Книжники, фарисеи и саддукеи. кто они?
Содержание:
- Происхождение названия[править | править код]
- Судейские амбиции
- Отрицание бессмертия души[править | править код]
- Кто такие книжники?
- Фарисеи начинали как политическая партия, но стали религиозной традицией
- Культ #ясчитаю
- Иисус Христос критиковал отдельных фарисеев, но за само фарисейство заступался
- Религиозное течение фарисеев возникло в тяжёлые для иудеев годы
- О какой «закваске» говорил Христос?
- Предостеречь народ от подражания фарисеям
- Разногласия с фарисеями[править | править код]
- Роль саддукеев
- Уроки нравственности
- Шестилетняя война между саддукеями и фарисеями[править | править код]
- Каждому из нас стоит применить урок данной притчи: обратиться к своей жизни, исследовать себя.
Происхождение названия[править | править код]
В отличие от фарисеев, религиозные воззрения которых в значительной степени сохранились в талмудической литературе, саддукеи, как школа, никаких письменных памятников после себя не оставили; тем не менее мы обладаем некоторыми сведениями о них, благодаря тем фрагментарным сообщениям, которые имеются о саддукеях у Флавия и в Талмуде. В общем, эти сведения согласны между собой и вполне подтверждаются книгами Нового Завета.
Согласно одному довольно позднему талмудическому источнику, школа саддукеев названа была так будто бы по имени своего основателя, некоего Садока, ученика известного мудреца Антигона Сохейского (IV—III века до н. э.). Последний, между прочим, учил: не будьте как рабы, служащие своему господину в расчёте получить за то вознаграждение, а будьте как рабы, служащие своему господину (из любви) без всяких расчётов на вознаграждение. Садок будто бы понял слова учителя в том смысле, что никакое вознаграждение не ожидает человека за гробом и что, следовательно, человеку следует заботиться лишь о своём земном благополучии, как это и делали саддукеи, которые все отличались своим богатством и роскошным образом жизни.
Позднейшие исследователи (Гейгер и др.) полагали, что саддукеи названы так по имени библейского Садока (Цадока), родоначальника древней династии первосвященников.
Судейские амбиции
Если мы пытаемся образумить кого-то, но этот кто-то упорствует в своем нежелании принимать истину, мы ищем способы повлиять на него по-другому, пытаясь «причинить добро». Пристыдить, а если не работает – запугать адом и геенной огненной. Вот только одна важная деталь ускользает от нас: отношения между человеком и Богом –– это их личное дело. Мы же, не зная изнанку жизни конкретного человека, пытаемся поставить ему духовный диагноз, разложить перед ним последствия его ужасающего выбора –– и судим человека еще до Страшного Суда. Мы отнимаем у Бога Его право вершить правосудие.
Таким образом, фарисей – это далеко не глупый, невежественный человек или злодей, но тот, кто не может отказаться от своих предубеждений, кто относится формально к другим и к Богу, кто имеет высокое мнение о себе самом и не видит меры своего падения.
Существует ли противоядие от такого духовного состояния? Что делать, если мы обнаруживаем в себе эти черты? Нужно понимать: нет четкой последовательной схемы, волшебной таблетки, которая будет действовать и работать за нас. Если цель закона была в том, чтобы своими обличениями и указаниями грехов вызвать в людях стремление искать Того, Кто дает прощение и оправдывает верой, –– Христа, то нам необходимо одно: сделать закон трамплином, оттолкнувшись от которого, мы сможем прийти к Живому Богу. Прийти здесь и сейчас. Ведь наша цель – стремиться к Тому, Кто видит нас изнутри, неустанно искать Его, довериться Ему и научиться у Него смотреть на мир глазами любви.
И для этого нам очень важно помнить, что «мы не становимся другими людьми, просто крестившись в Церкви, миропомазавшись, исповедовавшись и причастившись. Это –– долгий путь длиной во всю нашу жизнь, на котором Бог и человек неустанно движутся навстречу друг другу
Человек призван преодолеть свои немощи и искажения, приближаясь к Господу как к источнику бесконечного света, ослепительному и страшному огню, который, с одной стороны, может обжечь, а с другой –– может и переплавить. Вдумаемся в слова апостола: Страшно впасть в руки Бога живаго! (Евр. 10: 31). Это значит: страшно оказаться в его объятиях, страшно именно потому, что не сгореть в огне может только сам огонь» (протоиерей Алексей Уминский).
Отрицание бессмертия души[править | править код]
Об отрицании саддукеями бессмертия души и всякого загробного воздаяния прямо говорит Флавий («Иудейская война», II, 7, 4); об отрицании ими воскресения мёртвых свидетельствуется во многих местах Нового Завета (Мф. и параллельные места, Деян. ).
И в этом отношении саддукеи стояли на почве буквы библейского закона, который прямо на загробное возмездие нигде не ссылается и, кроме признания единства и бестелесности Бога, вообще никакой догматики не касается.
Однако нет сомнения, что идея о загробном существовании не чужда была древним евреям; об этом свидетельствует, между прочим, рассказ о вызывании Саулом тени пророка Самуила; о воскресении мёртвых ясно говорится и у пророка Даниила (Дан. ).
Всё это говорит в пользу высказанного ещё древнейшими отцами Церкви мнения, что саддукеи, подобно отчасти самаритянам, признавали абсолютный религиозный авторитет лишь за книгами Моисея, не считая для себя обязательными книги пророков и др.
Надо полагать, что саддукеям, как потомкам священнического рода, соперничавшего с потомками Давида за власть и влияние, не были по душе книги пророков, проникнутые мессианской идеей, с её надеждами на спасение народа именно отпрыском из дома Давида.
Кто такие книжники?
Наряду с фарисеями и саддукеями в Новом Завете Иисус Христос часто обращается с критикой к книжникам. Как правило, он начинает свои обличения с фразы: «Горе вам, фарисеи и книжники, лицемеры». Кто такие эти самые книжники?
Книжники – это специальность, практиковавшаяся среди евреев, предполагавшая написание свитков Торы и других религиозных источников. Еще их называли соферами, или сойферами. По-русски это и есть книжники.
Манускрипты писались ими с помощью особого квадратного письма – ассирийского шрифта, которым написаны Скрижали Завета. Эта специальность требовала выработки специальной техники, знания законов начертания букв, необычайной сосредоточенности.
Кроме этого, книжник должен быть человеком богобоязненным, честным и неукоснительно выполнять заповеди Торы. Они составляли ученую корпорацию и стали первыми из толкователей Священного Писания. Жили соферы в городе Иваисе и в основном были выходцами из колена Левия.
Некоторые авторы, например, такие, как Епифаний Кипрский и Иоанн Дамаскин, выделяли книжников в отдельную иудейскую еретическую секту. Однако на сегодняшний день такое выделение считается неверным, так как книжники вполне могли быть и фарисеями, и саддукеями. Поэтому слова Иисуса Христа, касающиеся книжников, нужно рассматривать в переносном значении – как людей, формально относящихся к вере.
Фарисеи начинали как политическая партия, но стали религиозной традицией
Фарисеи изначально были скорее политической партией, чем религиозным учением. Они противопоставили себя саддукеям — людям из высшего класса, противопоставившим себя нижним слоям населения.
Лишь с течением времени фарисейство приобретало всё более выраженный религиозный дух. Впрочем, как мы уже могли убедиться, у иудеев всё было довольно тесно связано. Что, кстати, не устраивало фарисеев. Они считали, что духовное лицо не может управлять государством, ведь всегда раньше правитель был представителем воинов, защитником своего государства.
Гюстав Доре «Спор Христа с фарисеями»
Такой подход, понятное дело, не устраивал саддукеев, которые держались за своё влияние.
Примечательно разное отношение к Закону Моисея среди трёх иудейских сект:
- Саддукеи: «Мы можем соблюдать закон по всей строгости, остальные нас не волнуют».
- Ессеи: «Соблюдать закон во всей сложности в миру невозможно, так что мы запрёмся в общине и будем там ему следовать».
- Фарисеи: «Закон нужно пересмотреть так, чтобы каждый иудей смог его соблюдать».
Фарисеи вышли из народа, и этот народ охотно становился приверженцем защищающей его традиции. Здесь смешалась и религиозная, и социальная, и политическая борьба.
Противостояние происходило с переменным успехом. Случались и вооружённые столкновения. Любопытно отметить, что фарисеи были сторонниками подчинённого положения Иудеи Римской империи. Они расставляли приоритеты так, что самостоятельность в политической жизни ни в коем случае не могла быть значимее покоя и мира.
К первым годам до нашей эры фарисеи полностью отошли от политической деятельности. Их интересовала уже только религиозная жизнь, а само течение разделилось на два:
- Школа Шамая — строго соблюдали букву закона Моисея. Стали причиной разгрома Иудеи римлянами, так как призывали иудеев восстать против империи.
- Школа Гиллеля — менее строгое и более влиятельное движение. Выступали за мир с Римской империей.
Культ #ясчитаю
Как часто мы смотрим на внешние проявления жизни других людей и считаем себя вправе поучать их, не зная ничего об их жизни, не ведая путь, который они прошли, не чувствуя их боли и потерь, не думая об их окружении, обстановке, обществе, в котором они воспитывались и формировались как личности. Нам кажется необходимым раскрыть человеку глаза, научить его истине или попытаться эту истину отстоять, сообщить окружающим о том, что этот человек живет неправильно, неправедно, недостойно, чтобы другие не брали с него пример. Но при этом мы забываем, что у каждого человека свой уникальный путь. Мы смотрим на соответствие чужих поступков и слов своим привычным шаблонам, но не видим, что сделало человека таким, какой он есть сейчас. Не можем мы видеть и то, каким он станет через 5, 10, 15 лет. Мы не хотим принять, что его слова или действия – это результат сложного жизненного пути, который мог состоять из боли, потерь, страха, неприятия или одиночества.
Иисус Христос критиковал отдельных фарисеев, но за само фарисейство заступался
В Новом Завете о фарисеях сказано немало, учитывая, что об этих течениях вообще не столь много сообщают исторические источники.
На первый взгляд кажется, что Иисус и фарисеи — непримиримые противники. Но это не так. Начать стоит с того, что до нас дошли не оригинальные и анонимные рукописи Евангелий. Мы не можем утверждать, что эти источники беспристрастны, так что выпады в сторону фарисеев справедливо отнести к следам более поздней религиозной полемики.
Что же касается Христа, то он даже рекомендует соблюдать всё то, чему учат фарисеи:
(Мф. 23:2)
Но в то же время он высказывается и довольно остро на счёт фарисеев:
(Лк. 12:1)
С лёгкой руки Спасителя появился глагол «фарисействовать», то есть проявлять религиозное ханжество и лицемерие, а само слово «фарисей» стало нарицательным для людей, устраивающих религиозную показуху.
И действительно, такой контекст в Евангелии встречается:
(Мф. 23:25– 26)
Но мы должны понимать, что Христос никогда не критиковал фарисеев огульно. Или даже так: Он никогда не выступал против фарисейства. Спасителя задевал лицемерный подход к этой традиции, которую Он сам очень уважал.
Более того — мы можем совершенно точно утверждать, что богословская методология апостола Павла многое заимствует именно из фарисейского учения.
Сам Спаситель мог быть из числа фарисеев
Есть мнение, что Христос начал свой путь как ессей, но кое-кто полагает, что он принадлежал к числу фарисеев, а потому критика со стороны Спасителя — это борьба за чистоту того учения, которое Ему действительно было близко.
Если это действительно так, что использование слова «фарисей» с негативной окраской несправедливо, но с этим мы вряд ли уже сможем что-либо поделать.
Религиозное течение фарисеев возникло в тяжёлые для иудеев годы
Чтобы лучше понять роль движения фарисеев, нужно представить себе те условия, в которых находилась традиция до него.
Итак, существовал еврейский народ, который, как утверждает Священное Писание, был избран для великой миссии. Но вот справиться с нею, увы, для евреев оказалось непосильной задачей по ряду причин:
- Разногласия. Священники считали главной задачей иудеев продолжать обрядовую деятельность, а пророки говорили, что иудеи должны стать для человечества примером нравственного и духовного совершенствования.
- Вавилонский плен. Навуходоносор II разгромил главное святилище иудеев — их храм, а сам народ забрал в плен на почти двадцать лет. Иудейская цивилизация пришла к краху, народ оказался рассеянным и просто не мог действовать сообща.
- Влияние соседних народов. Эллины (грубо говоря, греки) и персы близко контактировали с иудеями, из-за чего возник риск растворения иудейской культуры в других. Зороастризм легко приживался в еврейских умах, так как он — довольно близкое по духу религиозное течение.
Чтобы справиться с этими напастями, иудеи хватались за Моисеев закон, как за спасательный круг, но соблюдать его им не удавалось из-за реалий времени. Например, евреям полагалось держаться в стороне от людей других культур, но выполнить это на практике могли лишь высшие слои населения.
Так из-за религиозно-традиционных побуждений евреи столкнулись с расслоением внутри собственной культуры.
Стало ясно, что для сохранения еврейской культуры требуется свежий взгляд на традицию.
О какой «закваске» говорил Христос?
«Опасайтесь закваски фарисейской и саддукейской», — предупреждал Иисус учеников. Под закваской здесь имеются ввиду греховные червоточины, разъедавшие людей, искренне считавших себя верующими.
Эти же опасности подстерегают верующих людей во все времена. Надменность, показное благочестие, жажда денег, славы и власти — все это и сегодня может разрушить изнутри даже самую искреннюю веру во Христа. Закваска — обычные дрожжи, которые кладут в тесто, чтобы оно забродило и стало пышным. Так и безобидные, на первый взгляд, желания могут постепенно «переквасить» христианина, превратив его в современного фарисея или саддукея. Но даже в этом случае у человека остается возможность, подобно покаявшемуся мытарю, обратиться ко Христу со словами …Боже, милостив буди мне, грешному — и надеяться на оправдание. Потому что, как уже было сказано, для Иисуса Христа среди людей нет изгоев.
Предостеречь народ от подражания фарисеям
Фото: Vera21.ru
Иисус Христос также понимал, что народ, который следует за фарисеями, говорящими, что нужно молиться много, как они и соблюдать Закон, как они — подражает лицемерам. Поэтому своими пророчествами «Горе вам», Сын Божий дает понять людям, что подражание приведет к пропасти.
Все, кто делают зло, заслуживают наказания. Но кто делает зло, прикрываясь благочестием, тот будет предан геенне. Фарисеи говорят, что нужно много молиться, как молятся они. Но их молитвы формальны. Эти бесконечные молитвы — лишь способ дать понять народу, кто самый праведный и — кто заслуживает почитания и преклонения. То есть делали вид, что приносят молитвы, но на самом деле этого не делали.
И вот пришел тот, кто видит их насквозь, кто сам готов принять их мольбы и дать ответ на них, видя веру и упование на Господа. Но Он не видит в них этой веры, потому что она отсутствует. Есть лишь желание получить блага и преимущества от своего положения.
Именно в этом предостерегает людей Иисус, обещая горе тем, кто так поступает.
Разногласия с фарисеями[править | править код]
Фарисеи, которые, по свидетельству Флавия, считались «искуснейшими толкователями закона», признавали, наравне с саддукеями, что божественный закон неотменим, но приложили все усилия свои к тому, чтобы примирить его с жизнью.
Целым рядом искусственных толковательных приёмов и введением разного рода фикций они придавали букве закона несвойственный ей смысл, но такой именно, при котором закон переставал противоречить требованиям жизни и началам этики.
Саддукеи как элемент консервативный отвергали эти толкования и эти фикции, отчасти потому, что считали их дерзким нововведением, но отчасти также и потому, что фарисеи, с завистью глядевшие на религиозные прерогативы саддукеев, часто обнаруживали в своих толкованиях стремление к урезыванию этих прерогатив и к подчинению саддукеев своему влиянию.
Из указанного отношения саддукеев к писанному и устному закону вытекают все отличительные черты этой секты и все мотивы разногласия между нею и фарисейской, как в вопросах обрядовых и юридических, так и в вопросах религиозной догматики.
Во всех этих разногласиях саддукеи стояли на почве библейского текста в буквальном его смысле и отвергали все религиозные обычаи, не имевшие основания в Библии.
Так, например, саддукеи учили, что праздник седмиц всегда приходится на воскресный день (подобно празднику Троицы у христиан), в противоположность фарисеям, приурочившим этот праздник к 6-му Сивана, в память синайского законодательства.
Буквальный смысл текста был, конечно, на стороне саддукеев.
То же самое можно сказать и о всех приведённых в Талмуде разногласиях между саддукеями и фарисеями по вопросам ритуальной чистоты и соблюдения субботнего покоя.
Во всех этих случаях саддукеи отстаивали букву закона и не допускали никаких в нём облегчений, по крайней мере теоретически, хотя на практике вряд ли сами саддукеи следовали своему учению, в виду почти абсолютной невыполнимости многих из относящихся сюда законов.
Саддукеи отвергали обряд возлияния воды на алтарь в праздник Кущей; обряд этот не имеет основания в Моисеевом законе, но он был очень популярен в народе и совершался с большой торжественностью.
Некоторые полагают, что он был введён древними хасидеями (предшественниками фарисеев) как попытка к замене кровавых жертв в храме бескровными.
Именно этот обряд послужил поводом к возмущению народа против царя-первосвященника Александра Янная (95 год до н. э.) и к кровавой расправе последнего с приверженцами фарисеев.
Роль саддукеев
Религиозный
В религиозные обязанности саддукеев входило поддержание Храма в Иерусалиме. Их высокий социальный статус был подкреплен их священническими обязанностями, как это предписано в Торе. Священники несли ответственность за совершение жертвоприношений в Храме, основного метода поклонения в древнем Израиле. Сюда входило совершение жертвоприношений во время трех фестивалей паломничества в Иерусалим. Их религиозные убеждения и социальный статус подкрепляли друг друга, поскольку священство часто представляло высший класс в иудейском обществе. Однако саддукеи и священники не были полностью синонимами. Коэн указывает, что «не все священники, первосвященники и аристократы были саддукеями; многие были фарисеями, а многие вообще не были членами какой-либо группы».
Политическая
Саддукеи курировали многие формальные дела государства. Члены саддукеев:
- Управляли государством внутри страны
- Представлял государство на международном уровне
- Участвовал в синедрионе и часто встречал там фарисеев.
- Собранные налоги. Они также поступали в виде международной дани евреев диаспоры.
- Оборудовал и возглавил армию
- Регулируемые отношения с Римской империей
- Опосредованные домашние обиды.
Уроки нравственности
Что можем взять из притчи для себя мы, обычные люди, не очень религиозные, не всегда соблюдающие посты и прочие ритуалы? В первую очередь, должны понимать, что ни в коем случае нельзя возноситься. Всегда следует помнить: чины, регалии, финансы не даются нам навсегда. И не освобождают от ответственности за свои душевные движения и поступки. И перед лицом вечности равны все – и первые лица государств, и последние нищие. Все люди рождаются одинаково, смертны тоже все. Потому не следует возноситься. Чем скромнее мы ведем себя, тем достойнее будет награда.
Во II веке до новой эры в Иудее возникло и развивалось на протяжении нескольких столетий общественное и религиозное течение, представителей которого называли фарисеями. Их характерной чертой было буквальное следование правилам поведения, показное благочестие и ярко выраженный фанатизм. Часто фарисеями именовали приверженцев одного из философских направлений, распространившихся среди евреев на рубеже двух эпох. Учение фарисеев легло в основу нынешнего ортодоксального иудаизма.
Известны три основных древнееврейских секты. Первую из них составляли саддукеи. К этому кругу принадлежали члены денежной и родовой аристократии. Саддукеи настаивали на строгом исполнении божественных установлений, не признавая дополнений, которые нередко привносили в религию верующие. Секта ессеев отличалась тем, что ее представители, считая закон неизменяемым, предпочитали жить в уединении, для чего уходили в отдаленные деревни и пустыни. Там они с особой щепетильностью соблюдали данные Моисеем законы.
Фарисеи образовали третье религиозное ответвление. В этой секте можно было встретить тех, кто вышел из народных масс и сумел подняться в обществе за счет собственных способностей. Движение фарисеев развивалось и крепло в непримиримой борьбе с саддукеями, которые стремились взять под свой контроль храмовые ритуалы.
Шестилетняя война между саддукеями и фарисеями[править | править код]
Однажды Яннай исполнял в праздник Кущей обязанность первосвященника в храме.
Поданную ему для возлияния воду в серебряной чаше он, как истый саддукей, вместо того, чтобы возлить на алтарь, вылил на землю.
Присутствовавший в храме народ был возмущён явным презрением царя‑первосвященника к старинному обычаю и стал бросать в него этрогами, которые евреи в этот праздник держат обыкновенно в руках во время молитвы.
По приказу царя царская стража бросилась на безоружный народ; тысячи погибли от её мечей, обагрив своей кровью святое место.
Вскоре после этого вспыхнула шестилетняя междоусобная война между саддукеями и фарисеями, которая стоила последним 50 тысяч человеческих жертв, а оставшиеся в живых фарисеи должны были искать убежища в соседних странах, преимущественно в Египте.
Каждому из нас стоит применить урок данной притчи: обратиться к своей жизни, исследовать себя.
В наших жизнях много греха, и мы, подобно фарисею, не всегда полностью осознаём это. Так, в Пс. 138:23-24 Давид просит Бога исследовать его сердце. Он молится: “Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои. И зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.”
Это превосходный подход, потому как, таким образом мы просим Бога, чтобы Он через Святой Дух открыл нам глаза, чтобы мы могли увидеть наши ошибки. Мы все осознаём, что имеем греховные склонности. Поэтому нам нужна помощь Святого Духа, чтобы мы могли исследовать наши сердца и покаяться.
В Пс 5:9 говорится: “Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой.”
Кто ваш враг? Дьявол. Он искушает нас отвергнуть учения Иисуса и Библии, обращаясь к нашей греховной природе. Дьявол искушает нас стать независимыми от праведности Бога и истины Его Слова.
Итак, мы видим, что фарисей сбился с прямого пути. Несмотря на то, что он изучил Слово Божие, он позволил ложному учение проникнуть в его разум, что привело к ошибочной оценке собственных действий. Ему следовало обратиться к Богу за помощью, чтобы увидеть себя в истинном свете.
“Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое”. Пс 25:2
Если мы небрежны, мы можем стать как этот фарисей. Мы ограничены в своих суждениях, не способны судить сами себя и самостоятельно понять, чисты ли мы перед Богом.
Иисус указывает на тенденцию верующих судить себя по собственному разумению, вместо того, чтобы довериться Святому Духу. Мы должны обратиться к Богу и попросить Его исследовать наши сердца, вместо того, чтобы полагаться на самих себя.
Мы должны помнить: дьявол ждёт удобного момента, чтобы сбить нас с пути. Наша грешная природа будет мучить нас до конца наших дней. Дьявол всегда будет пытаться ввести нас в заблуждение.
Мытарь был в самом начале своего духовного пути. В конце притчи Иисус сказал о мытаре: “Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится”. Луки 18:14
Его молитва вознеслась к Богу, и Бог ответил на его нужду. Мытарь был оправдан перед Богом. В Исаии 57:15 говорится: “Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий — Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных.”
Мытарь становился христианином. Ему придётся отказаться от эгоистичного, корыстного образа жизни, которому он следовал. Он должен начать жить по-новому. Господь начнёт преобразовывать его жизнь через Святой Дух. Исполнившись благодарностью, он входил в Царство возлюбленного Божьего Сына. Он на себе испытывал новую жизнь во Христе, точно так же, как и те из нас, кто покаялся и принял Христа. Его глубокое смирение – хороший пример для всех нас. Нам нечем гордиться перед Богом. Мы проявляем истинную мудрость, только когда выбираем Божью волю и учимся смирению у Иисуса.
Жизнь во Христе – это прекрасная жизнь, свободная и полная благословений. Но мы должны не забывать продолжать просить Господа очищать нас кровью Христа от наших греховных склонностей.
Даже будучи верующим в течение многих лет, мы должны продолжать спрашивать: “В чём я небрежен? Есть ли грех, над которым мне нужно поработать?” Это также включает в себя всё, что мы видим в фарисее: самовосхваление и пренебрежительное отношение к другим.
Фарисей вышел из храма с тем же гордым, холодным сердцем, с которым входил туда. Он не был оправдан пред Богом. Иисус прямо говорит нам – мы не можем получить спасение благодаря собственным заслугам. Мытарь, напротив, был полностью оправдан. Раскаивающийся грешник, смиренно ищущий Божьей милости, найдёт её. Таким образом, результат их молитв был абсолютно противоположным.
Смирение – качество, которое Бог поощряет более всех других. Это одно из самых важных качеств христианина. Иисус сказал: “ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится”.
Если вы ещё не приняли Христа, знайте, вы можете войти в царство возлюбленного Сына прямо сейчас, также как мытарь. Вы можете получить новую жизнь во Христе, раскаявшись в своих грехах, попросив прощения за них, чтобы следовать за Христом, и принять Христа в своё сердце. Каждый из нас, верующих, сделал это, и мы продолжим строить нашу жизнь во Христе всю нашу жизнь.
Тор Квистперевод Алёны Гальцевой
462