Феофан затворник
Содержание:
- Служение
- Утешение матери, потерявшей детей
- Молитва первая святителю Феофану Затворнику Вышенскому
- Труды
- Почему ученики Христа не постились?
- Епископское служение святого Феофана Затворника
- Где находятся мощи Феофана Затворника?
- История жизни преподобного
- Служение в Тамбовской епархии
- Служение в Иерусалиме
- Мощи Феофана Затворника и икона
- Статьи на Православие.Ru
- Воззрения Феофана
Служение
В 1840 году Говоров обратился к руководству академии с прошением о постриге в монахи. Церемонию провели зимой 1841 года под руководством преосвященного отца Иеремии, ректора учебного заведения. Так Георгий Говоров получил имя Феофан в честь святого Феофана Исповедника. В этом же году монах получил сан иеродиакона и уже к лету был посвящен в иеромонахи. Киевскую академию священнослужитель окончил в статусе магистра, защитив диссертацию.
Иконы Феофана Затворника
После обучения богослова назначили ректором Киево-Софийского духовного училища, где, помимо преподавания латинского языка, он изучал житие и жизнеописание святых Русской православной церкви. В 1842 году отец Феофан стал инспектором Новгородской семинарии. Там он преподавал логику и психологию, доводя до сознания воспитанников мысль о необходимости богоугодной деятельности. По мнению педагога, сухая наука не должна главенствовать в жизни человека, не оставляя места эмпирическому.
В 1844 году Феофана назначили преподавателем Санкт-Петербургской академии. Священнослужитель работал на кафедре нравственного и пастырского богословия, а уже в 1845 году был повышен до инспектора образовательного учреждения. Спустя некоторое время богослов стал членом Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.
Феофан Затворник перед распятием
В составе группы он прибыл в Палестину, а затем на Святую Землю. Монах продолжил изучение французского и греческого языков, ознакомился с оригиналами рукописей, проникся основами других конфессий: григорианства, католичества, лютеранства.
Начало Крымской войны прекратило деятельность Русской Миссии в Иерусалиме. В 1853 году ее участников вызвали обратно в Россию. В 1855 году отца Феофана посвятили в архимандриты, и он вновь стал преподавать в духовной академии в Петербурге. Уже спустя пару месяцев богослова перевели на пост ректора Олонецкой семинарии. Монах руководил учебным заведением и курировал строительные работы по его реконструкции.
Монастырь Феофана Затворника в Вышенской пустыни
В 1856 году отец Феофан отправился в Константинополь, чтобы исполнять обязанности настоятеля Русской посольской церкви. Спустя год, завоевав уважение и расположение, образованный и мудрый богослов вернулся в Россию, где занял пост ректора Петербургской духовной академии. Параллельно он участвовал в издании журнала под названием «Христианское чтение».
В 1859 году архимандрита перевели в сан епископа Тамбова и Шацка. В его епархиях появлялись учебные заведения и школы. Просветительское дело отец Феофан не оставлял ни на одном из мест своего служения. Но все чаще он задумывался об уединении и затворничестве.
Книги Феофана Затворника
В 1863 году епископа перевели на кафедру в городе Владимир-на-Клязьме, где он также основал епархиальное издание и стремился увеличивать число школ и училищ. Служба со временем перестала приносить отцу Феофану удовлетворение, и он обратился к Синоду с просьбой об отведении от дел.
По просьбе монаха его назначили настоятелем Вышенской пустыни. Так началось затворничество священнослужителя. У него редко бывали гости и посетители. В кельях монах организовал домовую церковь, где служил Божественную литургию. Феофан Затворник проводил дни в молитвах, а также вел богословскую работу, отвечая на письма людей, обращавшихся к нему за помощью, советами и наставлениями.
Утешение матери, потерявшей детей
«Вы уткнули свое внимание все на горестную сторону дела, и не узреваете Божией в том о вас попечительиости?! А она действительно есть. Не осязаете ее?! Она такова и есть
Не осязаема в настоящем, а узреваема после. Воскресите же веру, и как река польются оттуда утешения.
Расскажу вам случай. В С.П.Б. одна большая барыня потеряла троих детей, умненьких, миленьких, благонравных, – особенно старшая была благоговейного настроения и умела молиться. Мало тут горя?! Но этого мало. Спустя немного и мужа лишилась, и этого мало: осталась ни с чем.
Горю не было предела. Мужалась, предаваясь молитвам в волю Божию. Но скорбь грызла. Наконец смиловался Господь, и в утешение послал сон. Видит мужа в полусумрачном состоянии. Спрашивает, что тебе, как? «Ничего, говорит, милостив Господь. Но надо потерпеть, пока отойдет эта мгла». – А дети? – Дети там, указывая на небо, сказал он. «А Маша?» (это старшая лет 5-ти). – Машу посылает Бог на землю утешать скорбящих.
С тех пор отошла скорбь. Так видели, где дети-то? И ваши там. – Попали б они туда, если б живы остались? Кто знает. А теперь это верно. Так вам родителям чего же лучше желать для детей?!
И установитесь в этой мысли, что участь детей ваших устроилась наилучшим образом. И перестаньте скорбеть.
Ведь и сами помрете. Будет кому встречать вас, а пожалуй и защищать».
Молитва первая святителю Феофану Затворнику Вышенскому
О святителю отче Феофане, архиерею
преславный и предивный затворниче, Божий избранниче и
Таин Христовых служителю, богомудрый учителю и
апостольских словес изрядный изъяснителю, отеческих
добротолюбных сказаний списателю, христианскаго
благочестия изящный проповедниче и жизни духовныя
искусный наставниче, подвигов монашеских усердный
ревнителю и всем людем благодати ходатаю! Ныне к тебе,
на Небесех Богу предстоящему и о нас молящемуся,
припадаем и сице взываем: испроси у Всещедраго Бога
Церкви Российстей и стране нашей мир и благостояние,
святителем Христовым — истины Божественныя достойное
охранение, паствы доброе окормление, лжеучителей и
еретиков изрядное посрамление; подвизающимся — смирение,
страх Божий и чистоту душевную и телесную; учителем —
боговедение и мудрость, учащимся — ревность и помощь
Божию; и всем православным — утверждение на пути ко
спасению, да вкупе с тобою прославим Божию Силу и
Премудрость, Господа нашего Иисуса Христа, со
Безначальным Его Отцем, с Пресвятым, Благим и
Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Труды
- Краткое учение о Богопочитании, 1845
- Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения, 1847
- Письма о христианской жизни, 1858-1860
- Слова С. Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана, 1859
- Сборник слов «Внутренняя жизнь», 1860
- Сборник Девять слов по случаю пожаров в Тамбове и губернии Тамбовской, 1860
- Слова во святую Четыредесятницу и приготовительные к ней недели, 1864
- Сборник проповедей «Небесный покров над нами», 1865
- Сборник слов Феофана Затворника посвященных Богоугодной жизни вообще, 1859-1866
- Сборник слов на разные случаи, 1866
- Сборник слов и проповедей о нашем отношении к храмам, 1866
- Душа и ангел – не тело, а дух. Полемическое исследование, 1867
- Сборник проповедей «Слова о покаянии, причащении святых Христовых Таин и исправлении жизни», изд. в 1868
- Сборник слов и проповедей о Православии с предостережениями от погрешений против него, 1859-1869
- Путь ко спасению. Краткий очерк об аскетике. Начертание христианского нравоучения,1868-1869
- Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, 1870
- Мысли на каждый день года. По церковным чтениям из Слова Божия, 1871
- Письма о духовной жизни, изд. в 1872
- Истолкование Псалма Давида 118-го, 1874
- Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться, 1878
- Начертание христианского нравоучения, изд. в 1880
- Сборник «Святые Отцы о молитве и трезвении» (Святоотеческие наставления о молитве и трезвении или о внимании в сердце к Богу), изд. в 1881
- Толкования Посланий апостола Павла, 1873 — 1882
- Сборник слов на Господские, Богородичные и торжественные дни, изд. в 1883
- Толкование на книгу св. Ермы, 1884
- Евангельская история о Боге Сыне, воплотившемся нашего ради спасения, в последовательном порядке изложенная словами св. Евангелистов в указанием оснований, почему именно такой, а не другой избран порядок последования евангельских событий одних за другими, изд. в 1885
- Два слова о святом таинстве крещения, изд. в 1886
- Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни, изд. в 1892
- Разрешение недоумений при чтении притчи о неправедном приставнике (Лк. 16, 1–13) и обетования тем, кои все оставляют ради Царствия Христова (Мк. 10, 29–30), изд. в 1893
- Наставление о преуспеянии в христианской жизни, изд. в 1896
Переводы:
- Добротолюбие, изд. в 1877
- Слова преподобного Симеона Нового Богослова: вып. 1–2, изд. в 1882
- Прп.Никодим Святогорец. Невидимая брань, изд. в 1886
- Прп.Симеон Новый Богослов. Слово 68. О трех образах внимания и молитвы, изд. в 1893
- Каллист Патриарх и сподвижник его Игнатий, Ксанфопулы, изд. в 1900
Почему ученики Христа не постились?
Вышенский Успенский монастырь. Журнальное фото конца 19 века «Спрашивали Господа: почему ученики Его не постятся? Он отвечал: потому что еще не пришло для них время. Потом приточною речью показал, что, вообще,
строгость внешнего подвижничества должна соответствовать обновлению внутренних сил духа.
Прежде возгрей дух ревности, а потом налагай на себя и строгости, ибо в таком случае есть в тебе внутренняя новая сила, способная с пользою выдержать их. Если же, не имея этой ревности, возьмешься за строгости, увлекаясь или только примером других, или показностью подвижничества, то не на пользу это будет.
Немного еще продержишься в этой строгости, а потом ослабляешь и бросишь. И будет тебе еще хуже, чем было прежде.
Строгость без внутреннего духа — то же что заплата из сырцового полотна на ветхой одежд, или вино новое в старых мехах.
Заплата отпадет, и дыра делается еще больше, а вино прорывает мех, и само пропадает и мех делает негожим.
Это, впрочем, не значит, что строгости не годны, а внушается только, что надо начинать их в порядке. Надобно сделать, чтобы потребность их шла изнутри, чтоб они удовлетворяли сердцу, а не теснили только совне, как гнет».
Епископское служение святого Феофана Затворника
Свои обязанности епископа отец Феофан исполнял с ревностно и с полной самоотдачей. Благодаря его неуемной энергии и таланту руководить, были открыты многочисленные школы и училища в епархии. Он часто разъезжал по области с целью личного знакомства и общения с паствой.
На заметку! При нем начал издаваться вестник «Тамбовские епархиальные ведомости».
И, хотя святитель очень многое делал для епархии, его все чаще одолевали мысли о затворничестве.
В 1863 году церковным руководством было принято решение о перемещении епископа на новую кафедру. Феофан приезжает в город Владимир-на-Клязьме, где разворачивает не менее активную деятельность по открытию приходских школ и других образовательных учреждений.
Здесь также начинают издавать «Владимирские епархиальные ведомости». Епископ участвовал в богослужениях, много проповедовал. В 1866 году святитель Феофан подал прошение в Синод об отстранении его от руководства епархией. После длительного рассмотрения и доводов епископа, просьба все же была удовлетворена.
Феофан выбрал для уединенного образа жизни Вышенскую пустынь, куда его назначили настоятелем. Однако и настоятельство тяготило святителя, в связи с чем от него последовала новая просьба о снятии с него данных полномочий.
Где находятся мощи Феофана Затворника?
Мощи святителя обрёл в 1973 году Георгий Глазунов, который был протоиереем Вышенского монастыря. Произошло это на месте Шацкой психбольницы, местоположение которой было в старом здании Казанского собора.
Георгий вместе с отцом Елевферием очистили от мусора место, где был размещён склеп Феофана. А потом они обрели гроб, вскрыв который стали собирать останки святителя и, к их большому удивлению, нашли абсолютно все кости. Георгий отметил, что в склепе было Евангелие Феофана.
В 1999 году Феофан был причислен к лику святых, а мощи его хранились в храме Сергия Радонежского. В начале второго тысячелетия мощи святителя с торжеством перенесли в Успенский Вышенский монастырь. А через несколько лет они стали храниться в Казанском соборе, который был к тому времени отреставрирован.
Жизнь Феофана Затворника, православного просветителя, была наполнена огромным множеством важных для духовного поднятия и воспитания общества дел. Его любили и уважали за его мудрость и добросердечность. Память о нём потомки продолжают хранить и по сей день.
История жизни преподобного
Святитель Феофан родился в первой декаде января 1815 года в Орловской губернии. В мирской жизни его родители называли Георгием. Отец мальчика был священником и правил в местной церкви. Мать также происходила из семьи священнослужителей. Первое свое образование он получил в родительском доме. Они наставляли мальца на добрую жизнь, с верой в сердце. Георгий объединил в своем характере лучшие черты родителей:
- любовь к окружающим;
- доброту;
- глубокую веру;
- разум и скромность.
Еще в юном возрасте святитель поступил в духовное училище, после окончания которого пошел учиться в академию. После успешного окончания учебного процесса, преподобный служил священнослужителем в Орловской губернии. Среди всех священнослужителей он был самым глубоко верующим и благочестивым.
Однажды Георгий обратился к духовенству с просьбой дать разрешения на постриг в монашество. Духовенство дало положительный ответ и посл праздника Покрова Богоматери, он посвятил себя монашеской жизни. В постриге он был с именем Феофан. Чин посвящения происходил в Святодуховской церкви ректором духовной академии Иеремией.
Всю свою жизнь преподобный посвятил вере и служению Господу. Вместе с тем он всегда был обеспокоен образованием. Преподобный старался всем желающим получить образование.
Творения епископа
Он помогал всем людям, которые в этом нуждались. Более того как уже упоминалось выше святитель был мудрым и умным человеком. Он выпустил советов под названием «Творения святителя Феофана Затворника». В ней он философски описывает все советы и пророчества народу своему.
В один из моментов жизни Феофан подал прошения на увольнения, чтобы отдохнуть. Но это не был запланированый отдых и покой. Для него это стало новым этапом в жизни служения. Он занялся письменными трудами, оформленными письменным видом. В них давались ответы на многие вопросы людей. Можно сказать что его письма наставляли местное население на праведный путь.
Умер святой в праздник Крещения. Все кто его знал в смерти на праздник разглядели определенный знак. В православии говорится о том,что при погребении на лице преподобного была видна улыбка. Похоронен Феофан в Казансокм соборе.
Служение в Тамбовской епархии
Епископская хиротония над архимандритом Феофаном была совершена 1 июня 1855 года, и уже в начале июля преосвященный Феофан, епископ Тамбовский и Шацкий принял управление епархией. Его служение в этой местности, исполненное многих трудов и забот, длилось 4 года. Святитель проявил себя необычайной кротостью, деликатностью и внимательным отношением к потребностям паствы, чем заслужил ее горячую любовь.
Владыка большое внимание уделял проповедованию Евангелия, его проповеди шли от сердца, пробуждали религиозные чувства у слушающих. Святитель заботился о вверенном ему священстве, побуждал его повышать уровень образованности
Святитель заботился о вверенном ему священстве, побуждал его повышать уровень образованности.
Преосвященный навещал семинарии и духовные училища, следил за их благоустройством. Трудами Владыки было открыто училище для девушек из духовного сословия. Для простого народа были открыты церковно-приходские школы, а в больших селах и городах — частные и воскресные школы.
Много забот и внимания Владыка обращал на благоустройство монастырей, в том числе Дивеевский женский. В одну из поездок святитель посетил монастырь в Выше, который понравился ему строгостью устава и красивой местностью.
Тамбовская епархия В частной жизни Владыка Феофан был очень прост. Он много молился, занимался наукой, писал. Редко имел свободное время, посвящал его физическому труду, любил столярничать и точить по дереву. Любил Феофан Затворник природу, увлекался астрономией.
Святитель боялся оскорбить человека недоверием, никого не ругал, и всем начальствующим советовал любовь заслуживать любовью, бояться стать страшилищем в глазах других людей. Если необходимо применить строгость, то избегать укоризны и обличительных слов.
Преосвященный Феофан содействовал открытию мощей святителя Тихона Задонского, что и совершилось к радости Владыки в 1861 году.
В 1863 году Феофан Затворник был переведен на Владимирскую кафедру.
Служение в Иерусалиме
В 1846 году формировалась Русская Православная Миссия, задачей которой было направиться в Иерусалим.
Феофан не без энтузиазма принял предложение войти в состав этой миссии. Так, уже в 1847 году, в октябре месяце все члены организации отправились в Палестину, а в феврале их уже встречали в Иерусалиме. Пребывая на Ближнем Востоке, Феофан значительно повысил уровень владения греческим и французским языками. Взялся за освоение еврейского и арабского. Активно углубился в изучение основ других религиозных конфессий, чтобы обоснованно освящать их положительные и негативные стороны.
Немалый интерес для него представляли древние святые рукописи, которые он читал в оригинале. В целом этот период оказался довольно плодотворным. Но коррективы внесла Крымская война.
Мощи Феофана Затворника и икона
Сейчас мощи святого Феофана покоятся в храме преподобного Сергия Радонежского, где также находится и чудотворный образ Казанской Божьей Матери.
К ним часто приходят верующие, дабы исцелить различные недуги, обрести спасение и познать душевное умиротворение. Духовная сила святителя настолько велика, что даже после своего ухода к Господу он оказывает влияние на жизни и судьбы людей.
Икона Феофана Затворника также очень почитаем в православной религии. Его изображение на иконе полностью передаёт жизненные традиции святителя. А знаком тому является книга в руках богослова. Ведь именно она символизирует его духовные труды, принесшие людям великие знания о Боге.
В молитвах к нему люди часто просят избавления от телесных хворей и душевных терзаний. Феофан всегда был близок к народу, и за это все его очень уважали. Труды же святителя стали для многих верной дорогою в жизни, ибо научили главному – верить и почитать Всевышнего, который в благодарность за смирение дарует вечную благодать.
А вот и текст молитвы к святому:
Статьи на Православие.Ru
Евангелие, прочитанное жизнью, ставит нас перед Христом, подвигает нас ближе ко спасению. |
Основные этапы «Пути ко спасению». Богообщение как цель христианской жизни. Понятие о молитве у святителя Феофана Затворника. |
12/25 марта Церковь чтит память преподобного Феофана Сигрианского, летописца и исповедника, небесного покровителя святителя Феофана, Затворника Вышенского. |
Не говорите: «Не могу». Это слово — не христианское. Христианское слово: «Вся могу». Но не сам по себе, а об укрепляющем нас Господе. |
В терпении этом есть доверие Промыслу Божию. Тогда, когда мы доверяем Богу, тогда-то мы и принимаем с благодарностью все суды, тогда мы не ропщем и не бунтуем. (MP3 файл. Продолжительность 6:11 мин. Размер 4.5 Mb) |
10 / 23 января 2015 г. Пятница 33-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 1:05:03 мин. Размер 46.9 Mb) |
9 / 22 января 2015 г. Четверг 33-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенской Духовной Семинарии. (MP3 файл. Продолжительность 2:11:43 мин. Размер 94.9 Mb) |
В середине лета я наконец собрался в паломничество к месту упокоения святителя Феофана, куда влекло меня уже не первый год… |
«Надобно так расположить дух учеников, чтобы у них не погасло убеждение, что главное у нас дело есть Богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни…» |
16 / 29 июня 2014 г. Неделя 3-я по Пятидесятнице. Память святителя Феофана Затворника, Вышенского. Сретенский монастырь. Божественная литургия. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:16:06 мин. Размер 54.8 Mb) |
15 / 28 июня 2014 г. Суббота 3-й седмицы по Пятидесятнице. Сретенский монастырь. Великая вечерня, утреня. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 2:20:00 мин. Размер 100.9 Mb) |
Вечерня уже закончилась, прихожане разошлись, ушел из храма и отец Василий. А мальчик задержался на колокольне: нравилось ему забираться сюда по крутым лесенкам, чинно звонить в колокол. |
Наши предпочтения… Ну, как без них обойтись? Они относятся и к бытовой стороне жизни, и к самой возвышенной стороне – религиозной. За последние годы приходится все чаще слышать, что святитель Игнатий Брянчанинов для православных предпочтительнее святителя Феофана Затворника. В степени предпочтения есть варианты. Наиболее радикальный: святителя Феофана вообще игнорируют, а святителя Игнатия объявляют «необходимым и достаточным» выразителем для всей святоотеческой традиции. Более умеренные варианты святителю Игнатию дают статус учителя, а святителю Феофану – ученика. |
В наш буйный век духовного растленья / Воочию он миру показал, / Что в людях не погибли высшие стремленья, / И не померк в их сердце идеал. |
Воззрения Феофана
О молитве
Существенное место в трудах Феофана Затворника занимает сотериология, а именно конкретные указания относительно праведной жизни. Он высоко чтил Иисусову молитву, однако понимал её ограниченность, поскольку «чувство к Богу» («сердечная теплота») важнее имени Иисусова «на языке». Сердечная молитва важнее умной. Феофан настаивал, что молитва может быть «без слов».. Он критиковал отождествление молитвы с «богомыслием», то есть размышлением о Боге. Молитва — дела сердца, а богомыслие — дело ума Соответственно и богослужение для Феофана «устроено совсем не для поучений, а для излияния святых чувств»
Размышляя над тем, каким образом молитва верующего человека доходит до святых, к которым она обращена, Феофан сравнивал восприятие молитвы с действием электрического телеграфа: «Когда истинная молитва — сердечная — подвигнется в душе, тогда она по той стихии, воздействуя на неё, как лучом света пролетает до святых и сказывает им, чего мы хотим и о чём молимся. Между нашею молитвою и услышанием нет промежутка — только надобно, чтоб молитва шла из сердца. Оно у нас и есть телеграфный для неба снаряд. Те же молитвы, кои не из сердца, а из головы только и с языка идут, не дают луча, восходящего на небо, и не бывают слышны там. Да это и не молитва, а только приёмы молитвенные». Постоянная молитва является частью такого состояния как говение, в котором человек подготавливается ко встрече с Господом через принятие Таинств. Благоговение Феофан отождествляет со страхом Божьим.
О Церкви
В области экклезиологии Феофан, помимо новозаветной Церкви, признавал «Ветхозаветную Церковь». Феофан критикует «папистов» и «протестантов», которые ввергли Европу в кризис «лжеверия, неверия и индифферентизма» Он утверждает, что «когда нет Церкви, нет спасения», уподобляя Церковь Ноеву ковчегу. Логика святителя такова: «спасение без благодати невозможно; благодать не дается без Таинств; Таинства не совершаются без священства. Нет священства, нет Таинств; нет Таинств, нет благодати; нет благодати, нет и спасения» Соответственно, духовный рост возможен только в Церкви, посредством «благолепных священнодействий» и «повседневного доброделания»
О благодати
В учении о благодати разработал учение о «благодатном возбуждении», которое приходи извне и ставит человека в «льготное состояние». При этом данное состояние может быть томительным и сопровождаться грустью, в которой человек начинает ощущать иную, более совершенную жизнь. Человек может либо воспользоваться этим состоянием и стать на путь спасения, либо впасть в обычную «дебелость». После того, как человек уже избрал путь спасения, к нему благодать приходит как «дерзновение», которое означает «сорастворение силы Божьей с силами человека» и высшую степень «упования»
Политические воззрения
Феофан критикует «прогрессисток» за то, что они воспринимают человечество «как одно лицо» и, радея об «благе всего человечества», часто пренебрегают своими близкими
В одном из своих писем (от 3 мая 1881 года) писал: «Как шла французская революция? Сначала распространились материалистические воззрения. Они пошатнули и христианские и общерелигиозные убеждения. Пошло повальное неверие: Бога нет; человек — ком грязи; за гробом нечего ждать. Несмотря однако на то, что ком грязи можно бы всем топтать, у них выходило: не замай! не тронь! дай свободу! И дали! Начались требования — инде разумные, далее полуумные, там безумные. И пошло всё вверх дном. Что у нас?! У нас материалистические воззрения всё более и более приобретают вес и обобщаются. Силы ещё не взяли, а берут. Неверие и безнравственность тоже расширяются. Требование свободы и самоуправства — выражается свободно. Выходит, что и мы на пути к революции. Как же быть? Надо — свободу замыслов пресечь — зажать рот журналистам и газетчикам. Неверие объявить государственным преступлением, материальные воззрения запретить под смертною казнью. Материальные воззрения чрез школы распространяются. Лапласовская теория самообразования мира с прибавкою Дарвиновских бредней идет в уроках».