Смена веры

Сергей: «С православием у меня эстетические разногласия»

Не знаю, можно ли в моем случае говорить о смене религии, ведь я остался в рамках христианства, хотя получилось все сложно и запутанно. 40 лет назад крестить детей было не очень принято, но моя прабабушка с польскими корнями настояла, чтобы меня окрестили в католической церкви. На дальнейшей жизни это никак не отразилось: прабабушка вскоре умерла, а родители никогда не были верующими людьми. Похоже, они вообще забыли об этом, потому что я вообще не знал, что я крещеный. Узнал только в 18 лет. Как и многих, меня в этом возрасте настигли метания и поиски, в том числе религиозные, и я крестился в православной церкви. А когда сказал маме, она мне и сообщила, что это уже второе крещение. Впрочем, и двойной обряд никак на меня не повлиял: поиски пути привели к научному мировоззрению и исключительно светскому образу жизни.

Правда, я иногда любил порассуждать о том, что католичество мне ближе эстетически: скромная обстановка в храме, орган, скамейки и очень корректное отношение друг к другу. В костеле никого не волнует, как одет молящийся рядом, там не шикают на расшумевшихся детей. Мне кажется, для современного человека это органичнее и естественнее. Но себя в рамках какой-то конфессии я по-прежнему не видел.

Прошло время, и по глубоко личным мотивам я стал задумываться о вере. Читал, много общался с верующими людьми. И понял, что из всех возможных вариантов православие меня устраивает меньше всего — прежде всего изначально высокомерным отношением к неверующим или сомневающимся. Тебе не ответят на твои вопросы, тебя начнут поучать. Ну а дальше  — по нарастающей: часы патриарха, «пыльный» скандал, совершенно человеконенавистнические заявления в адрес женщин (смотрим: протоиерей Ткачев), звучащие от людей, называющих себя священниками. И всему этому православные всегда находят оправдание: дескать, бесы искушают. Если вспомнить все крупные события за последние несколько лет, связанные с православной церковью, то в ее пользу, на мой взгляд, говорит только одно: протест питерских священников против закона об оскорблении чувств верующих. Правда, потом выяснилось, что это было представители неканонической Апостольской Православной Церкви.

В принципе все это можно тоже назвать эстетическими разногласиями. Да, католицизм не идеален, как любая религия. Но все-таки это мое, как выяснилось, первое вероисповедание, пусть мой и не осознаваемое

Когда бываешь в католических странах, обращаешь внимание на то, что люди там добрее, радостнее и терпимее друг у другу. Мне однажды сказали, что я не понимаю сути религий, а зацикливаюсь на внешних эффектах

Да, это так. Но покажите мне человека, который в вопросах веры ориентируется на догмы? Все мы ищем душевного комфорта, идем туда, где нас поймут и утешат. И если кому-то не нравятся излишняя позакушность обрядов, часы патриархов, общая агрессивность и лицемерие, то он не обязан с этим соглашаться ради того, чтобы не прослыть вероотступником. Поэтому, когда у меня возникает потребность услышать слова священника, звуки церковной службы, я иду в костел.

Допускаются ли встречи вне брака между мусульманами/мусульманками и христианками/христианами?

Любая религия, будь то христианство, ислам, иудаизм, запрещают близкие отношения мужчины и женщины, не состоящих в официальном или духовном союзе. Здесь правила одинаковы для всех — любая связь будет считаться порочной, а священник или имам назовет ее грехом.

Но что, делать, если знакомство произошло, а до брака еще далеко? Могут ли молодые общаться, не нарушая церковных заповедей и не противореча айятам Корана?

Ислам запрещает мужчине и женщине оставаться наедине. Они могут ходить в кино, гулять по многолюдным улочкам, пить чай в кафе. Но никогда не устраивать свиданий у кого-то дома тет-а-тет.

В Библии также прописаны заповеди, запрещающие мужчине и женщине до свадьбы прикасаться друг к другу.

Речь не идет о случайных прикосновениях или о том, чтобы подать девушке руку, когда она выходит из общественного транспорта. А именно о прикосновениях с целью выражения чувств. Христианство не запрещает влюбленным встречаться до брака, но эти свидания также должны проходить в рамках моральных приличий и не наедине.

Но дружба между мужчиной и женщиной без мысли о создании семьи в православии также порицается. Считается, что если парень и девушка не могут заключить брак в будущем, то начинать какие-либо дружеские отношения им нет никакой необходимости.

Обе религии говорят об одном и том же. Встречи вне брака между мужчиной и девушкой возможны лишь в том случае, если они в будущем планируют пожениться. Причем эти встречи должны случаться в людных местах и не носить интимного характера, а происходить лишь с целью лучше узнать друг друга и обсудить дальнейшие свадебные вопросы.

Глеб

Я принял католичество в 9 лет. Это был довольно осознанный шаг.У меня папа — военный. После того как он вышел на пенсию, нас занесло на Западную Украину, под Винницу, где православие на второстепенных, так скажем, ролях. Папа был воспитан в духе научного атеизма и не придавал религии значения, пока не произошёл один случай. Папа бомбил на машине, и его остановил католический священник. Они ехали, было жарко, но священник почему-то прикрыл окно. И прямо в эту секунду в окно прилетел здоровый камень от проехавшего грузовика. Папа удивился — и они со священником разговорились, познакомились.

Папе нужна была работа, а священник приехал восстанавливать старый католический костёл — папа взялся помогать. Мы несколько лет общались с этим священником, сдружились. Всё произошло абсолютно естественно: сначала крестился папа, ну а потом я. Я даже не задумывался о том, что можно было не креститься.

Для детей катехизация минимальная, особенно если ходишь на занятия постоянно. Занятия проходили несколько месяцев по субботам, они назывались «пятёрки», потому что за каждые пять занятий дарили красивую открытку с библейскими сценами. Католическая община отличается большой активностью: у нас постоянно проводились какие-то вечера, песни под гитару, посиделки у костра.

 

У меня в голове не укладывается, как можно поменять религию. Невозможно поменять мать

 

Когда мы приехали в Россию в 1995 году, я сильно почувствовал разницу. Тут мамины родственники все православные — и приезжаем мы, католики с Украины. Мы казались странными.

Нам была непривычна дистанция между духовенством и прихожанами. Та община, к которой мы принадлежали, была очень сплочённой. Наверное, дело в том, что она была образована вокруг одного общего дела: мы восстанавливали костёл — и восстановили, сейчас он там главная достопримечательность.

Я сталкивался с неприязненным отношением к католичеству всего пару раз в жизни. Один раз я зашёл в православный храм в Северодвинске и перекрестился слева направо открытой ладонью. Тут, конечно, бабушки на меня зашикали, и я понял: о’кей, зайду в другой раз.

Ещё меня спрашивают: а вот как же так, ты католик, а у тебя татуировка, ты играешь в рок-группе. А ведь это не имеет никакого отношения к вере.

Одноклассники и однокурсники удивлялись скорее не тому, что я католик, а тому, что верующий. Особенно в пост странное отношение. У нас на курсе были такие постящиеся девушки — ни мяса, ни майонеза, ничего нельзя. Они знали, что я тоже пощусь, и когда видели, что я ем бутерброд с сыром, тут же начиналось: как же так, ты же постишься! А я им говорю: у меня католический пост, он мягче. А они: ваш пост — это вообще не пост! При этом они вечером в клуб, гулять — меня сильно угнетало это несоответствие.

 

Христианское учение — штука неудобная, и жить по нему тяжело

 

Мне очень странно слышать, когда люди, которые крестились в сознательном возрасте, рассказывают, что их это сильно изменило. За последнее время было много случаев, когда мне, католику, приходилось защищать православную церковь от самих православных, которые возмущались «доколе, сколько можно». Католикам проще: они уже давно живут с постоянным негативным фоном, который был вызван, в частности, скандалами с педофилией. Учишься спокойно различать: есть люди, а есть вера.

Меня многое не устраивает в католичестве и мне нравится многое в православии. Католичество после II Ватиканского собора отказалось от многих важных вещей — в православии больше древних традиций сохранилось. Но у меня в голове не укладывается, как можно поменять религию. Невозможно поменять мать. Главное в церкви — не то, кто учит, а то, чему учат. Христианское учение — штука неудобная, и жить по нему тяжело, но упрощать его нельзя ни в коем случае.

Итак, если вы решили принять Ислам

Многие предполагают, что переход из одной веры в другую – это сложная процедура, требующая различных ритуалов и обрядов. Однако, это не так. Чтобы вступить в ряды настоящих мусульман, достаточно всем сердцем и душой верить в существование только одного Всевышнего и Всемилостивого Господа, Единого Аллаха.

Для этого человек должен подтвердить свои чувства и осознанно проговорить вслух шахаду.

Шаха́да – это самая главная и важная заповедь, которая определяет саму веру человека. Это принцип, без которого никто не сможет стать мусульманином. Символ, который выражается так называемой формулой Единобожия, свидетельством принятия Ислама: «Ашхаду аль-ля иляха илля Аллах, ва ашхаду анна Мухаммадан абдуху ва расулюх». Что в переводе с арабского языка означает: Нет другого бога помимо Единого Господа (Аллаха), и что Муххамад – раб Его и посланник.

Необходимы ли свидетели для принятия Ислама?

В некоторых странах новоиспечённый верующий должен произнести шахаду перед мусульманскими прихожанами местной мечети, общины. Это придаёт моменту торжественность и осведомляет других верующих о Вашем присоединении к ним. При совершении такого ритуала в мечети должны присутствовать хотя бы два свидетеля-мусульманина (женского или мужского пола – не имеет значения). Так новый мусульманин ощутит братство по вере.

На территории России же такое правило не обязательно. Вы можете принять Ислам в кругу близких людей, которые разделяют эту позицию и нравственные взгляды. А можете и вовсе сделать это без свидетелей, потому что нет такого правила для свидетельства веры в одного Господа, как присутствие других верующих

Важно только Ваше намерение и осознанность выбора. Ведь исполнение религиозных ритуалов – это личное, то, что только между Вами и Всевышним

Как же принять Ислам: со свидетелями или без? Выбор только за Вами и Вашими духовными ощущениями. Каждый вправе выбрать подходящий для него вариант:

  • торжественное произнесение монотеистической заповеди в мечети при незнакомых свидетелях-мусульманах;
  • проговаривание шахады в кругу близких единомышленников;
  • произнесение свидетельства наедине с собой и Аллахом.

Перемена религии в международном праве

Всеобщая декларация прав человека определяет религиозное обращение как право человека: «Всякий имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или вероисповедание….» (статья 18). Разногласия по поводу толкования данного принципа в современном мире касаются следующих вопросов:

  • право на свободную пропаганду своей религии (является ли оно вторжением в частную жизнь и/или нарушением светского характера тех или иных государств?)
  • противоречие с запретом ряда религий на обращение в свою веру (друзы, езиды и др.)
  • распространяется ли свобода веры также на свободу пропаганды атеизма
  • является ли распространение научных знаний, противоречащих положениям ряда традиционных религий, принуждением к изменению веры или отказу от веры
  • отношение к странам, в которых распространены наказания за отказ от господствующей религии. Некоторые исламские страны запрещают прозелитизм иных религий и предусматривают суровое наказание как за прозелитизм, так и за отступничество от мусульманской веры.

Брак мусульманина и христианки — позиция Православия

В Ветхозаветные времена существовал строгий запрет на брак с иноверцами (Исх. 34, 16). Нарушение этого запрета влекло за собой гнев и наказание Бога (Втор. 7, 4). Например, Всемирный потоп был следствием смешения верных Богу людей с неверными (Быт. 6, 2-3). Также из-за связи с филистимянкой Далилой погибает ветхозаветный герой Самсон (Суд. 16). Пострадал от этого грехопадения и царь Соломон (3 Цар. 11, 3).

Бытует ошибочное мнение, что Новый Завет полностью отменил запрет на брак с иноверцами. Однако Церковь всегда продолжала благословлять браки только с единоверцами. В Новом Завете можно найти лишь указание на то, что уже существующий брак не должен распадаться из-за разной религиозной принадлежности супругов (1 Кор. 7: 10-14).

В апостольские времена язычники массово становились христианами. Поэтому была распространённой ситуация, когда один из супругов крестился во Христа, а другой оставался язычником. Апостол Павел говорит, что такие супруги должны оставаться вместе, и выражает надежду на то, что неверный тоже обратится ко Христу, видя плоды христианской жизни своей второй половинки. Христиане же в те времена вступали в брак лишь с христианами. Такая норма сохранялась в России вплоть до революции 1917 года. Союз с иноверцем, например, брак между мусульманином и православной, считался незаконным.

Сегодня же в «Основах социальной концепции РПЦ» указано, что благословляется брак только с единоверцем. Но межконфессиональный союз признаётся законным, хоть и без благословения и освящения Церковью. В документе отмечается, что

В подкрепление этого тезиса можно привести слова святого Амвросия Медиоланского:

Обращение в иудаизм

Обращение человека в иудаизм, а также связанный с этим обряд носит название гию́р (ивр. גִּיּוּר).

Кандидат, желающий стать иудеем, обязан принять на себя все 613 заповедей Торы перед судом из трёх судей-иудеев. Если кандидат — мужчина, ему делается обрезание, после выздоровления окунание в микве завершает процедуру. Женщина только окунается в микве. В древнее время кандидат также приносил жертву в Иерусалимский храм, сейчас же это не практикуется ввиду его отсутствия. Если кандидат уже обрезан, производят заменяющий ритуал — извлечение капли крови путём укалывания. Человека, принявшего гиюр, называют гер.

Переход в Католицизм из протестантизма

Переход в Католическую Церковь из протестантских церквей — таких как лютеранская, пресвитерианская, методистская, баптистская, пятидесятническая или какая-либо другая церковная община, исторически преемственная протестантской Реформации — чуть более сложен в силу ряда принципиальных отличий в учении и практики у католиков и протестантов.

Водное крещение, совершенное в церкви, где исповедуют правильную апостольскую веру в Триединого Бога, Католическая Церковь признает как истинное духовное рождение не зависимо от того, кем и в каком возрасте верующий был крещен. Но все остальные таинства — брак, миропомазание, священство — нужно будет повторить.

Дело в том, что эти таинства, передающие те или иные дары Святого Духа, обретаемы только в цепи апостольских рукоположений, восходящей к Самому Христу и Его апостолам. В результате Реформации учение и практика церковных таинств в отделившихся от Католической Церкви общинах были сущностно искажены, что повлекло разрыв преемственности Святого Духа. Поэтому для ищущего истину протестанта нужно будет как бы пройти духовно путь вспять, вернуться к утраченным истокам Божественной Истины и харизматов (даров Святого Духа).

Католическая Церковь для протестантов является родной матерью, она говорит с вами на одном языке, мыслит в понятных для вас категориях, служит человечеству так же, как служат многочисленные протестантские миссии, разбросанные для проповеди святого Евангелия по всему земному шару. Здесь вы сможете реализовать все ваши дарования и инициативы в служении Христу. Для этого в Католической Церкви разработано множество инструментов — многочисленные братства, конгрегации, ордена, миссии, содружества, союзы, у каждого свое призвание, у каждого свои задачи и цели, дополняющие главную цель Католической Церкви: являть присутствие Христа в этом мире вплоть до скончания веков.

Процесс воцерковления в Церковь-Матерь не будет для вас скучным. Вам также как и православным нужно начать с собеседования с католическим священником, который и разработает для вас надлежащую схему присоединения к Церкви.

Чаще всего, экс-протестант проходит полный курс катехизации, длящийся от двух-трех месяцев до года, в ходе которого будет ознакомлен с основами церковного учения, с историей, богословием и практиками Католической Церкви. Затем, если вы до того не были крещены в Православной Церкви, вам уделят таинство миропомазания (передачу Святого Духа, осуществляемую возложением рук апостольских после крещения — см. Деян. 11 гл.) и вы сможете приступить к исповеди и Причастию Господнему.

Люди знакомятся с православием через нас

Протоиерей Вадим Морозов:

Общаться возможно с любым человеком. Не обязательно при этом углубляться в богословские темы. У каждого человека свой индивидуальный опыт веры. Ни в коем случае нельзя его соизмерять со своим или предлагать, навязывать свой.

Православие — не только литургия, богослужебные книги и труды святых отцов. Это восприятие мира и людей. Глядя на нас, иноверец всё равно будет так или иначе знакомиться с православием.

Бывает, протестант или католик предлагает вместе помолиться о чём-то. Православному человеку нельзя молиться вместе с ним. Можно поднять тему молитвы, расспросить, как он молится, рассказать, как молимся мы, и потом сказать: можем ли мы сделать это вместе, если я так молюсь и понимаю молитву, а ты по-другому? Он, может, и сам поймёт это. Мусульмане же не предлагают нам коврик и начать совершать поклоны в сторону Мекки? Но для того чтобы ответить так, православному человеку помимо веры нужно иметь богословские знания. Мы должны уметь обосновать свои убеждения и дать ответ о своей вере, если нас спросят.

Если иноверец касается в разговоре того, что он не принимает в нашей вере — например, почитания Божией Матери, мне это неприятно, и я скажу: «Давай не будем об этом!» Осуждать его — не наша прерогатива. Есть Судия, Который всех рассудит. Я не такой, знаете, забубённый ортодокс, который кричит всем неправославным: «Вы грешники и не спасётесь!»

Не всем духовно полезно общение с иноверцами. Ведь многие зачастую ищут негатив даже в священнике своего прихода, в единоверцах, с которыми молятся вместе за богослужением, потому что в самих нас очень много негатива. Чуть что не так, мы спешим осуждать: «А вот он такой! А тот вот что не так сделал!» А доброго в людях не замечаем. Представьте, что будет, если мы такой же подход применим к иноверцу…

Переход из Православия в Католичество

Содружество поместных церквей, условно называемое Православной Церковью*, является наиболее близким по вероисповеданию к Католической Церкви, поэтому переход из «православия» в католичество наиболее легок и прост.

Все православные таинства — крещение, миропомазание, венчание, священство — Католическая Церковь признает, а потому при переходе православному не нужно проходить их заново. Для того, чтобы стать католиком, нужно просто подойти к ближайшему католическому священнику и попросить его принять вас в качестве члена Вселенской Церкви. В некоторых случаях, после личного собеседования, священник может направить на катехизацию, т.е. курс изучения Писания и Предания, но чаще всего, если результат собеседования будет удовлетворительным, вас просто попросят прочесть Никейский символ веры, и с того момента вы уже будете полноценным членом католической общины. Никакого специального «чина присоединения» к Католической Церкви помимо крещения и миропомазания не существует.

Обращение в бахаизм

Хотя бахаизм активно ищет сторонников, миссионерство в этой религии запрещено. Тем не менее, базовые идеи бахаизма предполагают его открытость для притока новых сторонников во всём мире, поскольку бахаизм рассматривает себя как религию без границ, не знающую различий между народами, признающую достижения науки.

Обращение в веру бахаи подразумевает явную веру в общие основания всех религий, веру в единство человечества и активную службу обществу. Священников в бахаизме нет, поэтому от новообращённого требуется проявлять активность во всех сферах жизни общины. Даже новообращённого могут избрать для службы в Местном духовном собрании — ведущем институте веры бахаи на общинном уровне.

Условия никаха

Мужчина и женщина, принявшие решение вступить в брак, должны быть достигшими возраста совершеннолетия по исламу, а также обладать рассудком, то есть осознанно быть готовыми к взрослой жизни и адекватно отдавать себе отчет в той ответственности, которую возлагает семейная жизнь на человека.

Ислам выдвигает определенные условия, которые должны быть соблюдены, чтобы никах мог быть признан состоявшимся.

  1. Первым условием для никаха является свадебный подарок или махр, который должен подарить невесте ее жених. Нельзя путать махр и калым, который является своего рода выкупом, выплачиваемым по среднеазиатской традиции семье невесты. Махр – это подарок именно невесте, а не ее отцу или родственникам, как в случае с калымом. Подарок махр – это не обязательно подарок денежный, но ценный. В хадисе Пророк Мухаммад ﷺ говорил одному из сподвижников, что ему следует жениться, даже если он не обладает достаточными финансовыми возможностями, и в подобных ситуациях махром могут выступать суры из Священной Книги Коран. В Писании сказано о необходимости соблюдения махра для того, чтобы никах был признан настоящим.

  2. Вторым условием для никаха является то, что невеста мусульманина может принадлежать к «людям Писания», то есть быть иудейкой или христианской, но не может мусульманин жениться на язычнице, многобожнице. Мусульманка может выйти замуж только за мусульманина.

  3. Третье условие для никаха: чтобы никах был признан действительным, следует произнести определенную формулу на арабском языке: опекун невесты произносит в прошедшем времени завваджту («я выдал замуж»), а жених – кабильту («я принял женитьбу»), и между произнесением этих формул не должно быть большого перерыва во времени.

  4. Четвертое условие для никаха: по правилам ряда мазхабов, при совершении никаха при первом браке невеста должна присутствовать со своим доверенным лицом – так считают ханбалиты, шафииты и маликиты, но ханафиты считают, что при заключении брака или никаха, даже если он первый, невеста может присутствовать без сопровождения опекуна или доверенного лица.

  5. Пятое условие для никаха: во время заключения никаха необходимо присутствие свидетелей. Ими могут выступать либо двое мужчин, либо один мужчина и две женщины, согласно ханафитскому мазхабу. По мнению ханафитских богословов, если в качестве свидетелей будут присутствовать только женщины, то такой никах не будет признан действительным. Также шафииты и ханбалиты, в отличие от ханафитов, считают, что свидетелями могут быть только люди, которые заслуживают доверие.

https://youtube.com/watch?v=HD-uBi44KPE

Среди обязательных условий, соблюдение которых необходимо для того, чтобы никах считался действительным, также:

  • согласие на бракосочетание женщины и мужчины-мусульманина (согласие невесты если заключается первый или повторный никах, требуется в обоих случаях);
  • разрешение опекуна невесты;
  • присутствие свидетелей;
  • выплата махра;
  • содержание мужем жены, а также его с ней хорошее обращение;
  • выполнение супружеских обязанностей;
  • содержание супругом детей.

О юридических тонкостях

Свадебное торжество всегда проходит в соответствии с мусульманскими традициями. И лишь при соблюдении всех правил брачный союз будет действительным. Роспись в загсе не имеет такого большого значения в исламе. Многие живут в браке и без нее. Восточная свадебная одежда достаточно своеобразна, она богата, символична.

Но нужно знать, что выходя замуж за мусульманина, девушка не обязана отказываться от своей веры в пользу веры мужа. Однако в процессе совместной жизни она оказывается в жестких условиях, и обратить «неверную» в другую веру уже помогают все, кто ее окружает. И если супруг попросит либо начнет приказывать обратиться в мусульманство, она едва ли откажет в случае, если живет с его родней. Родня играет большую роль в жизни мусульманина, в особенности это касается его матери. И он часто прислушивается к ней. Если она воспротивится невестке, влияние ее на мужчину будет огромным.

Помимо этого, в случае развода, который муж может учинить мгновенно, трижды произнеся фразу «Ты мне не жена» публично, жена его окажется одной в чужой стране, где у нее нет ни прав, ни денежных средств к существованию. Считается, что дети, рожденные в браке, принадлежат отцу.

Надрелигиозные движения

В истории существовали движения, которые позиционировали себя как надрелигиозные, то есть для них был важен сам критерий, верит ли человек в Бога, и второстепенным был вопрос, по какому именно обряду. Практически все древние надрелигиозные движения со временем превратились в религии (примером такого современного движения может быть бахаизм).

В современном мире надрелигиозным движением является масонство. Масоном может стать любой человек, исповедующий веру в Бога, принадлежащий к любой религии. Вплоть до начала XX в. масонские общества были, как правило, законспирированы и не афишировали своей деятельности. Начиная с конца XX в. контактные данные масонских лож найти относительно нетрудно любому желающему, однако прозелитизм среди масонов не приветствуется — считается, что человек должен сам дозреть до того, чтобы стать масоном.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector