20 отличных русских фильмов про войну 1941-1945

Смерть шпионам: Лисья нора (2012)

1944 год, Белоруссия. Немецкие диверсанты, действующие в советском тылу, совершают нападение на машину представителя Генерального штаба Красной Армии и похищают важные документы. Пытаясь перейти линию фронта, командир группы немецкий полковник Нойбер прячет документы в лесу и попадает в плен. Теперь только он знает место тайника с секретным портфелем.

По поручению Гиммлера, Скорцени готовит новый отряд специально подготовленных бойцов, цель которого – освободить из плена полковника Нойбера и вывезти спрятанные им документы в Германию. Диверсантам противостоят сотрудники советской армейской контрразведки «Смерш».

Битва за Севастополь (2015)

В русском военном фильме о событиях 1941-1945 годов рассказана реальная история женщины снайпера. Людмила Павлюченко уничтожила в войне более 300 солдат. На нее объявили охоту фашисты. Позже снайперша была удостоена чести выступать на международной конференции, повлиявшей на ход войны. Фильм был приурочен к 70-летию Победы, завоевал множество наград, получил высокие рейтинги и положительные отзывы зрителей.

ЖанрБиография, драма, история, боевикАктерыЮлия Пересильд, Евгений Цыганов, Олег Васильков…СтранаРоссия, УкраинаРейтингКинопоиск – 7.5, IMDb – 7.1Возрастные ограничения12+

Интересные факты про Великую Отечественную войну. Двадцать лет спустя

Впервые День Победы отпраздновали массовые шествиями, парадами и народными гуляниями только в канун 20-летнего юбилея Победы – в 1965 году. А до этого День Победы был рабочим днём. Его отмечали, разумеется, но не в таких масштабах: ещё свежа была память о той дорогой цене, которой досталась Победа.

Самсонов, Егоров и Кантария со Знаменем Победы на параде 1965 года

На праздничном параде 1965 года впервые было вынесено Знамя Победы. Знаменосцем был Герой Советского Союза, участник штурма рейхстага Константин Самсонов, а ассистировали ему те самые Егоров и Кантария, которые водрузили это знамя над рейхстагом.

Лето волков (2011)

Молодой лейтенант, получив отпуск после ранения, приезжает в родные места: здесь, по фронтовым понятиям, глубокий тыл. Окружённое лесами село мало изменилось, война почти не тронула его. Но, всё то и не то… Любимая девушка, давшая обещание «ждать вечно», не хочет даже разговаривать, земляки избегают его, а самый близкий человек, бабка, добрый ангел детства, умоляет снять награды с гимнастёрки и ни за что не ходить в лес. Жестокие убийства заставляют фронтовика вступить в борьбу с теми, кто таится в лесных чащобах. Но, чтобы добраться до убийц, предстоит выяснить, кто из односельчан связан с ними…

Великая Отечественная война. Интересные факты в цифрах

В первый же день войны немцам удалось уничтожить более 1,2 тысяч советских самолётов. Из них более восьмисот – прямо на аэродромах. Когда германское радио озвучило эти цифры, ни в одной стране мира в них не поверили – посчитали хвастливой ложью. А это было правдой.

В 1941-1945 гг. от действий оккупантов в СССР оказалось разрушено свыше 1,7 тыс. городов, 70 тыс. сёл, 32 тыс. фабрик и заводов, 98 тыс. колхозов. Это был колоссальный ущерб, который в итоге оценили в $128 мрлд. Для сравнения: ущерб от разрушительных действий гитлеровцев в Польши был оценён в $20 мрлд.

Зиновий Колобанов

В общей сложности, участниками боевых действий в годы Великой Отечественной стали, по данным военкоматов, более 34 миллионов граждан СССР. Почти 500 тысяч из них – женщины.

Человеческие потери Советского Союза в этой войне подсчитать невозможно, так как погибло очень много мирных жителей. По данным военкоматов, Красная армия потеряла погибшими, пропавшими без вести, пленёнными около 12 млн человек. Вместе с жертвами мирного населения, выходит от 20 до 43 млн человек (по разным оценкам).

До свидания, мальчики (2014)

1941 год, последние мирные дни… Бывший детдомовец Саша Воронов приезжает в небольшой городок под Москвой поступать в артиллерийское училище. Здесь у него появляются новые друзья — Надя, Гена и Коля, вместе с которыми он разоблачает немецкого агента.

Начинается война. Саша, Гена и Коля становятся курсантами артиллерийского училища. Уже осенью 1941 года нависает угроза выхода немецких войск непосредственно к Москве. 5 октября курсантов и преподавателей артиллерийского училища поднимают по тревоге. Им предстоит любой ценой задержать продвижение врага до подхода резервов. Друзья уходят в числе первых…

«Рай» (2016)

DRiFE Productions_Продюсерский центр Андрея Кончаловского

Трудно назвать «Рай» Андрея Кончаловского совсем уж неизвестным фильмом. Все же он выдвигался на «Оскар» от России и даже вошел в шорт-лист, но номинации не получил, а в наше время фильмы забывают быстро, даже если они получают статуэтки. Так что «Рай» в основной массе недосмотрели, хотя это, пожалуй, единственное в своем роде кино о войне с российским участием.

Дело в том, что Кончаловский известен как режиссер-космополит, долго живший не в России (да и сейчас обитает в Италии), и поэтому он, взявшись за фильм о Второй мировой (то есть не совсем о Великой Отечественной, Красная армия в кадре даже не появляется, но ее наступление слышно за кадром), решил снимать о том, почему же степенная Европа в одночасье сломалась пополам, как обычные люди стали коллаборационистами, нацистскими офицерами и безвинными жертвами сопротивления — такие, как выдуманная, но крайне убедительная героиня Юлии Высоцкой, княгиня Ольга в эмиграции. Это совершенно неожиданная сторона участия русских во Второй мировой — народ, рассеянный по миру революцией, оказывается в самом аду новой, глобальной катастрофы. Все три героя садятся перед метафорическим Богом и каются, ожидая решения, в рай им или в ад. И благодаря такой прихотливой структуре фильм Кончаловского рассказывает даже не про войну, а про человечество в целом, беззащитное перед горькой судьбой. В этом смысле «Рай» куда значительнее, чем многие фильмы с занимательными перестрелками и красочными бомбежками.

По законам военного времени (2015)

Июль 1941 года. Фашисты рвутся к Киеву. Обстановка в городе накаляется с каждым днем, что добавляет работы лучшему следователю киевской военной прокуратуры Ивану Рокотову. Из Москвы неожиданно прибывает заместитель главного военного прокурора РККА Николай Мирский. Он создает особый отдел в военной прокуратуре фронта, в который входят Рокотов и бывший следователь Днепропетровского УГРО Светлана Елагина.

Рокотову и Елагиной придется расследовать особо важные дела, действуя как на передовой, в Киевском укрепрайоне, так и в самом городе, где активизировавшийся преступный мир начинает объединяться с просачивающимися в город немецкими диверсантами. Да и некоторые представители Советской власти не прочь нагреть руки на страданиях народа.

Коренной перелом: от Москвы до Курска

Когда 22 июня 1941 года вермахт вторгся на территорию Советского Союза, характер Второй мировой войны в Европе изменился. Прежде речь не шла о войне на уничтожение: большую часть польских пленных распустили по домам, голландских и бельгийских политических лидеров не объявляли подлежащими уничтожению, а французам после поражения и вовсе позволили создать пусть и марионеточное, но своё правительство.

В России всё шло иначе — почти с самого начала борьба приняла ожесточённый характер. Под Москвой советские войска стояли намертво, не считаясь с потерями. В городе строили баррикады, готовили к взрывам предприятия. Но взрывать ничего не понадобилось (кроме водохранилищ на северо-западе). После нескольких недель тяжелейших боёв, к концу ноября, немцы остановились в районе Солнечногорска, Клина, Дмитрова и Каширы. Последние резервы вермахта были брошены в бой.

Собрав пополнения, Красная армия перешла 5 декабря 1941 года в контрнаступление. 1,1 млн солдат и офицеров вынудили немцев перейти к обороне, а затем и отступить. К началу января германские части отбросили на 100−250 км по широкому фронту под Москвой. Гитлеровский план кампании 1941 года провалился.

Панорама «Сталинградская битва», фрагмент, худ. Р. Р. Френц. (pinterest.ru)

Успешная оборона Москвы и срыв плана «Барбаросса» увеличили шансы СССР на победу в войне. Воодушевлённый отступлением вермахта, Сталин считал, что немцев можно разбить уже в 1942 г. Однако разработанный под его руководством план нанесения «десяти сталинских ударов» привёл к катастрофическим неудачам. Поражения под Харьковом и в Крыму, под Ленинградом и подо Ржевом дорого стоили Красной армии.

Вместо победы в войне в 1942 году сначала отстаивали линию фронта, пытаясь продвинуться вперёд, а затем сдерживали натиск на южном направлении. К концу года Красной армии удалось одержать верх в решающей схватке — германская армия потерпела поражение в Сталинградской битве. 2 февраля 1943 года самое масштабное сражение войны завершилось полным разгромом немцев и капитуляцией 6-й армии во главе с фельдмаршалом Паулюсом.

Это поражение надломило моральный дух немцев. Стратегический перелом в пользу СССР завершился летом 1943 г. — победа в Курской битве означала перехват Красной армией стратегической инициативы в войне.

Теперь где бы ни наступал СССР, он пользовался преимуществом в небе и на суше — в танках, орудиях и живой силе. После попытки ликвидации Курского выступа немецкая армия была уже не в состоянии предпринять крупную наступательную операцию фронтового значения.

Для вермахта настали тяжёлые времена. Поражения на Востоке дополнились наступлением сил антигитлеровской коалиции на Западе — сначала в Северной Африке, затем в Италии, а с 6 июня 1944 года — во Франции. Чрезвычайные оборонительные усилия лишь оттягивали неизбежный для Германии финал — отступление в 1944 г. из СССР, затем из стран Восточной Европы и, наконец, поражение в битве за Берлин 2 мая и капитуляция Германии 8 (9) мая 1945 г.

По мере того, как шла война, а Красная армия пережила неудачный опыт, полководческое искусство советских командиров росло. В 1943—1945 гг. выдающихся побед достигли Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, И. С. Конев, Р. Я. Малиновский, Л. А. Говоров, А. М. Василевский и ещё множество полководцев.

Судьбы многих из них складывались нелегко и до, и после войны, их биографии таят немало неожиданных поворотов: Говоров служил когда-то прапорщиком у Колчака и стеснялся этого, скончался в довольно молодом возрасте (58 лет). Рокоссовский провёл больше двух лет в тюрьме в годы сталинского Большого террора, во время войны был тяжело ранен. Малиновский едва не погиб, обвинённый в шпионаже ещё во время Гражданской войны (правда, эта история быстро и благополучно закончилась). Все они — не статичные герои 1945 года, словно их памятники, но и просто люди со своими слабостями, недостатками, со своей историей.

Т-34 (2018)

Список лучших российских новинок 2018 года заслуженно возглавил художественный фильм Алексея Сидорова про подвиг танкистов во время ВОВ 1941-1945. Некоторые кинокритики считают, что сюжет картины во многом повторяет советский фильм «Жаворонок». Вчерашний курсант Ивушкин, попав в плен, вместе с еще несколькими военнопленными становится живой мишенью для тренировки немецких танкистов. Парень решается на побег на танке.

ЖанрДрама, боевик, историяАктерыАлександр Петров, Виктор Добронравов, Ирина Старшенбаум…СтранаРоссияРейтингКинопоиск – 6.5, IMDb – 6.7Возрастные ограничения12+

Смерть шпионам! (2007)

Фильм рассказывает о событиях 1944 года и об одной операции СМЕРШа — спецотдела советской контрразведки. Командование подозревает, что на освобожденной территории работает враг, который должен достать компрометирующие советское правительство документы (речь идет о тайных переговорах с немцами), оставшиеся где-то в подземелье бывшей ставки Гитлера.

В это же время контрразведка занята расследованием загадочных происшествий: при отличной видимости сталкиваются два поезда, летчик внезапно направляет самолет в землю, а в районе лесного озера пропадает группа геодезистов. Возникает версия о применении гитлеровцами нового орудия воздействия на психику людей. Капитан СМЕРШа Сирота получает задание обнаружить вражеского агента и первым найти документы…

«Война Анны» (2018)

Кинокомпания «САГа»

Фильм, который передает ощущение войны и приближающейся смерти, которая уже совсем близко, буквально в паре метров от тебя, настолько точно, что кажется, будто это ты сам (а) маленькая девочка, которая поселилась в школьной печке на несколько лет. Во всяком случае, таков немудрящий сюжет картины Алексея Федорченко — юная Марта Козлова сыграла Анну, чудом выжившую в расстреле евреев и позже поселившуюся прямо в здании нацистской комендатуры. Ее война — это война с голодом и страхом. Удивительное кино, которое по‑зрительски чувствуется буквально всем телом.

Кстати, новый фильм режиссера-эстета, лауреата Венецианского фестиваля Федорченко тоже в некотором смысле посвящен войне, но косвенно — сюжет витиеватого окололитературного детектива «Последняя «Милая Болгария», который уже в 2021 году наверняка выйдет в российский прокат, крутится вокруг молодого агронома в казахской эвакуации, который пытается разгадать тайну смерти писателя Михаила Зощенко. Война в этом фильме вроде идет где-то далеко, но в то же время и совсем близко.

Летят журавли | 1957 год

Единственный советский фильм, который получил наивысшую награду Каннского кинофестиваля – «Золотую пальмовую ветвь». Этот фильм о ВОВ вышел в прокат в 1957 году, снял его режиссер Михаил Калатозов.

В центре этого повествования история двух влюбленных, счастью которых помешала война. Это очень трагическая история, которая с неимоверной силой показывает, сколько человеческих судеб было исковеркано той войной. Этот фильм о тех страшных испытаниях, что пришлось вынести военному поколению и преодолеть которые удалось не всем.

Фильм не понравился советскому руководству: Хрущев назвал главную героиню «шлюхой», но зато картина очень понравилась зрителям и не только в СССР. До начала 90-х годов прошлого века эта картина была очень любима во Франции.

Утомленные солнцем 2: Предстояние | 2010 год

Это современный российский фильм, снятый известным российским режиссером Никитой Михалковым. Он вышел на широкий экран в 2010 году и является продолжением первой части трилогии, которая появилась в 1994 году.

Фильм имеет весьма приличный бюджет 33 миллиона евро и великолепный актерский состав. Можно сказать, что в этом фильме снялись практически все известные российские актеры. Еще стоит отметить прекрасную работу оператора.

Этот фильм получил весьма неоднозначную оценку, как критиков, так и обычных зрителей. В картине продолжается история семьи Котовых. Комдив Котов попадает в штрафной батальон, его дочь Надя также попадает на фронт. В этом фильме показана вся грязь и несправедливость той войны, огромные страдания, через которые пришлось пройти народу-победителю.

Наркомовский обоз (2011)

1941 год. Только что вышло постановление Комитета Обороны о водочном довольствии для действующей армии.

Старшина Филиппов получает задание: впервые доставить в стрелковую дивизию те самые знаменитые «100 наркомовских грамм». В помощники ему дают 4 девушки-красноармейца, местного старика-проводника Архипа и его внука-подростка Митю. Погрузив на телеги тару, обоз трогается в путь. За несколько часов этой, казалось бы, рутинной тыловой поездки всем им предстоит пройти настоящие военные испытания: не единожды вступить бой, стать свидетелями высокой доблести и подлой трусости, узнать любовь и ревность.

Веселое кокетство девушек со своим старшиной заканчивается уже при первой серьезной бомбежке. Никто из обозников еще не знает, что впереди их ждут прорвавшиеся немецкие мотоциклисты.

«Раскрашенная птица» (2019)

Česká Televize

Военное кино всегда оказывается наиболее мощным по эмоциональному воздействию, когда рассказывает не о самих военных действиях, а о личности в безжалостных жерновах мировой истории, о случайных, но массовых жертвах беспощадных карательных операций среди гражданского населения. Именно поэтому «Иди и смотри» Климова стал всемирно известен. Наверное, единственное кино, которое сравнимо с тем мрачно-физиологическим шедевром, вышедшее с тех пор, — «Раскрашенная птица».

Симптоматична судьба автора первоисточника для этой чешской картины. Польский еврей Ежи Косински стал всемирно известен после выхода сразу на многих языках его романа «Раскрашенная птица». Он переехал в США, снимался в роли Григория Зиновьева (!) у Уоррена Битти, получал литературные премии, пока не выяснилось, что во многих моментах его книга была компиляцией из польских произведений. Но даже больше общественность травмировал тот факт, что, кажется, книга оказалась не полностью автобиографической, как он сам утверждал, а автофикшеном — так называют жанр, где авторы перепридумывают сами себе биографию. В результате травли журналистов Косински покончил с собой.

Чешский режиссер Вацлав Мархоул, для которого эта работа сала первой за 11 лет молчания, экранизирует его ужасающую и, что уже безусловно, талантливо написанную прозу точно по тексту, отчего эпический по масштабам фильм превращается во всамделишный хоррор, в котором натуралистический гротеск бьет по глазам. Главный герой, несчастный чумазый мальчик, становится свидетелем ужасов, которые невозможно описать — с неба падает мертвая раскрашенная птица (как в «Чернобыле» Козловского, но не из-за радиации, а заклеванная сородичами), кошки облизывают человеческие глаза и так далее. Наверное, это даже радикальнее, чем «Иди и смотри» — если Климов снял последний фильм в своей карьере, то Мархоул попытался сделать самое экстремальное кино о войне из существующего, и в этом, надо признать, чрезвычайно преуспел.

Фильм «Раскрашенная птица» участвовал в конкурсе Венецианского фестиваля, в Россию иногда попадает в формате спецпоказов, но, хочется верить, в ближайшее время появится и онлайн, в профессиональном переводе.

Жизнь и судьба (2012)

Сюжет разворачивается в 1942–1943 годы, в период обороны Сталинграда. Еврей Виктор Штрум – талантливый физик-ядерщик, работающий в одном из институтов страны над созданием атомной бомбы. В это время близкие Штрума погибают в гитлеровских лагерях и застенках НКВД, на него самого начинаются гонения.

Изобретателя может спасти только его научное детище, которым заинтересовался сам Сталин. Государству нужно такое мощное оружие, как атомная бомба. Ученому предстоит сделать выбор: остаться верным науке и работать на «вождя нации» или отказаться от своего призвания и быть уничтоженным.

«Мой путь» (2011)

CJ Entertainment

Осторожно, это полная дичь и несусветный китч — но зато какой. С момента выхода «Паразитов» все уже окончательно уяснили, что по вопросам сугубо жанрового кино в неожиданной стилистике корейцам равных нет

Невероятно, но факт — в фильмографии одного из режиссеров-баталистов Кан Джегю («38-я параллель» про корейскую войну) обнаруживается картина, имеющая отношение к ВОВ. Впрочем, нужно сразу понимать, что клюквы в данном случае не избежать.

Утверждается, что картина основана на предположительно реальной истории солдата по имени Ян Кэнджон, который родился в Корее, колонизированной на тот момент японцами, попал в ряды императорской армии, затем в советский плен, оттуда — в лагерь, в Красную армию (этот этап изображен со всеми возможными клише и глупостями, но так даже лучше — становится окончательно понятно, что это кино нарочито несерьезное), наконец, снова в плен — вермахта, после чего его якобы освободили уже американские солдаты, когда он находился уже в Великобритании. Всю эту одиссею Кан Джегю «реконструирует» так же, как Пон Чжун Хо сочинял социально-экономическую сатиру в «Паразитах» — веселясь, не скрывая собственного воодушевления, во всех красках, с самой бравадной музыкой, с визуально экспрессивным экшеном, патетическими позами из супергероики. Причем этот фильм крайне эффективно, как будто немного в стиле какого-нибудь «Индианы Джонса» подает симптоматичный сюжет о беззащитности человека перед всемогущими силами. Пожалуй, только корейцы умеют снимать так — глубоко и для зрителя. Главное — не успеть обидеться на «Мой путь» за подчеркнуто неточное изображение советской военщины, сакральной для современного вечно возмущенного крамолой россиянина.

«В тумане» (2012)

Беларусьфильм

Всякое военное кино из Беларуси сегодня наследует «Иди и смотри», но в случае с этим фильмом, снятом в копродукции пятью странами, все куда сложнее. Режиссер — украинец Сергей Лозница, который все делает чрезвычайно разумно и в то же время в совершенно безапелляционном стиле. Причем «В тумане», наверное, самая сдержанная его работа, которая пользуется скорее советским киноязыком, то есть ищет экзистенциальную фактуру в военной драме — так же, как Климов в физиологическом ужасе пытался найти ответы на вечные вопросы. Чтобы как следует поисследовать пространство чистилища, междувременья, в которое погружена Беларусь в 1942 году (кстати, фильм снимал тот же оператор, что и «Милого Ханса, дорогого Петра», румын Олег Муту — и этот его скупой, но кропотливый стиль заметен всюду), Лозница выбирает притчевый сюжет. Путепроходчика ловят немцы и единственного не расстреливают, а когда партизаны, решив, что он теперь стал лазутчиком, выводят в лес, чтобы расстрелять, то на них нападают из засады. Лозница не только тщательно сгущает во внутриэкранном пространстве атмосферу тотального недоверия, но еще и конструирует минимальными средствами архитектуру подвига, которому сам герой не рад и предпочел бы вместо него достойную смерть.

Неизвестные факты о войне 1941-1945. Реальные самодельные танки из тракторов

«НИ-1» («На испуг-1») – так в шутку назвали самодельные самоходки, изготовленные из тракторов СТЗ-5, когда при обороне Одессы они в ночь на 20 сентября 1941 г. обратили в бегство румынских солдат. Эти диковинные боевые машины, издалека напоминавшие танки, сделали из-за острого недостатка в бронетехнике. Количество – около семидесяти штук.

Образец танктрактора

«Броню» танктракторов изготовили из двух листов металла, между которыми вложили доски. Башню от неисправного танка Т-26 поставить не удалось: трактор терял устойчивость и падал набок. Поэтому на самодельной бронетехнике установили более лёгкое оружие: два пулемёта ДТ 7,62 мм. А пушку сделали бутафорской – это была простая труба.

Интересные факты про войну 1941-1945. Маскировка Кремля

Все мы видели кадры с легендарного военного парада на Красной площади 7 ноября 1941 года. Однако мало кому известно, что всего через месяц после начала войны были приняты меры по маскировке Московского Кремля – в целях недопущения его обнаружения с воздуха. Красную площадь заставили макетами домов из дерева и фанеры. Золотые купола перекрасили в тёмный цвет, кресты с них убрали. На мавзолей Ленина был натянут специальный чехол, превративший его в трёхэтажный дом.

Замаскированный Кремль

Из дерева и фанеры были изготовлены макеты домов, которыми заставили Красную площадь. Здания Кремля имитировали под жилые дома. Золотые купола перекрасили в темный цвет, а кресты сняли. На крышах ближайших домов серой краской прочертили полосы, с высоты кажущиеся лётчикам автодорогами. Огней и светящихся красных звёзд не зажигали.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector