Джотто
Содержание:
- Джотто ди Бондоне – биография
- Святой Франциск в творчестве Джотто, Ассизи
- Биография Джотто ди Бондоне
- дальнейшее чтение
- Творчество и слава
- Энергетика и напряжённость
- Поздние работы и смерть
- Джотто Ди Бондоне
- Джотто ди Бондоне: биография и творчество, видео
- Знаменитые картины Джотто: «Мадонна во славе»
- Картины Джотто ди Бондоне
- До Джотто
- Придание библейским персонажам телесности
- Другие персонажи и скрытые символы
Джотто ди Бондоне – биография
Джотто ди Бондоне родился в 1266 или 1267 г. в деревне Веспиньяно недалеко от Флоренции в семье мелкого землевладельца. Предположительно в возрасте 10 лет Джотто начал учиться живописи в мастерской Чимабуэ, известного флорентийского живописца.
Джотто был гражданином Флоренции, хотя работал также в Ассизи, Риме, Падуе, Неаполе и Милане. Его талант художника и практическая деловая хватка обеспечили ему солидное состояние. Несмотря на то, что мастерская Джотто процветала, история сохранила всего лишь несколько полотен, подписанных его именем, да и те, по мнению специалистов, скорее всего принадлежат кисти его помощников.
Яркая личность Джотто выделяется среди итальянских мастеров Проторенессанса, прежде всего, склонностью к новаторству, к созданию новой художественной манеры, предопределившей классический стиль грядущей эпохи Возрождения. Его живопись воплощает в себе идею человечности и несет первые зачатки гуманизма.
В 1290—99 гг. Джотто создал росписи Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи — 25 фресок, живописующих сцены из Ветхого Завета, а также эпизоды из жизни Франциска Ассизского («Чудо источника»). Фрески отличаются наглядностью, незамысловатой повествовательностью, наличием бытовых деталей, придающих жизненность и естественность изображаемым сценам. Отвергнув господствовавший в искусстве того времени церковный канон, Джотто изображает своих персонажей похожими на реальных людей: с пропорциональными, приземистыми телами, круглыми (а не удлиненными) лицами, правильным разрезом глаз и т.п. Его святые не парят над землей, а прочно стоят на ней обеими ногами. Они помышляют скорее о земном, чем о небесном, переживая вполне человеческие чувства и эмоции. Впервые в истории итальянской живописи душевное состояние героев живописного произведения передается мимикой лица, жестами, позой. Вместо традиционного золотистого фона на фресках Джотто изображен пейзаж, интерьер или скульптурные группы на фасадах базилик. В каждой композиции художник изображает лишь один момент действия, а не последовательность различных сцен, как это делали многие его современники.
В начале 1300-х гг. художник посетил Рим. Знакомство с позднеантичной живописью и произведениями П. Каваллини способствовало становлению его творческого метода.
Творческие достижения Джотто получили дальнейшее развитие в росписях капеллы Скровеньи (капеллы дель Арена) в Падуе, выполненных им в 1304—06 гг. Расположенные на стенах капеллы в 3 яруса, фрески живописуют сцены из жизни Иоакима и Анны («Иоаким среди пастухов», «Жертвоприношение Иоакима», «Сон Иоакима», «Встреча у Золотых Ворот»), Девы Марии и Христа («Рождество», «Поклонение волхвов», «Бегство в Египет», «Избиение младенцев», «Крещение Христа», «Воскрешение Лазаря», «Иуда, получающий плату за предательство», «Поцелуй Иуды», «Несение креста», «Распятие», «Оплакивание Христа», «Воскресение»), а также сцены Страшного Суда. Эти росписи — главное произведение и вершина творчества художника.
В 1300—02 гг. Джотто выполняет росписи в церкви Бадия во Флоренции.
К 1310—20 гг. исследователи относят знаменитый алтарный образ «Мадонна Оньиссанти». Композиция не подписана, однако исследователи единодушно приписывают ее Джотто.
В 1320-е гг. Джотто создает росписи капелл Перуцци и Барди во флорентийской церкви Санта-Кроче на темы житий Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста и Франциска Ассизского («Стигматизация св. Франциска», «Смерть и вознесение св. Франциска»).
В 1328—33 гг. Джотто при посредстве многочисленных учеников делал росписи при неаполитанском дворе короля Роберта Анжуйского, который пожаловал художнику титул «придворного».
С 1334 г. Джотто руководил строительством собора Санта-Мария дель Фьоре и городских укреплений во Флоренции, чем снискал широкое признание среди современников и граждан Флоренции. Джотто приписывают проект кампанилы (колокольни) флорентийского собора (начата в 1334 г., строительство продолжено в 1337—43 гг. Андреа Пизано, завершено около 1359 г. Ф. Таленти).
Джотто был дважды женат и имел восемь детей.
В 1337 г. Джотто умер.
Интересует реклама, продвижение сайтов в Самаре если есть специалисты отзовитесь.
Tags: Джотто ди Бондоне
На главную
This entry was posted on Thursday, April 9th, 2009 at 14:12 and is filed under Художники. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed.
Both comments and pings are currently closed.
Святой Франциск в творчестве Джотто, Ассизи
Примерно за сто лет до вышеупомянутой эпохи в Италии в городке Ассизи жил некий Франциск, сначала обычный гражданин из богатой семьи, затем учитель и проповедник, выбравший путь покаяния и нищенствования. Обличение развращённой церкви, лечение больных и прокажённых, душеспасительные проповеди стали его целью. Своей жизнью, полной мук и лишений, он обозначил новую эпоху католицизма.
В память о Франциске, причисленному к лику святых, через два года после его смерти, в 1228 году, в Ассизи начали строить величественный храм. По окончании строительства в 1253 году началась отделка, которая продлилась не одно десятилетие. Глава францисканского ордена пригласил расписывать церковь именитого мастера Чимабуэ (около 1278 года), а затем и его ученика Джотто (в 1282 году), который уже зарекомендовал себя как талантливый художник. Вообще обширный фресковый цикл в церквях храма святого Франциска начал создаваться около 1260 года, последняя фреска датирована 1368 годом.
В Ассизи случится не такое уж редкое явление в истории расстановки сил в паре учитель-ученик: фрески молодого художника затмят работу его почтенного наставника. Споры искусствоведов относительно авторства привели к убеждению, что большинство фресок, повествующих о жизни Франциска (которых 28), это работы Джотто. Такой вывод базируется на анализе дальнейшего творчества живописца, в котором активно будут использоваться ассизские художественные приёмы: реалистичность деталей, в основном написанных с натуры, последовательное повествование согласно хронологии событий.
Биография Джотто ди Бондоне
Родился в 1267 году предположительно недалеко от городка Виккьо, расположенного к востоку от Флоренции, в деревне Колле ди Веспиньяно. Есть и иные предположения о дате рождения Джотто вплоть до 1275 года. Вазари утверждал, что Джотто родился в 1276 году. Но наиболее вероятно, что художник умер в 1337 году (согласно Антонио Пуччи) в возрасте семидесяти лет. Отец будущего художника носил имя Бондоне (ум. 1311/1313) и был крестьянином. Позднее Джотто приобрёл в Веспиньяно земли и дома. По другой версии Джотто родился во Флоренции, в приходе церкви Санта Мария Новелла, в квартале Святого Панкратия. Неоднократно во флорентийских документах художник упоминается как del popolo di Santa Maria Novella. Его же отец, по этой версии, был кузнецом. Имя Джотто, возможно, сокращение от Анджиолотто либо Амброджотто.
По сообщению Вазари, был учеником Чимабуэ, эту точку зрения подвергают сомнению современные исследователи. Рассказ о том, что Чимабуэ увидел юного пастушка Джотто, рисующим овцу, и восхитился его талантом, ныне считается литературной легендой.
По словам же Вазари, Чимабуэ и Джотто вместе работали над фресковыми росписями в церкви Сан Франческо, в Ассизи, и второй превзошёл первого.
В одном из документов 1301 года Джотто назван владельцем дома во Флоренции. К этому времени Джотто уже вступил в брак. Имя супруги — Чиута ди Лапо дель Пела. У них было восемь детей, один из сыновей стал живописцем.
дальнейшее чтение
- Бандера Бистолетти, Сандрина , Джотто: полный каталог (I gigli dell’arte; 2) Cantini, Firenze 1989. ISBN 88-7737-050-5 .
- Базиль, Джузеппе (a cura di), Джотто: gli affreschi della Cappella degli Scrovegni a Padova , Skira, Milano 2002. ISBN 88-8491-229-6 .
- Беллози, Лучано , Ла Пекора ди Джотто , Эйнауди, Турин, 1985. ISBN 88-06-58339-5 .
- де Кастри, Пьерлуиджи Леоне , Джотто Наполи , Электа Неаполь, Неаполь 2006. ISBN 88-510-0386-6 .
- Коул, Брюс , Джотто и флорентийская живопись, 1280-1375 . Хью-Йорк: Харпер и Роу. 1976. ISBN 0-06-430900-2 .
- Коул, Брюс, Джотто: Часовня Скровеньи, Падуя . Нью-Йорк: Джордж Бразиллер, 1993. ISBN 0-8076-1310-X .
- Дербес, Энн и Сандона, Марк, ред., Кембриджский компаньон Джотто . Издательство Кембриджского университета 2004. ISBN 978-0-521-77007-1 .
- Флорес Д’Арсе, Франческа , Джотто . Нью-Йорк: Абвиль, 2012. ISBN .
- Фругони, Кьяра , L’affare migliore di Enrico. Джотто и капелла дельи Скровеньи (Saggi; 899). Эйнауди, Турин, 2008. ISBN 978-88-06-18462-9 .
- Gioseffi, Дечио , Джотто Architetto , Edizioni ди Comunità, Милан +1963.
- Нуди, Чезаре , Джотто , (I sommi dell’arte italiana) Мартелло, Милан, 1958.
- Лэдис, Эндрю , Джотто «O: повествование, фигурация и изобретательность в арене» , штат Пенсильвания, штат Пенсильвания, Университетский парк, Пенсильвания, 2009. ISBN 978-0271034072 .
- Мейс, Миллард , Джотто и Ассизи , издательство Нью-Йоркского университета, 1960.
- Пизани, Джулиано . I volti segreti di Giotto. Le rivelazioni della Cappella degli Scrovegni , Риццоли , Милан, 2008 г .; Editoriale Programma 2015, стр. 1–366, ISBN 978-8866433538 .
- Раскин, Джон , Джотто и его работы в Падуе , Лондон, 1900 (2-е изд. 1905).
- Тинтори, Леонетто и Мейс, Миллард, Картина из жизни Святого Франциска в Ассизи, с примечаниями к часовне Арены , издательство New York University Press, 1962.
- Сирен, Освальд , Джотто и некоторые из его последователей (английский перевод Фредерика Шенка). Издательство Гарвардского университета, Кембридж (Массачусетс), 1917.
- Вольф, Норберт, Джотто ди Бондоне, 1267-1337: Обновление живописи . Лос-Анджелес: Taschen 2006. ISBN 978-3-8228-5160-9 .
Творчество и слава
Джотто заработал прекрасную репутацию, теперь репутация работает на него. Он много путешествует по всей Италии, пишет по заказу короля Неаполя, банкиров Флоренции, знати Милана, аретинских церквей и даже для Папы римского.
Вымысел или правда, но известно, что Папа, подыскивая мастеров для работы в Вечном городе, прослышал о необыкновенном мастере Джотто и послал к нему своих гонцов. Они потребовали от уже именитого и уверенного в себе художника подтверждений – рисунков, по которым можно было бы судить о мастерстве живописца. Остроумный художник взял кисть, макнул её в красную краску, локоть приставил к боку, затем ловко, одним движением изобразил идеальную окружность. И спокойно добавил, что больше никаких подтверждений не будет. Весёлый итальянский народ тут же придумал пословицу, которой характеризовались простофили: «Ты даже круглее, чем джоттовское О».
Репутация Джотто шагнула и за пределы Италии – он побывал во Франции.
Энергетика и напряжённость
Всегда о Джотто говорят с некой иронией: «Что открыл Джотто?». Например, в «Амаркорде» у Феллини, когда в школе учительница по искусству спрашивает о том, что создал Джотто, ученики хором кричат: «Перспективу». Это очень смешно. Ведь никакой перспективы Джотто не создал. Это неправильное утверждение. Он не перспективу создал, а другое пространство картины, где под пространством следует понимать действие, разворачивающееся перед зрителем.
Взгляните на фреску «Поцелуй Иуды». Там толпа народа. И эта толпа вошла в ночи. По тёмному небу факелы, горящие вправо и влево. Вы чувствуете движение на фоне неба. По тёмному небу эти огни, языки пламени колеблются, вы ощущаете волнение и наэлектризованность толпы. Что интересно в массовке? То, что она отнюдь не индифферентна. В этой массовке, если посмотреть внимательно, разработан почти каждый участник. Там есть просто невероятно переданные состояния.
Поздние работы и смерть
Гравюра по портрету Данте работы Джотто
В 1328 алтарных из Барончеллих часовен , Сант — Кроче, Флоренция , была завершена. Ранее приписываемый Джотто, теперь считается, что это в основном работа его помощников, в том числе Таддео Гадди , который позже расписал часовню фресками. В следующем году Джотто был вызван королем Робертом Анжуйским в Неаполь, где он оставался с группой учеников до 1333 года. Немногое из неаполитанских работ Джотто сохранилось: фрагмент фрески с изображением Оплакивания Христа в церкви Санта-Кьяра и Прославленный Мужчины , которые нарисованы на окнах Санта — Барбаре капелле Castel Nuovo , которые обычно приписывают его ученикам. В 1332 году король Роберт назвал его «первым придворным художником» с годовой пенсией. Также в этот период времени, по словам Вазари, Джотто написал серию о Библии; сцены из Книги Откровений были основаны на идеях Данте.
После Неаполя Джотто некоторое время оставался в Болонье , где написал полиптих для церкви Санта-Мария-дельи-Анджели и, согласно некоторым источникам, утраченное украшение капеллы в замке кардинала Легата. В 1334 году Джотто был назначен главным архитектором Флорентийского собора . Он спроектировал колокольню, известную как колокольня Джотто , начатую 18 июля 1334 года. Она не была полностью завершена по его проекту. До 1337 года он был в Милане с Аззоне Висконти , но никаких следов его работ в городе не осталось. Его последняя известная работа была сделана с помощью помощников: украшение капеллы Подеста в Барджелло , Флоренция.
В последние годы жизни Джотто подружился с Боккаччо и Саккетти, которые рассказали о нем в своих рассказах. Саккетти рассказал об инциденте, когда гражданское лицо поручило Джотто нарисовать щит своим гербом ; Джотто вместо этого нарисовал щит «вооруженный до зубов», в комплекте с мечом, копьем, кинжалом и доспехами. Он сказал этому человеку: «Пойдите в мир немного, прежде чем говорить об оружии, как если бы вы были герцогом Баварии», и в ответ был подан в суд. Джотто подал встречный иск и выиграл два флорина. В Божественной комедии , Данте признает величие его живой современник словами художника в Чистилище (XI, 94-96): «Чимабуэ полагал , что он держал в поле / В живописи, и теперь Джотто имеет крик, / Так слава первого не известна ». Джотто умер в январе 1337 года.
Джотто Ди Бондоне
(сокращенное от Амброджотто или Анджелотто)
(1266?—1337) итальянский живописец
Чем больше времени проходит со дня смерти великого художника, тем больше его имя обрастает легендами и домыслами. Любопытно, что Дж.
Вазари, выдающийся архитектор, живописец и теоретик искусства, в своих известных «Жизнеописаниях» сообщает о тех произведениях Джотто, которые до нас не дошли или, по мнению современных специалистов, принадлежат совсем другим мастерам.
Вот почему многие исследователи задают вопрос: существовал ли на самом деле Джотто и сохранилось ли его живописное наследие?
Проезжавший мимо известный живописец Чимабуэ, который жил а период начиная примерно с 1240-го и до 1302 года, заметил мальчика и пригласил учиться у него в мастерской.
В то время распространенной практикой было поручать ученику дописывать работы мастера. И Джотто занимался этим целых десять лет, с 1280 по 1290 год.
Основным местом работы для него становится Флоренция. Здесь живет его семья, тут он начал свою самостоятельную работу и здесь же провел последние два года жизни. Жизнь художника протекала между тремя городами: Ассизи, Флоренцией и Падуей, в церквях этих городов он создавал фрески на религиозные сюжеты.
С его именем связан новый этап в развитии не только итальянского, но и всего европейского искусства. Он первым попытался отойти от канонов в изображении святых и воскресил традицию рисовать с натуры. Сегодня полагают, что на одной из фресок ему удалось запечатлеть образ молодого Данте, создав один из немногих известных нам портретов великого поэта.
Один из первых самостоятельных заказов Джотто Ди Бондоне — фрески в Капелле дель Арена (другое название современники дали ей по имени заказчика — Капелла Скровенья) в Падуе.
Художник работал над ними с 1303 по 1306 год. Традиционный евангельский сюжет из жизни Христа и Марии, Джотто превратил в живой рассказ о своих современниках.
Все 38 сцен взаимосвязаны и помогают раскрыть сложную внутреннюю жизнь его непростого времени.
А ведь, казалось бы, Джотто расположил свои фрески по традиционной композиционной схеме, в три ряда, на глухой стене с освещением из пяти окон, находящихся на противоположной стороне. Над входом в капеллу расположена роспись «Страшный суд», а на противоположной стене — сцена «Благовещение»,
Новаторство Джотто Ди Бондоне, проявилось в смелом построении пространства каждой фрески.
Он отказывается от канонической перспективы и вводит трехмерное пространство, которое достигается посредством определенного расположения фигур различной величины на плоскости сцены, как это сделано, например, на фреске «Явление ангела святой Анне». К этому добавляется необычайный, светлый, праздничный колорит.
Объем прописан почти со скульптурной пластичностью, каждая из фигур имеет свое место на фреске. И сами фигуры уже не плоские, а объемные. Любопытно, что, хотя Джотто еще не открыл законов перспективы, он вплотную подошел к решению этой проблемы. Ее решил другой скульптор, Донателло, создавший образы пророков для колокольни, построенной Джотто.
Ясность и четкость работ Джотто Ди Бондоне, делают евангельские сюжеты доступными и понятными любому молящемуся, и недаром росписи капеллы позже стали называть «евангелием Джотто для неграмотных».
Побывав в Риме, поработав в Падуе, Джотто снова и снова возвращается во Флоренцию, где живет его семья, в которой было восемь детей. Работоспособность художника была уникальной.
Конечно, ему помогали ученики, а часть росписей просто приписывается ему.
Но тем не менее известно, что только во Флоренции он расписал четыре капеллы, в том числе в знаменитой церкви Санта-Кроче; создал, вероятно, мозаику в церкви Святого Павла, написал целый ряд картин в Неаполе, из которых сохранилось только семь.
Колокольня этого собора, которую он создал вместе со скульптором Андреа Пизано, украсившим фасад здания статуями, становится лучшей работой Джотто Ди Бондоне. Художник тщательно проработал всю будущую конструкцию собора, но закончить ее не успел.
И сегодня легкий силуэт колокольни, дополняющий величественное здание собора, остается выдающимся символом Флоренции.
Благодаря своему веселому и жизнерадостному характеру он на долгие годы остался в памяти горожан, даже стал героем знаменитых новелл Франко Саккетти.
Полагают, что почти все флорентийские и большинство сиенских живописцев находились под его влиянием, а в Падуе живопись складывалась под влиянием так называемой флорентийской школы. Косвенное влияние Джотто испытал и великий Микеланджело.
Вот почему потомки благодарно назвали этого художника отцом итальянского Возрождения.
Джотто ди Бондоне: биография и творчество, видео
???? Здравствуйте, дорогие читатели! «Джотто ди Бондоне: биография и творчество, видео» — о жизни итальянского художника, архитектора, основоположника эпохи Проторенессанса. Годы жизни 1266 – 1337.
В течение многих столетий люди со всех континентов восторгаются картинами и фресками, великого художника, основоположника реализма Джотто ди Бондоне. У многих, вне зависимости от страны их проживания, после просмотра картин этого мастера в интернете, возникает непреодолимое желание посетить Италию.
В частности Флоренцию — родину художника. Вдохнуть воздух, каким он дышал, пройтись по улицам, по которым ходил мастер в поисках потерянного вдохновения.
Чимабуэ
Никто не мог себе представить, что мальчик по имени Джотто, крестьянский сын, пасший чужой скот, чтобы помочь семье, в будущем станет известным художником. Выбиться в люди помог ему счастливый случай. Судьба свела его со знаменитым художником того времени, Чимабуэ, в окрестностях Флоренции.
Чимабуэ случайно встечает юношу, который увлечённо что-то рисует невдалеке от пасущегося стада овец. Подойдя ближе к незнакомцу, Чимабуэ видит, что рисунок детально проработан.
Увидев незнакомого мужчину, юноша радушно приветствует его. Он замечает, что незнакомец с большим интересом изучает только что выполненный рисунок. Джотто делится с незнакомцем тем, что он любит рисовать больше всего на свете.
Чимабуэ (слева) и Джотто (справа)
Незнакомец проникается к юноше симпатией и рассказывает, что на самом деле он — художник. Чимабуэ предлагает парню ходить к нему на занятия живописью.
Молодой человек был рад такому предложению. Но временно был вынужден отказаться от всего, что связано с рисованием. Родители решили отдать его в школу ткачей для обучения ткацкому мастерству. Ремесло не пришлось ему по душе. Спустя два года, он ушёл из школы.
Флоренция
Школа ткачей была уже позади. И парень отправился во Флоренцию, чтобы осуществить свою мечту об уроках живописи у несравненного мастера. Во Флоренции он быстро нашёл мастерскую Чимабуэ и поступил к нему в ученики.
Прошло совсем мало времени и Чимабуэ стал замечать, что его ученик во многом превзошёл своего учителя. Он ещё не преуспел в понимании человеческой анатомии и перспективы, но уже видел мир трёхмерным.
Никто из художников того времени мир не видел таким, каким его видел Джотто. Это было глотком свежего воздуха в мире живописи.
По всей видимости, первые серьезные работы молодого художника были тесно привязаны к религии. Самыми ранними его самостоятельными произведениями считаются фрески в церкви Ассизи.
Затем он написал несколько икон, в соответствии с Ветхим заветом. Эти иконы вызвали настоящий шок у священнослужителей. Они очень сильно отличались по стилю написания от привычных фресок Византии.
Скульптура Джотто на фасаде галереи Уффици, Флоренция
Джотто был современником и близким другом поэта и мыслителя Данте (1265 — 1321). Вполне возможно, он был первым читателем его бессмертной «Божественной комедии». Как писали современники Джотто, он обладал острым умом, умел и любил шутить в кругу друзей. Он никогда не вмешивался в какие-либо политические коллизии.
В отличие от многих художников, которых признали уже посмертно, слава нашла Джотто при жизни. Он расписывает храмы, дворцы и дома самых знатных господ. В 1334 г. великий мастер назначается главным архитектором Флоренции. Прах Джотто покоится в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре.
МирТесен
Знаменитые картины Джотто: «Мадонна во славе»
Другое название этой картины, написанной на дереве и хранящейся сейчас во Флоренции в галерее Уфицци — «Мадонна Оньисанти». Оно связано с церковью, для которой создавался этот алтарный образ. Датируют картину началом XIV века.
Джотто в своей работе композиционно не стал отходить от византийских канонов. Но его новаторство проявилось в светотеневой проработке фигур, делающих их более скульптурными и выпуклыми, а также в цветовой гамме. Живописец отошел от традиционного использования одежды культовых персонажей, в его картине они больше похоже на обычных людей. Прежде всего это достигается глубоким психологизмом персонажей. При этом сохраняется их величие. В частности, за счет традиционного приема иерархии фигур.
Картины Джотто ди Бондоне
Первой крупной работой Джотто стали росписи верхней церкви Сан Франческо в Ассизи (Умбрия, Италия).
Церковь Сан-Франческо в Ассизи (план и разрез)
Это был очень важный заказ, поскольку храм был построен в честь Франциска Ассизского – одного из самых почитаемых в католической церкви святых, основателя монашеского ордена францисканцев, происходившего из этих мест.
Церковь Сан-Франческо в Ассизи
Работа была начата около 1288 года, и завершена к 1290 году. Такой колоссальный объем фресок сложно было выполнить в такие рекордно короткие сроки, работая в одиночку. Поэтому искусствоведы полагают, что Джотто помогала целая артель художников, которых он обучил манере, абсолютно идентичной своей собственной, что практически полностью исключает возможность явить свету имена этих «рук». В истории изобразительного искусства их принято называть джоттесками (репликами искусства Джотто).
Вид верхней церкви Сан-Франческо
К другим крупным работам Джотто относятся:
- Фрески Капеллы Скровеньи в Падуе
- Фрески в церкви Флорентийского аббатства (итал. Badia Fiorentina) во Флоренции
-
Фрески в церкви Святого Креста во Флоренции
Джотто работал не только как монументальный художник (мастер фрески), но и как станковый живописец (станковое произведение – это самостоятельное произведение, выполненное на отдельной доске или холсте). Особую страницу в его творчестве занимают расписные кресты, а также диптихи (таблички-книжки для записи, представлявшие собой две дощечки, внешние стороны которых покрываться разного рода украшениями), а также триптихи и полиптихи – алтарные образы, состоящие из трех или большего числа створок, соответственно.
К самым известным относят:
- Полиптих Барончелли. Около 1334 г. Церковь Санта-Кроче, Флоренция.
- Триптих Стефанески. Около 1330 г. Пинакотека, Ватикан.
- Алтарь Перуцци. 1310—1315 гг. Музей искусства Университета Северной Каролины, Рэйли.
- Расписной крест. Около 1315 г. Лувр, Париж.
До Джотто
Джотто жил и работал в Италии. Страна была под сильным влиянием Византии. А византийская живопись – это иконы. Со строгими канонами. Они очень хорошо вторили мировоззрению средневекового человека. Главное – это духовные качества. Аскетический образ жизни. Борьба с земными соблазнами.
Все это проявлялось и в живописи. Посмотрите на фреску 13 века.
Неизвестный итальянский мастер. Пожертвования Константина. 13 век. Фреска в монастыре Санти-Куаттро-Коронати в Риме
Плоские, символические лица. То есть лики. Фигуры статичны, одинаковы. Складки одежды неестественны. Конь со всадником подвешены в воздухе. Архитектура игрушечна. Ведь духовное для средневекового человека важнее телесного. А значит мастеру нет смысла добиваться реалистичности физического мира.
Придание библейским персонажам телесности
Биограф итальянских художников Джорджо Вазари сообщает нам легенду, бытовавшую в то время: Джотто был учеником художника Чимабуэ. И в музее Уффици рядом висят две картины, две Мадонны — Мадонна Чимабуэ и Мадонна Джотто.
Когда вы смотрите на обеих Мадонн и сравниваете их, даже если вы ничего не знаете об искусстве, вы видите разницу не только между двумя художниками, но и между двумя эпохами, между двумя совершенно разными принципами. Вы видите абсолютную разницу. Вы понимаете, что они совершенно по-разному воспринимают этот мир.
Картины Чимабуэ необыкновенно изысканны, изящны, можно сказать, что он — художник не просто византийский, средневековый, а готический. Его Мадонна бесплотна, изумительно красива, декоративна. Долгие пальцы, длинные руки не держат младенца, а делают знак того, что они его держат. Лицо её передает принятый в византийской живописи восточный канон: узкое лицо, долгие глаза, тоненький нос, печаль в глазах.
Это плоская бесплотная каноническая условная живопись иконы, лика. Не лица, не типа личности, а лика.
А рядом висит икона, или, скажем, уже картина, Джотто. На троне, инкрустированном, красивом троне, в стиле, который только тогда был принят, только тогда входил в моду. Такая инкрустация мрамором. Сидит женщина широкоплечая, мощная, молодая, с румянцем во всю щёку. Крепко держит руками младенца. Прекрасная белая рубашка. Тело подчеркивает её мощь. И она спокойно смотрит на нас. В лице её нет страданий. Оно полно высокого человеческого достоинства и покоя. Это уже не Мадонна, не икона Богородицы. Это Мадонна в итальянском позднем смысле и понимании этого сюжета. То есть это и Мария, и Прекрасная дама.
Можно с уверенностью сказать, что то, что сделал Джотто в живописи, продержалось в европейском изобразительном искусстве до импрессионизма. Именно Джотто создал то, что на современном языке называется композицией. Что такое композиция? Это то, как видит художник сюжет, то, как он как он его себе представляет. Он выступает в роли свидетеля, участника события. Он создаёт иллюзию, будто бы лично там присутствовал.
Другие персонажи и скрытые символы
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
Еще один необычный момент. Это то, как Джотто передаёт напряжение людей. Обратите внимания на солдата в чёрном шлеме и красном плаще. Он весь подался вперёд. Он даже не замечает, что наступил на ногу сзади идущего. А тот тоже так сосредоточен, что не замечает боли.
Ещё один красивый элемент в своё творение вносит Джотто. На дальнем плане какой-то человек поднял вверх рог и трубит. Это означает скорое вознесение в Рай.
То есть Иуда ещё не успел поцеловать Христа, а ангел уже трубит об его воскрешении. Перед нашими глазами как бы проносятся все предстоящие страдания Христа. От поцелуя до воскрешения. Необыкновенно.
Джотто считается отцом Возрождения. До него – столетия иконописи. Когда человек был недостоин реалистичного изображения. И вдруг такой прорыв в лице одного мастера! У Джотто человек – главное действующее лицо. Именно такая центричность человека будет основной чертой Возрождения.
Правда произойдёт это только через пару столетий. А вот почему после Джотто Возрождение не наступило сразу, читайте в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”. В этой же статье вы найдёте ещё один наинтереснейший факт о фреске “Поцелуй Иуды”.
На тот же сюжет потрясающее полотно создал ещё один мастер. Правда 3 столетия спустя. О нем читайте в статье “Поцелуй Иуды” Караваджо. Необычное послание из прошлого”.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.