Крещение руси князем владимиром

Последние статьи

  •   5 незаслуженно забытых самых влиятельных правителей Древнего Египта 4.10.2021, 22:04
  •   Бразильский художник мастерски вписывает унылые стены в городские пейзажи 4.10.2021, 19:46
  • +1   В чём секрет картин Истмена Джонсона, которого современники называли «американский Рембрандт» 4.10.2021, 17:44
  •   Кто такие менады — женщины Вакха, и какие обряды и с ним связаны 4.10.2021, 16:39
  •   11 волшебных мультфильмов, которые очаруют не только девочек 4.10.2021, 14:55
  •   Почему Наполеон и Гитлер гонялись за Копьём судьбы, и Где оно хранится 4.10.2021, 13:01
  •   Почему внучку Олега Янковского унижали в школе, и Как она справилась с детскими травмами 4.10.2021, 11:37
  •   7 трогательных фильмов о любви, которые основаны на реальных событиях 4.10.2021, 10:04
  •   Трудное счастье Светланы Ивановой: Почему звезда сериалов избегает вопросов о личной жизни 4.10.2021, 09:10
  •   Зачем одной женщине было несколько мужей и другие странные брачные традиции 3.10.2021, 23:17

Все статьи

Историческое значение принятия христианства

Принятие христианства сильно отразилось на культуре Руси. Из Константинополя приезжало много ремесленников, которые обучали местных различным видам искусства. Древние мастера переняли много ремесел из Византии. В особенности это сказалось на архитектуре — зодчие вдохновлялись религиозными постройками Константинополя и строили не уступающие по своей красоте и масштабности сооружения. Также на территории государства появилась иконопись, которая со временем дала толчок для развития живописи.

После крещения христианство повлияло и на национальное самосознание русичей. Народ противопоставлял себя последователям ислама и политеизма, а также представителям других конфессий — немцам, исповедовавшим католицизм, и приверженцам иудаизма.

Как и полагал князь Владимир, церковь стала оплотом единения народа. Особенно это было заметно в тяжелые времена, когда приходилось бороться с захватчиками. Священнослужители постоянно призывали князей враждующих территорий забыть о разногласиях и объединить усилия ради победы над врагом.

Крещение Руси способствовало появлению особой прослойки русского общества — духовенства. Монастыри и церкви постепенно обрели статус главных духовных центров страны. Вплоть до эпохи правления Петра I духовенство было независимым от светской власти и даже имело собственное влияние.

Был ли Владимир первым

картина «Крещение князя Владимира» / Васнецов Виктор

Летописи сохраняют и другие, более ранние версии крещения Руси.

«Считается, что самым первым человеком, который объявил, что Русь примет крещение, но не крестил ее, был апостол Андрей. Он первым из апостолов приходит на территорию Руси и говорит, что на том месте, где он остановился, будет большой город и множество храмов. А остановился он там, где позже был построен Киев», – говорит Игорь Данилевский.

В одном летописном источнике есть упоминания о крещении Руси при патриархе Константинопольском Фотии. Это произошло после нападения русов на Константинополь в 860 году. Фотий направил миссионеров в Киев. Историк Данилевский предполагает, что это, скорее всего, касалось дружинников и отдельных русичей. По некоторым данным, в этот период были крещены киевские князья Аскольд и Дир c боярами. Поэтому эти события иногда называют фотиевым, или аскольдовым крещением Руси.

«Историки расходятся в оценке роли князя киевского Аскольда, в оценке того факта, способствовал ли он распространению христианства. Но церковное предание утверждает, по крайней мере, о его личном крещении – есть даже сторонники его причисления к лику святых. Многие народы, племена, которые пытались осаждать Восточную римскую империю, поражались ее культуре, мудрости, духовности и сами часто принимали восточное христианство. Так что весьма вероятно, что после крещения Аскольда состоялось и крещение некоторого количества людей в его окружении. Известно, что до Владимира на Руси были христиане. Святая княгиня Ольга, внуком которой был Владимир, была христианкой, посещала в Киеве богослужения. Но православие принимали отдельные люди. Очевидно, что до Владимира и в первый период его княжения Киев оставался языческим», – рассказывает Всеволод Чаплин.

Как восприняли новую веру новгородцы

Новгород вошел в историю как город, оказавший наибольшее сопротивление принятию православного христианства. В отличие от Киева события разворачивались здесь далеко не мирным путем.

Узнав о скором прибытии Добрыни с вооруженным войском, местные язычники собрали вече. Большинство из присутствующих решили не пускать киевских посланников в город и всячески защищать старые храмы.

Однако не все горожане были согласны с позицией языческих волхвов, боявшихся потерять свое влияние на местное население. В свете происходящих событий новгородцы разделились на два противоположных лагеря:

  • первая группа горожан поддерживала предстоящее крещение, поскольку в городе уже существовали христианские общины;
  • вторая категорически была настроена против религиозного нововведения и стремилась всеми силами защищать своих идолов.

В отместку Добрыне язычники сожгли его терем и убили жену, которая проживала в Новгороде. Также они стали вооружаться и разобрали мост через реку Волхов, чтобы лишить воеводу и его войска возможности беспрепятственно войти в город.

Первый этап крещения Новгорода

Будучи осведомленным о происходящем, Добрыня предложил жителям Новгорода провести мирный обряд крещения. Получив категоричный отказ, он повелел своим воинам поджечь городскую окраину. После этого некоторые горожане, опасавшиеся повторных пожаров, согласились на проведение обряда, который проходил в реке Волхов.

Вскоре произошло так называемое «малое крещение» новгородцев, датируемое 990 годом. В нем принимала участие только небольшая часть местного населения.

Второй этап принятия христианства

Имея значительный перевес, новгородцы могли отстоять своих языческих идолов, поэтому Добрыня принял решение сменить первоначальную тактику. Ночью Путята с 500 воинами переправился вниз по Волхову и вступил в Новгород со стороны Перыни. Здесь воевода сразу же отправился к лидерам язычников, которые проводили очередное вече. Сопротивление оказалось недостаточно сильным, и Путяте удалось быстро утвердиться в городе.

Далее состоялось сражение новгородцев с Путятей, после чего Добрыня решил отправить всех своих воинов для его поддержки. Постепенно ситуация обернулась в пользу киевлян, и жители Новгорода стали просить у киевских воевод мира.

Одержав победу над язычниками, Добрыня повелел разрушить все капища. В прошлом главной святыней новгородцев являлся храм Перуна. Статую этого идола было решено убрать с предыдущего места и поволочь к реке, ударяя по пути палками. Другим языческим святилищам города также пришлось разделить подобную участь.

28 июля — День крещения Руси: Как князь Владимир выбрал религию для страны

28 июля отмечается День крещения Руси. В 988 году киевский князь Владимир Святославович раз и навсегда изменил духовную жизнь русского народа. Как это происходило, и какие события повлек за собой переход в христианскую веру, расскажет 5-tv.ru.

Почему День крещения Руси празднуют 28 июля?

День крещения Руси отмечается ежегодно 28 июля. Почему был выбран именно этот день и когда на самом деле жители Киева приняли православие, неизвестно. Некоторые историки сомневаются даже по поводу 988 года. Июльская дата была выбрана как День памяти святого князи Владимира Святославовича.

Фото: ТАСС / Егор Алеев

Впервые День крещения Руси отметили в 1888-м. Тогда по Российской империи прошли широкие праздничные гуляния. В Российской Федерации и православных странах СНГ праздник утвердили благодаря инициативе патриарха Алексия II. Епископ обратился к руководству страны с предложением добавить День памяти святого князя Владимира в список государственных памятных дат. Документ был подписан спустя два года.

Как все начиналось?

Киевская Русь поддерживала теплые дружественные отношения с Византией. Князь Владимир имел военную договоренность с императорами Константином VII и Василием II, взамен ему была обещана женитьба на представительнице македонской династии Анне. Но жених был язычником, а невеста не могла выйти замуж за некрещеного монарха. Владимир Святославович принял решение принять православие, а вместе с ним обряд прошли некоторые его слуги, сыновья, жены (язычники могли иметь много жен) и часть боярского сословия. Кстати, от пяти жен он отказался и позволил им выйти замуж снова, либо остаться одинокими. Но как бы романтично это не звучало, такой серьезный поступок был продуманным шагом к тому, чтобы впоследствии крестить и всю Русь.

Фото: ТАСС / Владимир Медведев

Несмотря на все выполненные условия, правители Константинополя не торопились высылать Анну в Киев. Князю Владимиру Святославовичу пришлось брать невесту силой, он двинулся с войсками на город Корсунь (ныне Херсонес, Республика Крым). Византийское поселение было захвачено, а вернули его только после того, как Анна перешла на сторону Руси. Князь остался в Корсуне на какое-то время, чтобы получить уроки по христианству. Ему требовалось быть подкованным в этом вопросе.

Как крестили Русь: Из язычников в христиан

После удачной военной операции князь Владимир вернулся в Киев с невестой, также за ним последовали православные священники. Перед ним стояла задача начать операцию по крещению Руси. Ему пришлось активно бороться с языческими идолами. Началась вырубка славянских Богов по всей Руси. Главный священный центр в Киеве — Капище — разрушили. Шесть статуй славянского языческого пантеона стерли с лица города, кинув в воды Днепра.

Фото: ТАСС / Донат Сорокин

Князь Владимир начал активную пропаганду христианства среди населения. Владимир Святославович приказал русскому народу явиться в Киев, чтобы пройти массовое обращение в православную веру в Днепре. Мероприятия по крещению начались по всей стране. Вторым по счету крестили Новгород, далее Ростов, Суздаль, Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Луцк, Псков и другие города.

В Киеве в 996 году был построен первый каменный храм Руси — Десятинная церковь или Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Но в 1240-м, когда орда хана Батыя завоевала Киев, великое строение было разрушено. Первую православную святыню восстанавливали два раза. Первый раз по инициативе митрополита Петра Могилы в 1630 году. На территории разрушенного храма была возведена небольшая церковь в память об утраченной православной святыне. В 1824-м по приказу митрополита Евгения началось второе восстановление. Было решено возвести храм полностью. Спустя почти 100 лет, когда к власти пришли большевики, в 1928 году, восстановленная Десятинная церковь была снова снесена, как и многие другие объекты архитектуры и культурного наследия России.

б) Не был ли Владимир уже христианином в ту пору, когда в Киев прибыли греческие послы просить его о военной помощи?

Расположение к христианству Владимир питал, несомненно, еще до прибытия послов; оно не было противно ему; по существу довольно индифферентный к Христовой вере, как к учению религиозному, он — прежде всего по политическим соображениям — готов был оценить это учение, видя в нем залог своих государственных успехов и понимая, что для Руси уже настало время сбросить с себя языческую одежду и вступить в среду народов христианских. Таким образом, предположение, что послы застали его уже христианином, само по себе, не представляет ничего неправдоподобного. Голубинский идет далее и предположение превращает в реальный факт, в убеждение, что Владимир, действительно, крестился еще до прихода послов. Однако его толкование не подтверждается никакими фактическими данными и, к тому же, «правдоподобности» факта можно и следует противопоставить логическую неприемлемость его.

Большой политический ум, Владимир, хорошо понимал политические и культурные выгоды обращения Руси в православную веру; но именно как политик едва ли он мог сделать такой ответственный шаг втихомолку от своего народа и не заодно с ним. Владимир совсем не был Савлом, превратившимся в Павла: он отнюдь не горел жаждою познать истинное учение и отдать себя на служение ему. Личного удовлетворения он не искал. Какой смысл могло иметь для него принятие христианства одному, без народа, да вдобавок еще потихоньку от него? В нашей литературе не без основания указывалось на то, что положение Владимира по отношению христианства было довольно щекотливым: на киевский престол его возвела партия, враждебная Ярополку, враждебная именно за христианские симпатии последнего. Правда, защитники тайного обращения Владимира именно в этом факте и находят объяснение самой таинственности; но последняя имела бы смысл лишь в случае, если, действительно, признать у Владимира ревность к новой вере, особое к ней горение. А кто докажет существование таковой? В действиях Владимира гораздо ярче выступает политик, чем верующий.

Вот почему предположение, будто он был уже христианином к приезду греческих послов, должно быть отвергнуто.

Кто был до князя Владимира

До Владимира, которого в народе прозвали Красным Солнышком, были на Руси и другие правители, заинтересованные в смене конфессии. Самой известной из них является бабка князя — Ольга. Одни летописцы упоминали, что княгиня, которая родилась язычницей, со временем начала проявлять истинную христианскую добродетель. Также упоминается, что у правительницы было отвращение к языческим идолам. Но историки больше склоняются к версии, что Ольга решила сменить веру в качестве грамотного политического хода.

Многие современники княгини с восторгом отзывались о ее уме и прозорливости. Тем не менее Ольга приложила немало усилий в деле распространения христианства на Руси, хотя ее сын Святослав остался ярым язычником.

Памятник княгине Ольге в Киеве

Однако княгиня была далеко не первой на Руси, положившей начало христианскому учению. До Ольги в эту веру обращались еще в 800-х годах. Это были варяги, служившие в Византии. Они постоянно контактировали с носителями этой религии, поэтому со временем перенимали ее. Кроме того, нет однозначного мнения, когда состоялось так называемое «первое крещение Руси», поскольку существует очень много версий о первых принявших христианство русичах.

Может ли блудник и убийца стать святым?

Именно за все эти заслуги — начиная от собственной перемены и заканчивая крещением и просвещением Руси — церковь и чтит Владимира как святого. Это отображено в житии и акафисте равноапостольному князю.

Для каждого человека, только приходящего к вере, его пример становится назиданием. Он показывает, что Господь готов простить и принять к себе даже ужаснейшего блудника и убийцу, жаждущего власти и обогащения, вчерашнего язычника

Для Бога важно не то, кем ты был вчера, а то кем ты можешь стать сегодня. Стать осознанно, искренне, с пониманием и желанием измениться

Некоторые факты из жизни святого вы узнаете из видео:

https://youtube.com/watch?v=U7oDg5pdjfA

Обстоятельства крещения Новгорода

Укреплению новой религии предшествовало принятие христианства самим Владимиром, княжеским окружением и всеми жителями Киева, состоявшееся в 988 г. Одновременно на всей русской земле проходило уничтожение языческих святилищ и капищ, осуществлялось искоренение идолопоклонства.

После крещения Киева Владимир Святославович решил распространить православие во всем государстве, важнейшим политическим, торговым и ремесленным центром которого в то время являлся Новгород. Он был известен как крупный город, который при крещении Руси стал местом серьезного противостояния язычников и христиан. Князь Владимир хорошо понимал, что новгородцы, укоренившиеся в языческой вере, скорее всего, окажут сопротивление и не станут массово креститься, подобно киевлянам. Именно поэтому он поручил распространение христианства в Новгороде своему дяде – опытному воеводе Добрыне. Вместе с ним крестить новгородцев отправились воевода Путята и епископ Иоаким со своей свитой.

Завершение крещения

После прекращения боевых действий в Новгороде начались христианские проповеди и построение православных храмов. Многие местные жители приняли крещение добровольно, однако некоторые язычники по-прежнему продолжали упорствовать. Как повествуется в летописи, таких людей по приказу Добрыни «воины насильно приводили и крестили, мужчин выше моста, а женщин ниже».

Некоторые новгородцы пытались прибегнуть к хитрости, говоря, что уже были крещены. Чтобы избежать обмана, киевский воевода повелел вешать на шеи всех обращенных в новую веру кресты из дерева или меди. Людей, не имевших при себе такого символа, обязательно крестили.

Позже среди киевлян, у которых введение христианства прошло более мирно и спокойно, появилась привычка говорить жителям Новгорода: «Путята крестил вас мечом, а Добрыня огнем».

Языческий путь

Оказавшись в Киеве, еще совсем молодой князь, а было ему тогда где-то около 20 лет, начинает проводить реформы. 

Задачей первостепенной важности для него стало объединение славянских племен. Для этого он и проводит религиозную реформу, полагая, что у одного народа должны быть одни и те же боги, воздвигает языческое капище, в столице ставит деревянного Перуна и других идолов

Некоторые историки вообще склоняются к тому, что для такого поведения была и еще одна причина. Якобы Ярополк был христианином и даже частично утверждал эту веру на Руси. Когда же пришел Владимир, он хотел стереть с памяти народа все, к чему стремился его старший брат. Если это и правда, то у князя Владимира ничего не получилось уничтожить. Во всяком случае с христианством.

До 987 года амбициозный правитель вместе с дружиной активно расширял границы своего государства и пополнял бюджет благодаря успешным походам. Особо успешные сделки или перемирия князь скреплял браками. Так у него появилось еще две жены.

Но судьбоносное решение для правителя и всей Руси — принятия христианства — пришло в 988 году, и связанно оно было с Византией.

Крещение Руси — путь к Богу и просвещению

В 988 году свершилось массовое крещение киевлян в днепровских водах. Перед этим князь объявил:

Быть врагом правителю никто не хотел, поэтому многие пришли креститься, еще совсем не осознавая смысла новой веры, — в то время никакой катехизации не проводилось.

Если в Киеве все происходили более-менее мирно, но непонятно для людей, то в Новгороде помощники правителя неоднократно применяли насилие.

Многим пока было не ясно, почему это Владимир желает распрощаться с деревянными идолами. Для некоторых доказательством «правильности» новой религии было только то, что сброшенный с кручи в воды Днепра Перун не выплыл.

Должно пройти еще лет 200, пока народ осознает смысл, красоту и истинность новой веры. Поэтому можно говорить о том, что святой Владимир — а через несколько веков Церковь станет его поминать именно как святого — предвидел многое наперед.

Еще при жизни он десятую часть своих доходов «отдавал Богу» — так появился первый каменный храм, названный Десятинной церковью. Через некоторое время при ней зародилось русское летописание.

Стараниями князя возводились многие храмы и монастыри. Кроме этого, святой Владимир заботился и о том, как просвещать людей. Для этого вместе с первым киевским митрополитом Михаилом они создавали школы.

А еще правитель имел особый дар — он умел общаться со своим народом, быть близким к простым людям. По воскресеньям и праздничным дням он устраивал пиры не для приближенных, а для всех. Здесь кормили всех нуждающихся, приглашали странников исполнять былины и духовные песни. Это была своеобразная проповедь Евангелия. А как известно, в православии князь Владимир чтится как равноапостольный — по примеру апостолов он многих привел к вере и крестил.

Кроме этого, усилиями князя крестились не только простолюдины, но и многие знатные иностранцы. Упоминания о них мы находим в летописях.

История крещения Руси

Видя все это, князь Владимир со своей дружиной в конце 980-х годов принял решение о смене веры. Летопись рассказывает нам об «испытании вер» которое якобы предпринял князь Владимир. В ходе этого «испытания» в Киев прибывали различные посольства: от мусульман из Волжской Булгарии, иудеев из Хазарского каганата, с латинского Запада, и разумеется из Византии. Сам князь Владимир также в свою очередь отправлял посольства «в булгары», «в греки», «в немцы», чтобы «испытать их службу».

Согласно все той же летописи больше всего князю Владимиру понравилась пышная красота византийского богослужения, и поэтому было принято решение принять христианство восточного, византийского, православного обряда, а не западного, католического.

Хотя вряд ли практичный князь сделал такой выбор из одних лишь эстетических побуждений, все-таки Византия соседствовала с Киевской Русью и могла быть более важным политическим союзником, чем отдаленные католические западноевропейские государства.

Интересный факт: согласно преданию (то есть это не точно) одно время князь Владимир сильно заинтересовался Исламом, особенно его прельстило то, что мусульманская вера разрешала многоженство. А князь Владимир «ненасытен был в блуде», – так писал о нем даже христианский летописец, благосклонно относившийся к князю. Или, говоря простым языком, Владимир был еще тем Дон-Жуаном и имел большой гарем из жен и наложниц, как какой-нибудь турецкий султан. Но вот полный запрет на алкоголь в Исламе наоборот отвернул князя Владимира от принятия Ислама (как не крути, а у славян издревле были сильные алкогольные традиции). Так что возможно благодаря ему (алкоголю), Вас дорогой читатель зовут Иван или Михаил, а не Мустафа или Исмаил.

Крещение Руси: причины и последствия

Укрепление собственного авторитета – далеко не единственная причина, почему Владимир Великий пошел по пути принятия христианства. Конечно, его решение понятно: народ, сплоченный вокруг единого центра веры, уважает централизованную власть. Но были и другие факторы.

Во-первых, курс на сближение Руси с европейскими государствами, уже отошедшими от языческой фазы своего развития.

Цивилизованные страны в те времена были христианизированными, при этом язычество осуждалось. Международный вес государства не мог быть высоким, пока она сохраняла устаревшие устои.

Во-вторых, личные причины.

По летописям известно, что Владимир, воцарившись на престоле в Киеве, жил во грехе и блуде. Более того, его предшественник Ярополк очень симпатизировал христианству по латинскому обряду, принимал у себя послов Папы Римского. Владимир, заняв его место, наоборот активно занялся реформацией язычества. При нем в центре Киева была разрушена построенная Ярополком церковь, а вместо нее соорудили большое капище. Археологи во время раскопок этого места, прозванного Владимирским пантеоном, находили также следы каменных строений с фресками на них.

Князь прошел долгий путь от гонений на христиан до обретения православной святости. Вдохновленный своей бабушкой, княгиней Ольгой, он стремился к искуплению «языческих» грехов. Неслучайно этот процесс называется «второй религиозной реформой».

В результате всех этих событий, конечно же, сформировались последствия, серьезно повлиявшие на русский народ и государственность:

  1. Начало морального поворота от языческой дикости к православной просвещенности. Менталитет русичей прошел через общественное развитие. Были упразднены дикие нравы язычества: многоженство, кровная месть, жертвоприношения.
  2. Изменения, давшие мощный толчок цивилизации на Руси и превратившие ее в огромный культурный центр всей Восточной Европы. На русские земли пришла грамотность именно благодаря христианству. Начали развиваться науки и искусство.
  3. Церковь стала оплотом закона, нравственности, возымела влияние на урегулирование многих общественных процессов.
  4. Русь стала мировым государством с высоким уровнем авторитета на международной арене. Кроме того, без веры и единой сплоченности наши земли не выстояли бы под гнетом серьезных исторических событий, например, монголо-татарского ига.
  5. Православие определило курс Руси на многие века вперед.

Пример Владимира стал примером для сотен поколений. Жить по правде, править по совести – и сегодня люди все чаще обращаются к этому простому постулату. Высокая духовность и традиционные нравственные ценности – важнейшее наследие Крещения Руси.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector