Михаил i киевский
Содержание:
- Правила митрополита Кирилла
- Как становятся митрополитами
- Использованные материалы
- Украинская Православная Церковь — Киевский Патриархат (1992–2018; 2019–)
- Архиереи
- Литература
- Архиереи
- Кто такой митрополит
- Первый митрополит на Руси
- География благочиний
- Использованные материалы
- «Либо однажды возник неведомый нам мотив перенесения мощей святителя Михаила I-го в Лавру, либо…»
- Исторические гипотезы
- Литература
- Христианство на Руси
- Викарные епархии
Правила митрополита Кирилла
«Доныне, — пишет митрополит, — уставы церковные были омрачены облаком еллинской мудрости; ныне же предлагаются ясно, и неведение да не будет извинением. Уклоняясь от истинных правил Христианства, какое мы видели следствие? Не рассеял ли нас Бог по лицу земли? Не взяты ли грады наши? Не истреблены ли князи острием меча? Не отведены ли в плен семейства? Не опустошены ли церкви? Не томимся ли ежедневно от ига безбожных и нечестивых врагов? Се казнь за нарушение уставов церкви!»
Уверенный, что нравственность мирян во многом зависит от нравов духовенства, Кирилл повелевает давать священный сан единственно людям непорочным, коих жизнь и дела известны от самого детства; соседи и знакомые должны засвидетельствовать их честность, трезвость, добрые склонности. Житель иной области (следовательно, неизвестный в той епархии), раб неосвобожденный, гражданин не платящий дани, господин жестокий, многоклянущийся, лжесвидетель, убийца, хотя и принужденный, мздоимец, безграмотный, незаконно женатый, отчуждаются от сего сана. Иерею надлежит иметь тридцать лет от рождения, диакону двадцать девять. Епископам строго запрещается брать с них деньги за поставление, кроме определенных митрополитом семи гривен для крилошан. Всякая мзда, так называемая посошная и другие отменены.
Далее сказано:
В числе многих обыкновений, противных уставам церковным, Кирилл осуждает обливание при крещении, говоря, что оно беззаконно и что крестимый должен быть всегда погружаем в сосуде особенном.
Как становятся митрополитами
Чтобы достичь такого высокого сана, нужно пройти все ступени церковной иерархии, начиная с иеродиакона.
Этот титул получают архиепископы за большие заслуги. Возвести в этот сан может только Патриарх. Предстоятель на богослужении благословляет достойного архиепископа и надевает ему на голову белый клобук. С этого момента он уже носит этот титул
Как это происходит можно посмотреть в данном видео:
Церковная иерархия
Все духовенство делится на чёрное и белое. Чёрное — это монахи, имеющие священнический сан. Белое — это женатые священнослужители или в целибате (не женатые и не монахи).
Церковная иерархия имеет 3 степени: диаконство, иерейство и архиерейство. И в
каждой из этих степеней есть своя иерархия.
Высшую степень могут иметь только священнослужители, принявшие монашеский постриг. Остальные степени доступны и для белого, и для черного духовенства. Для того чтобы возвести человека в одну из степеней, совершается хиротония (рукоположение). Чтобы иметь более высокую степень, нужно пройти все нижестоящие степени священства.
Таблица 1. Структура иерархии духовенства
Ступень иерархии | Белое священство (женатые и целибаты) | Черное священство (монахи) |
1ст. Епископство | Патриарх.
Митрополит. Архиепископ. Епископ |
|
2 ст. Пресвитерство | Протоиерей.
Иерей (пресвитер, священник) |
Архимандрит.
Игумен. Иеромонах |
3 ст. Диаконство | Протодиакон.
Диакон |
Архидиакон.
Иеромонах |
Использованные материалы
- Борисов Н. С., Иван III, М., 2000.
-
Горский А. В., Филиппъ І, митрополитъ Московскiй и всея Россiи:
-
Карташев А. В., Очерки по истории Русской Церкви, т. 1:
-
Лурье Я. С., «Филипп I, митрополит Московский,» Словарь книжников и книжности Древней Руси, Ленинград: Наука, 1987-1989:
-
«Филипп I, российский митрополит,» энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
указывает его Суздальским епископом с года. Однако все прочие источники указывают лишь дату первого упоминания в году.
Карташев указывает, что эти слова содержаться в письме великого князя к архиепископу Новгородскому Ионе. Однако статья энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона приписывает это выражение митрополиту Филиппу. См. Карташев А. В., Очерки по истории Русской Церкви, т. 1, , «Филипп I, российский митрополит,» энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона,
Борисов Н. С., Иван III, М., 2000.
В составе Летописей Софийской II и Львовской.
Горский А. В., Филиппъ І, митрополитъ Московскiй и всея Россiи,
и .
Украинская Православная Церковь — Киевский Патриархат (1992–2018; 2019–)
После увольнения в 1992 году Archhierarch Синоде Украинской Православной Церкви, Украинской митрополит Филарет создал новую Украинскую Православную Церковь — Киевский Патриархат (УПЦ-КП) под Патриарха Мстислава в Украинской Автокефальной Православной Церкви . 15 декабря 2018 года УПЦ КП вместе с Украинской автокефальной православной церковью объединились в единую Православную Церковь Украины . Однако в июне 2019 года Филарет и несколько священнослужителей отделились от УПЦ из-за спора о лидерстве в качестве первоначального лидера (Патриархат Церкви).
Патриарх Мстислав , 1991–1993 гг.
Мстислав никогда не одобрял союз между УАПЦ и УПЦ КП, и оба продолжали действовать отдельно.
- Патриарх Владимир , 1993–1995 гг.
- Патриарх Филарет , 1995–2018 гг .; 2019 – настоящее время (см. Конфликт Филарета и Епифания )
Архиереи
- Свт. Михаил I (988 — 992)
- Леон (?)
- Феофилакт (988 — до 1018)
- Иоанн I (до 1018 — ок. 1030)
- Феопемпт (1035 — 1040-е)
- Кирилл I (упом. 1050)
- Свт. Иларион Русин (1051 — до 1055)
- Ефрем (ок. 1055 — ок. 1065)
- Георгий (ок. 1065 — ок. 1076)
- Свт. Иоанн II (1076/1077 — 1089)
- Иоанн III (1090 — 1091)
- Николай (упом. 1097 — 1101)
- Никифор I (1104 — 1121)
- Никита (1122 — 1126)
- Михаил II (I) (1130 — 1145/1146)
- Онуфрий Черниговский (1145 — 1147) в/у
Климент Смолятич (1147 — 1159)
Свт. Константин I (1155 — 1159)
Феодор (1160 — 1161/1162)
Иоанн IV (1163 — 1166)
Константин II (упом. 1167 — 1169)
Михаил III (II) (1170 — ?)
Никифор II (упом. 1183 — 1198)
,
Матфей (ранее 1210 — 1220)
Кирилл II (1224 — 1233)
Иосиф (1236 — 1240)
Киевские митрополиты Ордынско-Литовского периода
- Кирилл III (поставлен до 1242/1243, рукоположен ок. 1246/1247, на Руси упом. 1250 — 1281)
- Свт. Максим (1283 — 6 декабря 1305) в Киеве, в странствиях, с 1299/1303 во Владимире-на-Клязьме
- Свт. Петр (июнь 1308 — 21 декабря 1326) в Киеве, с 1309 во Владимире-на-Клязьме, с 1325 в Москве
- ? Свт. Прохор (декабрь 1326 — 1328) в/у, еп. Ростовский в Москве
Свт. Феогност (1328 — 11 марта 1353) в Москве
Свт. Алексий (Бяконт) (1354 — 12 февраля 1378) в Москве
Свт. Киприан (Цамблак) (1375 — 16 сентября 1406) в Киеве, с 1381 в Москве, с 1382 в Киеве, с 1390 в Москве
Михаил IV (Митяй) (1378 — 1379) наречён
Пимен Грек (рукоположен в 1380, принят в 1382, низложен 1384/1385) в Москве
Свт. Дионисий (1384 — 15 октября 1385) заточён в Литве
Свт. Фотий (2 сентября 1408 — 1431) в Киеве, с 1410 в Москве
Григорий (Цамблак) (15 ноября 1415 — ок. 1420) в Вильне
Герасим (1 сентября 1432-нач. 1433 — 26 июля 1435) в Смоленске
Исидор Униат (1436 — 1439) в Москве
Свт. Иона (1442/1443 — 15 декабря 1448) наречён
Свт. Иона (15 декабря 1448 — 31 марта 1461) в Москве
далее именуются Московскими и всея России (Руссии) (см.)
Киевские митрополиты Западной Руси (Киево-Литовские)
- Григорий Болгарин (ок. 1470 — нач. 1474)
- Мисаил (Соколинский-Бабич) (1474 — 1480)
- Спиридон Сатана (15 сентября 1475 — ? (+ нач. 1500-х)) принят не был, провел жизнь в заточении
- Симеон (упом. 1481 — 1488)
- Иона (Глезна) (упом. 1492)
- Сщмч. Макарий I (1495 — 1497)
- Иосиф (Болгаринович) (30 мая 1498 — 1 мая 1500) в/у
Иосиф (Болгаринович) (1 мая 1500 — 1503)
Иона II (1503 — 1507)
Иосиф (Солтан) (1507 — март 1509) в/у
Иосиф (Солтан) (март 1509 — 1521)
Иосиф (Русин) (1523 — 1534)
Макарий (Москвитянин) (1 марта 1534 — 9 апреля 1535) в/у
Макарий (Москвитянин) (9 апреля 1535 — 1555)
Сильвестр (Белькевич) (упом. 1556 — 1567)
Иона (Протасович-Островский) (1568 — 1576)
Илия (Куча) (23 сентября 1577 — 1579)
Онисифор (Девочка) (1579 — 1589)
Михаил (Рогоза) (1589 — 1596)
1596 — 1620 — отпала в унию
Иов (Борецкий) (1620 — 1631)
Исаия (Копинский-Борисович) (20 июля 1631 — 1633/5 октября 1640)
Свт. Петр (Могила) (28 апреля 1633 — 31 декабря 1646)
Сильвестр (Коссов) (1647 — 1657)
Лазарь (Баранович) (1657) местоблюститель, еп. Черниговский
Дионисий (Балабан-Тукальский) (1658 — 1663)
Лазарь (Баранович), 2-й раз (1659 — 1661) местоблюститель, еп. Черниговский
Иосиф (Нелюбович-Тукальский) (1663 — 1676)
Антоний (Винницкий) (9 ноября (24 ноября) 1663 — 26 ноября 1679)
- Лазарь (Баранович), 3-й раз (1679 — 1685) местоблюститель, архиеп. Черниговский
- Свт. Феодосий (Полоницкий-Углицкий) (1679 — 1685) наместник местоблюстителя
Литература
- ПСРЛ, СПб., 1889, т. 16, стб. 215—224.
- Голубинский Е., История церкви, 1900, т. 2, ч. 1, Первая паг., 532—548.
- Боголюбский М., прот. Московская иерархия («Чтен. в общ. люб. дух. просвещ., 1894, сентябрь, с. 461-463).
- Иванов. Описание Московского архива министерства юстиции. М., 1848, с. 210.
- М. Макарий И. Р. Ц., т. VI, с. 55 и след.
- Толстой М.В. Рассказы из Ист. Р. Ц.», с. 274, пр. 8.
- Шемякин В.И. Москва, ее святыни и памятники. М., 1896, с. 78.
- Самбикин Д. Месяцеслов, 1898, вып. VIII, апрель, с. 21-23.
- Сергия Месяцеслов, т. II, с. 574.
- Гатцук Календарь на 1883 г., с. 135.
- Булгаков, с. 1396, 1405.
- Барсуков Н., с. 563.
- Ратшин, с. 96.
- Голубинский Е., с. 369.
- Обзор рус. дух. лит., с. 113-114.
- Никон. летопись, VI, с. 2-3, 24, 37, 52.
- П. С. Р. Л., т. IV, с. 232-233; т. V, с. 35; т. VI, с. 45, т. VIII, с. 151, 163, 169-170, 177.
- Собрание госуд. грамот и договоров, I, № 85, 92-95, 97-98.
- Церковные вопросы в России и русское дух. вед. Браила, 1896, с. 46.
- Святая Русь, № 520.
- М. Нкр., т. III, с. 259.
- БЭС, т. II, с. 223.
- ЭС, т. 35-а (кн. 70), с. 764-765.
- РБС, т. XXI, с. 122-124.
- Вальденберг В., Древнерусские учения о пределах царской власти, Пг., 1916, 186—189: ПСРЛ. Л., 1925, т. 4, ч. 1, 445-449.
- Щапов Я. Н., Восточнославянские и южнославянские рукописные книги в собраниях Псковской народной республики, М., 1976, т. 2, прил., № 52 (к № 88), 145-147.
- Хорошкевич А. Л., Русское государство в системе международных отношений конца XV — начала XVI в., М., 1980, 181-184.
- Каган М. Д., Понырко Н. В., Рождественская М. В., «Описание сборников XV в. книгописца Ефросина,» ТОДРЛ, Л., 1980, т. 35, 143-144, 165.
Архиереи
митрополичья епархия Русской митрополии Конатантинопольского Патриархата
См. архипастырей Киевской митрополии
Киевская епархия Русской Православной Церкви
- Варлаам (Ясинский) (31 августа 1690 — 22 августа 1707)
- Иоасаф (Кроковский) (15 августа 1708 — 1 июля 1718)
- Варлаам (Вонатович) (14 мая 1722 — 20 ноября 1730)
- Рафаил (Заборовский) (13 апреля 1731 — 22 октября 1747)
- Тимофей (Щербацкий) (10 марта 1748 — 22 октября 1757)
- Арсений (Могилянский) (22 октября 1757 — 8 июня 1770)
- Гавриил (Кременецкий) (22 сентября 1770 — 9 сентября 1783)
Иларион (Кондратовский) (1783), в/у, еп. Переяславский
- Самуил (Миславский) (22 сентября 1783 — 5 января 1796)
- Иерофей (Малицкий) (1 апреля 1796 — 2 сентября 1799)
- Гавриил (Банулеско-Бодони) (29 сентября 1799 — 21 августа 1803)
- Серапион (Александровский) (11 декабря 1803 — 21 августа 1822)
- Евгений (Болховитинов) (24 января 1822 — 23 февраля 1837)
- свт. Филарет (Амфитеатров) (18 апреля 1837 — 21 декабря 1857)
- Исидор (Никольский) (1 марта 1858 — 1 июля 1860)
- Арсений (Москвин) (1 июля 1860 — 28 апреля 1876)
- Филофей (Успенский) (5 мая 1876 — 29 января 1882)
- Платон (Городецкий) (4 февраля 1882 — 1 октября 1891)
- свт. Иоанникий (Руднев) (17 ноября 1891 — 7 июня 1900)
свт. Сильвестр (Малеванский) (7 июня — 13 августа 1900), в/у, еп. Каневский
- Феогност (Лебедев) (13 августа 1900 — 22 января 1903)
- Флавиан (Городецкий) (1 февраля 1903 — 4 ноября 1915)
- сщмч. Владимир (Богоявленский) (23 ноября 1915 — 25 января 1918)
Киевская епархия Украинского экзархата, автономной Украинской Православной Церкви Московского Патриархата
- Антоний (Храповицкий) (30 мая 1918 — 1919 (1936))
- Назарий (Блинов) (1919 — 1921) в/у, еп. Черкaсский
- Михаил (Ермаков) (июль 1921 — 1922) в/у, архиеп. Гродненский
- сщмч. Макарий (Кармазин) (1924) в/у, еп. Уманский
- Михаил (Ермаков) (1924 — 30 марта 1929)
Георгий (Делиев) (1925 — 1928) в/у, еп. Богуславский, Таращанский
- Сергий (Куминский) (1925 — 1930)
- Димитрий (Вербицкий) (апрель 1930 — 14 февраля 1932)
- Сергий (Гришин) (3 апреля 1932 — 9 июля 1934)
- сщмч. Константин (Дьяков) (9 июля 1934 — 10 ноября 1937)
- сщмч. Александр (Петровский) (осень 1937 — 1938), в/у, архиеп. Харьковский
- Пантелеимон (Рудык) (1941 — 1943), в/у, еп. Львовский
- Николай (Ярушевич) (28 июля 1941 — 28 января 1944)
- Иоанн (Соколов) (12 февраля 1944 — 30 марта 1964)
- Иоасаф (Лелюхин) (30 марта 1964 — 24 апреля 1966)
Алипий (Хотовицкий) (25 апреля — 14 мая 1966), в/у, архиеп. Винницкий
- Филарет (Денисенко) (14 мая 1966 — апрель 1992)
Никодим (Руснак) (апрель — 27 мая 1992), и/о предстоятеля УПЦ, митр. Харьковский
- Владимир (Сабодан) (27 мая 1992 — 5 июля 2014)
- комиссия викариев Киевской кафедры (23 декабря 2011 — 26 января 2012) в/у
- Павел (Лебедь) (26 января — 8 мая 2012) в/у, митр. Вышгородский
- Онуфрий (Березовский) (24 февраля — 13 августа 2014) в/у, митр. Черновицкий, местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры
- Онуфрий (Березовский) (с 17 августа 2014)
Киевская епархия. Устройство викариатств с 4 января 2018 г. |
Кто такой митрополит
В православии такой титул носят священнослужители высшей (епископской) степени. Священнослужитель с таким титулом считается главней архиепископа и подчиняется Патриарху.
Основное отличие его от других титулов высшей степени в том, что митрополит правит митрополией и у него в подчинении находятся другие архиереи с более низкими титулами, которые управляют епархиями в пределах его митрополии.
Впервые о таком титуле упоминается в канонах Первого Вселенского Собора в 325 г. Тогда в Римской империи он управлял столицей, каких в империи было немало, т. к. она тогда состояла из множества подчинённых государств. А главные города их были центрами христианства.
Архиерей с таким титулом является как приемником апостолов, т. к. первоначально в
этих местах проповедовали ученики Христа, так и главой сразу нескольких епископов, что является очень большой ответственностью. Митрополии образовались естественным путем, у епархий, которые туда входили, были общие цели и задачи, собрания, связь.
Рисунок. 1. Блаженнейший митрополит киевский и всея Украины Онуфрий на пасхальном богослужении
Митрополит — это всегда очень влиятельное лицо. Он решает серьезные
задачи:
- принимает значимые церковные решения;
- взаимодействует с другими митрополиями;
- следит за взаимодействием иерархий в своей митрополии;
- собирает областные Соборы и председательствует на них;
- руководит церковью на вверенной ему области;
- без разрешения митрополита епископы, подчиненные ему, не могут решать важные церковные вопросы;
- начальствует над епископами: назначает их, освобождает от обязанностей,
решает юридические, связанные с ними, а также иные
административные вопросы; - следит, чтобы митрополия была единым целым с церковью.
Кроме административных, он выполняет ряд духовных задач:
- возводит в сан епископов и другое священство;
- возглавляет богослужения;
- проповедует.
Также существуют митрополиты, которые не имеют власти, они играют роль викариев у других митрополитов или у Патриарха.
Первый митрополит на Руси
Начиная с X века и вплоть до 1589 года на Руси не было патриарха, а его
обязанности выполнял митрополит. Поэтому он, как сейчас патриарх, был тогда только один — Киевский и всея Руси. Первые архиереи с таким титулом на Руси избирались и назначались в Константинополе и, естественно, зависели от Константинопольского Патриарха и императора. В отличие от епископов они обладали некоторой независимостью, т. к. были главой русской церкви. Но всё-таки они больше всего зависели от киевского князя.
Священнослужители с таким титулом помогали наладить дипломатические отношения между княжествами. Также им удалось сдвинуть с мертвой точки дела, связанные со словесностью и просвещением. До XIII века резиденцией их был Киев, потом Владимир, и начиная с XIV века — Москва.
Самым первым русским архипастырем с таким титулом стал Михаил I Сириянин, который крестил князя Владимира. Однако церковь тогда ещё не была разделена на епархии. Поэтому Михаил не обладал властью предстоятеля в полной мере. Разделить церковь на епархии удалось его приемнику Леонтию. Начиная с Иллариона все предстоятели стали выбираться из русских людей.
Рисунок. 2. Святитель Алексий Московский
География благочиний
- Голосеевское, Первое Дарницкое, Второе Дарницкое, Деснянское, Днепровское, Оболонское, Печерское, Подольское, Святошинское, Соломенское, Первое Шевченковское, Второе Шевченковское, Кладбищенское, Первое больничное, Второе больничное :
г. Киев
- Монастырское
Бородянское викариатство:
- Первое Бородянское
- Второе Бородянское
- Иванковское:
п. Иванков
- Полесское
Обуховское викариатство:
- Обуховское
- Васильковское
- Гребинковское
- Калиновское
- Украинское
- Фастовское
Макаровское викариатство:
- Макаровское
- Бышевское
- Белогородское
- Боярское
- Бучанское
- Вишневское
- Ирпенское
Использованные материалы
-
Щапов Я.Н. Государство и Церковь в Древней Руси. М. Наука, 1989 г. Приложение I. Составитель А. В. Поппэ. Авторизованный перевод с немецкого А. В. Назаренко.
-
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
- Словарь достопамятных людей русской земли
Он третий по нумерации Кирилл на Киевской кафедре, если считать первым Кирилла XI века, которого ряд историков считают легендарным.
По Брокгаузу, Кирилл был епископом Холмским.
Здесь он проживал подолгу, отчего некоторые с него и начинают считать перенесение кафедры из Киева во Владимир.
По Брокгаузу — 7 декабря .
Обнаруженные в киевском Софийском соборе граффити о дне смерти Кирилла позволяют поставить знак иначе, чем это сделано А. Н. Насоновым в его издании Новгородской I летописи в сообщении о смерти Кирилла. — примечание в изд. Щапова.
Неясно значение титула prototronos, который прилагается Кириллу в письме к нему болгарского деспота Якова-Святослава (1261 или 1270 г.): «…пишу тебе, возлюбленный богом архиепископе Кирилле протофроню…» Prototronos — episcopus primae sedis в патриархии, обозначал первого среди митрополитов, prototronos в митрополии — высшего рангом епископа этой митрополии (в Киевской таким с 1165 г. был новгородский епископ). Таким образом, единственно возможное предположение — это то, что Кирилл был назван так в качестве prototronos патриархии, но такое предположение противоречит традиционному первому месту, которое в Константинопольской патриархии занимала кесарийская кафедра. В противном случае речь могла бы идти всего лишь о кратковременном повышении ранга Русской митрополии (с 60-го до первого места?); не объяснялось ли это, скажем, особым положением никейских императоров и патриархов или тенденцией к установлению дружественных контактов с монголами через посредничество Кирилла? Предположение о prototronos как епископе первейшего стола в митрополии, т.е. Киева, желательно было бы подкрепить данными других источников. В таком случае следовало бы исходить из того, что Кирилл, считавший себя «архиепископом всея Руси», употреблял титул prototronos для того, чтобы подчеркнуть свою претензию на попечительство обо всех. Однако не надо забывать, что здесь титул применен болгарским государем, который, благодаря своим родственным связям с византийским двором, должен был ясно понимать его настоящее значение. Нельзя исключить возможность, что Яков-Святослав заимствовал титул из интитуляции послания самого Кирилла, хотя и в этом случае возможны оба толкования. — примеч. изд. Щапова.
«Либо однажды возник неведомый нам мотив перенесения мощей святителя Михаила I-го в Лавру, либо…»
— Как мощи святителя оказались в Лавре, ведь кафедральным храмом митрополитов Киевских был Софийский собор, и где эта святыня находится сегодня?
— В 1635 году под патронатом Киевского святителя Петра Могилы было осуществлено первое печатное издание «Киево-Печерского Патерика» – древнерусского сборника Житий подвижников Лавры, поэтапно сформировавшегося в XI-XV веках. Поскольку на дворе было время острой полемики с католичеством и униатством, в печатную редакцию книги включили дополнения, которые делали «Патерик» энциклопедией по истории воцерковления русичей, позволяя увидеть в святых Печерских достойный плод этого воцерковления, убедиться в наличии апостольского преемства и в благодатности Православной Церкви на Руси.
В числе дополнений есть такие слова: «Когда крестился русский государь Владимир Святославич, то взял от патриарха первого митрополита Михаила. Он, прибыв в Киев, освятил святым Крещением русский народ и научил правой вере. За такие подвиги и жизнь благочестивую он поныне лежит нетленным в пещере святого Антония, как свидетельствует таблица, издавна висящая над ним». Напомню: «пещера святого Антония» – это Ближние пещеры Лавры.
Своего рода продолжением первого печатного «Патерика» стала изданная в 1638 году книга лаврского инока Афанасия Кальнофойского «Тератургима, или Чудеса, которые были как в самом свято-чудотворном монастыре Киево-Печерском, так и в обеих святых пещерах». Она рассказывает о новейших на то время чудесах, явленных у лаврских святынь. В книге помещены первые подробные карты Ближних и Дальних пещер.
Благодаря этим картам мы знаем, что мощи святителя Михаила покоились там, где теперь лежат мощи святителя Симона Суздальского. В то время маршрут паломнического прохождения Ближних пещер был таков, что мощи святителя Михаила оказывались первыми на пути посетителей. Экспликация карты гласит: «Почивает святой митрополит Михаил.Тот, который был послан от Цареградского патриарха Сергия, или, как иные говорят, от Николая Хрисоверга, с крещеным Владимиром Святославичем для крещения Руси, и который крестил ее».
Для справки: патриарх Николай II Хрисоверг занимал Константинопольскую кафедру в 980-992-м годах, Сергий II Студит – в 1001-1019-м.
Действительно, есть, над чем задуматься: Лавра основана в 1051 году, а святитель Михаил почил в 992-м – как его мощи оказались в пещерах? По этому поводу существует несколько версий.
Первая изложена в описании Лавры митрополита Евгения (Болховитинова) 1831 года: «Погребен был в Десятинной церкви. Около 1103 года при Печерском игумене Феоктисте мощи его перенесены в Антониеву пещеру». К сожалению, ученый владыка не указывает источник этих сведений, но в Лавре данная версия стала традиционной.
Другую версию предлагает современная нам исследовательница Ирина Жиленко в книге «Чудеса лаврских пещер» 1997 года: мощи святителя были перенесены в Лавру после разорения Киева и Десятинной церкви ханом Батыем в 1240 году.
Профессор Евгений Голубинский, видя в первом святителе Михаиле современника патриарха Фотия, считал, что он крестил русичей Причерноморья, а впоследствии его мощи были перенесены в Лавру из Тмутаракани, с которой печерские иноки поддерживали связи. Эта версия отражена в изданной ученым в 1901 году «Истории Русской Церкви».
В 1915 году историк Иван Каманин высказал в книге о Киево-Зверинецких пещерах гипотезу, согласно которой лаврские мощи святителя Михаила принадлежали митрополиту Михаилу II-му. По данным летописей, он занимал Киевскую кафедру в 1131-1145 годах и затем отбыл в Константинополь. Лишь поздняя Густынская летопись сообщает, что в 1145 году владыка Михаил преставился после отъезда из Киева.
Какая из версий ближе к истине, определить сложно. Пока можно сказать лишь следующее: либо однажды возник неведомый нам мотив перенесения мощей святителя Михаила I-го в Лавру, либо чтимые в ней мощи принадлежали тезоименитому архипастырю.
Карты 1661-1703 годов указывают, что мощи святителя Михаила были на правой стороне подземной церкви Введения Пресвятой Богородицы – древнейшего храма Ближних пещер. Сейчас на этом месте почивают мощи святителя Ефрема Переяславского. В 1730 году мощи святителя Михаила торжественно перенесли в Великую Печерскую церковь – Успенский собор Лавры, капитально отремонтированный после пожара 1718 года. Их судьба после взрыва храма в 1941 году осталась, к сожалению, неведомой.
Исторические гипотезы
Святитель Михаил почитается первым митрополитом Киевским. Но древнейшие русские летописи или вовсе не упоминают о митрополите при святом Владимире, или называют первым митрополитом грека Леона; в Новгородском же летописце роспись митрополитов начинается с Феопемпта. Михаил упоминается впервые в «Степенной книге» и Никоновской летописи. Новейшие историки склоняются к мнению, что первым митрополитом был Леон, а для объяснения предания о Михаиле предлагают различные гипотезы, из которых ни одна не может считаться прочно обоснованною.
Исконное предание Русской Церкви признавало Михаила первым митрополитом Киевским. Митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) первый сделал попытку научно обосновать это церковное предание, за ним и под его влиянием это мнение получило научное утверждение в изданном Киевской духовной академией в 1839 году исследовании студента академии VІI курса, иеромонаха Евсевия (Ильинского) (1831-1835), впоследствии экзарха Грузии, под заглавием: «Кто был первый митрополит Киевский?» и было принято такими учеными, как церковные историки преосвященные Филарет (Гумилевский) и Макарий (Булгаков) и историк С. М. Соловьев.
Митр. Платон (Левшин) писал:
«Некоторые летописцы почитают сего Леонтия первым митрополитом Киевским и всея России. Сие можно согласить так, что Михаил был прислан или сам, по ревности к вере, со Владимиром выйти согласился не столько для управления Церкви Российской, которая только что возрождалась, в сан ее митрополита, сколько для насаждения веры христианской, нужных на первый случай духовных учреждений, и может почитаем быть как апостол Российской Церкви; а Леонтий прислан уже по обращении всего народа в точном характере митрополита Киевского и всея России для управления духовенства и всей Церкви Российской и с надлежащим постановлением, какие должны быть его права и какая по духовным делам власть. И сие видно из того, что Михаил митрополит хотя привел с собою шесть епископов, но никого никуда в правление епархии по городам не определил; а сие учинил уже митрополит Леонтий » .
Свт. Михаил, митр. Киевский. Икона Михаила Дикарева из «Месячных миней» (кон. XIX — нач. XX в.). Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж |
Митрополит Московский Макарий (Булгаков) полагает, что первый митрополит Киевский Михаил занимал кафедру с 988 по 992 год, а Леон Киевский был вторым митрополитом с 992 до 1003 года. С другой стороны, церковное предание о том, что первым митрополитом Киевским был Михаил, отрицалось главнейшими представителями русской исторической науки времен митрополита Евгения, начиная с историографа Карамзина. Бестужев-Рюмин, Карамзин, Костомаров, Иловайский и Малышевский отрицают бытие митрополита Михаила в Киеве в веке.
Е. Голубинский утверждает, что присланный патриархом Фотием в царствование греческого императора Василия Македонского епископ Михаил крестил Руссов Черноморских; мощи его с течением времени, когда Тмутаракань была утрачена русскими и подпала власти половцев, были перенесены тмутараканскими монахами в Киево-Печерский монастырь.
Протоиерей П.Г. Лебединцев думает, что Киевский митрополит Михаил занимал кафедру митрополичью в XII веке, прибыл из Константинополя в 1131 году при великом князе Мстиславе Владимировиче, а скончался в 1147 году в княжение Изяслава Мстиславича, первым же митрополитом Киевским признает, согласно с Е. Голубинским и другими, Леона. Того же мнения держатся А. Попов, А. С. Павлов, М. Чельцов, граф Д. А. Толстой и Ф. Терновский.
По А. В. Поппэ , источник предания о митр. Михаиле — так называемый церковный устав Владимира I, который восходит к XII—XIII вв. Согласно этому памятнику, Михаил современник Владимира и константинопольского патриарха Фотия, что, в свою очередь, породило мнение, что Михаил являлся тем анонимным епископом, который был послан Фотием на Русь в 967 (987?) г. Появление имени Михаила в церковном уставе объясняется тем, что в Повести временных лет под 988 годом находится наставление о вере, якобы преподанное новокрещеному Владимиру. Оно представляет собой не что иное, как сокращенный перевод символа веры, составленного в первой половине IX в. Михаилом Синкеллом. Составители церковного устава восприняли это «наставление» как написанное ради Владимира и, таким образом, заключили, что автор символа веры был и первым русским митрополитом.
Литература
- Макарий, митр. История Русской Церкви.
- Лохвицкий, «Очерк церковной организации в древней Руси,» Русский Вестник, 1857.
- Голубинский, История Русской Церкви.
- Неволин, Образование управления в России от Иоанна III до Петра Великого, (Собрание Сочинений).
- Сергеевич, В. И., Русские юридические древности, т. II, вып. 2.
- Каптерев, Светские архиерейские чиновники в древней Руси.
- Знаменский, Руководство к русской церковной истории.
- Розанов, История московского епархиального управления.
- Кедров, Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого.
- Суворов, Н. С., Курс церковного права, Ярославль, 1890.
Христианство на Руси
Русская церковь долгое время являлась одной из митрополий Константинопольского патриархата. После того как на Руси начался период феодальной раздробленности, а население Среднего Поднепровья стало массово мигрировать на территорию современной России, князь Андрей Боголюбский обратился к Константинополю с просьбой учредить для Северо-Восточной Руси отдельную митрополию. Однако патриарх Лука Хрисоверг данную просьбу отверг, а киевский митрополит стал именоваться с этого момента митрополитом всея Руси. Первым митрополитом Киевским славянского происхождения стал Иларион в 1051 году.
- И. Акимов. Крещение княгини Ольги в Константинополе
В XII—XIII веках экономический, политический и военный центр русских земель сместился на северо-восток, а позиции Киева ослабли. Решающим ударом по бывшей столице Руси стало монгольское нашествие 1240 года. В результате полного упадка Киева митрополит Максим в 1299 году перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. А с 1325-го местопребыванием митрополитов Киевских и всея Руси стала Москва, превратившаяся в мощный политико-экономический центр восточнославянских земель.
Последним митрополитом Киевским и всея Руси с резиденцией в Москве, назначенным из Константинополя, стал в 1437 году Исидор. По мнению историков, данное назначение должно было обеспечить поддержку со стороны митрополии проведению Флорентийского собора. Надежды Константинополя и Рима Исидор оправдал, подписав в 1439 году Соборное определение об унии, согласно которому православная церковь должна была принять все догматы церкви римской.
Однако уния потерпела крах — как в Константинополе, так и в Москве — ввиду полного отторжения со стороны населения. И если в находящемся на грани полного упадка Константинополе уния некоторое время формально соблюдалась из-за позиции императора и патриарха, то в Москве она не была воспринята ни народом, ни властью.
Викарные епархии
- Викариатства г. Киева:
- Восточное
- Северное
- Южное
- Барышевская
- Белогородская
- Белоцерковская (ныне самостоятельная)
- Бориспольская (ныне самостоятельная)
- Бородянская
- Боярская (недейств.)
- Броварская (недейств.)
- Бучанская
- Васильковская
- Вишневская
- Ворзельская
- Вышгородская
- Городницкая
- Гостомельская
- Иванковская
- Ирпенская
- Каневская (недейств.)
- Макаровская
- Новоград-Волынская (недейств.)
- Обуховская
- Переяслав-Хмельницкая
- Почаевская
- Путивльская
- Сквирская (недейств.)
- Таращанская (недейств.)
- Уманская (ныне самостоятельная)
- Фастовская
- Черкасская (ныне самостоятельная)
- Чигиринская (недейств.)
- Яготинская
Киевская епархия на карте Киевской области в границах 1994-2013 гг. |