Анализ романа сервантеса «дон кихот»

История создания

Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» задумывался Сервантесом как пародия на рыцарские романы эпохи Возрождения. Санчо Панса создавался, вероятно, как собирательный образ испанского крестьянина, человека из народа. А вот у Дон Кихота, возможно, был прототип. Этим прототипом мог послужить взаправду существовавший человек по имени Гонсало Хименес де Кесада, испанский конкистадор, историк и писатель.

Этот ученый человек, происходивший из знатного семейства, потратил много месяцев на поиски мифической страны Эльдорадо, якобы расположенной в Южной Америке. Предполагалось, что земли эти полны золота и драгоценностей. О походах Кесадо ходило множество легенд и домыслов.

Второстепенные персонажи

Простая крестьянка из соседней деревушки, Альдонсо Лоренсо, хорошенькая девушка, получила из уст Дон Кихота почетный титул благородной дамы, и звучное имя Дульсинея Тобосская. Именно во славу этой прекрасной особы, Рыцарь Печального Образа должен был совершать свои подвиги, и бросать к ее ногам поверженных противников, а Дульсинея должна была решать их участь. Является для Дон Кихота символом прекрасной дамы, платоническая любовь к которой и движет его благородными помыслами.
Молодая племянница странствующего рыцаря. Очень любит и уважает Дон Кихота, с нетерпением ждет его возвращения домой. Дон Кихот завещает Антонии все свое имущество с наказом, что она получит его только в том случае, если выйдет замуж за человека, который не имеет никакого отношения к рыцарям и рыцарским романам. Искренне переживает болезнь и смерть благородного рыцаря.
Верная и преданная служанка Дон Кихота, искренне любящая своего безрассудного хозяина. Занимается хозяйственными делами. Дон Кихот уважает и ценит свою экономку, находясь при смерти, он особо указывает в своем завещании, чтобы экономке была выплачена вся сумма полностью, за все время ее службы, и помимо этого, Дон Кихот, выдает ей дополнительные деньги на платье.
Цирюльник, близкий товарищ Дон Кихота, разумный и рассудительный человек. Он переживает за благородного рыцаря, старается своими советами отговорить того от безрассудных идей и поступков.
Бакалавр, один из верных и преданных друзей рыцаря Печального образа. Сильно переживает о состоянии Дон Кихота, находится с ним рядом в его последние часы жизни.

Трактирщик, посвятивший Дон Кихота в рыцари. Увидев перед собой такого странного постояльца, и услышав его речи, он охотно согласился совершить обряд посвящения. Подумав, что этот человек рехнулся, он решил подыграть ему, выполнив все его пожелания, для того, чтобы повеселиться от души. Видя доверчивость и простодушие Дон Кихота, он взял свою амбарную книгу, сделал вид, что читает, хлопнул мечом по плечу идальго, и объявил его рыцарем, в надежде, что этот чудак быстро покинет его постоялый двор.

В романе Сервантеса использовано более шестисот персонажей, представляющих различные сословия общества, начиная от мелких мошенников, и до высокопоставленных представителей знати. Здесь дана краткая характеристика лишь нескольких героев «Дон Кихота» для читательского дневника.

«Подвиги» Дон Кихота

Герой наивно думает, что он сможет с помощью копья и меча восстановить в мире справедливость. Но «рыцарские подвиги» Дон Кихота — это, скорее всего, причуды героя, а не реальные подвиги.

Примеры «подвигов» героя: бой с ветряными мельницами (они казались ему великанами); «подвиг» в честь Дульсинеи Тобосской (преградил дорогу купцам и призвал признать эту даму самой прекрасной в мире); спас пастушка от побоев хозяина (но после ухода Дон Кихота мальчик был побит ещё больше); освободил каторжников (а они его забросали камнями); хотел изрубить львов (но те не вышли из клетки), после этого Дон Кихот стал себя называть Рыцарем Львов.

Добрые намерения Дон Кихота, совершающего эти «подвиги», не осуществляются, потому что он наивен, доверчив, не знает жизни, людей. Ни в одном из своих «подвигов» герою не удалось искоренить зло и несправедливость.

Все злополучные «подвиги» Дон Кихота — это пародия на рыцарские странствия в романах. Герой Сервантеса при любом столкновении следует феодальному принципу — все конфликты разрешать силой оружия. Поэтому каждый «подвиг» кончается для него тем, что он оказывается избитым или искалеченным в результате потасовки.

Влияние на мировую литературу

Дон-Кихот – вечный образ в литературе, и это главное достижение Сервантеса. Сам того не желая, он дал миру того самого нелепого чудака, который так нужен был. Именно Сервантесу мы обязаны «дикарями» в книгах эпохи Просвещения, когда отделение от общества или иной взгляд перестал считаться отрицательным. Между прочим, именно образ Дон-Кихота служил вдохновением для Достоевского при работе над «Идиотом».

Но не менее важна заслуга Сервантеса как писателя, принесшего в литературный мир роман в том формате, в котором мы его сейчас знаем. Благодаря ему книга стала произведением с долгой историей, множеством линий и сильными переменами в жизни персонажей.

Краткий пересказ 1 части романа «Дон Кихот»

Итак, Дон Кихот Ламанчский сам себя сделал рыцарем. Кое-какие доспехи он нашел среди хлама, самостоятельно из чего-попало соорудил шлем с забралом. Усевшись на старую клячу он смело идет навстречу подвигам.

Главы 1-3

В начале путешествия герой останавливается на постоялом дворе, но места для него не находится. Нелепый и смешной, он располагает к себе служанок и хозяина. Девушки снимают с него латы и оставляют только шлем. А хозяин посвящает идальго в рыцари, дав подзатыльник и ударив чуть ниже поясницы. Герой заступает на службу – охраняет трактир, представляя его сказочным замком. Завязывается небольшая потасовка с «напавшими врагами», которые на самом деле простые погонщики мулов.

Главы 4-6

Тяга к подвигам не угасает, но рыцарю нужны новые свежие сорочки, да и денег почти нет. По пути к дому идальго встречает торговцев. Горе-рыцарь требует от них признания Дульсинеи самой великолепной женщиной, но путники лишь посмеялись над Дон Кихотом. Во имя справедливости он атакует торговцев, и те забивают его.

Проходивший мимо крестьянин усадил избитого рыцаря на осла, взял клячу под уздцы и привел к дому. Друзья идальго понимают, в его сумасшествии виноваты проклятые романы, они летят в печку и сгорают. Санчо Панса становится оруженосцем Дона – хозяин в бреду пообещал ему, что делает Санчо губернатором большого острова. Вдвоем герои покидают деревушку.

Главы 7-20

Происходит битва с «великанами», которые на самом деле не что иное, как ветряные мельницы. Спокойно путешествующие монахи и карета с дамой в больном сознании идальго становятся разбойниками, похитившими прекрасную принцессу. Опять драка, монахи сбегают, а Дон переключается на конюхов и дерется с ними. У рыцаря ранено ухо, а при виде крови он чуть не упал в обморок. Залечивать раны они направляются на постоялый двор.

Рыцарь сварил целебное зелье, выпил сам и дал Санчо, оба отравились. Они покидают «замок» и по пути встречают две «вражеские армии» – два стада баранов на самом деле. Боя опять не получилось, рыцаря забили палками пастухи. Переночевав на лужайке, товарищи встретили цирюльника, надевшего на голову таз, чтобы уберечься от ливня. Но идальго уверен – это шлем, который он должен завоевать. Санчо надоедают безумства хозяина, он покидает его и забирает лошадь.

Главы 21-31

Оруженосец рассказал цирюльнику и священнику про безумные подвиги Дона. Теперь они решили вместе разыгрывать его и потешаться. Они заявили идальго, что тот должен спасти принцессу Микомиконскую, а затем жениться на ней. Всем вместе им предстоит отстоять постоялый двор от нападения «стрелков».

Дона похищают, посадив в клетку. По дороге они с Санчо решаются на побег. По пути встречают пастуха, который рассказывает, как в молодости его бросила девушка и он, отказавшись от наследства богатого отца, стал пасти овец.

Герои возвращаются в деревушку. С экономкой и цирюльником Дон рассуждает о безумствах, пытается убедить всех, что он в своем уме, но окружающие понимают – сумасшествие продолжается.

Главы 32-46

Далее краткое содержание приключений хитроумного идальго Дон Кихота повествует о том, как идальго уверовал, что рыцарство ему ниспослано свыше и парочка снова отправилась в путь. Герой решил, что даму благородных кровей и его возлюбленную Дульсинею заколдовали злые силы, поэтому она выглядит, как простолюдинка.

В пути они встретили королевских охранников, которые везли в клетке льва. Дон решил драться с животным, Санчо, рыдая, его отговаривал. Охранник открыл дверь клетки, но ленивый лев не захотел выходить, все единодушно признали, что животное испугалось рыцаря и покорилось ему.

Далее путешествие продолжилось по морю. Путники сели в лодку и поплыли мимо «замков с принцессами» — обычных водяных мельниц. Одна из лопастей зацепила лодку, Дон и Санчо оказались в воде. Спасли их мельники.

Главы 47-52

На постоялом дворе герой совсем разбушевался. Ему повсюду мерещилось нападение врагов. Хорошо, вовремя подоспел священник, ведь по округе уже разнеслась весть, что дворянин сошел с ума. Откупившись от стражи, которая хотела схватить идальго, он с друзьями посадил рыцаря в клетку и отвез Дона домой. На этом заканчивается краткий пересказ первого тома «Дон Кихот Ламанчский».

Анализ произведения и его персонажи

Полное название романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Это одно из наиболее популярных произведений в мировой литературе.

Сюжет книги

История произведения знакомит читателя с благородными планами главного героя, ведь он решил бороться со злом. Настоящее имя персонажа — Алонсо Кехана, хотя писатель оговаривается, что на этот счет бытуют разные мнения, как звали Дон Кихота: Кихада, Кесада. Имя персонаж придумал себе сам. Он прочитал очень много рассказов про рыцарей, после чего собрался совершать подвиги, оседлал лошадь, взял оруженосца Санчо Панса и отправился в дорогу. У него был титул — идальго.

Биография героя довольна интересна. Рыцарь обладал развитой фантазией и воображением. Его боевым конем была старая кляча, а сельских девушек герой называл благородными дамами, верил рыцарским историям из книг и не подозревал, что они — всего лишь выдумка. На своем пути он столкнулся с несоответствиями и противоречиями. Действительность победила иллюзии рыцарского мира, оказалась далекой от сказки. Персонаж воевал с великанами, которые на самом деле были ветряными мельницами, а обычный постоялый двор ему виделся огромным замком.

Свою личность главный герой олицетворял с могущественным рыцарем. Только читатель видит простого старика, живущего в мире фантазий и иллюзий, путешествующего, принимающего женщин легкого поведения за истинных принцесс, а стадо баранов за войско.

Этот персонаж стремится к добру, но все выходит иначе. Попытки проявления доброты безуспешны. Поэтому он так и не смог изменить мир к лучшему.

Автор хотел донести до читателя испанскую реальность того времени, взаимоотношения людей различных сословий и профессий, которых он изобразил в своей книге. В работе задействовано более 600 персонажей. Основными действующими лицами являются Кихот и Санчо Панса.

Действующие лица

Основной целью автора было показать борьбу двух крайностей — против феодального засилья и небывалой прежде жажды наживы. То есть он сталкивает два мира: старый и новый (буржуазный). Эти проблемы возникли из-за невоздержанности человека, его стремления получить личную выгоду за чужой счет.

Властные персонажи раскрыты довольно скудно. Их жизнь не примечательна, а вот деятельность бедных сословий описана во всей ее полноте, с приукрашиванием.

В произведении два главных героя:

  • Дон Кихот — увлеченный рыцарством мужчина преклонного возраста.
  • Санчо Панса — его помощник и оруженосец.

Помимо этих персонажей, в романе встречаются второстепенные герои.

Вот их список:

  • Дульсинея Тобосская — возлюбленная главного персонажа, его воображаемая девушка.
  • Антония — племянница и единственная родня Кихота.
  • Ключница — ведет хозяйство рыцаря.
  • Священник и цирюльник — односельчане главного героя. Они пытались его образумить и наставить на верный путь.
  • Самсон Карраско — рассказчик и автор книги о приключениях.

Другие сочинения по этому произведению

Дон Кихот и донкихотство (по роману М. Сервантеса «Дон Кихот»)Дон Кихот — “мудрый безумец”Дон Кихот Ламанчский — характеристика литературного герояСанчо Панса — характеристика литературного герояОбраз Дон Кихота символ, даже – мифологемаДон Кихот и его рыцарские подвиги (по роману М. де Сервантеса «Дон Кихот») (2)Роман – художественный анализ«Дон Кихот» как пародия на рыцарские романыСовременные Дон Кихот и Санчо Панса в романах ВерфеляТрагическое и смешное в образе Дон КихотаРоль Санчо Панса в раскрытии характера главного героя (по роману М. де Сервантеса «Дон Кихот»)Раскройте проблематику романа Сервантеса «Дон Кихот». Объясните суть понятия «донкихотство»Гамлет и Дон КихотРоман «Дон Кихот» трагикомический эпос испанской жизниОбраз главного героя в романе «Премудрый гидальго Дон Кихот с Ламанчи»Смешон ли доблестный рыцарь Дон Кихот ЛаманчскийДон Кихот и его рыцарские подвиги (по роману М. де Сервантеса «Дон Кихот») (1)Дополнением к образу Дон Кихота является образ Санчо ПансыДайте характеристику образа Санчо Пансе в романе Сервантеса «Дон Кихот»Сервантес «Дон Кихот»Роман «Дон Кихот» пародия на рыцарские романыХарактерные черты художественного мира «Дон Кихота» М. де СервантесаКонфликт между идеалом и действительностью в романе Сервантеса «Дон Кихот»Конфликт между благородными стремлениями Дон Кихота и реальностьюХитроумный Идальго из Ламанчи и его оруженосец (по роману М. де Сервантеса «Дон Кихот»)Мигель Сервантес де СааведраЯзык персонажей в романе «Дон Кихот»«Фигура умолчания» в романе «Дон Кихот»«Дон Кихотом» началась новая эра искусства — нашего, новейшего искусстваИзучение романа «Дон Кихот»Дон Кихот — центральный персонаж романаДон Кихот и Санчо Панса как олицетворение двух жизненных позицийОбраз и характеристика Сансо Пансы в романе Сервантеса «Дон Кихот»Судьбы героев романа «Дон Кихот»Санчо Панса — кастильский крестьянин, односельчанин Алонсо КиханоСтранствования Дон Кихота в поисках справедливостиКонфликт между идеалом и действительностью центральная проблема романа Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»Cмешон ли доблестный рыцарь Дон Кихот ЛаманчскийБлагородный рыцарь или сумасбродНемеркнущие идеалы в романе Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»Мигель Сервантес де Сааведра (1547—1616)Дон Кихот и Санчо Панса: две жизненные позицииДон Кихот и Санчо Панса в романе Мигеля Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»Дон Кихот — вечный образ в литературеДон Кихот на тощем Росинанте и Санчо Панса на осликеПочему мы сочувствуем Дон КихотуПроизведение раздумье Дон Кихот и современностьДон Кихот — человек чести и словаСамоотверженность Дон Кихота и его рыцарские подвигиДон Кихот и ГамлетДон Кихот и Санчо ПансаПочему Сервантес называет Дон Кихота «хитроумным идальго»

Главные герои и их характеристика

  1. Дон Кихот — это одна из сторон личности идальго по имени Алонсо Кехано. Последний лишь выбрал для своего «рыцарства» имя, которым и был назван роман. Дон Кихот занимает большую часть произведения, Алонсо же выступает лишь тогда, когда главный герой приходит в рассудок. Отважный и безрассудный рыцарь является человеком, который верит в идеал и стремиться изменить мир к лучшему. Своими целями в жизни он видит помощь слабым, защиту угнетенных и несвободных, улучшение общества. Несмотря на то, что все его старания несут только вред, он не замечает этого, так как идеал затмил ему рассудок. Автор сопереживает ему и с помощью преувеличения его «отрицания реальности» показывает в нем себя. Образ Дон Кихота является отражением такого типа человека из реальности. Люди с подобными взглядами и результатами действий встречались и будут встречаться в мире всегда, из-за чего данный образ сегодня называют вечным.
  2. Антагонистом Дон Кихота в романе является Санчо Панса. Если бедный идальго встал на стезю «рыцарства» добровольно, то крестьянин согласился ехать с героем с целью нажиться. Если Дон Кихот олицетворяет слепую веру, то Санчо более рационален и быстро понимает бессмысленность затей господина. Кроме данного серьезного различия, у персонажей есть и сходства. В некоторые моменты они оба бывают мудры. Например, в известном моменте, где Дон Кихот дает советы другу относительно правления островом.
  3. Одним из объектов мотивации Дон Кихота, а также его идеалом является Дульсинея Тобосская. В реальности, это крестьянка Альдонса Лоренсо, которую Дон Кихот видел всего раз, и которая не знает даже о существовании своего «рыцаря». Все свои подвиги он совершает в ее честь. Она – Прекрасная Дама, платоническая любовь к которой вдохновляет воина на подвиги. Этот типаж героини был популярен в средневековой литературе. Этот персонаж нужен с целью дополнения образа главного героя. Также автор с ее помощью показывает бескорыстность действий Дон Кихота. Крестьянка в роли благородной дамы сердца не только упрочила комический эффект произведения, но показала реальные воззрения писателя на социальное неравенство. Сервантес уравнивает сословия в правах, не делая различия между госпожой и простолюдинкой. Какая разница, если женщина действительно красива? В этом изящном перевоплощении выражается уже упомянутый гуманизм автора, который намного опередил свое время.

Образ Дон Кихота в романе Сервантеса

Великий испанский писатель Мигель Сервантес де Сааведра жил в Испании в XVII веке, там же было создано и его знаменитое произведение «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».

Свой главный труд жизни автор создавал, находясь в полной нищете, а начал и вовсе в тюрьме. Сервантес был смелым человеком, учувствовал в боевых сражениях, в одном из которых лишился левой руки.Таким же смелым, решительным и отчаянным был его Дон Кихот, которому сам Сервантес, по его словам, приходился отчимом.

Детище Мигеля Сервантеса в лице пожилого начитанного идальго покоряет сердце и разум читателя буквально с первой строки.

Доподлинно неизвестно, кто стал прототипом для создания главного героя романа. Некоторые литераторы считают, что образ был списан с испанского военачальника герцога Медины-Сидония, который был известен в качестве главнокомандующего Непобедимой Армадой, потерпевшего поражение от Англии, некоторые считают, что герой имеет общие черты с самим создателем романа.

Начитавшись рыцарских романов, престарелый идальго сходит с ума. Он считает, что весь мир наполнен злыми волшебниками, великанами, рыцарями – всех их нужно во что бы то ни стало победить. Алонсо Кехано, таково истинное имя Дон Кихота, обедневший дворянин, проживший всю свою жизнь в мечтах и грезах о романтической реальности, становится странствующим рыцарем, совершающим подвиги во имя прекрасной Дульсинеи Тобосской, которая в реальности была простой крестьянкой Альдонсой. Кехано неожиданно для своих домочадцев отправляется в путь прославлять имя своей возлюбленной.

Чуден и интересен путь великого идальго, которого сам Сервантес называет не иначе, как хитроумным; точно так когда-то назвал своего странствующего героя Одиссея и великий древнегреческий поэт Гомер. Одиссею предстоял долгий путь домой, состоящий из борьбы с чудовищами. Алонсо Кехано же, напротив, удаляется из своего родного дома на поиск приключений и создание доброго рыцарского имени.

Высокий худощавый старик в потрепанных латах на жуткой клячонке – образ героя настолько нелеп, насколько нелепо его обмундирование с картонным шлемом. Нелеп и его спутник – маленький толстый Санчо Пансо, его оруженосец, который отправляется с Кехано в путь ради корысти — он мечтает стать губернатором.

Вместе со своим спутником Дон Кихот борется с ветряными мельницами, представляя, что это злобные великаны, со львами, заключенными в клетках, – все это можно определить как борьбу со своими внутренними страхами. Львы отказываются идти на бой, значит Дон Кихот – сильный противник.

Дон Кихот – чудак, мечтающий о рыцарских подвигах и турнирах, в реальном бою он участвовал всего лишь один раз, потерпев поражение от рыцаря Белой Луны. Однако же он, несмотря на колоссальное потрясение, не уронил честь и достоинство, он предпочитает дать обет, согласно которому герой целый год не вправе брать в руки оружие.

Дон Кихот – мечтатель, он великий путешественник, он бесстрашный рыцарь, хотя и безумный. Именно с появления этого героя на мировой литературной арене и началось открытое высмеивание обыденной рутинной жизни и привнесения в эту самую жизнь безумной и чудаковатой романтики.

Главные герои

В «Дон Кихот» герой, который хотел переустроить мир – это отважный старенький дворянин, начитавшийся о приключениях благородных рыцарей. У него свое видение мира, он все видит по – своему. Для него старая кляча становится боевым, сильным конем, простая девушка из деревни – дамой благородных кровей. Дон Кихот видит мир таким, каким его создало воображение благородного и великодушного героя. В конце своей эпопеи, Дон Кихот понимает, какой это неблагодарный труд – война с ветряными мельницами, и он умирает.
Верный друг и соратник Дон Кихота, бескорыстный оруженосец. Наивный и доверчивый крестьянин, поверивший в безумные идеи Дон Кихота. Вначале, это хитрый и плутоватый пройдоха, но, постоянно находясь рядом с Рыцарем Печального Образа, он эволюционирует, и превращается в честного, справедливого и благородного человека. В нем заложена народная мудрость, практичность и прагматизм, а рядом со своим союзником, он проникается духом авантюризма.

Критика

Истолкование романа и интерпретация всех его глубинных смыслов, что мы сейчас кратко обозначили, в основном пришлось на XIX век. О контрасте образа Дон Кихота высказывались поэты и писатели романтизма, например, Шеллинг, Байрон и Вордсворт. И. С. Тургенев, анализируя в своей статье два вечных образа — Гамлета и Дон Кихота — назвал второго натурой деятельной и простой, а первого натурой глубокомысленной и пафосной, а В. Г. Белинский высказался о произведении Сервантеса, как о первом романе Нового времени. Выход книги он назвал началом эры нового искусства.

Так, благодаря активной деятельности исследователей и критиков сегодня мы имеем полное истолкование этого выдающегося произведения, и оно уже не кажется нам простым приключением, а предстает тем гениальным текстом, каким и задумывалось.

«Подвиги» Дон Кихота

Герой наивно думает, что он сможет с помощью копья и меча восстановить в мире справедливость. Но «рыцарские подвиги» Дон Кихота — это, скорее всего, причуды героя, а не реальные подвиги.

Примеры «подвигов» героя: бой с ветряными мельницами (они казались ему великанами); «подвиг» в честь Дульсинеи Тобосской (преградил дорогу купцам и призвал признать эту даму самой прекрасной в мире); спас пастушка от побоев хозяина (но после ухода Дон Кихота мальчик был побит ещё больше); освободил каторжников (а они его забросали камнями); хотел изрубить львов (но те не вышли из клетки), после этого Дон Кихот стал себя называть Рыцарем Львов.

Добрые намерения Дон Кихота, совершающего эти «подвиги», не осуществляются, потому что он наивен, доверчив, не знает жизни, людей. Ни в одном из своих «подвигов» герою не удалось искоренить зло и несправедливость.

Все злополучные «подвиги» Дон Кихота — это пародия на рыцарские странствия в романах. Герой Сервантеса при любом столкновении следует феодальному принципу — все конфликты разрешать силой оружия. Поэтому каждый «подвиг» кончается для него тем, что он оказывается избитым или искалеченным в результате потасовки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector