Вознесение господне. престольный праздник

Вознесения Господня («Большое Вознесение») у Никитских ворот, храм

Центрального Благочиния 13 сентября, 2018

Приход храма Вознесения Господня («Большое Вознесение») у Никитских ворот.

Адрес: 121069, Москва, Большая Никитская ул., д. 36, стр.1. Эл. почта: Сайт храма: https://bolshoevoznesenie.ru/ Телефон/факс:

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Приход храма Вознесения Господня у Никитских ворот известен с 1619 года.

Возведение современного здания Вознесенской церкви началось в 1798 году с привлечением известного зодчего Матвея Казакова. Строительство храма прервала Отечественная война 1812 года. В 1827 году архитектор Ф.Шестаков внес изменения в проект храма. Архитектор О.И. Бове в восполнил проект Ф.Шестакова.

Современное здание храма было построено в 1836 году. Великое освящение храма совершено святетелем Филаретом 19 сентября 1848 года.

В храме было устроено пять престолов: главный – Вознесения Господня и придельные – в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери, иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», Усекновения Главы Иоанна Предтечи и святителя Николая Мирликийского.

В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а здание храма закрыто и передано в народное хозяйство в 1931 году.

В 1990 году приход был возрожден и получил юридическую регистрацию. В том же году приходу было передано бывшее здание храма.

20 мая 1999 года, в праздник Вознесения Господня, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II был совершен чин Великого освящения храма. 20 мая 2004 года, на праздник Вознесения Господня, состоялось освящение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II новой колокольни.

В настоящее время в храме «Большое Вознесение» продолжаются реставрационно-восстановительные работы.

СВЯТЫНИ ХРАМА

Чтимые иконы: Иверской Божией Матери, великомученика Пантелеимона, святителя Николая Мирликийского. Ковчег с туфелькой от мощей святителя Спиридона Тримифунтского

БОГОСЛУЖЕНИЕ

Богослужение совершается ежедневно. Начало Божественной Литургии – в 9.00 часов, Вечерни и Утрени – в 18.00 часов. В праздничные и воскресные дни Божественная Литургия совершается в 7.00 и 10.00 часов утра, накануне Всенощное бдение – в 18.00 часов. По вторникам за вечерним богослужением читается акафист Владимирской иконе Божией Матери, по четвергам – свт. Николаю Мирликийскому, по воскресеньям – Спасителю.

ДУХОВЕНСТВО

Протопресвитер Владимир Иванович ДИВАКОВ, настоятель. Родился 14 июня 1937 года. Образование: Московская Духовная Семинария, Московская Духовная Академия. 18 ноября 1962 г. – рукоположен в сан диакона. 19 декабря 1963 г. – рукоположен в сан пресвитера. 31 августа 1990 г. – назначен настоятелем храма. 10 мая 1991 г. – назначен благочинным храмов Центрального благочиния г. Москвы. 1 апреля 2009 г. – назначен Секретарем Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве. 24 мая 2021 года возведён в сан протопресвитера.

Протоиерей Владислав Александрович ЦЫПИН Родился 22 января 1947 года. Образование: Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова; Московская Духовная Семинария, Московская Духовная Академия. Кандидат богословия, магистр богословия, доктор церковной истории. 4 декабря 1985 г. – рукоположен в сан диакона. 15 февраля 1986 г. – рукоположен в сан пресвитера.

Протоиерей Борис Николаевич Давыдов Родился 1 февраля 1964 года. Образование: Московская Духовная Семинария. 9 августа 1991 г. – рукоположен в сан диакона. 28 июля 1993 г. – рукоположен в сан пресвитера. 25 июля 1997 года назначен и.о. настоятеля храма святых князей Бориса и Глеба на Арбатской площади.

Протоиерей Дмитрий Иванович БЕРДНИКОВ Родился 28 июля 1972 года. Образование: Московская Духовная Семинария. 30 апреля 1997 г. – рукоположен в сан диакона. 1 февраля 1998 г. – рукоположен в сан пресвитера.

Протоиерей Александр Львович ПТИЦЫН Родился 15 ноября 1965 года. Образование: Московская Духовная Семинария. 06 ноября 1994 г. — рукоположен в сан диакона. 20 марта 1999 г. – рукоположен в сан пресвитера.

Протодиакон Дмитрий Юрьевич КАЗАНЦЕВ Родился 8 апреля 1968 года. Образование: Московская Духовная Семинария, Московская Духовная Академия. 8 сентября 1991 г. – рукоположен в сан диакона.

СХЕМА ПРОЕЗДА

От м. Тверская, Пушкинская или Чеховская

Пешком по Тверскому бульвару до Никитских ворот и фонтана-ротонды Пушкину и Наталье Гончаровой. расстояние — 1 км.

От м. Арбатская

Пешком по Никитскому бульвару до Никитских ворот и и фонтана-ротонды Пушкину и Наталье Гончаровой. Расстояние — 700 м.

Большая Никитская — храм Вознесения Господня («Малое Вознесение»)

Адрес: Москва, ул. Большая Никитская, д. 18/1.

Церковь в честь Вознесения Господня на Большой Никитской улице в Белом городе называют еще «Малым Вознесением». Повелось это с начала тридцатых годов XIX века. Есть в столице и «Большое Вознесение» — это храм за Никитскими воротами.

Начиная со второй половины XIV века рядом с деревянным храмом проходила дорога на Великий Новгород через Волоколамск. Есть версия, что приход родился как центр слободы новгородцев и устюжан.

Каменную церковь «на месте древней» возвел царь Федор Иоаннович — в честь своего коронования в день праздника Вознесения Господа Иисуса Христа.

В 1548 году о храме появляется упоминание в летописи — князь Петр Шуйский поймал здесь, «на посаде во дворе у Вознесения, у хорошия колокольницы за Неглинною на Никитской улице 11 ноября», бежавшего от Ивана Грозного князя Михаила Глинского.

Рядом с храмом исторически селились бояре Романовы, из рода которых происходила мать Феодора Иоанновича — государыня Анастасия Романова, первая супруга Иоанна Грозного.

В 1871-ом район рядом с храмом становится музыкальным — когда на Большой Никитской улице стоят Московскую консерваторию, ее работники стали прихожанами «Малого Вознесения».

В 1930-х года церковь закрыли и перестроили под общежитие и мастерские. Богослужения возобновили только в июне 1992-го.

Площадь Никитские Ворота

Площадь Никитские Ворота расположена на пересечении Бульварного кольца и Большой Никитской улицы.

Центром площади у Никитских Ворот, несомненно, является церковь Вознесения Господня. Величественный собор, в создании которого в разное время участвовали такие знаменитые архитекторы, как В.И. Баженов, М.Ф. Казаков, О.И. Бове, интересен не только архитектурой, но и своим прошлым. В его истории — вся история площади. Деревянный Вознесенский храм стоял здесь еще в XV веке, когда по площади шла дорога в Новгород и Волок Ламский. Так назывался нынешний Волоколамск — Волок на Ламе, а дорога соответственно — Волоцкая. Никитской ее назовут позже, когда в 1582 году боярин Никита Захарьин поставит здесь Никитский монастырь. Тогда и появятся Никитские — и улицы, и ворота, и площадь.

На этой площади в 1619 году царь Михаил Романов (1596-1645) встретит своего отца — возвращавшегося из восьмилетнего польского плена патриарха Филарета Никитича, сына того самого боярина Захарьина. Предание утверждает, что встреча произошла на месте, где сейчас стоит церковь преподобного Феодора Студита (Большая Никитская, 29). Этот храм, много раз перестраивавшийся, известен с XV века — его построили в ознаменование окончания татаро-монгольского ига повелением царя Ивана III Великого (1440-1505). Сюда, как и в соседнюю церковь — Вознесения Господня, ходил полководец А.В. Суворов, который жил неподалеку. По имени полководца в 1950-1994 гг. даже Никитский бульвар назывался Суворовским. А Малая Никитская в 1948-1994 гг. была улицей Качалова — в честь проживавшего на ней известного актера.

В районе издавна стояли дворы столичных знаменитостей — князей Волконских и Гагариных, бояр Морозовых и Нарышкиных. В 1685-1689 годах царица Наталья Кирилловна Нарышкина, чей дворец занимал территорию нынешнего Столового переулка, перестроила церковь Вознесения Господня из деревянной в каменную, «о пяти главах». 18 ноября 1831 года в этом храме состоялось венчание поэта А.С. Пушкина с Н.Н. Гончаровой, проживавшей в особняке на углу Б. Никитской и Скарятинского переулка. Празднуя 200-летний юбилей великого русского поэта, на площади установили необычный памятник — фонтан-ротонду «Наталья и Александр» (архитекторы М.А. Белов и М.А. Харитонов). Под золотым куполом между мраморных колонн — фигуры молодой четы Пушкиных (скульптор М.В. Дронов).

В июне 1957 года близ церкви в сквере поставили памятник другому известному русскому писателю — А.Н. Толстому (скульптор Г. Мотовилов, архитектор Л. Поляков). Алексей Николаевич тоже проживал здесь, на Спиридоновке.

Еще одна знаменитая семья обитала в доме № 23/9 на углу Б. Никитской улицы. В 1824 году усадьбу приобрел отец поэта Николая Огарёва. Собрания революционного студенческого кружка проходили здесь, в нижнем этаже, в комнате, обитой красными обоями с золотыми полосками, перед мраморным камином в дыму от трубок — как напишет А.А. Герцен. Потом в этом здании будут размещаться торгово-промышленный музей, художественно-промышленная школа, высшие женские курсы, музыкальный техникум имени А.Н. Скрябина. В 1913 году здесь обустроится кинотеатр «Унион», позже — «Кинотеатр повторного фильма», в свое время очень популярный у некоторой части московской публики. В 1999 году дом будет отдан театру «У Никитских ворот» под управлением Марка Розовского.

Усадьба знаменитой княжеской фамилии Гагариных не сохранилась. На ее месте сейчас стоит памятник К.А. Тимирязеву (скульптор С.Д. Меркуров, архитектор Д.П. Осипов). Монумент замечательному русскому ученому, борцу и мыслителю, как начертано на пьедестале, установлен 4 ноября 1923 года на Тверском бульваре.

Другой уникальный памятник находится в сквере — «Единый крест», на граните которого выбито: «Благословенна в веках дружба народов России и Армении». Этот монумент (скульпторы Ф.М. и В.Ф. Согояны) — подарок Армении на празднование 850-летия Москвы.

В 1976 году в начале Леонтьевского переулка было построено здание информационного телеграфного агентства России — ИТАР-ТАСС (архитекторы В.С. Егерев, А.А. Шайхет, З.Ф. Абрамова, Г.Н. Сирота). Необычные окна-экраны, входной портал с бронзовым глобусом делают это современное девятиэтажное строение особенно выразительным на площади, столь богатой своим историческим прошлым.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите

Придел Николая Чудотворца: где венчался Пушкин?

К 1831 году старый храм разобрали, службы перешли в новый. Среди прихожан была жившая неподалеку семья Гончаровых. В недостроенном храме, в приделе Николая Чудотворца, 18 февраля 1831 года венчалась девица Наталья Гончарова с чиновником коллегии иностранных дел Александром Пушкиным. В Большом Вознесении Пушкина поминают ежегодно.

Спал в театре, проигрывал в карты, спорил с тещей: что еще Пушкин делал в Москве

После того как здание церкви было в 1836 году построено, колокольню, полагавшуюся храму по проекту, возводить не стали. От предыдущей церкви осталась шатровая колокольня, которая прослужила до 1937 года. 19 сентября 1848 года митрополит Московский Филарет освятил новый храм.

Храм Вознесения в Коломенском

Адрес: Москва, пр. Андропова, д. 39, стр. 1.

Храм Вознесения в Коломенском — это первая каменная шатровая церковь в Москве. Строили ее в 1529 — 1532 годы по приказу великого князя Василия III.

15 марта 1917 года, в день отречения императора Николая II от престола, в храме Вознесения была обретена чудотворная икона Божией Матери «Державная». Сейчас она открыта для поклонения в Казанском храме в Коломенском.

Колокольня с храмом великомученика Георгия Победоносца была сооружена при храме в XVI веке. Существует версия, что на месте ее строительства стоял храм более ранней постройки — времен Димитрия Донского. Догадку частично подтверждает находка начала XX века — здесь обнаружили остатки кладбища XIV — XVI веков.

В XVII веке к колокольне пристроили деревянную трапезную, а саму колокольню превратили в алтарь храма и освятили. Правда, спустя два века, в 1843-ом, церковь и трапезную разобрали и вновь построили с использованием элементов декора и пропорций древнего здания.

С 2003 года идет реставрация колокольни и Георгиевского храма, обещают восстановить утраченный декор храма и иконостаса XIX века.

Большое Вознесение — Александр Сергеевич Пушкин на Пресне

 Содержание

Ул. Малая Никитская, дом 5 Летом 1811 Пушкин уехал из Москвы в Лицей и вернулся лишь спустя 15 лет. Пушкин бывал в Москве почти ежегодно. В декабре 1828 года он познакомился с Натальей Гончаровой на балу танцмейстера Иогеля в доме Кологривовых на Тверском бульваре (дом 22, не сохранился). Ей было тогда 16 лет, это был один из первых в ее жизни балов. А жили Гончаровы на Пресне, на Большой Никитской улице (дом 48-50) в одноэтажном доме с антресолями (дом не сохранился). Вскоре после знакомства с Натальей Гончаровой Пушкин сделал ей предложение и получил неопределенный ответ. Получив ответ матери Натальи Николаевны, Пушкин в ту же ночь 1 мая 1829 года, выехал из Москвы на Кавказ в действовавшую против турок армию. В апреле 1830 г. Пушкин вновь сделал предложение Наталье Николаевне и на этот раз получил ее согласие, 6 мая состоялась помолвка. Пушкин писал: «Участь моя решена. Я женюсь…». Однако, из-за отсутствия денег на приданое невесты свадьба откладывалась. Наконец, в феврале 1830 г. в церкви Большого Вознесения на Никитской (ул. Малая Никитская, дом 5) состоялось венчание Пушкина с Гончаровой. Происходило все в приделе. При венчании свеча потухла в руке поэта, он, неуклюже повернувшись, уронил распятие, а обручальное кольцо упало на ковер. Зловещие приметы. Но все равно та церковь считается святынею первопрестольной. Зимний день 1831 года. Среди предстоящих — первый поэт России и первая красавица Москвы. В метрической книге «Большого Вознесения» была сделана запись: «Февраля восьмого надесять числа в доме коллежского ассесора Николая Афанасьевича Гончарова женился 10 класса Александр Сергеевич Пушкин 1ым браком, понял за себя коллежского ассесора Николая Афанасьевича Гончарова девицу Наталью Николаевну Гончарову…» В то время церковь Большого Вознесения не была еще достроена; ее сооружение завершилось лишь в 1840 годах. Интересна история церкви, где венчались Пушкин и Наталья Николаевна. Рядом с церковью, сохранившейся до нашего времени. Была прежде небольшая пятиглавая церковь с 2 приделами, с шатровой колокольней над входом. Построенная еще в 1685 году, и называлась она «Вознесение в Сторожах» (т.е. в Слободе, где жили дворцовые сторожа). По плану Москвы 1775 года, здесь была запроектирована полуциркульная площадь. Центр ее должен был занять новый грандиозный храм Вознесения, заказчиком которого был князь Г.А.Потемкин-Таврический. Строительство нового здания, начавшееся в 1797 году, продвигалось медленно. К 1816 году была отстроена лишь западная часть — трапезная, куда из старого здания перенесли приделы. Окончание строительства и освящение церкви относится к 1840-м годам. Именно с этого времени с этого времени церковь стала называться Большим Вознесением. Церковь была построена по проекту академика архитектуры Ф.М. Шестакова. После его смерти в 1835 г. работы завершил архитектор А.Г. Григорьев. В феврале 1831 г., когда венчался Пушкин, продолжалось строительство подкупольной части новой церкви; но существовала еще и старая церковь (она была разобрана в конце 1831 г., а колокольня снесена в 1833 г.) По мнению одного из знатоков истории Москвы пушкинской эпохи — В.С. Попова, венчание Пушкина и Гончаровой происходило в старинной церкви. Но есть и другое мнение 1850 г. П.И. Бартенева «венчались в приходе невесты, у Большого Вознесения». День рождения поэта был, как известно, в самый праздник Вознесения Господня. Пушкин имел твердое намерение выстроить со временем, в селе Михайловском церковь во имя Вознесения Господня. Храм, стоявший у перекрестка оживленных московских улиц, незримыми узами связывал судьбы выдающихся людей — государственных деятелей, творцов отечественной культуры: М.С. Щепкина, Ф.И. Шаляпина, М.И. Ермоловой и многих писателей, художников, артистов. Храм был свидетелем трагических событий октября-ноября 1917 г. Ожесточенные бои между отрядами боевиков и юнкеров проходили на Никитском бульваре. В 1931 г. храм закрыли, вскоре снесли колокольню, в самой же церкви размещались гаражи и всевозможные мелкие производства. Не так давно храм передали под концертный зал. Здание недолго прослужило в новом качестве — здесь провели лишь несколько концертов камерной музыки и хорового пения. В сентябре 1990 г. его, одним из первых в городе, вернули верующим. Возобновили службы. До сих пор реставрация здания пока не окончена. Главная ценность храма — уникальная настенная живопись. Она относится к 30-м годам прошлого столетия и носит отчасти светский характер.



Вернуться на предыдущую страницу

Ссылки

  • Храм Вознесения Господня на russian-church.ru
  • Храм Вознесения Господня на patriarchia.ru
  • Храм Вознесения Господня на pravoslavie.ru
  • Храм Вознесения Господня на sobory.ru
Пушкинские места
Дом в Немецкой слободе (1799) • Елоховский собор (1799) • Захарово (1805—1810) • Лицей (1811—1817) • Кишинёв и Долна (1820—1821) • Каменка (1820—1822) • Одесса (1823) • Михайловское, Петровское, Тригорское (1824—1826) • Верхневолжье: Торжок, Берново, Малинники (1828—1829) • Болдино (1830) • Большое Вознесение

• Остафьево (1830—1831) • Арбат (1831) • Татищево и Языково (1833) • Каменный Остров (1834, 1836) • Квартира на Мойке (1836—1837) • Чёрная речка (1837) • Спасо-Конюшенная церковь • Святогорский монастырь

Усадьба Ганнибалов • Вязёмы • Дом-музей В. Л. Пушкина • Домик няни • Музей в Гурзуфе • Музей в Киеве • Музей на Пречистенке • Музей в Новгороде • Выра • Усадьба Загряжских • Усадьба Гончаровых • Ярополец • Усадьба Васильчиковых • Музей в Вильнюсе • Музей в Бродзянах

Судьба храма в XX веке

В 1917 году в городе произошло вооруженное восстание. Бои шли у Никитских ворот, были погибшие, поэтому священники храма провели отпевание юнкеров и офицеров. Церковные службы в Вознесенской церкви проводили до осени 1931 года, но потом по решению московских властей храм закрыли.

Через 6 лет рабочие разобрали колокольню и устроили на ее месте парк. В 1960-е годы в бывшем церковном здании работала лаборатория, которая занималась изучением молнеезащиты и высоковольтных газовых разрядов. В 1972 году перед приездом в город президента США Никсона власти Ленинграда в спешке провели косметический ремонт церковных фасадов.

Храм вернули верующим только в 1990 году. После этого группы добровольцев и профессиональные реставраторы начали долгий процесс восстановления Вознесенской церкви.

Реставрация храма и пожертвования москвичей

Реставрацией живописи церкви более 10 лет занимался Алексей Артемьев. Признанный еще в советское время реставратор в 1990-е годы восстановил не один храм. За воссоздание росписи храма Христа Спасителя он награжден медалью Академии художеств.

20 мая 1999 года храм был освящен. В том году отмечали 200-летие со дня рождения Александра Пушкина, и церковь стала одной из площадок праздника.

В 2002–2004 годах была построена колокольня, очень удачно вписавшаяся в архитектурный облик храма. Автор проекта Олег Журин взял за основу эскизный проект Федора Шестакова. Журин также принимал участие в восстановлении Казанского собора на Красной площади и многих других памятников архитектуры. Средства на колокола, убранство и реставрацию церкви собрали москвичи.

Сегодня в Большом Вознесении можно услышать не только колокольный звон. В храме с прекрасной акустикой выступают хоровые коллективы, например во время Московского пасхального фестиваля.

Пять великих архитекторов: кто построил церковь?

Веком позже граф Григорий Александрович Потемкин решил возвести здесь полковую церковь (он был командиром в Преображенском полку). Новый храм строили рядом со старым.

Строительство началось в 1798 году, за год до рождения Пушкина, а завершилось в 1836 году, за год до его смерти. Но отделочные работы и внутренняя роспись храма продолжались еще 12 лет.

Первым архитектором проекта стал Василий Баженов. Чуть позже храмом занялся Матвей Казаков, который оставил большое архитектурное наследие в Москве. Среди его работ — Сенат Московского Кремля, дворец в Царицыне, Петровский путевой дворец и генерал-губернаторский дом на Тверской (сейчас в перестроенном здании расположена Мэрия Москвы).

От флигеля до усадьбы в стиле классицизма: истории московских реставраторов

При пожаре 1812 года храм сильно пострадал, и его пришлось строить заново. Проектом руководил Федор Шестаков, известный работами в стилях ампир и классицизм. Он, например, спроектировал и построил ограду Александровского сада Московского Кремля, трапезную храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, колокольню и трапезную храма Святителя Николая в Толмачах. После смерти Шестакова в 1836 году храмом занялся Евграф Тюрин. Он построил Богоявленский собор в Елохове, храм Мученицы Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова и восстановил Арсенал в Московском Кремле. Приложил руку к Большому Вознесению и Осип Бове — архитектор Манежа, Большого театра, Александровский сада и Триумфальных ворот.

Загадка имени: почему Вознесение большое?

Храм Вознесения Господня в Сторожах, или Большое Вознесение, — один из самых известных в Москве. Именно там венчались Александр Пушкин и Наталья Гончарова. Слово «большое» в названии указывает на близкое соседство с другой церковью — храмом XVII века, расположенным напротив консерватории (Большая Никитская улица, дом 18), который называется Малое Вознесение. Не так давно там тоже завершилась реставрация.

Церковь Большое Вознесение (Большая Никитская улица, дом 36, строение 1) названа в честь Вознесения Господня. Праздник отсылает к описываемому в Евангелии событию — восшествию Христа на небо после воскресения.

Первая церковь на месте нынешнего Большого Вознесения появилась в середине XVI века. Тогда это было ближайшее Подмосковье — храм стоял за крепостной стеной Белого города. В XVII веке неподалеку располагался дворец Натальи Кирилловны Нарышкиной — жены царя Алексея Михайловича и матери Петра I. По ее приказу на месте деревянной церкви построили каменную — Вознесенский храм. Работы завершили в 1685 году.

Интерьеры и святыни

В храме освящено шесть престолов, главный из них посвящен празднику Вознесения Господня. Отдельного внимания заслуживают пять богатых иконостасов. Три из них находятся в самой церкви, а два – в помещении трапезной.

Оригинальные храмовые иконостасы были выполнены по проекту талантливого зодчего и реставратора Михаила Доримедонтовича Быковского. В годы борьбы советской власти с религией все иконы были безжалостно уничтожены. Чтобы восстановить резное великолепие, потребовалось много усилий и средств.

Нижний пояс внутри Вознесенской церкви оформлен колоннами из искусственного мрамора и зеркалами. Выше – на стенах, в алтаре, трапезной, подкупольном пространстве и барабане с окнами можно увидеть великолепные росписи. Живописные классические фрески храма были написаны в 1830-е годы разными художниками.

На росписях воспроизведены сцены из Ветхого Завета и Евангелия, изображения Апостолов, четырех Евангелистов, Сергия Радонежского, святителя Алексия митрополита Московского, ангелов с богослужебными атрибутами, маленькие головки херувимов и орнаментально-геральдические композиции. Реставрация старых росписей была проведена в 1990-е годы, и потом они несколько раз подновлялись.

Главные святыни Вознесенского храма – это две почитаемые верующими иконы: Иверская икона Божией Матери и Казанская икона Пресвятой Богородицы.

Полезная информация для туристов

Сегодня старая церковь – действующий православный храм. Богослужения здесь проходят ежедневно – в 8:00 и 18:00.

Территория Вознесенской церкви очень зеленая и ухоженная. В храмовом дендрарии растут райские яблони, маньчжурский орех, сирень, каштан, акация и клены. В теплое время года на клумбах много цветов.

При восстановлении колокольни строители прокладывали коммуникации и обнаружили под землей старые безымянные захоронения. По решению прихожан кости собрали и перезахоронили с востока от алтаря. Священники провели панихиду по усопшим, а потом на могиле был установлен высокий каменный крест.

Архитектурные особенности

Величественное здание построено в стиле ампир и является градообразующей доминантой всей окружающей застройки. Церковь отлично видно с любой улицы, которая ведет к Никитской площади.

По российской традиции храм построен в виде «корабля». С запада от алтарной абсиды возвышается массивный четверик с куполом. К нему примыкает приземистая трапезная с притвором, а за ней идет высокая колокольня. Монументальные объемы украшены изысканно-строгой отделкой. На церковных фасадах можно увидеть стройные колонны ионического ордера, а на купольном световом барабане – небольшую позолоченную главку.

Большую выразительность зданию придает гладкая, нерасчлененная поверхность стен и аккуратные ниши с заглубленными окнами. На четверике храма и алтаре они арочные, а на трапезной имеют прямоугольную форму.

Капители белых колонн и антаблементы портиков декорированы тонкой лепниной. На алтарной апсиде, южном фасаде колокольни и над входом в храм находятся великолепные мозаичные иконы, сделанные из кусочков прочного стекла 50 цветов и оттенков. Примечательно, что технику мозаик из смальты применяли еще в украшении византийских храмов. В качестве сюжетов для Вознесенской церкви были выбраны образы, написанные для ее иконостасов.

Колокольня была отстроена заново в конце 1990-х – начале 2000-х годов.

Она очень удачно вписалась в ансамбль Вознесенского храма, поэтому у прохожих создается впечатление, что пятиярусная колокольня всегда стояла возле церкви.

Высокое здание поднимается на 60,5 м. Нижний ярус квадратный с тремя портиками. Здесь находятся паперть и вход в храм. На втором тоже квадратном ярусе висит огромный колокол весом 10 тонн. Третий – главный ярус звонов оформлен балюстрадой и парными колоколами. На нем размещен колокол поменьше, который весит 5 тонн. Четвертый и пятый ярусы круглые. Колокольню завершает сферический купол со шпилем и крест.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector