Никита михалков

Без свидетелей

«Без свидетелей» — фильм Никиты Михалкова, снятый по мотивам пьесы Софьи Прокофьевой «Беседа без свидетеля». Вот уже девять лет как они в разводе. Она одна воспитывает их сына-подростка. Однажды он решает навестить своих близких людей. Бывший супруг узнает, что она собралась замуж за его старого друга Шляхова. Когда-то давно главный персонаж написал на Шляхова анонимное письмо с жалобой. Он не может допустить, чтобы бывшая супруга вышла замуж за его приятеля. Герой заставляет отказаться ее от брака, угрожая тем, что расскажет сыну о том, что она не родная мать. Женщина решает отказаться от собственного счастья во благо ее приемного ребенка.

Пять вечеров

Драма «Пять вечеров» возглавляет список лучших работ Никиты Михалкова. Художественная картина была снята по мотивам одноименной пьесы Александра Володина. Главный герой, Александр Ильин приезжает в Москву, в командировку. Там он встречает свою давнюю знакомую Тамару Васильевну, в которую был влюблен. Прошло долгих 18 лет с тех пор, как они не виделись. За разговорами между друг другом, каждый из них пытается доказать другому, что все у него в жизни хорошо. Уже немолодые мужчина и женщина боятся признаться во взаимных чувствах, которые вернулись к ним с прежней силой.

https://www.youtube.com/watch?v=VIvSjjp725M

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Будучи студентом Щукинского училища, Никита Михалков женился на своей однокурснице Анастасии Вертинской. Вскоре у пары родился сын Степан, однако через несколько лет союз распался.

Во второй раз Никита Михалков женился в 1973 году на манекенщице Общесоюзного дома моделей Татьяне Соловьевой. «Таня жила в каком-то другом измерении, от нее веяло удивительной чистотой и простотой, это не могло не подкупить. На ту пору мир, в котором обитал я, был совсем иным», — вспоминает Никита Сергеевич их встречу.

Сегодня Татьяна Михалкова возглавляет благотворительный фонд «Русский силуэт», который основала в 1997 году. У пары трое детей: Анна, Артем и Надежда.

У Никиты Михалкова уже девять внуков и он признается, что ему нравится, как их воспитывают: «Они все очень разные и удивительно самостоятельные. Самое главное, что мои дети взяли из воспитания в нашем доме, – это желание, возможность, точнее, необходимость разговаривать друг с другом, разговаривать со своими детьми, пытаться, насколько это возможно, встать на их место».
 

По материалам книг Н.С. Михалкова «Территория моей любви» и «Публичное одиночество», программ «Линия жизни» и «Белая студия» телеканала «Культура» и сайтов russia.tv, trite.ru, m24.ru, 7days.ru, kino-teatr.ru, kp.ru, mk.ru, peoples.ru

ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ

  • Народный артист РФ (1984)
  • Полный кавалер ордена Почетного легиона (1992)
  • Командор Почетного легиона «За вклад в мировую культуру» (1994, Франция)
  • Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (1995)
  • Удостоен ордена Сергия Радонежского I степени Русской Православной Церкви (1997)
  • Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Приз за режиссуру» (1984)
  • Награжден медалью им. Ханжонкова в номинации «Кинособытие года» за организацию XXI Московского международного кинофестиваля (1999)
  • Получил Государственную премию РФ в области литературы и искусства за фильм «Сибирский цирюльник» (2000)
  • Приз Акиры Курасавы в размере пятидесяти тысяч долларов в рамках 21-го международного кинофестиваля в Токио
  • Медаль имени Ханжонкова в номинации «Кинособытие года» за организацию XXI Московского международного кинофестиваля (1999)
  • Государственная премия РФ в области литературы и искусства (2000, «Сибирский цирюльник»)
  • Премия «Золотой Орел» за лучшую мужскую роль (2006, «Статский советник»)
  • Премия «Золотой орел-2016» за вклад в мировой кинематограф

Сибирский цирюльник

«Сибирский цирюльник» открывает тройку лучших фильмов Михалкова Никиты. В кинокартине описываются события 1885 года, время правления Александра III. Дуглас МакКрэкен, изобретатель паровой лесопилки «Сибирский цирюльник» приезжает в Россию вместе с авантюристкой Джейн Кэлэген, которая должна помочь продвижению проекту по продаже уникальной машины через свои связи с российскими чиновниками, в частности с генералом Родловым. В России Джейн знакомится с юнкером Андреем Толстовым. Между молодыми людьми возникают чувства. Тем временем Родлов собирается сделать предложение Джейн. В порыве ревности Толстой избивает генерала, и юношу ссылают на каторгу. Спустя 20 лет в киноленте показывают летний военный тренировочный лагерь, где пребывает сын Андрея и Джейн.

БИОГРАФИЯ

Никита Михалков родился в известной творческой семье. Его отец — Сергей Владимирович Михалков, прославленный детский писатель. Мама Наталья Петровна Кончаловская писала стихи и занималась переводами. Петр Кончаловский, дед Никиты Сергеевича, был художником. Кроме того, прадедом режиссеру приходится великий русский живописец Василий Иванович Суриков.

Дом всегда был полон гостей, в том числе писателей, художников, музыкантов. «Я долго не мог понять, почему на меня изумленно смотрит класс, когда я утром честно признаюсь учительнице, что опоздал, потому что Рихтер играл на пианино до трех часов ночи и не давал спать. Я не понимал, что в этом особенного? Ведь в застольных воспоминаниях у нас такие имена витали, что мало не покажется: Сережа Рахманинов, Паша Васильев… Велимир Хлебников, по рассказам мамы, спал у нас на рояле, а Маяковского бабушка спустила с лестницы, сказав, что отказывает ему в доме. И все это казалось естественным», — вспоминает режиссер в автобиографической книге «Территория моей любви».

Помимо общеобразовательной, Никита Михалков учился в Центральной музыкальной школе, но занимался, по собственному признанию, из-под палки. Уроки музыки он ненавидел и однажды получил кол по сольфеджио

В отличие от старшего брата Андрея, который делал успехи и даже планировал стать пианистом, Никита «довольствовался тем, что понял, насколько это важно и пошел заниматься другим делом»

«Другое» дело, а именно актерское, привлекало Михалкова с самых ранних лет. Он часто показывал скетчи, импровизировал и в конце концов оказался в театральной студии, а оттуда, еще школьником, попал на сцену Театра Станиславского. В 14 лет Михалков впервые снялся в кино – в эпизоде фильма Василия Ордынского «Тучи над Борском», а в 18 сыграл одну из главных ролей в картине «Я шагаю по Москве». В том же году он поступил в Театральное училище им. Б. Щукина.

Во время учебы Никита Михалков продолжал сниматься, что студентам «Щуки» было строжайше запрещено. В итоге с четвертого курса молодой актер был отчислен. Но уже тогда Михалков понимал, что ему гораздо интереснее заниматься режиссурой, поэтому вместо того, чтобы попробовать восстановиться, поступил во ВГИК, на курс Михаила Ромма. Интересно, что восемью годами ранее у того же преподавателя учился его брат Андрей Кончаловский, который ради профессии режиссера оставил учебу в консерватории.

В 1971 году Никита Михалков окончил институт. Его дипломной работой стала картина «Спокойный день в конце войны», в которой снялись Сергей Никоненко и Наталья Аринбасарова. Сценарий был написан совместно с Рустамом Ибрагимбековым, а музыку сочинил Эдуард Артемьев. Всего за три месяца и на небольшие деньги Михалков умудрился снять настоящий полнометражный фильм, но такая дерзость худсовет возмутила. Пришлось перекраивать готовую работу в короткометражку на положенные тридцать пять минут.

После окончания ВГИКа режиссер уходит в армию, причем неожиданно для всех едет служить на Камчатку, в атомный подводный флот. А вернувшись, в 1974 году выпускает свою первую большую картину «Свой среди чужих, чужой среди своих».

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ

Никита Михалков очень активно занимается общественной деятельностью. Вот лишь некоторые из его должностей:

  • Председатель Союза кинематографистов РФ
  • Доверенное лицо президента России В.В. Путина
  • Президент Московского международного кинофестиваля
  • Президент Российского фонда культуры
  • Президент Совета Российского союза правообладателей

Кроме того, в 2012 году режиссер основал Академию кинематографического и театрального искусства для повышения мастерства деятелей театра и кино. Основной задачей Академии Никита Михалков видит создание определенной творческой атмосферы, а обучение проходит, как правило, в формате бесед и репетиций.

АКТЕР

После выхода фильма Георгия Данелии «Я шагаю по Москве» Никита Михалков стал довольно популярен. Молодого актера охотно приглашали сниматься, что впоследствии стоило ему учебы в Щукинском училище. Среди фильмов того времени – «Перекличка», «Красная палатка», «Дворянское гнездо». Однако самые известные свои роли Михалков сыграл несколько позже, когда сам уже снимал фильмы как режиссер.

Одна из таких ролей – в фильме Андрея Кончаловского «Сибириада». «Я очень люблю эту картину, — признается Михалков. — Люблю по многим причинам. Одна из важнейших – это то, что мне очень нравится работать с Андроном Кончаловским как с режиссером. Он замечательно чувствует актера, и я, снимаясь у Андрона, совершенно забываю о своей режиссерской профессии, упиваясь исключительно «актерскими стихиями».

Затем были не менее интересные работы в фильмах Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» и «Жестокий романс». Запомнился зрителям и князь Пожарский в «Статском советнике» и ошеломляющий, совершенно гротесковый бандит Михалыч в «Жмурках» Алексея Балабанова.

Разумеется, Никита Михалков играл и в своих фильмах, но признается, что делал это вынужденно.

«В «Механическом пианино» был утвержден Стеблов, но он сломал руку в Праге, а костюмы уже готовы и, слава богу, у нас одинаковый рост. В «Рабе любви» я сыграл трактирщика вместо не приехавшего на съемки актера. А в «Утомленных солнцем» Гостюхин, я уверен, сыграл бы лучше меня, но там была тема, к которой никто не смог бы приблизиться максимально: это отношения с дочерью, их нельзя симулировать. А мы с Надей ничего не играли, мы просто жили в кадре, и слов «я тебя обожаю» не было в тексте сценария.

Играть у себя – это мучительно и трудно, потому что тебе нужно иметь глаз посторонний, холодный и независимый, который не будет бояться тебе сказать, где ошибка или перебор», — говорит Михалков. Единственная роль, которую он с самого начала писал для себя – в дебютной картине «Свой среди чужих, чужой среди своих».

КИНОПРЕМИИ

ОСКАР

Победитель в категории:

Лучший иностранный фильм — 1996 — Утомленные солнцем

Номинирован в категории:

Лучший иностранный фильм — 1993 — Урга: территория любви

КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ

Победитель в категориях:

  • Премия жюри — 1994 — Утомленные солнцем
  • Приз экуменического жюри — 1994 — Утомленные солнцем

Номинирован в категориях:

Золотая пальмовая ветвь — 1987 — Очи черные

Победитель в категориях:

Лучшая режиссерская работа — 1992 — Урга: территория любви

КИНОТАВР

Победитель в категориях:

  • Главная премия по итогам рейтинга — 1992 — Урга: территория любви
  • Приз президентского совета — 1992 — Урга: территория любви

ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ

Победитель в категориях:

  • Золотой лев — 1991 — Урга: территория любви
  • Золотой лев — 2007 — 12
  • Специальный лев за вклад в киноискусство — 2007

Победитель в категориях:

Лучший фильм — 1993 — Урга: территория любви

Победитель в категориях:

Приз ФИПРЕССИ — 1983 — Без свидетелей

Номинирован в категориях:

  • Лучший иностранный фильм
  • 1996 — Утомленные солнцем
  • 1989 — Очи черные

Неоконченная пьеса для механического пианино

«Неоконченная пьеса для механического пианино» — драма Никиты Михалкова, снятая по мотивам произведений Антона Павловича Чехова. В усадьбе вдовы Анны Петровны Войницевой собираются гости, среди которых супружеская чета Александра и Михаил Платоновы. Пасынок Анны Петровны представляет гостям свою жену Софью, в которой Михаил узнает свою прежнюю любовь. В конце вечера Платонов изъясняется в своих чувствах к Софье. Та отвечает ему взаимностью и хочет начать с ним новую жизнь. Сам Михаил не готов к такому повороту событий. Запутавшись в своих чувствах, он решает инсценировать попытку самоубийства. Главный персонаж сбрасывается с невысокого обрыва в реку, где воды по колено. Жена подбегает к мужу со слезами на глазах и говорит, что любит его…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector