Вышенская успенская обитель и святитель феофан затворник

ДОКЛАДЫ:

Митрополит Киккский Никифор

Одностороннее решение Патриарха Варфоломея по Украине грозит всеправославному единству расколом чудовищных размеров

/Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения

Епископ Бачский Ириней

Тема автокефалии — единственная, которая требовалась для Всеправославного Собора

/Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения

Митрополит Волоколамский Иларион

Властные притязания Константинополя как угроза единству Церкви

/Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения

Митрополит Святогорский Арсений

Духовное руководство и игумен-духовник: особенности, опыт, проблемы, решения

/Съезд монашествующих Украинской Православной Церкви

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Взаимоотношения насельников монастырей с внешним миром: практические аспекты

/XXIX Международные образовательные чтения «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа»

Игумения Серафима (Шевчик)

«Монашество – оплот канонического Православия»

/Съезд монашествующих Украинской Православной Церкви

Кровь, пролитая в селе Выша

В XX веке на долю Вышенского Успенского монастыря выпали беды, ставшие уделом всей Русской Православной Церкви, но в данном случае действия большевиков обернулись событием, выходившим за рамки даже той жестокой и беспощадной действительности. Сохранились воспоминания очевидцев, рассказывавших, как в начале 20-х село Выша было охвачено эпидемией испанки (разновидность гриппа). Не имея иных средств противостоять болезни, жители устроили крестный ход, во главе которого монахи несли чудотворную икону Богородицы.

Срочно прибывшие чекисты арестовали священников, разогнали богомольцев, а святой образ увезли с собой, предварительно совершив над ним публичное глумление. Покорные до той поры селяне на этот раз взбунтовались и всенародно двинулись к зданию ЧК выручать святыню, но были встречены пулеметным огнем. В тот день погибло много мирных жителей, память о которых тщательно скрывалась долгие годы и лишь в период перестройки стала достоянием общественности. Подробности этого кровавого события можно найти в книге С. П. Мельчуганова «Красный террор в России».

Череда бед и лишений

В истории Вышенского Успенского монастыря, остававшегося вплоть до нынешних времен мужским, были периоды расцвета и упадка. Так во второй четверти XVIII века численность его братии настолько уменьшилась, а хозяйство до такой степени оскудело, что решением Святейшего синода он был упразднен как самостоятельная единица и приписан к находившейся от него в двадцати верстах Чернеевской Никольской обители. О том, что послужило причиной столь бедственного положения, в документах не говорится. Тем не менее в последующие десятилетия иноческое служение в нем продолжалось.

Тяжкий удар был нанесен Вышенскому Успенскому монастырю в период бессмысленного и беспощадного Пугачевского бунта (1773 – 1775 гг.). Тогда толпы обезумевшего «народа-богоносца» (выражение Л. Н. Толстого), ворвавшись в монастырь, разграбили храм и растащили все, что можно было унести. Монахов, по счастью, не тронули, но обрекли на голод и лишения, окончательно подорвав и без того ветхое хозяйство.

Время благих перемен

Следующее XIX столетие было наиболее благодатным периодом в жизни Вышенского Успенского монастыря, достигшего во второй его половине наивысшего своего расцвета. Этому во многом способствовал переход обители в ведение Тамбовской епархии, руководимой тогда выдающимся религиозным деятелем своей эпохи – архиепископом Феофилом (Раевым). Благодаря его заботе братия получила возможность заново отстроить обветшавшие и пришедшие в негодность помещения, а также произвести капитальный ремонт там, где это было возможно.

Не остались вышенские иноки и без мудрого пастыря, которым по распоряжению архиепископа Феофила стал переведенный к ним из Саровской обители иеромонах Тихон. Получив настоятельский жезл, он в течение 44 лет нес пасторские труды, направляя братию на путь духовного совершенствования и аскезы, включавшей в себя строжайшие самоограничения, направленные на освобождение разума от уз суетного мира.

Время запустения и восстановления монастырской жизни в Малах

В 1581 году для Мальского монастыря настало тяжелое время. Польский король Стефан Баторий, обломавший зубы о твердыни Пскова и Печор, с лихвой отыгрался на маленькой обители, у которой и всей защиты-то было, что бревенчатая ограда да полтора десятка насельников. Онуфриеву пустынь поляки буквально опустошили, всех ее монахов убили. Почти сто лет Мальской монастырь лежал в руинах. Лишь к 1675 году (судя по надписи-датировке на одном из колоколов) он возродился — по крайней мере, это возрождение именно тогда было впервые задокументировано. Но мирное развитие обители вскоре (в 1710 году, во время Северной войны) прервали шведы. Снова двадцать лет запустения — и снова восстановление.

По этому поводу существует интересная, но совершенно неправдоподобная легенда о некоем пчеловоде из Кирсановского уезда (далеко-то как — тамбовская земля!), с которым однажды вдруг заговорила человеческим голосом пчела-матка и повелела собираться в путь и идти за роем. Через много недель рой привел его в Малы на развалины монастыря, и там во сне услышал он голос, велевший копать… копать до тех пор, пока не отыщется все необходимое для возрождения обители. И будто бы выкопал кирсановский пасечник зарытый монахами при приближении неприятеля клад. На эти деньги якобы и восстановили Мальской монастырь. На самом деле с источником финансирования все было гораздо проще — Онуфриеву пустынь подняли из руин при епископе Псковском Рафаиле (Зборовском) по личному приказу императрицы Анны Иоанновны. Так что «тамбовская» легенда — проявление исторической несправедливости по отношению к самодержице, которую наша отечественная историография и так не очень-то жалует.

Зато при обласканной историками Екатерине II Мальской монастырь (как и многие другие) упразднили. Хорошо разбиравшаяся в государственном управлении и экономической целесообразности, императрица слабо понимала суть монашеского духовного подвига. «Бесперспективные» с бюджетно-мирской точки зрения обители в процессе секуляризации выводились за штат или обращались в приходы. Малы стали погостом, приписанным к Псково-Печерскому монастырю.

История

О первоначальном существовании Вышенской Успенской Пустыни известно отчасти по преданию, отчасти по документам, приведённым в книге игумена Тихона (Ципляковского), изданной в Тамбове в 1881 году. Основан он был предположительно в XVI—XVII веках: в письменных источниках впервые упомянут в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича — Марфы: «…храм Успения Пресвятыя Богородицы перенесть и кельи и всякие хоромы, на новом месте велеть строить монастырь» — монастырь в это время уже существовал и находился в восьми верстах от нового места выше по течению реки Выши, на её левом берегу. Марфа Иоанновна пожаловала обители отводную грамоту, определив новое (нынешнее) место — вблизи судоходной тогда реки Цны. Старое место расположения, известное как «Старая пустынь и огородище», продолжало принадлежать монастырю до 1897 года, пока не состоялся обмен участками земли с местным помещиком Эмманиулом Дмитриевичем Нарышкиным.

В течение 36 лет, начиная с 1625 года, строителем пустыни был упомянутый в грамоте иеромонах Тихон; а его преемник, игумен Герасим, управлял обителью ещё дольше — 59 лет. При нём увеличилось количество земельных угодий пустыни.
Судя по всему, изначально обитель не была именитой и богатой, поэтому в 1724 году «за малобратственностью и бедным положением» она была упразднена и приписана к Чернеевскому Никольскому монастырю; на тот момент в ней числилось всего 4 насельника: строитель иеромонах Авраамий, и монахи Мисаил, Филипп и Арсений. Однако вскоре, по-видимому, она была восстановлена, оставшись приписной — имеется сообщение, что «в монастырском архиве письменная документальность начинается с 1727 года…» В 1737 году «в той пустыни… церквей было две — обе малыя деревянныя, келлий три. Да в той же пустыни монахов один и вдовый поп, дьячек и пономарь, а угодий и доходов не имеется и не бывает, токмо имеется сеннаго покосу сто копен и пчельнаго заводу малое число».

В 1739 году в монастыре проживали иеромонах Иосиф и 4 насельника, а в 1744 году — 3 монаха и 1 псаломщик. В 1740 году настоятелем стал иеромонах Филарет, в 1743 — иеромонах Пахомий. В 1753 году сюда был переведён для служения иеромонах Авраамий из Троицкого монастыря «что при Переславле на устье реки Павловой», а в следующем году настоятелем был назначен игумен Досифей. При его настоятельстве, продолжавшемся до 1761 года, вместо сгоревшей деревянной Успенской церкви началась постройка каменной, освящённая уже при игумене Василии в 1762 году.

В 1764 году монастырь стал самостоятельным, заштатным. Во время беспорядков в 1774 году была ограблена соборная Успенская церковь, но монахов не тронули.

С 1780 по 1789 год настоятелем был иеромонах Леонтий, при котором в 1784 году произошло межевание земельных участков и составлены описи имущества: «Церковь во имя Успения Божией Матери хотя каменная, но тесовая кровля на ней „ныне видится весьма ветха“. Колокольня дубовая рублена осмериком, крыта тесом. Монастырь огорожен забором из разного лесу». Иеромонаха Леонтия сменил иеромонах Иоанн, а его (в 1795) — иеромонах Лаврентий, при котором в Успенском соборном храме был устроен левый придел во имя преподобного Сергия Радонежского.

Расцвет монастыря в XIX веке

Новая страница в жизни Вышенского монастыря связана с переходом в XIX веке в ведение Тамбовской епархии, которой в то время управлял архиепископ Феофил (Раев). Благодаря ему из Саровского монастыря был переведён иеромонах Тихон, под руководством которого Вышенский монастырь был отстроен практически заново. При игумене Тихоне (игуменство в —1844 годах) возведены каменная четырёхъярусная колокольня с Троицким храмом (освящён в ), каменные кельи и каменная ограда с башнями.

Главная святыня монастыря — список чудотворной Казанской иконы Божией Матери — была отдана обители 7 марта 1827 года по завещанию монахини Вознесенского Тамбовского монастыря Миропии (в миру, дворянка Мария Ивановна Аденкова или Данкова), после бывшего ей сновидения.

В —1894 годах в монастыре жил епископ Феофан. С 1872 года он проводил своё время в полном уединении (затворе), собственноручно устроив для молитв небольшой домовый храм Богоявления Господня.

Немного ранее, 30 марта 1862 года, занимая должность епископа Тамбовской епархии, св. Феофан назначил на должность игумена бывшего эконома архиерейского дома Аркадия, при котором было построено немало новых строений монастыря.

При архимандрите Аркадии построены двухэтажный каменный братский корпус с аптекой, богадельня, две каменные гостиницы, пекарня, конюшня и постоялый двор. При его настоятельстве был учреждён крестный ход из Выши в Моршанск и Тамбов с чудотворной иконой.

Успенский Вышенский женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

Основателем и первым строителем Вышенской обители явился игумен Тихон. Настоятельствовал он 36 лет: с 1625 по 1661 год. Из какого звания был старец Тихон и откуда поступил на должность, неизвестно. Первый храм – Успенский, появился лишь в 1762 году, а колокольня в 1818 году. Затем Казанский собор – 1844 год, Богоявленская церковь — 1867 год, Христорождественский собор – 1890 год

Постепенно Вышенская обитель стала центром духовного просвещения местного населения.

В истории пустыни бывали сложные периоды. Бедность и малочисленность братии монастыря привели к тому, что в декабре 1724 года Вышенская Успенская пустынь была упразднена и приписана к Чернееву монастырю. Предположительно, через два года (на рубеже 1726 и 1727 гг.) она вновь была открыта.

В 1800 году Шацкий уезд отошел к Тамбовской губернии. Епископ Тамбовский Феофил для восстановления обители поставил настоятелем старца Саровской пустыни Тихона, оправдавшего впоследствии выбор святителя своими трудами на пользу и благоустроение Вышенской пустыни. С этого времени начинается постепенное возрождение обители как экономическое, так и духовное.

В 1827 году монахиня Миропия (Данкова) подарила пустыни чудотворный Казанский образ Божией Матери. Когда от этой иконы были явлены чудесные знамения, известность обители стала возрастать, особенно после многочисленных чудес и исцелений во время холеры, свирепствовавшей в Тамбовском крае во второй половине XIX века. Тогда были устроены крестные ходы с иконой по городам и селениям Тамбовской губернии. Еще большую известность обитель приобрела в 1862–1907 гг. – во время настоятельства архимандрита Аркадия (Честонова). Архимандрит Аркадий происходил из бедной семьи, еще в детстве и юности испытал тяжелую нужду и не имел возможности получить достойное образование, поэтому всеми силами старался распространить просвещение на Шацкой земле среди простого народа. Настоятельство архимандрита Аркадия знаменательно также и тем, что именно в этот период в Вышенской пустыни поселился удалившийся на покой святитель Феофан (Говоров) – великий угодник Божий, который ревностно послужил Церкви литературными трудами: переводами святоотеческой литературы, толкованиями Священного Писания, трудами в области нравственного богословия и обширной перепиской с разными людьми. О монастыре святитель писал: «Вышу можно променять только на Царство Небесное». Первые шесть лет пребывания в обители преосвященный Феофан Затворник не уединялся окончательно. С началом Великого Поста 1873 года начал вести затворническую жизнь. «Ибо затвор что есть? – писал святитель. – То, когда ум, заключившись в сердце, стоит пред Богом в благоговеинстве и выходить из сердца или чем другим заниматься не хочет». В одной из келий была устроена церковь во имя Богоявления, в которой святитель служил ежедневно. В это время Вышенская пустынь достигла вершины своего расцвета – она стала центром духовного просвещения не только Шацкой земли, но и всей России. После революции обитель закрыли не сразу. Сначала в монастыре разместили «Детский городок III Интернационала», для того, чтобы вытеснить оттуда монашескую общину и занять храмы обители под свои нужды. После закрытия монастыря в обители размещались поочередно: детский сад, лесхоз, свиносовхоз, психиатрическая «колония» и, наконец, областная психиатрическая больница. Храмы и монастырские здания были доведены до полного запустения.

29 апреля 1990 года последовало решение Совета по делам религий при Совете Министров СССР о передаче Рязанскому епархиальному управлению некоторых зданий бывшей Успенской Вышенской пустыни. Монастырь было решено открыть как женский. На следующий день, 30 апреля, в день празднования Святых Жен-мироносиц в Борисоглебском соборе Рязани по благословению Святейшего Патриарха Пимена архиепископ Рязанский и Касимовский Симон совершил торжественное посвящение в сан игумении монахини Нонны (Знаменской) с последующим ее назначением настоятельницей монастыря.

29 июня 2002 года состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феофана Затворника из села Эммануиловка, расположенного в четырех километрах от монастыря, в Успенский храм Вышенской пустыни.

14 марта 2009 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел совершил малое освящение Казанского собора. Перед освящением собора в него были перенесены мощи святителя Феофана из Успенского храма. Чудотворная Казанская Вышенская икона Божией Матери также находится отныне в обители.

Монастырь в XVII—XVIII веках

Основан предположительно в XVI—XVII веках (в письменных источниках впервые упомянут в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича — Марфы). Вышенская Успенская пустынь находилась на левом берегу реки Выши, которая весной угрожала затопить обитель. Монахи обратились к Михаилу Фёдоровичу с просьбой о новом месте. Марфа Иоанновна пожаловала пустыни отводную грамоту, указав новое (нынешнее) место.

Со дня основания до революции монастырь был мужским. Судя по всему, изначально обитель не была именитой и богатой, поэтому уже в 1724 году она была приписана к Чернеевскому Никольскому монастырю. С 1764 года монастырь вновь обретает самостоятельность.

История

Монастырь основан предположительно в XVI—XVII веках (в письменных источниках впервые упомянут в 1625 году в грамоте матери царя Михаила Фёдоровича — Марфы). Вышенская Успенская пустынь находилась на левом берегу реки Выши, которая весной угрожала затопить обитель. Монахи обратились к Михаилу Фёдоровичу с просьбой о новом месте. Марфа Иоанновна пожаловала пустыни отводную грамоту, указав новое (нынешнее) место.

Со дня основания до революции монастырь был мужским. Судя по всему, изначально обитель не была именитой и богатой, поэтому уже в 1724 году она была приписана к Чернеевскому Никольскому монастырю. С 1764 года монастырь вновь обретает самостоятельность.

Новая страница в жизни Вышенского монастыря связана с переходом в XIX веке в ведение Тамбовской епархии, которой в то время управлял архиепископ Феофил (Раев). Благодаря ему из Саровского монастыря был приглашен старец Тихон, под руководством которого Вышенский монастырь был отстроен практически заново. При игумене Тихоне (игуменство в 1800—1844 годах) возведены каменная четырёхъярусная колокольня с Троицким храмом (освящён в 1818), каменные кельи и каменная ограда с башнями.

Святитель Феофан Затворник жил в монастыре в 1866—1894 годах. С 1872 года он проводил своё время в полном уединении, собственноручно устроив для молитв небольшой домовый храм Богоявления Господня.

В 1920-х годах монастырь был закрыт, здания и все имущество бывшей обители национализированы, а монахи выселены.

Единственным собором, где некоторое время (до 1938 года) продолжались богослужения, оставался Христорождественский. Территория обители использовалась как лесное хозяйство, совхоз по свиноводству, детский городок, а с 1938 года в строениях монастыря обосновалась областная психиатрическая больница. В 60-х годах была взорвана монастырская колокольня.

ПУБЛИКАЦИИ:

24 сентября 2021

«Держи ум свой во аде и не отчаивайся»

/Статьи

Монастырский журнал «Дивеевская обитель»

Четыре удела Божией Матери

/Статьи

Игумения Мария (Воробьева), Т.И. Порошина

Послушание, возложенное на сестер Самим Богом

/Интервью

23 сентября 2021

«Самое страшное, что погибают души». По следам пермской трагедии

/Статьи

Игумения Иоанна (Егорова)

«С началом регулярной молитвы к преподобным Сергию и Варваре восстановление монастыря пошло очень быстро»

/Интервью

Игумен Гавриил (Рожнов)

Возрождение Раифы стало символом возрождения монашеской жизни на Казанской земле

/Интервью

Комментарии

irinag

26.04.16 21:42

Храмы великолепные, очень красиво! Как вам повезло с экскурсией! В святых местах вы побывали это большое счастье! А храм оранжевого цвета вижу первый раз!))

ответить

annas

26.04.16 22:18

С экскурсией очень повезло, согласна, тем более она проводиться бесплатно, но естественно на восстановление монастыря оставили немного. А Богоявленский храм меня поразил ещё в первую поездку в Дивеево: поле, и вдруг такой большой храм. Оказывается, раньше вокруг него было богатое, торговое село, вот купцы и построили такой величественный храм. Потом он стоял, разрушался, и только теперь его стали восстанавливать, будем надеется, доведут дело до конца.

ответить

galina

27.04.16 10:20

И я соглашусь — с экскурсией повезло. Не везде такие проводят. Не везде, даже где проводятся, попадешь. Я бывала, но редко… Анют, замечательное начало путешествия по Святым местам у вас получилось. Очень понравились фотографии. Краски, и правда, особенные…

ответить

annas

27.04.16 16:09

Галя, я, если честно, из-а стройки вначале расстроилась, но экскурсия всё спасла, и дальше мы поехали с отличным настроем. А погода была интересная — от ясного, солнечного неба до серых угрюмых туч, и всё это происходило очень быстро.

ответить

olgap

01.05.16 09:57

Сколько все же красивых мест у нас на Руси. Ездить не переездить!

ответить

annas

01.05.16 10:39

Это точно! Начинаешь «копать » перед путешествием, и понимаешь, что времени на всё не хватает, как ни старайся.

ответить

annas

14.05.16 17:32

Кстати Выша вошла в десятку самых посещаемых туристами и паломниками святынь России, удивлена. На первом месте конечно Дивеево. https://www.kp.ru/daily/26524.7/3540572/

ответить

karina

22.05.16 01:47

Хочется проехать вашим маршрутом, Анечка, и посетить экскурсии. Но наверно года через два, чтоб и для души и для глаз увидеть восстановленную архитектуру. Всегда интересней конечно посетить место солидного возраста, чем новоделы. Хотя бережно восстановленные здания заслуживают большого уважения.

ответить

annas

22.05.16 16:22

В Рязанской области много интересного, просто что-то лучше сохранилось, а где-то грустно становится. Съездили в Ёрлино, в дендропарк и усадьбу Худекова (его дендрарий ещё в Сочи), так вернулись с грустью, как и из Заборово, от Скобелева. А в голове вертится :Две усадьбы — две судьбы. Красивые усадьбы, великие имена, а всё было разрушено, да пытаются восстановить, но именно пытаются, грустно…

ответить

AllaB

22.05.16 13:17

#10

Анна, замечательный рассказ о замечательном месте. Очень люблю церкви именно такие, где не учат, а просто дают насладится видами, окружением, рассказом! А храм в чисто поле — это нечто! С возвращением!!! (а то кто-то пугал нас долгим отсутствием )

ответить

annas

22.05.16 16:14

#11

А оно и продолжается в какой-то мере. Питер лежит, по Рязанской области три материала, а не пишется. Только я теперь к этому стала спокойнее относится: не пишется, так не пишется, что сделаешь.

ответить

Описание и месторасположение

Располагается в Выше, Шацкий район. Является женской обителью. Здесь располагаются мощи святителя Феофана Затворника. Именно благодаря данному факту, обитель приобрела известность и популярность. Построен достаточно давно и первоначально являлся мужским.

Рязанская область может гордиться тем, что на ее территории находится столь значимое творение рук человеческих. Непосредственное расположение от населенных пунктов – село Выша близ города Шацка (около 25 километров от него). Местечко достаточно живописное в любое время года, особенно летом.

Обратите внимание: само село удачно раскинулось там, где в реку Цну впадает Выша (ее приток)

В настоящее время много святынь находится на территории Вышенской обители — ковчежец со святынями

Сейчас в обители находится не только мощи Феофана Затворника, но и ковчежец со святыми, в котором собраны частицы мощей древних святых, которые жили на Востоке, а также святых России.


В ковчежце находятся святыни со Святой Земли, где прошла почти вся жизнь Иисуса Христа — от рождества до распятия и вознесения

Святыни, которые находятся в ковчежце:

  • Свт. Феодосия Черниговского;
  • Свт. Иоанна Суздальского;
  • Частица Мамрийского дуба;
  • Частица гроба Господня;
  • Камень св. горы Афон из Иверской часовни;
  • Свт. Филарета, митрополита Московского;
  • Свт. Иоанна Новгородского;
  • Свт. Иннокентия, митрополита Московского;
  • Неизвестного святого;
  • Свт. Филарета, митрополита Киевского;
  • Свт. Игнатия Ростовского;
  • Прп. Шио Мгвимского Грузинского;
  • Прп. Евагрия Грузинского;
  • Прмч. Хозевитского Иерусалимского;
  • Прпп. отцев иже на Синае;
  • Прп. Серафима Саровского;
  • Прмч. Иоасафа Снетогорского Псковского;
  • Прп. Амвросия Оптинского;
  • Прп. Анатолия Оптинского младшего;
  • Новомучеников Киевских;
  • Прп. Киево-Печерских святых;
  • Прмч. Евстратия Печерского;
  • Прп. Макария Калязинского;
  • Прп. Саввы Звенигородского;
  • Прп. Феодосия Тотемского;
  • Блж. Василия Московского;
  • Прп. Германа, архимандрита Святогорского;
  • Блгв. кн. Михаила Тверского;
  • Блгв. кнн. Константина, Михаила и Феодора Муромских;
  • Блгв. кнн. Петра и Февронии Муромских;
  • Частица крови сщмч. Владимира, митрополита Киевского;
  • Частица мантии прп. Серафима Саровского;
  • Частица рясы св. прав. Иоанна Кронштадтского;
  • Частица схимы прп. Иова Почаевского;
  • Частица одежды от мощей свт. Иоанна Тобольского;
  • Частица гроба прп. Ионы Киевского;
  • Прп. Антония, наместника Троице-Сергиевой Лавры;
  • Задонских подвижников: архиеп. Антония, схиигумена Евсевия, иеросхим. Нафанаила, иеросхим. Авраамия, иеросхим. Агапита, иеромонаха Павла-Иринея, затворника Георгия, схимон. Митрофана, старицы Евфимии, блж. Антония;
  • Частица гроба прп. Кукши Одесского;
  • Лист неопалимой купины.

Также находятся мощи четырех рязанских святителей. В ковчежце находятся мощи святителя Феодорита Рязанского, священномученика Мисаила Рязанского, святителя Гавриила (Городкова) и святителя Мелетия (Якимова).


Мощи в Вышенскую обитель были переданы в дар, и привезла их монахиня Мелетия

Святые Вышенского монастыря

Прославленный в лике святителей Феофан жил в 19 веке. Он до сих пор является известнейшим в православных кругах богословом и проповедником. Еще одним его занятием называют публицистическую деятельность.

Феофа́н Затворник (в миру Георгий Васильевич Говоров; 10 (23) января 1815 — 6 (18) января 1894) — епископ Православной Российской Церкви; богослов, публицист-проповедник

Жизнь св. Феофана достаточно интересна. Он имел духовное образование и четкое намерение служить церкви всю свою жизнь. После окончания семинарии и духовной академии молодой человек принял монашество.

Важно знать: св. Феофан помог повысить уровень образования, создавая воскресные школы, церковноприходские и другие учебные заведения, например, епархиальное училище для женского населения

Прибыв в Вышенскую пустынь, остался здесь до конца своих дней. Погребение его состоялось в Казанском соборе.

Свидетельство иеромонаха Леонтия

Лишь к концу столетия жизнь в обители мало-помалу наладилась, о чем свидетельствуют опись имущества, составленная в 1798 году иеромонахом Леонтием. В ней, кроме подробного перечня всего, чем владела братия, имеется запись о том, что монастырь, являвшийся ранее приписным, получил наконец самостоятельность, хотя и остался заштатным, то есть не получающим от государства материальной поддержки.

Тем не менее составитель документа указывает, что в нем имелась каменная Успенская церковь, рядом с которой возвышалась крытая тесом колокольня, а вся территория была огорожена прочным деревянным забором. Хозяйство же братии оставалось невелико: оно состояло из сенного покоса и пчельника. Приводит иеромонах Леонтий и подробный список всех иноков с указанием времени их поступления в монастырь.

Русская Духовная Миссия в Иерусалиме (1847-1854)

Вид на Иерусалим, XIX век

В 1847 году в составе Русской Духовной Миссии был направлен в Иерусалим. Шестилетнее пребывание в Палестине имело для иеромонаха Феофана большое духовное и нравственное значение. Он посетил святые места Палестины, Египта и Сирии, древние монашеские обители (знаменитую Лавру св. Саввы Освященного), беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.

Улицы Иерусалима в XIX веке

В Иерусалиме будущий святитель выучился иконописи и снабжал бедные церкви своими иконами и даже целыми иконостасами. Здесь, на Востоке, он основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским.

В 1854 году, в связи с началом Крымской войны (1853—1856), члены Духовной Миссии были отозваны в Россию. В связи с войной Миссия возвращалась на родину через Европу. По пути в Россию иеромонах Феофан побывал во многих европейских городах, и везде он осматривал храмы, библиотеки, музеи и другие достопримечательности, посетил некоторые учебные учреждения с целью ознакомления с положением дел в западной богословской науке. В Риме иеромонах Феофан имел аудиенцию у папы Пия IX. В Италии отец Феофан как большой любитель и знаток живописи интересовался произведениями живописи; во Флоренции он подробно осмотрел картины Рафаэля и приобрел для себя много отлично исполненных снимков. В Германии иеромонах Феофан подробно познакомился с постановкой преподавания в учебных заведениях различных наук, особенно богословия.

За свои труды в Мис­­сии в 1855 году иеромонах Феофан был возведен в сан архиманд­рита и назначен в Петербургскую Духовную Академию бакалавром по ка­федре канонического права, а через полгода — на должность ректора Олонецкой духовной семинарии.

В исполнении должности ректора семинарии он все силы употребил на то, чтобы должным образом руководить вверенными его попечению юношами, стараясь, с одной стороны, предохранить их от свойственных юношескому возрасту опасностей и увлечений, а с другой — развить хорошие наклонности и внедрить добрые навыки, чтобы воспитанники по окончании курса семинарии были полезными членами Церкви и сынами своего Отечества. Прежде всего он старался возбудить и укрепить в воспитанниках религиозность. Он внушал им любовь к храму и богослужению, прививал усердие к молитве, постам и другим церковным установлениям. В воскресные и праздничные дни он сам совершал богослужение, побуждая учеников участвовать в нем молитвами, чтением и пением на клиросе. При этом отец Феофан часто говорил в семинарском храме поучения об истинах веры и благочестия. Непременно присутствовал он на утренних и вечерних молитвах в семинарии, усердно молясь с юношами и тем подавая им пример. Чтобы воспитанники в свободное от занятий время не находились в праздности, отец Феофан ввел в семинарии класс рисования и иконописи.

Творческое наследие Феофана Затворника

Большая часть богословских произведений и писем святителя написана во время его затвора. В таких крупных произведениях, как «Путь ко спасению», «Порядок богоугодной жизни», «Письма о духовной жизни», «Мысли на каждый день», «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?» , «Краткие мысли на каждый день года, расположенные по числам месяцев», «Начертание христианского нравоучения», а также во множестве небольших по объему творений епископ Феофан осветил главные этапы духовного развития христианина. Основная мысль его нравоучения — идея богообщения, составляющая сущность христианской жизни. Творения его не только побуждают христианина к покаянию, исправлению и благодатному обновлению во Христе, но и показывают ему путь живого общения с Богом.

Святитель Феофан внес значительный вклад в русскую и мировую библеистику. Весьма интересны его работы, посвященные переводу Священного Писания на русский язык. Также он написал подробные толкования на все Послания святого апостола Павла. Особое место среди творений святителя Феофана занимают его толкования на псалмы 33, на шестопсалмие, на 118 псалом, на 1, 2, 51 псалмы.

Венцом богословского творчества и жизненного пути святителя стал перевод на русский язык «Добротолюбия», сборника творений учителей древнего христианского аскетизма. «Добротолюбие» представляет собой широкое, всестороннее изображение разных сторон духовной жизни человека, стремящегося к подвижничеству и богообщению, изложение практических методов духовной борьбы и молитвенного делания. Святитель Феофан не просто перевел этот труд с греческого языка, но переложил его для монашествующих и мирян XIX века, так чтобы все члены Русской Церкви могли, по совету с духовником, использовать его в своей духовной жизни. Пять томов русского «Добротолюбия» в переводе святителя Феофана вышли из печати в 1877–90 гг.

Особый вид литературных трудов преосвященного Феофана составляют его письма. Они являются нравственным руководством, отрадой и утешением для многих душ в тяжелые, скорбные минуты. Содержание писем крайне разнообразно, но основной тон их — нравоучительный. Они, как и книги, содержат ответы на великий вопрос — на вопрос о пути ко спасению.

В 1920 х годах — монастырь закрывают, а монахов выселяют из обители

В 1920 годах монастырь закрывают, имущество всей обители национализировано, монахов выселяют.

1938

с этого года в строениях монастыря разместили областную психиатрическую больницу

Территория обители после стала использоваться как лесное хозяйство, а также совхоз по свиноводству. А с 1938 года в строениях монастыря обосновали областную психиатрическую больницу.

В 1960-х годах колокольня была взорвана.

Однажды летом в 1972 году иерей Георгий Глазунов и игумен Марк вместе с еще двумя студентами духовной академии, проникли в закрытый тогда монастырь, где был погребен почитаемый епископ Святитель Феофан.

Они увидели, в каком ужасном запустении находится сам монастырь и мощи святого. Они все вместе потихоньку забрали мощи с собой.

Новое возрождение монастыря началось в 1990 году, тогда часть здания была передана церкви для организации в нем женского монастыря.

29 июня 2002 года при поддержке и участии патриарха Алексея II было проведено торжественное мероприятие мощей Святого Феофана Затворника в Вышенскую обитель.

7.jpg

Жители полагают, что таким образом их хотят вынудить бросить свои дома, тем более, что прямым текстом это предложение уже озвучено. Рязанские власти предлагают компенсации, но сельчане считают, что на них невозможно купить не только равноценное, но и какое-либо жилье.

Вас здесь не стояло

В 1992 году жителям пришлось оформлять свое жилье по новому, постсоветскому законодательству.

Тогда нам дали свидетельство на дом и землю в бессрочное пользование по новому законодательству,

– рассказала одна из жительниц, не пожелавшая упоминания своего имени в прессе –Еще тогда ходили слухи, что скоро нас всех отсюда выселят, но шли годы и люди постепенно успокоились. В 2002 году, во время переноса мощей Феофана Затворника, сюда приезжал прежний патриарх АлексийII. Выступал, говорил, что будут выделены деньги на реконструкцию здания и переселение людей, и что ни один человек при этом не пострадает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector