Фёдор михайлович достоевский

Личная жизнь

В 1857 году Достоевский обвенчался с вдовствующей Марией Исаевой, но брак не стал счастливым, хотя писатель возлагал на него большие надежды.

В 1862 Достоевского впервые выпускают за границу. Он путешествует по Германии, Франции, Швейцарии, Италии и Англии. Там же знакомится с Апполинарией Сусловой. Эта эмансипированная женщина, которую Достоевский вспоминал как «инфернальную» станет прототипом многих ключевых персонажей в его романах.

В 1864 году умирают жена и любимый брат Михаил. Для Достоевского обе утраты были очень болезненными — они полностью выбили его из колеи.

Поэтому в 1866 году он должен издательствам одновременно два романа: «Преступление и наказание» и «Игрок». Написать вовремя он не успевает и приглашает к себе в стенографистки некую Анну Сниткину. А уже через несколько месяцев они женятся и уезжают за границу. В этом браке у них родились четверо детей.

В 1872 году Достоевский принимает предложение стать редактором издания «Гражданин». Там он реализовал свою давнюю идею — «Дневник писателя» — небольшие очерки, в которых он пишет о политике, жизни, размышляет о становлении личности.

Памятник Ф.М. Достоевскому в Омске

Памятник Ф.М. Достоевскому в Омске

В знак уважения русскому писателю мирового значения Фёдору Михайловичу Достоевскому 12 ноября 2001 года в городе Омске открыли памятник.

Место, где установили монумент, не случайно. Он стоит на пересечении улиц Спартаковской и Партизанской. Это место является исторической частью города Омска, именно здесь, между Тарскими воротами Омской крепости и зданием, в котором сейчас располагается литературный музей имени Ф. М. Достоевского, русский писатель-каторжанин проходил множество раз.

Создателями монумента выступают – архитектор Альберт Каримов и скульптор Сергей Голованцев. Сергей Голованцев долгое время работал над монументом русскому писателю Ф. М. Достоевскому.На монументе Фёдор Михайлович изображён преодолевающим порыв ветра, погружённым в свои мысли. По внешнему виду он представляется человеком с сильным характером.

В руке писатель-каторжанин держит Евангелие, только Священное Писание разрешено было читать Достоевскому в остроге. Именно здесь, у писателя произошло переосмысление жизненных ценностей, именно в остроге он обратился к Богу.

Вместе с пьедесталом высота скульптуры составляет пять метров. Изначально она была бетонной, а в 2007 году скульптуру заменили на бронзовую.

Другие воплощения Достоевского в портретах

Образ Ф.М. Достоевского находит свое многогранное воплощение и в изобразительном искусстве ХХ века (М.В. Рундальцов, М.Г. Ройтер, Н.И. Кофанов, С.С. Косенков, А.Н. Корсакова, Е.Д. Ключевская, А.З. Давыдов, Н.С. Гаев и др.).

На гравюре В.А. Фаворского Достоевский стоит перед столиком с кипой типографских гранок в руках. Он одет в длинный темный сюртук. На столике две высокие свечи в подсвечниках и стопка книг, на стене – две маленькие фотографии в рамочках. Высокая худощавая фигура писателя освещена справа. Художник точно воспроизводит известные по прижизненным портретам и фотографиям черты лица Достоевского: высокий крутой лоб, мягкие приглаженные волосы, длинная жидковатая борода, приспущенные надбровные дуги. Подобно Перову, художник психологически тонко отобразил Достоевского-творца, запечатлев его взгляд, погруженный в себя.

Живописный портрет Достоевского кисти К.А. Васильева – еще одно оригинальное изображение писателя. Достоевский сидит за столом, покрытым зеленым сукном, перед ним – лист белой бумаги, сбоку – горящая свеча с кровавой верхушкой пламени. Уникальность этого портрета состоит в том, что не только свеча, но также лицо и руки писателя словно бы излучают свет. И, конечно же, снова акцент сделан на особенный, устремленный в себя взгляд.

Памятник Ф.М. Достоевскому в Баден-Баден (Seufzerallee, 76530 Baden-Baden, Германия)

Памятник Ф.М. Достоевскому в Баден-Бадене

Памятник Ф.М. Достоевскому в Баден-Бадене олицетворяет неустойчивость жизни писателя, знакомую по его биографии и романам. Памятник был сооружён скульптором Леонидом Барановым. В Баден-Бадене памятник появился в 2004 году.

Автор скульптуры хотел, чтобы памятник располагался на заднем дворе баденского казино, символизируя время пристрастия писателя к игре, однако было решено поставить памятник в долине Ротенбахталь. Так, чтобы добраться до памятника, нужно пройти мимо здания, в котором раньше располагалась тюрьма.

Достоевскому нравился Баден-Баден, и писатель любил прогуливаться по этому немецкому курорту, любуясь его великолепными видами.

Смена мировоззрения и каторга

С 1846 года Фёдор Достоевский стал активным участником так называемых «пятниц» Михаила Петрашевского: молодые люди собирались, чтобы порассуждать над революционными на то время вопросами, как вольное печатание книг и свобода для крестьян.

Осень 1848 года стала переломной в жизни Достоевского: тогда он познакомился с коммунистом Николаем Спешневым, который решил организовать подпольную типографию и со временем осуществить переворот в Империи. Достоевский поддерживает такие идеи.

Неудивительно, что в апреле 1949 года, через несколько дней после выхода повести «Белые ночи», Достоевского арестовали.

Восемь месяцев он провёл в Петропавловской крепости, ожидая вердикта. Сначала его приговорили к расстрелу, но потом сменили приговор на восемь лет каторги в Омской губернии.

После каторги, в 1857 году, ему возвращают потомственное дворянство и право печататься, но полиция ходит за ним по пятам вплоть до 1875 года.

Памятник Ф.М. Достоевскому в Тобольске

Памятник Ф.М. Достоевскому в Тобольске

Памятник Фёдору Михайловичу Достоевскому в Тобольске расположен в одноимённом сквере рядом с храмом Петра и Павла. Открыт 29 октября 2010 г. Автором памятника выступил Михаил Переяславец. Это действительный член Российской Академии художеств, народный художник Российской Федерации, профессор кафедры скульптуры Московского государственного академического института имени Сурикова.

Выполненный из бронзы памятник показывает сидящего на скамье Фёдора Достоевского, который провёл в Тобольске 10 дней в 1850 г. в пересыльной тюрьме по дороге на каторгу в Омске. Рядом с писателем на скамье лежат тюремные кандалы и Евангелие, которое ему подарила Наталья Фонвизина, жена декабриста Михаила Фонвизина. Писатель сидит на грубой деревянной колоде, у него усталый вид, грубые от тяжёлой работы руки.

Место установки памятника было одобрено членами исторического совета Тобольска. Достоевский именно в этом районе пребывал в пересыльном пункте.

Памятник Ф.М. Достоевскому в Люблино, Москва (2007)

Памятник Ф.М. Достоевскому в Люблино

Писатель жил в Люблино в 1866 году, недалеко от Дурасовского дворца. Установлен в Москве, на Краснодонской улице, дом 2 (на территории ГБОУ СОШ № 1148), во дворе школы, которая носит его имя. 10 ноября 2007 года состоялось открытие монумента, которому предшествовало семь лет подготовки. Автор проекта — скульптор Евгений Петрович Шишков.

Бронзовый бюст помещён на постамент из полированного гранита, на лицевой стороне которого высечены автограф писателя и надпись. «Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна, и именно идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные „высшие“ идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из одной её вытекают».

Портрет Ф.М. Достоевского, художник Дмитриев-Кавказский

О втором прижизненном портрете Достоевского, созданном В.Г. Перовым, речь шла выше, а третий принадлежит известному граверу, рисовальщику, офортисту (Офорт – разновидность гравюры на металле) Льву Евграфовичу Дмитриеву-Кавказскому. Закончив Академию Художеств, Дмитриев-Кавказский выполнял репродукционные офорты с картин Репина, Рубенса, Рембрандта и вскоре был удостоен звания академика гравюры.

В конце 1880 года Л.Е. Дмитриев-Кавказский создает рисуночный портрет Ф.М. Достоевского (перо, карандаш). Художник очень точно передает внешний облик писателя, не акцентируя особенного внимания на смысловой доминанте портрета. В работе нет преобладания ни лиризма, ни трагичности: перед нами человек с простонародной внешностью (напоминающей купца), погруженный в свои мысли, с характерным для Достоевского разрезом и прищуром глаз.

Детство и юность:

Фёдор Достоевский родился в московской «Мариинке» — больнице для бедняков, в которой был хирургом его отец Михаил. Через семь лет Михаил Достоевский получает дворянский титул, уходит в отставку и уезжает в деревню, прихватив с собою всю семью.

Самым близким другом для юного Фёдора становится старший брат, названный в честь отца Михаилом. Вместе они не только учатся писать, но и поддерживают друг друга во всех начинаниях.

В 1932 году Фёдор и Михаил начали получать уроки от приходивших в дом учителей. Потом их отдали в полупансион Друшасова. Мальчики ездили туда каждое утро, а к обеду возвращались домой. В 1834-1837 Фёдор уже получал уроки в частном пансионе Чермака.

В 1937 году умерла мать, хуже всего это известие перенёс именно Фёдор. Усугубила ситуацию смерть Александра Пушкина — эта новость подкосила подростка окончательно.

Отец вскоре отправляет Фёдора и Михаила в петербургский пансион, чтобы те готовились поступать в Главное инженерное училище. Деспотичный отец даже слышать не хотел о писательском ремесле Фёдора.

Памятник Ф.М. Достоевскому в Москве (1997)

Памятник Ф.М. Достоевскому в Москве

Памятник Фёдору Достоевскому установлен в 1997 году перед зданием Российской государственной библиотеки в честь 175 годовщины со дня рождения писателя и 850-летия Москвы. Авторами монумента являются скульптор Александр Рукавишников и архитекторы Михаил Посохин, Александр Геннадьевич Кочековский, Сергей Александрович Шаров.

Бронзовая скульптура изображает литератора, сидящего на скамье. Он о чём-то задумался, его поза неудобна, в выражении лица можно уловить ощущение безысходности и грусти. Статуя помещена на гранитный постамент нестандартной формы. На его передней части высечена надпись «Достоевский», на задней — барельеф набережной Невы в Санкт-Петербурге. Из-за необычной позы Фёдора Достоевского за монументом в народе закрепилось название «памятник русскому геморрою» или «на приёме у проктолога». Автор произведения так комментирует насмешливое прозвище своего творения:

Памятник Ф.М. Достоевскому в Санкт-Петербурге (1997)

Памятник Ф.М. Достоевскому в Санкт-Петербурге

Автор памятника — Любовь Михайловна Холина — создала эскиз гранитного памятника Достоевскому ещё в 1956 г. и в течение нескольких последующих лет дорабатывала его. Но по разным причинам время для установки памятника ещё не настало. 

Лишь 31 октября 1988 г. Исполком Ленсовета издал постановление, по которому Главное Управление культуры, Ленинградские организации Союзов архитекторов и художников РСФСР объявили о проведении конкурса на разработку проекта памятника Ф. М. Достоевскому. 

Всего на конкурс было представлено 12 проектов, и первую премию получила работа Л. М. Холиной и архитектора В. А. Петрова. Однако этот проект не был осуществлён, поскольку потребовалось заменить гранитную скульптуру писателя на бронзовую.

Необходимые изменения в проект были внесены в 1993—1994 гг. с участием сына и внука Л. М. Холиной: художника Петра Александровича и скульптора Павла Петровича Игнатьевых. Разработанный эскиз скульптуры Достоевского был отлит в бронзе на заводе «Монументскульптура».

Место установки памятника было выбрано по инициативе Музея Ф. М. Достоевского и главного художника города И. Г. Уралова. Это бульвар Большой Московской улицы около церкви Владимирской иконы Божией Матери рядом с домом на углу Кузнечного переулка и Ямской (Достоевского) улицы. Именно здесь Достоевский окончил свои дни.

Памятник был открыт 30 мая 1997 г. Каждую первую субботу июля рядом с памятником открываются Дни Достоевского в Санкт-Петербурге.

Бронзовая фигура Достоевского высотой 2 м изображена сидящей, в напряжении работы над своим произведением. Взгляд писателя обращён к церкви Владимирской Божией матери. Скульптура установлена на гранитный постамент высотой 1,5 м. На постамент нанесена простая врезными тонированными буквами надпись «Достоевскому».

Памятник Ф.М. Достоевскому в Добрич, Болгария (2008)

Памятник Ф.М. Достоевскому в Добрич, Болгария

Первый в Болгарии памятник Федору Михайловичу Достоевскому был открыт в 2008 году в Добриче. Великий русский писатель родился в этот день 187 лет тому назад. Монумент возведен в центральном городском сквере между Драматическим театром им. Йордана Йовкова и Художественной Галереей.

На церемонии открытия присутствовали советник посольства Российской Федерации в Болгарии Сергей Фошкин и генеральный консул России в Варне Анатолий Щелкунов.

Идея поставить памятник писателю принадлежит болгарскому Фонду “Достоевский”. Автор трехметровой бронзовой композиции – болгарский скульптор Христо Илиев. На пьедестале из белого и черного мрамора написано: “1876 ГОД. ГОЛОС-НАБАТ В ЗАЩИТУ БОЛГАР”. Это знак признательности писателю за его горячий призыв помочь страдающему болгарскому народу после турецкой резни во время Апрельского восстания 1876 года.

Достоевский многократно ставил вопрос о страданиях болгар перед русским императором, обществом и Церковью. Он вместе с другими великими представителями русского народа внес немаловажный вклад в дело освобождения Болгарии от османского ига.

Памятник Ф.М. Достоевскому в Дрездене

Памятник Ф.М. Достоевскому в Дрездене

Статуя была отлита в 2004 году российским скульптором Рукавишниковым, затем для неё выбирали место и согласовывали разные юридические моменты (Большая заслуга в этом принадлежит действующему в Дрездене Германо-российскому институту культуры). И уже в 2006 году 10 октября состоялось открытие памятника, которое было приурочено к 800-летию Дрездена и 185-летию Фёдора Михайловича. На открытии памятника присутствовали президент РФ Владимир Путин и канцлер ФРГ Ангела Меркель. В торжественной речи они отмечали символическое значение нового монумента, укреплению культурных связей между двумя странами.

Памятник был открыт именно в Дрездене неспроста: писатель бывал здесь несколько раз, а с 1869 года жил с семьёй два года. В Дрездене родилась его дочь Люба, а также были написаны романы “Бесы” и “Вечный муж”.

Найти памятник несложно: он расположен на набережной реки Эльбы, рядом со зданиями конгресс-центра, ландтага земли Саксония и отеля “Маритим”. Оттуда рукой подать до главных достопримечательностей Дрездена, центральной площади и замка.

Памятник Ф.М. Достоевскому в Таллине (2002)

Памятник Ф.М. Достоевскому в Таллине

В центре Таллина, в парке Канути, прилегающем к Центру Русской Культуры, стоит памятник. Он посвящен классику русской литературы, великому писателю Фёдору Михайловичу Достоевскому.

Как известно, в юности Федор Достоевский часто бывал в Ревеле, где проживал его старший брат Михаил. Более того, «ревельский период» нашёл отражение и в творчестве Фёдора Михайловичаю. В частности, считается, что образ Великого Инквизитора в «Братьях Карамазовых» был списан с пастора фон Хууна, с которым писателю довелось пересекаться в Ревеле.

Памятник Достоевскому в Таллине был установлен в 2002 году. Он был преподнесен в дар столице Эстонии правительством Москвы. Об этом свидетельствует надпись на высоком гранитном постаменте. Автором проекта является российский скульптор Валерий Евдокимов. Воздвигнут памятник был по инициативе Общества Славянских культур.

Выбор места установки памятника не случаен. Во-первых, в его пользу говорит близость Центра Русской Культуры. Во-вторых, о парке Канути, который в царское время был частью Инженерного сада у Ревельской инженерной команды, Фёдор Михайлович часто вспоминал в письмах, адресованных его брату Михаилу. Исходя из этого, более правильное место для установки памятника великому русскому писателю в Таллине вряд ли можно найти.

Петербург и новая жизнь

В училище Достоевскому не нравилось: учёба была неинтересной, поэтому свободное время он тратил на чтение. Бальзак, Гомер, Шиллер, Байрон, Гоголь, Некрасов, а Пушкина мог цитировать почти всего. Как вспоминали о нём его друзья, он был гораздо более образованным, если сравнивать в другими писателями того времени.

Увлечение литературой не могло пройти незамеченным, поэтому в 1838 году его друзья по училищу организовали литературный кружок, на собраниях которого юный Достоевский зачитывал свои сочинения.

В 1943 году он закончил училище, получив назначение в Петербургскую инженерную группу, но пробыв там пару месяцев, Достоевский подал в отставку.

Первой его литературной работой станет перевод на русский повести Оноре де Бальзака «Евгения Гранде» в 1844, а через год выходит его собственный роман «Бедные люди».

Эта книга взорвала Петербург, Достоевский почти в одночасье стал знаменитым и желанным гостем в высоком обществе. Его приняли в кружок Белинского, где тогда были рады только по настоящему хорошим авторам.

Но уже следующий роман «Двойник» Петербург принял с непониманием.

Памятник Ф.М. Достоевскому в Усадьбе Даровое (1993)

Памятник Ф.М. Достоевскому в Усадьбе Даровое (1993)​

За въездной аллеей на опушке липовой рощи стоит памятник Ф. М. Достоевскому, открытый 25 сентября 1993 года. Это один из лучших памятников писателю. Авторы: скульптор – заслуженный художник России Ю. Ф. Иванов, архитектор – заслуженный архитектор России, профессор Н. А. Ковальчук.

Установлен памятник в той точке Дарового, от которой во все стороны тянутся живительные для Достоевского нити. Писатель смотрит на Лоск, справа от него поле с Нечаевским погостом и «родным пепелищем». Слева – маленькая усадьба, хранящая память о семейных чаепитиях под вековыми липами. Позади – тенистая липовая роща, любимый приют Феди, Миши и Андрюши Достоевских.

Воздвигнут памятник на средства гражданина России Б. В. Писарева. На постаменте слова «Пророку Отечество». Для Дарового этот факт – памятник писателю на частные пожертвования – весьма знаменателен. Он стал первым искренним даром той земле, на которой взрастал русский гений. Этот дар положил начало благим бескорыстным делам по возрождению земли детства Ф. М. Достоевского.

Портрет Ф.М. Достоевского кисти К.А. Трутовского

Первое прижизненное изображение молодого Ф.М. Достоевского эпохи его литературного дебюта – графический портрет, созданный его товарищем по Петербургскому Инженерному училищу Константином Александровичем Трутовским, который в то время уже обучался в Императорской Академии Художеств.

В своих воспоминаниях К.А. Трутовский пишет: «В то время Федор Михайлович был очень худощав; цвет лица был у него какой-то бледный, серый, волосы светлые и редкие, глаза впалые, но взгляд проницательный и глубокий. Всегда сосредоточенный в себе, он в свободное время постоянно задумчиво ходил взад и вперед где-нибудь в стороне, не видя и не слыша, что происходило вокруг него. Добр и мягок он был всегда, но мало с кем сходился из товарищей…»

Будучи по своему художественному профилю иллюстратором, Трутовский не стремился в портрете передать всю глубину внутреннего мира писателя – он, прежде всего, воссоздавал внешний облик Достоевского. Многое в этой работе идет от духа времени, существовавших в то время штампов и академической выучки. По моде (как у светского эстета) завязан шейный платок, в глазах – покой и доверчивость, как будто бы писатель пытается с надеждой заглянуть в свое будущее. На лице портретируемого нет еще горечи испытаний и страдания – это обычный молодой человек, у которого все впереди.

Мемориальные доски

По многим адресам, где проживал и работал Ф. М. Достоевский установлены памятные доски, в частности в Санкт-Петербурге на следующих домах:

  • 1971 — Владимирский проспект, 11 (дом К. Я. Пряничникова) со стороны Графского переулка, 10: «В этом доме с 1842 г. по 1845 г. жил Федор Михайлович Достоевский. Здесь им был написан роман “Бедные люди”»
  • 1956 — Кузнечный переулок, 5/2 (дом У. К. Кучиной), ныне музей писателя: «В этом доме в 1846 г. и с 1878 г. по день смерти 9 февраля 1881 г. жил Федор Михайлович Достоевский. Здесь им был написан роман “Братья Карамазовы”»
  • 2000 — Вознесенский проспект, 8 (доходный дом Я. Х. Шиля)
  • 1995 — 3-я Красноармейская улица (бывшая 3-я рота Измайловского полка, 5) со стороны улицы Егорова, 8: «На этом месте стоял доходный дом, в котором с марта 1860 года по сентябрь 1861 года жил великий русский писатель Ф. М. Достоевский и работал над “Записками из Мёртвого дома” и романом “Униженные и оскорблённые”»
  • 1998 — Казначейская улица, 7 (ранее доходный дом И. М. Алонкина на Малой Мещанской): «В этом доме в 1864–1867 годах жил Федор Михайлович Достоевский. Здесь написан роман “Преступление и наказание”». Здесь же был создан роман «Игрок»
  • 1986 — доска на фасаде курзала «Висбаденские воды» напоминает о том, что в Висбадене создавался роман «Игрок»
  • 2006 — в Вильнюсе на здании гостиницы по улице Диджейи № 20, в которой в 1867 году по пути в Берлин останавливался Ф. М. Достоевский с женой Анной Григорьевной, была открыта мемориальная таблица скульптора Ромуальдаса Квинтаса. Впоследствии Достоевский кратковременно бывал там по пути из Петербурга в Западную Европу и обратно.

Достоевский во Флоренции

Достоевский был во Флоренции дважды: с Н. Н. Страховым летом 1862 года и с декабря 1868 года по июнь 1869 года с женой Анной Григорьевной. На площади Питти (Palazzo Pitti) на доме № 22 имеется мемориальная доска: «Где-то здесь на рубеже 1868 и 1869 годов Федор Михайлович Достоевский завершил роман „Идиот”» (итал. In questi pressi fra il 1868 e il 1869 Fedor Michailovic Dostoevckij compí il romanzo «L`Idiota»). Уже после установления памятной доски Н. П. Прожогин обнаружил запись Достоевского в библиотеке с указанием своего действительного адреса во Флоренции: улица Гвиччардини (Guicciardini), 8. Роман «Идиот» писатель завершил 17 января 1869 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector