El greco

Детство и юность

О первых 25 годах жизни Доменико известно немногое. Он появился на свет приблизительно в 1541 году. Отцом будущего живописца Георгиос был сборщиком налогов, благодаря ему мальчик смог получить достойное образование. О его матери не известно ничего, кроме того, что она родилась в Греции.

Сын Теотокопули был любознательным, увлекался чтением. Позднее он начал общаться с известными учеными, собрал библиотеку из 130 книг. Художник владел испанским, итальянским и греческим языками, читал и говорил на латыни. Еще в школьном возрасте он начал рисовать.

Искусствоведы предполагают, что мастерству живописи Греко учился у иконописцев острова. В 1560 году он перебрался в Венецию, где стал учеником Тициана. Почти через десять лет художник переехал в Рим, чтобы изучать архитектуру. Там он увлекся маньеризмом, изучал работы Микеланджело, Тинторетто и Бассано.

Максим Петров

Take me, Spanish Caravan

«The Doors»

XVI столетие и Эль Греко могут гордиться друг другом. Для предисловия к небольшой книге этой фразы, в принципе, вполне достаточно. Да и в самом деле, лучше и лаконичнее не скажешь: мы прекрасно знаем, что любой художник принадлежит своему времени, «растет» из него, питается той нетленной пищей, которую ему предлагают виртуальные «закрома» его эпохи и, если все сложится, как надо, способен свою эпоху прославить и обессмертить. Эль Греко не является исключением из этого правила. Что касается «прославления» столетия, в котором прошла большая часть его жизни (он ненадолго, менее чем на полтора десятка лет заглянул и в XVII век), то в этом он, безусловно, преуспел. Живопись Испании шестнадцатого столетия прочно ассоциируется теперь именно с произведениями Эль Греко. Хотя рядом с ним жили и творили такие мастера, как Хуан де Хуанес, Пантоха де ла Крус, Хуан де Фландес, Санчес Коэльо, Наваретте, Котан, Рибальта но великая эпоха императора Филиппа II, победителя турок и строителя Эскориала, ассоциируется сегодня именно с Эль Греко. Ну, и с Тицианом, конечно, но Тициан действовал «на удалении», из Венеции и потому испанским художником считаться не может.

Эль Греко прибыл в Иберию, как странник, как скиталец, как завоеватель, мечтающий покорить этот суровый нравами край. Подобных путешественников в то время было множество. Бродяг, мореплавателей, купцов, сшивавших своими путешествиями, словно прочными нитями, лоскутки средиземноморских стран. Великие рыцарские романы, герои которых неизменно странствуют в поисках лучшей доли, — «Неистовый Орландо», «Освобожденный Иерусалим», «Эротокрит», «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский«, были созданы (плюс-минус несколько десятилетий) современниками художника. Параллельно в Европе развивался менее серьезный, но не менее репрезентативный жанр «плутовской» роман, персонажи которого тоже постоянно перебираются с места на место, выбирая для себя те, что получше. Это говорит о том, что путешествия тогда не просто были делом привычным, но являлись одним из важнейших элементов бытия, тщательно регламентированным и продуманным, и всячески поощрялись идеологами эпохи. Каждый отправлявшийся в путь нес с собой уникальный культурный заряд, «месседж», складывавшийся из опыта, знаний и умения эти знания использовать. Многое повидав прежде, чем осесть в Толедо в возрасте 36 или 37 лет, Эль Греко сумел в итоге превратить свой месседж в индивидуальный художественный стиль, столь узнаваемый и яркий.

Мы знаем об этом человеке мало. Вынуждены довольствоваться краткими и не всегда бесспорными фразами немногочисленных свидетельств тех, чьи дороги пересекались с дорогами Эль Греко. И по крупицам восстанавливать биографию художника. Известно, например, что он любил музыку, говорил на нескольких языках, писал тексты о живописи, скульптуре, архитектуре. К сожалению, все теоретические сочинения Эль Греко утрачены или, наоборот, пока еще не найдены. Возможно, если нечто подобное вдруг когда-либо случится, эти тексты помогут потомкам составить истинное представление о широте кругозора и сумме талантов живописца.

Но настоящая привлекательность и загадка Эль Греко заключается вот в чем. Сложно вообразить, чтобы кто-то из его современников, приехав в чужую страну, стал бы творить АБСОЛЮТНО иначе, нежели раньше, на родине, используя новые средства живописного языка, создав новую манеру письма. Эль Греко это удалось. Он соединил в своем творчестве Восток и Запад, навыки византийской иконописи и западноевропейской живописи. Он постоянно совершенствовался и достигал новых вершин, осваивал разные традиции и стили, припадал поочередно к нескольким источникам и не понаслышке знал, насколько глубок и прозрачен каждый из них.

Если сравнить Средиземноморье XVI столетия с огромным муравейником, где кипит жизнь и все находится в движении, то Эль Греко окажется в нем тем бесстрашным муравьем, которого внезапно налетевший ветер закинул подальше от родного дома. Пролетая над лугами и полями, он сумел разглядеть внизу много интересного и, приземлившись, запечатлел увиденное. Созданные им прекрасные образы рассказывают о мире неведомом и мистическом. О мире библейских истин и одиночества. Надлома и светлой печали. Гордости и любви. В них, как в зеркале, отражается вся неугомонная эпоха cinquecento. В них отражается и сам живописец.

А это значит, что XVI век и Эль Греко действительно могут друг другом гордиться.

21.10.2011 г.

Описание

Передний план

Версия классического сюжета Эль Греко отражает последнюю предсмертную борьбу Лаокоона и его сыновей. Лаокоон, центральная фигура картины, лежит в агонии на волнистых темных скалах переднего плана. Растянувшись на укороченном мертвом теле одного из своих сыновей, Лаокоон цепляется за жизнь, как змея кусает его за голову. Слева стоящий сын Лаокоона корчится от боли, извиваясь, когда змея проносится к его животу. По бокам сцены справа находятся Аполлон и Артемида , которые наблюдают за разворачивающейся ужасной сценой. Справа также появляется незаконченная фигура, состоящая только из головы и ноги.

Эль Греко исказил правила пропорции, изображая мифологических персонажей в виде вытянутых, искаженных фигур. Лаокоон растянулся в странном положении, неестественно вытянув ногу в агонии к изогнутому, напряженному телу своего сына. Искаженные фигуры с их мутной желто-зеленой окраской наполняют сцену чувством страдания и смятения. Темные зловещие скалы на переднем плане усиливают эмоциональную атмосферу.

Задний план

Эль Греко противопоставляет классический сюжет мрачному виду Толедо. Использование Эль Греко Толедо в качестве фона для его изображения смерти Лаокоона может быть основано на местном фольклоре о том, что жители Толедо произошли от троянцев. На картине троянский конь движется к городу, что напоминает о неудачной попытке Лаокоона убедить своих соотечественников в ловушке. Эль Греко изображает город Толедо как мир страданий, используя цвета, чтобы создать ощущение обреченности. Высокая линия горизонта и стоящие фигуры на концах картины создают вертикальную композицию. Угрожающее небо, в котором преобладают бурные оттенки серого и клубящиеся облака, нависает над Толедо и создает жуткий фон, который усугубляет страдания переднего плана.

Творчество Эль Греко

С 1585 г. мастер, чтобы поддержать привычный уровень жизни, арендовал одно крыло дворца у маркиза де Вильены. Покупателям он называл огромную сумму, в которую оценивал свои произведения. Это несколько раз заканчивалось судебными процессами между мастером и заказчиками.

Случались и другие неприятности. Служители церкви неоднократно высказывали претензии к картинам мастера. Они настаивали, чтобы произведения, исполненные по заказу церкви, соответствовали традиционным ортодоксальным принципам изображений.

Но слава мастера росла с каждым днем. Он продолжал получать большие заказы от богатых клиентов. В это время Толедо был известен далеко за пределами Испании. Хороших живописцев здесь было мало.

Художник пытался привлечь к себе внимание не только горожан, но и сеньоров со всей Испании. Особенно он мечтал обратить внимание на свои творения могущественного Филиппа II, слывшего ценителем живописи

Король подыскивал мастеров для росписи интерьеров дворца, который был возведен вблизи Мадрида. Закладка фундамента прошла в 1563 г. Приезд мастера связан с его стремлением поучаствовать в оформлении интерьеров. Сюда прибыло много мастеров, в т.ч. и великий Тициан.

«Мученичество святого Маврикия». 1580-1582, Монастырь де Эль Эскориал, Мадрид

Главную сцену сюжета Эль Греко «удалил» вглубь полотна. На переднем плане написал св. Маврикия с друзьями, когда они единодушно решают отдать жизнь за истинную веру. Получилось, что традиционное толкование сюжета художник принес в жертву своему стилю.

«Кающаяся Магдалина» 1594, Национальный музей изобразительных искусств, Будапешт

Последние годы жизни

Эль Греко возвратился в Толедо навсегда. Он активно работал в 1597 — 1607 г.г., когда началась массовая перестройка храмов. И это открыло для него огромное поле деятельности. Слава мастера пересекла границы Испании и ему стали поступать заказы из соседних европейских стран.

В 1603 г. он принял заказ на создание алтарного образа для госпиталя в окрестностях Толедо. Вновь последовало разбирательство об оплате, которое мастер проиграл.

В конце жизни для живописца наступила черная полоса. Возникли проблемы со здоровьем, мучили финансовые проблемы. Его осаждали многочисленные кредиторы, он не мог оплатить аренду жилья.

Эль Греко скончался в 1614 г. и был похоронен в храме Санто-Доминго. Но церковные дрязги продолжились. Сын вынужден был перевезти прах отца в монастырь Сан-Торквато. Этот монастырь подвергся разрушению в XIX в. Могила художника не была найдена, но память об этом величайшем живописце пережила века.

Спас на убрусе — плат Вероники

Categories: Спас на убрусе (Св. Мандилион). Симон Ушаков. 1658 г.Восточный вариант сказания о Нерукотворном образе прослеживается в сирийских источниках с IV века. Нерукотворный образ Христа был запечатлён для царя Эдессы (Месопотамия, современный г. Шанлыурфа, Турция) Авгаря V Уккамы после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Таким образом, согласно преданию, Мандилион стал первой в истории иконой.Ганс Мемлинг. Святая ВероникаЗападный вариант легенды возник по разным источникам от XIII до XV в., вероятнее всего, в среде францисканских монахов. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме.Head of Christ on a Cloth by unknown artistCollection: Newstead Abbey

Спас Нерукотворный — плат Вероники

Предполагают, что имя Вероники представляет собой искаженное от латинского vera icon («подлинный образ») — так называли «плат Вероники», отличая его от других образов Христа. Впервые рассказ о святой Веронике появляется в апокрифических Деяниях Пилата, относящихся к IV или V веку.Weyden, Rogier Van DerОбраз и деяния святой Вероники послужили тому, что ее почитают как покровительницу фотографов и фотографии. Поэтому этот день любители и профессионалы фотодела отмечают как день фотографа.Эль Греко

Всемирный день фотографии (World Photography Day) ежегодно отмечается во многих странах 19 августа. В этот день в 1839 году правительство Франции, купившее патент французского химика и изобретателя Луи Жака Манде Дагера о методе получения отпечатка (дагерротипа), сделало открытие дагерротипа достоянием мировой общественности — другими словами, широкий круг обывателей узнал об изобретении прототипа фотографии — дагеротипии

(http://www.podolsk.ru/news/p2_articleid/2735)

Существуют теории, связывающие Нерукотворный образ Спасителя с другой известной общехристианской реликвией — Туринской плащаницей. Плащаница представляет собой ростовое изображение Христа на холсте.

Выставляемый в Эдессе и Константинополе плат с изображением лика Спасителя, согласно теориям, мог быть плащаницей, сложенной несколько раз, таким образом, оригинальная икона могла быть не утеряна во времена крестовых походов, а вывезена в Европу и обретена в Турине.

Плат ВероникиVeil of Veronica» (anonymous artist) (17th c.); Cathedral of Évora, PortugalМастер легенды св. Урсулы, 1480-1500

Взято у clement в Cв. Вероника

В поисках опоры: Толедо, Испания

В Мадриде Эль Греко пытался получить королевское покровительство от короля Филиппа II, но безрезультатно, поэтому он перешел в Толедо, где он, наконец, начал находить историю успеха, которую запомнит, и где он будет рисовать свои шедевры.

В Толедо Эль Греко встретился с Диего де Кастилья, деканом собора в Толедо, который поручил Эль Греко нарисовать группу работ для алтаря церкви Санто-Доминго-эль-Антигуо (такой как Троица). и Успение Богородицы, оба 1579). Кастилья также способствовала совершению «Разоблачения Христа» (1579), и эти картины станут частью Эль Греко самые совершенные шедевры. (К сожалению, цена, которую Эль Греко потребовал за «Разоблачение Христа», привела к спору, и он так и не получил еще одну сопоставимую комиссию от Кастилии.)

Независимо от того, откуда теперь пришли комиссии, Эль Греко начал Дико успешную карьеру в Толедо проделал и такой знаковый труд, как Св. Себастьян (1578), Св. Петр в слезах (1582) и «Погребение графа Оргаза» (1588). В частности, «Погребение графа Оргаза» инкапсулирует искусство Эль Греко в том смысле, что оно изображает призрачный опыт, превосходящий известное и раскрывающее то, что существует в духовном воображении. Это одно из самых знаменитых произведений Эль Греко, в котором дихотомия неба и земли, погребения и духовного мира, ожидающего свыше,и он взял его художественное видение за пределы того, что он ранее был в состоянии достичь.

Другая известная работа этого периода — «Вид Толедо» (1597), который считается первым пейзажем в испанском искусстве. Это также один из немногих, если не единственный, сохранившийся пейзаж, созданный Эль Греко, который редко отклоняется от религиозных сюжетов и портретов.

Творческий путь

За несколько лет юноша успел научиться масляной живописи, в его картинах присутствовали черты венецианского колоризма. Примечательно, что он часто скептически высказывался в адрес других художников, хотя и был подвержен их влиянию. Свои полотна живописец подписывал полным именем, однако при встрече представлялся людям «Эль Греко» для удобства.

В Риме Доменико встретил Джулио Кловио. Люди искусства быстро подружились, новый приятель даже отправил запрос кардиналу Алессандро Фарнезе, чтобы тот позволил Греко остаться в городе. Правитель был восхищен работами художника, он предложил тому пожить при дворе.

В общей сложности Теотокопули провел в Риме 7 лет. В 1572 он стал членом Академии святого Луки, подружился с местными теологами. В том же году он открыл студию вместе с другими живописцами. Но у них не было заказов, картины не пользовались спросом. Из-за разногласий между коллегами студию пришлось закрыть.

Чуть позднее художник познакомился с испанцами, которые уговорили его переехать в Мадрид. Там он хотел получить работу при дворе короля Филиппа II, но эта затея не увенчалась успехом. Еще в 1573 он предоставил правителю эскиз полотна «Мученичество святого Маврикия», но тот не был впечатлен. Король передал заказ Ромуло Чинчинатто, отказавшись от услуг Эль Греко.

Исцеление слепого

Одна из ранних работ Эль Греко «Исцеление слепого» была написана во время пребывания художника в Италии — Венеции или Риме. В течение многих лет картина приписывалась Тинторетто, а затем Веронезе; только в конце 1950-х годов эксперты наконец объявили, что ее автор все-таки Эль Греко. Это одна из трех картин, созданных на одну и ту же тему и изображающих Христа, одетого в розовое и синее, исцеляющего слепого человека, который преклонил колени. Есть две группы слева и справа, плюс два мужчины и женщины на переднем плане и на заднем плане. Художественное произведение не закончено. В данный момент его можно увидеть во всем его блеске в Нью-Йоркском Метрополитен-музее.

Исцеление слепого,1570

Поздние годы и наследие

Эль Греко более поздние работы отмечены преувеличенными и часто искаженными фигурами, простирающимися за пределы реалий человеческого тела (это то, что современные зрители обычно находят настолько привлекательными). Среди них «Поклонение пастухов» (1599 г.), «Концерт ангелов» (1610 г.) и «Открытие пятой печати» (завершено в 1614 г.). Пятая Печать, в частности, вызвала большие дебаты,так как было высказано предположение, что это оказало влияние на Пикассо Les Demoiselles d ‘Avignon, часто считавшегося первой кубистической картиной.

Влияние Эль Греко на эволюцию Пикассо — лишь одна нить его влияния. Скрученные фигуры и дерзкие, нереальные цвета, которые составляют основу искусства Эль Греко, повлияли на множество художников: от кубистов, следующих за Пикассо, до немецких экспрессионистов и абстрактных импрессионистов после них. Его работы также вдохновили тех, кто находится за пределами живописи, таких как писатели Райнер Мария Рильке и Никос Казандзакис. Эль Греко умер 7 апреля 1614 года, недооцененный в свое время, когда мир искусства ждал 250 лет, прежде чем принять свой статус мастера. Авиньон часто считается первой кубистической живописью.

Биография

Трудно сказать, какой стране принадлежал он. Родился в греческой семье на острове Крит, в то время венецианской провинции. Его подлинное имя Доменико Теотокопули. В детстве обучался иконописи, а в юности переехал в Венецию, где в мастерской Якопо Тинторетто осваивал классическую манеру живописи и рисунка.В Италии работало немало признанных мастеров изобразительного искусства. Доменико оказался в ряду «середнячков». Его картины не пользовались успехом. Перебравшись из Венеции в 1570 году в Рим, набрался знаний и мастерства. За эти 10—12 лет известным художником он стал, хотя и не особенно знаменитым. Итальянские художественные школы его не устраивали, так же как подражание признанным стилям. По-видимому, он обладал сильным и независимым характером.В 1577 году Доменико переехал в Мадрид. С этого началась новая полоса не только в его жизни, но и в творчестве. Имя его тоже изменилось: его называли здесь Эль Греко. За несколько лет произошло чудесное превращение средней руки итальянского живописца в гениального испанского. Он окончательно обосновался в Толедо, который, правда, уже стал терять недавнее могущество.Восприятие произведений искусства всегда индивидуально. Сказываются вдобавок социальные и политические факторы. И дело не только в содержании, скажем, картины, но и в стиле художника. Эль Греко выработал настолько своеобразную манеру письма, что она вызывала споры даже в XX веке. Например, в Большой Советской энциклопедии 1952 года Эль Греко посвящена небольшая статья, где сказано: «Первые написанные в Испании картины Греко еще обладали жизненными чертами, свойственными его работам итальянского периода („Снятие одежд с Христа“, 1579… и др.). Но искусство Греко, особенно его религиозные картины, приобретало все более и более отвлеченно-идеалистический характер; образы становились далекими от жизни, фигуры — бесплотными, их пропорции — подчеркнуто вытянутыми, краски — холодными и мерцающими, линия рисунка — изломанной и беспокойной».Но в те же годы в том же СССР искусствовед Т. Каптерева иначе осмыслила творения этого живописца:»Позднее творчество мастера — период приблизительно с 1605 года до его смерти в 1614 году представляет, по существу, принципиальную антитезу новой эпохе и довольно редкий пример искусства, которое не имело почвы для дальнейшего развития. В поздних произведениях Греко углубляется его трагическое и экспрессивное мироощущение, а субъективное заостряется…Нельзя согласиться с мнением некоторых исследователей, что субъективизм его творчеств вел лишь к мистическим «прозрениям» души. Поздние произведения мастера обладают гораздо более сложным содержанием, отражая в косвенной форме трагические противоречия кризисной эпохи. Он достиг в них огромной впечатляющей образной силы. В своем искусстве Эль Греко дал пример дальнейшего развития субъективного восприятия мира и в предельном заострении исчерпал его до конца, найдя при этом возможности для выражения истинной красоты. Не случайно Греко словно сжигал себя в своем искусстве: его мировосприятие все сильнее окрашивалось чувством безысходности, изобразительные приемы принимали все более фантастический, ирреальный характер.

Страница 1 из 3 | Следующая страница

Другие биографии:

Эль Греко Тинторетто Джованни Беллини Тициан Джотто

Детство и юность

Греческая семья, в которой в 1541 году родился будущий творец испанского мистицизма в живописи, ни в чем не нуждалась. Глава семьи зарабатывал не только торговлей, но и сбором налогов. Сыновья Доменико и Мануссос получили превосходное по меркам той эпохи образование. Есть свидетельства о том, что они учили древнегреческий и латинский языки.

Эль Греко

Когда Доменико было 15 лет, отец умер. Забота о семье легла на плечи старшего брата, художника Мануссоса. Впоследствии всю жизнь он посвятил торговле. Доменико же выбрал путь искусства. В Кандии действовала гильдия живописцев. К сообществу примкнул и юноша.

Портрет Кардинала Гевара

Эль Греко постигла участь многих художников — старость в бедности. Все, что осталось к его закату от былой роскоши — это огромная библиотека и коллекция гравюр. Эти сокровища перешли по наследству его сыну Хорхэ Мануэлю. У него было всего несколько учеников, которые просто старательно копировали манеру мастера и, постепенно пришли к маньеризму. Так уж получилось, что его искусство, поддерживаемое силой его личности, после его смерти было предано забвению. Его сын, пошедший поначалу по стопам отца, оставил живопись ради архитектуры. Немного позже лишь Веласкес, оценив пронзительность портретов Эль Греко, смог использовать его находки в портрете папы Иннокентия Х. 

Заново Эль Греко смогли оценить лишь в конце 19-го века. А в 20-ом веке уникальный и новаторский стиль гениального греческого художника занял достойное место среди величайших творцов.

Стиль

Деталь

После своего первоначального обучения византийским иконописцем на своей родине, Крите, Эль Греко учился в Венеции и Риме, где экспериментировал с венецианскими «колорито» и композиционными техниками эпохи Возрождения. Однако Эль Греко переехал в Испанию в 1576 году, а в 1577 году поселился в Толедо в качестве церковного художника. В Толедо Эль Греко отточил свой эклектичный стиль, став ведущим художником в движении маньеристов и положив начало испанскому художественному ренессансу. Оба эти стиля очевидны в Лаокооне , единственном изображении мифологического сюжета Эль Греко. Классический по своей тематике, Лаокоон отражает политические, религиозные и художественные преобразования пост-ренессансного общества.

Хотя намерения и послание Эль Греко обсуждаются, Лаокоон отражает явное маньеристское влияние. Маньеризм, зародившийся в Италии в 1520-х годах, отразил религиозные потрясения протестантской Реформации. Хаос и духовная неопределенность эпохи заставили художников-маньеристов отвергнуть баланс и пропорциональность художников Высокого Возрождения, таких как Микеланджело, и вместо этого изображать удлиненные фигуры. Маньеризм достиг своего апогея с Эль Греко, что видно по искаженным, искаженным фигурам Лаокоона и его сыновей и гипер-элегантности богов справа.

Наполнение ярких религиозных тем, характерных для работ Эль Греко во время его испанского периода, можно увидеть в Лаокооне . Хотя картина может быть намеком на местные традиции или комментарием к Реформации, Лаокоон содержит бесспорную духовную атмосферу. Мучительные фигуры на ужасающем фоне передают сильную эмоциональную атмосферу. Сочетание глубоких религиозных тем с чертами маньеризма стало определяющей частью искусства испанского Возрождения.

Вдохновение

Картина маслом Лаокоона Эль Греко представляет собой влияние классической мифологии и артистизма.

Классическая мифология

Согласно греко-римской мифологии, Лаокоон был фигурой в Троянской войне, развязанной между ахейцами (греками) и троянцами. Рассказ Лаокоона появляется во многих из многочисленных классических текстов о Троянской войне. В частности, Лаокоон — второстепенный персонаж в « Энеиде » римского поэта Вергилия и « Эпическом цикле» , отдельном сборнике древнегреческих эпических поэм.

Приписывается: Агесандру , Афинодоросу и Полидору , Лаокоону и его сыновьям . Классическая группа Лаокоона . Поздний эллинистический ), c. 160 г. до н.э. и 20 г. до н.э., Белый мрамор , Музей Ватикана.

Лаокоон оказался вовлеченным в войну после того, как греческие солдаты, разочарованные своей неудачной десятилетней осадой города, изобрели уловку, чтобы положить конец войне: полый троянский конь, заполненный греческими солдатами. Лаокоон попытался предупредить своих соотечественников, что лошадь была «смертельным обманом», а не подарком, но троянцы не прислушались к предупреждению. Полагая, что война окончена, троянцы триумфально занесли коня в свои городские стены и инициировали серию катастрофических событий, которые привели к разграблению Трои.

Классическая скульптура

Лаокоон был убит божественной казнью богов, которые поддержали греков в Троянской войне и послали в наказание морских змей. Смерть Лаокоона изображена на знаменитой монументальной эллинистической скульптуре, известной как Лаокоон и его сыновья . Мраморная скульптура I века до н.э. была создана Афинадоросом, Агесандром и Полидоросом Родосским. Группа Лаокоона фиксирует кульминационный момент, когда Лаокоон издает мучительный вопль и борется вместе со своими сыновьями против морских змей Афины. Скульптура, обнаруженная в Риме в 1506 году, очаровала художников эпохи Возрождения своими идеализированными пропорциями и изящными мускулистыми фигурами. Лаокоон и его сыновья, скорее всего, послужили художественным вдохновением для Эль Греко, который изобразил предмет во время своего «испанского периода».

Святой Мартин и нищий

Там же в Национальной галерее искусств находится и картина «Святой Мартин и нищий». На ней мы видим солдата, который отдает половину своего плаща нищему. Согласно преданию, Христос посетил Мартина во сне, сказав ему, что он сделал для этого человека, он сделал для самого Христа; после этого Мартин посвятил себя христианству. Поместив на передний план главные действующие лица, художник разместил на заднем плане виды Толедо, таким образом соединив реальное и ирреальное

Обратите внимание на облака, напоминающие крылья за спиной Мартина, которому уготована судьба стать одним из самых почитаемых в Европе святых. Святой Мартин и нищий, 1597-1599

Эль Греко: биография

Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 г. на о. Крит. Долгое время он жил в Испании, где стал представляться как Эль Греко. Но подпись на своих произведениях пишет по-гречески, указывая настоящее имя.

До 25 лет о его биографии практически ничего не известно. Отец — сборщик налогов, мог дать сыну хорошее образование. Позже Эль Греко подружился с известными учеными. В его домашней библиотеке было более 130 рукописей по разным сферам науки на пяти языках. Факт, который может сказать о многом.

В архивах 1566 г. обнаружены документы, где его величают «мастер Доменико Теотокопули». Сохранились работы того периода, где его произведения в традициях икон Византии. Хотя это, конечно, выглядит достаточно странно, потому что семья мастера посещала римскую католическую церковь.

В 1568 г. мастер на пару лет перебрался в Венецию. Некоторые архивные документы указывают на то, что он обучался у великого Тициана.

Эль Греко провел в Риме 5-6 лет. Он познакомился с живописцем Дж. Кловио, по просьбе которого кардинал Фарнезе поселил его в своем дворце.

В 1572 г. художник был принят членом гильдии св. Луки и периодически наведывался в Венецию. Там он познакомился с видными религиозными деятелями. Служащий кардинала Орсини, купил у мастера семь больших картин. Но больше выгодных заказов не поступало. Это стало главной причиной отъезда в Толедо.

Толедо

Здесь дела быстро наладились. В 1577 г. он завершил «Успение Богородицы». Затем приступил к созданию образа «Снятие одежд с Христа». Это полотно, представленное на суд зрителя в 1579 г., стало популярно. Мастер долгое время писал с него копии, которые быстро раскупались.

«Совлечение одежд с Христа». 1577–1579 . Толедский собор, Толедо, Испания

В Толедо мастер женился на Иерониме де лас Куэвас. Брак не был зарегистрирован в мэрии. По этой причине в городе ходили всевозможные догадки и невероятные слухи.

Одни говорили, что иностранец не получил нужные для заключения брака документы. Другие шепотом рассказывали, что он женат, но оставил семью на произвол судьбы. Однако личная жизнь мастера остается тайной.

Имя живописца встречается во многих архивах по поводу его договоров на исполнение заказов. Но в архивах не удалось найти ни одного письма самого мастера.

“Вид Толедо перед грозой” 1610-1614. Метрополитен-музей Нью-Йорк

Эль Греко был умным человеком, но часто гордился тем, что создает величественные произведения искусства. Иногда это было похоже на высокомерность.

Эль Греко: биография

Для испанского языка фамилия Теотокопулос была слишком сложной, поэтому после переезда в Толедо художник стал называть себя Доменико Греко, или просто Эль Греко. Псевдоним отражал происхождение – он появился на свет на Крите, а второй родиной для него стала Испания.

Предполагаемый портрет Эль Греко

Здесь в конце 16 – начале 17 века живописец создал известные во всем мире полотна, в том числе «Погребение графа Оргаса» и «Снятие пятой печати», которые считаются образцами маньеризма. Напряженная композиция, контраст красок и множественность источников света – все в произведениях Эль Греко работало на достижение и выражение наивысшей драматичности. Его наследие повлияло на деятелей искусства, в том числе Пабло Пикассо, Поля Сезана, Эдуарда Мане.

Последние годы

В 1577 г. живописец отправился в Толедо, где и прожил до конца своей жизни. Там его ждал успех, начавшийся со знакомства с деканом собора Диего де Кастилья. Священнослужитель попросил Теотокопули расписать алтарь. Эта работа принесла ему известность среди дворян.

Эль Греко не смог выдержать искушение популярностью. С 1585 года он начал бездумно тратить все заработанные деньги. Художник брал в аренду дворцы у маркизов, требовал огромные суммы за свои полотна, вел себя крайне вызывающе.

В 1607 г. живописец узнал о том, что он тяжело болен. На лечение ушло много денег, постепенно Доменико обнищал. Его имя часто упоминалось в финансовых документах, художник брал взаймы у друзей и знакомых. С 1609 по 1611 год он не мог платить за аренду квартиры, в итоге лишился ее. Эль Греко умер седьмого апреля 1614 года в Толедо, его похоронили в монастыре Сан-Торквато. Позднее здание было разрушено, а останки живописца — навсегда утеряны.

Художник никогда не был женат, но ходили слухи о его отношениях с Жеронимой де лас Куевас, она даже жила вместе с Теотокопули. В 1578 г. девушка родила сына Хорхе Мануэля, который также стал художником. Впоследствии именно ему досталось все имущество живописца.

Биография Эль Греко

Грек по происхождению. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. В 1567-1570 жил в Венеции, возможно, был учеником или последователем Тициана, испытал влияние Тинторетто, Я. Бассано, посетил Парму, где высоко оценил Корреджо. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Луки. Пребывание в Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника, связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов. С 1577 жил и работал в Испании.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector