дума была скорее партийной, где большинство (а трижды и конституционное) оставались за одной и той же партией.
Какая будет расстановка сил после сентябрьских выборов 2021 года — пока неизвестно. Однако, есть вероятность, что “Единой России” удастся взять большинство и укрепиться в Думе ещё на один срок, возможно, последний для неё.
Создание Думы, ее полномочия и способ формирования
Созыв в России Государственной думы был объявлен знаменитым Манифестом от 17 (30) октября 1905 года. Манифест был издан с целью уменьшить напряженность в обществе и воспрепятствовать дальнейшему развитию революции. Поэтому и полномочия Думы им устанавливались более широкие, чем было задумано властью изначально.
Первоначальный проект (предложенный министром внутренних дел А.Г. Булыгиным) делал думу исключительно совещательно-рекомендательным органом, причем рабочие и беднейшее крестьянство лишалось избирательных прав. Но октябрьский Манифест уже наделил Думу законодательными функциями, установив, что она должна одобрять все нормы, предлагаемые правительством, а также сама имеет право законодательной инициативы.
Выборы в I и II Государственные думы проводились согласно закону от 11 декабря 1905 года. Они были сословными и многоступенчатыми. Устанавливалось 4 курии: для землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих. При этом число депутатов на душу населения зависела от курии (в результате 1 голос помещика-землевладельца равнялся 3 голосам зажиточных горожан, 15 крестьянским или 45 рабочим). Выборы могли проходить в 3-4 ступени (это тоже зависело от курии, а также от особенностей распределения населения в округе).
Значительная часть населения все равно не получила избирательных прав: все женщины, все учащиеся, заключенные, военнослужащие, представители кочевых народов, крестьяне, не имеющие домохозяйств и рабочие мелких и средних предприятий. Был установлен высокий возрастной ценз для избирателей – 25 лет. Избирательный закон также был создан таким образом, что разные регионы империи получали неравное представительство в Думе: Польша проводила в Думу 7% депутатов, Кавказ – 6%, а вся Сибирь с Дальним Востоком – 4%. На долю же Европейской России приходилось 79% представительства.
Все эти особенности должны были служить одной цели: не допустить избрания депутатами революционно настроенных лиц и вообще кого-либо, оппозиционного правительственной линии. Ставка делалась на крестьянина, которого многие считали оплотом религиозности и самодержавия.
Деятельность Думы
За четыре года работы депутаты приняли 1036 федеральных законов (715 из них на данный момент обрели юридическую силу) и ратифицировали 212 законов, двусторонних договоров и соглашений, международных конвенций. Всего депутаты этого состава рассмотрели 1730 законопроектов.
Законодательная деятельность отличалась вниманием к внешнеполитическим и социальным делам. Государственная дума также приняла пять федеральных конституционных законов: «О судебной системе Российской Федерации», «О Правительстве Российской Федерации», «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации»
Кроме того, депутатами Думы второго созыва приняты Бюджетный кодекс РФ, II часть Гражданского и I часть Налогового кодексов. Экономические законы, которые принимала Дума, были преимущественно направлены на усиление вмешательства государства в экономику. В основном принимались законы, увеличивающие госрасходы. Многие решения Государственной думы носили политический характер и были рассчитаны на общественный резонанс.
— заявил журналистам РИА «Новости» на пресс-конференции спикер Госдумы второго созыва Геннадий Селезнев. По его мнению, Государственной думе третьего созыва в приоритетном порядке предстоит рассмотреть вопрос о ратификации Договора СНВ-2. Думе также предстоит принять Земельный кодекс РФ и завершить работу над общей частью Налогового кодекса.
В августе 1996 года Госдума утвердила премьером Виктора Черномырдина, в апреле 1998 года Сергея Кириенко, сентябре 1998 года Евгения Примакова, мае 1999 года Сергея Степашина, августе 1999 года Владимира Путина.
В мае 1999 года коммунистами была предпринята попытка импичмента президента России Бориса Ельцина, но левая оппозиция потерпела поражение.
24 декабря 1999 года в Москве состоялось заключительное пленарное заседание Государственной думы Российской Федерации второго созыва. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, 18 января 2000 года на первое пленарное заседание собрались депутаты Думы третьего созыва.
Деятельность
IV Госдума начала работу 15 ноября 1912 года. За 5 лет состоялось 5 парламентских сессий:
- 1-я – ноябрь 1912 – июнь 1913 гг.
- 2-я – октябрь 1913 – июнь 1914 гг.
- 3-я – январь 1915 г.
- 4-я – июль – сентябрь 1915 г.
- 5-я – ноябрь 1916 – февраль 1917 гг.
В первые же дни работы правительство завалило Госдуму так называемой «законодательной вермишелью». На 1-й и 2-й сессиях депутаты рассмотрели более 2 тысяч несущественных законопроектов.
Важные законодательные инициативы Думы, вынесенные на рассмотрение Госсовету, блокировались. В связи с этим Госдума «тормозила» законопроекты царского правительства. Фракции все чаще вступали в жесткую полемику с друг другом, поэтому не могли сосредоточиться на своей непосредственной работе.
26 июля 1914 года законодательный орган был собран на экстренное заседание. Оглашение указа императора Правительствующему Сенату об открытии Госдумы и «Высочайший манифест» по поводу вступления Российской империи в войну был встречен аплодисментами депутатов. Большинство из них поддержало это решение и заявило, что для победы готово тесно сотрудничать с властью. Последующие заседания Думы проходили в обсуждениях военных вопросов и событий на фронте.
Неудачи на Восточном фронте и нарастание социального напряжения привели к новому росту оппозиционных настроений. IV Госдума вступила в открытый конфликт с исполнительной властью. В августе 1915 года большей частью депутатов был создан «Прогрессивный блок», выступающий за создание «министерства общественного доверия» и ограничение самодержавия. В связи с этим император досрочно прекратил сессию Думы.
В ходе 5-й сессии депутаты Госдумы активно обсуждали проблемы, связанные с тяжелой продовольственной обстановкой в России. Бюджетная комиссия высказалась о необходимости введения фиксированных закупочных цен на хлеб и карточной системы снабжения продуктами. В декабре 1916 года Дума, резко раскритиковавшая правительство, была распущена на каникулы.
Развитие парламентаризма
5 марта 1907 года начал свою работу второй состав Государственной думы. Он оказался ещё более радикальным, чем первый. Самую большую фракцию сформировала трудовая группа, на втором месте оказались конституционные демократы. Нарастили присутствие в парламенте и социал-демократы.
Также по теме
«Реформы ко всеобщей радости»: как Крестьянский банк пытался улучшить жизнь народа в Российской империи
10 апреля 1883 года в России заработал Крестьянский поземельный банк. Новое финансовое учреждение было призвано решить земельный…
Из 250 законопроектов, внесённых правительством, второй состав Думы рассмотрел 26 и принял 20. Обсуждение аграрного вопроса продолжилось. В итоге власти обвинили депутатов из социал-демократической фракции в антигосударственном заговоре. 16 июня 1907 года император распустил и второй созыв Думы.
Третий (1907—1912 годы) и четвёртый (1912—1917 годы) составы Государственной думы Российской империи смогли проработать дольше. Третий созыв одобрил уже около 95% из 2,5 тыс. рассмотренных законопроектов, большинство из которых были внесены правительством.
«В экономическом подъёме, имевшем место в Российской империи в 1909—1914 годах, есть заслуга Думы, правильно подошедшей к организации бюджетного процесса», — отметил Игорь Кирьянов.
Четвёртый состав думы после начала Первой мировой войны стал собираться нерегулярно. На фоне поражений на фронте среди депутатов усилились оппозиционные настроения. В конце 1916 года в парламенте начали резко критиковать правительство.
- Группа депутатов четвёртой Государственной думы в зале заседаний Таврического дворца
В 1917 году из-за волнений в Петрограде царские власти попытались распустить Думу, однако депутаты отказались выполнять данное требование и образовали Временный комитет, ставший одним из основных центров власти в стране в период Февральской революции. Именно он объявил о создании Временного правительства. Официально полномочия депутатов четвёртого созыва были прекращены в октябре 1917 года в связи с началом выборов в Учредительное собрание.
По словам доцента исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Юрия Щетинова, Государственная дума развивалась по пути нормального парламентаризма и некоторое время использовала инструменты, которые могли бы превратить Россию в «думскую монархию». Однако правая реакция прервала этот процесс и не дала довести его до логического завершения.
«Государственная дума Российской империи оказалась эффективной в качестве клапана, позволившего временно снизить градус напряжения в обществе, но недостаточно эффективной с точки зрения законотворчества», — пояснил Василий Цветков.
По его словам, это стало причиной того, что достичь окончательного консенсуса в системе власти так и не удалось.
«Дума не дозрела до того, чтобы работать более профессионально и квалифицированно, а исполнительные органы власти — до того, чтобы передать Думе часть своих полномочий. Возможно, если бы царь больше контактировал с Думой, революции 1917 года удалось бы избежать», — резюмировал Цветков.
Третий созыв, 2000 — 2003
Третий созыв Госдумы — это начало президентской эпохи Путина, что заметно повлияло на состав нижней палаты парламента и её деятельность.
В палату третьего созыва прошли шесть партий и блоков.
Формально эти выборы выиграла партия “КПРФ”, но сразу после неё с небольшим отставанием шёл блок “Единство”, которую в декабре 2001 года реорганизовали в “Единую Россию”. Для Кремля, который лишь за несколько месяцев до выборов в спешном порядке создал своё избирательное объединение, это был успех.
В 2001 году движения “Единство” поглотила ОВР, и в Думе сформировалась новая коалиция большинства в составе фракций “Единство”, ОВР, депутатских групп “Регионы России” и “Народный депутат”.
“Единая Россия” стала контролировать большинство голосов. Это был последний созыв, когда хотя бы на начальном этапе работы палаты все представленные в Думе политические силы были вынуждены считаться с мнением оппонентов и искать союзников для принятия решений, потому что ни одна из фракций не имела большинства.
Принятые Думой законодательные акты охватили практически все стороны общественно-политической жизни страны: законы о государственной символике, о выборах президента, поправки к избирательному законодательству, изменения в закон о референдуме, о новом порядке формирования Совета федерации, о политических партиях и многом другом.
Важным событием стала ратификация российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов.
Неудачей закончилась попытка вынести вотум недоверия правительству Михаила Касьянова, инициированный фракцией КПРФ и поддержанный “Яблоком”.
Всего за период работы палаты было принято 805 законов, из них президентом подписано свыше 700.
Государственные Думы в России (1906 – 1917 гг.)
Тем самым царизм глубоко нарушил одно из главных положений манифеста 17 октября 1905 г.: никакой закон не может быть принят без одобрения Думы.
Дальнейшее течение политической жизни с ужасающей отчетливостью продемонстрировало ошибочность и неэффективность силовых паллиативов в решении кардинальных проблем взаимоотношений различных ветвей власти. Но до того, как за свои и чужие ошибки заплатили кровью Николай II с семьей и миллионы невинных людей, попавших в жернова революции и гражданской войны, были третья и четвертая Думы.
В результате третьеиюньского 1907 г. черносотенного государственного переворота избирательный закон от 11 декабря 1905 г. был заменен новым, который в кадетско-либеральной среде именовался не иначе как «бесстыжий»: столь откровенно и грубо он обеспечивал усиление в третьей Думе крайне правого монархическо-националистического крыла.
Только 15% подданных Российской империи получили право участвовать в выборах.
Народы Средней Азии вовсе лишились избирательных прав, представительство от других национальных районов было ограничено. Новый закон почти вдвое увеличил число выборщиков от крестьян. Единую прежде городскую курию разделили на две: в первую входили только владельцы крупной собственности, получившие значительные преимущества по сравнению с мелкой буржуазией и интеллигенцией, составлявшие основную массу избирателей второй городской курии, т.е. основных избирателей кадетов-либералов.
Рабочие могли провести своих депутатов фактически только в шести губерниях, где сохранились отдельные рабочие курии. В результате на долю дворян-помещиков и крупной буржуазии приходилось 75% общего числа выборщиков. При этом царизм показал себя последовательным сторонником консервации феодально-помещичьего статус-кво, а не ускорения развития буржуазно-капиталистических отношений вообще, не говоря уже о буржуазно-демократических тенденциях.
Норма представительства от помещиков-землевладельцев в четыре с лишним раза превосходила норму представительства от крупной буржуазии. Третья Государственная Дума в отличие от первых двух просуществовала установленный срок (01.11.1907- 09.06.1912).
Процессы позиционирования и взаимодействия политических сил в третьей Думе царской России поразительно напоминают то, что происходит в 2000-2005 году в Думе демократической России, когда во главу угла ставится политическая целесообразность, основанная на беспринципности.
Целью настоящей работы является исследование особенностей третьей Государственной Думы Российской империи.
Роспуск Думы
В начале 1907 года прошли выборы в новую Госдуму. На этот раз в предвыборной кампании активно участвовали социал-демократы и социалисты-революционеры, поэтому II Дума оказалась «левее» I. Из 518 мест 104 получили трудовики, 98 – кадеты, 65 – социал-демократическая фракция, 54 – октябристы, 37 – эсеры и прочие.
В феврале II Госдума приступила к работе. Ее председателем был избран земский деятель и один из лидеров кадетов Федор Головин.
Во II Думе, как и в I, центральное место занял аграрный вопрос. Он и стал камнем преткновения между правительством и Думой. Левые думские фракции настаивали на национализации земли и передаче ее крестьянам, а кадеты – на отчуждении части помещичьих земель за выкуп. Премьер-министр Столыпин предлагал менее радикальные варианты решения аграрного вопроса, однако депутаты были непреклонны. Это и решило судьбу Думы.
Вскоре нашелся весомый повод для роспуска Госдумы. Столыпин получил от секретной полицейской агентуры данные об антиправительственной агитации социал-демократов среди солдат и о причастности к этому ряда депутатов – членов РСДРП. 1 июня премьер-министр потребовал отстранить от участия в заседаниях Госдумы 55 социал-демократов и лишить 16 из них депутатской неприкосновенности.
3 июня 1907 года император, не дождавшись решения депутатов, подписал Манифест о роспуске Думы. В документе указывалось, что II Госдума должна была содействовать «успокоению России» своей законодательной работой и «разумным осуществлением права запросов правительству». Однако, к прискорбию императора, значительная часть состава Думы II созыва не оправдала ожиданий, а лишь увеличила смуту и способствовала разложению государства. Это и побудило Николая II распустить Думу.
Переворот 3 июня
Но даже подтверждение найденными при обыске у социал-демократов документами существования антиправительственного заговора не ускорило процесс выбора законопроекта. Поэтому П. Столыпин вынужден был без принятия окончательного решения совещанием предложить варианты законов императору на его усмотрение. 29 мая был выбран второй вариант, по которому через два дня был готов его окончательный текст.
1 июня Думе был предъявлен ультиматум правительства. Оно требовало отстранить от заседаний всю фракцию социал-демократов, которые обвинялись в антиправительственном заговоре. Невыполнение этого требования означало немедленный роспуск Думы.
Тем не менее, несмотря на угрозу, депутаты отказались подчиниться ультиматуму до выяснения обстоятельств дела по этому обвинению. Для этого была создана комиссия, результаты работы которой должны были быть изложены 4 июня.
В это же время, 1 и 2 июня, абсолютно секретно готовятся и печатаются окончательные варианты необходимых для роспуска Думы документов, которые в Петергофе сразу же подписывает Николай II. Ночью, в начале 3 июня, они были доставлены правительству, которое немедленно приступило к исполнению императорского манифеста. Явившиеся утром к Таврическому дворцу депутаты обнаружили его закрытым и под охраной, с прикреплённым текстом манифеста на дверях. Считается, что в этот день окончилась Первая русская революция.
Назначенные манифестом выборы прошли по новому закону и их результаты полностью оправдали ожидания императора и правительства. Количество левых депутатов в новом Законодательном собрании резко сократилось, теперь в Думе образовалось стойкое проправительственное большинство, послушное императорской воле. Возникла «третьеиюньская монархия», ставшая последним этапом российского самодержавия.
I Государственная дума и ее работа
Однако уже результаты первых выборов показали, что рассветы не оправдались, и избиратель продвигает в парламент людей, оппозиционных системе. Первая Дума просуществовала всего 72 дня, проведя лишь одну сессию. Царь распустил ее из-за явной оппозиционности и нежелания одобрять предлагаемые «сверху» законопроекты.
Состав I Государственной думы
По результатам выборов было избрано 497 депутатов, однако в работе Думы участвовало 448 человек (часть мандатов было аннулировано, некоторые не смогли приехать, были и другие причины отсутствия). В социальном плане наибольшую группу среди них составляли помещики и землевладельцы, было много также преподавателей, промышленников и юристов.
Но в политическом плане наибольшую фракцию (176 человек) составили сторонники партии кадетов, то есть центристская сила. Большая фракция была также у трудовиков. Крайне правых оказалось ничтожно мало. Зато оказалось не так уж мало представителей левых – 23 эсера, 18 социал-демократов.
Соответственно, и настроена по отношению к правительственным проектам Дума была критично. Ее нельзя назвать революционной, но она проявляла желание быть реформаторской.
Деятельность I Государственной думы
Дума работала с 27 апреля (10 мая) по 9 (22) июля 1906 года. За это время полностью через все законодательные инстанции прошел только один законопроект. Депутаты сознательно и демонстративно противопоставляли себя Кабинету министров и Государственному Совету, являвшемуся де-факто верхней палатой парламента.
Основной сферой интересов думцев был аграрный вопрос, но депутатами было подано и немало других, достаточно радикальных, проектов. Однако самые революционные из них Дума все же в результате не рассматривала. В числе прочего, было предложено:
- упразднить Государственный Совет;
- отменить смертную казнь;
- амнистировать заключенных по политическим делам;
- произвести дополнительное наделение крестьян землей за счет монастырских, казенных, удельных и других земель, а также организовать принудительный выкуп земли у помещиков;
- создать «земельный фонд», из которого малоземельные и безземельные крестьяне могли бы получать наделы на условиях аренды;
- установить депутатскую неприкосновенность;
- сделать Кабинет министров подотчетным Думе.
Кабинет И.Л. Горемыкина последовательно отклонил все депутатские запросы. Они же одобрили только выделение финансовой помощи пострадавшим от неурожая, причем дума даже сократила сумму на это до 15 млн. с предложенных Министерством финансов 50 млн.
Роспуск I Государственной думы
Отсутствие результата в деле одобрения правительственных законопроектов стало поводом для разгона Думы. Новый премьер П.А. Столыпин прямо заметил, что депутаты берут на себя слишком много, а их повышенный интерес к аграрному вопросу нежелателен. 8 июля 1906 года царем был подписан указ о роспуске Думы. На следующий день депутаты просто обнаружили зал заседаний запертым, а к дверям был прибит текст указа.
Значительная группа депутатов (180, а по некоторым данным 230 человек), возмущенных роспуском, подписали так называемое Выборгское воззвание, призывающее избирателей к гражданскому неповиновению. Это было признано преступлением, подписанты попали на 3 месяца в тюрьму и были лишены избирательных прав.
Итоги
В соответствии со Сводом основных государственных законов император был вправе досрочно распустить Думу, но при этом не мог изменить избирательный закон без согласия Госсовета и Госдумы. Именно по этой причине события 3 июня 1907 года вошли в историю как «третьеиюньский государственный переворот».
Избирательное законодательство было изменено таким образом, что круг избирателей существенно сузился. Теперь в выборах могли участвовать преимущественно обеспеченные избиратели, проживающие на территории Европейской России. Благодаря таким изменениям в Думу III созыва попали представители центра и правых партий, что позволило органам власти наладить эффективное взаимодействие.
Роспуск II Госдумы совпал с ослаблением забастовочного движения и массовых крестьянских волнений. Жизнь в Российской империи вошла в спокойное русло. Поэтому 3 июня принято считать последним днем революции 1905-1907 гг.
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ